Ф. Вигуру (католик) Глава IV. – Потоп Деление главы Мы изложим в трех отделах: 1) историю потопа; 2) опровержение возражений против потопа и 3) историю Ноя после потопа. 1120 Отдел I – История потопа Потоп истребил весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. – Ковчег. – Существование потопа, подтверждаемое всеобщим преданием, – Доказано ли оно также и геологией? – О всеобщности потопа. Что разумеют под потопом? – Потоп уничтожил весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства 1 . Слово потоп в его обыкновенном понимании обозначает всеобщее наводнение, уничтожившее весь род человеческий, за исключением Ноя и его семейства. Геологи дают название дилювия (diluvium) песочным и иловым образованиям, которые приписывают широким наводнениям, предварившим или открывшим современный период. 2 . Причиною Ноева потопа было развращение людей; он был наказанием Божиим. Ной, за святость своей жизни, вместе со своими детьми Симом, Хамом и Иафетом, был избавлен от потопа при посредстве ковчега, который Господь приказал ему построить. Ковчег плавал на водах и, по окончании великого переворота, остановился, вероятно, не далеко от того места, где был построенъ, 1121 на горах Армении, которые стали, таким образом, второю колыбелью человечества. Ной, по повелению Божию, взял с собою семь пар животных чистых и две пары нечистых, 1122 чтобы они могли, потом, вновь заселить землю. Ковчег Ноя Мы не знаем, какова была в действительности форма ковчега. Он назван по-еврейски thebäh, словом, встречаемым потом лишь в Исходе ( Исх.2:3:5 ), для обозначения маленькой тростниковой корзинки, в которую был положен Моисей, когда был подкинут на берег Нила. В Исходе thebäh представляет еврейскую транскрипцию коптского египетского слова (ϑβι). Мы можем сказать о ковчеге Ноя лишь, то, что это был род ящика. Оп был из дерева gopher, т. е. из кипарисового дерева, легкость и прочность которого делают его очень удобным для корабельных строений. Стенки ковчега были обмазаны внутри и снаружи корнег’ом или смолою, чтобы не пропускать воды. Он был разделен на известное число qinnim или жилищ, т. е. небольших отделений, наложенных друг на друга, на подобие трех этажей. Tsohar, отверстие давало вход свету, но мы не знаем, как оно было устроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

О Потопе Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Апокрифическая легенда о потопе соединяет библейский текст, посвященный этому событию ( Быт. 6–8, 9. 1 ), со сказкой о дьяволе, пытавшемся помешать Ною спастись, сначала разрушив строившийся ковчег, затем обманом проникнув в него. Сказка о дьяволе в Ноевом ковчеге относится к сюжетам, распространенным в мировой литературе, и встречается у разных народов (Dähnhardt O. Natursagen: Eine Sammlung naturdeutender Sagen, Märchen, Fabeln und Legenden. Bd I: Sagen zum alten Testament. Kap. 13: Sündflutsagen. Leipzig und Berlin, 1907. S. 257–266; Utley. F. L. The Devil in the Ark. Chillicothe, 1959 (Ohio Valley folk publications. New ser. N 32); Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Л., 1979. 825. С. 209). Подчас народная сказка значительно отличается от апокрифа, читающегося в древнерусских рукописях. Например, сказка, сообщенная И. Ф. Буслаевым , названа сказкой про Ноя и Евгу. Бог велел Ною не говорить никому о постройке ковчега, потому что хотел потопить дьявола со всеми людьми, иначе он снова соблазнит весь мир («Лукавый и думает: был бы я цел, грешники будут»). Дьявол спрятался у Евги под подолом, а она могла войти в ковчег только после слов Ноя: «Да иди же ты, проклятая!», после чего дьявол, воспринимая эти слова как призыв к нему, входит вместе с Евгой в ковчег. До этого жена Ноя медлила под предлогом, что надо горшки захватить, ложки да плошки забрать. Сказка кончается тем, что дьявол уцелел в ковчеге («потопа прошла, а грех остался») (Предисловие к русским народным песням, собранным П. И. Якушкиным//Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. 1. Отд. 2. С. 99, 102–104). Сказка Буслаева по смыслу противоположна апокрифу, в котором дьявола, превратившегося в мышь, удавили кот и кошка. Русского читателя апокрифическая легенда привлекала не только своей занимательностью, но и нравоучительными мотивами, популярными в древнерусской литературе, – о злых женах и о происхождении хмеля: в апокрифе именно жена по наущению дьявола изготовляет хмельное питье и, напоив Ноя, выведывает его тайну; она же помогает дьяволу пробраться в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава XII Господь Сам стоит на охране добра в мире. Мир как творение Божие в отношении к Богу. Человек как разумно-свободное творение Божие в отношении к Богу. Образ Божий в человеке. Истинное понятие о свободе человека. Действительность и условие свободы в падшем человеке. Выводы. Ной «обрел благодать пред очами Господа [Бога] , – говорит Св. Писание, свидетельствуя о воле Божией, сохранившей род человеческий от Адама в лице Ноя и его сыновей. – ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета... И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли... Но с тобою Я поставлю завет Мой... Сделай себе ковчег из дерева гофер... и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6:8–18 ). «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» ( Быт.6:22, 7:1–7 ). Таким образом истреблением допотопного рода человеческого и сохранением праведного Ноя и его семейства Господь явил, и, как выражаются, фактически засвидетельствовал о том, что Он Сам стоит на охране добра в мире и что вражда Семени жены против змея-искусителя, т.е. диавола, положенная Богом, Богом же, Его всемогущим смотрением за человеком и Его премудрым домостроительством судьбы человека на земле возводится к тому концу, когда диавол будет поражен в голову в своей власти над родом человеческим и в своем обольщении человека злом. Сотворив мир, всех и «все Себе ради» , по свидетельству Св. Писания ( Прит.16:4 ), Господь «Егоже ради всяческая», целью творения имел, с одной стороны, откровение Себя, славы и благости Своей ( Рим.1:20 ; Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.144:9, 103:24, 148:1–13 ), с другой – в мире неразумных существ целью создания творений было безграничное развитие жизни и бытия ( Пс.8:10 ; Быт.1:22 ), в мире же разумных существ, частнее, в мире человеческом, целью создания собственно человека было приобщение его к радости и блаженству бытия в Нем Самом, т.е. Боге – до соразделения человеком Божественных совершенств ( Еф.1:4, 3:16 ; 1Кор.3:22 ; 1Ин.3:1 ; Мф.5:48 ; Деян.17:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

свящ. Вадим Маркин Лекция 2 Времена патриархов (послепотопное время) Период второй – От Всемирного потопа до Авраама Всемирный потоп Быт. 7, 1–6 : Повеление Божие войти в ковчег. Быт. 7, 7–24 : События 28 потопа. Быт. 8, 1–12 : Убывание воды. Краткая историческая справка – Поиски Ноева ковчега: В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских, конечно, надо подразумевать – на горе Арарате. (Почему сказано об Арарате во множественном числе? Потому что есть Большой Арарат и Малый Арарат. В Библии, очевидно, речь идет о Большом Арарате. – Ред.). Это конусообразная гора вулканического происхождения, она начиная с 4.500 м. над уровнем моря и до самой вершины, покрыта вечным льдом; высота Арарата – 5.165 метров. Где остановился ковчег Ноя? Сказано было, что и вершины гор были покрыты водой, спустя полгода “прибывания воды великой бездны”, то есть, океана. В горах лед летом тает, и если бы корабль остановился ниже зоны вечных льдов, то сгнил бы и погиб бесследно. Если бы он остановился на самой вершине, то после потопа он покрылся бы мощным слоем льда и стал бы недоступен людям. Промыслом Божиим было так устроено, что он остановился в горном озере на высоте 5 км. Где глетчеры сползают с вершины и где ледяной покров значительно меньше. В холодные годы ковчег покрыт льдами и снегом и не виден – в жаркие же годы летом часть его обнажается, что, впрочем, бывает очень редко. 6-го июля 1955 года французский альпинист Фернанд (Фернан) Наварра со своим 15-летним сыном Габриелем нашел Ноев ковчег и сделал это открытие достоянием всего мира. Были произведены радиоактивным методом анализы привезенного им метрового куска дерева (шпангоута) корабля. Эти исследования показали, что дереву (дубу) 5 (пять) тысяч лет. Анализы были произведены в разных лабораториях, одна из них в Мадриде. Все фотографии, анализы и свидетельства приложены им к изданной книге на французском языке. Этому открытию предшествовали две не совсем удачные его экспедиции в 1952 и 1953 гг., так как доступ к ковчегу, даже для самых отчаянных альпинистов, чрезвычайно затруднителен, ввиду частых снежных бурь, грозящих гибелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Беседа 23 Евр.11:7 .  Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. 1. " Верою, – говорит, – Ной, получив откровение». Как Сын Божий, беседуя о своём пришествии говорил: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж» ( Лк.17:26–27 ), так и он говорит. Благовременно напоминает он (евреям) пример, близкий к ним; а пример Еноха был только примером веры, Ноя же (пример) – и неверия. Утешение и увещание бывает совершенным тогда, когда видно не только то, что верующие удостаиваются чести, но и то, что неверующие терпят противное. Что он говорит в словах: «Верою Ной, получив откровение»? Что это значит? Ему говорит, предсказано было; ответом называет пророчество, как и в других местах говорится: «Ему было предсказано Духом Святым» ( Лк.2:26 ), ещё: «Что же говорит ему Божеский ответ» ( Рим.11:4 )? Видишь ли равночестие Духа (с Отцом)? Как Бог даёт ответ, так и Дух Святый. Для чего же (апостол) так сказал? Чтобы показать, что ответ есть пророчество. «О том, что еще не было видимо», – т.е. о дожде, – «благоговея приготовил ковчег». Разум не внушал ничего такого: и женились, и выходили замуж, и воздух был чист, и признаков никаких не было; а между тем (Ной) убоялся; потому (апостол) и говорит так: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего». Каким образом? «Ею осудил он (весь) мир». Он показывает, что те были достойны наказания, которые и вследствие приготовления (ковчега) не исправились. «И сделался наследником праведности по вере», т.е., в том и обнаружилась его праведность, что он поверил Богу. Таково свойство души, искренно распо­ложенной к Нему и не считающей ничего достовернее слов Его; а неверию свойственно противное. Ясно, что вера оправдывает. Как мы получили предсказание о геенне, так и он. Тогда смеялись над ним, поносили его и порицали; но он не обращал на это внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 7 Вход Ноя в ковчег Быт.7:1 . И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег Вот положительное повеление Божие о предварительном размещении Ноя в ковчеге, которое было последним предостережением для всех и последним призывом грешного мира к покаянию. Быт.7:2–3 . и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, В этих словах мы имеем первый случай разделения животных на чистых и нечистых; к первым относились все те животные и птицы, которые или только употреблялись в пищу ( Лев. 11:1–47 ), или, кроме того, приносились в жертву ( Лев. 1:2, 10, 14 ; Быт. 8:20 ). Хотя точное разграничение всех этих видов и принадлежит уже позднейшей эпохе – дано в законодательстве Моисея, – однако, на практике оно существовало гораздо раньше, восходя, как мы видим отсюда, еще ко времени потопа, хотя Ноево выделение животных и птиц чистых для жертвы ( Быт. 8:20 ) и не совпадало с постановлениями закона Моисеева о принесении в жертву только 3-х пород скота и двух пород птиц. Закон же впоследствии в данном случае, как и в других, ему аналогичных, подтвердил, точно формулировал и узаконил то, что раньше было лишь установившимся обычаем. Всего чистого заповедано было взять всемеро больше, во-первых, с тем расчетом, чтобы обеспечить их лучшее сохранение и большее распространение после потопа, а во-вторых, быть может, и для продовольствия людей, заключенных в ковчеге. Быт.7:4 . ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю Последняя неделя была назначена, очевидно, для окончательного размещения всех людей и животных в ковчеге. Само по себе это указание на неделю, в связи с другими, имеющимися в той же истории потопа ( Быт. 7:10, 8:12 ), может говорить за глубокую древность недельного цикла и за первобытное происхождение семидневной недели и затем субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf События во втором столетии третьего тысячелетия Когда в сии лета совершались среди прескверно живших людей многие беззакония , был на земле муж богоугодный Ной, о котором пишется: «Ное человек бе праведен и совершен во всем роде своем, и угоди Богу, и обрете благодать пред Господем Богом» ( Быт. 6, 8–9 ). Господь Бог, щадя Своего угодника праведного Ноя и желая сохранить его целым от грядущей на весь мир потопной казни и сделать его вторым отцом и родоначальником мира, имевшего возникнуть после потопа, известил его в Божественном откровении о приближающемся времени потопа, что чрез сто двадцать лет придет потоп на лице всей земли. Об этом извещении пишется следующее: «Рече Бог к Ною: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане плоть суть» ( Быт. 6, 3 ). Он как бы говорит: так как люди сии погрязли в плотских сладострастиях и в греховных нечистотах валяются, как свиньи в кале тинном, то посему возненавидел их Дух Мой, и Я истреблю их с лица земли; однако еще немного потерплю, ожидая их обращения. Будут же дни их жизни (в течение которых Я их буду терпеть) сто двадцать лет. Когда же они исполнятся, и Я не увижу их покаяния, тогда Я не буду более терпеть их, но всячески погублю их потопом, а оскверненную землю омою водами от греховных нечистот человеческих. Это откровение Ною о потопе было – по русским Библиям в 2042 году, а по хронографам в лето 2122-е. Повелел Бог Ною построить ковчег из негниющего дерева и научил его, как нужно делать и каков он должен быть по величине, как о том пишется в книге Бытия ( Быт. 6, 14–16 ). Начал Ной делать сей ковчег с большими затруднениями на высокой горе. Люди же, увидев это, удивлялись, что он делает столь великий корабль, и делает не при водах, а на высоком месте. И спрашивали Ноя о том, ради чего он предпринимает столь необычайное дело, соединенное с такими трудностями? Он же сообщал им о грядущей на всю землю от гнева Божия потопной казни за умножение человеческих грехов. И дойдет, говорил он вода до того высокого места на горе, где стоит корабль, и поднимет корабль; и не только эту гору, но и все, находящиеся в поднебесной превысочайшие горы вода потопная превзойдет и покроет. Рассказывая об этом людям грешным, Ной увещевал их к покаянию, чтобы они боялись Бога и престали от грехов, и тогда, может быть, умилостивится Господь, пощадит Свое создание и отвратит гнев Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Время Z. Кадры решают всё Это повод для начала освобождения России от отживающих свои последние дни внутренних оккупантов-паразитов 06.07.2022 971 Время на чтение 7 минут Своими размышлениями, опубликованными на сайте «Россия - Ноев Ковчег» , делится  Сергей Владимирович Писарев, президент фонда «Русский предприниматель», постоянный член Изборского клуба. Время Z ознаменовало начало острой фазы цивилизационного «идеального шторма». Ковчег Россия, который успели в общих чертах построить на «питерских верфях», под руководством, по сути, современного Ноя (как бы пафосно это не звучало!) – Владимира Путина, окруженный волнами мирового Потопа-2.0, начал борьбу за выживание. Ковчег получился огромным и прочным, да и запасов еды, воды и топлива пассажирам хватит лет на 100. Главная проблема – набор команды (по-современному – элиты) по профессиональным и личностным (в том числе духовным) качествам, соответствующей историческому моменту. Деградация, почти поголовный атеизм «православной имперской элиты» привели к гибели Царской России в 1917 г. и последующему физическому уничтожению большей части этой самой элиты (царской династии, аристократии, священства, офицерства, купцов и промышленников, интеллигенции, фермеров (кулаков). Божья кара за отступничество? На место уничтоженной пришла новая рабоче-крестьянская элита, искренне заряженная на построение коммунизма (рая на земле) и жесткое богоборчество. К 1945 г., в силу известных трагических и героических событий, мало кто сохранился уже и от этой элиты. С приходом к власти Хрущева духовная составляющая социдеологии, по сути, была отброшена (что более чем естественно для материализма Маркса-Ленина), а народам СССР была поставлена неосуществимая материальная задача – «догнать и перегнать Америку». Разрушенная сначала после Великой Октябрьской, а затем и после Великой Отечественной советская Россия должна была не только трудиться в поте лица, но еще и развивать братские советские республики, страны соцлагеря и угнетенные народы по всему миру.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/06/vr...

Армения – страна, простирающаяся от Черного до Каспийского моря и от Кавказа до Тавра, разделяется Евфратом на Большую Армению к востоку и Малую Армению к западу. Это наиболее возвышенная часть западной Азии. Страна эта по преданию была второй колыбелью человеческого рода, когда ковчег Ноев остановился на горе Арарате ( Быт.8:4 ), на каковое событие доселе указывают названия различных мест, как Эривань – «явление», – место, где Ной впервые увидел землю; Акорри – «насаждение виноградной лозы», – место где Ной впервые посадил виноградную лозу, лежащее на горе Арарате, но до крайности разрушенное землетрясением 1840 года; Маранд «место матери», – где находится гробница жены Ноевой; Аррнойотн, – «при ногах Ноя», – где погребен Ной, и проч. В Библии об этой стране упоминается под различными названиями, которые, однако, по-видимому прилагаются к различным частям ее. Так, вероятно, название Арарат ( Быт.8:4 ; 4Цар.19:37 ; Ис.37:38 ; Иер.51:27 ) указывает на восточную часть, владение наиболее древних правителей; туземцы употребляют это название только в приложении к одной из пятнадцати провинций Великой Армении, и знаменитые горы они называют Мазис. Далее к западу, непосредственно на Евфрате, и к юго-востоку от Каппадокии, лежала Форагма ( Быт.10:3 ; 1Пар.1:6 ; Иез.27:14, 38:6 ; и еще далее к западу, в Северной Фригии, Аскеназ ( Быт.10:3 ; Иер.51:27 ). Греки и римляне знали эту страну только под названием Армении, каковое слово они производили от Армени или Армения, который иногда изображается в качестве одного из спутников Иасона; но сами туземцы называют себя гаиками, по имени правнука Иафета, или торгомийцами, по имени отца Ганка, и свою историю ведут от Ноя, производя любопытную смесь мифических сказаний с библейскими повествованиями. После последовательного подчинения ее Ассирии, Вавилонии, Мидии и Персии, страна была завоевана Александром Великим, и после его смерти находилась под управлением македонских и селевкийских правителей, пока в половине II столетия до Р. Х. парфянскому королю, Арсаку Великому, не удалось утвердить в ней царем своего брата. Династия Арсакидов царствовала до начала V века после Р. Х., когда она иссякла, и затем в течение столетий из-за обладания этой страной боролись византийские императоры и персидские цари, пока, в половине IX века, опять не восстановлены были мир и национальная независимость Пагратидской династией, происшедшей от одного еврейского семейства, к которому армяне относят данное Господом Аврааму обетование ( Быт.17:16 ). После падения Награтидской династии (1045 г.), власть над страной захвачена была другой ветвью того же рода, Рубенианами или Руненианами; но после нашествия мамелюков в 1375 г. народ опять был рассеян, и страна была поделена; в настоящее время она поделена между Россией, Турцией и Персией. Главным источником истории Армении служит Моисей Хоренский, «История Армении», изд. на армянском и латинском языках Вистопием в Лондоне, 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла. Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье. В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества. В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью. Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья. И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). Итак, семья – ковчег спасения. Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир. Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек. Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи. Почему же это происходит? Мы стремительно вступили в общество потребления. Главная его ценность – качество жизни в смысле материального благосостояния, комфорта. Вполне понятно, что для этого много детей, а часто и семья вообще – помеха. Больше того, для либеральных ценностей современных демократий семья как общественный институт – это анахронизм, мешающий прогрессу. Современная жизнь наполнена лозунгами: «Оторвись!», «Оттянись!», «Бери от жизни все!», «Живи со вкусом!» – эти девизы буквально кричат нам с экранов телевизоров, лезут в глаза с рекламных щитов на улицах, с этикеток бутылок. Они воспитывают в молодом человеке глубокий эгоизм, легкое отношение к жизни, учат воспринимать жизнь как беспрерывное удовольствие. Жизнь – игра, жизнь – шоу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010