159. Col. 482; PL. 104. Col. 1140). Аббат Гуго III де Фразан (1157/58-1161) по примеру святых Одилона и Гуго I попытался наладить отношения с герм. императором. Он поддержал антипапу Виктора IV в борьбе с папой Александром III . На Соборе в Павии (февр. 1160) аббат Клюни присоединился к герм. епископам, выступившим на стороне Виктора IV, однако на стороне папы Александра III выступали цистерцианцы, премонстранты и картузианцы. Отказавшись принять папского легата Генриха, еп. Бове, Гуго III был низложен монахами на основании данных легатом распоряжений (7 апр. 1161), однако император продолжал считать его законным аббатом Клюни. На Турском Соборе (1163) Гуго III был предан анафеме вместе с Виктором IV, но в 1177 г. он примирился с папой Александром III ( Constable G. The Abbots and Anti-Abbots of Cluny during the Papal Schism of 1159//RBen. 1984. T. 94. P. 370-400). О судьбе Гуго III после смещения сохранилось мало сведений; известно неск. адресованных ему писем Петра, аббата мон-ря Монтье-ла-Сель близ Труа (The Letters of Peter of Celle/Ed. J. Haseldine. Oxf., 2001. P. 113-133). Аббат Стефан I (1161-1173) заручился поддержкой франц. кор. Людовика VII и получил от него ряд привилегий, укрепив положение К. к. в Юж. Франции. В то же время отношения Клюни с императором остались дружественными, т. к. кор. Людовик VII в условиях острого конфликта с Англией примирился с имп. Фридрихом I Барбароссой . Незадолго до смерти аббат Стефан добровольно сложил полномочия; его преемник Рауль де Сюлли (1173-1176) также отрекся, сочтя обязанности настоятеля слишком тяжелыми. Аббат Готье де Шатийон (1176-1177) был низложен из-за родственных отношений с графом Фландрии, союзником англ. короля. Аббат Вильгельм I (1177-1179), ранее приор монастыря Сен-Мартен-де-Шан, также был сторонником Англии; в связи с этим англ. кор. Генрих II пожертвовал Клюни 1 тыс. марок серебром. Аббат Тибо де Вермандуа (1179-1183) выступил посредником в конфликте между кор. Генрихом II и его сыновьями; в 1183 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Остии, затем стал папским легатом в герм.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Павла в Риме, а затем аббатом мон-ря в Салерно. Посетив Италию в 4-й раз, аббат Клюни реформировал мон-рь св. Илии близ Непи и, вероятно, способствовал утверждению в аббатстве Монте-Кассино франк. монастырских обычаев. Св. Одон скончался во время паломничества в Тур, к гробнице св. Мартина, и был похоронен в реформированном им аббатстве Сен-Жюльен. Жизнь св. Майоля подробно освещена в агиографических сказаниях (сохр. не менее 10 сочинений о нем - Iogna-Prat. 1992. P. 87-89). Наибольшую известность среди современников получило сообщение о пленении аббата провансальскими арабами в июле 972 г.: по дороге из Рима в Бургундию во время перехода через Альпы св. Майоль и его спутники были захвачены в плен и содержались в укреплении Ла-Гард-Френе. По просьбе аббата монахи выкупили его за 1 тыс. фунтов серебром. Это событие стало поводом для местных сеньоров окончательно изгнать арабов из Прованса ( Rodulf. Glab. Hist. I 4. 9). Как и св. Одон, аббат Майоль был умелым дипломатом: ему удалось наладить отношения с герм. императором и с местными епископами, в то же время поддерживая тесные контакты с Римскими папами. Св. Майоль укрепил положение Клюни в Бургундии: участники Собора в Ансе (994) запретили кому-либо покушаться на собственность мон-ря, в т. ч. на возникшее рядом с аббатством городское поселение (бург) ( Mansi. T. 19. Col. 99-101). Деятельность св. Майоля способствовала дальнейшему расширению влияния Клюни. По просьбе местных сеньоров аббат реформировал крупнейшие франц. мон-ри Лерен , Мармутье близ Тура (987), Сен-Бенинь в Дижоне (после 989), Сен-Жермен в Осере (ок. 990) и Флавиньи. Как правило, св. Майоль воздерживался от вмешательства в дела Французского королевства, хотя по просьбе Бурхарда I, гр. Вандома, он реформировал аббатство Сен-Мор близ Парижа. Незадолго до кончины св. Майоля кор. Гуго Капет (987-996) обратился к нему с просьбой восстановить дисциплину в аббатстве Сен-Дени. Не менее успешно Майоль действовал за пределами франц. земель. В 962 г. Берта Швабская, кор. Бургундии, и ее дочь имп. Адельгейда (Аделаида) (ок. 931-999), супруга имп. Оттона I , передали клюнийцам мон-рь Пайерн. В 967 г. Клюни получил неск. церквей в Павии, здесь был основан приорат св. Петра (впосл. именовался в честь св. Майоля); мон-рь св. Павла в Риме стал клюнийским приоратом. Весной 971 г. св. Майоль вновь посетил Павию и благодаря содействию имп. Адельгейды реформировал мон-рь Спасителя (Сан-Сальваторе). Затем св. Майоль направился в Равенну и по просьбе имп. Оттона I реформировал крупный мон-рь Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В этой обители жил св. Ромуальд , впосл. ставший основоположником движения монастырской реформы в Италии (см. Камальдулы ).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Во время посещений Италии О. установил дружественные отношения с папой Римским и с итал. правителями, что способствовало укреплению авторитета Клюни. Благодаря папским привилегиям аббат Клюни получил возможность возглавлять др. мон-ри. Однако большинство обителей, в к-рых О. занимал должность аббата, не были подчинены Клюни и впосл. не вошли в Клюнийскую конгрегацию . Деятельность О., к-рый стремился восстановить бенедиктинскую уставную дисциплину, оказала большое влияние на развитие западного общежительного монашества (подробнее см. в ст. Клюнийская реформа ). По крайней мере с 936 г. О. стал совершать длительные путешествия и подолгу отсутствовал в Клюни. Вместо него монашеской общиной управлял приор. Вероятно, О., как и Бернон, назначил преемника: в грамоте 941 г. настоятелем мон-ря впервые назван аббат Аймард (Recueil. 1876. Vol. 1. N 524), к-рый возглавил аббатство после кончины святого. Во время последнего посещения Рима О. тяжело заболел и почувствовал приближение кончины. Когда его состояние улучшилось, он отправился в Тур, чтобы умереть рядом с гробницей св. Мартина. Вскоре после дня памяти святого (11 нояб.) О. вновь стало хуже, в октаву праздника он скончался ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 12). А. А. Королёв Сочинения Богословские и нравственно-аскетические Главный труд О., своего рода квинтэссенция нравственных идеалов клюнийской реформы, направленной на обновление зап. монашества и католич. Церкви,- соч. «Собеседования» (Collationes; изд.: PL. 133. Col. 517-638), составленное О. после его рукоположения во пресвитера ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 37) по настоянию Турпиона, еп. Лиможского (ему этот труд и посвящен - Epistola nuncupatoria//PL. 133. Col. 517-520), и клюнийского аббата Бернона. Сочинение написано, вероятно, в 917 или 923 г. Оригинальное название не сохранилось, а принятое в большинстве рукописей либо отсылает к одноименному сочинению прп. Иоанна Кассиана Римлянина , либо подразумевает беседу между О. и еп. Турпионом. По сути «Собеседования» являются патристическим флорилегием (см.: Basset V. Introduction à une étude critique des «Collationes» d " Odon de Cluny: Mémoire de DEA. [Aix-en-Provence], 1999). Сочинение делится на 3 части, в к-рых соответственно раскрываются темы грехопадения и передачи первородного греха, влияния грешников на др. людей, утешения страждущих, особенно когда они видят, что грешники благоденствуют. Большое внимание автор уделяет размышлениям о недостойных священниках и отвечает на вопрос о том, как должны реагировать Церковь и ее предстоятели в тех случаях, если грешниками, нападающими на праведников, оказываются члены церковной иерархии.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Новые мон-ри часто были исключены из сферы юрисдикции епископов. Особенно заметным это стало с появлением в И. монахов Клюнийской конгрегации . В И. клюнийцев впервые пригласил король Памплоны Санчо Гарсес III Великий, однако его ближайшие преемники уже не оказывали им подобной поддержки. Тесное взаимодействие между монастырями Клюнийской конгрегации и правителями Леоно-Кастильского королевства началось только в сер. XI в. Фернандо I обещал ежегодно выплачивать аббатству Клюни сумму в 1 тыс. золотых, а также совершил множество единовременных выплат. В 1072 г. Гуго , аббат Клюни, добился освобождения из плена кор. Альфонсо VI, тем самым завоевав королевское благоволение. Гуго и его преемникам удалось стать своего рода посредниками между Римскими папами, стремившимися подчинить Испанскую Церковь, и леоно-кастильскими королями, желавшими вернуться к вестгот. традициям. При этом клюнийцы заботились и о своих интересах, к-рые не всегда совпадали с интересами Церкви и светских государей. Напр., в 1078 г. Гуго удалось устроить брак своей племянницы Констанции Бургундской и кор. Альфонсо VI, что вызвало негодование папы Григория VII, поскольку Констанция приходилась дальней родственницей 1-й жене Альфонсо, Агнессе Аквитанской. Альфонсо VI не только увеличил ежегодные выплаты аббатству до 2 тыс. золотых, но и сделал своим советником клюнийского мон. Роберта. Аббат Клюни рассматривался как socius (товарищ) правителя. Отношения королей Леона и Кастилии с аббатами Клюни исследователи оценивают по-разному: нек-рые полагают, что это была своего рода вассальная зависимость, др. ученые называют это патронатом. Крупнейшими клюнийскими обителями в И. были мон-ри Санта-Мария-ла-Реаль в Нахере, Сан-Сальвадор-де-Онья, Сан-Соило-де-Каррион, Сан-Факундо-и-Сан-Примитиво-де-Саагун и Сан-Исидро-де-Дуэньяс. Клюнийцы строго следовали бенедиктинскому уставу, поддерживали Римских пап в вопросе о запрете испано-мосарабского богослужения, способствовали распространению в И. почитания европ. святых, в основном французских.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Став аббатом, О. установил в Клюни жесткую внутреннюю дисциплину: монахам запрещались владение к.-л. личным имуществом, праздные разговоры (т. н. обет молчания - ср.: Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 8). Сам О. подавал пример благочестия и скромного образа жизни, будто бы он, по словам Иоанна Салернского, «уже в этом мире забыл о земном» (Ibid. III 12). Личный авторитет О., а также введенный им особо интенсивный чин богослужения побуждали светских сеньоров делать аббатству Клюни щедрые пожертвования «на помин души». При О. клюнийцы получили не менее 82 земельных дарений ( Rosenwein B. H. To Be the Neighbor of St. Peter: The Social Meaning of Cluny " s Property, 909-1049. Ithaca; L., 1989. P. 216). Кроме того, владельцы многих частных монастырей передавали аббатству Клюни свои обители или приглашали О. для восстановления в них дисциплины. Обители, в которых проводились преобразования, формально не подчинялись Клюни, хотя О. получал в них должность аббата. Он возглавил мон-рь Орийак в Юж. Оверни ( Ros é . 2008. P. 213-218; Fray. 2010), затем Тюль, куда его пригласили еп. Турпион и его брат аббат Аймон ( Ros é . 2008. P. 218-222). В 936 г. по инициативе Тулузского гр. Раймунда III Понса, ставшего герцогом Аквитании, О. участвовал в основании мон-ря Шантёж (совр. деп. В. Луара). Вскоре Раймунд III попросил О. направить монахов из Орийака в построенную им обитель Сен-Пон-де-Томьер (совр. деп. Эро). Возможно, О. возглавил и др. мон-ри в Аквитании (см.: Ibid. P. 297-303). Во 2-й пол. 30-х гг. X в. О. получил предложение восстановить монашескую дисциплину в аббатстве Флёри. Согласно Житию, его пригласил светский аббат мон-ря, гр. Элизиард (Элизиерн) ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. III 8), но в папском послании 938 г. инициатива приписывается герц. Гуго Великому. Поскольку насельники Флёри сохранили право избирать следующего аббата из своей среды, О., по-видимому, так и не удалось установить контроль над монашеской общиной. По его просьбе в янв. 938 г. папа Лев VII подтвердил привилегии Флёри и права О. как аббата мон-ря ( Jaff é . RPR. N 3606) ( Ros é . 2008. P. 304-324; см. также: Eadem. Odon de Cluny, précurseur d " Abbon?: La réforme de Fleury et l " ecclésiologie monastique d " Odon de Cluny († 942)//Abbon, un abbé de l " an mil/Éd. A. Dufour, G. Labory. Turnhout, 2008. P. 241-266). Считается, что О. возглавил также древнее аббатство Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, но сведения об этом содержатся лишь в более позднем источнике (монастырская хроника нач. XII в.). Возможно, на самом деле О. направил в эту обитель своих учеников во главе с Аригаудом, насельником Флёри ( Eadem. 2008. P. 324-326).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Начало реформаторскому движению было положено в аббатстве Клюни, и поначалу это движение охватило монашеские круги. Клюнийский монастырь, возглавленный аббатом Берноном (около 850–927), был основан в 910 г. герцогом Гильомом Аквитанским и подчинен непосредственно папе. Таким образом, уже с начала своего существования аббатство Клюни не являлось «частным монастырем». В 1024 г. к этому иммунитету было добавлено право не подчиняться юрисдикции местного епископа. Кроме того, независимость Клюни была укреплена правом избрания аббата только монахами, без влияния извне. Разработанный Берноном устав воспроизводил бенедиктинский, но с более строгими постановлениями относительно поста, молчания и др. и с особенной заботой о торжественности и благолепии богослужения; устав утвердил папа Иоанн X. Несмотря на обмирщение, папы в X в. опекали Клюни и дали возможность ряду благочестивых аббатов реформировать и совершенствовать духовную жизнь монастырского братства. Посколько целью реформы было очистить и возвысить Церковь , она была направлена на возвращение ее к тому идеалу, к которому раньше стремилось только монашество. Поэтому монашество приняло основное участие в осуществлении задачи Церкви «победить мир» и окончательно встало на службу папе как главе Западной церкви. Прежде всего клюнийцы требовали ввести запрет на брак духовенства и уничтожить симонию – в этих двух явлениях они усматривали корень зла, разъедавшего церковь и общество: «Пастырь должен стоять выше паствы, a живя в браке, он всенародно признается, что и его обуревают греховные страсти и желания; устами, на которых не остыли жгучие лобзания, он взывает к Богу, проповедует целомудрие и воздержание; руками, оскверненными сладострастными прикосновениями к женским прелестям, совершает таинства, раздает благословения». He менее жестко выступали они против симонии, которая делала церковные должности достоянием недостойных лиц, стремившихся только к возврату утраченного и скорой наживе. Но главным было освободить папство от контроля светской власти и сделать его очагом долговечных и эффективных реформ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

266 Сборник 1660-х гг., см. Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. С. 92, 127; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 176; Исторические сборники XV–XVII вв./Сост. А.И. Копанев и др. М.Л., 1965. С. 230−234. (Описание рукописного отдела БАН; Т. 3, вып. 2). 267 Сборник (без нач. и конца) второй четверти XVII в., см. Собрание Олонецкой семинарии, ф. 212 (XV–XIV вв.): Опись. М., 1970. С. 11−12 (машинопись). 268 Сборник середины XVII в., см. Лопарев X. Описание рукописей Императорского Общества любителей древней письменности. Ч. 1. С. 163−183; РНБ, фонд 536. Собрание Общества любителей древней письменности. Л., 1986. Ч. 1. Л. 11, 289 (машинопись). 271 См. её публикацию по списку 1548 г. из Волоколамского монастыря (ГИМ, Епарх. 407): Гадалова Г.С. Сказание об обретении мощей преподобного Макария Калязинского редакции 20-х годов XVI в.: К вопросу о мастерстве древнерусских авторов//Text – Sprache – Grammatik. Slavisches Schrifttum der Vormodeme: Festschrift für Eckhard Weiher. München; Berlin, 2009. S. 57−65. (Die Welt der Slaven: Sammelbände=Сборники; Bd. 39). 272 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 9 об. См. также издания: Соборник. М., 1647. Л. 9 об.; Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI–XVI веков: Каталог гомилий. Сост. Е.Э. Гранстрем, О.В. Творогов, А. Валевичюс. СПб. 1998. С. 116, 343 (далее, Гранстрем). 273 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 103−103 об. См. также: Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского //ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 409; Златая цепь: Тексты. Исследования. Комментарии/Сост., вступ. ст., изд. текста, коммент. М.С. Круговой. М., 2003. С. 181. 274 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 149. См. также: Гранстрем. С. 95, 274. 275 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 159. См. также: Гранстрем. С. 180, 634.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По возвращении в герм. часть империи Феофано скоропостижно скончалась (15 июня 991) в Нимвегене (ныне Неймеген) и была погребена в Кёльне в мон-ре вмч. Пантелеимона. Благодаря окружению императрицы-гречанки в придворную жизнь и в политическую практику Саксонской династии были привнесены мн. визант. идеи. Юный О. наряду с латынью (ее преподавал Бернвард Хильдесхаймский ) изучал также и греч. язык (под рук. Иоанна Филагата). В дальнейшем, уже при самостоятельном правлении, в политических идеях О. прослеживалось сильное визант. влияние. После смерти имп. Феофано регентство перешло к имп. Адельгейде. Заметных перемен среди приближенных ко двору не произошло, политический курс в целом оставался прежним. Однако влияние самой регентши уменьшилось. Так, Адельгейде пришлось пойти на новые уступки родовой знати: герм. князьям было даровано право передавать крупные феодальные держания по наследству. Бавария, Швабия, В. и Н. Лотарингия, т. о., закреплялись за правящими герцогскими родами. Продолжалась вооруженная борьба с соседями на границах герм. земель. Лишь к 991 г. герм. войскам удалось одержать верх в продолжительном противостоянии с венг. кн. Гезой, с 983 г. пытавшимся захватить часть баварских территорий. В Дании кор. Свен I Вилобородый (986-1014) возрождал язычество, истребляя христиан и угрожая Шлезвигской марке. В 991-993 гг. велись военные действия против лютичей. Польский кн. Мешко I вновь выступал союзником герм. короля в этих кампаниях. Вместе с тем польск. князь перенес столицу своих владений из Познани, епископская кафедра к-рой на тот момент находилась в юрисдикции Магдебургского архиепископа, в Гнезно , город, к-рый был в меньшей степени затронут герм. влиянием. Рост самостоятельности и могущества кор. Гуго Капета привел к конфликту по поводу назначения архиепископа Реймса. Вопреки воле папы Римского Иоанна XV (985-996), которого поддержали также О. и знать Восточнофранкского королевства, Гуго Капет добился смещения в 991 г. с Реймсской кафедры прежнего архиеп. Арнульфа († 1021) - внебрачного сына Лотаря III и назначения на нее Герберта Орийакского (папа Римский Сильвестр II в 999-1003). В Риме обретал все большее влияние знатный род Кресценциев: Кресценций II († 998) присвоил себе титул «герцог и сенатор всех римлян» и фактически не признавал права правителя из Саксонской династии на власть в Риме. Самостоятельное правление

http://pravenc.ru/text/2581743.html

1725 Залесская В. Н. Л. А. Мацулевич//Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991. С. 74–78 (здесь опубликован список работ ученого); Белоброва О. А. Л. А. Мацулевич//Советское искусствознание. М., 1987. Вып. 21; Вздорнов Г. И. Волотово. М., 1989. С. 26–32. 1729 Там же. Л. 2а, 2а об. Владимир Антонович Мацулевич, старший брат Л. А. Мацулевича, был одним из участников организации и устройства большой кустарно-промышленной выставки в Петер­бурге в 1908–1909 гг. (Там же. Л. 3 об.), позже – оргнизатором и первым руководителем музея Крас­ной Армии в Петрограде, а затем в Москве (Там же. Л. 6 об.). 1730 Письмо Д. В. Айналова к Л. А. Мацулевичу от 28 мая 1912 г. из Козельца: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 3. Д. 47. Л. 14 об. 1731 В фонде сохранились письма В. А. Мацулевича из блокадного Ленинграда. Среди них – траги­ческое известие: «Тетя и мама не вынесли трудностей жизни и, несмотря на все наши старания и заботы, умерли: тетя 5.1, мама 9.1» (письмо от 22 января 1942 г.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 3. Д. 128. Л. 7). На этом практически заканчиваются сведения о личной жизни Л. А. Мацулевича. Не понятно, когда он женился на Жаннете Андреевне Вирениус, с которой он, возможно, познакомился на Бестужевских женских курсах. Известно, что в 1921 г. она еще носила девичью фамилию (Памятники Владимиро­-Суздальского края, описания, зарисовки, записная книжка 1921 г.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 20. Л. 204 об.). Практически нет сведений и о детях Мацулевичей: на некоторых фотографиях присут­ствует приемная дочь Лида (Там же. Оп. 2. Д. 35. Л. 2, 6), есть также поздравления с 70-летием от приемной дочери Леоноры Густавовны Каксман (Там же. Д. 16. Л. 11). 1733 Письмо Д. В. Айналова к Л. А. Мацулевичу от 29 января 1912 г.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 3. Д. 47. Л. 14. 1737 Мацулевич Л. А. Храмы Детинца на неизданном плане Новгорода XVII в.//Сб. Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1910. Вып. 3; Трудовая книжка Мацулевича Л. А. Л. 9 об. 1738 Мацулевич Л. А. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Болотове близ Новгорода//Па­мятники древнерусского искусства. СПб., 1912. Вып. 4. Последним обращением к новгородской тема­тике стала статья: Мацулевич Л. А. Новгород и Таллин. К вопросу о генезисе архитектурных форм//Краткие сообщения ИИМК. М.; Л., 1941. Вып. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викарная кафедра: Йокогамская. (30.03.1880)/24.03.1906 03.02.1912 29.05.1912 22.08(04.09)1940 21.03(03.04)1946 03(16)09.1967 23.09(07.10)1967 27.11(10.12)1967 28.03(10.04)1970 Николай III Саяма 28.03(10.04)1970 06(19)03.1972 24.04(07.05)1999 25.04(08.05)1999 19.02(03.03)2000 19.02(03.03)2000 04. 2000 23..04(06.05)2000 31.04(13.05)2000 01(14)05.2000 Даниил Нуширо (Нусиро) Яранская Основана в 1919 г. Именование – по г. Яранск (Вятская губерния). Вятское (Кировское) викариатство. Упразднена в 1937 г. 02(15)03.1920 Евсевий Рождественский 12(25)12.1921 Василий Дохтуров 19.02(03.03)1928 Иннокентий Поспелов 04(17)10.1928 13(26)03.1929 13(26)03.1929 25.02(09.03)1932 Серафим Афанасьев 25.03(07.04)1932 19.12.1933(01.01.1934) 14(27)06.1934 07(20)02.1936 03(16)04.1936 30.08(12.09)1937 Яранская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Яранск (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена в 1925 г. (?) 1922 05(18)07.1924 Сергий Корнеев 15(28)08.1924 25.02(10.03)1925 Василий Бехтерев 31.01(13.02)1925 Ярославская Основана (или возобновлена ?) в 991/992 г. в г. Ростов-Великий. Одна из старых работ по истории Ростовской (Ярославской) епархии излагает полулегендарную версию начала одной из древнейших русских архиерейских кафедр: «...После Новгорода святитель Михаил посетил в 991 г с христианской проповедью область Ростовскую, сопровождаемый четырьмя епископами, а также родственником (князя. – Сост.) Владимира Добрынею и священником Анастасием. Ревностные благовестники крестили здесь множество людей, воздвигли многие храмы, рукоположили пресвитеров и диаконов и устроили клир. В 992 г. в Ростов поставлен был и особый епископ, с этого времени возникла здесь епархия, в которую вошла вся область Ростовская. ... В 1054 г управлению (Ростовских иерархов. – Сост.)... подчинены были нынешние губернии Московская, Владимирская, Ярославская, Костромская, Тверская, Нижегородская, Тульская и Калужская, – и многие местности нынешних северных губерний: область Белозерская, Вологда, Устюг Великий, Пермь и т. д.» (Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864. С. 72). Опорой для написания автору послужил следующий текст Никоновской лет.: «Въ лто 991. Иде Михаилъ митрополить по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фота патриарха, и з Добрынею и со Анастасом И учаше митрополить всхъ съ епископы вровати въ единого Бога въ Троиц славимаго, и научи и наказа богоразумию и благочестию многихъ, и крести безъ числа людей, и церкви воздвиже, и презвитеры и постави. Въ лто 992. Того же лта постави Леонть, митрополит Киевский и всея Руси, вь Ростовъ постави епископа Феодора» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64). По Воскресенской лет. год поставления епископа Феодора – 991 (ПСРЛ. Т. 7. С. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010