Свидетельства литургического почитания О. происходят почти исключительно из клюнийских монастырей ( Goullet M. Odilon, saint et hagiographe//Odilon. 2002. P. 80; подробнее см.: Hesbert. 1950). Поминовение святого было установлено 1 янв., но из-за праздника Обрезания Господня его обычно переносили на 2 янв. Так, под этой датой память О. указана в клюнийском бревиарии XIII в. ( Davril A. À propos d " un bréviaire manuscrit de Cluny conservé à Saint-Victor-sur-Rhins//RBen. 1983. T. 93. N 1/2. P. 112, 120-121; см. также: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 429, 433, 435, 437. (MGH. Mem.; 2)). В клюнийских мон-рях совершались также памяти открытия мощей О. (11 авг.), перенесения мощей в новую раку (12 апр.) и перенесения фрагмента черепа святого в Клюни (19 апр.) ( Hesbert. 1950. P. 58-85). Полный оффиций в день памяти О. содержится только в градуале из аббатства Клюни (Paris. lat. 1087. Fol. 112v-115r (XI в.); изд.: Hesbert. 1950. P. 108-115); в др. богослужебных книгах приведен общий оффиций св. аббату. Богослужебные чтения, как правило, заимствовались из Житий святого, составленных мон. Йотсальдом и кард. Петром Дамиани ( Hesbert. 1950. P. 97-102). В Римский Мартиролог память О. внесена под 1 янв. (MartRom. Comment. P. 1-3). В действующей редакции Римского Мартиролога приведено краткое сказание о святом, к-рый представлен как аскет и миротворец, установивший поминовение всех усопших христиан. В 1345 г. гробницу О. в Сувиньи открыли в присутствии Роже ле Фора, архиеп. Буржского, и др. прелатов. Мощи святого поместили в серебряную раку, их частицы были переданы в др. мон-ри (фрагмент черепа - в Клюни) (Bibliotheca. 1915. Col. 345-346). С XV в. глава святого хранилась в серебряном бюсте-реликварии. Мощи О. были утрачены после закрытия и разорения мон-ря в годы Французской революции (1789-1799) (о почитании мощей О. в Сувиньи подробнее см. в ст. Майоль ). В нач. XXI в., во время археологических раскопок в бывш. монастырской церкви, была обнаружена и восстановлена гробница святых Майоля и О. Частицы мощей святого хранятся в Сувиньи и в приходской церкви в Лавут-Шийаке.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Итак, Григорий V первым попытался использовать этот документ для укрепления своей позиции по отношению к императорской власти. Однако его положение как ставленника Оттона III было еще слишком слабым, и такая попытка не удалась. Вновь к этому документу папы прибегнут лишь через полвека, в правление папы Льва IX (1049-1054), с чьим именем связаны известные события в 1054 г. в Константинополе. 6. В X в. началось и возрождение монашества на Западе, которое связывают с основанием на востоке Франции в 910 г. монастыря Клюни . Клюни был «ставропигиальным» монастырем, т.е. подчинялся он непосредственно папам. Его организация была заслугой первого аббата Берно (910-927) и второго - Одо (927-942) . Особенно влиятельным монастырь стал при пятом и шестом аббатах - Одилло (994-1048) и Гуго (1049-1109) , стоявших во главе монастыря более ста лет. Аббаты основывали новые монастыри либо посылали братию для обновления (реформирования) старых, которые переходили на клюнийский устав и подчинялись клюнийскому аббату. Так Клюни стал орденом. Клюнийское движение повлекло за собой реформу в Церкви. Клюнийцы выступали за улучшение нравов, за грамотность духовенства. Но главное острие их борьбы было направлено против симонии (Деян.8:18-24) и николаитизма (Откр.2:6,14-15). Под первым имелась в виду плата за рукоположение, под вторым - любое отклонение от клерикального целибата, будь то в браке или вне его. Ну и, конечно, клюнийцы усмотрели симонию в императорских (западных) назначениях на церковные должности. С другой стороны, западные императоры были весьма заинтересованы в повсеместном введении клерикального целибата, т.к. целибатный клирик не мог передать своей должности по наследству и после его смерти она возвращалась к дарителю. Благодаря этому у императора не уменьшался резерв земель и должностей и он мог быть уверен, что контроль за назначениями останется у него в руках. Клюнийская реформа также ставила одной из своих задач унификацию литургической практики во всем Западном мире. Богослужебный образец, которого придерживались клюнийцы, был северным, франкским. Именно под него клюнийцы подгоняли богослужение во всех регионах, на которые распространялась их реформа.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

В октябре 1896 года картина была передана из Клюни в Лувр, а затем, уже как экспонат Лувра, в музей изобразительных искусств французского города Бон 3 . Перемещение, вероятно, было связано с изменением датировки: музей Клюни формировал коллекцию средневекового искусства, и памятник, отнесенный к французской школе XVII века, оказался слишком поздним 4 . С течением времени интерес к “загадочной”, “странной”, “таинственной” картине не ослабевает:в 1904 году в трудах Академии наук, искусства и литературы Дижона появляется статья Анри Шабефа “«Крест живой» из музея Бон” 5 , а в 1905 году в отчете археологического конгресса Франции, состоявшегося в городе Кан, — публикация виконта д’Аву с тем же названием 6 . Оба автора обращаются к средневековой христианской иконографии, расширяя круг аналогий и раскрывая смысл аллегорических изображений, в то же время справедливо полагая, что картина из Бона не одинока и поле исследования остается открытым. Наконец, Луи Рэо, автор трехтомной “Иконографии христианского искусства”, изданной в Париже в 1957 году, обращается к теме “Живого креста”, связывая его семантику с Древом жизни. Он приводит ряд памятников XIII–XVIII вв., но в отличие от своих предшественников, рассматривает уже не отдельные символы средневековья, а композицию в целом. Будучи специалистом по русскому искусству, Рэо включает в свой список Ярославские фрески из церкви святого Иоанна Предтечи в Толчкове. Однако его вердикт, вынесенный “Живому кресту” из Бона, суров и неблагоприятен: “Это эстетическое несовершенство, об исчезновении которого никто не будет сожалеть” 7 . И все же внимание к теме “Живого креста” постоянно растет: в 1964 году выходит книга Роберта Фюглистера “Крест живой” — докторская диссертация, защищенная на философском факультете Фрибургского университета (Швейцария) 8 . Это самое значительное исследование последних лет на данную тему. Оно замечательно тем, что автор впервые предлагает не иконографический анализ, а богословское толкование изобразительных символов, основанное на общей для западной и восточной Церкви святоотеческой литературе, а также на трудах богословов и мистиков римско-католической церкви. Кроме того, Фюглистер предполагает существование апокрифических и фольклорных источников. Каталог, составленный автором диссертации, содержит тридцать таблиц. В их числе три русских памятника, отнесенные к 1690-м годам: фреска из Ярославской Иоанно-Предтеченской церкви в Толчкове, гравюра Василия Андреева и малоизвестная, очень поврежденная икона из собрания П. Лихачева, а также картина из Бона (Клюни) и близкий к ней рисунок с несохранившегося экземпляра из О-ле-Бен 1600 годов.

http://pravmir.ru/krest-zhivoy-v-zapadno...

Генриха I де Гиза. Он предложил мон. Клоду Франсуа, автору статутов конгрегации св. Витона, занять должность великого приора Клюни; после его отказа приором был избран Жак де Вени д " Арбуз, дефинитор генерального капитула 1600 г., увлеченный идеей монастырской реформы. В 1615 г. Людовик Лотарингский назначил его генеральным викарием и передал ему властные полномочия в К. к. По инициативе Жака де Вени в Париже состоялось совещание для разработки программы реформ, в котором приняли участие богослов Андре Дюваль, помощник католич. св. Венсана де Поля , и аббат Мартен Теньер, 1-й председатель бенедиктинской конгрегации св. Мавра. В программе предусматривался добровольный переход монахов на строгое соблюдение устава (обсервацию); в мон-рях, где часть монахов отказывалась принять новый устав, следовало создавать 2 отдельные общины с единым руководством. Только реформированные общины могли принимать новых членов, которые должны были в течение 1 года пройти новициат. Монахам, в т. ч. великому приору (главе К. к.), запрещалось владеть собственностью, все необходимое они получали от общины, в ведение к-рой переходили доходы монахов. В реформированные общины назначались наставники, знакомые с бенедиктинским уставом и обычаями. Аббат Клюни должен был начать реформу изданием ордонанса, утвержденного франц. королем и Парижским парламентом. Столкнувшись с сопротивлением монахов Клюни, Жак де Вени был готов отказаться от проведения реформы и планировал перейти в конгрегацию св. Мавра. Кард. Людовик Лотарингский издал ордонанс (19 мая 1621), подтвержденный королем и парламентом, однако вскоре скончался. Его преемником был назначен Жак де Вени (1621-1629), обратившийся к руководству конгрегации св. Мавра с просьбой прислать 4 наставников для проведения реформы в Клюни. Крипта в церкви аббатства Сент-Этроп в Сенте. Кон. XI в. Крипта в церкви аббатства Сент-Этроп в Сенте. Кон. XI в. В 1622 г. папа Римский Григорий XV назначил апостольским визитатором всех бенедиктинских конгрегаций, а также цистерцианцев и каноников-августинцев кард.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

также: Idem. 1991. P. 241-257; Idem. Odilon de Mercœur et l " Église clunisienne//Odilon. 2002. P. 64-65). Особое внимание О. уделял благосостоянию и независимости Клюни. По его распоряжению в Клюни были возведены основные монастырские здания, кроме ц. святых Петра и Павла (Клюни II), построенной при Майоле. Для сооружения клуатра О. велел доставить мраморные колонны из Прованса. Подробное описание монастырских зданий приведено в «Liber tramitis» ( Hourlier. 1971). О. проводил строительные работы в др. клюнийских мон-рях, в т. ч. в Пайерне, в Роменмотье, в монастыре Спасителя в Павии ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 13). Важнейшим занятием клюнийских монахов было совершение богослужений. При О. богослужения суточного круга стали более длинными и торжественными, чем были раньше; монахи ежедневно прочитывали и пели в среднем 215 псалмов (при аббате Одоне - 138 псалмов; см.: Hallinger K. Das Phänomen der liturgischen Steigerungen Klunys (10/11 Jh.)//Studia historico-ecclesiastica: FS f. L. G. Spätling, OFM/Hrsg. I. Vásquez. R., 1977. S. 210-234). Согласно «Liber tramitis», где подробно описаны содержание и церемониал повседневного и праздничного богослужений, в аббатстве была организована подготовка певчих. Вероятно, во время важнейших праздничных служб исполнялись отдельные полифонические песнопения ( Boynton S. Les coutumes clunisiennes au temps d " Odilon//Odilon. 2002. P. 193-202). Широкое распространение получил обычай поминать всех усопших христиан, введенный О. в клюнийских мон-рях. Клюнийцы придавали особое значение не только поминовению усопших, но и подготовке к смерти: в «Liber tramitis» сообщается об обрядах, которыми сопровождалась кончина монаха ( Iogna-Prat. 1991. P. 252-253); мон. Йотсальд и монахи аббатства Сувиньи составили подробные описания кончины О. ( Henriet. 1990; Idem. 1996). Клюнийцы особенно часто получали дарения «для спасения души» (pro remedio animae); от времени настоятельства О. сохранилась 1081 грамота (см.: Iogna-Prat D. Ordonner et exclure: Cluny et la société chrétienne face à l " hérésie, au judaïsme et à l " Islam, 1000-1050.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Аббат Одилон (994-1048/49), происходивший из знатного овернского рода, был каноником ц. св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Бриуде. Вступив в мон-рь Клюни (ок. 990), он занимался воспитанием облатов , а в 993 г. стал помощником аббата Майоля. Он находился в дружественных отношениях с герм. императорами и написал Житие (эпитафию) имп. Адельгейды (окончательная редакция датируется 1024-1026; изд.: MGH. SS. T. 4. P. 637-645; рус. пер.: История средних веков/Сост.: М. М. Стасюлевич. М., 20013. [Т. 2:] От Карла Великого до Крестовых походов. С. 349-358). Одилон присутствовал при кончине императрицы, передавшей ему мон-рь Сен-Виктор в Женеве (999). В 997 г. Одилон встретился в Павии с имп. Оттоном III и вскоре благодаря его поддержке добился от папы Римского Григория V привилегии иммунитета от епископской юрисдикции ( Jaff é . RPR. N 3895-3896). Отныне епископы и пресвитеры могли совершать таинства в Клюни только с разрешения аббата. Эта привилегия укрепила независимость аббатства Клюни от местных епископов и способствовала защите имущественных прав монастыря. В 1024 г. папа Иоанн XIX распространил привилегии аббатства на всех клюнийских монахов, «где бы они ни жили» (fratres ubicumque positi - PL. 141. Col. 1136-1137). В 1016 г. Адальберон, еп. Ланский, с иронией писал о «короле» и «военачальнике» (militiae princeps) Одилоне и воинстве клюнийских монахов ( Adalbero. Carmen ad Robertum regem. 111-114, 155-156// Adalberon de Laon. Poème au roi Robert/Éd. C. Carozzi. P., 1979. P. 8, 12; PL. 141. Col. 771-786). Как и его предшественникам, аббату Одилону предлагали высокие церковные должности: в 1031 г. он отклонил предложение занять Лионскую архиепископскую кафедру. Одилон присутствовал в Риме на коронации имп. Конрада II (1027) и Генриха III (1046), активно участвовал в движении «Божий мир» : после Собора в Арле (1041) он отправил итал. епископам «Послание о Божьем мире» (рус. перевод: История средних веков. М., 20013. [Т. 2.] С. 677). По утверждению историка Радульфа Глабера, принадлежавшего к К. к., имп. Генрих II после коронации (1014) отдал Одилону свою корону, скипетр и подаренную папой Римским державу.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Так, аббат св. Одон за подтверждением монастырских привилегий и прав собственности обращался не только к папе Римскому, но и к герм. королю и др. светским правителям. К 942 г. св. Одон получил 7 папских грамот о привилегиях (больше, чем до сер. XI в. было выдано любому др. мон-рю или епископской кафедре) и 7 королевских ( Idem. 1959. S. 97). Залогом развития К. р. стала привилегия 931 г. папы Римского Иоанна XI, взявшего мон-рь под защиту. Грамотой о привилегиях ( Jaff é . RPR. N 3584) подкреплялась правовая самостоятельность Клюни: мон-рь был выведен из юрисдикции епископа Макона, подтверждались право свободного выбора аббата и неприкосновенность монастырских владений (т. о. Клюни укрепил независимость от светских сеньоров). Принципы начатой св. Одоном реформы представлялись в папской грамоте как поручение понтифика: Иоанн XI призывал монахов реформировать др. обители с согласия их собственников, даровав Клюни право (libertas et licentia) принимать для «улучшения жизни» (meliorandae vitae) монахов, покинувших те мон-ри, где не соблюдался бенедиктинский устав. Папскими привилегиями был обозначен новый этап К. р.: с этого момента она окончательно вышла за рамки реформы св. Бенедикта Анианского, ее целью стало создание союза реформированных мон-рей, живущих «словно единая община» (quasi una haberetur congregatio) (в 937 насчитывалось уже 17 мон-рей). Разрешение на реформу в 938 г. было повторено в привилегии папы Льва VII ; понтифик обратился также ко всем архиепископам с просьбой оказывать св. Одону Клюнийскому всестороннюю поддержку и защищать владения клюнийцев. Тогда же право принимать к себе монахов (но не присоединять мон-ри) при посредничестве св. Одона получили реформированные им аббатства Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Деоль ( Jaff é . RPR. N 3603, 3606), которые также стали важными центрами реформы: из этих мон-рей К. р. распространялась на север - в Реймсское архиеп-ство и в Британию ( Sackur. 1892. Bd. 1. S. 186-194, 277-278; Hallinger. 1951. Bd. 2. S. 889). Впосл.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

277 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, 161 об. 1622. См. также: Гранстрем. С. 154, 480. 280 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, φ. 1409, оп. 1, д. 981, л. 201−202. См. также: Гранстрем. С. 74, 204. 289 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 391 об. См. также: Гранстрем. С. 176, 612. 294 Гадалова Г.С. Канонизация преподобного Макария Колязинского, службы и жития святого: (По материалам конференции)//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 43−53; Смирнова А.Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 332−395. 296 Пономарева И.Г. Преподобный Макарий Калязинский//Исторический вестник. 2001. 1. С. 78, примеч. 100 (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 1. Кн. 1, 48:49). 299 Подобный инципит находим в Слове на обретение в 1588 г. мощей епископа Никиты Новгородского пера Маркелла Безбородого; см. РГИА, ф. 834, оп. 1, д. 817, л. 202 об. 300 Здесь и далее текст цитируется по изд.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher – Freiburg i. Br., 1997. Bd. 2:12. 25. März. 302 См. Гадалова Г.С. Литературные памятники XVI века, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому. С. 64−126 (в автореф. см. с. 10−12). 303 1–2. Нет ЕРТУ. 1–15. Рожение преподобнаго Макариа Колязеньскаго мсяца ноября 16 на паметь святаго апостола евангелиста Матфея, успение преподобнаго Макариа месяца марта 17, святаго Алексея человка Божиа, обртение мощеи преподобнаго Макариа мсяца маа 26, святаго апостола Карпа, единаго от 70. Житие и подвизи и от чюдес повдание преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Макариа, новаго чюдотворца, монастыря нарицаемаго Колязин. Благослови, отче Л. 1–15. Празднуют чюдотворцу Макарию в Колязин: обртение чюдотворца телеси мсяца маиа в 26 день на память святаго апостола Карпа, единого от 70, пренесение мощем празднуют чюдотворцу мсяца октября в 9 на память святаго апостола Иякова Алфеова, память чюдотворцу празднуют ноемвриа в 6 день, святаго апостола и евангелиста Матфея, успение святаго Макариа мсяца марта в 17 на память святаго Алекся человека Божия. На нижнем поле другой рукой киноварью: Слово на обртение мощей преподобнаго отца нашего Макария Колязиньскаго чюдотворца О

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Dialogus cum Nestorio (M.), 247–56. Quod B. Maria sit Deipara (M.), 255–92. Scholion M. de Θσοτχω 291–2. Explicatio XII capitum, 295–312. Apologeticus pro 12 capitulis centra Orienmales (cum admonitione Garnerii, 313–16, 315–86. Apologeticus contra Theodoretum, 385–452. Apologeticus ad piissimum imperatorem Theodosium, 453–88. De recta fide ad Theodosium, 1132–1200. – ad reginas, lib. 1–2, 1201–1420. Adversus Anthropomorphitas, 1065–1132. Variæ lectiones, 1463–4, Contra Julianum, libri 1–10, 503–1064; 1057–64; Variæ lectiones, 1453–64. Præfatio Spanhemii, 489–504. Fragmenta ex operibus dogmaticis, 1421–54: De synagogæ defectu (M.), 1421–24. Adversus negantes offerendum esse pro defunctis, (Allatius), 1423–26. Contra Synousiastas latine, (M.), 1427–38. Contra Theodorum et Diodorum latine (Mansi et M.), 1437–52. Adversus Pneumatomachos (M.), 1451–54. Varia (M.), 1453–4. Index analyticus in tomum 76, 1463–80. X. EPISTOLÆ 1–88, 77, 9–390. (In Synodico, 84, cap. 1, 56, 85, 108, 194–5, 198, 204–12, 214–15, 217–8). HomiliÆ paschales 1–30 (index, 397–400), 77, 401–982. Arnobii vetus interpretatio latina hom. 17 X (M,), 789–800. Salmasii prolegomena, 391–6. HomiliÆ diversæ, 1–22, 981–1116: 1 . Ephesi habita valde pulchra, 981–86. 2 . Ephesi dicta (in die=templo) S. Joan, ev., 985–90, 3 . De Paulo Emesæ ер. et de Inc. Dom., 989–92. 4 . Ephesi in Nestorium habita, 991–96. 5 . Ephesi dicta... deposito Nestorio, 995–1002. 6 . Ephesi dicta in Joannem, ep. Ant., 1001–1006. 7 . Ephesi priusquam a comite comprehenderetur, 1005–10. 8 . Ephesi in majori Ecclesia, latine, 1005–10. 9 . In Transfigurationem Domini, 1009–16. 10. In mysticam cenam, 1015–30. 11 . Encomium to S. Mariam Deiparam, 1029–40. 12 .In occursum D.-N. .J.-C, 1039–50. 13 .In sanctum festum Palmarum, 1049–72. 14 .De exitu animi et de 2 o adventu, 1071–90. 15 .De incarnatione Dei Verbi (M.) 1089–96. 16 .In die festo S. J. Bapt. contra Nestorium (M.), 1095–96. 17 . In parabolam vineæ, 1095–1100. 18 . Oratiunculæ tres in translatione reliquiarum

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Для удобства сведем все события княжения Владимира в «Памя­ти и похвале» и в летописи в таблицу. В квадратных скобках даны даты, указанные Иаковом описательно. «Память и похвала» НС – «Повесть временных лет» 6478 (970). Раздел княжений Свя­тославом 6479 (971). Поход на Болгарию и поражение Гибель Святослава 6480 (972). Гибель Святослава. Вокняжение Ярополка 6481 (973). Вокняжение Ярополка 6483 (975). Ссора Олега и Люта Гибель Олега Святославича 6485 (977). Гибель Олега Святославича 11 июня 6486 (978). Убийство Ярополка, вокняжение Владимира на 8-й год после смерти Святослава 6488 (980). Захват Полоцка. Война с Ярополком, убийство Ярополка, вокняжение Владимира 6489 (981). Поход на Польшу, захват Червенских городов. Поход на вятичей Поход на радимичей (Под 6492 г.) Поход на вятичей 6490 (982). Второй поход на вятичей Поход на ятвягов 6491 (983). Поход на ятвягов. Мученичество варягов (Выше) 6492 (984). Поход на радимичей Поход на Серебряных болгар 6493 (985). Поход на болгар Поход на хазар 6494 (986). Приход миссионеров Крещение в 10-й год после убийства Ярополка 6495 (987). Посольства с «испытанием службы» Поход к порогам на 2-й год после крещения 6496 (988). Поход на Корсунь. Крещение. Свадьба Поход на Корсунь на 3-й год. Свадьба (Под 988 г.) Закладка церкви Богородицы на 4-й год 6497 (989) – Радзвиловская, 6498(990) – остальные. Закладка церкви Богородицы 6498(990) – Радзвиловская, 6499(991) – Лаврентьевская, 6500(992) – Ипатьевская, Новгородская 1. Закладка Белгорода 6499(991) – Радзвиловская, 6500(992) – Лаврентьевская, 6501(993) – Ипатьевская, Новгородская 1. Поход на хорватов . Закладка Переяславля на 5-й год Закладка Переяславля (в Новгородской 1 нет) Дарование десятины на 9-й год 6504 (996). Дарование десятины 6505 (997). Повесть о белгородском киселе (только в «Повести временных лет») 6508 (1000). Смерть Малфрид и Рогнед 6509 (1001). Смерть Изяслава Владимировича 6511 (1003). Смерть Всеслава Изяславича 6519 (1011). Смерть царицы Анны 6522 (1014). Мятеж Ярослава

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010