В ст. 4 той же главы предлагается епископу «тайно у меньших церковников и аще кто иный удобный покажется спрашивать, как живут пресвитеры и диаконы» 90 . В ст. 8 сказано: «иные дела и поступки могут быть утаи­ваемы пред епископом... и о таковых тайно и искусно проведывать» 91 . Статья 10 гласит: «о правлении и поведении близких (аще где суть) монастырей лучше спрашивать в градах и селах от священства и мирян, нежели в самых монастырях о том же проискивать можно» 92 . Ст. 13 опре­деляет: «Да весть всяк епископ, какаовый он ни есть степеней, простой ли епископ или архиепископ или митропо­лит, что он духовному коллегиум, яко верховной власти под­чинен есть, указов оного слушать, суду подлежать и опре­делением его довольствоваться должен» 93 . Статья 15 опреде­ляет: «Должен будет всяк епископ дважды в год (или как укажет о сем коллегиум) присылать до коллегиум ре­порты, си есть извещения о состоянии и поведении епархии своей, все ли добре, или некое неисправление есть... Если бы изве­стил, что все добре, и отеинуду бы показалось, что нечто в епархии его деется суеверное, или явно богопротивное, епи­скоп бы, ведая тое, утаил и до Коллегиум не донес, то самого его позовет на суд к себе Коллегиум и, по доволь­ном уличении, подвержет его наказанию, яковое уставлено будет». 94 «Итак, обязанности епископов, – говорит автор упоминавшейся уже нами статьи в Рус. вести, за ноябрь 1891 г., – сведены в Регламенте к разного рода внешним действиям, способы выполнения которых самым подроб­ным и точным образом указаны в том же Регламенте. Даже поучения к духовенству и народу, которые вменя­лось епископам в обязанность говорить при об езде епар­хий, должны были быть сочинены в духовном коллегиуме, ««понеже не всяк епископ может чистое слово сложити»», вернее же для того, чтобы епископы не говорили при этом чего-нибудь лишнего, конечно, с точки зрения составите­лей Регламента» 95 . Если к приведенным выдержкам мы присоединим еще пункт 17 из отдела о епископах, который узаконяет, «чтобы епископы смотрели, хранятся ли по епархии его от пресвитерий и монахов и прочих должные оным заповеди, и чтоб имел на сие духовных фискалов; обаче, понеже сие не довольно есть, ибо и фискалы оные, дружа своим благодетелям или мзду емля, многое утаивают, того ради подобает епископу в год или два года единожды обыти и посетить епархию свою " 96 ; – то без малейшего затруднения можем согласиться с таким обобщением только что ци­тированного нами автора: «главнейшими обязанностями епи­скопов по Регламенту являются соглядатайство, тайное выслеживание и выспрашиванье и доношение духовному кол­легиуму, которому епископы отданы были в полную власть телом и душой» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Все приказы, и среди них Монастырский, были расформированы, когда с 1720 г. начали работать основанные в 1717 г. коллегии. Камер-коллегия, заведовавшая государственными доходами, согласно указу Петра от 17 августа 1720 г. вместе с функциями Монастырского приказа по управлению имениями унаследовала и его персонал; Штатс-контора как ведомство по контролю за государственными расходами следила за использованием доходов с этих Через несколько месяцев учреждение Святейшего Синода повлекло за собой новые Уже на первом заседании Духовной коллегии было решено запросить царя, как теперь следовало управлять церковными имениями. В конце докладной записки (см. § 3), которая уверяла в «искании интереса Царского Величества», говорилось, будто «Духовный регламент» определил-де, что управление вотчинами должно находиться в ведении Духовной коллегии. Хотя это утверждение не соответствовало действительности, царь удовлетворил просьбу Святейшего Синода (так была переименована Духовная коллегия) и вернул церковные имения под управление церковных По ходатайству Святейшего Синода прежний Монастырский приказ был восстановлен, но уже как синодальное учреждение, под названием Камер-контора синодального правления; ей поручалось взимать государственные подати и передавать их Камер-коллегии и Штатс-конторе вместе с отчетами. Обе названные коллегии в делах надзора и контроля функционировали в качестве вышестоящих инстанций по отношению к синодальной Камер-конторе, в то время как Святейший Синод обладал директивным правом в отношении своих уполномоченных в епархиях, так называемых комиссаров, которым в свою очередь были подчинены органы управления епархиями и С государственной точки зрения эта система себя не оправдала: уже в 1721–1722 гг. податные недоимки от церковных имений составляли 120 000 руб. Ввиду этого Петр I по просьбе коллегий повелел ограничить оклады членам Синода, синодальным чиновникам и содержание монастырям до минимума и выдавать их зерном. Как только особые офицеры-контролеры собрали по епархиям часть недоимок, император разрешил выплачивать оклады пропорционально этим суммам и, лишь вняв настоятельным просьбам Святейшего Синода, он повелел заплатить содержание В течение всего процесса секуляризации, особенно же в 1-й половине XVIII в., государственная казна терпела значительный урон от подобных недоимок. Налоговые табели составлялись небрежно, а порой и заведомо неправильно, епархиальные же власти были совершенно незаинтересованы в сборе казенных податей. Кроме того, государственная налоговая система была слишком громоздкой, а отчетность — чрезвычайно

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Синода даны с примеру данной за собственной Его Императорского Величества рукой оставленному в Москве сенатскому члену инструкции. В заведывании тех же лиц, по определению Синода, должна была находиться, во время отсутствия из Москвы протектора школ и типографий, Московская типография с обретающеюся при ней канцелярией. Выраженные в настоящем определении предначертания повторены и в особо составленной для сих лиц инструкции, в которой в заключении прибавлено: «понеже определено... Святейшему Синоду в духовном деле равную иметь власть, как Сенату в светском, того ради архимандриту Петру в вышеозначенных и в прочих до него надлежащих действах поступать, применялся к данной за подписанием собственные Его Величества руки, оставшемуся ныне в Москве сенатскому члену инструкции. 184 Инструкция эта обязывала сенатского члена: 1) по полученным именным и сенатским указам чинить безотлагательное исполнение и своевременно доносить Сенату об исполнении и встреченных при этом затруднениях; 2) наблюдать над губернаторами ближайших к Москве провинций, чтобы они безотлагательно исполняли сенатские указы, о которых поставлялся в известность и оставленный в Москве член Сената, и, в случае неисполнения губернаторами сенатских решений, подвергать их штрафу через нарочито посылаемых лиц, и о действиях своих доносить Сенату; 3) принимать от челобитчиков жалобы на находившийся в Москве надворный суд и „обретающихся там членов коллегий на медленность” (в волокитах), и жалобы эти препровождать в подлежащие места с понуждением „на кого челобитье” решать дела право, без замедления (безволокитно) и по указам в указное время; 4) подвергать штрафу по 4 гл. генерального регламента тех кои не решат дела в указанное время по отправленному челобитью и с „понуждением”; 5) принимать к рассмотрению жалобы на неправые решения и обсуждать их с членами прочих коллегий, кроме тех, на кого „челобитье”, решая без замедления, как указы повелевают, и, не взирая ни на какие персоны, подвергать виновных штрафам, в случае же тяжких наказаний присылать подсудимых вместе с делами в Сенат; о решенных делах рапортовать Сенату помесячно и; 6) накрепко смотреть, чтобы определенные от коллегий члены полученные им от коллегий дела отправляли немедленно и для этого ежедневно, согласно регламенту, заседали в своих конторах, сколько будет нужно, записывая об этом в журнал и сообщая с этого журнала рапорты сенатскому члену и о полученных от коллегий указах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В наказе от дворян Крапивенского уезда говорилось: «Просим при всех церквах быть ученым священникам на довольном денежном жалованьи для проповеди и утверждения во исповедании веры закона Божия и во отвращение злых дел, такоже и в знании законов в. и. в-ства; а где есть церковные земли, то их продать; дьячкам и пономарям обучать крестьянских мужска пола детей от семи лет грамоте и писать на содержании отцов их, от чего впредь уповательно подлый народ просвещенный разум иметь будет». Предлагалось, чтоб архиереи требовали от священников аттестатов о поведении, данных прихожанами за подписью; и, у кого такого аттестата не будет, тот лишался сана. Встречаем также любопытное предложение об уменьшении числа праздничных дней и о свободном отправлении службы Божией других законов людям. Как надобно было ожидать, в комиссии послышались сильные жалобы на состояние правосудия. Дворяне жаловались: на духовных мы должны просить у епархиального начальства, на фабрикантов – в Мануфактур-коллегии, на заводчиков – в Берг-коллегии, на купцов – в магистратах, на ямщиков – в Ямском приказе; не повелено ли будет всем судиться равно во всех судебных местах? О богоненавистном по делам лихоимстве и проклятом лакомстве просить, не позволено ли будет во всех местах господ присутствующих, секретарей и приказных служителей обязать присягою, чтоб они ко взяткам не касались; виновного во взяточничестве, как бы мала взятка ни была, подвергать натуральной смертной казни. Депутат от галицких дворян Лермонтов говорил против Юстиц-коллегии: «От бесчисленного множества дел в означенной коллегии и ее конторе редкий челобитчик, не понеся большого убытка, может получить удовлетворение в законный срок. Известно всему собранию, что в Юстиц-коллегии и ее конторе от переноса дел больше пользуются ябедники. Они проволакивают время, приводят челобитчиков в изнеможение и в крайнее разорение. Бывает еще и то, что коллегия, продержав дело немалое время, отсылает его для решения в другие судебные места». Лермонтов предлагал уничтожить Юстиц-коллегию и из губернской канцелярии переносить дело прямо в Сенат; губернским, провинциальным и воеводским канцеляриям решать дела непременно через полгода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

2.20. Содействие другим Коллегиям Калининградской митрополии в осуществляемой ими просветительской деятельности. 2.21. Создание комиссий, советов и т.д. для координации совместной деятельности в сфере образования и разработки планов совместных мероприятий с представителями государственной системы образования, а также между епархиями, входящими в состав Калининградской митрополии. 2.22. Способствование введению православных религиоведческих, духовно-нравственных, культурологических учебных курсов (предметов) и направлений воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях Калининградской области. 2.23. Содействие созданию и функционированию, а также координирование вопросов обеспечения деятельности конфессиональных (православных) образовательных организаций (духовных, общеобразовательных, дополнительного образования, профессионального образования, воскресных (церковно-приходских) и т.д.) и курсов (епархиальных, межепархиальных, региональных, муниципальных и т.д.), а также факультетов, кафедр, центров, институтов и других структурных подразделений при действующих государственных и муниципальных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также учреждений профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, направленных на реализацию деятельности в сфере духовно-нравственного образования. 3. Структура и членский состав Коллегии 3.1. Председателем Коллегии является руководитель (председатель) отдела религиозного образования епархии, епархиальным архиереем которой является управляющий Калининградской митрополией или должностное лицо, действующее на основании соответствующей доверенности управляющего Калининградской митрополией. В исключительных случаях решением Архиерейского совета Калининградской митрополии председателем Коллегии может быть назначен руководитель (председатель) отдела религиозного образования другой епархии, входящей в состав Калининградской митрополии. 3.2. Членами Коллегии являются руководители (председатели) отделов религиозного образования епархий, входящих в состав Калининградской митрополии, и специалисты этих отделов (по одному от каждого отдела), назначаемые руководителями (председателями) епархиальных отделов религиозного образования.

http://patriarchia.ru/db/text/4367200.ht...

Некоторые из предоставляемых на рецензирование книг, по содержанию отдельных высказываний, противоречат не только православному вероучению, но несовместимы даже с христианским мировоззрением. Вместо пользы таковые наносят читателям большой духовный вред, уводя их от пути совершенствования в христианской добродетели. В связи с этим Издательский Совет был вынужден пойти на такой шаг, как создание списка литературы , запрещенной к распространению через церковную реализационную сеть. Выражаю надежду, что руководители отделов «Религия» светских издательств прислушаются к рекомендациям Издательского Совета и не будут издавать и распространять такую литературу, как сочинения «матушки Фотинии» («Уникальный молитвенный покров. Псалмы благословляющие, оберегающие, исцеляющие», «Пророчества ангелов-хранителей об именах», «Православные методы лечения всех болезней. Книга-лекарство», «Природотерапия. Исцеляющие силы» и др.) и «отца Вадима» («Сверхъестественные средства врачевания», «Православное лечение чтением» и др., а также написанные совместно с «матушкой Фотинией» «Ответы православного священника и народной целительницы на церковные и житейские вопросы»), которые стали бестселлерами, но вместо пользы приносят вред душам людей, искажая отдельные стороны православного учения. О работе коллегии По благословению Святейшего Патриарха вместо Экспертного комитета, состоявшего из сотрудников аппарата Издательского Совета, в феврале 2010 г. была создана Коллегия по рецензированию и экспертной оценке (Экспертная коллегия). В состав Коллегии вошли опытные священнослужители, ученые, богословы и авторитетные специалисты. Ее заседания проходят обычно по четвергам с периодичностью 1 раз в 2 недели. С начала 2010 года, до создания Коллегии, состоялось 4 заседания Экспертного комитета, а с февраля — 5 заседаний Экспертной коллегии, на которых было рассмотрено 746 наименований, получили право публикации с грифом (включая те издания, которые получили право публикации с учетом устранения замечаний) — 636,отправлено на доработку — 46, отправлено на рассмотрение в Богослужебную комиссию — 20, отказано в грифе— 45. Объем только книжной православной продукции (не включая аудио и видео), поступившей с начала этого года на рецензирование в Издательский Совет, составляет 1170 наименований. Следующее заседание Коллегии состоится 29 апреля, на нем будет рассмотрено около 150 представленных материалов. Таким образом, будет принято решение по всем материалам, которые поступили с начала года до конца марта за исключением материалов, которые были направлены на рассмотрение в Богослужебную комиссию и Отдел религиозного образования , т. к. экспертиза в этих синодальных структурах требует дополнительного времени.

http://patriarchia.ru/db/text/1153101.ht...

Проект «Положения о Коллегии по религиозному образованию Калининградской митрополии Русской Православной Церкви» 22 февраля 2017 г. 21:41 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла данный документ публикуется в качестве примера для возможного использования митрополиями Русской Православной Церкви. 1. Общие положения 1.1. Коллегия по религиозному образованию Калининградской митрополии Русской Православной Церкви, далее именуемая — Коллегия, создана решением Архиерейского совета Калининградской митрополии Русской Православной Церкви на основании Положения о митрополиях Русской Православной Церкви (пп. 2, 8, 13) с учетом содержания глав XIII «Митрополичьи округа» и XV «Епархии» Устава Русской Православной Церкви и является органом Калининградской митрополии Русской Православной Церкви, далее именуемой — Калининградская митрополия, призванным координировать деятельность епархий, входящих в ее состав, в сфере образования (религиозного образования, духовно-нравственного развития и воспитания, просветительской деятельности, взаимодействия с государственными региональными и муниципальными органами управления образованием, образовательными, общественными и другими организациями). 1.2. Основной целью деятельности Коллегии является всемерное попечение о развитии религиозного образования, духовно-нравственного развития и воспитания, формировании и развитии региональной системы духовно-нравственного образования в Калининградской области в пределах Калининградской митрополии. 1.3. Деятельность Коллегии осуществляется в соответствии с постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Уставом Русской Православной Церкви, Уставами Калининградской и Черняховской епархий Русской Православной Церкви, Законами РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», настоящим Положением, решениями Архиерейского совета Калининградской митрополии, на основе Договоров о сотрудничестве в сфере образования между Калининградской митрополией и (или) епархиями, входящими в ее состав, и органами управления образованием, государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, общественными организациями и во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4367200.ht...

Это определение почти буквально сходно с определением в Регламенте членов духовной коллегии. А если сюда присоединить 3-ий пункт 1-ой части Д. Регламента (слова: „коллегиум правительское под державным монархом есть и от монарха уставлено... на добро общее повелением самодержца собранные лица“), то точность данной нами характеристики будет вне всякого сомнения. И в различных исследованиях по церковному и государственному праву мы действительно нередко можем встретить такой именно взгляд на Синод 210 . Если же юридическое положение членов духовной коллегии определяется, как положение государственных чиновников, то спрашивается: каков же характер ведаемого ими, по поручению Государя, церковного управления? „Органы верховного владетеля государственной власти, говорит Р. Моль о чиновничьем управлении, должны иметь тот же характер, какой имеет он сам“ 211 . С этой точки зрения, церковное управление, введённое Петром, которое „под державным монархом есть“, надо характеризовать, как монаршеское, – вопреки уверению 2-го пункта 1-ой части Регламента. А такой его характер совершенно противоречит основному каноническому требованию, чтобы церковное управление было соборным, т. е. самоуправлением церкви. Ещё не так бы резко бросалась в глаза эта неканоничность в строе нашего церковного управления, если бы члены духовной Коллегии избирались правоспособными к тому членами самой церкви. Этим был бы сглажен государственно-монархический характер её, и она хоть немного получила бы вид церковного представительства 212 . Но первые члены Синода, как и в настоящее время это бывает при на- —225— значении членов Синода, были поставлены в свою должность именным царским указом 213 . Здесь уже и тени нет церковного представительства. Управление перестаёт быть соборным. Назначенные царским указом, члены дух. Коллегии, разумеется, и должны руководиться не столько желаниями церкви, сколько желаниями царя. Где же здесь самоуправление церкви? Но, не смотря на сделанные разъяснения, нам всё-таки могут возразить: как же можно отрицать соборность введённого Петром церковного управления, когда всё-таки в нём единоличная власть патриарха заменена властью собрания многих лиц? – На это, во-первых, ещё раз скажем, что власть патриарха никогда не была и не могла быть единоличной: он – не правитель церкви, а только обязательный председатель на соборе её иерархов; вне этого собора он – такой же архиерей, как и всякий другой, и в церкви никакой власти не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8). Даже поучения к духовенству и народу, которые вменялось епископам в обязанность говорить при объезде епархий, должны были сочиняться в Духовном Коллегиуме, «понеже не всяк епископ может чистое слово сложить», вернее же для того, чтобы епископы не говорили чего-нибудь лишнего, разумеется, с точки зрения составителя Регламента. Главнейшими обязанностями епископов, по Регламенту, являются соглядатайство, тайное выслеживание и выспрашивание и доношения Духовному Коллегиуму, которому епископы отданы в полную власть. Вопреки правил апостольских (пр. 74), святоотеческих, (Кирилл. 1) и вселенских с поместными соборов (Карф. 12, Ант. 14, Втор. 6 ), Духовным Регламентом постановлено, что не только простые епископы, но даже и президент самого Духовного Коллегиума, аще бы в чем знатно погрешил, подлежит суду того же Коллегиума. «Несомненно», замечает по этому поводу достопочтенный А.В. Васильев (у которого заимствованы приведенные соображения), «такой порядок суда над епископами доставлял не малое «угодие», но только, конечно, не Церкви и ея пастырям» («Благовест», от 1 Января 1892 г., вып. 31). «Можно ли, в виду всего этого, без зазрения совести утверждать (как это сделал между прочим г. Z в апрельской книжке «Русского Вестника» за 1891 г., в статье: «О нашем высшем церковном управлении»), что Духовный Регламент возвысил честь и достоинство архиереев? И можно ли это законоположение, отнимавшее у епархиального архиерейства всякую свободу и ставившее его в полную, безгласную и рабскую зависимость от Духовного Коллегиума, приводить в какую бы то ни было внутреннюю связь с челобитною архиепископов и митрополитов 1681 г., целью которой было оградить самостоятельность и согласие архиерейскаго чина и мир церковный?» (Там же). Но, может быть, основы Св. Синода тверды и непоколебимы, так что возражатели против него только «в детской резвости колеблю треножник?» Послушаем, что пишет автор Регламента на счет «вин» Духовного Коллегиума. Эти «вины» суть: иудейский синедрион, Афинский ареопаг и другия «дикастериа» языческой столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Инспекционные поездки С 2013 года по благословению Святейшего Патриарха члены Коллегии Отдела совершают поездки в епархии с целью ознакомления с жизнью епархиальных монастырей. Во время этих поездок происходит общение с руководителями и насельниками монастырей, выясняются особенности внешней деятельности и внутренней жизни обителей. Важно отметить, что эти поездки не являются «приездами ревизоров», но братскими встречами, взаимно обогащающими друг друга. Направляя членов Коллегии в ту или иную поездку, председатель Отдела Высокопреосвященный архиепископ Феогност всегда напоминает, что они едут для установления братских отношений, при необходимости — для оказания помощи советом, рекомендациями, а иногда и конкретными действиями. Во время поездок члены Коллегии знакомятся с тем, как совершается суточный круг богослужений, существуют ли для этого необходимые условия, как живет и совершает келейное и молитвенное правило братия, каковы послушания в обители. Обсуждаются темы духовного руководства и духовного образования насельников. Не остаются без внимания и особенности административно-хозяйственной жизни обители, при необходимости затрагиваются юридические вопросы, проблемы восстановления архитектурных памятников и прочее. Особое место занимают поездки в монашеские общины, желающие получить статус монастыря. В ходе таких поездок изучается наличие условий, необходимых для открытия монастыря, даются определенные рекомендации, составляется заключение. В течение двух-трех лет члены Коллегии продолжают посещение вновь открытого монастыря или монашеской общины, готовящейся к получению статуса монастыря, и оказывают необходимую поддержку. За прошедшие пять лет накоплен определенный опыт поездок, сформированы постоянные добрые отношения со многими епархиальными обителями. В 2018 году по благословению Святейшего Патриарха силами Отдела предложен комплекс мер по поддержанию вновь открытых, малочисленных и особо нуждающихся в поддержке епархиальных монастырей. Среди предлагаемых мер и регулярное взаимодействие с опекаемыми монастырями с участием старших братий, ответственных за определенные послушания. Общение насельников друг с другом позволяет узнать те или иные особенности, традиции внутренней жизни, для взаимного назидания, а также, при необходимости, для оказания братского содействия.

http://patriarchia.ru/db/text/5356246.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010