«Ты лжешь!», – в этих словах слышится гнев. Но гнев не творит правды Божией. Правда же Божия в любви, и Господь продолжает являть не только несокрушимую Любовь , но и всепобеждающую Премудрость: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь не муж тебе; это справедливо ты сказала» ( Ин. 4:17,18 ). Вместо: «Ты лжешь!», – говорит: «Ты сказала правду». Конечно, Господь не желает похвалить или оправдать самарянку. Он её обличил, но, обличая, находит такое слово, чтобы не оттолкнуть её от Себя. Как боялась она этих слов, таилась, пряталась от людей, чтобы никто, указав на нее, не сказал: «Ты живешь со шестым!». Как боялась она поднять глаза и встреть осуждающий или насмешливый взгляд. Но Господь так обличил её, что, взглянув на Него, она не только не увидела гневного осуждения, но смогла разглядеть в Нем и нечто большее, нечто выходящее за пределы обычного человека: «Господин, вижу, что ты пророк» ( Ин. 4:19 ). Не будем повторять то, что уже говорилось неоднократно: личное свидетельство, очная встреча с человеком, являющим в себе святость, способна произвести впечатление и увлечь человека на путь исправления гораздо решительней сотни слов. Увидев в своем собеседнике пророка, самарянка начинает расспрашивать Его о Богопочитании: «Где должно покланяться: на горе Гаризим или в Иерусалиме?» ( Ин. 4:20 ). И Господь отвечает ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4:21 ). Так беседа, которая начиналась со слов о воде, колодце, почерпале, внезапно оборачивается наставлением о духовной природе Божества и об умном, совершаемом в духе служении. Женщина сказала: «Знаю, что когда придет Христос, то Он возвестит нам все» ( Ин. 4:25 ). Иисус говорит ей: «Это Я» ( Ин. 4:26 ). Выражение: «это я», – способно произвести различное впечатление в зависимости от того, кто его произносит, например, твой школьный товарищ или учитель, коллега по работе или директор.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Торжество духа нам необходимо для того, чтобы исполнить две самые главные христианские заповеди: возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя. " Любовь это цель. Борьба со страстями это путь. Молитва это движущая сила " . В этом смысл православного аскетизма и развившегося из него православного монашества. 41 .Особенно я умилялся " присущей " мне, как баптисту, миссионерской ревности. Хотя, по Библии, я должен был испытывать какие-то другие чувства: " Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! " (1 Кор. 9:16). " Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать " (Лук. 17:10). 42 .Наверное, в первый раз на очередной сессии в баптистском институте в Москве. Тогда после лекций вечером я уходил из общежития, и забредал в гулкий полутемный коридор умиравшего на ночь здания Союза ЕХБ. Здесь я читал Библию и молился, стараясь себя утешить. Но, возвращаясь к ребятам, только глубже прятал непонятную печаль. 43. Умело спровоцированный государством, раскол евангельско-баптистского братства в 1961 году на два независимых союза (рана, которая не заживает и кровоточит до сих пор уже около сорока лет) показал, до каких пределов может разыграться наша испорченная человеческая природа даже в среде благочестивых русских баптистов. (См.: Максимов С.История Евангельско-баптистского братства в период 1961-1999 года//Христианская газета Кузбасса. 2003, 1. С. 8-9). Кстати, раскольникам Максимов ставит, на мой взгляд, точный диагноз: " Раскольник это духовно больной человек, ежедневной пищей которого являются грехи других и собственная самоправедность. Он постоянно нуждается в оправдании раскола, производит соблазны и заражает своей болезнью других. Поэтому ап. Павел пишет: " Остерегайтесь производящих разделения " Рим. 16:17 " . (Там же). 44. " Один из известных духовных работников так говорит о себе в автобиографии: " В годы моего ученичества я видел фарисеев только на страницах Евангелия. В студенческие годы я увидел фарисеев в своих коллегах, и только совсем недавно я увидел его в самом себе. Это был день моего полного духовного обновления " . Если шея не гнется

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Что же делать? На это нам поможет ответить ещё одна цитата из письма вышеупомянутой прихожанки. Образовательный и интеллектуальный уровень человека еще ни о чем не говорит в Богопознании (скорее даже наоборот). Вот с этим я никак не могу согласиться. Это называется обскурантизмом — т. е. пренебрежением к образованности, культуре, науке. К сожалению, это нравственное уродство широко распространено в церковной среде. Почему-то многие считают, что работа мысли вредит чистоте церковной жизни. Один известный батюшка как-то, выступая по радио, даже заявил: а я рад, что я необразован. Святые Отцы — что ещё нужно для христианина? — Но как раз святые Отцы все были образованнейшими людьми своего времени, отличавшимися, помимо святости и духовности, высочайшим интеллектуальным уровнем. Церковь создала великую культуру, философию, науку. Обскурантизм же не может ничего создать; будучи по природе явлением маргинальным, он может лишь всё законсервировать и в конечном итоге низвести действительное богатство Церкви до уровня лубка. И ответ на вопрос — что делать? — лежит именно в этой плоскости. Образовываться! Усваивать знания и культуру, осмыслять современность с евангельской и церковной точки зрения, и перестать смотреть на мир сквозь узкую щель лубочного мировосприятия. Опубликовано: Церковный Вестник 10 за 2005 г. О повседневном миссионерстве Когда мы говорим о миссионерстве, это не значит, что нужно снаряжать особую поездку в Китай или на острова Фиджи. Вокруг нас, в бывшей православной стране, в любимой нами и печалящей нас России наши близкие — дети, родители, родственники, друзья, коллеги — нуждаются в христианском миссионерстве не меньше, чем австралийские аборигены или бангладешцы. Не надо думать, что миссия — удел каких-то особых служителей Церкви. Ко всем христианам обратил Апостол Пётр такие слова: вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2, 9); будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3, 15). Вы — соль земли… вы — свет мира, говорит нам всем Господь; так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 13;14;16). Поэтому вполне можно говорить о повседневном, «домашнем» миссионерстве среди окружающих нас, как о важной и общей всем заповеди Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

А ты с таким трудом заработал эти десять лир. Но, несмотря на это, с радостью отдаешь их, чтобы доставить радость своему ребенку или купить ему что-нибудь хорошее. Или же всю жизнь из кожи лезешь, чтобы купить себе дом или что-нибудь еще, а потом с удовольствием отдаешь его своим детям – это ли не преодоление себя? Когда я отдаю своему ребенку то, что у меня есть, тогда как сам я вымучен, разбит, хочу спать, измотан… Или же когда нянчу своих малых детей: ночью хочу спать, валюсь с ног от недосыпания, я уже не выдерживаю, но иду посмотреть на них, приласкать их с любовью. Что это такое? Это повседневное преодоление себя – и для мужа, и для жены. Смирение не значит совершение нереальных вещей. Оно происходит не где-то там, а здесь, где находишься ты – на твоем рабочем месте. Например, у тебя суровый начальник, настырный коллега – посмотри на него с любовью, используй это, обрати это на пользу духовным способом. Разумеется, это нелегко. И не все мы постоянно пребываем в состоянии такого духовного бодрствования, чтобы всегда использовать возможности и поступать как должно. Но по крайней мере там, где нам это не удалось, где уже вспыхнули лампочки и стал валить дым, там… когда погаснет это зло, смирим себя пред Богом и скажем: – Боже мой, прости меня! Я не смог – я опять разгневался, опять вспылил, опять поругался, я упустил возможность, имевшуюся у меня. Смирение или исповедь помогают мне поправить то, что я сделал, или вернуть ту возможность, которую я потерял. Так человек постепенно приобретает смирение через все воспитание, которое мы получаем в Церкви. Смиренномудрие означает смиренно думать о себе. Приходит к тебе какой-нибудь помысел, например: «Нет никого такого, как ты!» – а ты говоришь: «Да замолчи же ты, дитя мое! Чтобы не было никого такого, как я? Да кто я такой?» Это смиренномудрие. Или же помысел говорит: «Я знаю все!» Но ты говоришь себе: «Да откуда у меня столько уверенности? Разве я не совершал столько ошибок в своей жизни? Разве говорил так много такого, что оказывалось потом неправдой? Как я могу знать все?»

http://pravoslavie.ru/49382.html

Для неверующего этот «рабби», этот учитель или лжеучитель — лишь один в ряду других «учителей во Израиле» . Другие рабби диспутируют с ним, как со своим коллегой и конкурентом . Есть ученики у него, и есть ученики у других учителей, и можно спорить, чьим учеником быть лучше . Но для верующею Христос — единственный учитель, по огношению к которому все люди должны соединиться в братстве учеников. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос; вы же все — братья» . Пределы такой «школы» совпадают с пределами вселенной если не в реальности, то в идее. Афанасий вводит образ «священною училища богопознания, явленною всей вселенной» . Если вселенная — школа, то история, и прежде всего «священная история», — педагогический процесс. Эта мысль намечалась уже в Ветхом Завете: «Бог учит тебя, как человек», — обращается Второзаконие к народу в целом, напоминая его былые судьбы . Она подхвачена ранневизантийскими теологами. Десять заповедей для Григория Нисского — «Божественные уроки» , проповедь Христа для Феодорита Киррского — «владычные уроки» . В контексте подобных представлений с новозаветных времен интерпретировалось соотношение между иудейством и христианством: иудейский «Закон» — это «дядька» («педагог» в античном смысле этого слова, то есть раб, отводивший малого ребенка в школу ), чья власть кончается на пороге Христовой школы . На этом основана мистическая диалектика истории. Бог, как воспитатель, ведет воспитуемое человечество от несовершеннолетня к совершеннолетию (стоит заметить, что слово κριος, прилагаемое к Богу и Христу и по традиции переводимое как «Господь», по-гречески означает не господина, властвующею над рабом, а опекуна, имеющего авторитет по отношению к малолетнему). Цель воспитания — совершеннолетие. «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что неполно, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески творил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, оставил младенческое. Теперь мы видим как бы через зеркало в гадании, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю» . Разные возрасты человечества сменяют друг друга. Но внутри Церкви как «училища» разные духовные возрасты сосуществуют, и педагогика Церкви по отношению к каждому из них должна быть особой. «Для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» .

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

3.4. Повестка дня и порядок работы заседания Коллегии определяются председателем Коллегии и могут быть изменены по предложению членов Коллегии. 3.5. Заседание открывает и ведет председатель Коллегии или уполномоченное им лицо (далее – «председательствующий»), 3.6. Кворум Коллегии составляет 1/2 ее членов. 3.7. На заседания Коллегии по решению председателя Коллегии могут быть приглашены представители синодальных учреждений и духовных образовательных учреждений, православной общественности, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, богословы, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и информации по вопросам, рассматриваемым на заседании Коллегии. Приглашенные на заседания лица могут участвовать в прениях, но не имеют права принимать участия в голосовании. 3.8. Присутствие на заседании Коллегии ее членов обязательно. В случае невозможности присутствовать на заседании члены Коллегии обязаны проинформировать об этом председателя Коллегии не позднее, чем за сутки до начала заседания. Члены Коллегии могут по согласованию с ее председателем направлять для участия в заседании своего представителя с правом совещательного голоса. 3.9. Члены Коллегии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов. 3.10. Решения Коллегии на ее заседаниях принимаются открытым голосованием. Тайное голосование проводится по решению большинства членов Коллегии, участвующих в заседании. 3.11. Решения Коллегии принимаются большинством голосов от общего числа членов Коллегии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего. 3.12. Отсутствующий на заседании член Коллегии вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде и проголосовать заочно. 3.13. В случае несогласия с принятым решением член Коллегии вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания. 3.14. Во время заседаний Коллегии ведутся протоколы, а также может осуществляться аудио- и видеозапись.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

2.4. Рассмотрение и обобщение наиболее эффективного опыта организации и ведения религиозно-образовательной и катехизической деятельности в благочиниях и на приходах епархии. 2.5. Разработка методических рекомендаций, оказание необходимой помощи в организации религиозно-образовательной и катехизической деятельности в благочиниях и на приходах. 2.6. Содействие в организации катехизаторских и катехизических курсов, духовно-просветительских центров, воскресных школ, православных образовательных учреждений и иных форм православного духовно-нравственного просвещения; 2.7. Налаживание взаимодействия с заинтересованной общественностью, учреждениями и ведомствами органов государственной, региональной и муниципальной власти; III. Состав Коллегии 1. Состав Коллегии утверждается указом епархиального архиерея 2. Коллегия состоит из председателя Коллегии, ответственного секретаря и членов Коллегии. 3. Председателем Коллегии является по должности председатель ЕОРОиК. 3. Ответственный секретарь Коллегии назначается председателем Коллегии. 4. В состав Коллегии по должности входят штатные ответственные за религиозно-образовательное и катехизическое служение в благочиниях и крупных приходах (список приходов определяется руководителем ЕОРОиК). 5. В состав Коллегии могут быть введены профильные сотрудники ЕОРОиК и представители православного педагогического сообщества. 6. К участию в заседаниях Коллегии с правом совещательного голоса могут привлекаться руководители и представители катехизаторских и катехизических курсов, духовно-просветительских центров, воскресных школ, православных образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих духовно-просветительскую деятельность, не противоречащую установлениям Русской Православной Церкви. IV. Обязанности членов Коллегии 1. Председатель Коллегии: 1.1. Вносит правящему архиерею предложения по персональному составу Коллегии. 1.2. Возглавляет Коллегию и руководит ее деятельностью. 1.3. Утверждает план деятельности Коллегии. 1.4. Утверждает повестку дня заседания Коллегии.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

2 .3. Координация деятельности ответственных по работе с молодежью на приходах и в благочиниях; 2 .4. Обеспечение взаимодействия православных молодежных объединений епархии; 2 .5. Обеспечение активного участия молодежи епархии в реализации общецерковных международных молодежных программ; 2 .6. Обеспечение обучения ответственных по работе с молодежью на приходах на курсах повышения квалификации и в епархиальной школе православного молодежного актива; 2 .7. Взаимодействие с общественными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью реализации программ по работе с молодежью на приходе, в благочинии, в епархии; 2 .8. Обобщение и распространение опыта молодежной работы; 2 .9. Оказание поддержки православным молодежным инициативам; 2 .10. Расширение сети православных молодежных объединений. h8 III. Состав Коллегии 1 . Состав Коллегии утверждается указом епархиального архиерея 2 . Коллегия состоит из председателя Коллегии, ответственного секретаря и членов Коллегии. 3 . Председателем Коллегии является по должности председатель епархиального отдела по делам молодежи. 4 . Ответственный секретарь Коллегии назначается председателем Коллегии. 5 . В состав Коллегии по должности входят штатные ответственные за молодежное служение в благочиниях и крупных приходах, где активно осуществляется молодежная работа (список приходов определяется руководителем ОДМ). 6 . В состав Коллегии могут быть введены профильные сотрудники ОДМ и представители православных молодежных организаций. 7 . К участию в заседаниях Коллегии с правом совещательного голоса могут привлекаться руководители и представители духовно-просветительских центров, воскресных школ, православных образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих просветительскую деятельность среди молодежи, не противоречащую установлениям Русской Православной Церкви. h8 IV. Обязанности членов Коллегии 1 . Председатель Коллегии: 1 .1. Вносит правящему архиерею предложения по персональному составу Коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

12. Крепко же заповедать Епископ должен служителем своим, чтоб в посещаемых городах и монастырях благочинно и трезво пребывали, и не творили б соблазна; наипаче же не домогались бы у монахов и у попов кушанья и питья, и конскаго корму лишняго. Кольми паче не дерзали б грабить под виною жестокаго наказания. Ибо слуги Архиерейские обычне бывают лакомыя скотины; и где видят власть своего владыки, там с великою гордостию и безстудием, как Татаре, на похищение устремляются. 13. Да весть же всяк Епископ, каковый он ни есть степенем, простой ли Епископ, или Архиепископ, или Митрополит, что он Духовному Коллегиум, яко верховной власти, подчинен есть, указов онаго слушать, и определением его довольствоваться должен. И того ради, аще что имать на брата своего другаго Епископа, обидим от онаго, подобает ему не самому мститися, ниже клеветами, ниже повестьми, хотя бы и истинныя были, грехов его, ниже поущением сильных некиих лиц духовных или мирских, наипаче да не дерзает недруга своего Епископа предавать анафеме; но обиды своя да предлагает доношением Духовному Коллегиум, и тамо суда себе два просит. 14. Тому и сие следует, что всякому Архимандриту, Игумену, Строителю, приходскому Священнику, тако ж и диаконом и прочиим причетникам свободно и вольно просить у Духовнаго Коллегиум суда на своего Епископа, аще кто в чем от него знатно изобижен будет. Тако ж, аще кто судом Епископа своего не довольствуется, вольно ему чинить провокацию, сиесть, переносить дело на суд Духовнаго Коллегиум; и Епископ таковым на себе челобитчикам и истцам должен сию свободу попускать, и не удерживать их, ниже угрожать, ниже, по отшествии оных к Духовному Коллегиум, печатать или грабить домы оных. Но дабы сие не подало многим вины к безстрашию и презорству своих пастырей, уставить Духовное Коллегиум немалое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей своих требовать дерзнули, или всуе от суда Епископскаго на суд Духовнаго Коллегиум учинили б провокацию. 15. Наконец должен будет всяк Епископ дважды в год (или как укажет о сем Коллегиум) присылать до Коллегиум репорты, сиесть извещения о состоянии и поведении Епархии своей, все ли добре, или некое неисправление есть, котораго он переставить не может. А хотя б все добре было, то обаче должен Епископ известить в Коллегиум, что слава Богу все добре. Но если бы известил, что все добре, и отинуду бы показалось, что нечто в Епархии его деется суеверное, или и явно богопротивное; Епископ бы, ведая тое, утаил и до Коллегиум не донесл; то самого его позовет на суд к себе Коллегиум, и, по довольном уличении, подвержен его наказанию, яковое уставлено будет.

http://drevo-info.ru/articles/26858.html

12 . Крепко же заповедать Епископ должен служителем своим, чтоб в посещаемых городах и монастырях благочинно и трезво пребывали, и не творили б соблазна; наипаче же не домогались бы у монахов и у попов кушанья и питья, и конскаго корму лишняго. Кольми паче не дерзали б грабить под виною жестокаго наказания. Ибо слуги Архиерейские обычне бывают лакомыя скотины; и где видят власть своего владыки, там с великою гордостию и безстудием, как Татаре, на похищение устремляются. 13 . Да весть же всяк Епископ, каковый он ни есть степенем, простой ли Епископ, или Архиепископ, или Митрополит, что он Духовному Коллегиум, яко верховной власти, подчинен есть, указов онаго слушать, и определением его довольствоваться должен. И того ради, аще что имать на брата своего другаго Епископа, обидим от онаго, подобает ему не самому мститися, ниже клеветами, ниже повестьми, хотя бы и истинныя были, грехов его, ниже поущением сильных некиих лиц духовных или мирских, наипаче да не дерзает недруга своего Епископа предавать анафеме; но обиды своя да предлагает доношением Духовному Коллегиум, и тамо суда себе два просит. 14 . Тому и сие следует, что всякому Архимандриту, Игумену, Строителю, приходскому Священнику, тако ж и диаконом и прочиим причетникам свободно и вольно просить у Духовнаго Коллегиум суда на своего Епископа, аще кто в чем от него знатно изобижен будет. Тако ж, аще кто судом Епископа своего не довольствуется, вольно ему чинить провокацию, сиесть, переносить дело на суд Духовнаго Коллегиум; и Епископ таковым на себе челобитчикам и истцам должен сию свободу попускать, и не удерживать их, ниже угрожать, ниже, по отшествии оных к Духовному Коллегиум, печатать или грабить домы оных. Но дабы сие не подало многим вины к безстрашию и презорству своих пастырей, уставить Духовное Коллегиум немалое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей своих требовать дерзнули, или всуе от суда Епископскаго на суд Духовнаго Коллегиум учинили б провокацию. 15 . Наконец должен будет всяк Епископ дважды в год (или как укажет о сем Коллегиум) присылать до Коллегиум репорты, сиесть извещения о состоянии и поведении Епархии своей, все ли добре, или некое неисправление есть, котораго он переставить не может. А хотя б все добре было, то обаче должен Епископ известить в Коллегиум, что слава Богу все добре. Но если бы известил, что все добре, и отинуду бы показалось, что нечто в Епархии его деется суеверное, или и явно богопротивное; Епископ бы, ведая тое, утаил и до Коллегиум не донесл; то самого его позовет на суд к себе Коллегиум, и, по довольном уличении, подвержен его наказанию, яковое уставлено будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010