Деятельность О. способствовала консолидации клюнийских мон-рей, к-рые ранее были связаны лишь общим руководством, т. к. предшественники О. обычно занимали должность аббата в тех мон-рях, в которых они проводили преобразования. Укрепляя единство конгрегации, О. всегда выступал в качестве аббата Клюни и помещал зависимые мон-ри под контроль главного аббатства. Насельники клюнийских мон-рей рассматривались как члены единой монашеской общины, подчиненные аббату Клюни и соблюдавшие одинаковые «обычаи», зафиксированные в «Liber tramitis» (см., напр.: Iogna-Prat D. Odilon de Mercœur et l " Église clunisienne//Odilon. 2002. P. 65-66). Тем не менее влияние Клюни не ограничивалось зависимыми мон-рями, т. к. далеко не все «реформированные» обители входили в конгрегацию (напр., аббатство Сен-Дени). Распространением клюнийских «обычаев» в Сев. Франции занимался св. Вильгельм из Вольпиано, в Каталонии - аббат Олиба (см. также ст. Клюнийская реформа ). Статус Клюни и единство конгрегации во многом зависели от покровительства Папского престола и светских правителей, с к-рыми О. стремился поддерживать тесное сотрудничество. Аббат много путешествовал, встречался с церковными иерархами, королями и влиятельными сеньорами, инспектировал подчиненные мон-ри. Важнейшей привилегией клюнийцев была независимость от епископской юрисдикции. Добиваясь ее подтверждения Папским престолом, О. неоднократно посещал Рим, где он обычно останавливался в клюнийском мон-ре Пресв. Девы Марии на Авентине ( Iotsaldus. Vita Odilonis. II 11; PL. 144. Col. 933-934; о его путешествиях в Рим см.: Hourlier. 1964. P. 86). В 997 г. аббат встретился с имп. Оттоном III , к-рый помог ему получить от папы Римского Григория V подтверждение привилегий и имущественных прав Клюни ( Jaff é . RPR. N 3895-3896; B ö hmer. Reg. Imp. 2. Bd. 5. N 813). Папа Римский Бенедикт VIII велел епископам Аквитании, Бургундии и Прованса защищать монастырские владения от сеньоров, к-рые пытались их присвоить (1016 или 1023 - Jaff é . RPR. N 4013; Bö hmer. Reg. Imp. 2. Bd. 5. N 1167). В 1024 г. папа Римский Иоанн XIX (1024-1032) по просьбе имп. Генриха II распространил привилегию церковного иммунитета на все клюнийские мон-ри, приняв их в непосредственное подчинение Папскому престолу ( Jaff é . RPR. N 4065; B ö hmer. Reg. Imp. 3. Bd. 5. Lf. 1. N 42). Эта мера способствовала консолидации сообщества клюнийских обителей и укреплению единоличной власти аббата Клюни.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (15.05.1024, Семюр, ныне Семюр-ан-Брионне, деп. Сона и Луара - 28.04.1109, Клюни), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ( Одо , Майоль , Одилон и Г.). Происходил из высшей провинциальной знати Бургундии. Старший сын герц. Дальмаса де Семюр. Рождению Г. предшествовало знамение: один священник увидел лик младенца в чаше для причастия. Мать Г. восприняла видение как свидетельство предназначения буд. ребенка к духовному служению. Отец желал, чтобы сын избрал военную карьеру, но Г. более интересовался науками. Г. был отдан в обучение двоюродному деду Гуго, еп. Осерскому. В 14 лет стал послушником в мон-ре Клюни , в 15 лет принял монашеский постриг, в 18 - был рукоположен во диакона, в 20 лет - во пресвитера, а в 24 года стал главным приором мон-ря. В возрасте 25 лет Г. был единогласно избран аббатом Клюни (1 янв. 1049) и торжественно посвящен архиеп. Безансонским Гуго де Саленом (22 февр.). Деятельность Г. была направлена на распространение клюнийского устава и расширение духовного влияния мон-ря Клюни. За 60 лет руководства мон-рем число зависимых от аббатства обителей увеличилось с 60 до 2000. При Г. была основана первая жен. клюнийская обитель в Марсиньи. Однако рост числа обителей обернулся ослаблением аскетического духа, возрождение к-рого и было основной задачей клюнийской реформы . Лишь авторитет Г. и его строгость в отношении дисциплины на время отсрочили назревавший упадок клюнийского движения. Г. воспринимал клюнийскую конгрегацию как единое целое, где проступок любого из членов бросал тень на всю общину, отсюда его обостренное чувство личной ответственности за порядок и исполнение устава и нетерпимость к нарушителям. Г. выступил инициатором реконструкции аббатства. По преданию, во сне к одному из монахов явился ап. Петр с просьбой о строительстве нового храма. Узнав о видении, Г. начал строительные работы. Новый храм, т. н. Клюни III (1080-1130), стал образцом романской архитектуры и вплоть до сооружения собора св. Петра в Риме (XIV в.) оставался крупнейшим христ. храмом в Европе. Г. придавал большое значение истории аббатства и способствовал прославлению своих предшественников, аббатов Клюни. Особое внимание было уделено Одо, к-рого при Г. почитали как «отца-основателя» обители.

http://pravenc.ru/text/168247.html

Однако не следует полагать, что аббатство Клюни изначально считалось чем-то принципиально особенным, соответствовавшим некоему имевшемуся идеалу «свободы», который и воплотился в К. р. Полученная мон-рем «свобода» являлась «идеальной величиной», и только благодаря удачному стечению довольно случайных факторов и активной деятельности клюнийских аббатов оформилась в виде конкретных привилегий ( Iogna-Prat. 1998). Подобно всем частным мон-рям той эпохи, аббатство Клюни было основано «во спасение души», для поминовения семьи герц. Гийома Аквитанского, прежде всего его сестры гр. Авы († между 901 и 910), к-рой принадлежала усадьба Клюни (villa Cluniacum) со всеми владениями, включая «церкви и капеллы» (in ecclesiis et in capellis - грамота 893 г.: Les plus anciens documents originaux de l " abbaye de Cluny. 1997. Vol. 1. P. 26-27). Герцог обеспечил новую общину средствами за счет владений, унаследованных им от сестры (ex dona Avae), а отсутствие у него прямых наследников позволило Клюни избежать судьбы мн. частных мон-рей, разоренных тяжбами с претендентами на наследство их основателей. К тому времени практика изъятия монастыря из юрисдикции местных властей уже неоднократно применялась: в IX в. Папскому престолу были переданы аббатства Орийак, Везле, Потьер, а также принадлежавшая аббату Бернону обитель Жиньи. Передавая Клюни папе Римскому, герц. Гийом Аквитанский вряд ли руководствовался прагматическими мотивами - получить эффективную защиту в условиях, когда король зап. франков Эд Парижский стал претендовать на власть на юге Франции, или сделать благочестивое дарение авторитетной, но очень далекой и не обладающей реальными полномочиями инстанции; этот акт представлялся вполне логичным с др. т. зр.: из завещания гр. Авы (893) известно, что церковь в Клюни была освящена во имя Пресв. Девы Марии и св. ап. Петра (in honore sanctae Mariae et sancti Petri); согласно грамоте 825 г., покровителями этой церкви считались св. апостолы Петр и Павел. Не имея прямых наследников, к-рые впосл.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Архитектура Клюни II, продемонстрировавшая новые конструктивные решения, оказала существенное влияние на зодчество монастырских и коллегиальных церквей в Европе (церкви св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне, Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, св. Гертруды в Нивеле, св. Ремигия (Сен-Реми) в Реймсе, Сен-Мартен-дю-Канигу). К монастырской церкви примыкал клуатр, вокруг которого располагались зал капитула, рефекторий (трапезная), больница и др. здания; в описаниях К. упоминаются также купальня, дом новициев, мастерские, гостиницы. Сооружение большинства этих зданий приписывается аббату Одилону: согласно Житию Одилона, составленному мон. Йотсальдом (BHL, N 6281), по указанию аббата из Прованса были доставлены рим. колонны. Вероятно, к этому времени относится нижний ярус т. н. Сырной башни, позднее включенной в систему монастырских укреплений. Зал капитула был соединен переходом с 1-нефной ц. Девы Марии, построенной на месте более ранней капеллы и освященной скорее всего в 1085 г. По данным раскопок, церковь имела 3-апсидный хор и башню над предалтарным пространством (аналог - церковь клюнийского приората Сент-Ипполит-де-Бонне). На монастырском кладбище к востоку от главного храма (Клюни II) находилась центрическая капелла-триконх (в «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.) она именуется «ecclesia de Sancto Sepulchro», впосл. Нотр-Дам-дю-Симетьер); кладбищенские капеллы Девы Марии, связанные переходами с больницей и залом капитула, существовали также в клюнийских мон-рях Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи, Шарльё и др. В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства - возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Сен-Лоран в Тюрню (обе - Х в.): это однонефные сооружения с нишами в вост. (алтарной) стене и невысокой башней над предалтарным пространством. Однако данные, полученные во время раскопок 2013-2014 гг., позволяют считать, что до сер. X в. в мон-ре не велись крупные строительные работы. Под монастырские нужды были использованы здания подаренной монахам каролингской виллы (обнаружены остатки построек VIII-IX вв.), в т. ч. усадебная капелла. Не ранее 948 г. на месте виллы началось строительство монастырской ц. св. апостолов Петра и Павла (Клюни II). Постройка была окончена только при аббате Майоле (храм освящен в 981). Конант считал, что столь длительный срок возведения храма объясняется инженерными трудностями, но, по данным раскопок нач. XXI в., храм неоднократно перестраивался (возможно, изменения в проект здания вносились в ходе работ). Клюни II - 3-нефный храм (длина 47,6 м) с выступающим трансептом и 3-апсидной алтарной частью; под центральной апсидой была устроена 3-апсидная крипта, своды к-рой опирались на 2 столба. По сторонам алтарной части храма находились помещения, вероятно предназначенные для погребения, а на краях рукавов трансепта - еще 2 небольшие апсиды. Формы 3-нефного хора со сводчатым перекрытием имеют аналоги в памятниках кон. X - нач. XI в. (монастырские церкви в Деоле, Верне, Перреси-ле-Форж). По мнению Конанта, план алтарной части Клюни II был задуман и реализован при аббате Майоле, однако храм мог перестраиваться при его преемнике Одилоне. Центральный неф Клюни II был существенно выше боковых и скорее всего имел цилиндрический свод с небольшими окнами у основания (самый ранний пример сводчатой церкви с верхним освещением). Над средокрестием возвышалась прямоугольная в плане башня, похожая на башню (высота 35 м) ц. Сен-Мартен в Шапезе близ К. (1-я пол. XI в.). К зап. части храма примыкал просторный, вероятно, 2-этажный нартекс («Галилея»), предположительно фланкированный 2 башнями (в наст. время считается, что нартекс был возведен при аббате Одилоне).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Одного из клюнийских монахов (Химено, бывш. епископа Бургосского) Гуго направил в Кастилию. После этого тирану Санчо во сне явился ап. Петр и, угрожая скорой смертью, велел отпустить Альфонсо на свободу ( Gilo. Vita S. Hugonis. I 5; изд.: Memorials of Abbot Hugh of Cluny// Cowdrey. 1978. P. 59-60; см.: L " Huillier. 1888. P. 234-235). Согласно Хронике мон-ря Санта-Мария-ла-Реаль в Нахере (2-я пол. XII в.), епископы, аббаты и знатные лица Леонского королевства тщетно просили Санчо освободить брата. Тогда Альфонсо обратился за помощью к аббату Клюни, указывая на то, что монахи заключили с его отцом Фернандо I договор о взаимной поддержке. По молитвам клюнийцев король был освобожден (Chronica Hispana saeculi XII. Turnhout, 1995. Pars 2: Chronica Naierensis/Ed. J. A. Estévez Sola. (CCCM; 71A)). В 1080 г. Альфонсо VI женился на Констанции, дочери герц. Роберта I Бургундского и племяннице Гуго, аббата Клюни. Между Клюни и королями Леона и Кастилии были установлены особые отношения, к-рые клюнийцы называли «связь» (coniunctio), а кор. Альфонсо VI - «союзный договор» (pactum societatis). В 1077 и 1090 гг. были подтверждены (или скорее впервые установлены) крупные регулярные выплаты аббатству, что позволило не только увеличить раздачу милостыни, но и начать постройку монастырской церкви (т. н. Клюни III). С 1073 г. Альфонсо VI передавал под контроль Клюни испан. мон-ри, которые вошли в К. к. (Сан-Сальвадор-де-Палат-дель-Рей в Леоне, Санта-Мария-ла-Реаль, Сан-Исидро-де-Дуэньяс и др.). Многие из этих обителей находились на паломническом пути из Франции в Сантьяго-де-Компостела. Др. испан. мон-ри, не включенные в К. к., приняли клюнийские «обычаи». Наиболее значимым среди них было аббатство Саагун, имевшее собственную монастырскую филиацию; его возглавил ученик Гуго I Бернард (впосл. архиепископ Толедский; 1086-1124). Клюнийцы нередко выступали посредниками между испан. королями и Римскими папами. При их участии во 2-й пол. XI в. мосарабское богослужение было заменено рим. обрядом (см.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Разумеется, западному монашеству в целом не удалось избежать упадка, произошедшего в Европе вследствие перехода контроля над церковными институтами и структурами к светской власти. Как административные, так и дисциплинарные проблемы, которые в изобилии обнаруживались повсюду, существовали и в монастырях. Тем не менее аббатство Клюни в силу новых пунктов, появившихся в его уставе, а также благодаря благочестию своего основателя сумело избежать духовного и материального упадка, характерного для других монастырей 52 . Во–первых, с момента основания общине удалось вверить себя непосредственно папскому престолу и его святым покровителям – апостолам Петру и Павлу. Таким образом, прямым и исключительным протектором обители становился далеко находившийся папа. В силу этого Клюни, будучи уже не зависимым от воли своего основателя, переставал быть «частным монастырем». Вмешательство извне – основная причина большинства изъянов в монашеской и церковной жизни повсюду – через провозглашенное покровительство со стороны апостола Петра теперь официально и навечно провозглашалось невозможным. Большое значение имело то, что в 1024 году, в дополнение к этому иммунитету к контролю и опеке со стороны светской власти, аббатство добилось и права не подчиняться более юрисдикции местного епископа. Наконец, не менее важным для независимости Клюни стало право монахов избирать своего аббата. Никакое вмешательство со стороны светской или церковной власти в эти дела, как и во все остальные, не допускалось. В целом эти немаловажные пункты устава отчасти проясняют то, как аббатству удалось стать образцом монашеской дисциплины и следования Правилу св. Бенедикта 53 . Эти положения устава способствовали трансформации монастыря в целую монашескую империю – по мере того как под его юрисдикцией оказывались сотни связанных с ним дочерних обителей. К концу XI века, в период правления аббата Гуго (1049–1109), от Клюни официально зависело около двух тысяч монастырей. Характерно, что сам порядок, при котором вся клюнийская конгрегация рассматривалась как единый централизованный монастырь, находящийся в непосредственном подчинении у материнской обители в Бургундии, тоже был новшеством. Во всяком случае, до той поры традиционные бенедиктинские аббатства были автономными, самодостаточными единицами, каждая из которых подчинялась только своему настоятелю, – как в восточной монашеской традиции. Кроме того, стоит повториться, что если бы не личные качества выдающихся клюнийских аббатов, то само аббатство никогда не добилось бы такой высокой репутации. Высказывалось даже предположение, что при более подробном рассмотрении именно аббаты сделали монастырь истинным образцом независимости церкви и монашества 54 . Свою заслуженную славу обитель Клюни приобрела не только благодаря уникальному уставу, юрисдикционному иммунитету и прямому подчинению папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Кастилии и Леона) и крупных сеньоров (в т. ч. герц. Аквитании Гийома VIII). По преданию, строительство храма началось по указанию ап. Петра, к-рый явился парализованному мон. Гунзону и описал устройство церкви; Гунзон рассказал о видении аббату Гуго I. Иллюстрация к этой легенде представлена в рукописи нач. XIII в. из клюнийского приората Сен-Мартен-де-Шан (Paris. lat. 17716. Fol. 43r): на миниатюре изображены апостолы Петр и Павел и св. Стефан, объясняющие больному монаху планировку здания с помощью веревок. Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид) Большой юж. трансепт ц. Клюни III. 1-я четв. XIII в. (совр. вид) Ц. Клюни III была заложена в 1088 г., к 1095 г. удалось возвести алтарную часть (апсиду с широким деамбулаторием и капеллами), которая была освящена папой Урбаном II. Малый (алтарный) трансепт, укрепленный контрфорсами, и основная часть хора были завершены к осени 1115 г. (к этому времени длина здания достигла 52,5 м). В то же время велись работы по возведению большого трансепта, равного по ширине центральному нефу, затем - 5 нефов храма, распор наружных стен которого передавался на контрфорсы через примыкавшие под углом арки (впосл. использованная в Клюни III система контрфорсов и аркбутанов получила широкое применение в готической архитектуре). Общая длина здания составляла 150 м (после пристройки нартекса - 187,31 м), высота - 38,5 м; свод центрального нефа поднимался до 29,5 м при ширине нефа в 11 м и высоте аркады в 10,85 м; толщина внешних стен достигала 1,93 м. Богато декорированный портал возвышался на 18,5 м. Торжественное освящение храма 25 окт. 1130 г. возглавил папа Римский Иннокентий II . Церковь достраивалась и в дальнейшем: был возведен обширный 2-этажный нартекс (завершен при аббате Ролане де Эно (1220-1228)), во 2-й пол. XIII в. получивший новый фасад с окном-розой и порталом, в XIV-XV вв.- башни нартекса (они уравновесили развитую вост. часть храма, увенчанную башнями), тогда же были пристроены новые и реконструированы старые капеллы.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

независимость Клюни от местных церковных властей (сторонники К. р. рассматривали их вмешательство как мирское) неоднократно подтверждалась папами Римскими. В кон. X в., при аббате св. Одилоне, папа Римский Григорий V окончательно изъял Клюни из юрисдикции епископа Маконского (привилегия экземпции (exemptio)): без разрешения аббата никто не имел права на литургические действия на территории мон-ря; для совершения таинств монахи могли пригласить любого епископа (т. н. консекратора). В 1025 г. Госцелин, еп. Маконский, ссылаясь на каноны IV Вселенского Собора, обжаловал эту практику на Соборе в Ансе. Однако папа Римский Иоанн XIX подтвердил и расширил привилегии Клюни и связанных с ним аббатств и приоратов, а также запретил налагать интердикт на мон-ри Клюнийской конгрегации и их монахов или отлучать их от Церкви независимо от места их пребывания. Привилегии, к-рые клюнийцы получили позднее от пап Григория VII , Урбана II и Пасхалия II , не способствовали умиротворению отношений: епископы неоднократно пытались отстоять свои права, опираясь на военную силу. Впосл. связанные с Клюни мон-ри в разных регионах стремились получить подобные привилегии, что становилось причиной конфликтов с местным епископатом. Папа Каллист II (1119-1124) сохранил привилегии свободного выбора аббата и приглашения консекратора для совершения таинств только для Клюни. По мнению К. Халлингера, именно стремление клюнийцев к полной свободе (libertas) как к условию осуществления монашеского идеала апостольского образа жизни отличало К. р. от др. современных ей движений, прежде всего от лотарингской реформы. Верное каролингским идеалам образованности и активного участия в жизни империи лотарингское монашество было тесно связано с епископатом и вовлечено в создание имперской Церкви и управление ею, тогда как клюнийцы твердо стояли за освобождение от «внешних» властей (exemptio) и самоорганизацию по централистской модели ( Hallinger. 1950. Bd. 1. S. 2-3, 36-37). Однако др. исследователи (Й. Воллаш, Д. Ионья-Прат, Ч.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

В мае 993 г. М., находившийся уже в преклонном возрасте, назначил своим коадъютором Одилона (Recueil. 1884. T. 3. N 1965). По просьбе кор. Гуго Капета он отправился реформировать аббатство Сен-Дени близ Парижа. В дороге М. заболел и вскоре скончался в клюнийском приорате Сувиньи. Почитание Почитание М. началось сразу после его кончины и получило распространение гл. обр. в бенедиктинских мон-рях, находившихся под влиянием Клюни. Хронист Родульф Глабер отмечал, что во время эпидемии эрготизма в 997 г. чаще всего молились святым Мартину Турскому, Ульриху Аугсбургскому и М. ( Rodulf. Glab. Hist. II 6. 14). В привилегии папы Римского Григория V , адресованной клюнийскому аббату Одилону (998), среди его предшественников упоминается «блаженной памяти святой Майоль» (beatae recordationis sancto Maiolo - B ö hmer. Reg. Imp. 2. Bd. 5. N 813). В 999 г. клюнийский мон-рь Пресв. Девы Марии в Павии, основанный М., именовался в честь святого (nunc ab omnibus dicitur sancti Maioli - MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 2. Pars 2. P. 740-741). Начиная с XI в. важнейшими центрами почитания М. были монастыри Клюни и Сувиньи. В Клюни уже при Одилоне торжественное поминовение М. входило в важнейшие литургические праздники (об этом упом. в сб. клюнийских «обычаев» «Liber Tramitis» - Consuetudines Monasticae/Ed. B. Albers. Stuttg.; W., 1900. Vol. 1: Consuetudines Farfenses. P. 65-66, 133). Среди реликвий, хранившихся в монастыре, был стеклянный сосуд с волосами М. (Ibid. P. 184). В привилегии папы Григория VII (1075) упоминаются недавно построенные в Клюни капеллы во имя Пресв. Девы Марии, святых М. и Одилона; до 1095 г. к ним добавилась капелла во имя св. Одона (Bullarium Sacri Ordinis Cluniacensis. Lugduni, 1680. P. 18-20, 23). В XII в. сложилось почитание 4 аббатов Клюни - Одона, М., Одилона и Гуго Великого ( Bernard. Clar. Apol. IX 23). Вклад М. и других св. настоятелей в становление и развитие клюнийского монашества подчеркивается в «Хронологии клюнийских аббатов», составление которой началось при Гуго Великом (Bibliotheca.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010