К тому же мы знаем, что на некоторых послевоенных олимпиадах никаких эстафет в принципе не было, и огонь зажигался в буквальном смысле в камине. К примеру, в 1952 году, когда была Олимпиада в Норвегии, огонь зажгли не в Олимпии, а в доме пионера-основоположника норвежского лыжного спорта Сондре Норхейма. На другую Олимпиаду огонь просто доставили самолётом, а вот сейчас для него почему-то придумали самый длинный и самый сложный маршрут. На мой взгляд, вокруг этого сейчас нагнетается слишком много пафоса. Второе. Организаторы утверждают, что это лишь спектакль. Но у нас как у православных церковных людей должна быть память о мученике Геласии. Геласий был профессиональным актёром, и в пародийном комическом представлении о христианах играл роль христианина-неофита. Геласий изображал христианина, принимающего Крещение. Коллеги-актёры бросили его в ванну с теплой водой, но Геласий вышел из воды действительно преображенным. Когда его одели в белые одежды, он воскликнул: «Я – христианин! Когда я был в купели, я видел сияние Божие, и теперь я готов умереть христианином». Сначала все аплодировали тому, какая это интересная находка, но он начал доказывать, что это не шутка. В конце концов, Геласия насмерть забросали камнями, и христиане почитают его, как мученика. Соответственно, неизбежен и обратный вопрос: как далеко может зайти и к каким духовным последствиям может привести шуточное или игровое поклонение языческим богам? Как и в случае с идоложертвенной пищей, ответ будет зависеть от качества «духовной настройки» не только действователя, но и зрителя. Вспомним советы апостола Павла – как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является “идоложертвенным”. Как я должен вести себя? “Если кто из неверных позовет вас… то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования” (1 Кор. 10, 27).

http://pravmir.ru/olimp-ogon-zachem/

Ныне, как и всегда, каждый христианин призван подтверждать своими ежедневными поступками ценность праведного образа жизни, сознательно противостоять нравственному релятивизму и культу быстрой наживы. Вокруг нас много немощных, больных, одиноких людей. Немало и таких, кто в силу экономических трудностей покинул родные места в поисках заработка и нуждается в заботе, попадая подчас в недружелюбное окружение. В проведении социальной, миссионерской, церковно-общественной работы должен участвовать каждый пастырь и мирянин. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию Откровения небесного можно найти стезю, ведущую в вечную жизнь» . С теми, кто чает Христова утешения, мы должны разделить тепло и радость нынешнего праздника. Каждый из нас может принести свет Вифлеемской звезды ближним и дальним — коллегам, друзьям, родственникам, соседям. В минувшем году в соработничестве с государственными властями, общественными организациями, представителями деловых кругов было положено начало многим инициативам, которые могут сплотить людей, возродить твердые духовные и нравственные основы общественной жизни. Развитию такого соработничества, также как и свидетельству о драгоценном единстве нашей Церкви, служили и совершенные мною поездки по России, Украине, Молдове. Эти посещения обогатили мой опыт молитвы и общения с верующим народом и, надеюсь, содействовали укреплению духовных уз. В богослужениях, проходивших при участии очень большого количества людей, особым образом являлась сила веры и молитвы, что и составляет красоту Православия, красоту и мощь «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Поздравляя всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием, молитвенно желаю неизменного пребывания в радости о Господе, Который воплотился, чтобы «мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь.

http://pravoslavie.ru/50809.html

Уверовать во Христа - мало. Верно в Него уверовать означает облечься в дела, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И это должны быть дела любви. Апостол Павел в своем Послании к Галатам говорит о том, что во Христе Иисусе имеет силу вера, действующая любовью (Гал. 5, 6). И дальше, как мы с вами знаем, что он говорит: если я имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (ср.: 1 Кор. 13, 1-3). Всегда нужно помнить, что как дерево познается по плодам, так и человек - по делам. Особенно - человек, позиционирующий себя религиозным. Верующим людям нужно чаще вспоминать слова Спасителя, в которых Он говорит о том, что по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь христианская должна освящать все остальное: и супружеские отношения, и отношения с коллегами по работе, и с друзьями, и со всем остальным миром. Удивительные слова принадлежат архимандриту Ра­фаилу (Карелину), который, осмысливая современную теплохладность многих из нас - христиан только по имени, написал следующее: «Теплохладность - это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца - от страстей. Теплохладность - это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами... Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней». Те же, кто хочет уверовать верно и в верное, должны больше всего опасаться подмены религиозного опыта, то есть всего, что есть поддельное, фальшивое, извращенное и снижающее.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/2/ume...

Очень ценно творчество — тоже одно из проявлений образа Божия в человеке и то, чего нет у ангелов и демонов. Дьявол не может сам ничего создавать, он может только использовать творческую силу человека. А мы можем творить — мы сами шедевры Божии (пусть и немного испорченные), и мы свободны. — В СМИ постоянно звучит, что ценности нужно защищать, даже появилось такое понятие, как «духовная безопасность».   — Запретами ничего не добьешься. Хорошо, давайте ради эксперимента запретим грех. За супружескую измену будем побивать камнями, а за несоблюдение поста — сечь плетьми на площади. Но мы тем самым нарушим свободу. Запреты на зло не сделают общество лучше, люди просто будут терпеть. Как-то мне попалось короткое видео Петра Мамонова, где он рассказывал про коллегу, который был хроническим алкоголиком и в один момент бросил пить на восемь лет — стал трудиться и дослужился до ордена Трудового Красного Знамени. Ему сказали, что орден надо «обмыть»: налили ему рюмку коньяка, туда положили орден, он выпил, орден прикрепил — и ушел в запой на два месяца, а потом умер. И Петр Мамонов объясняет: «Вы думаете, он победил эту страсть? Нет, он терпел восемь лет». И здесь то же самое. Надо проповедовать рай, а не запрещать ад. Надо показать людям красоту молитвы, милосердия, радость чувства, когда ты ни на кого не имеешь зла, когда ты готов простить каждого, когда ты живешь для того, чтобы делать счастливыми тех, кто вокруг тебя. Тогда ты живешь в раю, уже здесь. А так можно заставлять, принуждать, сечь на площадях… О Ветхом Завете и святых воинах   — На каждую мысль вам сейчас приведут цитату из Книги Судей, Чисел, Второзакония… Почему мы так легко пошли за Ветхим Заветом и забыли про Новый?    — Ветхий Завет сам по себе больше, оттуда можно больше надергать. Плюс он немного справедливее, там даны простые вещи, которые разложены четко по полочкам. А Новый Завет — это уже не Закон, а Благодать, и новозаветный человек должен уметь думать. Помните Нагорную проповедь? «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38). Евангелие — оно гораздо выше и нравственнее.

http://pravmir.ru/ne-nado-privykat-k-zlu...

Поэтому люди должны покаяться и обратиться к Христу, чтобы загладить грехи свои, «да придут времена отрады от лица Господа и да пошлет он... Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых своих пророков от века» 29 . «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» 30 . 7. Такова была вера первоначальной церкви, служившая основой ее внутреннего единства. Наряду с этим существовали и некоторые внешние формы единения, в которых проявлялось единство внутреннее и которые служили для поддержания взаимной духовной связи между верующими. Уже в то время в церкви были свои особые должностные лица, свои собрания и священнодействия. Во главе церкви стояли 12 Апостолов. Они составляли своего рода коллегию, в которой первое место занимал апостол Петр. Апостольский сан рассматривался как должность, а не как принадлежность лишь определенных лиц; это видно из того, что на место, освободившееся за смертью Иуды, было признано необходимым избрать новое лицо 31 . Апостолы были прежде всего свидетелями земной жизни Спасителя и его Воскресения 32 и первейшею их обязанностью было проповедовать о воскресшем Христе и учить Слову Божию. «Всякий день, – говорит книга Деяний, – в храме и по домам не переставали (Апостолы) учить и благовествовать об Иисусе Христе 33 . Апостолами созывались собрания верующих; апостолы занимают здесь первое место и в необходимых случаях выступают властно; в этом отношении особенно поучителен рассказ об Анании и Сапфире. Сами иудейские власти смотрели на апостолов, как на представителей и руководителей новой религиозной общины. К ним обращались со своими требованиями и их брали под стражу, когда хотели воздействовать на прочих верующих. Первоначально апостолы сами заведовали при этом и хозяйственной стороной жизни церковной общины. Они принимали пожертвования на нужды общины. Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян.4:34, 35 ) 34 . Вскоре, однако, число верующих настолько возросло, что исполнение этих обязанностей стало требовать слишком много времени. Вместе с тем начались неудовольствия: эллинисты т.е. евреи из стран языческих, стали роптать на евреев палестинских за то, что вдовицы их пренебрегаемы были при ежедневной раздаче пособий ( Деян.6:1 ). Тогда, по почину апостолов, для заведования церковными денежными суммами и для раздачи пособий были избраны особые должностные лица (диаконы) 35 . «Мы же, – сказали при этом апостолы, – постоянно пребудем в молитве и служении слова, ибо не хорошо нам, оставивши слово Божие, пешись о столах» ( Деян.6:2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Ты лжешь — в этих словах слышится гнев, но гнев не творит правды Божией. Правда же Божия в любви, и Господь продолжает являть не только несокрушимую Любовь, но и всепобеждающую Премудрость: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Вместо: ты лжешь, — говорит: ты сказала правду. Конечно, Господь не желает похвалить или оправдать самарянку, Он ее обличил, но, обличая, находит такое слово, чтобы не оттолкнуть ее от Себя. Как боялась она этих слов, таилась, пряталась от людей, чтобы никто, указав на нее, не сказал: ты живешь с шестым. Как боялась она поднять глаза и встретить осуждающий или насмешливый взгляд. Но Господь так обличил ее, что, взглянув на Него, она не только не увидела гневного осуждения, но смогла разглядеть в Нем и нечто большее, нечто выходящее за пределы обычного человека: Господин, вижу, что Ты пророк. Не будем повторять то, что уже говорилось неоднократно: личное свидетельство, очная встреча с человеком, являющим в себе святость, способна произвести впечатление и увлечь человека на путь исправления гораздо решительней сотни слов. Увидев в своем собеседнике пророка, самарянка начинает расспрашивать Его о богопочитании: где должно поклоняться — на горе Гаризим или в Иерусалиме? И Господь отвечает ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Так беседа, которая начиналась со слов о воде, колодце, черпаке, внезапно оборачивается наставлением о духовной природе Божества и об умном, совершаемом в духе служении. Женщина сказала: знаю, что когда придет Христос, то Он возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я. Выражение “это я” способно произвести различное впечатление в зависимости от того, кто его произносит, например, твой школьный товарищ или учитель, коллега по работе или директор. Но услышать “это Я” от Бога не просто страшно и беспредельно величественно — есть колоссальная разница между человеческим “это я”, и тем, как “это Я” произносит Бог.

http://pravmir.ru/xristos-i-samaryanka-u...

Поэтическое сочинение «Надгробные надписи» представляет собрание эпитафий, надписанных на гипотетических надгробиях – «над могилой праведника», «воина», «богатого грешника», «честного нищего», «грешного торговца», «доброго священника», «путника», «неверующего», «картежника», «ребенка», «славолюбца», «блудника», «пьяницы», «грешной старухи», «могильщика». Каждая эпитафия подводит итог избранному человеком жизненному пути. Особняком стоит поэма «Демонское царство и наши грешники». Русскоязычным читателям хорошо известна книга английского писателя Клайва Льюиса «Письма Баламута», в которой основы христианской духовной жизни излагаются «от обратного» – с точки зрения беса. Так вот, указанное сочинение преподобного Симеона построено по тому же принципу. С некоторой долей иронии автор описывает, как демонская коллегия, состоящая из «председателя демонов Валериана, заместителя председателя демона Люцифера и секретаря демона Зеферина» рассматривает письменные прошения присужденных к аду грешников. Кроме того, перу преподобного Симеона Дайбабского принадлежат поэмы «Больная душа и здоровый разум» и «Евангельский богач». Наконец, нужно упомянуть сборник духовных размышлений, которому издатель протоиерей Василий Ивошевич дал название: «Из сокровищницы поучений старца». Это единственное сочинение, которое не было опубликовано при жизни преподобного и сохранилось в рукописи. Оно вышло в свет только в 1991 году. Сочинение состоит из 347 маленьких глав или изречений. По жанру оно очень близко к ветхозаветным книгам притч. Читая проводимые преподобным Симеоном сравнения, вспоминаются, в частности, строки: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притч. 6: 6–8). Но в еще большей степени изречения святого отца напоминают стихи из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. Они построены по тем же принципам, что и эта книга Священного Писания, к примеру: «Изделие хвалится по руке художника, а правитель народа считается мудрым по словам его» (Сир. 10: 22), «От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь» (Сир. 12: 32) и др.

http://pravoslavie.ru/4423.html

Особняком стоит поэма “Демонское царство и наши грешники”. Русскоязычным читателям хорошо известна книга английского писателя Клайва Льюиса “Письма Баламута”, в которой основы христианской духовной жизни излагаются “от обратного” — с точки зрения беса. Так вот, указанное сочинение преподобного Симеона построено по тому же принципу. С некоторой долей иронии автор описывает, как демонская коллегия, состоящая из “председателя демонов Валериана, заместителя председателя демона Люцифера и секретаря демона Зеферина” рассматривает письменные прошения присуждённых к аду грешников. Кроме того, перу преподобного Симеона Дайбабского принадлежат поэмы “Больная душа и здоровый разум” и “Еван­гельский богач”. Наконец, нужно упомянуть сборник духовных размышлений, которому издатель — протоиерей Василий Ивошевич — дал название “Из сокровищницы поучений старца”. Это единственное сочинение, которое не было опубликовано при жизни Преподобного и сохранилось в рукописи. Оно вышло в свет только в 1991 году. Сочинение состоит из 347 маленьких глав, или изречений. По жанру оно очень близко к ветхозаветным книгам притч. Читая проводимые преподобным Симеоном сравнения, вспоминаешь, в частности, строки: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч 6:6–8). Но в ещё большей степени изречения святого Отца напоминают стихи из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. Они построены по тем же принципам, что и эта книга Священного Писания: Изделие хвалится по руке художника, а правитель народа считается мудрым по словам его (Сир 9:22), От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь (Сир 11:32) и др. Смысл и значение этого сочинения раскрывается полнее в свете Священного Предания Православной Церкви. Так, в Древнем патерике есть одна примечательная история: “Однажды некоторые из братий пришли испытать авву Иоанна Колова, зная о нём, что он не попускал себе развлечения и не говорил ни о чём житейском. Они сказали ему: этого лета был обильный дождь; пальмовые деревья напоены и дадут много ветвей; братия получат в большом количестве вещество для рукоделия. Авва Иоанн отвечал: подобным образом, когда Святой Дух низойдёт в сердца святых, — они обновляются и пускают леторосли в страх Божий”.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-simeon-da...

А высказаться нужно, дабы не впасть духовенству в большую напасть... Э. Я. Отклики Гринякин Н. О забытом//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1241–1250 (Эпилог к газетной реформе нашего церковного управления). Законом познаётся грех... Закон пришёл и таким образом умножилось преступление... Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай; без закона – грех мёртв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти... ( Рим.3:20,5:20,7:7–10 ). Трудно понять – недостаток ли это нашего гражданского развития, влияние ли долгой крепостной неволи, или это просто в „нашем духе“, а только – чувства меры у нас нет ни в чём. „Свободу“ у нас скоро обращают – если не в разбой, то по меньшей мере в террористический деспотизм партии, при котором „несогласные“ подвергаются нередко „во имя свободы“ физическим убеждениям в „истине“ 535 . Свобода слова у нас скоро переходит в свободу злословия. Свобода исповеданий граничит с кощунством над всем истинно-божественным и т. д. „Коль рубить, так уж с плеча“... То же произошло и в нашей газетной реформе церковного управления. Боже мой, как вдруг все возревновали о церковных канонах и их „обязательности“! О канонах вспомнили (если только раньше слышали о них что-нибудь): С. Ю. Витте (бывший министр финансов, а ныне председатель комитета министров), сославшийся в своей „записке“ в доказательство соборного управления церкви не только на правила, где об этим соборном управлении нет ни единого слова („20 ап. пр., VII вс. соб. пр. 8“), но даже на „6 пр. восьмого вселенского собора“ (!? – см. газ. „Слово“ 108 с. г.), известный предсказатель погоды г. Демчинский, весельчак „Нового Вр.“ г. Скальковский и пр. под. Не говорю уже о том, что в канонах прямо-таки „купались“ духовные писатели... Как всё это отрадно: почти все вспомнили о святой Церкви и её законах. Пшеница церковной нивы стала перерастать и глушить плевелы: все запросили, по-видимому, церковной веры и церковности. На основании церковных канонов заговорили о патриаршем единовластии даже те, которые никогда не предпочитали единовластного начала коллегии или представительству: тут получалось, впрочем, впечатление, выражаемое малорусской поговоркой: – „хоть гирше, да инше“... В общем же, когда это важное дело нашего церковно-канонического оздоровления вылетело на свет Божий церковно-реформационным фейерверком, то невольно являлось опасение и фейерверочного его финала: Загорелось, засверкало, зашумело, выпалило и в результате... всё по-прежнему, – лишнего только холодные жестяные стружки... А эти стружки..., ничтожные сами по себе, какой тяжестью падут они на народное религиозное сознание!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта же мысль выражена ап. Павлом в 1Кор. 3,10–11 : Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель (arcitektwn) " " положил основание, а другой строит (epoikodomei); но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». 177 Ср. А. В. Горский, «История евангельская и церкви апостоль-ской, 2-е изд. 1902 г., стр. 420: «Служение сие было беспреемственно, в собственном смысле апостолы преемников себе не имели и иметь не могли». См. также М. Фивейский , Духовные дарования в первоначальной христианской церкви . Москва 1907 г., который развивает ту же самую мысль. 178 См. статью G. Kittel «escatoj» в TWNT, B. II, S. 694 и статью Schneider «ektrwma» там же, стр 463. 180 Еще менее вероятно, как думает J. Munck, что Павел изменил содержание термина «apostoloj», который до него употреблялся для обозначения посланника христианской общины или странствующего миссионера, посланного Христом. Для Павла, по мнению J. Munck " а, быть апостолом означало быть призванным к особому и исключительному служению. Павел «апостол язычников и только он один «апостол», а потому «апостольство» означало высшее достоинство. После Павла это понятие апостольства было распространено на «Двенадцать». Поэтому не коллегия «Двенадцати» обогатилась новым апостолом, а «Двенадцать» были облечены тем достоинством, которым обладал Павел, как «апостол язычников». (J. Munck, «Paul, the Apostoles, and the Twelve». Studia Theologica, III, 1949. рр. 96–110). 181 Замечание Луки, что Матфий был сопричислен к одиннадцати апостолам ( Деян. 1,26 ) не может служить базою для утверждения, что Двенадцать в этот момент уже были апостолами. Лука употребил термин, который был общепринят в его время. К тому же Лука не мог сказать, что Матфий был причислен к Двенадцати, т. к. фактически он был причислен к одиннадцати ученикам. Ср. J. Wagenmann, «Die Stellung des Apostels Paulus Neben den Zwölf in den ersten zwei Jahrhunderten», Giessen1926, S. 66–67. 183

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010