8. На суд Духовнаго Коллегиум относить суды Епископов, если кто оными не доволен. Дела же суду сему подлежат сия именно: недоуменные браки, вины разводов брачных, обиды клиру, или монастырю от своего Епископа нанесенныя, обиды, сделанныя Епископу от другаго Епископа. И кратко рекше: вся тая дела, которыя к суду Патриаршему надлежали. 9. Должно Коллегиум разсмотреть, кто и как владеет землями церковными, и куды на что хлеб и прибыли, аще кия суть денежныя, издерживаются. И если кто церковные пожитки похищает воровски: Духовное Коллегиум наступать на онаго, и на нем похищеннаго доправлять долженствует. 10. Когда Епископ, или меньший служитель церковный обиду терпит от господина некоего сильнаго, хотя на него не в Коллегиум Духовном, но в Юстиции Коллегиум или послежде в Сенате управы просить надобно: однакож и Духовному Коллегиум нужду свою открыет обидимый. И тогда Президент и все Коллегиум, подая помощь обидимому своему брату, пошлют от себе мужей честных просить скоро управы, где надлежит. 11. Заветы или духовницы знатных особ, аще покажутся быть в чем сумнительныя, объявить оныя в Духовное Коллегиум и в Юстиц Коллегиум, и оба сия Коллегия разсудят, и определение положат. 12. О подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление; ибо в сем не мало погрешаем. Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстудно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, сиесть от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, Бытия глава 3; и делати доброе не только для собственнаго препитания, но еще чтоб имели мы что подавать и требующим, сиесть убогим. Послания к Ефесеем глава 5. И запрещает Бог, да праздный человек ниже яст. 2. Послание к Солуняном глава 3. И потому здравии, а ленивии прошаки Богу противни суть. И аще кто снабдевает оных, и той есть яко помощник, тако и участник оных же греха; и что либо на таковую суетную милостыню издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную.

http://drevo-info.ru/articles/26858.html

С этой целью при организации состава коллегии он предписывает правило, чтоб архимандриты и протопопы «не были в чину сего собрания, которые подручны суть некоторому архиерею в сем же собрании обретающемуся», т. е. не должны быть в Синоде в качестве членов в одно и то же время лица подначальные со своим епархиальным архиереем, ибо в противном случае подчиненные всегда будут склоняться на сторону начальника «архимандрит или протопоп будет непрестанно наблюдать, к которой стороне судимой преклонен есть епископ его, к той и тот архимандрит и протопоп преклонен будет». Таким образом, состав духовной коллегии из разно-епархиальных духовных лиц по мысли регламента должен был иметь своей целью большую свободу деятельности лиц, входивших в него. Президенту духовной коллегии регламентом усвояется голос совершенно равный с прочими членами коллегии и он «подлежати имать суду своея братии, сиесть тойжде коллегии, аще бы в чем знатно погрешил», как гласил царский манифест об учреждении духовной коллегии. Имя «президент» старается объяснить в другом месте регламент, отнюдь не содержит в себе каких-нибудь преимуществ, которые бы усвоялись лицу, носящему это имя. Имя это «не гордое есть», оно не иное что означает собой, как только «председателя» духовной коллегии, поэтому и лицо, носящее этот простой и огромный титул, не может и не должно «помышлять о себе высоко». Да если бы наконец это лицо и пожелало гордиться носимым им именем, то такое его желание едва ли пошло бы дальше простого желания, потому что при своем проявлении вовне нигде не находило бы для себя фактической опоры. «На президенте духовной коллегии, объясняет регламент, нет великия и народ удивляющия славы, нет лишния светлости и позора», а потому ни сам он, если бы пожелал, не может возноситься безмерными похвалами ни «ласкатели» его не могут этого сделать, потому что не имеют нужных для достижения цели средств в своем распоряжении. Так должен был быть устроен по Духовному регламенту первоначальный персонал состава духовной коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

8 . На суд Духовнаго Коллегиум относить суды Епископов, если кто оными не доволен. Дела же суду сему подлежат сия именно: недоуменные браки, вины разводов брачных, обиды клиру, или монастырю от своего Епископа нанесенныя, обиды, сделанныя Епископу от другаго Епископа. И кратко рекше: вся тая дела, которыя к суду Патриаршему надлежали. 9 . Должно Коллегиум разсмотреть, кто и как владеет землями церковными, и куды на что хлеб и прибыли, аще кия суть денежныя, издерживаются. И если кто церковные пожитки похищает воровски: Духовное Коллегиум наступать на онаго, и на нем похищеннаго доправлять долженствует. 10 . Когда Епископ, или меньший служитель церковный обиду терпит от господина некоего сильнаго, хотя на него не в Коллегиум Духовном, но в Юстиции Коллегиум или послежде в Сенате управы просить надобно: однакож и Духовному Коллегиум нужду свою открыет обидимый. И тогда Президент и все Коллегиум, подая помощь обидимому своему брату, пошлют от себе мужей честных просить скоро управы, где надлежит. 11 . Заветы или духовницы знатных особ, аще покажутся быть в чем сумнительныя, объявить оныя в Духовное Коллегиум и в Юстиц Коллегиум, и оба сия Коллегия разсудят, и определение положат. 12 . О подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление; ибо в сем не мало погрешаем. Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстудно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, сиесть от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, Бытия глава 3; и делати доброе не только для собственнаго препитания, но еще чтоб имели мы что подавать и требующим, сиесть убогим. Послания к Ефесеем глава 5. И запрещает Бог , да праздный человек ниже яст. 2. Послание к Солуняном глава 3. И потому здравии, а ленивии прошаки Богу противни суть. И аще кто снабдевает оных, и той есть яко помощник, тако и участник оных же греха; и что либо на таковую суетную милостыню издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

459 Комиссия о церковных имениях сама со своей стороны содействовала благоустройству коллегии. 460 Коллегии вскоре был составлен, Высочайше утвержден 15 марта 1762 года штат. По этому штату в виду того, что «некоторые епархии с своими монастырями и вотчинами находятся в дальнем расстоянии от коллегии экономии», вблизи С.-Петербурга, согласно предположениям коллегии, была учреждена от неё в С.-Петербурге контора, с предоставлением её заведыванию, на основании коллежской инструкции, сборов и расходов епархий С.-Петербургской, Новгородской, Псковской, Архангелогородской, Устюжской и Вологодской. По штату для коллегии экономии с экспедициями и конторой исчислено всего 271 лицо и содержания на них 36 626 руб. В этом штате не разумелись назначавшиеся для вотчин управители, о которых, по неизвестности, сколько таковых потребно, коллегия просила представить особо к тому времени, когда будут начертаны штаты для всех духовных мест, и когда станет ясно, сколько и в каких местностях будут оставлены вотчины в правлении духовных властей. 461 По начертании духовных штатов, президент коллегии экономии князь Куракин не замедлил обратиться к государыне с докладом, в котором объясняя, что назначенные в вотчины управители являются скорее «попечителями», чем управителями вверяемых им ветчин, просил «именовать их попечителями духовных вотчин, с приобщением наименования того города, где кто в уезде случится». Назначением этих попечителей было то, чтобы они являлись «депутатами» за крестьян по делам их в городах, защищая и предохраняя от волокиты, и чтобы собираемые с крестьян доходы «для верного их сохранения» отдавали в городские канцелярии для расходования оных по распоряжениям коллегии. Государыня, согласившись с докладом, указала назначаемым лицам быть казначеями и депутатами по делам духовных вотчин. При казначеях полагались помощники и кроме них при коллегии и её конторе объезжие экономы, знакомые с геодезией для дел межевых. Персонал вспомогательных деятелей коллегии экономии исчисляется так: 60 казначеев, с жалованьем от 160 до 250 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности, с коими имею честь быть. указа Правительствующего Сената от 10 ноября 1832 за о назначении преосвященного Иосифа членом Греко-Униатской коллегии Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского , из Правительствующего Сената, Греко-Униатской духовной коллегии. По именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Правительствующему Сенату в 1 день сего ноября, за собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «На место умершего епископа Сероцинского Всемилостивейше повелеваем быть членом Греко-Униатской духовной коллегии присутствующему ныне в оной, Греко-Униатскому епископу Мстиславскому Иосифу Семашке, с производством ему жалованья по штату, сверх получаемых им ныне по другим должностям окладов». Правительствующий Сенат Приказали: О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении, для должного по оному исполнения, предписать Греко-Униатской духовной коллегии указом, каковым уведомить гг. министров финансов и внутренних дел. Ноября 10 дня 1832 года. (Подлинный подписали:) В должности обер-секретаря Вилинский, секретарь Колодный, повытчик Елофимов. С подлинным верно в должности секретаря коллежский секретарь Рожновский. указа коллегии от 19 мая 1833 за о производстве преосвященному Иосифу содержания, по случаю назначения его Литовским епархиальным епископом Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского , из Греко-Униатской духовной коллегии, Его Преосвященству Литовскому епархиальному епископу Иосифу Семашко . Сия коллегия, слушав предложение г. министра внутренних дел, статс-секретаря и кавалера Дмитрия Николаевича Блудова, от 9 сего мая за в коем уведомляет, что о производстве Вашему Преосвященству штатного жалованья по званию члена Греко-Униатской духовной коллегии 1.875 рублей, а равно столовых по 1.200 рублей и 3.000 рублей, назначавшихся бывшему Брестскому епископу митрополиту Иосафату Булгаку, г. министром финансов предписано главному казначейству с тем, чтобы отпуск означенных окладов оно производило по требованию Греко-Униатской коллегии, жалованье же 1.000 рублей серебром, которое Вашему Преосвященству назначалось по званию викария Белорусской епархии, предписано прекратить со 2 апреля сего года, равно как и отпуск означенных 3.000 рублей по Гродненской казённой палате.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

5. Коллегия и созданные ею рабочие группы финансируются за счет средств ЕОРОиК. 6. Коллегия создается (упраздняется) указом епархиального архиерея. II. Цели и задачи Коллегии 1. Цели. 1.1. Содействие реализации общецерковного документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» на территории епархии. 1.2. Предварительная выработка приоритетных направлений деятельности и поиск оптимальных решений по вопросам религиозного образования и катехизации в епархии. 1.3. Экспертно-консультативная поддержка деятельности ЕОРОиК и ответственных лиц на местах. 2. Задачи. 2.1. Выработка предложений по формированию единой программы религиозно-образовательной и катехизической деятельности в епархии, определение путей и изыскание возможностей ее реализации. 2.2. Осуществление годового планирования религиозно-образовательной и катехизической деятельности. 2.3. Предложение краткосрочного плана мероприятий, согласованных с годовым планом. 2.4. Рассмотрение и обобщение наиболее эффективного опыта организации и ведения религиозно-образовательной и катехизической деятельности в благочиниях и на приходах епархии. 2.5. Разработка методических рекомендаций, оказание необходимой помощи в организации религиозно-образовательной и катехизической деятельности в благочиниях и на приходах. 2.6. Содействие в организации катехизаторских и катехизических курсов, духовно-просветительских центров, воскресных школ, православных образовательных учреждений и иных форм православного духовно-нравственного просвещения. 2.7. Налаживание взаимодействия с заинтересованной общественностью, учреждениями и ведомствами органов государственной, региональной и муниципальной власти. III. Состав Коллегии 1. Состав Коллегии утверждается указом епархиального архиерея. 2. Коллегия состоит из председателя Коллегии, ответственного секретаря и членов Коллегии. 3. Председателем Коллегии является по должности председатель ЕОРОиК. 4. Ответственный секретарь Коллегии назначается председателем Коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

380 Независимо от этого Святейший Синод, озабочиваясь составлением ведомостей о числе архиерейских и монастырских вотчин, сборов с них недоимок к пр. распорядился: «для сочинения тех ведомостей той коллегии секретарей и прочих канцелярских служителей содержать в той коллегии неисходных по то время, пока оные исправно со всяким изъяснением сочинены будут. И в том сочинении понуждать их, коллежских служителей, тояж, коллегии членам самим и в каждый день и ночами иметь присутствие тем членам, в той коллегии по единой персоне безвыходно». 381 Как не строги были и не энергично проводились все эти меры, тем не менее дела не подвигались к желательному результату, недоимки не уменьшались, а возрастали, ведомости составлялись, но не представлялись. В 1736 году коллегия экономии донесла, что на архиерейских домах и монастырских большая недоимка. Государыня повелела взыскать эту недоимку в два месяца; указ не был исполнен. Коллегия экономии представила об этом Синоду, который предписал уплатить немедленно, заметив, что «пока не будет уплачено, властям в монастырях на свои властительские места не становиться». И после этого недоимка осталась неуплаченной. 382 Коллегия экономии объяснила подобные явления «послаблением, или излишними издержками духовных властей и их приказных», прибавляя, что «приказные и стряпчие монастырские, хотя и содержатся скованы под караулом; но власти то задержание ни во что вменяют». 383 Подобные воззрения, быв усвоены правительством, привели его к решительному шагу. 15 апреля 1738 г. объявлен был Сенату следующий именной указ: «коллегии экономии быть под ведением Сената, а Синоду от этого времени той коллегии не ведать, понеже в оной коллегии состоят сборы и другие экономические дела, которые подлежат ведению Сената, и духовных дел, какие бы могли касаться до Синода, не бывает; а ежели Синоду будет что от той коллегии когда потребно, о том относиться с Сенатом, откуда все, что потребно получить могут». 384 В настоящем указе заметно звучит мысль, что заведывание имениями не свойственно духовным властям, и что сопряженные с этим заведыванием дела не требуют духовного авторитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Те же монастыри и архиерейские дома, которых не коснулось определение штатами, должны были спешить эксплуатацией вотчин в свою пользу, т.к. штатное определение, если не окончательная секуляризация (как впоследствии и случилось), в течение всего XVIII века постоянно им угрожали. Разумеется, крестьяне не относились к обидам безразлично и во все время деятельности Коллегии Экономии то здесь, то там возникали крестьянские возмущения 589 , к концу пятидесятых годов принявшие угрожающие размеры. Жалобы крестьян редко приводили к результатам 590 , как потому, что справедливость к низшим была не в почете 591 , так и потому, что судоустройство и судопроизводство того времени были далеки от совершенства. D. Экономическая деятельность Коллегии Экономии под управлением П. И. Мусина-Пушкина Тяжелое положение крестьян зависело от дурно поставленного вотчинного управления. Оно же было причиной и малой производительности вотчин, их финансового слабосилия и накопления недоимок, что более другого интересовало правительство. Поэтому, прежде всего, в 1738 году к Коллегии Экономии были присоединены Синодальные Дворцовый и Казенный Приказы 592 . Но затем, когда было замечено, что обремененный таким множеством дел Волков не мог относиться к ним вполне внимательно «отчего в управлении Коллегии Экономии могло быть не без помешательства», тогда 9 ноября 1739 г. Императрица указала «онаго генерал-лейтенанта Волкова от управления этой Коллегии уволить, а поручить в ведомство и управление тайн. сов. сенатора графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина». Тем же указом велено было «оной Коллегии быть в Санкт-Петербурге, а в Москве оставить Контору» 593 . Контора Коллегии Экономии в Санкт-Петербурге была учреждена Сенатом только 15 ноября 1738 г. Тогда же туда был отправлен член Коллегии Исупов с секретарем и канцелярскими служителями со следующей, в главном, инструкцией: испросив от Сената помещение, производить надлежащие дела; потребовать от Санкт-Петербургского Духовного Правления ведомости о сборах, стекавшихся к нему по ведомству Казенного Приказа и по этой ведомости собирать; копию ее прислать Коллегии; выдавать крестьянам архиерейских домов и монастырей паспорты и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Определенную на все эти предметы сумму Синод должен был требовать от коллегии экономии, для отсылки таковой по принадлежности. Места, получавшие от коллегии причитавшиеся им суммы, должны были записывать в приходорасходные книги и давать отчет коллегии экономии, которая своим ведением обнимала всю хозяйственную, экономическую и финансовую сторону духовных имений, не исключая и личного имущества духовных властей, остававшегося после их смерти. Коллегия должна была принять в свое ведение дела бывшей канцелярии синодальной экономического правления с денежными суммами последней. 455 Синод с своей стороны сделал надлежащие распоряжения, чтобы духовые консистории, монастыри и церкви безотлагательно по требованиям коллегии экономии представляли ей необходимые ведомости, сведения и справки. 456 Коллегия была обставлена прерогативами учреждения, ведавшего всеми сторонами духовных имений. В нее должны были обращаться духовные власти со своими жалобами на крестьян. 457 Ведению коллегии не были подчинены только деревни, которые были отданы в распоряжение архиереев, архимандритов и игуменов на собственное их домов и монастырей содержание, хотя и в отношении к этим деревням коллегии предоставлялось смотреть, чтобы «сверх определенного власти с тех им определенных вотчин ничего не имела. 458 Сообразно с таким назначением коллегии экономии было организовано её внутреннее устройство. Инструкция предоставляла самой коллегии составить штат потребных секретарей и канцелярских служителей и прочих необходимых вспомогательных деятелей. Штат этот мог быть составлен не вдруг; поэтому коллегия экономии, до начертания общего штата, по особым докладам успела осуществить некоторые из своих предположений, как например, исходатайствовать отпуск новой суммы на содержание канцелярии служителям в прибавок к ассигнованной на содержание бывшей канцелярия экономической, учредить должность цалмейстеров вместо бывших при канцелярии комиссаров, обзавестись штаб и обер-офицерами для рассылки их с командами по вотчинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

О всяком особь нечто поговорить. Должность. 1. Первое и почитай едино долженство есть сего Духовнаго Правительства ведать, кия суть должности и всех вообще Христиан и собственно Епископов, Пресвитеров с прочими церковными служительми, монахов, учителей и учащихся; тако ж и мирских лиц, поелику они наставления духовнаго участницы суть. И того ради зде исписаны некия всех оных чинов должности. И должно Духовное Коллегиум наблюдать, аще всяк в звании своем пребывает; а погрешающих наставлять и наказывать. Обаче некия правительства сего должности и собственно зде прилагаются. 2. Обвестить или публиковать всем обще Христианом, коего либо чина, что можно всякому, усмотрев нечто к лучшему правлению церкви полезное, доносить на письме Духовному Коллегиум так, как вольно всякому доносить Сенату о правильных прибылях Государственных. А Коллегиум Духовное разсудит, полезный ли или неполезный совет; и полезный прият, а неполезный презрен будет. 3. Аще кто о чем Богословское письмо сочинит, и тое б не печатать, но первее презентовать в Коллегиум. А Коллегиум разсмотреть должно, нет ли каковаго в письме оном погрешения, учению православному противнаго. 4. Аще где проявится нетленное тело, или пройдет в слух видение чие или чудотворение, Коллегиум долженствует испытовать тоя истины, призвав к допросу оных повестителей, и прочиих, которые о том свидетельствовать возмогут. 5. Аще кто кого поречет, яко раскольщик, или новаго некоего учения изобретатель есть, судить тое в Духовном Коллегиум. 6. Случаются недоуменные некие падежи совести, на пример, что делать, когда кто, похитив чуждее имение, хощет, но не может онаго возвратить, или за стыд или страх, или что онаго лица, у кого украл, уже не стало? И что делать тому, которому случилось быть у поганых в неволе, и для свободы своей безбожную оных веру принять, а потом обращается ко исповеданию Христианскому? Сия и иныя недоумения приносить к Духовному Коллегиум, и от него прилежно разсуждаемым и решимым быть. 7. Производимых на Архиерейство тут первее освидетельствовать, не суть ли суеверцы, ханжи, святокупцы, где и как жили; допросить с свидетельством, от чего богатство имеет, если кто таковый покажется.

http://drevo-info.ru/articles/26858.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010