Иное направление взяли потомки Сифа, третьего сына Адама. Сиф родил Еноса, и в нем восстановилось богопочитание: " тогда начали призывать имя Господа Бога " (Быт. 4:26). Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: " Вот имя, которое светлее диадимы, блистательнее порфиры! Что может быть блаженнее человека, который украшается призыванием Бога и это самое призывание носит вместо имени? " Один из потомков Сифа, Енох, удостоился за праведность быть взятым живым на восторжествовав над смертью молитвою и стремлением ходить перед Богом. Но и род Сифа, названный в Писании сыны Божии, не устоял в праведности - его дальнейшие потомки смешались с сынами человеческими (Быт. 6:2), взяв в жены дочерей из рода Каина, и тем развратились. За то Господь Бог сократил человеческую жизнь: " И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет " (Быт. 6:3). Но и это не остановило дальнейшего падения человечества, которое все более развращалось, водимое демонскими соблазнами, и потому уже лишалось смысла своего существования. Наконец, зло так умножилось на земле, что стало нетерпимым: " И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их " (Быт. 6:5-7). Прежде уничтожения развратившегося человечества Господь избрал праведного Ноя, который с семейством должен был восстановить человеческий род после потопа на обновленной земле. Здесь важно заметить, что до потопа сострадательный Ной, желая предостеречь обреченное человечество, в течение ста (!) лет наглядно проповедовал людям о грядущей каре за их нечестие, строя посреди суши свой грандиозный ковчег. Но ни один не обратился - вот явное свидетельство безвозвратного развращения остальных потомков Адама (Быт. 6:14-15; 1Пет. 3:20).

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/09/...

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои». Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения. Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему. Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе. Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем? Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).

http://foma.ru/katastroficheskie-voprosy...

К сожалению, об этом батюшке-исповеднике по сию пору мало что известно и почти ничего не напечатано. Хотя могилка является памятником, охраняемым государством. Странно, что наши краеведы почти ничего не могут рассказать об отце Серафиме. Может быть, наводнение, затопившее могилу священника, как-то заставит вспомнить о его судьбе? …Из центральной России позвонили знакомые: «Что у вас происходит? Какой ужас! Нет, мы к вам не поедем!» Это результат работы средств массовой информации, которые нагнетают обстановку и сеют панику. Что творят с людьми СМИ? Как ловко умеют они запугивать. В ответ на высказанные нежелания ехать к нам в гости, вспомнился Санкт-Петербург. В один наш приезд там несколько дней дул страшный ветер, который нагнетал воду из Финского залива в Неву. Это угрожало наводнением, и местные жители очень нервничали. Наша питерская приятельница в этот момент с тревогой повторяла: «Я так боюсь этих наводнений, так боюсь…» И бывают очень серьезные наводнения в Питере. Царь Петр Первый во время одного такого наводнения бросился спасать утопающего, после чего тяжело заболел, что привело к смерти Государя. …У Господа не бывает случайностей. Стихия в Уссурийске и соседних районах разыгралась в воскресные дни, которые должно посвящать Богу. А сам водоносный тайфун, принесший столько горя, случился 11 августа, в день Рождества Святителя Николая Чудотворца. В честь Святителя Николая назван приморский город Никольск-Уссурийский, который ныне носит такое усеченное название — Уссурийск. Но помним ли мы об этом? Если бы помнили, давно бы вернули городу его истинное название и особо чтили бы памятные дни Святителя Николы Чудотворца. Да до того ли нам? Живем, едим, пьем, ходим на работу, развлекаемся… Но вдруг всё стремительно меняется, вся наша жизнь, жизнь нашего города, страны, всего человечества. Библейская история рассказывает нам о Всемирном Потопе. Мы помним, как Бог, глядя на беззакония, разврат, которые совершало человечество, раскаялся в том, что создал человека и решил навести на землю водный потоп, «чтобы истребить плоть, в которой есть дух жизни, под небесами». Господь оставил лишь одного праведного Ноя с его семейством и повелел Ною строить ковчег.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/30/navodn...

На пути вверх от Ипподрома стоит столп, и наверху его – крест. Здесь был двор царя Константина, в нем запечатаны двенадцатью кусков хлеба Христова, топор Ноя, чем он ковчег делал, и камень, из которого Моисей воду добыл. И есть столп на пути к Студийскому монастырю, весь расписан, всем, что есть на свете. Этот столп поставил себе на память царь Аркадий 13 . В святой церкви Апостолов стоит столбец, к которому евреи привязывали Христа, и другой столбец небольшой, у него плакал апостол Петр, когда отрекался от Христа. В этой же церкви великий лежит Спиридон, святой мученик Полиект, гроб царя Константина и матери его Елены и гробы многих царей правоверных. Здесь и икона господа нашего Иисуса Христа, перед ней исповедовался один монах, впавший в блуд, о чем написано в патерике. Он перед иконой исповедовался, а потом опять впадал в блуд. Перед воротами главными церкви Апостолов стоит столп очень высокий, на столпе стоит ангел удивительный, величественный и держит в руке скипетр Царьгорода, а против него стоит царь Константин как живой 14 , держит в руках своих Царьград и передает город ангелу на охранение. В монастыре великом Пантакраторе, он зовется по-русски Вседержатель, стоит доска, на которой несли Христа к гробу, на этой же доске и слезы Богородицы видны, знать, и доныне, белые, как молоко. Тут же хранятся головы Фрола и Лавра, Якова Перского, Стефана Нового и Михаила Нового, в алтаре сосуд, в котором Христос воду в вино превратил в Кане Галилейской. В стороне от этого монастыря, на расстоянии двух полетов стрелы, находится монастырь, называемый Апокаликанти. Перед воротами этого монастыря лежит жаба каменная. Эта жаба при царе Льве Премудром 15 по улицам ходила, мусор пожирала, а метлы сами подметали. Встанут утром рано, а улицы чисты. Здесь же монастырь Филоантропус, нашим языком зовется человеколюбец, в нем хранятся мощи Клементия Ангирского, Феофания и царя Льва Премудрого. Монастырь Кехаритомени, здесь лежит Иоанн Дамаскин . В Влахернской церкви лежат риза и пояс Богородицы и святого Потапия мощи. В монастыре Перивлепты хранится рука Предтечи, ею крестил Христа, голова Григория Богослова , мощи попа Григория Никодимийского, голова Татьяны мученицы и мощи многих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне же о едином речем, иже они обносими лютою ересию глаголють, яко не подобаеть покланятися плотьскому смотрению, иже нас ради въчеловечшася Бога Слова, ради иконного въображениа образу Господа нашего Иисуса Христа, и пречистая Богородица и всех святых, и честному и животворящему кресту, и божественому евангелию, и святым и животворящим Христовым тайнам, и освященным съсудом, в них же божественаа таинства съвръшаются, и честным святых мощем, и божественым церквам. Прежде убо подобает разумети, что есть икона, и что есть идол, многа убо и неизреченна разделениа и различениа имуть святые иконы, их же мы христиане почитаем, от скверных идол, их же еллини почитаху: божественых бо икон и пръвообразное свято есть и честно, идольскае же пръвообразное сквернейша суть и нечиста и бесовскаа изъбретениа. Аще ли же иконы подобна суть идолом, то и скиниа, юже сътвори Моиси, и церков, юже създа Соломон, подобии суть идольскым церквам, и жрътвы, иже в них бываху, подобии суть еллиньским жрътвам, иже идолом приношаху, и ковчег, в нем же скрижали завета и прочаа подобна есть твоему ковчегу, в нем же имаши домовные потребы, и жезл Ааронов прозябший подобен твоему жезлу, им же подъпираешися, и свещник златый и седмосветлый подобен есть твоему светилнику, иже в дому твоем вжигаеши. Аще убо сиа подобна суть, подобии суть и святые иконы. Но никако же нимало! Но почитаеши сиа того ради, яко благодать Божиа изволи теми приходити. Тем же образом и ныне благоизволи благодать Божиа святых ради икон, и честного и животворящего креста, и прочих божественых и освященных вещей к нам приходити. И яко же при Нои можаше Бог и без ковчега спасти Ноя, вся бо тому възможна. Но яко же Ною бездушьною и рукотвореною вещию устрой спасение, тако и нам бездушными сими божествеными вещми сътвори спасение. Тако же и еврея можаше Бог и без медная змиа спасти от змиина угрызения, но изволи своими неизреченными судьбами медною змиею от смерти избавити, тако и нам ныне Господь Бог нашь видимых сих ради святых икон и прочих божественых вещей мыслено спасение сътвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Поэтому небесный Иерусалим, прославленный град Божий, рай, как видел его Иоанн в Апокалипсисе, имел двенадцать врат, по три обращенных к разным сторонам света, дабы мы знали, что Бог отверз рай для всей вселенной. «Бог богов, Господь глагола и призва землю, ибо всем человеком хочет спастися». Это, действительно, только хотение, которое вместе со святым Дамаскиным весь лик богословов называет предваряющим; оно само по себе недостаточно для спасения человека. Оно есть как бы огненный столб, ночью указывавший Евреям путь в пустыне, — указывает путь, но не влечет по пути спасения. Это — благодать Божия, предваряющая, но необходимо со стороны человека произволение следовать ей. Это Бог призывает, но необходимо, чтобы человек внимал. Воля Божия есть одно только крыло; необходимо и другое крыло, наша воля, чтобы взлететь на небеса. Воля Божия и воля человеческая образуют предопределение. Бог хочет: если хочет и человек, то он уже спасен. От начала Бог создал человека свободным, как говорит Св. Дух устами премудрого (сына) Сираха: «из начала сотвори человека и остави и в руце воли его» (15:14). Бог оставил человека в его воле и не хочет производить никакого давления на его свободу. «Остави и в руце воли его». Всемогущ Господь в Своей власти. Всемогущ и человек в своей свободе. Все различие заключается в том, что Бог творит все, что хочет, и никакая сила не может Ему в этом воспрепятствовать, а человек не делает, чего не хочет, и никакая сила не может его принудить к тому. Невозможно, чтобы Бог не совершил им желаемого; невозможно также, чтобы человек сотворил ему нежелательное. Поэтому, как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без свободной воли человека. «Благодать, говорит божественный Златоуст, хотя она и благодать, но спасет лишь желающих». Спасение, по словам Богослова, должно быть делом нашим и Божиим. Дождь падает на землю, но земля не принесет плода, если земледелец не потрудится. Солнце сияет всюду, но кто хочет воспринять его свет, должен открыть свои глаза. Значит, Бог дарует всю благодать и помощь, но этой благодати должна сопутствовать и Божественной помощи содействовать воля человека. Хочет Бог спасти Ноя во времена потопа, в котором погиб весь мир, но требует, чтобы он своими руками построил ковчег. Хочет очистить Неемана от проказы, но требует, чтобы сам Нееман пошел и омылся в Иордане. Хочет отверзти очи слепорожденному, но требует, что сам слепорожденный пошел и умылся в купели Силоамской. Бог хочет спасти всех людей, но требует, чтобы каждый содействовал своему спасению. Человек свободен и имеет перед глазами (на выбор) воду и огонь, жизнь и смерть. Человек разумен, — им водит ум: он может отличить доброе от злого, свет от тьмы. У каждого человека на сердце написан естественный закон, указывающий истинный путь ко спасению. Итак, что же нужно для предопределения, как не вполне подаемая благодать Божия и свободное изволение человека? Хочет Бог; если хочет человек, то он уже спасен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Судихом со всеми случившимися в царствующем граде Москве архиереи, по предреченным божественным правилам, не к тому вдовствовать великой церкви патриархии Велико-Росийской, но боголюбива мужа, поучающася присно в законе Господнем, на вдовствующий превысокий царствующего великого града Москвы и всея 142 , патриаршеский престол, место прежде бывшего патриарха Никона , патриаршества отрёкшегося, иного пастыря доброго, словесные овцы Христовы добре паствовать могущего крайнего архиерея, святейшего патриарха московского, правильно избрать, хиротонисать, и на престол патриаршеский возвести. Зане, по предречённому четвёртого вселенского собора правилу, не хиротонисуяй в реченное время, запретится. Также благодатью всесвятого и Животворящего Духа, данной нам, хиротонисали его купно все на великое архиерейство царствующего и преименитого великого града Москвы и всея 143 патриарха, и возвели его на вдовствующий престол патриаршества соборной Росийской Великой Церкви Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии честного Ея Успения, и святых первопрестольников, преосвященных митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, всея Росии чудотворцев, вместо прежде бывшего патриарха Никона . Тем же радуется убо ныне новый Израиль, яко новому Аарону в кротостное правление вручися, веселится богоизбранная невеста, доныне много лета вдовствующая Православная Церковь Росийская, отложивши вдовственное сетование, и в одежду веселия облекшися, богомудрому жениху браком духовным вневестившися; плещут руками словесные овцы Христовы, яко от доброго пастыря, здравой слова Божьего пажитью паствуются; исполняется велия утешения богозванный Церкви Росийской ковчег, яко от богомудрого Ноя, правым духовного исправления кормилом окормляется; радостно ликует весь лик чад православных, от православной матери соборной Церкви Росийской духовно рождённых, яко им отец чадолюбивый, святейший Иоасаф, патриарх московский и всея 144 дан; на него же за достохвальное и непорочное житие его сам боговенчанный, благочестивый и христолюбивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, со своим царским синклитом, богомудрое и преимущественное изволение даде, ведый его священные писания измлада ведуща, могущая умудрити его во спасение, и иных научати, воумляти безчинных, утешать малодушных, подимати 145 немощныя 146 долготерпеть ко всем и представити всякого человека совершенна во Христе Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Творение осмысляется теперь в связи с человеком — единственным во вселенной существом, обладающим совестью — чувством Дома. “Ойкос” в новогреческом произносится “экое”. То, что скрыто в недрах “Пророка”, с очевидностью содержится в том чувстве, которое сегодня заставляет нас поминать совесть, говоря о проблеме планетарных судеб Земли, формулируемой как “проблема экологии”. Сделав от “Пророка” скачок на три года вперед, мы встретимся со стихотворением, заставляющим вспомнить и лицейскую “келью”, и “темницу” “Узника”: “Монастырь на Казбеке” (1829), где монастырь парит, “Как в небе реющий ковчег”. Лицейская “келья” сменилась “заоблачной кельей”, “темница” “Узника” — “ущельем”. …“Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда…” Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне! Горизонтально-физическое измерение сменилось вертикальным, “морские края” стали небом (море и небо у Пушкина всегда рядом), а “гора” — символом спасения: к горе, как к “вожделенному брегу”, пристал ковчег Ноя, спасшийся от всемирного потопа. Еще через год появляется “Пир во время чумы”. Многозначительна исходная ситуация. Посреди бушевания грозных внечеловеческих сил, сродни потопу (раньше это была “тьма”, потом “Буря… Вихри снежные”), — небольшая группа людей пирует, отгородившись от остального мира каким-то отдельным, особым убеждением, которое они, по-видимому, считают единственно верным — но которое никуда не ведет. Они пассивно ждут- но не “восхода зари” и не конца бури, а конца жизни, и приветствуют смерть поднятыми стаканами: “…спой Нам песню, вольную, живую песню, Не грустию шотландской вдохновенну, А буйную, вакхическую песнь, Рожденную за чашею кипящей”. “Такой не знаю…” — отвечает Председатель и поет гимн. Он не знает, а автор знает. В трагедии и гимне чуме причудливо переплетаются мотивы “Вакхической песни” (тоже своего рода гимна) и “Зимнего вечера”.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

Только он может использовать императорские регалии. Все князья должны целовать ноги только у папы. Лишь его имя должно оглашать в церквах. Это звание является единственным в мире. Он имеет право низлагать императоров. Он имеет право при необходимости переводить епископов с одной кафедры на другую. Из всей Церкви любого, кого бы ни захотел, он может рукоположить в священнослужителя. Рукоположенный им может быть поставлен во главе другой Церкви, но не воевать, и от какого-либо другого епископа не должен принимать более высокое звание. Никакой собор без его предписания не должен носить названия вселенского. Без его власти никакой капитул и никакая книга не могут считаться каноническими. Его решение никем не может быть пересмотрено, и лишь он один из всех может внести в него поправки. Он никем не должен быть судим. Никто не смеет судить того, кто обратился с апелляцией к Апостольскому Престолу. Наиболее важные дела каждой церкви следует представлять на его рассмотрение. Римская Церковь никогда не ошибалась, и никогда во веки веков, согласно свидетельству Писания, не ошибется. Римский понтифик, если он был рукоположен в соответствии с канонами, благодаря заслугам святого Петра, без сомнения становится святым, по свидетельству святого епископа Павии Эннодия, с которым были согласны многие святые отцы, как это содержится в декретах святого папы Симмаха. Его предписание и право позволяет подчиненным обращаться с обвинениями. Он может смещать и восстанавливать епископов без созыва собора. Не является католиком тот, кто не согласен с Римской Церковью. Он может освободить подданных от присяги верности лицу, совершившему грех (iniquorum). I.4. Апостольская конституция “Unam sanctam” папы Бонифация VIII (18 ноября 1302 г.) 34 Вера обязывает нас доверять и придерживаться одной Церкви, святой, кафолической и апостольской. Мы в нее твердо верим и ее исповедуем в простоте. Вне ее нет ни спасения, ни прощения грехов; как говорит жених в Песни Песней: «единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей» [ Песн.6:9 ]. Она является единственным мистическим Телом, Глава которого – Христос. В ней «Один Господь, одна вера, одно крещение» [ Еф.4:5 ]. Ибо ведь единственным был ковчег Ноя во времена потопа, он уже прообразовывал единую Церковь . К него, сведенного «в локоть» вверху [ Быт.6:16 ], был один кормчий и глава: Ной. Вне ковчега, как мы читали об этом, все сущее на земле было разрушено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Ухитрялись жившие после Ноя и потопа при Ное создать себе башню, которая возвышалась бы до небес, и обжигали для того кирпичи; цементом служил им асфальт, и строили они башню. А Ной, после первого бытия спасший в деревянном ковчеге вторые семена жизни и за добродетель свою ставший после Адама началовождем мира, прообразовал собою Христа, Началовождя и Творца нового творения, древом крестным утвердившего для нас новый ковчег, Церковь , и таким образом потопившего грех и умертвившего смерть, а нам источившего жизнь и спасение вечное через возрождение в крещении и Свое восстание из мертвых. Ухитрялись и жившие после Христа и евангельской проповеди многие иным образом строить башню, шире врат ада разверзая уста свои против Церкви и благочестия, уста поднимая к небесам, а языком намереваясь победно захватить землю (ср. Пс. 72:9 ). Не меньше других, если не больше, и этот знаменитый во внешней философии и никому не желающий уступить первенства Прокл потому что не только с Аристотелем, Платоном, Пифагором и другими мудрецами сумасбродствует в догматах их лжеименной мудрости, но, сделавшись самовидцем 10 , таинником и довереннейшим слугою самих демонов, которых чтил как богов, сам развел огонь и сколько мог сильно разжигал свою ревность против благочестия. В том огне он обжигал и готовил кирпичи, то есть из всей эллинской учености собранные и в кучу сложенные мнения, из которых, связав одно с другим и изложив в 211 главах, построил башню, вместо смолы приспособив умственные доказательства. Посредством такого сооружения он думал не только взойти быстро на небо, но знанием превзойти и пренебесные умы, достигнуть Самого Бога, Начала всего, и постигнуть Непостижимого. Но Тот, Который древних наглецов и строителей башни смешением языков остановил в предприятии, и этого нового столпостроителя, безмерно хвалившегося своею превыспренней высотой, восставив его против него самого, смешает, потрясет и сокрушит в его искусственном здании; а как увидим. Этот мудрец, начиная предположенное себе дело, тотчас в первой теореме говорит: «Всякое множество ( πλ θος) имеет некое участие в едином», – конечно, осмеивая нас, чтителей Троицы, как почитающих множество прежде единого или вместе с единым. В пятой [главе] он показывает, что «во всяком случае, множество имеет участие в едином, поскольку множество во всяком случае есть часть единого». А в двадцать четвертой главе доказывает, что «первая единица совершенно непричастна» и что «она только одна» ( μ νον ν στν), так как непричастна ничему, то есть ни множеству, ни единству. Так, опровергая сам себя, он уловляется не только в том, что одно и то же называет причастным и непричастным, но что и многие существа делает единым, одно называя первым, другое вторым, а иное третьим и так далее; потому что всячески необходимо быть первым первому неких следующих за ним существ. Но это яснее будет представлено нами, когда станем разбирать прочие главы и излагать мысль каждой из них, противоречащую нашей вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010