Клюнийское аббатство. Главным очагом духовной жизни было в X веке аббатство Клюни. Именно так Церкви удалось оградить себя от мирских влияний. Основано оно в 910 г. Вильгельмом, герцогом Аквитанским и графом Форесским. В X веке, который называют «железным», оно было чудотворным источником целомудрия и духовной высоты. Подчинялось оно непосредственно Святейшему Престолу, и потому мирская власть даже через епископов не могла коснуться его. Оно быстро расцвело, и влияние его распространилось в Италии, Франции и Германии. Против пороков своего времени оно было защищено строжайшими правилами. Аббата выбирал капитул, состоящий из монахов, и никто не влиял на них извне. Жили монахи вместе, под строгим надзором. Эта счастливая независимость аббатства приносила плоды, два века подряд аббатами его были исключительные люди – св. Одон, св. Одилон, св. Майель, св. Гугон. До той поры монастыри не были связаны друг с другом. Клюни же расплодилось, основало дочерние обители, и все они вместе, под началом аббата, составили первую в мире конгрегацию. В аббатстве занимались и науками, и сельскими работами, и особенно, молитвой. Конгрегация эта влияла на Церковь не столько своими писаниями, сколько примером. Однако, власть ее была неизбежно ограничена, аббаты распоряжались только своими монахами. В целом жена жизнь Церкви влияли мирские власти. А теперь в XI веке это был уже не Карл Великий, но несравненно менее высокие духом короли. Обновить дух католичества могла одна лишь власть – папа. Первые попытки реформы. Лев IX (1049−1054 гг.) У пап-реформистов не было заранее составленной программы, они действовали под влиянием обстоятельств. Первым из них был папа Лев IX. Он родился в Эгисгейме (Эльзас) в 1002 г. и был двоюродным братом императора Конрада II. Избранием своим он был обязан императору, но заявил, что не считает себя папой, пока клир и народ Рима не одобрят этого избрания. После 1049 года он успешно созвал три Собора. В апреле 1049 года состоялся Собор в Риме, на котором он хотел сместить священников, рукоположенных незаконно назначенными епископами. Но это вызвало бы огромные беспорядки, и он ограничился тем, что назначил им сорокадневное покаяние. Самих же епископов он сместил. Кроме того, он сурово осудил распущенность нравов среди духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АБЕЛЯР [лат. Abaelardus, франц. Abailard, Abélard] Петр (1079, Ле-Палле, Бретань-21.04.1142, Клюни), схоластический богослов, философ, логик. В 1094-1106 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени и Гильома из Шампо, в 1114 г. у Ансельма Ланского. А. рано начал преподавать, сначала в Мелёне и Корбе, затем в Париже, где достиг наибольшего успеха. В 1118 г. А. принял монашество в мон-ре Сен-Дени , где и возобновил свои лекции. Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. Покинув Сен-Дени, А. уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». В 1125-1132 гг. А. был аббатом мон-ря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. Его конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140 г., к-рое подтвердил папа Иннокентий II . Примирившись с Церковью, А. провел остаток своей жизни в аббатстве Клюни под покровительством Петра Достопочтенного . Ученое прозвище - Peripateticus Palatinus (Аристотелик из Палле). Сочинения Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. А. можно разделить на: 1. Философские и логические: «Logica ingredientibus» (Логика для начинающих, 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. «Dialectica» (1118-1134) также посвящена анализу логических сочинений Аристотеля , Порфирия и Боэция. Менее значительные сочинения: «Logica nostrorum petitioni» (Логика, написанная по просьбе наших сотоварищей, 1136-1139), «De intellectibus» (О представлениях) и «Sententiae» (Предложения). 2. Богословские: «Introductio ad theologiam» (Введение в богословие, в 3 кн., 1113) и «Theologia «Summi Boni»» (Богословие «Высшего Блага», в 3 кн., 1118-1120), часть к-рого известна под названием «De unitate et Trinitate Divina» (О Божественном Единстве и Троичности) - эти два сочинения А.

http://pravenc.ru/text/62452.html

lat. 13875), созданная в 1084-1086 гг. под влиянием «Consuetudines» Ульриха, оказала влияние на уставы аббатств Сен-Бенинь в Дижоне, Фруттуария, Зигбург, Санкт-Блазиен (ок. 1100) и неклюнийских мон-рей Юж. Германии. Вероятно, на сочинении Бернарда были основаны «Consuetudines» Ульриха (Удальрика) (80-е гг. XI в.), монаха из Регенсбурга, к-рый посетил Клюни по просьбе аббата Вильгельма из Хирзау. К 2 частям сочинения Бернарда, к-рые Ульрих существенно исправил и дополнил, он добавил 3-ю, касающуюся дисциплинарных вопросов ( Udalric. Consuetud. Cluniac.; PL. 149. Col. 635-778). Вопрос о соотношении сочинений Бернарда и Ульриха окончательно не решен (см.: Cochelin I. Évolution des coutumiers monastiques dessinée à partir de l " étude de Bernard//Du cœur de la nuit à la fin du jour. 2005. P. 29-66). В наст. время обнаружены ранние версии устава Ульриха (см.: Garand M.-C. Les plus anciens témoins conservés des «Consuetudines Cluniacenses» d " Ulrich de Ratisbonne//Scire litteras: Forschungen zum mittelalterlichen Geistesleben/Hrsg. S. Krämer, M. Bernhard. Münch., 1988. S. 171-182; также в ркп. из аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе, выполненной между 1062 и 1109 гг.: Paris. lat. 2208 II. Fol. 173-188). «Consuetudines» Ульриха получили широкое распространение в Германии ( Tutsch. 1998). Клюнийские «обычаи» рассматривались как закономерное продолжение традиций монашеского общежития, восходивших к прп. Венедикту Нурсийскому. Аббаты Клюни и их помощники считали своей важнейшей задачей обеспечить неукоснительное соблюдение уставных норм в монастырях, включенных в К. к. или принявших клюнийские «обычаи». Значение бенедиктинского устава определялось тем, что в эпоху Каролингов этот устав был введен как единственно обязательный во всех монастырях Зап. Европы, кроме неск. периферийных регионов (Испания, Ирландия, Юж. Италия). О необходимости соблюдать бенедиктинский устав говорилось в решениях Германского Собора (742 или 743) (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 4) и Ахенского синода (802) (MGH.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

XIV об. и на деревянном складне XVI в. в музее Клюни 828. В некоторых миниатюрах благовещение представляется в нескольких моментах: 1) Бог Отец посылает стоящего перед Ним на коленях архангела благовествовать Пресв. Деве; 2) архангел на коленях перед Богоматерью; 3) архангел на коленях, Богоматерь также («се раба Господня»); 4) Бог Отец, окруженный херувимами, благословляет Богоматерь (рукоп. нац. библ. ital. 115, л. 9–12; cf. fr. 828, л. 147 об.). Нередки также примеры тривиального трактования сюжета, когда, например, Богоматерь сидит на полу (рук. нац. библ. XIV-XV вв. lat. 1166, л. 21 об.) даже поджав ноги, как на картине из школы Орканьи (XIV в.) во флорентийской галерее Уффици, или, когда в священный сюжет вводятся неуместные предметы, например, кошка, как на картине неизвестного художника в проходе между галереями Уффици и Питти 160). Перечислить все особенности композиций в памятниках западных слишком трудно, да и нет в том необходимости. Отметим лишь памятники: в библиотеке Св. Марка во Флоренции градуале XV в. (В), антифонарий 1483 г.; XV в. (Q) u XVI в. (Р); рукописи нац. библ. XV в. lat. 1161, 1410 (л. 23) и 1417 (л. 1), эмалевый ящик XIII в. в музее Клюни 4497); молитвенники императорской публичной библиотеки: Богоматерь обычно является здесь с книгой; архангел приветствует ее, почтительно становясь на колени и держа лилию, или жезл и свиток, в котором написано: «ave Maria gratia plena»; вверху Бог Отец и Св. Дух, сходящий к Богоматери; бревиарий той же библиотеки – Q. v. 1, 78: идея бессеменного зачатия выражена здесь в прообразах купины Моисея (куст, из которого выставляется голова в нимбе – Еммануил и рука) и руна Гедеона; возле благовещения прор. Исаия со свитком: «ессе virgo concipiet…». Некоторые из западных памятников и картин благовещения, писанных западными художниками, указаны Аженкуром 431 , Соммераром 432 , Рого де Флери, Г. Джемсон 433 , Генбо 434 , Вессели 435 и Эклем 436 . Заслуживают, внимания картины: Лоренценти Амброджио (XIV в.) и Аллори Александра во Флорентинской академии, Пезеллино Франческо (XV в.) и Паоло Веронезе в галерее Уффици 25 и 579, картина неизвестного художника в латеранском музее, картины в Лувре – флорентинской школы 492, Вазари 437, Аньоло ди Гадди 187 и Сассо Феррато 361; картина Филиппа Липпи (XV в.) во флорентийской базилике Св. Лаврентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Университетская сторона казалась сплошной глыбой. Это была однородная и плотная масса. Частые остроугольные, сросшиеся, почти одинаковые по форме кровли казались с высоты кристаллами одного и того же вещества. Прихотливо извивавшийся ров улиц разрезал почти на пропорциональные ломти этот пирог домов. Отовсюду видны были сорок два коллежа Университетской стороны, расположенные довольно равномерно. Разнообразные и забавные коньки крыш всех этих прекрасных зданий были произведением того же самого искусства, что и скромные кровли, над которыми они возвышались; в сущности они были не чем иным, как возведением в квадрат или в куб той же геометрической фигуры. Они усложняли целое, не нарушая его единства; дополняли, не обременяя его. Геометрия – та же гармония. Над живописными чердаками левого берега торжественно возвышались прекрасные особняки: ныне исчезнувшие Неверское подворье. Римское подворье, Реймское подворье и особняк Клюни, существующий еще и сейчас на радость художникам, хотя и без башни, которой его так безрассудно лишили несколько лет назад. Здание романского стиля, с прекрасными сводчатыми арками, возле Клюни – это термы Юлиана. Здесь было также множество аббатств более смиренной красоты, более суровой величавости, но не менее прекрасных и не менее обширных Из них прежде всего останавливали внимание: Бернардинское аббатство с тремя колокольнями; монастырь святой Женевьевы, уцелевшая четырехугольная башня которого заставляет горько пожалеть об остальном; Сорбонна, полушкола, полумонастырь, от которого сохранился еще изумительный неф; красивый квадратной формы монастырь матюринцев; его сосед, монастырь бенедиктинцев, в ограду которого за время, протекшее между седьмым и восьмым изданием этой книги, на скорую руку успели втиснуть театр, Кордельерское аббатство с тремя громадными высящимися рядом пиньонами; Августинское аббатство, изящная стрелка которого поднималась на западной стороне этой части Парижа, вслед за Нельской башней. В ряду этих монументальных зданий коллежи, являющиеся, собственно говоря, соединительным звеном между монастырем и миром, по суровости, исполненной изящества, по скульптуре, менее воздушной, чем у дворцов, и архитектуре, менее строгой, чем у монастырей, занимали среднее место между особняками и аббатствами. К сожалению, теперь почти ничего не сохранилось от этих памятников старины, в которых готическое искусство с такой точностью перемежало пышность и умеренность. Над всем господствовали церкви (они были многочисленны и великолепны в Университете и также являли собою все эпохи зодчества, начиная с полукруглых сводов Сен-Жюльена и кончая стрельчатыми арками СенСеверина); как еще один гармонический аккорд, добавленный к ходу созвучий, они то и дело прорывали сложный узор пиньонов резными шпилями, сквозными колокольнями, тонкими иглами, линии которых были великолепным и увеличенным повторением остроугольной формы кровель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Метафорой «ангельская жизнь» (vita angelica) св. Одон обозначал жизнь «вне мира» и сам он, как пишет Иоанн Салернский, «уже в этом мире забыл о земном» (Vita S. Odonis. III 12//PL. 133. Col. 84). Иоанн Салернский, сопровождавший св. Одона в поездках, неоднократно упоминает о том, сколь равнодушен был аббат ко дню грядущему. Так, разбойнику, напавшему на него и пытавшемуся лишить его жизни, он дал денег. Когда на ночном привале прямо на глазах у монахов воры увели лошадей, монахи не решились в присутствии св. Одона нарушить обет молчания, продемонстрировав тем самым свое положение «вне мира» (Ibid. II 7-10//PL. 133. Col. 64-67). Монашескую жизнь св. Одон рассматривал как призвание, внутреннее перевоплощение (conversio), поэтому аскетическое удаление от мира для него - длительный и многоэтапный процесс. Сначала должно наступить равнодушие к земным делам, затем происходит отказ от имущества, чтобы мирские заботы не препятствовали аскетической жизни. Устремляясь к Творцу, подвижник борется с пороком в себе самом, с плотским вожделением, ежедневно умерщвляя плоть. Тот, кто идет таким путем, «возвышается над всеми сильными мира сего» ( Odo. Collat. I 11), а низвергнуться «с высоты созерцания» к «занятиям земли», нарушить монашеский долг, равносильно «падению к внутренней смерти» ( Idem. Vita S. Geraldi. I 6). Тех, кто «каждодневно боролись» с греховностью человеческой натуры, «борясь, побеждали, а победив, были увенчаны» (Ibid. I 11), т. е. удостоились святости, св. Одон сравнивает с устремленной в небо «вершиной горы, в святой праздник освященной зарей, пока окрестности еще во мгле» (Ibid. II 1). Метафоры возвышающейся над мраком освещенной вершины и ангелоподобной чистоты монашеской жизни впосл. использовались для идеологического обоснования претензии клюнийских монахов быть ведущей и направляющей силой католич. Церкви. Распятие. Миниатюра из лекционария аббатства Клюни. Ок. 1100 г. (Paris. Nouv. acq. lat. 2246. Fol. 42v) Распятие. Миниатюра из лекционария аббатства Клюни.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

XII в.), когда мон-рь достиг процветания, настоятели пожелали назвать его в честь К. (ecclesia ampliata et sancti Clementis uocabulo est, prout placuit, appellata - Chronica monasterii Casinensis. I 37//MGH. SS. T. 34. P. 103). Тем не менее сведения о хранившихся в Казаурии мощах К. нельзя считать полностью вымышленными. Упоминания о реликвиях святого содержатся в грамотах X в., не подвергшихся интерполяции ( Loud. 2005. P. 112-114). Высказывалось также мнение, что часть мощей К. могла быть перенесена в Казаурию в нач. XII в., в связи со строительством новой ц. Сан-Клементе в Риме ( Claussen. 2002. S. 304). В 1799 г. хранившиеся в Казаурии мощи К. были осквернены франц. солдатами, к-рые разграбили монастырскую ризницу; в церкви бывш. аббатства находится античный мраморный саркофаг, в к-ром ранее хранилась святыня. Считается, что глава К. с 1206 г. находилась в аббатстве Клюни . О перенесении святыни из К-поля в Клюни сообщается в сказании, составленном мон. Ростагном вскоре после этого события (BHL, N 1853; изд.: PL. 209. Col. 905-914; Exuviae Sacrae Constantinopolitanae/Ed. P. Riant. Gen., 1877. T. 1. 127-140). Франц. рыцарь Дальмаз де Серси и его друг Понс де Бюссьер направлялись в Иерусалим, но из-за неблагоприятной погоды им пришлось остаться в К-поле. Утратив надежду достичь Палестины, Дальмаз решил вернуться в Европу и привезти с собой к.-л. святыню, т. к. на Востоке с реликвиями обращались без должного почтения. Латинские епископы, с к-рыми посоветовался Дальмаз, одобрили его намерение, но напомнили о недопустимости покупать и продавать святыни. Узнав о главе К., хранившейся в мон-ре Богородицы Перивлепты (que grece dicitur Trentafolia, latine uero interpretatur Rosa; см.: Janin. Églises et monastères. P. 218-222), Дальмаз в сопровождении др. французов отправился туда и попросил монахов позволить им поклониться святыне. Пока рыцарь отвлекал греч. клирика расспросами об иконах и убранстве церкви, франц. священник тайно забрал нижнюю челюсть святого. Однако Дальмаз был недоволен тем, что священник не отважился украсть все мощи; он вернулся в монастырь и заявил, что забыл в храме перчатки.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Главной целью клюнийских аббатов было расширение этого «пространства», т. е. реформирование как можно большего числа мон-рей. Ограниченная во времени фаза собственно реформационных преобразований в обителях сменялась затем длительной принадлежностью их к союзу реформированных мон-рей, к-рые были объединены целью сохранения образа жизни и служения в соответствии с идеалами К. р. Гарантией тому была не столько жесткая структура управления, характерная позднее для монашеских орденов, сколько авторитет и власть аббатов Клюни. Впрочем, главная идея ордена - унификация жизни многочисленных общин, создание их иерархической структуры и централизация - и не могла быть реализована в условиях, когда зародилась и развивалась К. р.: собственники мон-рей, светские и церковные магнаты, были едва ли не главной ее движущей силой, а многочисленные и разнообразные пожертвования (в т. ч. и земельные) для обеспечения индивидуального поминовения - материальной базой. В отличие от клюнийцев цистерцианцы, провозгласив новую реформу монашества, не реформировали старые мон-ри, а основывали общины по заранее определенному образцу. Клюнийские аббаты, напротив, мыслили в категориях «реформы» и ее «сохранения»: они строили (в т. ч. и путем взаимного литургического поминовения) не иерархическую систему, а горизонтальную сеть связей от мон-ря к мон-рю, одну большую, рассеянную в пространстве общину - congregatio, или ecclesia, подобно тому как общины первых христиан, разделенные территориально, но духовно сплоченные как «одно сердце и одна душа» (Деян 4. 32), образовывали апостольскую Церковь. Аббатство св. Марии Магдалины (Сен-Мадлен) в Везле. Кон. XI–XII в. Аббатство св. Марии Магдалины (Сен-Мадлен) в Везле. Кон. XI–XII в. Нравственный авторитет деятелей К. р., в первую очередь аббатов Клюни (святых Одона, Майоля, Одилона, Гуго I), был необычайно высок. Подавая пример праведной жизни, они во многом способствовали воспитанию внутренней религиозности в обществе, на фоне к-рой возрастало значение мессы и церковных таинств, прежде всего в среде светской знати.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Существовала и др. практика: реформировав мон-рь, собственник не отказывался от прав на него. Мн. реформированные мон-ри не присоединялись к Клюнийской конгрегации, в лучшем случае владелец заботился о том, чтобы во главе обители стоял «правильный» аббат. Другие монастыри спустя нек-рое время навсегда возвращались к прежнему образу жизни или впосл. реформировались еще раз. Так, в 928 или 929 г. собственница мон-ря св. апостолов Петра и Павла в Роменмотье (совр. Швейцария) герц. Аделаида (Адельгейда) Бургундская, сестра франц. кор. Роберта I, завещала передать аббатство для реформирования св. Одону Клюнийскому. Формально мон-рь в Роменмотье стал 1-м приоратом Клюни, однако королевская семья еще неск. десятилетий сохраняла право собственности на него, и фактически передача (и реформа) состоялась при аббате Майоле (80-е гг. X в.). О том, как проходила реформа частных монастырей, рассказывает Иоанн Салернский в Житии св. Одона на примере королевского аббатства Флёри (Vita Odonis. III 8//PL. 133. Col. 80-81). Бургундский кор. Рудольф I передал мон-рь в ленное владение гр. Элизиарду, к-рый вступил в монашескую общину и пригласил св. Одона реформировать обитель, к-рая находилась в упадке после разграбления норманнами. Св. Одон прибыл во Флёри в сопровождении «двух графов и двух епископов», но монахи оказали ему вооруженное сопротивление. Они предъявили королевскую грамоту, согласно которой аббатом мон-ря мог стать только член их общины. Когда св. Одон заверил братию, что намерен «не властвовать над ними», а лишь «исправить монахов» в соответствии с бенедиктинским уставом (запретить мясную пищу, «жизнь в роскоши» (т. е. передать общине всю имевшуюся у монахов собственность) и праздные разговоры), часть монахов ушла из Флёри (папская привилегия 931 г. давала несогласным с реформой монахам возможность покинуть общину); оставшиеся избрали св. Одона аббатом с тем условием, что после его смерти эту должность получит член монастырской общины. Т. о., на раннем этапе К. р. стремление клюнийских аббатов возглавить реформированные общины не было связано с их властными притязаниями: аббатство Флёри осталось королевским, в прямом подчинении Клюни не состояло и доходов ему не приносило, ибо король подтвердил право коллективной собственности общины на все владения мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

    PL 158: Ансельм Кентерберийский     Скан Patrologia Latina 158     PL 159: Ансельм Кентерберийский; Эадмер, монах из Кентербери; Филипп I (король Франции); Гуго (аббат Клюни); Вальрам (епископ Наумбургский); Гильберт (епископ Лимерикский); Гислеберт Криспин (аббат Вестминстера)     Скан Patrologia Latina 159     PL 160: Сигеберт из Жамблу; польская хроника Галла Анонима; Беренгоз (аббат Трирский); Иоанн Марсикан (епископ Тускульский); Одо (епископ Камбре); Вальтерий (епископ Шалонский); Родульф Тортарий     Скан Patrologia Latina 160     PL 161: Иво (епископ Шартрский)     Скан Patrologia Latina 161     PL 162: Иво (епископ Шартрский); Ламберт (епископ Аррасский); Франциск Камен; Гало (епископ Парижский); Анселл, кантор св. Гробницы; Реймбальд, препозит Льежский; Иоанн (монах); Пётр Хрисолан (архиепископ Миланский); Роберт из Арбрисселло; Пётр (епископ Пуатье); Гоффрид (аббат Вандомский); Схер (аббат Шомузе); Иоанн Диакон; Ансельм Лаонский; Рихард (архиепископ Нарбоннский)     Скан Patrologia Latina 162     PL 163: Пасхалий II (папа римский); Геласий II (папа римский); Лаврентий Веронский, диакон в Пизе; анонимные «Деяния епископов Меца»; Плацид из Нонантолы; Пётр де Хонестис (аббат); Григорий, римский пресвитер; Теобальд Эстампский; Тегер (епископ Мецский); Гуго из Флёри; анонимная «История французских королей из монастыря Сен-Дени»; Гуго Анжерский; Гийом (епископ Шалонский); Каликст II (папа римский); Радульф (архиепископ Реймсский); Конон (епископ Палестринский); Эрнульф (епископ Рочестерский); Арнальд (аббат Сансский); Понтий (аббат св. Руфа); Иоанн Констанцский     Скан Patrologia Latina 163     PL 164: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино     Скан Patrologia Latina 164     PL 165: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино; Одо из Асти (монах-бенедиктинец)     Скан Patrologia Latina 165     PL 166: Козьма Пражский; его продолжатели: Вышеградский каноник, Сазавский монах, Пражские каноники; Альберик Аахенский; Франко, аббат Аффлигия; Гуго из Рибмона; Понтий (аббат Клюни); Пётр Леонский (легат); Григорий (легат); Иоанн Михиэльский; Гвалтерий Теруанский; Гальберт из Брюгге; анонимные «Древние ритмы»; Бальдерик Дольский; Гонорий II (папа римский); Вивиан из Премонтре; Гауссельм, аббат св. Виктора в Марселе; Аббауд (аббат); Бруно (епископ Страсбургский); Фридерик (архиепископ Кёльнский); Рихард (аббат Фрателльский); Стефан (аббат цистерцианцев); Иоанн (монах); Дрого (епископ Асти); Гуго (епископ Гренобльский)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010