" Капитал.ru " Документальный фильм " Русский заповедник " , получивший множество призов на международных кинофестивалях, хочется назвать художественным, настолько живы, необычны его герои и способ кинорассказа. " Один день из жизни сельского священника Виктора Салтыкова, живущего в деревне Жарки Юрьевецкого района Ивановской области. Сенокос, заботы о прихожанах, которым батюшка развозит газ, беседы о коровах и пчёлах – всё это становится живой проповедью и подвигом. Русский заповедник – это место, в котором живёт человеческая душа, неравнодушная, способная отогреть, подтолкнуть и наполнить жизнь смыслом " . Эти точные слова из телеанонса хочется дополнить благодарностью создателям фильма – они сумели кинематографическими средствами " описать житие " современного Ноя и обитателей его ковчега. И сделали это эмоционально, неожиданно, современно. Неспешное повествование затягивает, завораживает и погружает в несвоевременные мысли, совсем не соответствующие нынешним модернизационным трендам. Речь идёт не только о спасении души, но и о спасении заброшенных пашен и брошенного народа. Где-то далеко Москва, Сколково, Ксения Собчак, а здесь – поросшие чертополохом поля, исчезнувшие деревни, пустыри, немногие не уехавшие мужики и бабы... и пастырь, который строит для них ковчег. Действительно, русский Ной, философ, пророк, живущий в гармонии с природой и в конфликте с идолами гедонизма... Краснодарский режиссёр Тимощенко (он же оператор и сценарист фильма) следует всюду за своим былинным персонажем. То он верхом, как Илья Муромец, скачет полем на лошади или за рулём автомобиля по просёлочной дороге, а вот – на покосе, или среди строителей храма, или освобождает медовые соты от пчёл-бездельниц (и у них такое бывает), а вот в озере глубоко под водой... Удивительная рифма с рассказами батюшки о ковчеге. Мы видим подводное царство, в котором плывёт с открытыми глазами бородатый пастырь, волосы его, как водоросли, вьются, он здесь, как у себя дома, и огромный сом, ворочая усищами, выплывает к нему из-под коряги... Камера смотрит на мир с озёрного дна через водяные цветы, на бегающих по озёрной глади водомерок, на листву склонившихся к озеру деревьев, а через них – на небо, на свет божий...

http://religare.ru/2_79900.html

Последние времена Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол, «придет прежде отступление,» а потом, как последствие и плод отступления, «откроется человек греха, сын погибели» ( 2Фес. 2, 3 ), который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа. Отступление будет так обширно, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24, 12 ). Это значит: греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18, 8 ). Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества. «И как было во дни Ноя, -» говорит Евангелие, – «так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» ( Лк. 17, 26–28 ). Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия как очевидные для всех выставлены Словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле: оно постоянно стремится выказать себя добродетельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправдать себя перед глазами людей (см. Лк. 16, 15 ); тогда наиболее лицемерит; тогда с бесстыдством и дерзостью начинает провозглашать о своем совершенстве и добродетели (см. Ин. 9, 28 ). Привязанность к веществу и вещественному преуспеянию удобно может объять всецело человека, объять его ум, его сердце, похитить у него все время и все силы: по причине падения моего «приклонилась к земле душа моя» ( Пс. 118, 25 ) от юности моей вместо того, чтобы ей пребывать горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2014 16 мин., 20.05.2014 1-я страница обложки – коллаж с высокой и грозной морской волной (фото www.lori.ru ) и надписью «Ной: как пережить катастрофу». См. рубрику «Тема номера: Пережить катастрофу» (С.12-33). Пролог : (на заставке – фото Serge de la Mer). Иван Бунин. « Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет …» . Стихотворение//Фома. - – май 2014. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Ржавчина комфорта. Об удобствах, страданиях и душевном спокойствии . Фото www.lori.ru//Фома. - – май 2014. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Низкий жанр: попытка канонизации? Режиссер «Не родись красивой» о сериалах и Фаворском свете . С режиссером Александром Назаровым беседовала Алла Митрофанова . Фото Владимира Ештокина и фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – май 2014. – С.6-10. – (рубрика « Интервью номера »). Реклама : С.11. Тема номера. Пережить катастрофу: Ной. Пережить катастрофу . Вступление от Редакции . Фото www.lori.ru// Фома. - – май 2014. – С.12-13. – (рубрика « Тема номера. Пережить катастрофу »). См. отклик: 5 вопросов о номере. Отвечает Дмитрий Менделеев, журналист, автор и ведущий программы «Библейский сюжет» на телеканале «Культура»//Фома. - – май 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Сергей Худиев . Спасение утопающих. Как понять историю про Ноя? Ил.: Ноев ковчег на горе Арарат. Симон де Миль. 1570//Фома. - – май 2014. – С.14-15. - (рубрика « Тема номера. Пережить катастрофу »). Валерия Посашко . Потоп 2013: Дальний Восток . Фото Андрея Анохина/газета «Амурская правда»/, Марины Шабаловой и РИА Новости//Фома. - – май 2014. – С.16-19. - (рубрика « Тема номера. Пережить катастрофу »). Как пережить бедствие ? [Список тех правил, которые помогут избежать самых распространенных ошибок людей при стихийном бедствии]. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала специалистов благотворительного фонда «Предание»//Фома. - – май 2014. – С.20-21. - (рубрика « Тема номера. Пережить катастрофу »). В качестве иллюстративного приложения к материалу печатается фотоподборка « Чем запастись » (С.21. Фото www.lori.ru).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-133-...

V. Потоп и обновление мира Ной был шестисот лет от рождения, когда вошел в ковчег, с женой, тремя сыновьями, их женами, и с заповеданными ему животными, и после семи дней воды потопа пришли на землю. Здесь начинается страшная и величественная картина: разверзлись все источники бездны и хляби небесные открылись, лился дождь сорок дней и сорок ночей, и был потоп сорок дней и сорок ночей на земле; умножалась вода и подняла ковчег, ковчег же носился над землею; вода усиливалась более и более, так что покрылись все высокие горы, какие только суть под небесами, и вода поднялась еще на пятнадцать локтей над вершинами гор. Тогда погибла всякая плоть, двигавшаяся на земле, птицы и звери и гады и все люди, все, что имело только дыхание жизни на суше, погибло, от человека до скота все истребилось; остался Ной один и бывшие с ним в ковчеге; вода же возвышалась над землей сто пятьдесят дней. Страшное сие зрелище греховного, потопляемого мира становится еще знаменательнее для нас, когда вспомним слова Искупителя, который предвидел нераскаянность многих, в последний день, столь же нечаянный для них, как и потоп для нераскаянных современников Ноя. «Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» ( Лyku XVIII. 8 .) говорил Спаситель; «но как во дни пред потопом ели, пили, женились и отдавали замуж, до дня, в который Ной взошел в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и в пришествие Сына человеческого.» ( Mamф. XXIV. 38, 39 .) Спасительный же ковчег Ноя есть благодетельный образ Церкви, которая соблюдет невредимо в лоне своем граждан мира сего, подобно как и Ной, сохраненный в ковчеге, населил землю, обновленную волнами потопа. Изображению потопа, возрастающего и истребляющего, противополагается описание потопа прекращающегося, так, что в первом открывается действие правосудия, а во втором милосердия. Бог помянул Ноя и всех бывших с ним в ковчеге, навел ветер на землю и перестала вода; заключились источники бездны и хляби небесные, и удержался дождь; вода возвратилась в землю и шла обратно, умаляясь по ста пятидесяти днях; в месяц седьмой стал ковчег на горах Араратских, воды же упали до десятого месяца; тогда показались верхи гор, и через сорок дней открыл Ной окно своего ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Археологи обнаружили «глиняную инструкцию», по которой Ной мог построить ковчег 3 февраля, 2014. Новостная служба Британский музей представил недавно расшифрованную глиняную табличку, найденную на территории Ирака 3 февраля, ПРАВМИР. Британский музей представил недавно расшифрованную глиняную табличку, найденную на территории Ирака, где некогда была Месопотамия, сообщает Седмица.Ру со ссылкой на Katolic.ru. Ученые утверждают, что этому уникальному артефакту, содержащему описание Ноева ковчега, более 4 тыс. лет. Обнаруженное описание местами расходится с представлениями о ковчеге, бытовавшими до сих пор. Так, в тексте на табличке говорится о судне круглой формы наподобие коракла, тогда как традиционно считалось, что ковчег был прямоугольным. «Мы были поистине потрясены тем, что ковчег на самом деле был круглым, – говорит Ирвин Финкель, ученый, обнаруживший табличку. – Для всех нас это было полной неожиданностью». В тексте содержатся наставления месопотамского «бога» по сооружению ковчега: судно следует строить при помощи канатов и бревен, покрыть смолой, а его площадь должна составлять 2/3 современного футбольного поля. Из расшифрованного текста выяснилось также, какие животные должны были попасть на ковчег Ноя. Ученые из Британского музея полагают, что следует обратиться к судостроителям, чтобы определить, мог ли такой ковчег плыть. Ирвин Финкель – куратор зала Ближнего Востока в Британском музее. Недавно вышла его книга «Ковчег до Ноя», опирающаяся на данные с глиняной таблички. По его словам, эта табличка является «одной из самых важных находок за всю историю». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2023 28 апреля, 2021 18 февраля, 2021 9 сентября, 2020 3 сентября, 2020 29 августа, 2019 21 августа, 2019 31 июля, 2019

http://pravmir.ru/arxeologi-obnaruzhili-...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины взят из Ветхого Завета, где повествуется о спасении Ноя, его семейства после Потопа. На полотне показано расселение людей и животных после схода воды и появления суши: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» . ( Быт.8:18-22 ). Описание Ной является очень значимой фигурой в библейском повествовании. Именно Ной помог человечеству возродиться заново, очистившись от скверны греха. Неудивительно, что Якопо Бассано посвятил жизнеописанию Ноя целых четыре картины. Разумеется, самым сложным по своей композиции является полотно, демонстрирующее расселение выживших людей и животных после того, как ковчег пристал к суше. На картине художник показывает выживших людей и животных, которым удалось спастись в ковчега во время великого потопа. – выжившие на спасительном судне  начинают обустраиваться на суше: из досок ковчега они создают жилища, женщины занимаются привычными бытовыми делами, животные неспешно пасутся на новой земле. На дальнем плане мы видим ещё неспокойное грозовое небо, напоминающее зрителю о гневе Господа на падший род человеческий, но вдали эту хмурую синь прорезают тёплые лучи света, которые окружают силуэт Господа. Это он смотрит и благословляет спасшихся и Ноя, который в точности исполнил его веление. Бог даёт живым существам, а главное людям ещё один шанс с надеждой, что праведный Ной и его потомки станут исполнять  волю Спасителя на очистившейся от греха земле. На горизонте видна светлая полоса чистого неба, а рядом с завалившимся на один борт ковчегом, радуга — символ Завета: все это свидетельствует о благости Бога, попечительствующему о своем творении.

http://azbyka.ru/art/noj-posle-vyhoda-iz...

Арарат Арарат (святая почва) ( Быm. VIII, 4 ) – область, или страна, лежащая близ центра Армении. Она имела некогда несколько городов, бывших резиденцией преемственных царей и правителей Армении, посему-то слово Арарат часто употребляется для означения всей области (Армении). В Свящ. Писании ( 4Цap. XIX, 37 , Uc. XXXVII, 38 ) она именуется землею Араратскою. В с.-в. части Армении на границах России с Турцией и Персией, на возвышенной равнине Аракса, возвышается одна из высочайших гор Армении, с двумя вершинами: Большой и Малый Арарат. Первый называется у персов Cuhi-Nuc, т. е. гора Ноя. Полагают, что на этой горе остановился ковчег Ноя. У турок она называется Агри-Даг. Вершины означенных пиков (один из которых возвышается на 15 000 ф. над уровнем моря) постоянно покрыты снегом. Один из новейших путешественников говорит: если смотреть с равнины вверх, то невольно думаешь, что эти высочайшие горы в свете взгромоздились одна на другую единственно для того, чтобы образовать из себя громадную смесь земли, скал и снега – этот величественный, грозный памятник допотопного мира, эту пограничную поразительную линию в истории человечества прежде и после потопа. Вот когда-то все мировое народонаселение земного шара совмещалось здесь в одном малом семействе, состоявшем из 8 лиц, и оно-то единственно спасалось в ковчеге от всемирного потопа на сих горах. Представители всех видов и пород животных были собраны здесь в ковчеге. Здесь установлен завет Бога с людьми, и знамением завета положена радуга в облаке; здесь также устроен был Ноем первый жертвенник Господу после страшной катастрофы истребления потопом лица земли. В близком соседстве с Араратскими горами в настоящее время живут курды – дикое магометанское племя. Со времени последней войны между Россией и Персией в 1828 г. русские границы так расширились, что захватили собой и Арарат, и теперь при подножии этой горы можно видеть представителей трех государств: России, Персии и Турции. Неоднократно оспаривали тот факт, действительно ли ковчег остановился на этой горе, и оспаривали преимущественно на основании фразы кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет отсылает к Священному Писанию Ветхого Завета, 7-й книге Бытия: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» ( Быт.7:19-23 ). Описание В своем произведении Брейгель запечатлел момент библейской истории о Ное и потопе, когда семья Ноя, построив ковчег, благополучно в нем укрылась во время всемирного потопа. Оставшийся род человеческий, не желая каяться, не слушая увещевания праведного Ноя, надменно насмехалась над ним, не веря его словам. Когда же Господь разгневавшись послал на них дождь, люди, не осознавая своего положения, не верили случившейся над ними каре и продолжали грешить. Художник изображает потоп не просто как стихийное бедствие: здесь нет грозных туч, огромных бушующих волн – перед зрителями разворачивается обычный бытовой пейзаж: небо затянуто тучами, прибывает вода, на середине реки Ноев ковчег, готовый отправиться в дальнее плавание. Но если вглядеться внимательнее, тихий и мирный пейзаж, ровная гладь воды оказываются обманчивы. В водной пучине тонут люди, в нее погружены славные стены города; оставшиеся в живых горожане, которые прежде насмехались над праведным Ноем, тщетно пытаются спастись на единственном островке суши, собрав скот, запасы пищи, домашний скарб. Кто-то карабкается на дерево, женщина пытается спасти своих детей, католическая монахиня молиться – но все тщетно, гнева Божия не избежать. Продолжая традицию фламандской школы, во многом заимствуя приемы Питера Брейгеля Старшего, Ян Брейгель делает сюжет символичным: погрязшие в земных заботах люди не верят в Бога, продолжая грешить. Нарочитая назидательность, свойственная живописи периода контрреформации,  является главной темой картины.

http://azbyka.ru/art/vsemirnyj-potop-2/

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Всемирный потоп описан в Книге Бытия. Он прообразовательно символизирует Страшный Суд, который будет вершиться над людьми. «Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» ( Быт. 7:17–24 ). Описание Иван Константинович Айвазовский — выдающийся художник, для которого море являлось любимой стихией. Любовь к морскому пейзажу проявилась также в цикле картин на библейские сюжеты. Одно из полотен  «Всемирный потоп», представляет действительно завораживающее впечатление: художник мастерски передает гибель людей под ударами морской стихии. Библейская история о жизни праведного Ноя является одной из самых трагических в судьбе человечества. Милосердный и терпеливый Бог настолько был огорчен  людскими пороками, распрями, неповиновением Его Слову, что решил истребить весь человеческий род с лица земли, сохранив жизнь лишь праведному Ною и его семье. В качестве меры наказания Господь обрушил на землю дождь, который, согласно библейскому преданию, шел 40 дней и 40 ночей, уничтожив всё живое. Художник в мельчайших деталях передает страх людей перед лицом смерти, которые до этой катастрофы проводили жизнь в праздности, расточая ее на удовольствия, полностью забыв о Боге. Картина поражает воображение тщательно прорисованными эмоциями на лицах персонажей. Наибольший трепет вызывает женщина с младенцем на руках, которой, увы, не удастся спасти ни себя, ни ребенка. Вместе с людьми гибнут животные, домашний скот, дикие звери. Вот перед нами ревущий слон, издающий последний трубный глас перед тем как уйти под воду. Обессилевшие люди пытаются защититься от удара стихии, переползая на остатки суши, те, кто уже находится в воде в надежде воздевают руки. Но на оставшихся в живых надвигается чудовищная морская волна, которая одним ударом все уничтожает на своем пути. На небосводе нависли темные мрачные тучи, лишь где-то вдалеке за горизонтом видится свет.

http://azbyka.ru/art/vsemirnyj-potop/

1.12. Потоп. Ной и его семья Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Допотопная история заканчивается на патриархе по имени Ной. При Ное дается первое описание людей, не персональное, а общечеловеческое и говорится, что когда люди начали умножаться на земле, то они развратились. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). «Потому что они плоть» – вот в этих словах тоже изображается удивительным образом состояние этих людей. Невозможно стало внутреннее, внутри сердца человеческого действие Духа Божия, невозможно было соединение человека с Богом. Конечно, внешнее действие Духа Божия было не закрыто и для падшего человечества, – тем не менее, здесь мы видим картину того, что нет другого слова, которым бы можно было описать, что «они плоть», – то есть целиком и полностью вся их жизнь, от макушки до пяток, посвящена земному, материальному. Нет в их жизни ничего такого, где бы мог действовать, где могло бы проявиться действие Духа Божьего, ни одного взгляда на небо у этих людей не было. Если праведность мы увидели изображенную, как хождение пред Богом, Который есть Дух, то обратное состояние изображается как плотяность. Люди полностью потеряли свое человеческое достоинство, перешли в область, можно сказать, чисто животного мира. Человек, оказывается, способен доходить даже и до того, когда ничто духовное его совершенно не затрагивает, – в нем как бы даже и места такого нет, которое бы могло быть этим духовным затронуто: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Понятно, что такое человечество уже не могло быть, скажем так, продуктивным с точки зрения своего предназначения; такое человечество уже не оставляло надежд на то, что оно способно воспринять спасение. И тогда совершается чудесное действие Божие, которое мы называем Великим потопом, когда погибают все люди, за исключением семейства праведного Ноя, от которого происходит новое человечество. Спасается всего восемь душ: Ной, его жена и трое его сыновей со своими женами. Причем потоп приходит не внезапно, поскольку само сооружение Ноем ковчега, несомненно, являлось проповедью покаяния. С одной стороны, это было подвигом веры Ноя, потому что человек на суше строит такой огромный океанский лайнер и сообщает, что вот скоро он на нем поплывет, а кто в него не взойдет, тот погибнет. Можно себе представить, какую потеху доставлял Ной своим современникам, которые были плоть, и вследствие этого, очевидно, были вполне материалистами, понимали, что этого не может быть, потому что не может быть никогда, потому что это противоречит всем «законам науки». Вполне возможно, что с «наукой» у них было очень хорошо. И, несмотря на это, Ной был верен слову Божию, Который велел ему строить ковчег.

http://sedmitza.ru/lib/text/430832/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010