Всемирный потоп I У Адама и Евы, кроме нечестивого Каина и благочестивого Сифа, были и еще сыновья и дочери. Умерли Адам и Ева , и от детей их стали размножаться люди и заселять землю. Телом, все люди были похожи друг на друга, но душою – одни были подобны Авелю и Сифу, другие – злому Каину. Одни угождали Богу и веровали в будущего Спасителя, и в знак этой веры, приносили Богу жертвы; грешили, но каялись, молились и делали добро. Другие забыли Бога и не думали о спасении; грешили и не каялись; не молились Богу, жили без Бога в душе и делали злые дела. Добро и зло боролись между собою, и зло побеждало: завладевал людьми диавол. И восскорбел Господь, видя зло в людях, и раскаялся, что сотворил на земле все живое. И сказал Господь: – Истреблю с лица земли все создания Свои, от человека до скота. И гадов истреблю, и птиц небесных. Раскаялся Я, что сотворил их. II Один только человек на всей земле был угоден Богу. Его звали Ной. Он был потомок Сифа. Был человек праведный, и непорочный. Был всегда пред Богом. У Ноя была жена и три сына: Сим, Хам и Иафет. И у сыновей были жены. Вся семья была научена угождать Богу. И воззрел Господь на землю и на людей, и ни в ком, кроме Ноя и семьи его, не было правды. Все развратились и не слушали Ноя, проповедника правды, и не раскаялись. И сказал Бог Ною: – Конец пришел для всего живого на земле. Земля наполнилась злодеяниями. Я истреблю всякое живое существо. Я наведу потоп на землю, и все, что теперь живет, лишится жизни. Только с тобою Я заключу завет Мой, только ты спасешься от гибели. И получил Ной откровение от Бога о спасении дома своего. И сказал ему Бог: – Построй себе ковчег (корабль) из дерева; осмоли его внутри и снаружи. Наделай в нем отделений. Сбоку сделай дверь, а вверху – сведи крышу сводом. Внутри сделай помещения в два и три яруса. И сделай в ковчеге запасы пищи для людей и животных. Ной с великой верой и благоговением исполнил повеление Божие. Он построил ковчег, огромный корабль; сделал все так, как повелел ему Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Потоп От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди – «сыны Божии», а от Каина нечестивые и злые – «сыны человеческие». Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые обычаи, развращаться и забывать истинного Бога. Через продолжительное время, нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный Ной со своим семейством. Видя великое развращение людей, милосердный Господь дал им на покаяние и исправление сто двадцать лет. Но люди не только не исправились, а стали еще хуже. Тогда Господь определил омыть (очистить) землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Бог явился Ною и сказал: «конец пришел всякой твари, ибо земля наполнилась от них злодействами; и Я истреблю их с лица земли. Я наведу на землю потоп водный, чтобы погубить все, что есть на земле». Он повелел Ною построить ковчег , то есть большое четырехугольное судно на подобие дома, в котором могли бы поместиться его семья и животные, и дал ему для этого точные размеры и указания. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег. Когда ковчег был готов, Ной, по повелению Божию, вошел в него со своею женою, тремя сыновьями и их женами и, по указанию Божию, взял с собою всех животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых, (т. е. которых можно приносить в жертву) – по семи пар, а нечистых – по одной паре, чтобы сохранить племя их для всей земли. Взял и запас пищи для всех на целый год. В тот день, когда Ной вошел в ковчег, воды потопа хлынули на землю – «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» , то есть произошло великое наводнение с морей и океанов, а с неба лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И поднялась вода на земле выше самых высоких гор, усиливаясь сто пятьдесят дней , и потопила всех людей и животных, так что никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf События в третьем столетии третьего тысячелетия Праведный Ламех, сын Мафусала и отец Ноя, умер прежде отца своего Мафусала , за тридцать пять лет до начала потопа. Кончина Ламехова последовала – по русским Библиям в 2127 году, по хронографам в 2207 году. Всех лет жизни Ламеха было 753 года . Мафусал же, отец Ламехов и дед Ноев, умер пред самым потопом , как говорит Иероним и другие. А иудеи и сие говорят, что Мафусал только за семь дней до потопа скончался. Когда приходили к концу сто двадцать лет со времени откровения Божия , бывшего Ною о потопе, и когда уже приблизился год потопа и ковчег был окончен, Ной внес в него все необходимое для себя и бессловесных животных, которых он должен был ввести с собою, как было ему повелено Богом. К тому времени осквернила всякая плоть путь свой на земле ( Быт. 6,12 ), и Бог, видя, что осквернена земля мерзкими делами грешных людей, и более не терпя их, решил погубить их водами. Он повелел Ною войти в ковчег с женою и чадами и ввести с собою скот, зверей и птиц, чистых по семи, а нечистых по два; всех их вседержительная рука Божия собрала к Ною и ковчегу и укротила в них ярость зверей и ненасытство плотоядных птиц, так что среди них и лев был как агнец, и ястреб как голубь. И вошел Ной вместе с ними в ковчег за семь дней до начала потопа. В шестьсот первый год жизни Ноевой, в 27 день месяца апреля (иные говорят, что в 17 день), нашел потоп на землю: внезапно водные источники забили ключом из земли, реки выступили из берегов, отверзлись небесные хляби, и был дождь 40 дней и 40 ночей, пока вода не покрыла лице всей земли и не погубила все живое. Вода поднялась на пятнадцать локтей выше самых высочайших гор. Повелено было Богом Ною взять в ковчег из нечистых животных только по два, мужского и женского пола, а из чистых по семи, ибо Бог желал, чтобы чистые животные скорее размножились на земле для человека, так как они должны были стать человеческою пищею. В числе семи чистых животных были три пары, мужской и женский пол а седьмое животное было мужского пола, дабы оно было принесено Ноем после потопа в жертву Богу. Мы же, видя это, прославим милосердый Промысл Божий о человеке, так как для Себя Бог предназначил только одно животное в жертву, а для человека шесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1. " Верою " , говорит, - " Ной, получив откровение " . Как Сын Божий, беседуя о своём пришествии говорил: " И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж " (Лук. 17:26,27), так и он говорит. Благовременно напоминает он (евреям) пример, близкий к ним; а пример Еноха был только примером веры, Ноя же (пример) - и неверия. Утешение и увещание бывает совершенным тогда, когда видно не только то, что верующие удостаиваются чести, но и то, что неверующие терпят противное. Что он говорит в словах: " Верою Ной, получив откровение " ? Что это значит? Ему говорит, предсказано было; ответом называет пророчество, как и в других местах говорится: " Ему было предсказано Духом Святым " (Лук. 2:26), ещё: " Что же говорит ему Божеский ответ " (Рим. 11:4)? Видишь ли равночестие Духа (с Отцом)? Как Бог даёт ответ, так и Дух Святый. Для чего же (апостол) так сказал? Чтобы показать, что ответ есть пророчество. " о том, что еще не было видимо " , - т.е. о дожде, - " благоговея приготовил ковчег " . Разум не внушал ничего такого: и женились, и выходили замуж, и воздух был чист, и признаков никаких не было; а между тем (Ной) убоялся; потому (апостол) и говорит так: " Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего " . Каким образом? " ею осудил он (весь) мир " . Он показывает, что те были достойны наказания, которые и вследствие приготовления (ковчега) не исправились. " И сделался наследником праведности по вере " , т.е., в том и обнаружилась его праведность, что он поверил Богу. Таково свойство души, искренно расположенной к Нему и не считающей ничего достовернее слов Его; а неверию свойственно противное. Ясно, что вера оправдывает. Как мы получили предсказание о геенне, так и он. Тогда смеялись над ним, поносили его и порицали; но он не обращал на это внимания. " Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1624...

2. Библейские тексты о втором пришествии Иисуса Христа Второе пришествие Иисуса Христа произойдет на облаках: «тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ); во славе Отца: «придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф. 16:27 ); во славе Своей: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ); с силою и славою: «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» ( Лк. 21:27 ); в сопровождении святых Ангелов: «праведно перед Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» ( 2Сол. 1:6, 7 ); и всех святых Его: «вас Господь да исполнит и преисполнит любовию друг к другу... чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» ( 1Сол. 3:12, 13 ); в пламенном огне: «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Него сильная буря» ( Пс. 49:3 ); со гласом Архангела: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Сол. 4:16 ); подобно тому как Он взошел на небо: «и сказали (два мужа): мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ); неожиданным образом: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, прийдет Сын Человеческий» ( Лк. 12:40 ); также внезапно, как потоп: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:37–39 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Крещение Ветхозаветные пророчества и прообразы новозаветного таинства крещения: Окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное ( Иез.36:25–26 ). Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих ( Ис.44:3 ). В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты ( Зах.13:1 ). Кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него». ( Ин.7:38–39 ). Прообразы: а) Ноев ковчег: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр.3:18–21 ); б) переход через Чермное море: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:1–2 ); в) обрезание: В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых ( Кол.2:11–12 ); г) крещение Иоанново: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня: я не достоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 . Ср. Мк.1:8 ; Лк.3:16 ). Установление Господом таинства крещения: а) примером Своим: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: се, есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:13–17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хорошо объясняет это святитель Димитрий Митрополит, Ростовский Чудотворец, который в своих сочинениях пишет 31 : «Кто нас посреде зол бедствующих обрадует? Кто утешит? Кто печаль нашу радованьми растворит? Воистину не иный кто, токмо Одигитрия, радостная, пресвятая, глаголю, Владычица наша Богородица, аще к Ней усердно прибегнем. Не всуе именова Ю Церковь раем словесным: Раю словесный. Радуйся, Раю! Яко же бо, аще кто в вещественный рай внити сподобится, не узрит там ни печали, ни воздыхания сице, аще кто сего мысленного радостотворного Рая придержатися начнет, всех бед и зол избудет, и чаемый рай сим раем наследит. Она бо есть дверь райская, всем вход отверзающая; тако глаголет к Ней Церковь : «Радуйся, райских дверей отверзение» 32 . Не бо мощно инако внити кому в рай, аще не Богородицею. Слышите, что о Ней глаголет блаженный Герман, Патриарх Цареградский: Никтоже позна Бога, точию Тобою, о Пресвятая! Никтоже приемлет спасение, токмо Тобою, о Богородице. Никто не избывает коея беды, токмо Тобою, о Богомати! И Григорий Никомидийский подобие глаголет: Тобою рай воистину прияхом; Тобою рода человеческого изгнание к своему возвратися отечеству; Тобою отъятся пламенное оружие, стрегущее врат эдемских; Тобою врата веселия и радости затворенная отверзошася; Тобою надеемся внити в Небесное Царство; Тя спасения нашего имамы Ходатаицу. Такову имуще Одигитрию, радости нашея Ходатаицу, держимся Тоя неотступно, якоже самых врат райских, и внидем Ею в радости полный рай, всех мира сего зол и бед избывше». Ковчег, в котором Ной спасся от всемирного потока, прообразовал также Святую Деву. «Радуйся, Ковчег,– взывает святой Дамаскин к Богородице 33 ,– богоустроенное Жилище, Управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением». Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа; а Марию приуготовлял Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род человеческий. Сто лет был строен ковчег; долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был строен в то время, как в мире господствовало всеобщее нечестие; не в такое ли же время уготовляема была и Пресвятая Дева? Ковчег был сделан из древ негниющих: Мария украшена была всеми добродетелями; тот носился невредимо над водами потопа: Она не чувствовала кораблекрушения греховного. Чрез ковчег избранные спаслись от потопа водного: чрез Марию спасаются от потопления греховного все внимающие призыванию благодати. От Ноя, вышедшего из ковчега, восприял начало род человеческий: а от Христа, родившегося от Марии, человечеству сообщена новая – высшая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Ковчег, в котором Ной спасся от Всемирного потопа, также прообразовал Пресвятую Богородицу. " Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа, а Марию приуготовал Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род человеческий. Сто лет был строен ковчег, долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был сделан из древ негниющих, и Мария была исполнена лишь добродетелями. Тот носился невредимо над водами потопа, Она не испытала кораблекрушения греховного. Чрез ковчег избранные спаслись от потопа водного. Чрез Марию спасаются все, внимающие призывам благодати. От Ноя, вышедшего из ковчега, восприял начало заново род человеческий, а от Христа, родившегося из Марии, человечеству сообщена новая жизнь " Купина неопалимая тоже есть образ Божией Матери: " изуй сапоги от ног твоих, - говорил при купине Бог Моисею, - место бо, на немже стоиши, земля свята есть Это есть явное преобразование совершенной чистоты Богоматери, к Которой не может приблизиться ничто скверное " (Иоанн Дамаскин. Там же). Мысль о купине как об образе Богоматери развивает святой Григорий Нисский. Святой Епифаний Кипрский пишет: " Первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресвятой Деве. И вражду положу, - говорит Господь обольстителю, - между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ея; той сотрет главу твою, а ты будешь жалить его в пяту Все богомудрые толкователи в сих словах Божиих видят первое благовествование о будущем Искупителе рода человеческого. Кого же разуметь под женой, семенем которой называется будущий Искупитель, как не Пресвятую Деву Марию, Его Пречистую Матерь? Сия обещанная Жена, конечно, не Ева. Все сии слова приличествуют только Марии и Ее достопоклоняемому Сыну, а к Еве относятся только как к преобразованию Ее. Будущий Искупитель называется Семенем Жены, а не мужа. Явно, что здесь говорится не об обыкновенной жене, а о такой, которая родит без мужа. Как Адам был образом Господа нашего Иисуса Христа, так и Ева была образом Пречистой Его Матери. Если Ева названа была " матерью живущих " , то только как образ Марии, потому что Ева названа была матерью живущих после того, как услышала изречение земля еси, и в землю отыдеши Сие удивительно, как после такого определения дано было ей такое имя. Ведь от Евы произошел род человеческий - умирающий, а от Марии произошла жизнь в мире, ибо Она родила Вечную Жизнь и, следовательно, сделалась поистине Матерью живущих. А Ева названа была так только потому, что она прообразовала Марию "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/432/...

Кто же из двух сказителей прав? Оба. Просто каждый раскрывает свою грань великой и до конца не постижимой Истины, а церковь принимает оба рассказа, вместе, в их сложно устроенном единстве. «Неслитно и нераздельно», как потом будет сформулировано по другому поводу. Самая удивительная история в Бытии, с этой точки зрения – рассказ о Ноевом потопе в главах с 6-й по 8-ю. Тут два предания соединились воедино, одно из них относится к источнику J, другое – к P. И вот в J говорится, как «раскаялся Господь, что создал человека на земле», а затем, после жертвоприношения Ноя, обещал никогда более не губить человека. Это предание содержит красочные детали об отношениях между полами (как и рассказ Яхвиста о творении мира): именно в нем рассказывается о таинственных браках сынов Божьих с дочерями человеческими, впрочем, это отдельная тема. А вот автор «Священнического кодекса» строг и немного суховат. Везде, где мы видим в этой истории слово «Бог», следуют подробные инструкции для Ноя, но о сфере божественного не говорится практически ничего. Этот сказитель любит порядок и размеренность, любит точность: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор… Все звери, и все гады, и все птицы – все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». Так и видишь перед собой строгого священника, следящего за календарем и распорядком богослужения… При этом в двух версиях есть расхождения. J сообщает, что в ковчег Господь повелел взять по семь пар чистых животных и по одной паре нечистых. А P говорит, что в ковчег вошло только по одной паре всех живых существ. Тем, кто верит в буквальную диктовку, придется сделать вывод, что повеление Бога оказалось грубо нарушенным. По-разному указаны промежутки времени, в течение которых прибывала вода (40 и 150 дней), и птицы, которых Ной выпускал, чтобы проверить, высохла ли земля: голубь и ворон. Впрочем, разве это принципиально важно? Вполне вероятно, что мелкие детали действительно сохранились в разных версиях по-разному, и никто уже не сможет точно сказать, был ли то голубь, или ворон, или обе птицы сразу, как выглядит текст сегодня. Но для понимания общего смысла повествования это совершенно неважно.

http://blog.predanie.ru/article/kto-napi...

Через семь дней – в семнадцатый день второго месяца, в шестисотый год жизни Ноя, отверзлись все источники бездны вод, разверзлись облака небесные. Дождь продолжался сорок дней и сорок ночей, и прибывшие воды подняли ковчег высоко над землею; вскоре и вершины всех гор покрылись водою, которая поднялась на 15 локтей над высочайшею из них. Всё, живущее на земле, – от человека и до скота – погибло: остался один Ной и те, которые были с ним в ковчеге. Вода покрывала землю в продолжение ста пятидесяти дней. Назидательные размышления Будем иметь страх Божий, будем непорочны пред очами Господа – вот все, что нужно для человека! – Отложим заботу обо всем прочем! Господь бодрствует над нами. Его Провидение печется о наших нуждах, неожиданно подает нам помощь, избавляет нас от опасностей, поддерживает наше стремление к добру, облегчает бремя бедствий, неразлучных с жизнью, услаждает наши горести, утешает нас в унынии, исполняет нас святыми надеждами!... Его Божественная рука да направляет наши стопы; будем повиноваться Его велениям, тогда, с чувством живой благодарности, воскликнем вместе с царственным пророком: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачнее, тамо всели мя» ( Пс. 22, 1–2 ). Напрасно нечестие мира, подобно опустошительному потоку, угрожает праведнику – верному христианину, напрасно соблазны поражают его взоры, его слух и все его чувства; напрасно враг спасения мечет в него самые ядовитые стрелы своей злобы, напрасно расставляет вокруг него самые хитрые козни. «Хранит Господь вся любящия Его, – говорит Св. Царь Давид, – и вся грешники потребит... Плешма своима осенит тя, и под криле Его надеешися; оружием обыдет тя истина Его. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе; к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты Господи упование мое: Вышняго положил еси прибежище Твое». ( Псал. 144:20, 90:4, 7–10 ). Для Ноя и нескольких праведников, бывших в его время на земле во время потопа, убежищем был ковчег. Для нас, среди развращения и заблуждений, наводняющих мир, прибежище, которое Господь благословил даровать нам по Своему милосердию, есть Церковь Иисуса Христа, Святая, Кафолическая, Апостольская, Восточная, которой только образом был ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010