В рассказе о Крестителе он не только называется первосвященником, но имя его ставится впереди Каиафы (Лука III, 2). Впереди Каиафы, Иоанна и Александра он ставится и в деле Христа (Деян., IV 6).  7. Непосредственному суду Великого синедриона подвергались только его члены и высшие священники. Всех остальных судил малый местный синедрион. В нем снимался предварительно допрос и решался вопрос об инстанции и о том, не надо ли дело передать в Великий синедрион. Вот именно поэтому Христос и очутился у Анны (очень может быть, занимавшего в то время место президента местного - Иерусалимского - синедриона). Суд в Иудее не знал государственного преследования - уголовный процесс мог быть поднят только по жалобе свидетелей. Они и были обвинителями, но свидетелей во время этого первого допроса у Анны не нашлось (не успели, вероятно, подготовить). Поэтому все началось прямо с допроса обвиняемого.  На вопрос об учениках и учении Христос ответил:  - Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших Меня; вот, они знают, что Я говорил (Иоанн 18, 19-21). Этими словами Христос указывал на незаконность вопроса. Он действительно велся в той форме, которой не знало древнееврейское судопроизводство (см. ниже). Тогда один из слуг Анны со словами " Так ты отвечаешь первосвященнику " ударил его. Еврейский закон не только запрещал бить подсудимого, но предоставлял ему полную свободу слова и действия (см. Деяния, XXIII-3) - об этом и напомнил Христос, ответив: " Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо - что ты бьешь Меня? " Таким образом, Христос отказался отвечать на этом суде, считая его юридически незаконным, а Анна должен был прекратить допрос и послать узника к Каиафе. Именно в его покоях, несмотря на поздний час, собрались " первосвященники, старейшины и книжники " , и дело должно было приобрести формально законченный вид.  8. В начале библейской истории Великий синедрион - это совет из 70 старцев при Моисее (Кн. числ., 11, 16-17), в следующий раз мы встречаемся с ним уже при Антиохе Великом (223-187 г. до н. э.), но своим подлинным названием Великий синедрион в первый раз упоминается уже во время Рима у Флавия (Древн., 14, 9-35). Прекратился он в 70 году (после разрушения храма) Состоял он из 71 человека. Во главе президент. " Один послан над 71 " , говорит рабба Иегуда (то есть всего было 72 человека). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

3 . И сказал Господь… сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6–7 ). В мидраше «Берешит Рабба» и комментариях Й. Герца это место объясняется так же, как и в их толковании Быт.1:26 : «Обращение Всевышнего к ангелам». Это не согласуется с текстом Бытия: И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт. 11:8 . Действует только один Бог. Значит, множественное число указывает на Божественный Совет трех Лиц. Некоторые иудейские комментаторы утверждали, что в этих местах Бог беседует один Сам с Собой. На это святитель Василий Великий заметил: «Подлинно странное пустословие утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собой назирает, сам себя понуждает властительски и настоятельски» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9). 4 . Обращение патриарха Авраама к трем Ангелам Владыка! Й. Герц объясняет как обращение к старшему из Ангелов (Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М. – Иерусалим, 2005, с. 88). Однако как объяснить, что сами три Ангела беседуют с патриархом как будто не три, а один: И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра…? ( Быт. 18:13 ; И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! ( Быт. 18:17 . Приведенные места не исчерпывают темы. В Священном Писании Ветхого Завета есть совершенно определенные указания на Трехипостасного Бога: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их( Пс. 32:6 . В деле творения мира участвуют Господь (Отец), Слово Его и Дух. Зачем людям нужна религия? иеромонах Иов (Гумеров) Цель религии – спасение, которое возможно только тогда, когда человек соединится с Богом. При сотворении человек был чист и невинен. Благодаря такому нравственному устроению он находился в непосредственном общении с Богом. При такой гармонии в отношениях прародителей со своим Творцом отсутствовала необходимость религии. Однако, преступив испытательную заповедь, человек нарушил первый завет, установленный Богом в раю. Преступление прародителей имело глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою воли в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила божественный творческий план и привела к попранию богоустановленного порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника Жизни. Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.33–40.  Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999.   Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Зяблицев Георгий. Богословие святого Дионисия Ареопагита и античная философия//Журнал Московской патриархии.  – 1991. – 4. Иванников С. Следуя за святым Дионисием Ареопагитом: Новоевропейский рационализм и апофатический метод понимания//Покров. – М., 1999. – Вып. 4. Иванов В. Христианская символика в богословии " Корпуса Ареопагитикум " . – Загорск, 1975. Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. Иванов С. Мистика Ареопагитик//Вера и разум. – 1914. – 6, 7. Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 118 – 134. Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). С.263–276. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.286–296. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.53–57. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.257–260, 276–278. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. – М.: Издательство Свято–Тихоновского Богословского института, 2000. – Гл. 5.  История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .   Йонайтис О.Б. " Слово " в концепции Дионисия Ареопагита//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

http://bogoslov.ru/person/2714657

Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): Эпоха патриарха Фотия. Миссия святых Кирилла и Мефодия. Кре­ щение Болгарии. Великий Собор примирения//Альфа и Омега. –  М., 1998. 3(17). Ернштедт В.К. Выдержки Паисия Лигарида из бесед патриарха Фотия//Записки Императорской академии наук. Историко–филологическое отделение. –  СПб., 1906. – Т. VII. – 8. Иванцов–Платонов А.М. История отделения церкви Западной и Восточной. – М., 1868. Иванцов–Платонов А.М. К исследованию о Фотии, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его. – СПб., 1892. Иванцов–Платонов А.М. О Фотии, Патриархе Константинопольском//Грани. – 1995. – 178. Иванченко А.В. Фотий//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.  Ивонин И., диак. Богословие «образа» в творениях патриарха Фотия// Христианское чтение. – СПб., 1997. 15. Илия Минятий, епископ. М: Камень преткновения, или изложение начала и причин отпадения церкви западной от восточной и предметов несогласия между ними. – М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. – Кн. I. С.12–15. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.318–324. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.108–113. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   История эстетической мысли.   Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973. С.139–140.   Каждан А.П. Социальные и политические идеи Фотия//Ежегодник Музея истории религии и атеизма. – М.; Л., 1958. – Т. 1. Каждан А.П. Фотий//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.  Каждан А.П. Фотий//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 5. Карпов С.П. Фотий//Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.

http://bogoslov.ru/person/3177038

  Иларион (Алфеев), иеромонах. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: сравнительный анализ учения о Боге//  Церковь и время. – М., 1998. 1(4).   Илларион (Алфеев). Симеон Новый Богослов//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III.    Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.324–331.   Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.133–137.   Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.292–293.   Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. – М., 1992. С.39–43.   Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.235–238.   Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.     Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.     Лейн Т. Христианские мыслители/Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.   1316.   Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С.311–333.   Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.102–108.   Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.356–358.   Миллер Т.А. Симеон Новый Богослов//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.   Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.120–126.   Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Симеон Новый Богослов. «Огласительные слова» //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1964. 48.   Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С.18–20, 297–303. 

http://bogoslov.ru/person/3089571

33 В сочинениях игумена Иоанна (Снычева) – «Церковные расколы 30-х и 40-х годов XX столетия», кн.1–3, и «Материалы по Иосифлянскому расколу», кн.1–2 (Куйбьшев, 1963) – указывается, что Ф.К. Андреев склонялся к Иосифлянскому расколу, находился под влиянием философско-религиозных сочинений Вл. Соловьева и симпатизировал католицизму. 37 Хрестоматия для переводов с латинского языка на русский. Сост. С.И. Соболевский. M., 1938, с. 4–5. 40 Из стихотворения А.А. Блока «Равенна»: «Лишь медь торжественной латыни поет на плитах, как труба». Эти слова в моем сознании всегда были коррективом к словам А.С. Пушкина: «Латынь из моды вышла ныне...» («Евгений Онегин», I, 6). 41 Иларион, архимандрит. Письма о Западе. Сергиев Посад, 1915. Его магистерская диссертация: Троицкий В. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912. 44 Н.Я. Бичурин (1777–1853), в монашестве Иоакинф – китаевед, член-корреспондент Императорской Академии наук, представитель православной миссии в Пекине. – А.Н. 45 Основанное в 1824 г. книгоиздательство Тейбнера в Лейпциге издавало, главным образом, греческих и латинских авторов в подлинниках, а также труды по классической и общей филологии, преимущественно на латинском языке.– А.Н. 46 «Искусственное владение языком заменяет оригинальность и изобретательность; постоянное варьирование готовых элементов воспитывало виртуозов слова в маринизме, в бесчисленных аркадских академиях и поэтических кружках XVII века. У писавших по-латыни приобретенная с молодости привычка становиться на путь реминисценций оказывала постоянное и неосязаемое воздействие на духовное развитие мыслителя и писателя... Для обозначения понятий средневековые философы заимствовали у античных систем словообразования, которые, потускнев, продолжали вести призрачную жизнь, Слово явилось для них не выражением абстракции, а ее квинтэссенцией...» (Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 2. М.-Л., 1934, с. 47, 49). 47 Когелет – проповедник (евр.). Речь идет о «Экклезиасте», книге, входящей в состав Библии. – А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Из этих двух указаний очевидно, что и псалмы и вообще учительные книги читались и воспевались Ездрой и его собранием. Первая книга Ездры начинается так: в первый год Кира, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира (1:1). Здесь, очевидно, разумеется пророчество Иеремии, называемое «словом Господним». Стало быть, книга Иеремии была при Ездре в каноне и считалась богодухновенным писанием. Вообще из всех приведенных свидетельств и соображений естествен вывод, что Ездра читал на общенародном еврейском собрании все Священные ветхозаветные книги, и это чтение есть полное основание сближать с упоминаемым в иудейском и христианском предании собранием и заключением ветхозаветного канона. Неемия, по приведенным библейским свидетельствам, является устроителем и председателем этого народного собрания, политическим главой еврейского народа, и в этом смысле может быть признан участником труда Ездры и сотрудником его в заключении канона. Это опять вполне согласно с преданием. Таков, по нашему мнению, ряд исторических свидетельств о заключении Ездрой, Неемией и Великой Синагогой ветхозаветного канона. Заключенный Ездрой и Неемией и доселе содержимый иудеями ветхозаветный канон разделяется на три части: закон, пророки и писания (Baba Batra, 13–15). – В первый отдел – закон – входит Пятикнижие Моисея, во второй – пророки – старшие пророки: книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1–2 Цар.) и Царей (3–4 Царств), и младшие пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков; в третий отдел – писания – входят учительные и исторические книги: Псалтирь, Иова, Притчи, Екклезиаст (Когелет), Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездры, Неемии и Хроники (Паралипоменон). В последнем отделе выделяются еще пять книг: Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклезиаст и Есфирь, по употреблению в синагогах в праздничные дни (Пасху, Пятидесятницу, Кущей, Пурим) и называются chamesch megillot – пять свитков. Чем обусловливалось такое деление канона и размещение в нем ветхозаветных книг? Относительно места и наименования первого отдела не может быть недоумения. Содержание Пятикнижия Моисеева, имевшее для еврейской жизни и письменности законодательный характер, справедливо дало ему первое место и наименование «закона» в составе канона. То же место и наименование сохранило Пятикнижие и в христианском каноне. По мнению некоторых еврейских ученых, напр. Маймонида, первое место занимает Пятикнижие еще и потому, что Моисей был выше других пророков ( Втор.34:10 ) и писателей, как «друг Божий», видевший и беседовавший с Богом усты ко устом и «непосредственно» от Бога получавший откровения, а все другие «посредственно» – в видениях получали их (Моге Nebochim. II, 45; De fundam. legis 7. Cursus script, sacrae. Introductio generalis Parisiis. 1885 г. I, 30; Wogue. Hist. de la Bible. 8 p.; Kцnig. 1. c. 455–6 ss.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Подобного же экзегетического метода придерживался Олимпиодор Александрийский и Алкуин, аббат монастыря св. Мартина в Туре. В своём комментарии на Екклесиаста Алкуин настаивает на том, что книга должна пониматься как диалог между автором и представителями различных мнений: верных и неверных. Основная идея его та, что Когелет научает держаться подальше от богатства этого мира и не привязываться к удовольствиям этого мира р. 82]. Ключ второй. В предисловии к своему комментарию на Екклесиаста, посвящённому двум благородным женщинам, Павле и Евстохии, блаженный Иероним говорит, что будучи в Риме, он имел обыкновение читать книгу Екклесиаста некоей Блезилле «ut eam ad contemptum istius saeculi provocarum, et omne quod in mundo cerneret, putaret esse pro nihilo» («с целью возбудить в ней презрение к миру сему, чтобы всё, что видела в мире, вменяла ни во что»). В этой фразе заключается идея, ключ к пониманию книги. Вслед за протоиереем Геннадием Фастом назовём этот подход духовно-аскетическим. Он включает в себя некоторые экзегетические принципы, которые разрабатывал блаж. Иероним и которые затем стали почти каноном для экзегетов позднего средневековья на Западе. Имеется в виду христологическое толкование текста: «А по разумению духовному… Екклесиаст наш есть Христос» По выражению прот. Г. Фаста , автор приписывает Соломону миросозерцание монаха-отшельника IV века. «Отцы IV века как будто просмотрели «беду Екклесиаста» и видят в его книге подвижническое пособие». Подобного же взгляда придерживались и другие отцы Церкви, такие, как св. Григорий Нисский , св. Григорий Агригентийский и проч. Ключ третий. Анализируя слова, используемые Екклесиастом, можно выделить ещё одно понимание этой книги. Назовём такой подход филологическим. Екклесиаст использует слово, которое нигде в Библии больше не встречается. Это слово (итрон). «Что пользы ( ) человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» ( Еккл. 1:3 ). – «остающееся, непреходящее». У блаженного Иеронима мы находим такой перевод приведённой цитаты: «Что остаётся человеку во всём труде его, которым трудится под солнцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ермаков С.А. Вопросы жизни в творениях Макария Великого и их  современное значение//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Жизнь преподобного Макария Египетского//Макарий Египетский. Духовные беседы. – М.: Правило веры, 1998. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.205–207. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.124–126. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.190–194. Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.284–286.  Казанский П. История православного монашества на Востоке. Ч. 1: Монашество в Египте. – М.: Тип. Александра Семена, 1854. – С. 54 – 98. Казанский П.С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV–V веках. – М., 1872. То же в кн.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. (Приложение). Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.220–225. Киприан (Керн). Золотой век Святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. С.150–177. Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.150–177. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.358. Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.78–81. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.    Миллер Т.А. Византийская экзегеза 4: христианское учение о природе и человеке: ( " Шестоднев " свт. Василия Великого и " Беседы " преп. Макария Великого//Альфа и Омега. – М., 1995. – 2 (5). Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.107–119. Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

http://bogoslov.ru/person/2948270

Бен Сира — последний канонический свидетель иудейского учения о Премудрости в Палестине. Он — выдающийся представитель тех хасидим, тех “набожных” иудаизма (ср. 1 Мак 2:42 и слл.), которые впоследствии защищали свою веру от преследований Антиоха Епифана и образовали в Израиле островки веры, на которых и взошло зерно благовестия Иисуса Христа. Хотя книга Иисуса, сына Сирахова, не была включена в еврейский канон, она часто цитируется в писаниях раввинистов. В Новом Завете Послание апостола Иакова заимствовало из нее некоторые речевые обороты; с ней неоднократно перекликается Евангелие от Матфея, и еще и сегодня в христианской литургии звучит эхо этой древней традиции Премудрости. Перевод с немецкого М. Журинской 1 Православная Церковь разделяет Псалтирь на 20 частей (кафизм), каждая из которых в свою очередь подразделяется на три части, называемых иногда “сла­вами”. После каждой из этих частей читается Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…, а по завершении кафизмы — тропари и молитва. — Ред. 2 В западной традиции вместо греческого Екклесиаст употребляется еврейское слово Когелет ‘проповедник’. Будучи по форме словом женского рода, оно тем не менее функционирует в тексте как слово мужского рода; родовое понятие — термин, обозначающий, что данное слово относится не к единичному объекту (как имя собственное), а к любому объекту из определенного множества. — Пер. 3 Рабби Акиба (ок. 50–132 гг. по Р. Х.) — выдающийся еврейский ученый, пользовавшийся колоссальным авторитетом. — Пер. 4 Герметизм (от имени бога Гермеса) — оккультное течение в эллинистической мысли, философски подготовившее гностицизм. — Пер. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010