6. 14 На кн. Быт. бес. VI, 2. 15 К Ант. нар. бес. IX, 1. 16 На 1-е посл. к Коринф. бес. XLIII, 2. 17 На Ев. Матф. бес. XLVII, 3. 18 О покаян. бес. VIII, 1. 19 К антиохийскому периоду его служения относятся следующия его творения: Толкования на отдельныя книги Ветхаго Завета, именно на книгу Бытия, Псалтирь и книгу пророка Исаии; из Новаго завета: Толкования на ев. Матфея (лучший его экзегетический труд), на ев. Иоанна, и на послания ап. Павла - к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам, к Филимону, Титу и Тимофею. Кроме истолковательных бесед к этому времени относится и много других его бесед на разные случаи и на отдельныя места Св. Писания и среди них видное место занимают беседы " О покаянии " . Из полемических произведений к этому времени относятся его беседы " Против аномеев " . 20 На посл. к Колосс. бес. VII, п. 3. 21 На Деяния, бес. XXX, п.4. 22 На Ев. Матф. бес. LXVI, 3 и 4. 23 На 17 ст. псалма 48, бес. 1-я, п. 6. 24 Обе эти книги см. ниже в первой книге I-ro тома, стр. 247 и 272. 25 Том XII, p. 500 (беседа VI, Contra Catharos). 26 На Деяния бес. XXVI, 3 и 4. 27 Собственно литургия, известная под названием литургии св. Иоанна Златоуста, не есть совершенно новое произведение, а лишь сокращенное изложение, применительно к указанной потребности, литургии св. Василия Великаго. 28 Aug. De civitate Dei XVIII, 53. 29 В III томе издания Миня. 30 Nilus, Epist., 265, там же 279,3. 31. Dialog. Histor. Palladii, cap. XI. 32. Сократ, Церк. Ист. VI, 21. 33. Матф. X, 24. 31 Dialog. Histor. Palladii, cap. XI, p. 38 (т. I. Бенед. изд.). 32 Сократ, Церк. Ист. VI, 21. 33 Матф. X, 24. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Посланий ап. Павла. Наиболее близко в этом отношении к К. П. Послание к Филимону (Флм 10, 23-24). Оно написано из заключения от лица ап. Павла и Тимофея, в нем упоминается большинство из известных по К. П. сподвижников апостола, в тексте содержатся подробные сведения об Онисиме - беглом рабе, которого ап. Павел отправляет к Филимону, его хозяину и адресату Послания, с просьбой простить его и прислать обратно для служения апостолу (Флм 10-18). Из заключения написаны еще Послание к Филиппийцам (также от лица ап. Павла и Тимофея) и Послание к Ефесянам (из всех Посланий ап. Павла оно структурно и содержательно наиболее близко к К. П.- см. в ст. Ефесянам Послание ). Кроме того, ряд упомянутых в К. П. имен связывает его со 2-м Посланием к Тимофею. Комментаторами К. П. и исследователями раннехрист. лит-ры было предложено 3 варианта ответа на вопрос о месте и времени написания Послания: Эфес (52-54), Кесария (58-60) и Рим (по разным оценкам - 60, 61-63, 62). Каждый из них предполагает особую комбинацию известных и реконструкцию недостающих фактов биографии и лит. деятельности апостола. Так, в Деяниях св. апостолов сообщается о продолжительном содержании ап. Павла под стражей в Кесарии (Деян 23. 23-26) и в Риме (Деян 28. 14-31). В главах, посвященных пребыванию апостола в Эфесе, нет ничего о заключении (Деян 19. 1 - 20. 1, 31). Однако в своих Посланиях апостол говорит, что неоднократно был заточен и подвергался смертельной опасности (2 Кор 6. 4-5; 11. 23; 2 Тим 3. 11), в т. ч. «в Ефесе» (1 Кор 15. 32) и «в Асии» (2 Кор 1. 8-11). В пользу Эфеса высказываются следующие соображения. Расстояние между Римом и Колоссами настолько велико, что беглый раб Онисим едва ли мог проделать этот путь, а сам апостол вряд ли стал бы говорить о визите Марка и о своем посещении Колосс как о возможных событиях ближайшего будущего (Кол 4. 9-10; Флм 10-11, 22). Этих трудностей не возникает, если предположить, что К. П. было написано в Эфесе, расположенном значительно ближе к Колоссам, чем Рим. В то же время ни в Посланиях апостола, ни в Деяниях св.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Началось дело с тех выражений, который освящены были древностию, заключались в символах и взяты были прямо из Св. Писания. Этот полемический прием против ариан был весьма сильный, но он возбуждал и евсевиан к отпору. Вопрос ставили так, что символ ариан обвиняли прямо в несогласии с словами Св. Писания. Но так ставить дело можно было только при не вполне ясном понимании самого существа арианства. Ариане не отвергали ни книг, ни мест Св. Писания, только экзегетика была у них другая, и это оттого, что философия была другая. Вследствие этого и невозможно было таким путем прийти к какому-нибудь твердому результату. Напр., в ответ на предложение внести в символ выражение «χ του Θεου» евсевиане заявили, что и они согласны с этим; но ведь и все из Бога, прибавляли они, ибо «един Бог, из Него же вся» (1 Кор. VIII, 6; 2 Кор. V, 18). Таким образом, простое выражение «χ του Θεου» не могло решить спора между православными и крайним выражением арианской партии. Нужно было подыскать термин для евсевиан неудобоприемлемый. Такое выражение было «χ τς ουσας». Затем предложен был ряд библейских выражений: сияние славы, образ ипостаси, образ Бога невидимого, сила Господня, премудрость и т. под. Но и этим выражениям евсевиане, или гласно, или только между своими, противопоставляли другие, ослабляющие силу первых выражения. Например, в противовес тем выводам, которые православные делали из 1 Кор. I, 24: «Христа, Божию силу », евсевиане указывали на Исход (XII, 41), где и евреи называются силою Господнею, и на пр. Иоиля (II, 25), у которого саранча называется великою силою Божией. Следовательно, слово δναμις еще не выражает единосущия Сына с Отцом. А с словами послания к Колосс. I, 15: Сын Божий « есть образ Бога невидимого», они предлагали сопоставить 1 Кор. I, 7, где и муж называется образом Бога, и отклоняли на этом основании заключение к единосущию Сына с Отцом. Вечность Сына они истолковывали в отношении к будущему, а не в смысле совечного искони существования Сына с Отцом. Смысл слов Иоан. XIV, 10 «εγ εν τω Πατρ» они старались ограничить такими параллелями, как Деян. XVII, 28: « о Нем бо живем и движемся и есмы (ν ατω). Таким образом, становилось ясно, что одними библейскими выражениями отстранить арианство невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

§ 18. Послание к Филимону Послание к Филимону — по содержанию частное и самое короткое из посланий ап. Павла. Это даже не послание, а письмо. Личного адресата имеют и Пастырские послания (Тит., 1 и 2 Тим.), но так как Тит и Тимофей были поставлены Павлом руководить Церковью, то и послания, обращенные к ним, затрагивают более общецерковные, далеко не частные темы (см. гл. XI). Особенностью Флм. является то, что написанное по очень конкретному частному случаю, это послание отражает взгляд апостола Павла на устроение внутрихристианских взаимоотношений на уровне не общины, а отдельных личностей. Подобно тому, как в капле воды отражается весь окружающий мир, в этом частном случае проявляется Павлово видение церковного мироустройства. Самое интересное, что по формальному признаку — как одно из посланий «из уз» — Флм. примыкает к таким глобально-вселенско-космическим по своей тематике Кол. и Еф., отчего соотношение этой маленькой «капли воды» с «мировым океаном» Церкви выглядит еще более парадоксально: одновременно и, на первый взгляд, несоизмеримо, и, по некотором размышлении, вполне соответственно. Учение о мире, который принес с собою Христос, чтобы «примирить с Собою все» (Кол. 1, 20; ср. Еф. 2, 14-17; 4, 3), для Павла является не оторванным от жизни богословствованием, а принципом, который преображает всю жизнь во всех ее самых частных проявлениях. Поэтому «Церковь имела все основания дать этому посланию место в каноне священных книг. То решение частного случая, которое ап. Павел предлагает в этом послании, имеет глубокое принципиальное значение» . 69. Кто такой Филимон? Адресатом был молодой состоятельный христианин по имени Филимон, житель Колосс — города в долине реки Лик в Малой Азии (см. подробнее § 38). Павел приветствует также Апфию (по мнению свт. Иоанна Златоуста, супругу Филимона) и Архиппа (их сына? ), а также его «домашнюю церковь» ) oi)=ko/n sou e)kklhsi/#). Предполагают, что Филимон был обращен Павлом во время пребывания апостола в Ефесе — малоазийском центре, к которому шли все дороги из окрестных городов, в том числе и из Колосс. Более того, Филимон и вся его домашняя церковь активно участвовали в жизни колосской церкви, занимаясь миссионерством, о чем свидетельствует тот факт, что и Филимон, и Архипп (так же как и Онисим — см. ниже), причислены Церковью к лику 70-ти апостолов, а Апфия — к лику равноапостольных жен.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

192. К Анатолию, чиновнику префектуры . Еще прежде получения вашего письма я узнал, какие притеснения, какие козни, какие искушения, какое оскорбительное обхождение вы испытываете, и потому особенно ублажаю вас, имея в виду те награды, воздаяния и венцы, которые ожидают вас за это. Как строящие вам козни и беспокоящие вас подвергают себя тяжкому осуждению и навлекают на свою голову огонь геенский, так вы, претерпев это, сподобитесь великого возмездия, великого вознаграждения. Не смущайтесь же и не тревожьтесь поэтому, — напротив, радуйтесь и веселитесь, одушевляясь чувствами апостола, выразившимися в его словах: « Ныне радуюсь в страданиях моих » (Колосс. 1:24), или еще: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность » (Рим. 5:3, 4). Сделавшись, таким образом, искушенными и постепенно богатея богатством небесным, радуйтесь тем более, чем жесточе будут ваши страдания, если вам придется испытать еще более сильное гонение: « Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим. 8:18). Нам небезызвестно, сколько вы показали терпения, мужества, твердости, искреннего и горячего расположения к нам, непреклонности, неизменности и непоколебимости в своем образе мыслей. Свидетельствуем вам великую благодарность за это и со своей стороны. Мы постоянно от всей души заботимся о вас, и дальность расстояния нисколько не делает нас равнодушнее к любви вашей. Благодарю вас также за то усердие, с каким вы постарались не допустить в церковь готскую никакого смятения и дело отсрочили. Не только не осуждаю вас за то, что вы никого не послали, но хвалю и одобряю. В особенности похвально то, что все вы согласно затруднились принять в настоящее время это предложение. Старайтесь и вперед, сколько от вас будет зависеть, как сами непосредственно, так и через других, через кого только будет можно, отложить дело до срока. Успеете ли в этом, или нет, во всяком случае вы заслужите этим полнейшую награду за свое намерение и благожелание. 195. К пресвитеру Акакию  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

490 …«В нашей здешней библиотеке эти проповеди есть...» – Возможно, речь идет о книге «Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные Смоленской пастве» (Смоленск, 1877). 491 Затем велел мне сесть и сказал: «Вот как хорошо, что я съездил в Астрахань». – Отец Иоанн был в Астрахани с 27 сентября по 3 октября 1903 г., где он принял участие в освящении придела во имя свт. Николая Чудотворца в храме св. равноапостольного Владимира. «Затем освящался также местным архиереем, в сослужении с о. Иоанном, новый храм во имя Знамения Божией Матери» (Котлин. 1903. 226, 5 октября). 495 Затем дал нам всем по брошюрке, содержащей его ответ на статью графа Льва Толстого против духовенства. – См. примеч. 486 к настоящей части. 496 ...сказал мне, что получил письмо от одного толстовца, в котором тот упрекает Батюшку в следующих словах: «Как Вы, такой пигмей, позволили себе пойти против такого колосса, как Толстой! Вам его не сломить». Батюшка тут же прочел мне свой ответ... – Ответ отца Иоанна на письмо толстовца был опубликован в журнале «Миссионерское обозрение» (1904. 1. С. 165). В нем, в частности, говорилось: «И то правда, что Толстой – колосс, но в своей сфере, в области литературы романической и драматической, а в области религиозной он – настоящий пигмей, ничего не смыслящий. И если я и еще скажу в обличение Толстого и его товарищей, прошу их не прогневаться за голую и резкую правду. Я не хотел более отвечать на безумные глаголы Толстого, но если меня резко вызывают на это, то, по долгу пред Истиной и Церковью, отвечаю, отдавая в печать выдержки из моего дневника, заключающие мои мысли и чувства по поводу душегубного толстовского еретичества...». 497 ...рассказал, как в свою поездку в Ревель Господь спас его и ехавших с ним от крушения: вагон так и подбрасывало, но кондуктор догадался затормозить вовремя вагон. – Имеется в виду поездка отца Иоанна в Пюхтицкий женский монастырь, куда он прибыл 18 ноября 1903 г. в 5 часов 30 минут утра. О «неприятном происшествии» на железной дороге газета «Ревельские известия» сообщала: «Не доезжая до станции Волосово, три задних вагона поезда, в котором находился отец Иоанн, сошли с рельсов. Так как поезд был своевременно остановлен, то несчастий с ехавшими не случилось, и все дело ограничилось тем, что сошедшие с рельсов вагоны были отцеплены, а ехавшие в них пассажиры, в том числе и отец Иоанн, пересажены в передние вагоны» (Ревельские известия. 1903. 265. 25 ноября). Возможно, происшествие было вызвано снежными заносами на Балтийской и Псково-Рижской железных дорогах: «Высота снежных сугробов достигает во многих местах более аршина. Особенно много снега скопилось между станциями Волосово, Гатчина, Тапс и Тиббифер» (Там же. 1903. 262, 20 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

52 «Муж словесный и сильный поборник истины.» См. Начерт. Церк. Истор. Отд. 1-е. В. 3-й писатели Церкви, и: прибавл. к изд. Твор. Св. Отцов ч. 16-й стран. 158. – 54 Кровь твоя, мудре, тайно вопиет от земли, якоже Авелева к Богу, богомудре Святителю Мефодие, ясно проповедавый Божие вочеловечение: темже и посрамил ecu Оригенову лесть, и преставился ecu в небесный чертог. Моли Христа Бога да спасет души наши. Священнотаинник святыя Троицы и яже паче ума повелений Божественных проповедник, и православным утверждение был ecu, Мефодие, злословные обличил ecu смыслы, правоверия ради кровию твоею священномученик явился: и Христу со Ангелы предстоя, моли спастися нам. Тропарь и кондак 20-го Июня. Вот краткое о семь замечательном Отце церкви сказание в Синаксаре: Сей блаженный пастырь в младости стяжа велию премудрость, земную и духовную Сего ради добре пасяше стадо, просвещая и питая учением. Многа бо писания остави, в нихже ово похваляет девство, ово учить о творении и воскресении, ово обличает язычество и Оригеново суемудрие. Бывши первее епископом Патар и Олимпа, гонением перенесен был в Тир и ту потерпе за Христа смерть. Он увенчася мученичеством в конце последняго (Диоклитианова) гонения. – в халкиде сирской, в лето 310-е. 57 Помещены они в Октоихе, в следованной псалтири, и в псалтири. печатаемой для келейного употребления иноков и для домашнего употребления всех Христиан православных, которые не должны забывать, что молитвенное употребление свящ. Псалмов, освященное для церкви Самим Господом, заповедано всем нам св. Его Апостолами ( Ефес. 5:18,19 . Колосс. 3:16), как одно из средств к духовному преуспеянию и к вечному спасению. После них помещены в келейной псалтири нашей исполненные глубоких и возвышенных мыслей и необыкновенного умиления молитвы, обязанные своим происхождением святым подвижникам древних веков христианства. 62 Филосторгий в Ист. Церк. кн. II, гл. 2, говорит, что Арий писал корабельные, мельничные и путевые песни и придавал им напев, какие какой почитал приличными, чтобы приятностью напева людей неопытных незаметно увлечь к своему нечестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

982 Нельзя конечно с де Ветте приписывать апостолу посещение из восточных стран только Колосс и Филипп (исключая именно Ефес). 983 Потому что далее простых предположений здесь идти нельзя (отчасти только даже возможности, как напр. очень возможно, что Павел мог быть в Испании сначала, как и после освобождения). 985 Что этот город был местом написания (а следов. написание послания к Титу случилось прежде или тотчас после первого послания к Тимофею), это несомненно и само собою понятно; поэтому направленная против сего полемика Гутера (Commentar zu den Pastoralbriefen. 3 Aufl.. 1866. S. 41) никоим образом не имеет здесь места. 986 По Филип. 2, 19 – рассуждает де Ветте – Павел, конечно, намеревался послать Тимофея в Македонию; но исполнил ли он это намерение неизвестно, и что Тимофей поэтому мог навсегда остаться в Македонии – нужно считать нелепостью. Когда около 50 года Павел отправился с Варнавою из Антиохию в Иерусалим Гал. 2, 1 на апостольский собор ( Деян. 15 ), его сопровождал юный Тит ( Гал. 2, 1. 3 ) из язычников, обращенный Павлом вероятно в Антиохии (ср. Тит. 1. 4 ). Христиане из иудеев настаивали на то, чтобы его обрезать, но Павел не согласился. Затем Тит снова является, как сотрудник апостола, в его третьем великом апостольском путешествии (именно как посланный Павлом из Ефеса в Коринф – после отправления первого послания к Коринфянам – и как вручитель второго послания к Коринфянам 2Кор. 7, 6. 13. 14; 8, 6. 16. 23; 12:18 ). Позднее, по посланию к Титу, Тит действовал в Крите, и по преданию (у Евсев. h. е. 111, 4; Феодорита в относящихся сюда местах и др.) умер епископом критским. В более постоянном и тесном общении с Павлом был Тимофей. Когда Павел, во время своего второго великого апостольского путешествия, вместе с Силою пришел в Дервию и Листру в Ликаонии ( Деян. 16:1 ), он нашел в Листре ( Деян. 16, 2 ср. Деян. 20:4 ) юношу Тимофея, мать которого Евника и бабка Лоида были благочестивые христианки из иудеев 2Тим. 1:15 ), а отец язычник, или, может быть, прозелит врат ( Деян. 16:3 ), и взял его с собою, как сына иудеянки, и для того, чтобы сделать его более полезным в деятельности между иудеями, Павел в апостольской свободе духа подверг его обрезанию ( Деян. 16:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

И обращаясь к Галатам, он порицает тех, кто соблюдает закон и защищает обрезание (ср. 5:2:4): это ересь Эвиона. Наставляя Тимофея, Павел бранит запрещающих брак (ср. 1 Тим. 4:3), — а ведь так учат Маркион и его последователь Апеллес. Равным образом он порицает и тех, которые заявляли, что воскресение уже было (ср. 2 Тим, 2:18): а это утверждают о себе валентиниане. Но и когда он говорит о бесчисленных родословиях (ср. 1 Тим. 1:4), и тут распознается Валентин. У него упомянутый и неведомый Эон, имеющий новое и не одно имя, рождает из своей благодати Ум и Истину; и они, в свою очередь, порождают Слово и Жизнь, затем и эти рождают Человека и Церковь, и так получается первая восьмерица эонов. Отсюда возникают другие десять эонов и остальные двенадцать эонов с удивительными именами, и получается настоящая басня о тридцати эонах. Тот же апостол, порицая служащих стихиям (ср. Колосс. 2:8), указывает этим кое–что из учения Гермогена, который, вводя нерожденную материю, уподобляет ее нерожденному Богу и превращая мать стихий в богиню, может служить ей, ибо уподобляет ее Богу   . Иоанн же в Откровении повелевает наказывать тех, которые едят идоложертвенное и любодействуют (2:14). И теперь есть николаиты, но другие — это Каинова ересь   . И в своем послании он особенно называет антихристами тех, которые отрицали, что Христос явился во плоти, и которые не считали Иисуса Сыном Божьим (1 Иоан. 4:3): первое защищал Маркион. а второе — Эвион. Что до учения Симона Мага, которое служит ангелам, то оно и само причислялось к идолослужению и осуждалось апостолом Петром в лице самого Симона   . 34.  Таковы, думается мне, роды превратных учений, существовавших при апостолах, — как мы знаем от них самих. И однако при всем разнообразии извращений, мы не находим ни одного учения среди них, которое возбудило бы спор о Боге, Творце мироздания. Никто и помыслить не смел о другом Боге. Колебались скорее о Сыне, нежели об Отце, — пока Маркион не ввел кроме Творца другого Бога, единственно благого, пока Апеллес не превратил в Творца неведомо какого славного ангела, посланного] верховным Богом, сделал его Богом Закона и Израиля, утверждая, что он огненный; пока Валентин не рассеял свои эоны, и недостаток одного эона не связал с происхождением Бога–Творца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Из пречистых девственных кровей Богоматери соткалась Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа, которых мы теперь постоянно причащаемся, становясь, таким образом, в таинственном плане, детьми Богоматери, как члены мистического Тела Христова, по слову Священного Писания ( Ин. 15, 1–5 ; Колосс. 1, 18, 24; I Кор. 12. 27). В Православии это сыновнее отношение к Богородице Марии сильно и остро, как нигде! К ней обращаются как к родной (в высшей степени!), кровной (по Крови Христовой) Матери. В молитвенном правиле перед причащением неразрешимая и непреодолимая антитеза: «низость человека – высота Бога» находит свое разрешение и преодоление в созерцании любви Божией, которая именно так благоволит спасать человека (то есть через непосредственное духовно-вещественное соединение со Христом). Для любви не находится препятствий в диаметральной противоположности двух бездн – греха человеческого и святости Божией. Поручительницей этому оказывается Богоматерь, в которой Бог благоволил соединиться с человечеством. Поэтому в правиле перед причастием мысли о милосердии Божием и Его любви к человеку особенно сильно звучат в каноне, акафисте и молитвах ко Пречистой Богородице Марии. Человеческое сердце, столкнувшееся с фактом своей бесконечной виновности перед Богом и безграничной Святости Бога и нашедшее как бы нежданный выход и надежду в неизреченной и необъяснимой любви Бога к этому сердцу, неизбежно рождает обильные, искренние слезы глубочайшего покаяния и глубочайшего умиления! Отсюда в Православии искони веков такие слезы прославляются и почитаются как особый Божий дар! Они далеки от какой-либо ложной чувствительности, которую в миру принято называть сентиментальностью, чужды всякого лицемерия и притворства. Ибо Православию глубоко чужда всякая, даже «благочестивая» неправда. В этой связи важно понять, что и слова, положенные читать пастырю перед причастием, в которых он исповедует себя «первым из всех грешных», – это отнюдь не благочестивое лицемерие (ради некой ложной скромности), а действительная и сущая правда о нем самом. С таким сознанием священник Православной Церкви и служит и живет...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010