Духовенство выражало недовольство междоусобными конфликтами светских сеньоров; протесты против насилия и бесчинств знати получили отражение в «Книге о чудесах св. Веры», составленной в нач. XI в. Бернардом из Анже. Ок. 1013 г. еп. Стефан III был убит неким Теотардом, отлученным от Церкви за присвоение владений мон-ря Клюни. При поддержке церковных иерархов возникло движение за «Божий мир» , призванное положить конец междоусобным конфликтам и насилию. Среди инициаторов движения был еп. Стефан II (942/3-982/4); в 951 г. папа Римский Агапит II поручил ему наказать виновных в ограблении владений мон-ря Сосийанж. Папа Бенедикт VIII рекомендовал франц. прелатам, среди к-рых назван еп. К. Стефан IV, отлучить от Церкви сеньоров, отнимавших земли у мон-ря Клюни (1016). Преемник Стефана II еп. Бегон (ок. 990-1010) в сопровождении вооруженных вассалов принял участие в собрании знати, созванном в Ле-Пюи еп. Ги Анжуйским. Прелаты заставили участников собрания дать клятву сохранять мир, воздерживаться от грабежей, не причинять вред духовенству, а также крестьянам и торговцам. Нередко епископ призывал сеньоров к порядку, опираясь на вооруженную силу. Так, в 1105 г. аббат мон-ря Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе посетил принадлежавший этой обители мон-рь Мориак, однако по наущению монахов был захвачен в плен сеньором замка Мирмон. Находившийся поблизости еп. Пьер Ру (1105-1111) заставил сеньора освободить аббата. Проведение григорианской реформы в Оверни было поддержано духовенством, стремившимся к независимости от светских сеньоров. Реформа осуществлялась при поддержке монахов, гл. обр. принадлежавших к Клюнийской конгрегации . От светских сеньоров требовали уступить Церкви контроль над содержанием храмов и назначением должностных лиц, вернуть захваченное церковное имущество, передать церковным иерархам право собирать десятину. В 1022 г. гр. Роберт I вернул соборному капитулу церковь в Эда; ок. 1077 г. Бертран из Турноэля передал каноникам церковь в Себаза. Мн. сеньоры уступали права на приходские церкви крупным мон-рям.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

К середине 11-го века распоряжение папским престолом перешло от владетелей Италии в руки германского императора Генриха III (1039–56) из финской династии, восстановившего императорскую власть в Италии. В то время, вследствие беззаконных действий пап (один из них продал папство за большие деньги одному римскому богачу), возникло движение, требовавшее реформы духовенства. Оно нашло себе ревностных поборников и распространителей в монахах французского монастыря Клюни (в Бургундии). Клюнийцы проповедовали отречение от светских интересов и светского образа жизни духовенства. Это относилось прежде всего к папам. Генрих III сочувствовал клюнийскому движению, поскольку оно направлялось против симонии и беспорядка в церкви. Три раза Генрих назначал пап. Клюнийское движение стремилось также освободить церковь от влияния светской власти. Горячим поборником этой мысли был монах Гильдебрандт, сделавшийся кардиналом при папе Льве IX (1049–54) и заправлявший потом всеми делами папства в течение 20 лет. Сначала Гильдебрандт с помощью искусной политики устранил влияние императорской власти на папство. Сын тосканского крестьянина, сначала капеллан (домовой священник папы), он пробыл некоторое время в Клюни. Вернувшись в Рим и стоя за реформы, он и занял потом выдающееся положение, умело отстаивая независимость папской власти. При переменах на папском престоле после Льва IX он действовал так умело, что избрание пап совершалось без сношения с императорским двором, как бы случайно, а не намеренно. Правда, императором вскоре стал малолетний Генрих IV (1056–1106). По внушению Гильдебрандта, проведенный им папа Николай II решился уже открыто устранить императорское влияние на избрание пап. В 1059 г. на Латеранском соборе он постановил, что избрание пап принадлежит коллегии кардиналов, т.е. епископов римской области, священникам главных римских церквей и нескольким диаконам, состоящим при папе и его кафедральной церкви. Остальной клир и народ должны были только изъявлять свое согласие. Что касается императора, то он мог утверждать избрание, насколько это право давалось ему апостольским престолом. Римская знать была недовольна отведенным ей второстепенным положением. Она просила Генриха IV воспользоваться правом назначения пап, как это делал его отец. Но Гильдебрандт посадил на престол своего кандидата, Александра II (1061–73). После его смерти Гильдебрандт решил сам занять престол, был избран кардиналами и вступил на него с именем Григория VII (1073–85). Императору было послано только простое извещение об избрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ученик Бернона Клюнийского Одо (или Одон) (около 878–942), отдавший себя проповеди монастырской реформы в разных странах, неоднократно бывал в Риме и принимал деятельное участие в заботах Альберика и папы Льва VII по восстановлению монастырской дисциплины. Папа передал Одону в 936 г. римское аббатство св. Павла, сооружения которого были в руинах, а монахи – в бегах. Одон прислал сюда монахов из уже реформированного монастыря Монтекассино. В 939 г. Альберик отдает Одону монастырь св. Илии в римской Тусции, a затем – и свой дворец у церкви свв. Алексия и Бонифация на Авентине, где Одон учредил монастырь св. Марии (позднее здесь устраивается мальтийский приорат). Клюнийская система распространяется на монастыри св. Лоренцо и св. Агнессы. Одон назначается архимандритом всех монастырей римской области и даже начинает оказывать Альберику политические услуги как посредник в некоторых переговорах. При преемниках Бернона Клюни создало первую конгрегацию – объединение большого числа монастырей, державшихся клюнийского устава, под руководством настоятеля старшей обители и собора всех аббатов. Вся клюнийская конгрегация рассматривалась как единый централизованный монастырь. Β вв. не только почти все монастыри Франции и Бургундии, но и ряд монастырей в Италии, Испании, Англии и Палестине находились под руководством Клюнийского аббатства – при аббате Гуго (1049–1109) таких монастырей было уже около 2000. По образцу этой конгрегации Италии, Испании и Германии стали скоро возникать и другие. Среди этих центров реформирования монашества выделялись аббатства Бронь в северной Лотарингии близ Намюра (около 919 г.) и Горце на юге, близ Меца (около 933 г.). Горце стало ядром конфедерации, объединившей монастыри Баварии, Швабии и Гессена. Эта конфедерация не была столь централизованной, как клюнийская, у нее не было верховного феодального сюзерена, подобного аббату Клюни, поэтому историки согласны в том, что феномен Горце вполне самобытен и не имеет прямых связей с клюнийской конгрегацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B., 1975. Bd. 9. S. 281). Притом что в бенедиктинском уставе забота о бедных (cura pauperum) и попечение о спасении душ усопших христиан (cura mortuorum) рассматривались как особые задачи монашества, «инструменты добрых дел» (instrumenta bonorum operum - Reg. Ben. IV 14; LIII 15), клюнийцы сумели максимально совместить эти сферы деятельности, превратив обители в места призрения бедных. Насколько поминовение усопших рассматривалось сторонниками К. р. как специфическая задача реформированного монашества, свидетельствует тот факт, что в 998 г. св. Одилон установил 2 нояб. день поминовения всех усопших христиан (commemoramio omnium fidelium defunctorum). И если вся прежняя практика поминовения (memoria) основывалась на персональной связи поминаемого и поминающих, на их включенности в единое сообщество, то К. р., нацеленная на спасение душ «всех христиан», вышла за эти рамки: ежегодное поминовение всех усопших получило широкое распространение за пределами клюнийских монастырей, а после Тридентского Собора (1545-1563) было принято в качестве общецерковного праздника. В XI в. появились и другие формы коллективного поминовения: в 1-й понедельник после праздника Св. Троицы поминали всех похороненных на кладбищах Клюни и дочерних монастырей, перед Великим постом - всех, чьи имена были внесены в поминальные книги Клюнийской конгрегации. Поминовение сопровождалось единовременной помощью сотням или даже тысячам нуждающихся, в эти дни кормить надлежало всех «пришедших бедных» (supervenientes pauperes). Масштаб затрат на угощение бедных «хлебом, вином и мясом» в кон. XI в. можно представить по записи Ульриха Регенсбургского: однажды в Клюни перед Великим постом на угощение 17 тыс. чел. ушло 250 окороков ( Udalric. Consuem. Cluniac. III 11; см.: Wollasch J. Konvenmssmärke und Armensorge in mittelalterlichen Klostern: Zeugnisse und Fragen//Saeculum. Münch. etc., 1988. Bd. 39. H. 2. S. 196-197). Объем повседневного поминовения усопших и связанных с ним социальных обязательств стал одной из причин упадка клюнийского монашества, заметного уже к сер.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Высказывалось предположение о том, что П. изначально вошли в обиход во франкских землях в связи с обрядом помазания рук нового епископа св. миром во время ординации, чтобы сохранить руки неоскверненными и чтобы епископ далее мог касаться необходимой литургической утвари. Однако по источникам проследить такую зависимость невозможно. Более вероятной является гипотеза, согласно к-рой П. подчеркивали высокий статус епископа, в т. ч. в иерархии феодального общества. Епископ надевал П. при облачении для совершения торжественной мессы и носил их до оффертория, перед к-рым их необходимо было снять для умовения рук, а затем снова надевал для заключительного благословения в конце службы. До тридентской реформы П. можно было носить и при совершении служб оффиция , и во время литургических процессий. Авторы литургических толкований XII в. настаивали на апостольском происхождении этой детали облачения, считая ее символом чистоты дел в связи с евангельской темой тайного и явного (Мф 5. 16; 6. 1-4) ( Honor. August. Gemma animae. I 215//PL. 172. Col. 609; Sicard. Mitralis. II 5//CCCM. 228. P. 107; Innocent. III, papa. De sacr. altar. myster. I 57//PL. 217. Col. 795). Вильгельм Дуранд видел прообраз ношения П. в Быт 27. 16 ( Durand. Rationale. III 12. 3-4). В средние века П. были льняные или шелковые, имели манжеты и украшались кистями, бахромой, жемчугом, драгоценными камнями, колокольчиками, вышивкой (растительный орнамент, роза, крест, надпись: «IHS») и аппликациями (в виде медальонов с изображениями десницы Божией, агнца, святых). Во 2-й пол. XI в. появляется практика дарования права ношения П. за богослужением аббатам крупных мон-рей (обычно вместе с правом ношения далматики и сандалий или митры ). Так, в 1070 г. папа Александр II даровал такую привилегию аббату Сан-Пьетро-ин-Чьель-д " Оро в Павии ( Jaff é . RPR. 4679; достоверность более ранних привилегий, данных папами Иоанном XV и Львом IX, сомнительна), а в 1088 г. папа Урбан II наделил правом ношения П. св. Гуго, аббата Клюни ( Jaff é . RPR. 5372; впосл. право ношения П. получали даже приоры Клюни). Пятый канон Синода в Пуатье 1100 г. запретил аббатам использовать П. без разрешения папы ( Sdralek M. Wolfenbüttler Fragmente. Münster, 1891. P. 137), но с XIII в. вручение П. вошло в состав чина поставления аббата (Pontif. Rom. (XIII c.). XVI 1, 10, 15).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

В 1063 г., после открытия и перенесения мощей О., кард. Петр Дамиани по просьбе клюнийского аббата Гуго I (1049-1109) составил 2-е Житие О. (BHL, N 6282; изд.: PL. 144. Col. 925-944). Он значительно сократил сочинение мон. Йотсальда, упростил лит. стиль и изложил события жизни святого в хронологическом порядке. Житие, составленное кард. Петром Дамиани, получило распространение в клюнийских мон-рях (известны не менее 11 рукописей). Как правило, из этого Жития заимствовали богослужебные чтения в день памяти О. (напр.: BHL, N 6282b). Из аббатства св. Максимина в Трире происходит «смешанная» редакция Жития О., к-рая состоит из фрагментов сочинений мон. Йотсальда и кард. Петра Дамиани (BHL, N 6283) (см.: Iogna-Prat. 2002. P. 48-51). Кончина О. и последовавшие за ней чудеса описаны в послании монахов приората Сувиньи к Альберту, аббату монастыря Сен-Дени (BHL, N 6280; изд.: Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 283-290). К пространному Житию св. Майоля в рукописях приложено стихотворение «Избрание господина Одилона» (Electio domni Odilonis - BHL, N 6283d; изд.: Iogna-Prat. 1988. P. 303-304). Об О. упоминается в сочинениях его современников, прежде всего бенедиктинских хронистов Родульфа (Радульфа) Глабера и Адемара Шабанского. Ко времени настоятельства О. относятся многочисленные грамоты из архива Клюни (Recueil. 1884. Т. 3; 1888. Т. 4) и документы о жизни монашеской общины, напр. список книг, к-рые читали насельники аббатства (см.: Wilmart A. Le convent et la bibliothèque de Cluny vers le milieu du XIe siècle//Revue Mabillon. P., 1921. T. 11. P. 89-124). Сведения о Клюни содержатся в «Liber tramitis» (Путеводной книге) - описании клюнийских монастырских «обычаев» (consuetudines), предназначенном для аббатства Фарфа (изд.: Consuetudines. 1900; Liber tramitis. 1980). В этом сочинении, составленном в основном между 1024 и 1048 гг., гл. обр. говорится об особенностях богослужения, но приведено также детальное описание монастырского уклада. Жизнь О. принадлежал к знатному овернскому роду, впосл.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Слабость судебной и адм. власти привела к произволу местной аристократии, представители к-рой собирали вооруженные отряды и нередко участвовали в разбоях, грабежах и убийствах. При И. аббатство Сен-Виктор, владевшее крупными земельными угодьями, не только защищало от посягательств светских феодалов собственные владения и имущество зависимых крестьян, но и вмешивалось в конфликты вне монастырской юрисдикции. К 1040 г. мон-рь имел 15 приоратов (подчиненных обителей) в Провансе и Испании. Духовное обновление и повышение авторитета мон-ря сопровождалось ростом его материального благосостояния. Аббатство получило в дар новые земельные владения в Лангедоке, Пиренеях, Каталонии и в Италии (в Генуе, в Пизе, на о-ве Сардиния). И. деятельно участвовал в движении «Божий мир», укрепляя связи с мон-рем Клюни. Со св. Одилоном , аббатом Клюни, И. связывала личная дружба. Политика И., направленная на укрепление авторитета Церкви, находит параллель в деятельности настоятелей др. провансальских и каталонских монастырей, напр. Дуранда, аббата Муасака, и Оливы , аббата Риполя и Сен-Мишель-де-Кюкса (каталон. Сан-Микель-де-Куша). И. заботился о благоустройстве аббатства Сен-Виктор. По его инициативе над обширной древней криптой с гробницами святых была сооружена новая церковь, к-рую в 1040 г. освятил Римский папа Бенедикт IX . Часть этой постройки, т. н. башня св. И., сохранилась в составе более позднего храма. Незадолго до смерти И. в Марсель прибыли монахи мон-ря Лерен, разоренного сарацинскими пиратами (1046), с просьбой снарядить посольство в Испанию для выкупа пленных. В 1047 г. И. лично возглавил посольство, однако из-за тяжелой болезни был вынужден остановиться в приорате Сан-Микель-дель-Фай близ Барселоны и поручить миссию гр. Барселоны и Жероны Раймунду Беренгарию I Старому (1035-1076), к-рый вынудил мусульм. правителей Дении (Деньи) и Тортосы освободить пленных. И. сопроводил монахов в Марсель и там вскоре скончался. Согласно Житию, тексту эпитафии и обитуарию кафедрального собора Марселя, это произошло 24 сент.

http://pravenc.ru/text/293826.html

Венчал нас сам о. протоиерей И. В. Васильев. Стечение публики на свадьбу было так велико, что каретами русской знати была запружена даже часть ближайшей к русской церкви улицы – Faubourg St. Honore. А громкая известность русского митрофорного протоиерея в Париже сделала то, что французские газеты не преминули описать бракосочетание одной из дочерей русского «епископа» (eveque) с профессором Московской академии Mr Katansky, причем даже перечислили многочисленные свадебные подарки, полученные новобрачной от русских знатных лиц. После свадьбы, двумя знатнейшими из них, светл. кн. Чернышевой и фельдмаршалом кн. Барятинским, были даны новобрачным свадебные обеды. В особенности остался памятным обед у кн. Барятинского. Этот покоритель Кавказа, в то время прикованный сильнейшей подагрой к креслу, показывал нам, между прочим, великолепную, усыпанную крупными бриллиантами саблю, Высочайший подарок за покорение Кавказа. До свадьбы о. И. В. Васильев знакомил меня с Парижем и его достопримечательностями. Были мы в парижском кафедральном соборе Notre Dame, в ризнице которого находится несколько предметов из нашей русской церковной утвари, взятых французскими войсками во время крымской войны. Здесь поразил меня француз служитель, показывавший нам эту ризницу. Он ораторствовал с таким необыкновенным красноречием и жаром, точно ему пришлось говорить нам первым. Мой спутник и руководитель объяснил мне, что означенный служитель не составляет исключения из общего правила, что все французы – большие ораторы, что какой-нибудь уличный продавец, например, карандашей, говорит большие патетические речи собравшейся вокруг него публике, рекомендуя свой товар. Посетили мы Пантеон, с необыкновенно широким видом на весь Париж, – с решетки вокруг его купола, и с замечательной статуей Вольтера, в его подземелье, церковь св. Женевьевы, церковь Инвалидов (с гробницей Наполеона I), Клюни и многое другое. В Клюни, в этом музее французских древностей, меня поразили в особенности французские иконы XII века, чисто византийского стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Давида (Первая Библия Карла Лысого - Paris. lat. 1. Fol. 215v, 845-846 гг.) и евангелистов (Евангелие Оттона III - Monac. Clm. 4453. Fol. 25v, 94v, 139v, 206v, до 1000 г.- М. ромбовидная), императора в сцене его коронования (Евангелие Лиутара. Ахен. Сокровищница собора. Cod. 25. Fol. 16r, ок. 1000). Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г. Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г. В романский период М. миндалевидной (иногда со звездами) или овальной формы сопровождает в монументальной скульптуре и живописи изображения Христа в сценах: «Маэста» (рельеф деамбулатория в базилике Сен-Сернен, Тулуза, 1096; рельеф тимпана портала ц. Сен-Трофим, Арль, 1180-1190; рельеф тимпана центрального портала ц. Сен-Жиль-дю-Гар, ок. 1160), «Вознесение» (тимпан сев. портала собора Сент-Этьен в Каоре, 1135; витраж в соборе Сен-Пьер, Пуатье, сер. XII в.), «Пятидесятница», или «Отослание апостолов на проповедь» (тимпан центрального портала нартекса базилики Сент-Мадлен в Везле, 1120-1140), «Страшный Суд» (фреска в базилике Сант-Анджело-ин-Формис, ок. 1080; рельеф тимпана зап. портала собора Сен-Лазар, Отён, 1135-1140), «Преображение» (рельеф в юж. тимпане собора Нотр-Дам Ла-Шарите-сюр-Луар, 30-е гг. XII в.). Помимо Христа в М. может быть заключено изображение Божией Матери (фреска в апсиде ц. Санта-Мария в Тауль, 1123, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) и нек-рых аллегорических фигур (капители деамбулатория базилики св. Петра в Клюни с изображениями свободных наук и добродетелей, до 1115; Музей базилики, Клюни). Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г. Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г. В готический период кроме изображений Христа М. сопровождает сцены «Коронование Богоматери» (мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре, Рим, 1296; мастер Якопо Торити), а позже - «Вознесение Богоматери» (1340, Уголино Лоренцетти, Национальная Пинакотека, Сиена); с XV в.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Клюнийская обитель заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Бенедиктинский монастырь в Клюни был основан в Бургундии герцогом Аквитанским Гильомом I Благочестивым (893–918) в 910 г., а возглавил в качестве его первого настоятеля граф – один из родственников герцога. Аббат установил строгую дисциплину и вместе с братией поставил перед собой цель добиться независимости Церкви от светской власти. Вскоре вокруг Клюнийского монастыря объединились другие обители, и затем возникла настоящая конгрегация монастырей во главе с Клюнийским аббатом, который считал себя сюзереном по отношению к объединившимся монастырям. Сама конгрегация преподнесла свою независимость как дар Римскому папе 830 . Клюнийская реформа в первую очередь была направлена на то, чтобы не только возродить идеалы монашеской жизни – аскетизм и благочестие, но привести к правильной христианской жизни всех верующих в мире. Христианская свобода, к которой стремились Клюнийские братья, понималась не только как свобода от мира, но и свобода для служения Богу в мире. И если монашество является высшей формой служения, то необходимо привести под его дисциплину всех христиан в целом или в крайнем случае добиться от них повиновения пастырям. Надо отдать должное, в этой борьбе за людские души сами монахи были чрезвычайно последовательны. Настолько, что даже некоторые папы, не говоря уже о государях, высказывали сомнения в истинности этого пути. Ведь эта борьба за нравы привела к тому, что Западная Церковь все больше и больше напоминала государство с его жесткими, административными способами поддержания внешнего порядка. Но все же формула Григория Гильдебранда, которую он вывел: «Бегство от мира для службы Церкви, господствующей над миром», была чрезвычайно популярной. А общий религиозный подъем, вызванный Крестовыми походами, еще более расширил круг поклонников этой идеи. Сотни и тысячи молодых аристократов из самых знатных семей поспешили предать себя на служение Богу, пополняя ряды аскетов 831 . Надо сказать, что помимо Клюнийской обители на Западе существовал еще один центр реформации, в Лорене. Лорентийцы также горячо выступали против симонии, требовали ввести целибат священства и укрепить церковную дисциплину. Однако они связывали свои надежды с институтом епископата, в то время как клюнийцы являлись записными «папистами». Объяснение заключается в том, что вследствие своего ригоризма братья из Клюни постоянно вступали в конфликт с местными аристократами, находя в то же время покровительство в Риме. Очевидно, укрепление авторитета Апостольской кафедры являлось для клюнийцев жизненно необходимым 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010