Начальником К. С. С. было определено быть обер-секретарю Синода. По первоначальному проекту он не считался служащим синодальной канцелярии, но входил в состав Духовной коллегии в качестве асессора. В день открытия Духовной коллегии, переименованной в ходе первого ее заседания в Синод, утром 14 февр. 1721 г., по избранию членами Духовной коллегии, утвержденному Сенатом, обер-секретарем и асессором был назначен иером. Варлаам (Овсянников), но уже 1 окт. 1721 г. он был уволен от должности обер-секретаря и на его место заступил дьяк Тимофей Палехин без включения его в состав коллегии Синода в качестве асессора. Далее обер-секретари назначались уже исключительно из чиновников, а не из духовных лиц, и в состав синодальной коллегии не включались. Помимо обер-секретаря при Синоде состояли также секретари: сначала один (16 февр. 1721 секретарем Синода был назначен Василий Фёдоров), в дек. 1721 г. в штатах Синода числилось уже 2 секретаря, 24 июля 1723 г. количество секретарей было увеличено до 4. Синодальные секретари были чиновниками среднего ранга, по табели о рангах этой должности соответствовал 8-й чин (коллежский асессор). Поэтому указом от 31 янв. 1724 г. было запрещено определять в секретари «не из шляхетства», чтобы дать возможность секретарям «происходить» в асессоры, советники «и выше»; если же кто-нибудь оказался достоин производства в секретари «из подьяческого чина», то тот же указ повелевал вместе с секретарством давать «шляхетство». Заимствованным из польск. языка словом «шляхетство» после ряда петровских указов, уравнявших юридически бояр-вотчинников с дворянами-помещиками, стало называться сословие, к-рое уже в кон. XVIII в. было официально переименовано в дворянство. Служащие канцелярии, в т. ч. канцеляристы, подканцеляристы и копиисты, не были включены в табель о рангах при ее издании. Впосл. они получили статус чиновников, но, в частности, копиисты остались служителями, то есть служащими, не имевшими чинов. Высшими должностями в канцелярии помимо секретарей были регистратор, актуариус и протоколист. Регистратор вел учет входящих и исходящих документов, раскладывал их по отдельным папкам, вносил в журнал названия дел и их краткое резюме. Актуариус нес ответственность за хранение документов Синода, вел их реестр, снабжал синодальную канцелярию писчим материалом, сургучом, свечами, дровами для отопления помещений и иными хозяйственными принадлежностями. Протоколист, или нотариус, вел протокол заседаний Синода. В штаты Синодальной канцелярии входили также переводчики, по штатам 1722 г. полагалось иметь 6 переводчиков.

http://pravenc.ru/text/1470301.html

1.4. Структура и членский состав Коллегии утверждаются данным Положением. 1.5. Коллегия не является юридическим лицом. 1.6. Коллегия может иметь свою печать в целях оформления наградных листов, благодарственных писем, грамот Коллегии, утверждения или согласования от своего лица планов работы, планов мероприятий, учебных планов, рабочих программ, программ развития и других программных и концептуальных документов, реализуемых в рамках взаимодействия между Калининградской митрополией и органами управления образованием, образовательными, общественными и другими организациями в сфере образования, духовно-нравственного развития и воспитания, религиозного просвещения. 1.7. Любые изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются Архиерейским советом Калининградской митрополии по согласованию с председателем Коллегии, а при необходимости по согласованию с руководителями (председателями) отделов религиозного образования обеих епархий, входящих в состав Калининградской митрополии. 2. Основные направления деятельности и полномочия Коллегии 2.1. Координация деятельности отделов религиозного образования епархий, входящих в состав Калининградской митрополии, выработка единой стратегии, тактики и согласованности деятельности епархий в сфере образования (религиозного, образования, духовно-нравственного развития и воспитания, просветительской деятельности, взаимодействия с государственными региональными и муниципальными органами управления образованием, образовательными, общественными и другими организациями) в Калининградской области в пределах Калининградской митрополии. 2.2. Поддержание и развитие сложившихся централизованных связей с Правительством Калининградской области и его профильными министерствами, выработка и трансляция единой позиции отделов религиозного образования епархий, входящих в состав Калининградской митрополии, по отношению к светским властям, региональной системе образования и обществу на региональном и муниципальном уровнях с целью поддержания, укрепления и развития единой региональной системы духовно-нравственного образования (воспитания, развития и обучения) в Калининградской области в пределах Калининградской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4367200.ht...

22. Регулы учителей, учения и учеников, выше во Академии описанныя, и зде хранитися должны. 23. Семинаристы едини будут люди убогии, и тыя, по милости Царскаго Величества, пропитание и одеяние и прочая нужная возымеют. А другие богатых людей дети, которые должны будут платить за корм и одеяние, а цене быть единой, навсегда определенной. 24. Как приидет Семинарист в совершенный разум, и к большим учениям достигнет; то должен учинить в церкви Семинарийской при прочией братии своей присягу на том, что хощет он быть верен Царскому Величеству и Его Наследнику, и готов к службе, до которой угоден есть и позван будет указом Государевым. 25. Совершившихся в учении Семинаристов не отпустит Ректор от Семинариум, пока прежде не обвестит до Коллегиум Духовнаго, а Коллегиум презентовать оных будет Царскому Величеству. И потом даст оным абшит со свидетельством искуства их. 26. А которые Семинаристы, по совершении учения, угоднейшие покажутся к делу духовному, и они б у Епископов были ближайшии к всяким степенем властелинским паче прочих, хотя бы и равно оным искусных, но не в Семинариум воспитанных, разве бы некий знатный порок на Семинаристе показался, и то не был бы оной порок от клеветы. А на завистников и клеветников определить жестокое наказание. До зде о Семинарии. И можно впредь будет больше придумать, или от иноземных лучших Семинариов информации проискать; а от таковаго воспитания и учения воистинну надеятися великой пользы отечеству. 23. О проповедниках слова Божия последующие регулы полезныя суть: 1. Никто же да дерзает проповедать не в сей Академии ученый, и от Коллегиум Духовнаго не свидетельствованный. Но если кто учился у иноверцов, тот бы явил себе прежде в Духовном Коллегиум, и тамо его испытать: как искусен в Священном Писании, и слово бы сказал о том, о чем ему повелит Коллегиум: и если искусен покажется, то дать ему свидетельство, что, аще похощет быть в чину Священническом, мощно ему проповедовать. 2. Проповедали бы проповедники твердо, с доводом Священнаго Писания о покаянии, о исправлении жития, о почитании властей, паче же самой высочайшей власти Царской, о должностях всякого чина. Истребляли б суеверие; вкореняли б в сердца людския страх Божий. Словом рещи: испытовали б от Священнаго Писания, что есть воля Божия, святая, угодная и совершенная, и то б говорили.

http://drevo-info.ru/articles/26858.html

Предметы ведения Римско-Католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-Католической церкви, – ее имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России. 2) Она имеет право общего надзора за правильным и успешным ведением дел в консисториях. 3) Она имеет и судебную власть: производить пересмотр решений консистории, рассматривает дела, поступающие по отзывам, апелляциям и протестам; является второй инстанцией по всем делам за исключением брачных и чисто церковных. Последние рассматриваются в 1-й инстанции, а 2-ая инстанция для них – консистория митрополита. 4) Она рассматривает и представляет Министру Внутренних Дел всякого рода предположения епархиальных начальств, требующие или нового закона, или какой-нибудь общей меры. Она же дает заключения по делам, касающимся Римско-Католической церкви. 5) Рассматривает все дела, по которым членам католической церкви необходимо войти в сношения с папой. 6) Заведывает общими капиталами и хозяйством Римско-Католической церкви; производит ревизии отчетов о денежных суммах, отпускаемых из государственного казначейства на содержание. 7) Производит дела о поступлении в монашество, о желающих принять веру Римско-Католической церкви. Все эти дела производятся в Коллегии на основании установленных законов. При Коллегии состоит прокурор, который назначается и увольняется Высочайшим приказом по представлению Министра Внутренних Дел. Прокурор имеет право при совещаниях и постановлениях Римско-Католической Духовной Коллегии давать заключения, указывать законы, которые могут быть применены к данному делу, делать предложения и, в случае непринятия их, входить с протестом. Прокурор представляет Министру Внутренних Дел ведомость о решенных делах. Таким образом Коллегия находится в известных отношениях к Министру Внутренних Дел. В составе Министерства Внутренних Дел есть Департамент Иностранных Исповеданий и в нем особое отделение для дел Римско-Католического исповедания. Все Высочайшие повеления, относящиеся до Римско-Католической церкви, поступают в Коллегию из Министерства Внутренних Дел, но по судебным делам Коллегия имеет отношение к Сенату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Положение Святейшего Правительствующего Синода в ряду высших государственных учреждений определялось тем авторитетом, каким он пользовался в круге предоставленного ему ведомства. Эта мысль в именном указе об учреждении Духовной Коллегии выражена в таких словах: «Повелеваем всем верным всякого чина духовным и мирским иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайние дел духовных решения и вершения просить судом его определенным довольствоваться и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием против прочих Коллегий». Во главе «О епископах» особенно замечено: «Да весть всякий епископ, какой он ни есть степени, просто ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному Коллегиуму, яко Верховной Власти, подчинен есть». Равным образом о законодательных правах Духовной Коллегии учредительный указ гласил: «Должна Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однакож делать сие должна Коллегия Духовная не без нашего соизволения». Вообще подчинение Духовной Коллегии одной непосредственно и исключительно власти монарха, которому сам Бог повелевает повиноваться за совесть, устраняет возможность предположения о подчинении учрежденной на таких началах Коллегии какому-либо из посторонних для нее государственных учреждений. Тем не менее первоначальное наименование Синода «Духовным Коллегиумом» и приравнивание его в учредительном указе и регламенте прочим коллегиям дают повод думать, будто Синод по первоначальному его учреждению поставлен ниже Правительствующего Сената и в отношениях к последнему обязан был соблюдать долг некоторой подчиненности. Подобное предположение, хотя и высказывается, но не имеет юридического основания. Дело в том, что в Духовном регламенте и во всех вышедших из-под пера учредителя Духовной коллегии актах, последняя по власти, силе и достоинству поставляется в равное, параллельное положение с Правительствующим Сенатом, деятельность, права и авторитет которого принимаются за готовую норму разъяснения отношений Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

2058 Theoh. Chron. p. 465. πρωτοσπαθριος Феофана= τ βασιλικν ξφο, ν ξας τιμ περικειτο Игнатия Vita Tarasii p. 13. 6–7. 2071 Steinhuber Geschichte des Collegium Germanicum Band I, S 6–8 10 14–15 Freib. im Br. 1895 – Полное заглавие сочинения такое: Gesch. des Collegium Germanicum Hungaricum В В I-II. Автор сочинения – кардинал, принадлежащий к ордену Иисуса. Для нашей цели нужен собственно первый том. Мы очень рады, что сочинение это появилось очень кстати: оно дает нам много любопытных сведений. Оно написано с теплотой и, по-видимому, беспристрастно. Мы, впрочем, не намерены увлекаться им. – В известной энциклопедии Herzog-Hauck’a (в 3-м ее издании), в III-м томе (Leipz., 1807) помещена статья: Collegia nationalia, главным образом посвященная характеристике Германской коллегии. Но вот что интересно. Автор статьи, составляя ее, не знает о существовали на свете книги Штейнгубера? Неужели в Германии труднее доставать немецкие книги, чем в Московском университете токовые же книги? Видно, не одни мы, а и немецкие ученые иногда сильна подремывают. И что встречаем в образцовой энциклопедии… 2073 В истории педагогики, и по нашему суждению, «Устав» Лойолы сыграл большую роль. Все важнейшие греческие школы константинопольского патриархата, старо-киевская Академия, дореформенные духовные академии и семинарии в России – носили или еще и теперь носят в тех или других отношениях черты указанного устава, но очень понятной причине: все школы всегда устрояются по готовым образцам, с некоторого рода изменениями, вызываемыми разными обстоятельствами. 2084 Возможно, что иной читатель упрекнет нас за излишнюю подробность изложения известий касательно германской коллегии, но в свое оправдание приведем следующее, не имея точного и обстоятельного знания первоначальных моментов истории вышеуказанной коллегии, трудно составить понятие и о греческой коллегии, наиболее нам интересной. Наши сведения о последней, хотя и не совсем скудны, но вообще недостаточны: они дают возможность изучать предмет лишь немного глубже поверхности. Во всяком же случае смеем полагать, что, если и допущены нами излишки в описании германской коллегии, то все же в целом это описание едва ли можно находить малоинтересным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1720-му году созрел план учреждения и устройства «Духовной Коллегии», Св. Правительствующего Синода для всей Русской Церкви. В начале 1720 г. окончательно составлен «Духовный Регламент» преосвященным Феофаном Прокоповичем ; 11-го февраля того же года он слушан и исправлен лично его величеством, 23 числа того же месяца читан в Сенате и «подписать собственною Его Величества рукою и приучившихся тогда в Санкт-Петербурге духовных и светских персон руками». Члены, назначенные в личный состав Св. Синода, вызваны в Петербург в декабре того же года и занимались приготовлением к открытию Св. Синода. Окончательное открытие его совершилось 14 февраля 1721 года 621 . После молебна в Троицком соборе в этот день его царское величество присутствовал в Синоде 622 . Ему поднесен был синодский доклад о разных предметах. Между прочими докладными пунктами Св. Синод испрашивает разрешения: «патриарши, архиерейские, и монастырские вотчины сборами и правлением, которые ведомы были в Монастырском Приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли? – Того ради, что оные от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту; а Духовная Коллегия присягой обязалася как в верности, так и в искании интереса царского величества, против прочих коллегий не меньше. А в регламенте духовном положено, что такое правление надлежит до Духовной Коллегии». «И на оный пункт Его Величество всемилостивейшим подписанием собственные свои высокие руки резолюцию изволил учинить тако: быть по сему» 623 . Таким образом «по именному царского величества указу» в самый день открытия Св. Синода, «повелено: патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины, которые ведомы были в Монастырском Приказе, сборами и правлением ведать в одном Духовном Синоде 624 . Св. Синод сообщил о монаршей воле ведением в сенат. Сенатский указ объявил во исполнение ее: «патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины сборами и правлением ведать в Синоде, и с тех вотчин как доимочные с тех годов, как Его Царского Величества указы повелевают, так и повсегодно табельные, и сверх того по расположениям из Сената и из Камер-коллегии всякие положенные сборы, чрез посланных из Духовного Синода собирая, отсылать в Камер- и Штатс-контор коллегии» 625 . Но Св. Синод, как высшее церковно-правительственное учреждение, нашел неудобным ведать вотчинами без особого, подчиненного ему, учреждения. Он предпринял меры к установлению его, с разрешения государя. Государь, вскоре по открытии Св. Синода, отправился в -Ригу. Св. Синод отправил нарочно туда своего переводчика Розенблюта с докладными пунктами Его Величеству и поручил ему представить их Государю чрез кабинет-секретаря Макарова. В докладных пунктах Синод, между прочим, просит государя, чтобы повелено было определить в Монастырской Приказ для «вотчинного управления» Василья Ершова или полковника Плещеева 626 . Судьей Монастырского Приказа определен Ершов. Так восстановлен был Св. Синодом с разрешения государя в 1721-м году Монастырской Приказ с судьей во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Следует отметить, что в этот период митрополит Кирилл встречался также с руководителями и других силовых министерств и ведомств, имевших законные вооруженные формирования¸ а также принял участие в апреле 1994 года в расширенном заседании Коллегии Минобороны России, на котором обсуждался вопрос о развитии сотрудничества Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью.  Важным результатом обсуждения стало принятие постановления Коллегии Минобороны России «О мерах по усилению военно-патриотического воспитания военнослужащих и молодежи в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации». В соответствии с которым впервые в Российской Армии и на Флоте была сформирована штатная структура для обеспечения прав верующих военнослужащих. В частности в составе Управления воспитательной работы МО РФ была создана группа по связям с религиозными объединениями, а в округах, объединениях и военных академиях - введены должности офицеров по связям с религиозными объединениями. Первым начальником группы был полковник Б.М.Лукичев Отметим, что позднее участие Святейшего Владыки в расширенных заседаниях Коллегии Минобороны России стало обычной практикой. Так, 11 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провел расширенное заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации в новом здании Центра управления национальной обороной на Фрунзенской набережной. По приглашению Министра обороны С.К.Шойгу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал на этом заседании коллегии, где глава государства определил приоритетные задачи в сфере обороны на 2016 год и на перспективу. Церковно-армейское сотрудничество, миссия пастырского попечения и духовного просвещения военнослужащих приобретали все большую актуальность, и, соответственно начал расширяться круг задач, увеличиваться объем работы. Митрополит Кирилл в июле 1995 года подготовил и внес на рассмотрение Священного Синода предложение «выделить эту область деятельности из внешних церковных сношений и образовать на общецерковном уровне специальную самостоятельную структуру». На основании рапорта Владыки Священный Синод принял постановление об образовании Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-k...

Ежели сии предположения удостоятся одобрения Вашего Высокопревосходительства, то мне остаётся только просить вас покорнейше о назначении меня ныне же членом коллегии. Это очистит некоторым образом место председателя Белорусской консистории для Жарского, приведёт в беспечность преосвященного Мартусевича, ожидающего на своё место моего прибытия, сделает благовиднейшим помещение меня в комиссию духовных училищ, если таково намерение Вашего Высокопревосходительства, а притом истребит, хотя отчасти, неблагоприятное впечатление, произведённое почти трёхлетним моим здесь пребыванием, походившим по многим обстоятельствам на политическую ссылку – особенно, если Ваше Высокопревосходительство соблаговолит сие новое моё назначение отнести в благосклонных выражениях к надобности моего присутствия в коллегии. Я не вправе просить милостей за мои заслуги, слишком слабые; но позвольте мне, Ваше Высокопревосходительство, надеяться, что когда только сочтёте полезным употребить меня к чему-либо, то не оставите без средств к успешному исполнению моего назначения. Это также милость, но милость необходимая – без коей и усердие и усилия останутся бесполезными. 15 октября 1832 года. Высочайшего указа о подчинении коллегии Святейшему Синоду Желая дать более силы постановлениям нашим о соблюдении по Греко-Униатской Церкви обрядов и постановлений Греческой Церкви, мы признали за благо изъять Греко-Униатскую духовную коллегию из-под ведомства Правительствующего Сената и министерства внутренних дел, а вместо того подчинить оную непосредственному ведению Святейшего Синода. с постановления Греко-Униатской духовной коллегии от 1 марта 1833 года, по донесению провинциала Жарского, об осмотре им базилианских монастырей По указу Его Императорского Величества Греко-Униатская духовная коллегия, слушав рапорт члена сей коллегии архимандрита Иосафата Жарского, при коем, представляя в двух экземплярах визитацию об осмотренных им, вследствие Высочайшего повелении, базилианских монастырях, излагаем своё мнение касательно соблюдения в обителях монашеской дисциплины и обрядов Греко-Восточной Церкви, также состояния монастырей в отношении хозяйственном. Во мнении сем:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По своему значению и правам все государственные коллегии были, как известно, равны между собою. Все они принимали указы только от государя и Сената. Но в последнем отношении коллегиям было предоставлено следующее весьма важное преимущество: «буде Сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам и высокому интересу противно, – то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но представлять о том Сенату» 111 . Если же Сенат подтверждал свой прежний указ, то коллегия уже должна была его немедленно исполнить, но вместе с тем донести о том государю под опасением в противном случае строгой ответственности 112 . Затем каждой коллегии предоставлено было право делать представления прямо государю, а также и Сенату, «если коллегия что усмотрит к произведению какой государственной пользы» 113 . Кроме того велено: «дела сомнительныя и какого изъяснения требующия не скоро спешить вершением, но или Сенату докладывать или справиться откуда надлежит» 114 . Предоставляя коллегии важную власть в делах государственного управления, Петр грозит каждому за всякий непочтительный отзыв о них тяжким наказанием: «яко помешателю добрых порядков и общего покоя, такожде яко противнику и неприятелю его величества воли и учреждения» 115 . Что касается духовной коллегии, то в сфере своей специальной деятельности по смыслу регламента она является таким же высшим безапелляционным учреждением, каким правительствующий Сенат в своей сфере. Именной высочайший указ об учреждении этой коллегии гласил: «Повелеваем всем верным нашим всякого чина духовным и мирским иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайния дел духовных управы решения и вершения просить и судом его определенным довольствоватися и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием против прочих коллегий. Должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однакож делать сие должна коллегия дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010