946-1000, основной объем после 1275) - ее половины (разрез по вертикали). Основными центрами строительства при сакс. династии стали Саксония и Тюрингия. Наибольшее распространение под влиянием архитектуры «второй» церкви аббатства Клюни (Клюни II, 981-991) здесь получил тип 3-нефной базилики с плоским деревянным перекрытием, башней над средокрестием и добавлением 2-го трансепта и апсиды с запада (Санкт-Михаэльскирхе (ц. арх. Михаила) в Хильдесхайме, после 1001-1033). В интерьере базилик данного типа чередующиеся столбы и колонны несут арки, над ними - нерасчлененная стена, в 3-м ярусе - окна. В качестве варианта системы внутренних членений романского собора в этот период появляются арочные эмпоры 2-го яруса в Цириакускирхе (ц. св. Кириака) жен. бенедиктинского мон-ря в Гернроде (961-991). Большой интерес представляют первые зальные церкви с нефами равной высоты (крипта Випертикирхе в Кведлинбурге, 936; капелла Санкт-Бартоломеус в Падерборне, построенная греч. мастерами ок. 1017). Надвратная Никольская часовня в Лорше. 763–774 гг. Надвратная Никольская часовня в Лорше. 763–774 гг. Монументальной живописи оттоновского периода присущи экспрессия и плоскостная трактовка форм (росписи в Сильвестер-капелле в Гольдбахе, нач. XI в.). Крупная живописная школа сформировалась на о-ве Райхенау на Боденском оз. (фрески ц. Санкт-Георгскирхе мон-ря Оберцелль, кон. X в.). Отсюда же происходят памятники оттоновской миниатюрной живописи, возвеличивавшей императоров (Кодекс Геро, ок. 969 г., Гос. б-ка, Дармштадт; Кодекс Экберта, 980-е гг., Городская б-ка, Трир; Евангелие Оттона III, кон. X в., Книга евангельских чтений Генриха II, ок. 1010, оба - Monac.; Бамбергский Апокалипсис, ок. 1020 г., Гос. б-ка, Бамберг). Др. центрами создания миниатюр были Трир (2 листа из утраченного «Регистра св. Григория Великого», нач. 80-х гг. X в., Музей Конде в Шантийи и Городская б-ка в Трире), бенедиктинский мон-рь в Эхтернахе (Люксембург), мон-рь св. Эммерама в Регенсбурге (Служебник аббатисы Уты, 1002-1025, Monac.), Кёльн (Евангелие аббатисы Хитды, 978-1042, Гос.

http://pravenc.ru/text/529057.html

После смерти Оттона I власть перешла к его сыну Оттону II (961-983; император с 967, правил самостоятельно с 973). Стремясь закрепить герм. влияние в Италии, в 981 г. он предпринял неудачную попытку завоевать Юж. Италию, потерпел сокрушительное поражение от арабов при Котроне (982) и едва избежал визант. плена. На съезде имперских князей в Вероне (983) добился избрания своего сына Оттона герм. королем. Летом 983 г. вост. области Г. сильно пострадали от набегов лютичей, еп-ства Бранденбург и Хафельберг были уничтожены, был разгромлен Гамбург, область между Эльбой и Одером, завоеванная Оттоном I, потеряна (за исключением земель Лужица (Лаузиц) и Мильско). В дек. 983 г. Оттон II умер от малярии в Риме. Герм. королем стал его малолетний сын. Христос коронует имп. Оттона II и его супругу Феофано. Аворий. 982–983 гг. (Музей Клюни, Париж) Христос коронует имп. Оттона II и его супругу Феофано. Аворий. 982–983 гг. (Музей Клюни, Париж) Период малолетства Оттона III (983-1002; правил самостоятельно с 995, император с 996) и регентства его матери имп. Феофано при поддержке архиеп. Виллигиза Майнцского (до 991), а затем бабки Оттона III имп. Адельгейды был отмечен борьбой магнатов за власть и ослаблением центральной власти в Г. Начав самостоятельно править, Оттон III предпринял поход в Италию (996), в Павии получил корону итал. королевства. В Риме способствовал избранию папой вместо умершего Иоанна XV своего кузена Бруно (взошел на папский престол под именем Григорий V ), к-рый и короновал его императором. Мечтая о создании единой христ. мировой державы с центрами в Риме, Ахене и, возможно, К-поле, Оттон III провозгласил политику т. н. renovatio imperii Romanorum - возрождения и христ. обновления Римской империи, к-рую он представлял, вероятно, как совокупность самостоятельных христ. королевств, подчиненных власти императора. Вклад в развитие имперской идеологии внесли канцлер Оттона III Гериберт , архиеп. Кёльнский (с 999), Лев, еп. Верчелльский, Герберт, еп. Аврилакский (впосл. папа Сильвестр II ). В Г. особый статус был придан Ахену и развитию в связи с этим почитания имп. Карла Великого (в 1000 была открыта гробница Карла в Ахене). Продолжая на востоке империи политику предшественников, Оттон III проводил христианизацию и колонизацию слав. земель, однако не стремился включить все новообращенные земли в систему нем. церковной организации. При его согласии в 1000-1001 гг. были созданы независимые от нем. прелатов архиеп-ства - Гнезно в польск. и Гран ( Эстергом ) в венг. землях. Близким ко двору Оттона III был миссионер Бруно Кверфуртский , в 1008 г. отправившийся проповедовать христианство печенегам и посетивший по дороге Киев.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Мавра было принято в мон-ре Бом и затем через аббата Бернона «перешло» в Клюни ( Rodulf. Glab. Hist. III 17-18). По мнению цистерцианского хрониста Альберика из Труа-Фонтена (XIII в.), до основания Клюни в Галлии якобы соблюдался устав св. Колумбана. Только усилиями св. Одона в Клюни и во Флёри был принят бенедиктинский устав, получивший затем повсеместное распространение (MGH. SS. T. 23. P. 760). Многие исследователи пытались проследить преемственную связь каролингского монашества с клюнийцами, благодаря которой аббатство Клюни якобы отличалось от других крупных мон-рей, ориентированных на реформу (Флёри, Сен-Бенинь в Дижоне), и от реформированных мон-рей Лотарингии (Горце, Сен-Ван в Вердене). Согласно Иоанну Салернскому, в мон-ре Бом, основанном аббатом Берноном, строго соблюдался бенедиктинский устав, т. к. монашескую жизнь в этой обители наладили последователи наставника Евтихия (Евтиха, Евтихика), жившего при имп. Людовике Благочестивом. Т. о., клюнийские «обычаи» восходили к учению Евтихия (Fuerunt autem institutores eiusdem loci imitatores cuiusdam patris Eutici... Ipse enim pater Euticus institutor fuit harum consuetudinum, quae hactenus in nostris monasteriis habentur - Vita Odonis. I 22-23//PL. 133. Col. 53-54). Имя Евтихия обычно считают искаженной формой имени Витица, к-рое до вступления в мон-рь носил св. Бенедикт Анианский . Высказывалось мнение, что клюнийские «обычаи» восходили к идеям св. Бенедикта Анианского: дочерней обителью аббатства Аниан был мон-рь Сен-Савен-сюр-Гартамп, его монахи при имп. Карле Лысом реформировали аббатство Сен-Мартен в Отёне. Насельники этого мон-ря принесли свои традиции в мон-рь Бом при аббате Берноне (впосл. 1-й настоятель Клюни). Т. о., мон-рь Клюни с самого начала рассматривался как обитель, в к-рой следовало возродить традиции каролингского монашества ( Valois J., de. Sur quelques points d " histoire relatifs à la fondation de Cluny//Millénaire de Cluny. 1910. Vol. 1. P. 201-204). Однако в клюнийских источниках, за исключением Жития св. Одона, нет указаний на преемство идет от Бенедикта Анианского к аббатам Клюни. В Клюни не использовался сводный монашеский устав (Concordia regularum), составленный Бенедиктом Анианским. Игнорируя монастырскую реформу Каролингов, клюнийцы утверждали, что до основания Клюни монашеская жизнь находилась в глубоком упадке. Преувеличенное мнение о деградации монашества разделяли деятели лотарингской реформы. Так, в Житии св. Иоанна из Горце утверждается, что до начала реформы бенедиктинский устав не соблюдался ни в одном мон-ре к северу от Альп (MGH. SS. T. 4. P. 342). Совр. исследователи отвергают гипотезу о преемственности между св. Бенедиктом Анианским и насельниками Клюни, хотя проявившаяся в К. к. тенденция к унификации практики различных монастырей несомненно явилась продолжением каролингских реформ ( Bredero. 1983).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

ч. и теми, кто сами приносили монашеские обеты в Клюни. Крупные приораты могли образовывать дочерние структуры. Монахи, жившие в приоратах, считались членами общины материнского аббатства; ими управлял приор, назначаемый аббатом Клюни. Приор нес ответственность за соблюдение братией устава, т. е. имел дисциплинарную власть (контроль и наказание, за исключением особо тяжких случаев нарушения дисциплины), представлял обитель во всех внешних делах, следил за сохранностью владений и имущества, руководил хозяйственной деятельностью и обеспечивал своевременную доставку в Клюни продуктов и доходов от владений. Брать новициев и тем более принимать от них обеты приоры не имели права (все обеты буд. монахи приносили в Клюни), за редкими исключениями: мн. миряне, особенно при аббате Гуго I, когда К. р. достигла пика популярности, вступали в мон-ри и приносили монашеские обеты перед смертью (in extremis). Позднее, согласно статутам аббата Гуго V (1199-1207), при принятии важных решений приоры должны были получить одобрение собрания монахов, 2 раза в год отчитаться перед ними о состоянии дел в мон-ре, а раз в год предоставить отчет аббату Клюни, за к-рым во избежание произвола сохранилось право смещать лишь тех приоров, чья несостоятельность не вызывала сомнения ( Molitor R. Aus der Rechtsgeschichte benediktinischer Verbände. 1928. Bd. 1. S. 128-129). Объем и сферы полномочий клюнийского аббата по отношению к собственным приоратам и аббатствам, не принадлежавшим Клюни по праву частной церкви и находившимся в собственности или «под защитой» др. лиц и структур, различались. Согласно грамоте папы Римского Пасхалия II (1100), клюнийские приораты (в отличие от аббатств) были подчиненными структурами: аббат Клюни располагал там всеми правами собственности и управления (regimen), тогда как в аббатствах - лишь правом «ordinatio», т. е. рядом компетенций в вопросах организационного характера. Эти обители нередко сохраняли привилегию свободного выбора аббата из членов своей общины, а аббат Клюни лишь утверждал его, проводя инвеституру посохом.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Монашество обращалось к Риму как к естественному покровителю в борьбе за свою самостоятельность с местным клиром, и этим способствовало росту самосознания папства. А Рим, взращивавший идею реформы Церкви и своего примата, всё более понимал, что его опора в монахах. Монашество казалось истинным носителем христианского идеала. Так думали Папы, так думал Генрих II и так же думали отдельные представители местного клира, видевшие в Одилоне святого и мудреца, «архангела монахов». Монахи были людьми дня. Их можно было встретить повсюду: и во главе реформаторских начинаний, и в политических делах государей. Естественным путём выдвинулись и росли отдельные центры монашества. Росло и Клюни. Но до Одилона в его расширении не было определённого плана, строгой руководящей мысли, хотя тенденция к централизации уже обнаружилась и вызывала протесты отдельных монастырей. Одилон планомерно добивается объединения под властью Клюни всех его посадок. Он подводит под свою власть многие монастыри во Франции и Германии, не смущаясь встречаемым сопротивлением и упорно стремясь к своей цели. Когда Одилон был избран аббатом, от Клюни зависело только 37 монастырей. Одилон (†1048 г.) довёл их число до 65. При его преемнике Гугоне (†1109 г.) «конгрегация» Клюни приняла свой окончательный вид, охватив около 200 монастырей, некоторые из которых сами были довольно значительными центрами (так, St. Gérald стоял во главе 65 монастырей, La Charité sur Loire – 52 и так далее). Аббат Клюни надзирал за подчинёнными ему монастырями, за соблюдением в них устава; утверждал избираемых ими аббатов, назначал или утверждал поставляемых аббатами приоров. Новиции приносили обеты ему самому и должны были проводить первые три года своей монашеской жизни в Клюни. При Петре Достопочтенном (1122–1156 гг.) конгрегация достигла наибольшего расцвета: её монастыри появились на востоке – в долине Иосафатской, на горе Табор – и рассеялись по всей Западной Европе. Одновременно приняли окончательную форму и «клюнийские установления». Только Клюни удалось создать такую большую и крепкую организацию. Рядом с ним осталось существовать много мелких местных центров, и параллельно с действием объединяющих тенденций замечаются обратный процесс дробления крупных образований и непрестанное появление всё новых монастырей. Рост Клюни, нашедший себе выражение и во внешнем блеске его монастырей, в импульсах, данных им средневековой архитектуре, сопровождался ростом его влияния в Церкви, и понятно, какое значение для папской политики имело появление подобной организации, влияние которой распространялось далеко за пределы непосредственно входящих в неё монастырей. Не меньшим значением для Церкви и папства обладало и всё монашеское движение эпохи, и тем не менее не следует преувеличивать этого значения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Ко времени прибытия О. Бернон возглавлял не только аббатство Бом, но и более крупный мон-рь Жиньи (возможно, первоначально О. и Адегрин жили именно в Жиньи; см.: Ibid. P. 121-122). Вскоре после того как О. стал монахом, герц. Гийом Благочестивый назначил Бернона настоятелем мон-ря Клюни. Вероятно, О. (Oddo leuita) составил акт об основании Клюни (11 сент. 910), в к-ром были перечислены привилегии аббатства, т. н. монастырские свободы (libertas monastica): обитель была освобождена от подчинения к.-л. светскому или церковному сеньору и находилась под защитой папы Римского; монахи имели право свободно распоряжаться монастырским имуществом и избирать аббата (изд.: Recueil. 1876. Vol. 1. N 112; Les plus anciens documents. 1997. P. 33-39). По просьбе аббата Бернона Турпион, еп. Лиможский († 944), рукоположил О. во пресвитера. Приблизив к себе О., Бернон, вероятно, в 923 или 924 г. назначил его преемником (в грамоте, датированной апр. 926, О. назван аббатом Клюни - Les plus anciens documents. 1997. P. 40-42). Это вызвало недовольство «молодых монахов» во главе с Гвидоном, родственником Бернона, к-рые заставили О. и его сторонников переселиться в Клюни ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 34; II 1). В 926 или 927 г. Бернон составил завещание, в котором разделил свои мон-ри между 2 аббатами: Гвидон должен был возглавить старейшие обители Жиньи, Бом и Мутье-ан-Брес, а «дорогой Оддон» должен был стать настоятелем Клюни, Деоля и Масе. Поскольку мон-рь Клюни оставался небогатым, некоторые владения Жиньи были переданы в пользование клюнийцам при условии уплаты 12 денариев ежегодно (Bibliotheca. 1915. Col. 9-12). После кончины Бернона (13 янв. 927) между Гвидоном и О. началась тяжба из-за монастырских владений. О. обратился за помощью к папе Римскому Иоанну X (914-928), к-рый решил спор в его пользу ( Jaff é . RPR. N 3578). Тогда же кор. Родульф (923-936) подтвердил статус Клюни как «свободного» мон-ря в соответствии с актом об основании обители (Recueil. 1876. Vol. 1. N 285; подробнее см.: Ros é . 2008. P. 161-182).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

к., сложившаяся при аббате Гуго I, характеризовалась как «монархическая». Подчеркивалось, что аббат Клюни обладал всей полнотой власти (законодательной, судебной и исполнительной), а К. к. была лишь продолжением аббатства ( Besse J.-M. L " Ordre de Cluny et son gouvernement. I//Revue Mabillon. P., 1905. Vol. 1. P. 5-40). Мн. исследователи говорили о высокой степени централизации власти в К. к. В действительности даже при Гуго I К. к. все еще была аморфным объединением: входившие в нее мон-ри обладали разным статусом, мн. обители юридически даже не были связаны с Клюни ( Hunt. 1967). Только благодаря привилегиям, дарованным папой Урбаном II, началось формирование иерархической структуры К. к. по модели «голова-тело». Папа Пасхалий II лишил мон-ри К. к. статуса аббатств и перевел их в разряд приоратов и «келий»; настоятели этих мон-рей назначались аббатом Клюни (буллы от 15 и 20 нояб. 1100). Тем не менее нек-рые обители К. к. сохранили статус аббатства (в папской булле от 16 окт. 1109 г. перечислены 13 аббатств и 72 приората). Территориальное расширение и численный рост К. к. привели к появлению дочерних монастырей у крупных приоратов (напр., Ла-Шарите-сюр-Луар и Сен-Мартен-де-Шан в Париже). Следствием оформления структуры К. к. стали конфликты монастырей с местным епископатом (в соответствии с клюнийскими привилегиями мон-ри не подчинялись власти епископа), а также противостояние между Клюни и дочерними монастырями (основной причиной было то, что аббат Клюни избирался только монахами главной обители). Клюнийские монахи нередко переходили из одного мон-ря в другой, часто посещали главный мон-рь с целью изучить его устав и «обычаи», направляли туда молодых облатов на временное пребывание. Монастырские должностные лица перемещались с одного поста на другой; приоры занимали посты лишь короткое время и нередко впоследствии становились епископами и кардиналами. Это способствовало расширению влияния Клюни, но не позволяло создать стройную систему управления. Кризис К. к. и попытку ее реформы связывают с деятельностью аббата Понтия (Понса из Мельгея) (1109-1122), выходца из знатного лангедокского рода, отданного в качестве облата в мон-рь Сен-Понс-де-Томьер и впосл.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Ришелье (4 дек. 1642). Сторонники строгой обсервации избрали на должность аббата бывш. мавриста Жермена Эспьяра, визитатора пров. Бургундия. Противники реформы предложили эту должность Арману де Бурбону, принцу де Конти, сыну принца Конде и аббату Сен-Дени (аббат Клюни в 1642-1654). После смерти кор. Людовика XIII (14 мая 1643) бóльшая часть преобразований, проведенных кард. Ришелье, была отменена. Арман де Бурбон был признан законным аббатом Клюни; в 1644 г. с одобрения Папского престола было упразднено объединение К. к. и конгрегации св. Мавра, мон-рь Сен-Мартен-де-Шан вернулся в состав К. к. На капитуле в мон-ре Ла-Шарите-сюр-Луар главой клюнийцев строгой обсервации, сохранивших правила и обычаи мавристов, был избран Юбер Ролле, номинальный председатель конгрегации св. Витона. Аббат Арман де Бурбон восстановил ежегодное проведение генерального капитула. На капитуле 1647 г. клюнийским общинам строгой обсервации было разрешено сохранить свое положение под руководством генерального викария, однако члены др. конгрегаций могли переходить в К. к. только с разрешения генерального капитула; генеральный приор избирался капитулом на 3-летний срок. Аббат также издал указания, относившиеся к внутреннему распорядку клюнийских мон-рей (о собственности, об одежде, о богослужениях и т. д.). Однако из-за активного участия в политической борьбе он уделял мало внимания делам К. к. После поражения Фронды (1648-1653) Арман де Бурбон был отправлен в ссылку; в 1654 г. он сложил полномочия аббата Клюни и женился на Анне Марии Мартиноцци, племяннице кард. Джулио Мазарини . Аббатство Клюни в кон. XVIII в. Совр. реконструкция. (Музейное собрание в здании хранилища для зерна в Клюни) Избранный в 1683 г. аббатом Клюни кард. Эмманюэль Теодоз де ла Тур д " Овернь, герц. Буйон, вступил в должность лишь в 1693 г. Проживая в Риме, кардинал не посещал Клюни и управлял К. к. посредством писем. После завоевания кор. Людовиком XIV обл. Франш-Конте (70-е гг. XVII в.) находившиеся там приораты, некогда переданные конгрегации св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

ст. Испано-мосарабский обряд ). При кор. Альфонсо VII (1126-1157) связь леоно-кастильской династии с Клюни заметно ослабла, однако клюнийские монахи занимали важнейшие епископские кафедры (Толедо, Брага, Сантьяго-де-Компостела). Под влиянием Клюни оказались также нек-рые мон-ри в Португалии: в 1100 г. гр. Генрих Бургундский и его супруга Тереза, дочь кор. Альфонсо VI, передали клюнийскому приорату Ла-Шарите-сюр-Луар мон-рь Сан-Педру-ди-Ратиш. В 1102 или 1103 г. по указанию Маврикия, еп. Коимбры, бывш. монаха Клюни, этому приорату была подчинена ц. Санта-Жуста в Коимбре ( Bishko. 1965). Крипта церкви аббатства Сан-Сальвадор-де-Лейре. XI в. Крипта церкви аббатства Сан-Сальвадор-де-Лейре. XI в. После битвы при Гастингсе (1066) кор. Вильгельм I Завоеватель попросил аббата Гуго I отправить в Англию 6 клюнийских монахов, чтобы назначить их на важные церковные должности, но получил отказ (возможно, потому, что Гуго пришлось перевести мн. монахов из Клюни в Кастилию). Предложение короля ежегодно выплачивать 100 марок за каждого монаха было воспринято в мон-ре как симония ( Barlow. 1981). Лишь в 1077 г. в Англии был основан 1-й клюнийский приорат - св. Панкратия в Льюисе (графство Суссекс). Его основатель Вильгельм де Варенн, гр. Суррея, посетил Клюни с супругой Гундредой. Образ жизни монахов произвел на них глубокое впечатление, поэтому граф попросил аббата Гуго способствовать основанию клюнийской обители в его владениях (об этом сообщается в грамоте об основании мон-ря, подделанной в нач. XIV в.; см.: Golding. 1981). В XII-XIII вв. приорат св. Панкратия, в к-ром было не менее 60 насельников, имел собственную монастырскую филиацию (приораты Касл-Акр (1089) и Тетфорд (1103/04) в Норфолке). Однако бóльшая часть клюнийских монастырей в Англии была основана выходцами из французского приората Ла-Шарите-сюр-Луар (Мач-Уэнлок в Шропшире (1080 или 1081), Бермондси (1089), Понтефракт (ок. 1090) и др.). Как правило, мон-ри строились по просьбе крупных нормандских аристократов и на их землях (кроме приората Бермондси, основанного лондонским купцом Алвином Чайлдом на земле, выкупленной у кор.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Хотя О. почти все время занимался церковно-политической деятельностью и часто путешествовал, он постоянно молился и ежедневно совершал мессу (PL. 144. Col. 928-929). Аббат соблюдал строгий пост, носил под одеждой власяницу и вериги ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 11). Перед смертью он назвал своей единственной заслугой сохранение целомудрия ( Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 286). О. особо почитал Пресв. Деву Марию, исцелившую его в детстве от тяжелой болезни ( Iotsaldus. Vita Odilonis. II 2), составил неск. проповедей и гимн на Богородичные праздники. Значимое место в его сочинениях занимает тема почитания Св. Креста; О. не только рассматривал Крест как орудие спасения человечества, но и связывал с его обретением торжество Церкви и христ. империи (см.: Iogna-Prat D. La Croix, le moine et l " empereur: Dévotion à la Croix et théologie politique à Cluny autour de l " an mil//Haut Moyen-Âge: Culture, éducation et société: Études offertes à P. Riché/Éd. M. Sot. P., 1990. P. 449-475). Чувствуя приближение кончины, О. отправился в Рим и провел в городе 4 месяца, затем он вернулся в Клюни и стал объезжать подчиненные мон-ри, умерщвляя тело строгим постом и бдениями. По прибытии в мон-рь Сувиньи, где был похоронен св. Майоль, О. тяжело заболел и начал готовиться к смерти. Вопреки клюнийскому обычаю он отказался назначить преемника, предоставив монахам право избрать аббата. Его преемником стал св. Гуго I, занимавший в Клюни должность великого приора. Сочинения Ко времени настоятельства О. относится начало лит. деятельности в аббатстве Клюни. Творчество клюнийских авторов было посвящено гл. обр. прославлению аббата Майоля: по распоряжению О. было составлено пространное Житие святого (BHL, N 5179), записывались чудеса от его гробницы в Сувиньи (BHL, N 5186). В Житии св. Майоля обосновано исключительное положение Клюни как образцового бенедиктинского мон-ря, изложена «теократическая» идея монашества - высшего слоя христ. общества. Вероятно, О. строго следил за тем, чтобы монастырские авторы придерживались одобренной им идеологии. По свидетельству Аббона из Флёри, аббат велел заклеймить раскаленным железом монахов, сочинявших лживые истории, и изгнал их из обители (PL. 139. Col. 437). В Клюни провел неск. лет хронист Родульф Глабер; написанную «Историю» он посвятил О.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010