О том, каким К. хотел видеть образовательный процесс в коллегиях, свидетельствует относящийся ко 2-й пол. 50-х гг. XVI в. устав некой коллегии, предположительно Пражской, Ингольштадтской или Кёльнской (Schulregeln der Ges. Jesu. 1887). Мн. положения из этого устава, созданного либо самим К., либо иезуитами, управлявшими коллегиями под его надзором, впосл. вошли в утвержденный в 1599 г. типовой устав для всех иезуитских коллегий «Распорядок обучения» (см. Ratio studiorum ). В уставе описываются обязанности руководителя-префекта (praefectus) коллегии, ее преподавателей и студентов. Префект коллегии должен был заботиться об организации учебного процесса, подбирать достойных преподавателей, закупать книги, следить за соблюдением устава и программы обучения. Устав предписывал, чтобы коллегия регулярно собиралась под председательством префекта для совместной молитвы, а также ежедневно - для общего урока церковного пения (Ibid. P. 155-159). На преподавателей возлагалась ответственность как за успешное освоение студентами учебной программы, так и за их возрастание в духовной жизни. Специально оговаривалось, что учителям не следует самим побуждать учеников к вступлению в орден иезуитов, однако при возникновении у способных учеников такого желания его надлежит осторожно поощрять (Ibid. P. 159). Из средневек. учебных уставов была заимствована система наказаний (в виде ударов розгами), к-рые учителя могли налагать на провинившихся студентов (Ibid. P. 160). Описываемый в уставе образовательный процесс строился по принципам педагогики гуманизма : студенты должны были овладеть греч. и лат. языками, познакомиться с сочинениями классических авторов (гл. обр. лат.) и комментариями к ним, освоить основы риторики. В рамках специального курса следовало читать Свящ. Писание с авторитетными толкованиями (Ibid. P. 163-167). От студентов коллегии устав требовал быть усердными в учебе, вести активную религиозную жизнь: они были обязаны участвовать в совместных ежедневных молитвах в коллегии, регулярно посещать храмы, не реже раза в месяц исповедоваться духовникам и исполнять их рекомендации (Ibid. P. 169; подробнее см.: Brodrick. 1935. P. 297-299; Haub. 2003. S. 36-39). В качестве эксперта в области духовного образования К. привлекался для консультаций по вопросам организации обучения в Римской коллегии, главном учебном заведении иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Назначен членом греко-униатской духовной коллегии 1832 Нояб. 1. Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, Всемилостивейше повелено ему быть Литовским греко-униатским епархиальным епископом, с оставлением и в должности члена коллегии 1833 Авг. 2. Осматривал обе греко-униатские семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии по Высочайшему повелению 1833 в Июне. «В ознаменование Монаршаго благоволения и в награду ревностных и полезных трудов по управлению вверенной ему епархии» Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны первой степени 1833 г. Дек. 6. Обозревал обе греко-униатския семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии, по Высочайшему повелению 1834      Мая 14. Объявлено особое Монаршее благоволение за замечание о состоянии и устройстве греко-униатских семинарий и за некоторые предположения по устройству оных       1834 г.      Авг. 7. Назначен присутствующим в комитете по униатским делам       1835 Мая 29. Назначен присутствующим в комитете духовных училищ 1835 Дек. 19. За «деятельное и полезное служение по управлению вверенной ему епархии и по должности члена коллегии греко-униатской» Всемилостивейше пожаловав алмазами украшенною панагией 1836 Янв. 1. Осматривал обе греко-униатские епархии и их духовно-учебные заведения, по Высочайшему повелению 1837 Апр. 30. Назначен председателем греко-униатской духовной коллегии 1838 Мар. 2 . В каковой должности состоял по 1843 Авг. 14. Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира второй степени большого креста, «за отлично ревностные труды по коллегии и епархии, при успешной деятельности в восстановлении древних, свойственных греко-униатской церкви обрядов»       1838 Апр. 1. Всемилостивейше разрешено ему представляться Государю Императору вместе с членами святейшего Синода 1838 г. Апр. 12. «В ознаменование Высочайшего благоволения к отличным трудам его» Всемилостивейше пожалована ему пенсия по 600 р. ассигн. в год 1839 Март 17. По Высочайше утвержденному положению св. Синода, возведен в сан архиепископа, с оставлением в должности председателя духовной коллегии, бывшей греко-униатской, переименованной Белорусско-Литовскую 1839 Мар 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

каждому, смотря по достоинству и дистанциям их правления; 94 помощника казначеев, с содержанием от 60 руб. до 80 р. 71 копеек, содержания всем 2190 р., 120 солдат, на них 1440 руб., 14 человек офицеров для посылки при коллегии и конторе каждому по 150 руб. всего на эту организацию было отпущено 30 тыс. руб., из коих 3650 р., остававшиеся не расписанными по штату, разрешалось употреблять на строения, служащие к умножению экономии и доходов. В 1770 г. на основании указаний опыта, с одобрения Правительствующего Сената, произведены изменения в означенной организации: увеличено число казначеев 60 – 93; отменены помощники казначеев, как оказавшиеся излишними, после того, как крестьянам вменено в обязанность взимавшийся с них оброк самим отвозить в губернские и воеводские канцелярии, открыты четыре экономических правления, подсудных коллегии экономии в Ярославле, Казани, Ельце и Вологде для рассмотрения жалоб крестьян на казначеев и взаимных их тяжб, которых не могли решить казначеи, а также для удержания крестьян от взаимных споров и нанесения обид посторонним; увеличено число копиистов до 93, солдат до 186, число офицеров оставлено прежнее. 462 Проводим эти частности с мыслью, чтобы наглядно показать, как было обставлено рассматриваемое учреждение в его деятельности. Экономическим правлениям была дана особая инструкция, раздельно и в подробности разъяснявшая их права, обязанности и занятия. Применительно к числу правлений были распределены все церковные вотчины, исключая тех, которые по удобству находились в заведывании самой коллегии и её конторы. 463 Во главе каждого правления стоял главный эконом с товарищем из обер-офицеров, при них обширная канцелярия по штату. 464 Деятельность коллегии в отношении к синодальному ведомству сопровождалась составлением нескольких штатных положений по духовной части, получавших высочайшее утверждение частью по докладам самой коллегии, частью по представлениям Правительствующего Сената, а иногда Святейшего Синода. 465 Предприимчивость и забота коллегии экономии, по-видимому, более всего уходили на собственное её устройство и разветвление подчиненных органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ [итал. Pontificia Università Gregoriana], папский ун-т в Риме, находится под упр. ордена иезуитов . Берет начало от основанной в 1551 г. Игнатием Лойолой при финансовой поддержке графа Гандии (Испания), вице-кор. Каталонии Франциска Борджа Римской коллегии (Collegium Romanum), или «Бесплатной школы грамматики, гуманитарных наук и христианского вероучения» (итал. Scuola di grammatica, d " umanità e dottrina cristiana). В 1553 г. в Римской коллегии учреждены теологический и философский фак-ты; после первого присуждения докторских степеней по теологии (1556) коллегия получила статус ун-та. Ввиду увеличения учащихся (к 1570 их число превысило 1 тыс. чел.) и из-за недостатка университетских помещений и средств в 1578 г. папа Римский Григорий XIII конституцией «Quanta in vinea» утвердил новый устав Римской коллегии. В 1582-1584 гг. для нужд ун-та было сооружено обширное здание на Пьяцца-дель-Колледжо-Романо в Риме. В память о заслугах папы Григория XIII в реорганизации и финансировании ун-т получил его имя и стал называться Григорианским. После упразднения ордена иезуитов (1773) управление Г. у. поручалось кардинальской комиссии; с восстановлением ордена папа Лев XII вновь вверил руководство ун-том иезуитам (с 1824). Во время революции и провозглашения Римской республики (1848-1849) преподавание в Г. у. было прервано. С образованием объединенного итальянского гос-ва (1870) занятия в ун-те прекратились, в 1873 г. гос-во конфисковало здание Г. у. В 1874 г. ун-т возобновил деятельность в помещениях Германской коллегии во дворце Борромео в Риме; в 1931 г. при поддержке папы Римского Пия XI и генерал ордена иезуитов В. Ледуховского сооружено совр. здание ун-та (Пьяцца-делла-Пилота, 4). В основу обучения в Римской коллегии было положено окончательно разработанное 5-м генералом ордена иезуитов К. Аквавивой (1581-1615) правило «Ratio studiorum» , совмещавшее «Духовные упражнения» Лойолы с методикой преподавания Парижского ун-та и включавшее весь комплекс гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (впосл. это правило было заимствовано из Г. у. др. иезуитскими коллегиями). Первенствующее значение теологического фак-та в ун-те способствовало созданию в нем богословской школы, внесшей значительный вклад в развитие католич. богословия (напр., разработанный профессорами ун-та новый дидактический метод преподавания нравственного богословия и др.). В кон. XVI и в XVII в. в Г. у. обучались и преподавали видные католич. теологи и апологеты: кард. Роберт Беллармин , кард. Пьетро Паллавичино , пресв. Ф. Суарес , пресв. Г. Васкес и др. Мн. выпускники Римской коллегии (в т. ч. Маттео Риччи ) активно занимались миссионерской деятельностью в Лат. Америке, Африке, Азии.

http://pravenc.ru/text/166505.html

Подканцеляристов Копиистов Изложенное распределение дел подписали генерал-лейтенант Волков, ст. сов. Иван Тимофеев , полковник Д. Овцын, кол. сов. Иван Исупов и ассессор Артемий Козьмин 256 . Как видно из позднейшего дела, это распределение было произведено в связи со следующими обстоятельствами. 29 декабря 1737 г. Последовал В. указ составить каждой коллегии для себя инструкцию, подобно новой инструкции Камер-Коллегии, в которой обозначить 1) производящиеся дела; 2) чтобы не всякое дело решали все члены сообща, а некоторые дела единолично; 3) чтобы сокращены были в делах многоплодные выписки; 4) уничтожены излишние реестры и записки, которыми одна волокита наносится; и эти проекты представить прямо на утверждение, не дожидаясь остальных коллегий. В силу этого Коллегия Экономии приступила к составлению проекта, но не успела окончить, как по резолюции 25 апреля 1740 г. все заопределенные вотчины были отданы Коллегии Экономии. Тогда именно, 25 сентября 1740 г., дела Коллегии Экономии и были расписаны на 4 экспедиции. Затем 21 июня 1741 г. заопределенные вотчины снова были отданы духовным властям и проект инструкции вновь остановился. Между тем, 16 января 1742 г. по журнальному определению Коллегии Экономии ее дела были вновь распределены по экспедициям так, что под надзором полк. Овцыну постановлено было быть в Греко-Латинской Академии, сов. Исупову – богадельни, Хрущову – Госпиталь, Козьмину – Черно-грязский двор и пашня и синодальный житный двор. Затем 20 сентября 1742 г., по предложению прокурора Чаплыгина, состоялось новое распределение четырех экспедиций между названными четырьмя членами Коллегии Экономии без расписания самих дел. Поэтому такое, по настоянию Чаплыгина, и было выполнено 18 ноября 1743 г. 257 и осуществлено на практике 258 . Присутственное время в коллегиях и их канцеляриях было строго определено указами. Президенты и члены должны были являться к 8 часам утра и оставаться до 2 часов дня, а в случае надобности присутствовать еще с 4 до 7 часов вечера. Отсутствие или запоздание записывалось прокурорами или секретарями, а где прокуроров не было, в особые дневные журналы, которые в виде еженедельных ведомостей доходили даже до Государыни 259 . Секретари находились в канцеляриях с 8 часов утра до 10 вечера, сменяясь два раза – до полудня и после обеда 260 . За выход из присутствия раньше срока полагалось взыскание 261 . В 1738 г. велено было учредить в канцеляриях дневное и ночное дежурство секретарей или протоколистов, или регистраторов, или даже простых канцеляристов, где старших чиновников на это не доставало 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

«Задача Экспертной коллегии Издательского Совета состоит в том, чтобы определить соответствие православному вероучению литературы, которую планируют распространять в Церкви» 9 апреля 2010 г. 15:22 В связи с созданием Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви появились публикации в светской и церковной прессе, по-разному интерпретирующие деятельность этой церковной структуры. В интервью официальному сайту Русской Православной Церкви о принципах работы Коллегии рассказал научный редактор Издательского Совета, кандидат исторических наук диакон С. Зверев. — Какое правовое основание создания Коллегии? Деятельность Издательского Совета регулируется Уставом, утвержденном на заседании Священного Синода 10 октября 2009 г. (журнал 85) , а также решениями Святейшего Патриарха и Священного Синода и не противоречит законодательству РФ. Коллегия по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви входит в структуру Совета и создана по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Кто может обращаться в Коллегию за получением рекомендации к изданию? Обращаться с такой просьбой следует не в Коллегию, а в Издательский Совет, который выносит рассмотрение этого обращения на Коллегию; с подобной просьбой могут выступать и издательства, и авторы, если они желают, чтобы изданные ими книги реализовывались через церковную книжную сеть. Епархиальные издательства, монастыри и приходы должны иметь благословение епархиального архиерея или утвержденный им годовой план издательской продукции. Авторы должны указывать издательство, в котором будет издаваться книга. Является ли Коллегия «цензурным комитетом»? Ни в коем случае. Задача Церкви проповедь о Христе, свидетельство об Истине Христовой, развитие в человеке духовных и нравственных качеств. И это достигается не только через проповедь в храме, но и через чтение книг. Пришедший в храм в проповеди услышит ответы не на все волнующие его вопросы. Многое он узнает из книг; книга это продолжение церковной проповеди, и может ли она не соответствовать церковному учению? Конечно, нет. В связи с этим задача Коллегии состоит в том, чтобы определить соответствие православному вероучению литературы, которую планируют распространять в Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1133890.ht...

— В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил состав «Коллегии войсковых казачьих священников» и «Положение о Коллегии войсковых казачьих священников». Коллегия войсковых казачьих священников при Синодальном комитете — это совещательный орган Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, созданный с целью принимать согласованные решения, направленные на воцерковление и духовное окормление нашего казачества. В состав Коллегии входят войсковые священники 11 реестровых казачьих войск. Необходимо отметить, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2014 году в состав Коллегии включены ответственные за духовное окормление казаков священнослужители Украины, Беларуси и Казахстана. К компетенции Коллегии относится разработка приоритетных направлений с учетом уставных целей и задач Синодального комитета, формирование стратегии развития, определение перспектив работы и решение иных вопросов, относящихся к ведению Синодального комитета. После утверждения «Коллегии войсковых казачьих священников» Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством было разработано и утверждено Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви «Положение о войсковом казачьем священнике». Данное положение разработано на основании Устава Русской Православной Церкви, Конституции Российской Федерации, Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года, Федеральных законов «Об обороне», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О государственной службе российского казачества». На основании Положения войсковой казачий священник координирует деятельность руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, духовников казачьих обществ и кадетских казачьих корпусов на территории деятельности войскового казачьего общества. Также на войскового священника возложены такие задачи, как духовное просвещение и окормление членов войскового казачьего общества. Это организация и проведение катехизической деятельности среди казаков с тем, чтобы искоренять из казачьей среды суеверия, предотвращать отступление от Православия, забота об утверждении их в вере, приобщение казаков, а также членов их семей к участию в богослужениях и церковных праздниках.

http://pravmir.ru/mitropolit-stavropolsk...

Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории оказался священник Михаил Иванович Смирнов и с 1942 года стал служить в кладбищенской церкви Гатчины. 24 мая 1944 года он был вновь арестован и приговорен к 10 годам лагерей. После открытия Ленинградской Духовной академии в ней в 1950–1957 годах работала корректором заочного сектора Е. Л. Ассанович. Пыталась устроиться на работу в академию и К. И. Булатова, но, по-видимому, как подвергавшейся репрессиям, ей было отказано в прописке. Еще в начале 1980-х годов последние остававшиеся в живых студентки Петроградского Богословского института были прихожанками храма Ленинградской Духовной академии. 9 ноября 1993 года в Санкт-Петербурге скончалась Л. А. Мейер-Дмитриева, – последняя студентка Петроградского Богословского института. Приложение к Части VII. Проект положения о коллегии студентов Богословского института I. Общие положения § 1. Коллегия студентов Петроградского Богословского института является выразителем духовных и материальных нужд учащихся в Институте, проводником в студенческой жизни пожеланий и постановлений о. Ректора, Проректора и Совета Института и насадителем среди студенчества общеинститутской и братской дисциплины. § 2. Задачей коллегии является объединение учащихся в Институте, организация всякого рода взаимопомощи «студенчества» и исполнение поручений Президиума Совета по общеинститутским делам, в которых «студенчество», как целое, принимает участие. II. СОСТАВ КОЛЛЕГИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ § 3. В состав коллегии входят по четыре представителя и два кандидата к ним, от каждого курса, избираемых в начале учебного года каждым курсом отдельно сроком на один год. § 4. Выборы происходят на курсовых собраниях путем тайного голосования простым большинством голосов. Примечание: Выборы в коллегии производятся не позже 15 июля. Первый курс в виду незнакомства слушателей друг с другом выбирает своих представителей через месяц от начала занятий. § 5. В случае выбытия члена коллегии до срока заместителем ему является кандидат соответственного курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Административному секретариату Московской Патриархии оформить переименование должностей сотрудников данного секретариата и внести соответствующие изменения в штатное расписание православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви. I.2.2. Синодальные учреждения Типовое положение о коллегии Синодального учреждения (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г., журнал 75) 1. Общие положения 1.1. Коллегия ______________________________________________ (далее – Коллегия) наименование синодального учреждения является совещательным органом _____________________________________________ наименование синодального учреждения (далее – Синодальное учреждение 5 ), созданным в целях выработки согласованных решений, направленных на реализацию задач, соответствующих профилю Синодального учреждения и поставленных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом перед Синодальным учреждением. 1.2. К компетенции Коллегии относятся разработка приоритетных направлений в сфере решения уставных задач Синодального учреждения, формирование стратегии развития, определение перспектив работы и решение иных вопросов, относящихся к ведению Синодального учреждения. 1.3. Коллегия в своей деятельности руководствуется постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, Указами Патриарха Московского и всея Руси, Каноническим уставом Русской Православной Церкви, уставом,_____ ____________________________, а также настоящим Положением. Наименование синодального учреждения 2. Порядок формирования коллегии и должностные обязанности 2.1. Состав Коллегии формируется Руководителем Синодального учреждения и утверждается Патриархом Московским и всея Руси сроком на 2 года. По представлению Руководителя Синодального учреждения Патриарх Московский и всея Руси может вывести члена Коллегии из ее состава или, при необходимости, ввести в состав Коллегии новых членов. 2.2. Коллегия может состоять из архиереев Русской Православной Церкви, представителей Синодальных учреждений, духовных образовательных учреждений и иных канонических подразделений Русской Православной Церкви, а также богословов, деятелей науки, культуры, представителей православной общественности и экспертов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

2415 26 сентября 1726 года Второй Апартамент Синода получил наименование Коллегии Экономии Синодального Правления. 2416 Все эти узаконения, устанавливающие порядок управления церковными имениями, показывают, что русское правительство все более и более теряло различие между имениями церковными и казенными и делалось склонно сливать их в одно понятие. Предоставление заведывания ими св. Синоду —621— не препятствовало этому процессу. По заявлению самого св. Синода в его докладных пунктах Петру I, с передачей Синоду имений они переходили в учреждение государственное, не менее других коллегий считавшее себя обязанным заботиться об интересах Царского Величества. В царствование Анны Иоанновны в одном из указов 1738 года указанный взгляд русского правительства на церковные имения обнаруживается уже вполне ясно. Коллегии Экономии Синодального Правления указ этот определил «быть под владением Сената, а Синоду Коллегии той не выдать, понеже в оной Коллегии состоять сборы и другие экономические дела, которые правительство объявляло подлежащими ведению Сената, а духовных дел, какие могли бы касаться до Синода, не бывает». Если Синоду даже потребуется что-либо от Коллегии Экономии, то теперь он должен был сноситься об этом с Сенатом. 2417 По наступлению нового царствования верховная власть, уступая просьбам св. Синода, в 1744 году согласилась на уничтожение Коллегии Экономии и передачу доходов с вотчин в ведение св. Синода для употребления их по указаниям Петра Великого. Но в течение целых 13 лет такой порядок распоряжения доходами не оправдал ожиданий императрицы Елизаветы Петровны 2418 и 6 октября 1757 года, как это видно из ее указа Сенату, она вернулась к тому направлению, которое вело к слитию церковных вотчин с имениями казенными. Императрица, по объяснению, сделанному впоследствии Петром III в его указе 21 марта 1762 года, заботилась, чтобы духовный чин не был отягощен мipckuмu попечениями, но, чтобы всегда имел свободный мысли прилежать своему званию, при вступлении в которое он отвергается временных интересов для лучших забот о своей духовной жизни и вверенных его пастве людях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010