Мы видим, что вера Богу явилась той добродетелью, или тем критерием, который позволил Ною избежать участи «не человеков». В подтверждение тому можно привести слова апостола Павла, сказанные им по поводу еще одного праведника: « Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Стоит отметить, что апостол говорит не просто о вере в Бога, в которого, по слову апостола Иакова, «и бесы веруют» (Иак.2:19). В обоих случаях апостол Павел отмечает, что причиной праведности угодников Божиих стало то, что они поверили словам Бога.     Глава 2 Духовный образ праведного Ноя, который верою Богу, как самой большой добродетелью, стяжал в очах Вседержителя высокое звание «человек», вполне ясен и понимаем. А что мы можем сказать о тех, кто не сохранил в себе образ Божий, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «не человеки»? Как свидетельствует Писание, Ной и его современники являли собой всего лишь десятое поколение от Адама, поэтому трудно допустить, что эти люди не верили в Бога. При всей своей вере в Бога современники Ноя словам Божиим не верили. Они не просто «случайно» не поверили предупреждению Божиему о грядущем потопе, неверие пророку было венцом тотального неверия Богу всего человечества. Иными словами, мир перестал нуждаться в Боге. Только этим можно объяснить пренебрежение к столетней проповеди праведника. Спросим себя, откуда это видно? Здесь необходимо вспомнить Ниневию и проповедь пророка Ионы: « И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. …И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел » (Ион.3:4-10). Иона проповедовал всего лишь один день, и, тем не менее, ниневитяне, у которых в памяти еще сохранился трагический пример Великого Потопа, поверили пророку и получили прощение. Проповедь же Ноя «звучала» сто лет, но так и не нашла отклика в сердцах его современников. Блаженный Феофилакт пишет, Ной «показал, что они достойны наказания, так как они, даже и видя, что строился в это время ковчег, не пришли в чувство, или не поверили, что будет потоп» .

http://bogoslov.ru/article/4872886

Веруй, чтобы уразуметь удивительные откровения Божии в мире; математическим доказательством для христианина служит сама его вера, она убеждает его своим таинственным языком, звучащим в его сердце о святости веры и об истинности божественных откровений. Вера христиан – это вера самих патриархов Авраама, Исаака и Иакова, это вера самого родоначальника нашего Ноя, для всех них доказательством божественных явлений и откровений была их вера, извещавшая о них. Верою Ной, изготовивший ковчег, спасся от вод потопа 19 , верою Авраам переселился в землю обетованную и получил её в своё наследие 20 , верою он принёс своего единородного сына в жертву 21 , верою Исаак благословил своих сыновей 22 , верою Иаков благословил своих сыновей и назвал их родоначальниками колен и племён 23 , верою Иосиф завещал взять его останки, когда его сродники выйдут из египетской земли 24 , и вера всех их была подтверждена историей как безошибочное и достоверное знание. Значит, вера, пусть и неиспытанная, пусть и не укладывающаяся в логику исследования, содержит знание не менее безошибочное и достоверное. Представив обоснование нашей веры и высокую степень безошибочности её доказательств, перейдём теперь к доказательству истинности нашей божественной веры на основе исторических событий Ветхого Завета, образно приоткрывающих дело домостроительства воплотившегося Бога, а также пророческих изречений; от него мы затем перейдём к логическому доказательству. Часть вторая Православная вера, утверждаемая на деле домостроительства воплотившегося Бога, символически была предызображена за много веков в Священном Писании Ветхого Завета. Ковчег Ноя, построенный по вере среди растления и идолонеистовства 25 , прообразовал собой Церковь , основанную среди сходных обстоятельств, предназначенную, подобно ковчегу, спасти общество верующих, вошедших в неё от вод растления и материализма и душевной погибели. Явление трёх Ангелов Аврааму 26 было предызображением Пресвятой Троицы, и принесение в жертву им самим единственного сына 27 прообразовало принесение в жертву Богом и Отцом Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил быть вознесённым на Древе и нес его на Своих плечах 28 , подобно Исааку 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

– Получивши откровение о тайне борьбы между семенем змия и Семенем жены, Адам видел начало этой борьбы в отношениях своих старших двух сыновей, а в лице их, как образах будущего, видел и завершение этой борьбы на Голгофе. Авель, пастырь овец, богоугодною жертвою навлекший на себя ненависть брата, первородного сына Адамова, и мученически пострадавший от него, был прообразом Христа, мученически пострадавшего от избранного Богом первенца народов – Израиля, Христа, принесшего спасительную жертву за всех на кресте и пролившего кровь Свою, которая лучше Авелевой вопиет к Богу и о помиловании кающихся, и об отмщении нераскаянным убийцам ( Евр.12:24 ). Убийца Каин был образом Израиля, убившего Христа, и как Каин, проклятый Богом, осужден был на изгнание от лица Божия и на скитание на земле, так народ Израильский, распявший своего Мессию, осужден на изгнание из Церкви Божией и скитание среди всех народов. – «Праведный» Ной, когда первый мир погибал по суду Божию в потопе, является прообразом безгрешного Христа. Еще патриарх Ламех, отец Ноя, нарекая ему это имя, означающее успокоение или утешение, провидел в нем образ Христа, обетованного Семени, который снимет проклятие с земли и упокоит верующих от дел суетных и от печали ( Быт.5:29 ). Как Ной был «проповедником правды» и покаяния среди развращенных современников, так и Христос является проповедником правды и учителем истины и Его проповедь возбуждает среди неверующих иудеев ропот и негодование. Ной устрояет ковчег: этот ковчег был образом Церкви, а Ной – образом Христа, создавшего Церковь для спасения всех верующим. Воды потопные, по учению ап. Петра ( 1Пет.3:21 ), были прообразом спасительной воды крещения: там в потопе умирал древний растленный мир и обновлялся к новой жизни: здесь ныне крещением верующие спогребаются Христу в смерть, чтобы ходить в обновлении жизни ( Рим.6:4 ); там по потопе голубь с масличною ветвью возвещает спасшимся в ковчеге, радость и мир; здесь выходящие из купели крещения принимают помазание от Св. Духа. Это – все прообразы событий первого пришествия на землю Сына Божия, Иисуса Христа, и Церкви спасаемых; но суд Божий над первым миром чрез потоп водный есть образ страшного суда Божия во второе пришествие Христа чрез потоп огненный ( 2Пет.3:6 и 7). «Как было во дни Ноя, так будет и во второе пришествие Сына человеческого», засвидетельствовал сам Иисус Христос (Мф.24:37–39): неверующие плотоугодники при Ное беспечно ели, пили и женились и не думали о приближающемся грозном суде Божием; так будет и пред вторым грозным пришествием Христа на суд, и Он, «пришедши, едва ли найдет веру на земле», ( Лк.18:8 ). Но суд потопный послужил к обновлению земли и Церкви; так после суда огненного »мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:12 и 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Сохранилась древнейшая армянская песня о горе Сипан, недалеко от горы Арарат. Сначала ковчег Ноя причалил к ней. Тогда Ной сказал: «Сипан, прими меня! Сипан, прими меня!» Сипан же отвечал: «Иди на Масис, иди на Масис, что выше меня!» Масис – армянское название Арарата. Армянское предание говорит о том, что епископ Иаков Низибийский 321 восходил на г. Арарат и доставил оттуда обломок древа от Ноева Ковчега, и поныне хранящийся в драгоценном ларце Эчмиадзинского монастыря. Интересно и происхождение названия г. Ереван. Слово Ереван произведено от армянского слова «еревангал», что означает «появляться», «показаться». Подобно звучит и древнееврейское слово (йераэ), означающее «он покажется», «он явится». В Быт. 8:5 сказано: Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. Когда Ной впервые увидел сушу после потопа, то воскликнул: «Она показалась! Она явилась!» На этом месте позже и был построен г. Ереван. Высоко на г. Арарат вмерз во льды и находится поныне Ноев ковчег. Об этом свидетельствовали древние – вавилонский летописец, жрец Беро (350–280 гг. до Р.Х.), Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.). Так, Иосиф Флавий пишет: «Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Берос. В одном месте [своего сочинения] он высказывается следующим образом о потопе: говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской 322 остаток от этого ковчега и, что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею, в большинстве случаев, как средством против заболеваний» 323 . Иосиф Флавий отмечает, также, свидетельства о потопе египтянина Иеронима (III в. до Р.Х.), Мнасея из г. Патр (II в. до Р.Х.), Николая Дамасского (нач. I в. по Р.Х.). Факт наличия Ноева ковчега подтверждается, также, и экспедициями Яна Струйса (1670 г.), русской экспедиции, посланной царем Николаем II в 1916 г., француза Наварры (1952 г., 1953 г., 1955 г.). 8.3. Жертвоприношение Ноя Завершился потоп. Ной с семейством и все животные вышли из ковчега. Первый день новой истории. Каково было его первое событие?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Quaest. hebr. in Gen. 14. 18). Исследователи рассматривают представленные в раввинистической лит-ре тенденции переосмысления библейского предания как реакцию на сформировавшееся в христ. традиции типологическое истолкование священства М. ( Astour. 1992. P. 685; Steudel. 2000. P. 537). В апокрифической литературе Прав. Мелхиседек. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 159 об.) Прав. Мелхиседек. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 159 об.) В слав. «Апокалипсисе Еноха» (перевод был сделан в X-XI вв.- OTP. Vol. 1. P. 95, но текст, вероятно, восходит к I в. по Р. Х. ( B ö ttrich. 1996. S. 813)) М.- один из праведников ВЗ, племянник Ноя. В тексте подробно описываются чудесные обстоятельства рождения М.: его мать Софонима зачала ребенка без участия своего мужа Нира. В беседе с мужем она внезапно умирает. Ниру является арх. Гавриил, который сообщает, что выношенный его женой ребенок будет праведником. Родившийся уже после смерти своей матери младенец М. был прекрасен видом; он своими устами прославлял Господа. На 40-й день после его рождения, накануне потопа, арх. Гавриил восхищает младенца в Эдемский рай для сохранения на время, чтобы потом поставить его во главе священников нового человеческого рода праведных (2 Енох 71-72 - БЛДР. Т. 3. С. 237-241). В более пространной редакции апокрифа сообщается о последующем откровении Бога Ниру, где содержится эсхатологическое обетование о появлении в последних поколениях др. М., который будет творить чудеса и станет более великим, нежели все прежние священники. Его обнаружит праведный человек на горе, где остановится ковчег Ноя. Под началом этого М. соберутся 12 священников, к-рым он откроет «все видимое и невидимое» ( B ö ttrich. 1996. S. 1029-1030). Большая часть авторитетных исследователей видит в рассказе о М. в этом апокрифе элементы христианского влияния, которые были внесены редактором исходного иудейского предания ( B ö ttrich. 1996. S. 804; Idem. 2001. P. 452; Steudel. 2000. P.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

А Кровь — да буду чист, и смерти Ты пил чашу, Чтобы ко Отцу меня в обитель ввести дражайшу» . Но есть и исключения — вместо переложения тропаря ВК 6:12 «Преиди´ врéмене…», посвященного чуду перехода с ковчегом через Иордан посуху (Нав 3. 14–17), находится четверостишие про ковчег Ноя: «Было что, воспомяни, что будет, зри глазами: Ковчег себе представь, Ной в коем был с сынами, Наследник буди той показанной земли, Где он остановился: Бог там велит, внемли» . Но чаще всего идеи тропарей верно обыгрываются, с небольшой творческой обработкой: тропарь ВК 4:15 «Цáрским достóинством…», как и остальные тропари про страдания Иова, не содержит указания на козни диавола, в стихотворном переводе все иначе. «Он златотканной одеждой украшался, Стадами, честию, богатством утешался; Но, яко ведром прах, развеянно то вдруг, И пышных титлов сих лишил его злый дух» . Стихотворный перевод протоиерея Гавриила Пакатского (1829 г.) В 1829 г. в Санкт-Петербурге выходит книга «Благочестивое говеющих занятие или Канон Андрея Критскаго Иерусалимита, преложенный стихами церкви Святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при градских богадельнях, лишенным зрения священником Гавриилом Пакатским». Ее автор — протоиерей Гавриил Авраамович Пакатский — родился в 1756 г., а скончался в 1830 г. Закончил Новгородскую духовную семинарию, а в 1783 г. рукополагается в сан священника и служит в храме равноап. царей Константина и Елены, «что при Санкт-Петербургских градских богадельнях под Смольным монастырем» . К haчaлy XIX b. лишился зрения. Его семья была бедной , жил в приходе при материальной поддержке Церкви, своими литературными трудами и помощью детей . Отец Гавриил имел поэтические дарования: поэтически переложил несколько Книг Священного Писания (Псалтирь, Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Плач Иеремии, библейские песни) . Эти сочинения, по сути дела, «явились одним из первых опытов своеобразного перевода некоторых книг Священного Писания и богослужебных текстов на русский язык» .

http://bogoslov.ru/article/6176293

И десятью рогами оснащен зверь-диавол. О их значении см. ст. 12–17. Описав зверя, Иоанн начинает описывать вид жены-блудницы, сидящей на звере. Жена-блудница вполне соответствовала своим видом тому, на ком она сидела. Откр.17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Все одеяние блудницы указывает на царскую и гордую роскошь и является символом ее самодержавия над всеми народами. Это и указание на несметные богатства города-блудницы. Его будут населять подобные тому человеку, который «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк. 16:19 ). На багряном звере – жена, облеченная в багряницу. Это означает, что царскую власть над всеми народами и богатство город получит от сатаны, зверя, на котором сидит. Богатство и царская власть над народами древних Вавилона и Рима были прообразами богатства и царской власти великого города-блудницы кончины века. И держала жена-блудница золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Как из золотой чаши будет этот город пить и впитывать в себя все мерзости и нечистоты и наполнять ими все народы. Чашей означена сладость лукавых дел перед испитием их. А то, что чаша золотая , означает богатство, роскошь и многоценность, с которыми сопрягаются лукавые дела. Чаша мерзости блудницы, это – крайнее развращение общества к кончине века. О человеке последнего времени будет правомерно сказать словами Елиуя об Иове: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?» ( Иов. 34:7–8 ). Как перед потопом во дни Ноя люди «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:38–39 ). Люди великого города будут беспечно пить мерзости из золотой чаши блудодеяний. Но вот последний праведник вступит в спасительный ковчег Церкви, и тогда изольется на Вавилон огненный дождь, и блудница «будет сожжена огнем» (18,8). Но это – будет, а пока – чаша мерзости подносится к устам, сверкает золото, в греховном увеселении забыто все.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Помилуй, Господи, Зелинского Андрея И век ему воистину продли! Достоин он судьбы Мафусаила, Наследник Ноя и его собрат. В делах и помыслах одна благая сила Связала их стезёю Царских Врат. В пучине бездуховного потопа. Андрей Зелинский нам явил Ковчег, Спастись в котором может вся Европа И вся Россия, уходя в разбег. И в том разбеге внутренней свободы, Оставив распри и вражду в былом, Спасутся вместе с нею все народы, Что удержались под её крылом. Таких метаморфоз не знал Овидий, Не ждал их и теперь ни враг, ни друг. Ковчег Зелинского не требует субсидий, Поскольку он, по сути, в чистом виде – Просто Великий Миротворный Круг. Велик и славен Гёте Иоганн. Его таланту мир был тесен. Он Бога с чёртом заключил в роман, Но Фауст мне не интересен. Меня влечёт Зелинского Вопрос, Где тему Литургического Круга Возглавил изначально сам Христос, Где по любви мы узнаём друг друга. Григорий Петрович Калюжный АНДРЕЮ НИКОЛАЮ ЗЕЛИНСКОМУ Поэт и учёный Зелинский Открыл Литургический Круг – Христос бесконечно нам близкий Грядёт как воскресший из мук. Двенадцать апостолов рядом, И праздники и чудеса. Горит и не гаснет лампада. Разверзлись во тьме небеса. А там необъятность Вселенной. Всё больше на небе святых. Господь из греховного плена Нас ждёт как детей дорогих. ДОМУ ЗЕЛИНСКИХ С низким поклоном Зелинским Книгу о судьбах дарю – Людям прекрасным и близким, Верным присяге Царю, Верным России и Богу Там, где свирепствовал мор. Будет в дороге подмога: Свет лучезарный от гор, От океана дыханье, Храм белоствольных берёз. Высшее было призванье. Нет сожаленья и слёз. Наталья Кирилловна Сидорина Фото предосталено авторами Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Вечная Память, данная человеку, - заповедь не есть с древа познания добра и зла. Она же - Мораль. Она же - разум. Но она дана априори. Вначале она трансцендентна. Потом трансцендентальна. А потом человек совершает грех. И в мир приходит помрачение времени. Помрачение морали законов природы, данных в разуме человеку и хранящиеся априори как Вечная Память. Вечная Память существует и сегодня, вместе с обыденной памятью. Обыденная память помнит чувства и предназначена для Прогресса. Верификация Прогресса обращает наш разум к истине и истинным ценностям, в том числе и Науки. А фальсификация нужна для того, чтобы критикой тождества отделить грех от правды, ибо роль греха в путанице правды. Таким образом, фальсификация нужна для того, чтобы истинно разобраться в путанице правды вызванной грехом, ибо у зла нет сущности, его оружие - ложь, клевета, путаница. А Вечная Память дана как разумение Порядка отношения вещей по канону истины. Одно не очень понятно, как, имея такую мощь, как круг литургического времени, мы не можем назвать имя основных исторических событий - истинно по Науке. То есть верифицируя и фальсифицируя. Ведь для последнего действия совершенно не надо опыта другого, чем дает История.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/22/ch...

Так вот, и не происходит этого Господа, потому что не хотим сами допустить до себя этого Ведь, надо измениться. Любой сосуд надо приготовить. Если молоко вливается в нечистый сосуд, оно прокисает моментом. Любое дело требует стерильной, можно сказать, чистоты. Так же и внутренность наша. Мы тоже сосуды и наполняемся. Чем мы наполняемся? А то, что это действительно всё исполнялось – вы посмотрите, почитайте житие Марка Фраческого, преподобного Сергия, Серафима Саровского , которых не трогали дикие звери, а, наоборот, развлекали их, и играли пред ними, чтобы рассеять их некую такую тоску и одиночество, и служили. Иорданскому Герасиму лев служил, носил воду, Александрийский Макарий исцелил слепого детёныша у леопарда или у льва. Леопард принёс к его ногам и бросил детёныша; он посмотрел, а детёныш-то слепой родился. Он плюнул ему в глаза, перекрестил, и тот прозрел; и на другой день она приносит ему в благодарность шкуру овцы. Он ей говорит: так ты что, сожрала чужую овцу у пастуха? а шкуру приносишь мне? Как это ты? Она мотает головой и понурила голову, как будто понимает, что он говорит. Вот отношения, какие были между животными и святыми. Сбрасывают к голодным львам в пропасть пророка Даниила, а они ластятся к нему. А сколько было случаев на арене цирка, когда выводили ! Игнатий Богоносец , он предупреждает, что, когда его выведут на арену цирка, пусть не отгоняют от него зверей, а пусть его лев перемелет своими зубами как пшеницу, угодную Господу, а их звери не трогали, чувствуя, что это святой человек. О Христе что говорится? 40 дней был в пустыне, и был со зверями. А вдь там полно было хищных голодных зверей; и звери Его не трогали, а служили Ему, как служили первому человеку. И вот когда первый-то господин, царь всего творения, пал, зверьё сразу почувствовало, что их господин пал и недостоин того почитания, какое они оказывали ему доселе; и все звери-то вышли из повиновения и стали агрессивны по отношению к человеку. Если даже сейчас звери практически не выдерживают взгляда – ну, наверное, крокодил только выдержит или змея, а вот все не выдерживают взгляда человека, – можно представить, в каком повиновении и послушании были эти звери. Как загнать в ковчег зверей? Как? Прутиком загонял их, что ли? Сила Божия, и вот они послушались проповди Ноя и зашли в этот ковчег. Так. Поэтому звери, они обличают человека за его беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Внешний вид православного храма может быть различным, но все типы храмов имеют символический смысл, связанный с учением Церкви. Из всего многообразия можно выделить три типа внешнего вида храмов: в виде корабля, креста и круга. Корабль – древнейший образ для построения храма: согласно Постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Потому храмы корабельного типа строятся в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Этот образ имеет глубокий символический смысл, ибо православный храм является воистину ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как ковчег спас праведного Ноя и его род в бурных волнах потопа, так Церковь , словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, препровождает их от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного 7 . Храмы в виде креста означают, что Крест Христов – основание Церкви и христиане получают спасение через веру во Христа, распятого на Кресте. Наконец, символика храмов в виде круга связана с тем, что круг есть символ вечности 8 , так что в этом случае форма храма указывает на вечность Церкви, на вечное единение верующих со Христом. На крыше храма устраивается иногда один, иногда несколько куполов. Символично и количество куполов: один купол знаменует единство Бога, два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, три купола знаменуют Святую Троицу. Пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, есть символ Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь куполов знаменуют семь Таинств Церкви и семь Вселенских Соборов, а девять куполов – девять чинов ангельских. Наконец, тринадцать глав символизируют Христа и двенадцать Его апостолов. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь , как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря искупительному подвигу Христа Спасителя. §3. Внутреннее устройство храма

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010