Поэтому в целом ряде новых монастырей основатели их предписывали соблюдение устава Бенедикта, обыкновенно указывая на тот или иной известный монастырь, как на образец для основываемого ими, или же отмечая отдельные, по их мнению, наиболее ценные черты такого идеального монастыря. Такими новобенедиктинскими монастырями были основанные богатым и знатным мирянином Берноном Жиньи и Бом (Baume les Messieurs); оба около Макаона. С тех пор как сам Бернон сделался аббатом Бома и Жиньи, владения нового аббатства, уже выделившегося строгостью своей жизни и привлекшего внимание религиозной знати, стали быстро увеличиваться. Между прочим, в 910 году основан был и новый маленький монастырь на подаренной Бернону герцогом Гильомом вилле Клюни. Ещё ранее «аббат Жиньи» был освобождён от подчинения местной церковной власти и поставлен под непосредственное покровительство Папы, что вполне согласовалось с уже обнаружившейся тенденцией эпохи. Но в пределах своего аббатства Бернону приходилось вести упорную борьбу с партией монахов, не желавших примириться с тем строгим направлением, какое хотел придать жизни своих монастырей Бернон. «К чему, – говорили они, – принуждают нас к соблюдению этого, а не другого устава. В одном монастыре живут так, в другом иначе, и не ворчат, и не спорят друг с другом, как предписывает святой Бенедикт Нурсийский. Этот обманщик [Бернон требует от нас соблюдения разных суеверий!». Борьба умеренного и строгого (аньянского) направлений привела даже к временному расколу аббатства. При приемнике Бернона, Одоне (924 г.), Жиньи, Бом и некоторые другие обособились под главенством своего аббата Бидона; Клюни, Деоль и Массэ остались верными законному аббату. Воспитавший себя на аскетической литературе, изучивший Григория Великого и Августина, Одон со всею энергиею своей натуры выступил, сделавшись аббатом, в защиту своих аскетических идеалов, неустанно стремясь к обновлению жизни своего аббатства, резкими, иногда грубыми проповедями стараясь воздействовать на мир. «О, если бы мог я всех женщин этой области, лежащих в плотских узах, вырвать из этих уз и приобресть для вечного блага!».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

получившему имя Меркёр по одному из родовых замков. Отца О. звали Беральд, мать - Герберга. У О. было не менее 8 братьев, к-рые скончались до 1025 г., и 2 сестры - Блисмода (Блисмунда) и Альдегарда (Хильдегарда) (Recueil. 1884. T. 3. N 2788; Iotsaldus. Vita Odilonis. Cap. B; подробнее см.: Lauranson-Rosaz. 1987. P. 71, 86-88; Framond M., de. Les Mercœur//Odilon. 2002. P. 83-116). Сведений о детстве и молодости О. сохранилось мало; впервые его имя упомянуто в грамоте 980 г.: братья О., Эббон, Беральд и Бертранд и их мать подарили ц. св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Бриуде земельные владения для погребения и поминовения их брата Иктерия (Итье) (Cartulaire de Brioude (Liber de honoribus sancto Juliano collatis)/Éd. H. Doniol. Clermond-Ferrand; P., 1963. P. 27). В 80-х гг. X в. О. стал клириком и был принят в капитул этой церкви. Вероятно, он был также членом соборного капитула в Ле-Пюи ( Hourlier. 1964. P. 32). Мн. родственники святого занимали церковные должности в Оверни. Так, его брат Беральд с 999 г. был деканом бриудского капитула и впосл. препозитом соборного капитула в Ле-Пюи ( Framond M., de. Les Mercœur//Odilon. 2002. P. 85-86); его племянник Стефан вступил в соборный капитул и впосл. занял епископскую кафедру в Ле-Пюи. Мать святого после смерти мужа удалилась в мон-рь Сен-Жан-ле-Гран в Отёне; сестра Блисмода стала аббатисой, возможно, того же мон-ря ( Hourlier. 1964. P. 29). В 1018 г. О. назначил своего родственника Иктерия аббатом мон-ря Савиньи ( Framond M., de. Les Mercœur//Odilon. 2002. P. 83). Согласно Родульфу Глаберу, св. Вильгельм из Вольпиано, аббат монастыря Сен-Бенинь, возвращаясь из Рима, посетил Овернь и познакомился с юным каноником О. Узнав о его стремлении к подвигам ради Христа, Вильгельм посоветовал ему вступить в мон-рь, и вскоре О. стал монахом в аббатстве Клюни ( Rodulfus Glaber. Vita domni Willelmi abbatis. 10). Мон. Йотсальд связывал решение О. отречься от мира с влиянием св. Майоля (аббат Клюни в 954-994), который прибыл в Овернь, вероятно, как паломник к чудотворной статуе Пресв.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в. [лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа ). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту ( Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d " après les diplômes et les chartes de l " abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Среди сочинений О.- 15 проповедей на важнейшие праздники (PL. 142. Col. 991-1036), гимн в честь Вознесения Пресв. Девы Марии (Ibid. Col. 1035-1037), молитва на поклонение Св. Кресту (Ibid. Col. 1037-1038) и Исповедание веры (Ibid. Col. 1035-1036). Ему приписываются также молитвы «против телесного вожделения» ( Morin. 1899). Из обширной переписки, которую вел клюнийский аббат, до наст. времени дошли лишь неск. разрозненных посланий. Известны адресованные О. письма папы Сильвестра II (PL. 139. Col. 283-284), Берна, аббата Райхенау (Cluny im 10. und 11. Jh./Hrsg. L. Wollasch. Gött., 1967. S. 48), и 2 письма Аббона, аббата Флёри (PL. 139. Col. 425-429, 438-439; ср.: Ibid. Col. 404). Сохранились письмо О. еп. Фульберту Шартрскому (Ibid. Col. 939-941) и 2 письма Фульберта клюнийскому аббату (PL. 141. Col. 217, 251-252). Письма О. адресованы также имп. Генриху II ( Sackur. 1899), венг. кор. Стефану (Иштвану) I ( Pfister Ch. De Fulberti Carnotensis episcopi vita et operibus. Nancy, 1885. P. 53-54), испан. кор. Гарсии Санчесу III и аббату Патерну (PL. 141. Col. 941-942), некой «благороднейшей матроне Р.» (Ibid. Col. 943-944) (перечень сочинений О. см.: Hourlier. 1964. P. 205-210). Почитание Формированию культа О. в клюнийских мон-рях способствовал его преемник Гуго I. Для этого были приняты такие же меры, к-рые принимал О. к распространению почитания св. Майоля: составление Жития и богослужебных текстов, поощрение паломничества к гробнице святого, попытки добиться от Папского престола утверждения его почитания. В 1055 г. папа Римский Виктор II (1055-1057) назвал среди предшественников аббата Гуго «блаженной памяти св. Майоля и св. Одилона» ( Jaff é . RPR. N 4336; PL. 143. Col. 805). Центром почитания обоих св. аббатов стал мон-рь Сувиньи, где они похоронены. По приглашению аббата Гуго I в мон-рь прибыл папский легат кард. Петр Дамиани, к-рый совершил открытие мощей О. и освятил алтарь в его честь (11 авг. 1063 - De Gallica profectione domni Petri Damiani//PL. 145. Col. 876; Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 295-297). Аббат попросил Петра Дамиани составить Житие О. и гимн святому (см.: Staub. 1997). В грамоте папы Григория VII (1075) упоминаются недавно построенные в Клюни капеллы Пресв. Девы Марии, святых Майоля и О. ( Jaff é . RPR. N 4974; PL. 148. Col. 662). С XII в. О. почитался среди 4 св. аббатов (вместе с Одоном, Майолем и Гуго), к-рых клюнийцы рассматривали как «начальников и наставников их чина» ( Bernard. Clar. Apol. IX 23).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Кат-ЯВ 175. С. 84. Кат-ЕС 2. С. 14, п/п 81. [Кат-ГУБ. С. 981.] МИХАИЛ (Соколовский) Архиепископ Великоустюжский Родился 16/IX-1875 года. В 1897 г. окончил Виленскую духовную семинарию. Женат. С 1899 г. был священником. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 24/V-1933 г. хиротонисан во еп. Брянского. С октября 1933 г. уволен за штат. С 16/III-1936 г. – назначен еп. Никольским с возведением в сан архиепископа C 22/IV-1936 г. – архисп. Великоустюжский. С 26/VII-1942 года уволен на покой. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 121. Кат-АМ 215. Кат-ЯВ 176. С. 85. [Кат-ГУБ. С. 981.] МИХАИЛ (Трубин [Михаил Иосифович]) Митрополит Свердловский Родился 17/XI-1893 года. Окончил учительскую семинарию и Пермскую богословскую апологетическую миссионерскую проповедническую школу. Женат. С 1916 г. священствовал. Был настоятелем собора на заводе «Сыльва» Пермской епархии. Состоял помощником уездного миссионера и помощником благочинного. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1922 г. состоял уполномоченным от ВЦУ по Пермской и Сарапульской епархиям. 11/VII-1923 г. хиротонисан во еп. Пермского, будучи в браке. Был участником II обновленческого т. н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона (см. « Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). В 1924 г. возведён в сан архиепископа. В 1925 г. – архиеп. Тюменский, правящий Златоустовской епархией. 10/Х-1925 г. – архиеп. Архангельский. В 1926 г. – правящий Забайкальской епархией. С 1927 г. – архиеп. Читинский. В 1928 г. возведён в сан митрополита. С 1929 г. – митр. Дальне-Восточной митрополии. В ноябре 1929 г. принёс покаяние, уволен с Дальне-Восточной митрополии и назначен настоятелем Ферганского собора. С 1931 г. – настоятель собора в Орехово-Зуеве. 2/VII-1931 г. вновь уклонился в обновленчество и в октябре 1931 г. назначен митр. Пензенским. С декабря 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

– митр. Казахстанский. С декабря 1934 г. – митр. Бакинский. С 5/VIII-1936 г. – митр. Свердловский. С 18/VI-1937 г. уволен за штат. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. Уволен из Орехово-Зуева за склоку и за то же уволен из Пензы. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. С. 4; 1926. 12–13. С. 11, 7; 1931. 5–6. С. 14. ФАОС дело 131. Кат-АМ 216. Кат-ЯВ 177. С. 85–86. Кат-ЕС 2. С. 13, п/п 71 и 1. С. 6, п/п 32. [Кат-ГУБ. С. 981.] Родился 17/XI-1894 г. Окончил учительскую семинарию и пастырско-миссионерскую школу в г. Перми. До 1917 г. – священник Пермского монастыря. В 1917 г. был в Красной Армии. Вступил в ВКП (б). С 1921 по 1924 гг. служил священником в г. Перми. С 1924 г. служил в Тюмени. С 1926 г. – епископ. С 1927 г. – митр. Хабаровский. С 1929 г. – в Фергане. В 1931 г. был арестован в г. Орехово-Зуево. Арестован 25/IX-1937 г. Постановлением Тройки при НКВД по Свердловской области приговорён 25/IX-1937 г. к высшей мере наказания. Расстрелян 27/IX-1937 г. [Лавринов. С. 154.] МИХАИЛ (Фивейский [Михаил Александрович]) Архиепископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Родился в 1859 году. Окончил Казанскую духовную академию. Был настоятелем Иркутского Кафедрального собора. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. Будучи вдовым, 16/VII-1923 г. хиротонисан во епископа, занимал кафедры: Павлодарскую, Семипалатинскую, Курганскую и Нижне-Тагильскую. С 15/IX-1926 года – архиеп. Старорусский, вик. Новгородской епархии. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7, 10, 12, 22. ФАОС дело 52. Кат-АМ Кат-ЯВ 178. С. 86. Кат-ЕС 2. С. 14, п/п 82. [Кат-ГУБ. С. 981.] Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен во священника. С 1922 г. в обновленческом расколе. [Лавринов. С. 155.] МОДЕСТ (Никитин [Тихон Николаевич]) Архиепископ Вяземский и Смоленский Родился 12/VIII-1861 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Как и его отец, Владимир много воевал, но, в отличие от Святослава, по преимуществу не вдали от своего государства, а по его окраинам. Племена радимичей и особенно вятичей, в свое время покоренные князем Олегом, как только у них появлялась возможность, прекращали платить дань в Киев, и Владимиру пришлось воевать с ними, чтобы привести их к покорности: походы против вятичей он совершил дважды: в 981-м и затем еще в 982-м г.; в 984-м г. он воевал с радимичами. В 981-м г. «иде Володимир к ляхомъ и зая грады их: Перемышль, Червен и ины городы» . Завоеванная Русью земля была отнята у Польши, но на ней проживали по преимуществу не поляки, а восточные славяне из племени белых хорватов. В 983-м г. Владимир покорил балтское племя ятвягов, которое обитало в тесном соседстве со славянским племенем дреговичей на территории современной Белоруссии. В 985-м г. Русь в союзе с торками воевала против волжских, или серебряных булгар. Русские воины двигались на судах вверх по Днепру, затем после перехода волоком вниз по Волге, а торки на конях по суше. Рядом с Владимиром находился его дядя по матери Добрыня. Болгары были побеждены, и с ними Русь заключила выгодный мир, но Добрыня дал тогда своему племяннику своеобразный и, наверно, разумный совет: он заметил, что взятые в плен болгарские воины обуты в сапоги, и посоветовал впредь не воевать с ними, сказав: «Поидеве искать лапотника» . И все-таки в том же 985-м г. Владимир возглавил победоносный поход против хазар, которые, несмотря на то, что Святослав нанес едва ли не смертельную рану по их каганату, в лапти не переобулись. Став великой державой, Русь заняла в Восточной Европе доминирующее положение, которое ранее принадлежало расположенному к югу от нее Хазарскому каганату. Символом своеобразного преемства стало усвоение Великому князю Руси святому Владимиру в Слове Митрополита Илариона «О законе и благодати» высшего у кочевых народов Востока титула кагана, в дипломатическом протоколе той эпохи равного императорскому. Начало правления князя Владимира было омрачено преследованием христиан

http://pravoslavie.ru/156928.html

169 . Если церковь приобретает имение чрез дар при жизни жертвователя то причт с церковным старостою чрез уполномоченного одного кого либо из своих членов или какого-либо другого лица, имеющего право ходить в судах по делам должны собрать все те бумаги, которые указаны выше в § 168 и при прошении своем представить преосвященному. Если же недвижимое имение пожертвовано в пользу церкви или школы по духовному завещанию лица уже умершего, то если такое завещание получит причт не чрез дух. консисторию а от родных умершего завещателя или его душеприкащиков, то следует донести дух. консистории и ожидать распоряжений от оной. Примечание. Так-как священникам нашим часто приходится подписывать духовные завещания в качестве духовного отца или только свидетеля, то в видах предохранения интересов церкви и причта не лишним считаем указать на то, что по ст. 1054 п. 1 т. X ч. I св. зак. изд. 1887 г. свидетелями при завещании не могут быть лица в пользу коих составлено завещание. На закон этот должны обращать особенное внимание как священно-церковно-служители, так и церковные старосты при подписании тех духовных завещаний, коими завещатель отказывает свой капитал, движимое или недвижимое имущество в пользу той церкви или причта, при которой они служат. В сем случае следует всегда приглашать четырех и не менее трех посторонних лиц для подписи завещания. 155 170 . Принятие завещаемых или даримых в пользу духовных заведений капиталов и вещей на всякую сумму разрешается Министром Внутренних Дел (т.Х ч. 1 ст. 981, изд. 1887г.). Давать разрешение на принятие таких пожертвований, не превышающих десяти тыс. р. разрешено генерал-губернаторам Иркутскому и Приамурскому; о превышающих же десять тыс. руб. генерал-губернаторы в то же время обязаны сообщать Министру Внутренних Дел (там же прим. к ст. 981). 171 . На принятие пожертвований делаемых в царстве польском в пользу духовных учреждений и церквей должно быть испрошено разрешение духовного начальства, для сего выписи из дарственных записей должны быть сообщены нотариусами Варшавской духовной консистории или Холмской епархиальной консистории, если пожертвование предназначено в пользу церквей греко-униатского исповедания. По получении от нотариусов выписей начальственные лица или разрешают принять пожертвованное в пределах предоставленной им в сем отношении власти, или же входят с представлением в то министерство, в ведомстве коего состоят (II. С. З. 20 Декабря 1870 г. 49042).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, к 15 веку священнодействие елеосвящения над умершими, удерживая схему чина св. елея для больных, получает существенно иное содержание. Свое внутреннее содержание чин елеосвящения над умершими стал почерпать из других, соответствовавших его характеру, последований, в данном случае из обрядов погребения. То же немногое, что бралось из чина св. елея над больными, подвергалось теперь существенному изменению со стороны содержания и получало в силу этого новый вид. Таким образом, чин елеосвящения над умершими стал совершаться в зависимости от разных последований: от одних из них, как последование св. елея над больными, он принял схему; от других, как чины погребения, он заимствовал свое содержание. С таким характером мы и застаем чины елеосвящения над умершими в 15–16 веках по рукописям Синайской библиотеки 981 и 995, Святогробской Константинопольской библиотеки библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305, Афоно-Есфигменской библиотеки 642 , Московской Синодальной библиотеки 374 643 , в венецианском издании требника 1537 года. Во всех этих рукописях в отношении схемы чин елеосвящения над умершими имеет тот же вид, какой свойственен и елеосвящению над больными. В нем те же четыре части: утреня, освящение елея, семикратное чтение апостола и евангелия и заключение. Исключение в этом отношении составляет лишь рукопись Синайской библиотеки 981 644 , в которой после обычного начала следовали великая ектения и затем сразу же чтения из апостола и евангелия; утреня и освящение елея в этой рукописи ни имели места. Однако, каждая часть имела и свои индивидуальные особенности сравнительно с соответствующими частями чина елеосвящения над больными. Особенно в этом отношении должны , быть отмечены вторая и третья часть. При совершении елеосвящения над живыми на освящении елея, как известно, приходил больной, причем перед приходом его пелись особые тропари. Теперь пение всяких тропарей оставлено, как скоро не стало появления субъекта таинства в этой части, почему она и осталась теперь при одной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Мавра было принято в мон-ре Бом и затем через аббата Бернона «перешло» в Клюни ( Rodulf. Glab. Hist. III 17-18). По мнению цистерцианского хрониста Альберика из Труа-Фонтена (XIII в.), до основания Клюни в Галлии якобы соблюдался устав св. Колумбана. Только усилиями св. Одона в Клюни и во Флёри был принят бенедиктинский устав, получивший затем повсеместное распространение (MGH. SS. T. 23. P. 760). Многие исследователи пытались проследить преемственную связь каролингского монашества с клюнийцами, благодаря которой аббатство Клюни якобы отличалось от других крупных мон-рей, ориентированных на реформу (Флёри, Сен-Бенинь в Дижоне), и от реформированных мон-рей Лотарингии (Горце, Сен-Ван в Вердене). Согласно Иоанну Салернскому, в мон-ре Бом, основанном аббатом Берноном, строго соблюдался бенедиктинский устав, т. к. монашескую жизнь в этой обители наладили последователи наставника Евтихия (Евтиха, Евтихика), жившего при имп. Людовике Благочестивом. Т. о., клюнийские «обычаи» восходили к учению Евтихия (Fuerunt autem institutores eiusdem loci imitatores cuiusdam patris Eutici... Ipse enim pater Euticus institutor fuit harum consuetudinum, quae hactenus in nostris monasteriis habentur - Vita Odonis. I 22-23//PL. 133. Col. 53-54). Имя Евтихия обычно считают искаженной формой имени Витица, к-рое до вступления в мон-рь носил св. Бенедикт Анианский . Высказывалось мнение, что клюнийские «обычаи» восходили к идеям св. Бенедикта Анианского: дочерней обителью аббатства Аниан был мон-рь Сен-Савен-сюр-Гартамп, его монахи при имп. Карле Лысом реформировали аббатство Сен-Мартен в Отёне. Насельники этого мон-ря принесли свои традиции в мон-рь Бом при аббате Берноне (впосл. 1-й настоятель Клюни). Т. о., мон-рь Клюни с самого начала рассматривался как обитель, в к-рой следовало возродить традиции каролингского монашества ( Valois J., de. Sur quelques points d " histoire relatifs à la fondation de Cluny//Millénaire de Cluny. 1910. Vol. 1. P. 201-204). Однако в клюнийских источниках, за исключением Жития св. Одона, нет указаний на преемство идет от Бенедикта Анианского к аббатам Клюни. В Клюни не использовался сводный монашеский устав (Concordia regularum), составленный Бенедиктом Анианским. Игнорируя монастырскую реформу Каролингов, клюнийцы утверждали, что до основания Клюни монашеская жизнь находилась в глубоком упадке. Преувеличенное мнение о деградации монашества разделяли деятели лотарингской реформы. Так, в Житии св. Иоанна из Горце утверждается, что до начала реформы бенедиктинский устав не соблюдался ни в одном мон-ре к северу от Альп (MGH. SS. T. 4. P. 342). Совр. исследователи отвергают гипотезу о преемственности между св. Бенедиктом Анианским и насельниками Клюни, хотя проявившаяся в К. к. тенденция к унификации практики различных монастырей несомненно явилась продолжением каролингских реформ ( Bredero. 1983).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010