Иностранная коллегия, как и следовало ожидать, взяла их под свою защиту, и в донесении Св. Синоду писала, что она «в тех делах доныне слабых их поступков ни малейше не усматривает, и весьма нечаятельно, чтоб они, по причине разности в законе с греко-российским исповеданием, указы е. и. в. пренебрегали и прямого радения и прилежания в том не имели; а особливо о графе Кейзерлинге, яко о лютеранине, никакого сомнения быть не может, понеже лютеране с римляны или папежцами, как известно, никакого согласия в вере и законе не имеют, но наипаче между ними в том, временем, и распри не малые случаются. А хотя Голембовский и римского исповедания, однако ж чрез сорок лет его службы никакого пристрастия не усмотрено и коллегия не имела еще причины быть им недовольной... Прежде них при польском дворе послами были из знатных русских фамилий, яко князья Долгоруковы и другие, но в тех обидных делах не более сих успеха имели». 589 Защищая министров, коллегия завиняла, напротив, зарубежное духовенство, особенно игуменов монастырей, в непорядочных и непотребных поступках и что они сами нередко служат причиной опустошения монастырей и иных самовольств, не имея над собой духовного правления и никаких надзирателей, которые бы крепко смотрели жития и поступков их. Коллегия собственно повторяла то, что нашла в одном из приложенных Голембовским документов, именно в письме пинского униатского епископа Булгака к Голембовскому от 9-го марта 1743 года; «уже при моем времени – писал Булгак – несколько игуменов пинских, забрав церковное серебро, деньги на починку церкви, как в здешних краях собранные, так из России присланные, ушли в путь свой, о которых и поныне не слышно. Откуда же сие все происходит, откуда соблазны такие являются и такие непристойности, ежели не оттуду, что не униатского закона духовные никакого в здешних краях не имеют над собой духовного правительства, не имеют визитаторов, которые бы накрепко смотрели жития и поступков, приходов и расходов; отчего то происходит, что почтенные игумены не знают, что пртемлют; воспоследовавшие же по них не ведают, что им оставлено». 590

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

За полезную и усердную работу для института председателя коллегии иеромонаха Макария Владыка Митрополит благословил на ношение золотого наперсного креста, а прочие члены коллегии получили портреты Владыки Митрополита с его подписью и книги. Кроме коллегии многие студенты и вольнослушатели принимали деятельное участие в жизни института: несли нелегкий труд по церковному сбору на институт, другие – по лучшему устройству собраний и богослужений, третьи – по исправлению различных поручений от института и т. п. К концу 1921/22 учебного года положение института значительно укрепилось: его организация, как высшего учебного заведения, была закончена, все кафедры замещены. Кроме лекций были введены практические занятия, успешно действовали кружки. Совет постановил принимать в институт без экзаменов только лиц с высшим образованием, а остальные должны были сдавать экзамены по пяти предметам. Имея в виду будущую ученую деятельность своих студентов, Совет признал необходимым ходатайствовать перед Высшей Церковной Властью о даровании права присуждать первую ученую степень кандидата богословия. Наряду с этим Совет института, как и прежде, деятельно стремился к объединению интеллигентных религиозных людей вокруг Православной Церкви и к установлению связи с приходскими общинами Петрограда. Для этого были приглашены специалисты из университета и других учебных заведений. Многие из них заняли места наставников в Богословском институте. Другие проводили публичные лекции в институте. За упомянутый учебный год было прочитано сорок семь лекций на самые разнообразные темы. Кроме профессоров и преподавателей института, в них принимали участие профессора б. Духовной академии – В. М. Верюжский, И. И. Соколов ; университета – Л. П. Карсавин, Л. К. Ильинский, С. А. Алексеев , С. П. Глазенап, Д. М. Позднеев, Д. И. Абрамович , С. В. Рождественский , И. М. Гревс; архимандриты Иннокентий, Сергий, протоиереи С. И. Бычков, А. И. Введенский , М. С. Попов, Д. Якшич, инженер Н. Д. Красильников и А. П. Обновленский. Как дальнейшую ступень к объединению Совет на последних заседаниях наметил образование при Богословском институте ученой богословской коллегии, куда бы вошли и все наставники Петроградской б. Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Römische Staatsverwaltung. Bd. 3, 2. Aufl. 1885. S. 142. Anm. 4), Аполог., гл. 39: «Если даже у нас есть род кассы (arca), то она собирается не из позорной суммы как бы проданной религии. Каждый производит умеренный взнос ежемесячно, или когда захочет и если только захочет, и если только в состоянии, потому что никто не принуждается, но приносит по своей охоте. Это как бы взносы благочестия (а не союзный капитал, служащий целям производящих взносы членов союза, или же целям какого-либо культа). Потому что они издерживаются не на пирушки и попойки... а на питание и погребение нуждающихся...». Конечно, Тертуллиан имел в виду при этом описании коллегии, в особенности «коллегии бедняков», но именно с целью показать, что особенности коллегий не встречаются у христиан, что, таким образом, римское законодательство о союзах (решительно запрещавшее коллегии и делавшее общее исключение только в пользу «погребальных коллегий» и «коллегий бедняков», ср.: Marquardt. S. 140 ff.) неприменимо к христианской общине. По этой также причине у Тертуллиана вовсе нет речи о том аргументе (предполагаемом Löning " ом. S. 210), что «коллегии бедняков» не нуждались в государственном утверждении, и что, с этой точки зрения, христианская община также могла бы считаться за дозволенную коллегию без особого утверждения. Тертуллиан защищает христианскую общину с той точки зрения, что она представляет собой только сообщество веры без союзной организации и, следовательно, также и без союзного капитала, с чисто духовными целями («мы сходимся на молитву») и с чисто духовными средствами дисциплины (censura divina); поэтому он предпочтительно характеризует христианскую общину не как «коллегию», но как «секту», т. е. в некотором роде философскую школу: христиан объединяет общность убеждений, а не союзная организация. Но если сам Тертуллиан отклоняет отождествление общины с «коллегиями бедняков», то тем менее можно ожидать, чтобы светское начальство с этой точки зрения считало общину имеющей право владения собственностью и, таким образом, признавало церковное имущество за имущество корпорации в правовом смысле и защищало его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем выступлении, посвященном инспекционным поездкам членов Коллегии в монастыри, описала основные задачи, стоящие перед теми, кто посещает обители Русской Православной Церкви от имени Синодального отдела. Главной задачей матушка назвала оказание братской помощи монастырям в решении наболевших вопросов. «Наша задача — понять, насколько братия едины, ощущают ли они себя общностью, духовной семьей; как исполняется устав обители и, если возникают в этом проблемы, то почему; доверительные ли отношения складываются у братии и игумена, и какая атмосфера царит в братстве; как осуществляется духовное руководство; как относятся в обители к престарелым и немощным братиям. Нам не стоит погружаться в какие-то мелочи, в те вещи, которые могут быть решены и без нашего участия. Мы призваны быть не " ревизорами " , а собратьями», — сказала в своем выступлении игумения Викторина, отметив, что и сами члены Коллегии, посещая монастыри с инспекционными поездками, готовы учиться и учатся у преуспевших. Игумения Викторина также обратила внимание собравшихся на тот факт, что в обителях зачастую либо не знают о выпущенных Межведомственной комиссией и утвержденных Священным Синодом документах, о которых рассказывала игумения Домника, либо на эти документы не обращают должного внимания. Между тем они детально разрабатывались с учетом часто задаваемых монастырями вопросов. Матушка порекомендовала всем ознакомиться с вышедшими документами, а проверяющим раздавать эти документы в ходе посещений монастырей. По мнению игумении Викторины, инспекционные поездки членов Коллегии более всего необходимы для поддержания связи между обителями и Синодальным отделом, что дает возможность монастырям передавать просьбы о помощи и вовремя оказывать необходимую помощь, поддерживать духовно, предупреждать об опасности или передавать значимые новости. Эта связь должна быть живой и неформальной. Именно таким образом создается духовное, молитвенное и братское единение между обителями, которое нужно всячески укреплять и которое способствует нашему общецерковному единству.

http://patriarchia.ru/db/text/6009306.ht...

4) В 1786 г. от Главного народного училища отделена Учительская семинария, в которой введен новый способ обучения, заимствованный от Венских нормальных школ. Для усвоения этого способа духовным училищам, по Высочайшему повелению, высылаемы были в учительскую семинарию воспитанники духовных семинарий и, между прочими, Александроневской. В 1786 г. из здешней семинарии посланы Иван Дубковский и Петр Орлов из философского и Прокопий Погостицкий из риторического класса. 4) В Медицинскую коллегию В 1786 г. Медицинская коллегия представила св. Синоду, что по новому штату ее, Высочайше утвержденному в 16-й день июля этого года, для удобнейшего снабжения Российской империи искусными врачами умножено число лекарских учеников при трех медицинских училищах. Но так как Высочайше утвержденными правилами положено было для укомплектования этих училищ принимать молодых людей знающих латинский язык, то коллегия нашла самым надежным и удобнейшим средством к получению таких людей приглашение из духовных академий и семинарий и просила св. Синод о беспрепятственном увольнении воспитанников, желающих в Медицинскую коллегию, обнадеживая с своей стороны, что они всегда будут принимаемы беспрепятственно, начиная с 1787 года, в три срока: в январе, мае и сентябре месяцах. Так как число духовных воспитанников постоянно умножалось и требование было уважительно, то св. Синод разрешил на этот и будущие разы отпуск академических и семинарских воспитанников, достигших до риторики, философии и богословия, в Медицинскую коллегию. Заботливость св. Синода о своих воспитанниках постановила только одно условие, чтобы местные духовные власти, при отпуске воспитанников в медицинские училища, назначали в их аттестатах крайние сроки, необходимые для поступления их в коллегию, с тем, что если кто из них в тот срок не будет принят в число медицинских учеников: то они не оставались бы во вредной обществу праздности и не определялись ни в какие другие науки, но возвращались в свои прежние духовные училища 69 . Вследствие этого распоряжения многие воспитанники как здешней, так и прочих семинарий переходили в медикохирургические училища и некоторые из них приобрели себе на этом поприще весьма хорошую известность. Из Александроневской семинарии в один год (1788) поступили в здешнюю Медикохирургическую академию: Константин Приморский из философского класса, Лев Логиневский, Алексей Лапшин и Иван Черенцовский из риторического и Кондрат Ильяшев из пиитического. 5) В Московский университет

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

612 . Коллегия обиделась столь сильным заявлением Волчанского. «Такое его, преосвященного епископа, генеральное на оных доношение к немалому удивлению служит, ибо ему надлежало о таком небезважном деле обстоятельно изобразить, кому именно из благочестивых и в чем от оных защищения или заступления не показано, дабы потом от них, яко акредитованных при польском дворе министров, надлежащие изъяснения взяты быть могли... С польской стороны – прибавляла коллегия – по иным жалобам не без резона ответствуют, что тамошние благочестивые, яко Польские подданные, к надлежащим своим судам не приходят и, прямому пути в том не следуя, с своими жалобами в Россию адресуются; а на иных, и на самих благочестивых, о невоздержных их и непорядочных поступках и излишной пыхе или неумеренности предъявляют, еже и в присланных в Св. Синод от преосвященного епископа белорусского жалобах отчасти нечто усматривается». По поводу этих пререканий, коллегия возобновила свое настояние, чтобы Св. Синод определил от себя в Польше и Литве из духовных достойную персону, с потребным кредитивом, который бы, яко комиссар, все причиняемые православным обиды престерегал и свидетельствовал, и о том не токмо своевременно представлял министрам, но и сам по тамошним обыкновениям приносил жалобы и требовал удовлетворения. 613 Коллегия сообщила об этих обвинениях Голембовскому. Голембовский в пространной реляции от 19-го апр. 1746 г., оправдываясь сам, завинял русских и в главе их белорусского епископа. «Неоспоримо, писал он, что иногда исповедникам греко-российской веры, по некоторым местам и много обиды чинится: но к сожалению есть, что они того сами или желают» (этого только не доставало) «или же своей непристойной горделивостью и угрозами сами на себя вред навлекают; а чтоб они таким образом, как жалоба приносится и прибавкой распложается, гонимы и утесняемы были, то неправда, и комиссия покажет, коль неосновательны те многие жалобы, которыми ваше и. в. ныне толь часто утруждается»... «Епископ белорусский сам в своем доношении позабывает тот решпект, которым он вашему и. в. долженствует, когда он о римско-католической религии и о той вере, которую король, его государь, исповедует, такими непристойными экспрессиями и таким образом отзывается, что ему зело трудно было б того доказать. И ежели б такой епископ, который разумом и умеренностью своей другим в пример быть имеет, сие письменно учинил, то чего б не сделали его отцы и подчиненные духовные, которые иногда ничего больше не разумеют, как только то, к чему их страсть своя приводит». 614

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010