В монастыре Клюни царил образцовый порядок. От монахов требовалось соблюдение личной гигиены. Время для физического труда было максимально сокращено. Наоборот, увеличивалось время для совместного богослужения. Оно отличалось нарочитой торжественностью и даже помпезностью. Большое внимание уделялось эмоциональности. Возможно, именно Одон написал первый трактат, посвященный теоретическому обоснованию полифонической (многоголосной) музыки («Musica enchiriadis»). Клюнийские храмы были пышно убраны, именно в них в качестве самостоятельного элемента декора внутри и вне храма появились знаменитые химеры. Всё в храме должно было напоминать молящемуся о его безмерной личной вине и необходимости искупления рода человеческого. Именно абсолютизация искупительной доктрины и отсутствие учения об обожении человека привели в это время на Западе к практике использования опресноков на мессе – символа чистоты Тела Христова и его принципиального отличия от нашей природы. Власть монастыря стала распространяться и в округе. Клюни сразу стал местным образовательным центром. При монастыре функционировала школа для детей знати, скрипторий и библиотека, из которой удалили все книги светского содержания. Хотя Одона и прозвали «могильщиком» за постоянно опущенные глаза, его планы не отличались скромностью. В 931 году (западнофранкским королем в это время был племянник Бозона Вьеннского Рауль I) на Западе начинается настоящая религиозная революция. Клюнийский монастырь получил (купил?) от папы Иоанна XI – 20-летнего юнца – право принимать в обитель братьев, недовольных порядками в собственных монастырях. Кроме этого, иные монастыри могли входить в подчинение Клюни, менять при его поддержке своих аббатов и не подчиняться власти местного епископа. Так началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена (бенедиктинцы, которые хвалились своим возникновением в VI в., настоящим орденом с централизованной структурой стали позднее). Недовольных епископов просто-напросто изгоняли с кафедр. Клюни начал чеканить собственную монету. Монастырский собор стал самым высоким храмом на Западе. Уже при Одоне влияние Клюни стало заметным во Франции и Италии. При преемниках Одона конгрегация росла стремительно: в начале XI в. она имела 30 монастырей, в конце XII – 2000 (по всему западу и центру Европы). С 1025 года она была освобождена от всех местных налогов и платила подати только Риму.

http://pravoslavie.ru/53889.html

Церковь Пресв. Девы Марии в бывш. приорате Ла-Шарите-сюр-Луар. XI–XII вв. Церковь Пресв. Девы Марии в бывш. приорате Ла-Шарите-сюр-Луар. XI–XII вв. При Гуго I продолжалось расширение К. к. Ок. 1055 г. был основан 1-й клюнийский жен. приорат - Св. Троицы в Марсиньи, в 1059 г.- муж. приорат Ла-Шарите-сюр-Луар. Франц. кор. Филипп I включил в К. к. мон-рь Сен-Мартен-де-Шан в Париже (1079). В Юж. Франции в состав К. к. вошло аббатство Муасак (1053). Заметно укрепились позиции К. к. на Пиренейском п-ове, прежде всего в Леоно-Кастильском королевстве. Долгое время считалось, что инициатором контактов с клюнийцами, установленных в 1053 г., был король Леона и Кастилии Фернандо I (1037-1065). В 1059 г. он заключил с Клюни политический союз против королевства Арагон, подкрепленный ежегодной выплатой (census) в размере 1 тыс. золотых; в источниках отношения Фернандо I и клюнийцев описываются как особенно тесные и дружественные ( Cirot G. Une chronique leónaise inédite//Bull. hispanique. 1909. T. 11. P. 273; Vita S. Hugonis. II 9//PL. 159. Col. 866) (см.: Bishko. 1968). Однако достоверность этих сведений была поставлена под сомнение, т. к. нет сведений об испан. мон-рях, подчиненных аббату Клюни при кор. Фернандо I. Информация о ежегодных выплатах в пользу Клюни появилась в документах и хрониках лишь в годы правления кор. Альфонсо VI (1065-1109) ( Pick L. K. Rethinking Cluny in Spain//J. of Medieval Iberian Studies. N. Y., 2013. Vol. 5. N 1. P. 1-17). Не ранее 1077 г. по инициативе Альфонсо VI в Клюни было введено ежедневное литургическое поминовение кор. Фернандо I и его супруги Санчи Леонской и раздача милостыни в память о них. Формированию прочных отношений между Клюни и леоно-кастильским королевским домом способствовало освобождение захваченного в плен соперниками Альфонсо VI, которому активно содействовал аббат Гуго I (1072). Согласно Житию Гуго I, аббат, получив известие о поражении, нанесенном Альфонсо братом Санчо, вознес молитвы за него и повелел монахам молиться об освобождении короля.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

В 931 г. папа Римский Иоанн XI подтвердил право Клюни свободно избирать аббата в соответствии с бенедиктинским уставом и принимать под управление др. мон-ри. Аббатство со всем имуществом было объявлено независимым от церковных и светских сеньоров, в т. ч. потомков основателя, и принято в юрисдикцию Папского престола. Также монастырь получил привилегию принимать любого монаха, желавшего перейти в Клюни, «стремясь улучшить свой образ жизни» (meliorandae vitae studio), в том случае если настоятель его бывш. мон-ря не мог обеспечить его содержание за счет обители во исполнение обета нестяжания и отказа от личной собственности (cui suus abbas regularem sumptum ad depellendam proprietatem habendi ministrare neglexerit - PL. 132. Col. 1055-1058; Papsturkunden, 896-1046/Bearb. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1. S. 107-108 (разрешение Клюни чеканить монету - интерполяция XI в.)). Смысл привилегии заключался в том, чтобы подтолкнуть к укреплению дисциплины те мон-ри, в к-рых по тем или иным причинам не соблюдался обет нестяжания. Подобная привилегия была дана мон-рю Деоль, также находившемуся под управлением аббата Одона, но с дополнением, что монахи должны вернуться в свои прежние обители, когда монашеская жизнь в них будет восстановлена на должном уровне (в 938 папа Лев VII дал такую же привилегию реформированному Одоном аббатству Флёри ). При аббате Одоне папские привилегии не использовались для создания строгой иерархической структуры из присоединившихся к Клюни мон-рей. Нек-рые мон-ри переходили в подчинение св. Одона, другие принимали клюнийские «обычаи» (consuetudines), на третьих аббат Клюни оказывал лишь духовное влияние. Так, в 928 или 929 г. герц. Аделаида (Адельгейда) Бургундская передала аббату Одону древний монастырь Роменмотье (в совр. Швейцарии) с принадлежавшими ему землями. Однако в жизни мон-ря не произошло существенных перемен: в обители продолжали жить каноники. Только при аббате св. Майоле мон-рь Роменмотье перешел на бенедиктинский устав и клюнийские «обычаи», а при аббате св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

В аббатстве Клюни распространению почитания О. долгое время не придавали значения. В описании монастырского богослужения в «Liber tramitis» (1-я пол. XI в.) память О., перенесенная на 19 нояб. из-за совпадения с октавой праздника св. Мартина, отмечена общей службой исповеднику с 12 чтениями (Consuetudines monasticae/Ed. B. Albers. Stuttg., 1900. Vol. 1: Consuetudines Farfenses. P. 129; см.: Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 58-59). Больше внимания образу О. стали уделять во 2-й пол. XI в. В сборнике клюнийских «обычаев» мон. Ульриха упоминаются дни памяти св. аббатов О., Майоля и Одилона, хотя поминовение О. совершалось менее торжественно, чем поминовение его преемников (PL. 149. Col. 650, 655). В грамоте папы Римского Урбана II (1095) вместе с ранее существовавшими капеллами во имя святых Майоля и Одилона в Клюни впервые упоминается капелла во имя О. ( Jaff é . RPR. N 5583; PL. 151. Col. 410). В связи с возросшим интересом к ранней истории Клюни по указанию аббата Гуго I были составлены новые редакции Жития О. ( Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 60-61). Впосл. О. стали рассматривать как основоположника Клюнийской конгрегации, «первого отца клюнийского чина» ( Petr. Venerab. Ep. Vol. 1. P. 390-391; ср.: PL. 133. Col. 85). Основанию Клюни и деятельности первых аббатов уделено особое внимание в кратком Житии О., составленном Нальгодом по указанию аббата Петра Достопочтенного (1122-1156) (см.: Iogna-Prat. La geste des origines. 2002. P. 194-200). В 1117 г. клюнийский аббат Понтий (Понс из Мельгея) во время паломничества в Тур побывал у гробницы О. и совершил торжественное богослужение в монастырской церкви. С XII в. клюнийцы почитали О. среди 4 св. аббатов - «начальников и наставников их чина» (вместе с Майолем, Одилоном и Гуго) ( Bernard. Clar. Apol. IX 23). Тем не менее поминовение О. указано не во всех клюнийских богослужебных книгах (см.: É taix R. Le lectionnaire de l " office à Cluny//RechAug. 1976. T. 11. N 190. P. 129). В Миссале Клюнийской конгрегации память святого со статусом «festivitas major» (в Клюни - «solennitas major») значится под 18 нояб. (Missale monasticum ad usum sacri ordinis Cluniacensis. P., 1733. P. 456). Под этим же числом поминовение О. внесено в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 530-532; MartRom. (Vat.). P. 596).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

ч. связанных с папскими привилегиями Клюни. Критика привилегий содержится в письме Бернарда Клервоского своему племяннику Роберту из Шатийона (кон. 1124 или нач. 1125), принесшему монашеские обеты в Клерво и увезенному в Клюни кард. Матфеем (в детстве Роберт был отдан в Клюни в качестве облата). Бернард Клервоский утверждал, что аббатство Клюни уже не является образцом монашеской жизни, более строгие порядки были установлены в Клерво и других цистерцианских монастырях ( Bernard. Clar. Ep. 1). В «Апологии к аббату Вильгельму» Бернард, как считается, осуждал клюнийские «обычаи». Первый ответ (Riposte) Бернарду Клервоскому и др. цистерцианцам был составлен Гуго, аббатом Ридинга (впосл. епископ Амьенский), при поддержке кард. Матфея. Аргументы в защиту Клюни представил также Петр Достопочтенный ( Petr. Venerab. Ep. 28). Примирение аббатов состоялось в 1128 г. на Соборе в Труа. В 1130 г. на Соборе в Этампе Бернард Клервоский вместе с Петром Достопочтенным и кард. Матфеем поддержали папу Иннокентия II против антипапы Анаклета II ; на Соборе в Пизе (1135) оба настоятеля также выступили совместно. Причиной нового конфликта стал спор вокруг цистерцианского аббатства Нотр-Дам-дю-Мируар (основано в 1131), к-рое отказалось платить десятину клюнийскому мон-рю Жиньи на основании папской привилегии 1132 г. (цистерцианцы могли не платить десятину с тех земель, которые обрабатывали своими руками). Протестуя против этой привилегии, Петр Достопочтенный обращался к папе Римскому и кард. Аймерику ( Petr. Venerab. Ep. 33-34), он также пытался достигнуть компромисса с генеральным капитулом цистерцианцев (Ibid. 35-36). В 1151 г., не дождавшись положительного решения вопроса, монахи Жиньи изгнали цистерцианцев из монастыря Нотр-Дам-дю-Мируар, разграбили обитель и разрушили неск. зданий. Эти действия вызвали протест Бернарда Клервоского. Папа Евгений III потребовал от Петра Достопочтенного возместить убытки, а Лионский архиепископ заявил, что намерен наложить интердикт на Жиньи. Изгнанные цистерцианцы получили возмещение убытков лично от Петра Достопочтенного, но в 1154 г., после смерти Бернарда Клервоского, папа Анастасий IV велел им вернуть эти деньги и выплачивать десятину мон-рю Жиньи (по решению Латеранского IV Собора (1215) привилегия цистерцианцев была отменена, т.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

1779 Типичным примером является отзыв на диссертацию Р. В. Джапаридзе «Керамическая промышленность Грузии в XI–XII веках», 2 января 1956 г.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 212. 1781 Крижановская Н. А., Скалон К. М. Описание предметов могильных погребений столиц Усть-Лабинской и Воздвиженской. Описания, выписки из литературы, зарисовки. Б/д: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 19; Крижановская Н. А. 1) Подвески, крестики, пряжки, костяки и др. Описания, зарисовки предметов музеев Чернигова и Белой Церкви. Две зап. книжки. 1930: Там же. Д. 20; 2) Дневники поездки в Харьков, Полтаву, Киев, Херсон, Одессу совместно с Л. А. Мацулевичем. Описания, зари­совки отдельных предметов музеев Харькова, Киева, Херсона, Одессы. Одна зап. книжка. 1930: Там же. Д. 21; 3) Предметы музеев Украины (бляхи, топоры, пряжки, гребни, шашки, стрелы и др.). Опи­сания, зарисовки. Одна тетрадь. 1930: Там же. Д. 22. 1782 «К произведениям церковной архитектуры на Червонной Руси». Переводы статей Казимира Мокловского « Церковь Лавры в Лаврове, романский памятник в Галицкой Руси», Мариана Соколовского «Наблюдения над архитектурой церкви в Лаврове». 1910: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 1. Д. 9. 1783 Якобсон А. Л. Отчет о работе над изучением памятников средневековой архитектуры Армении. 1945; Там же. Д. 143. 1785 Лазарев В. Н. Константинополь и научные школы в свете новых открытий. Б/д: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 4. Д. 25. 1787 Домбровская О. И. О некоторых спорных вопросах в исследовании и датировках памятников средневекового Херсонеса. 13 апреля 1956 г.: Там же. Д. 13. 1788 Липшиц Е. Э. Спорные вопросы истории ранневизантийского феодализма. 29 октября 1958 г.: Там же. Д. 29. Ср.: Липшиц Е. Э. Славянская община и ее роль в формировании византийского феодализма//ВВ. М., 1947. T. 1 (26). 1789 Сюзюмов М. К вопросу об особенностях генезиса феодализма в Византии. 4 ноября 1958 г.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 4. Д. 42. 1791 Сохранилось лишь гневное письмо Мацулевича Е. Ф. Багаевой о плохой оплате на женских архитектурных курсах от 1 мая 1913 г.: ПФА РАН. Ф. 991. Оп. 3. Д. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Др. историки, напротив, считали, что Понтий, осознавая необходимость реформ, стремился укрепить монашескую дисциплину и упрочить структуру К. к. (см.: Leclercq J., Bredero A. H., Zerbi P. Encore sur Pons de Cluny et Pierre le Vénérable//Aevum. Mil., 1974. Vol. 48. Fasc. 1/2. P. 134-149). После отречения Понтия в апр. 1122 г. его преемником стал Гуго II, бывш. клаустральный приор (custos ordinis) Марсиньи, но он скоропостижно скончался (9 июля). На должность настоятеля был избран Петр Достопочтенный (Пьер Морис де Монбуассье), к-рого считают «последним великим аббатом» Клюни. Петр происходил из знатного овернского рода, в качестве облата был отдан в мон-рь Сосийанж и в 1109 г. принес монашеские обеты. Позднее он был учителем и клаустральным приором в Везле, с 1120 г.- приором монастыря Домен близ Гренобля. После избрания аббатом Клюни (22 авг. 1122) Петр получил посвящение от Анзерика, архиеп. Безансона. Современники отмечали его образованность (Петр был ценителем античной лит-ры и церковной книжности, руководил переводом Корана на латынь) и глубокую религиозность; личным примером он привлек к монашеской жизни мн. родственников. Даже в конфликтных ситуациях Петр стремился сохранить мир. По его указанию в Клюни были перенесены останки аббата Понтия; во время ожесточенных споров об учении Петра Абеляра аббат предоставил ему убежище в Клюни. В то же время Петр Достопочтенный получил известность как христ. полемист: сохранились его трактаты против иудеев, мусульман и секты петробрусиан. Поддерживая дружественные отношения с аббатом Сугерием и мн. франц. прелатами, Петр Достопочтенный заручился также поддержкой англ. кор. Генриха I и кор. Кастилии Альфонсо VIII, к-рый передал клюнийцам крупный мон-рь Сан-Педро-де-Карденья (1142). В то же время клюнийцы вступили в соперничество с цистерцианцами , к-рых возглавлял св. Бернард Клервоский. Несмотря на дружественные отношения Петра и Бернарда, цистерцианцы и представители др. новых орденов расходились во взглядах со «старым» бенедиктинским монашеством по ряду вопросов, в т.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Небольшие капитулы действовали при мн. городских и даже сельских храмах. Начало новой эпохи в истории монашества в Оверни связано с расцветом Клюнийской конгрегации. Настоятель Клюни св. Одилон (994-1049) принадлежал к знатному семейству Меркёр из В. Оверни; аббат Петр Достопочтенный (1122-1156) происходил из овернского рода Монбуассье и возглавлял приорат Сосийанж, где он дал монашеские обеты. Аббат Одон (926-942) руководил восстановлением монашеской дисциплины в мон-ре Сент-Алир. Важнейшими клюнийскими обителями в еп-стве К. были Сувиньи и Сосийанж. Между 915 и 920 гг. некий Аймард, к-рый считается предком королевского рода Бурбонов, подарил мон-рю Клюни поместье и угодья в Сувиньи; вскоре здесь была основана дочерняя обитель. При раскопках обнаружены остатки скромной однонефной церкви, построенной между 954 и 960 гг. В средние века приорат Сувиньи был местом паломничества к мощам клюнийских аббатов Майоля (954-994) и Одилона. В 1063 г. кард. Петр Дамиани освятил монастырскую церковь, по его указанию были открыты мощи св. Одилона; при перенесении мощей св. Майоля (1095) присутствовал папа Римский Урбан II. В 1095 г. или немного ранее гр. Оверни Роберт II и его сын Гийом VI передали мон-рю Клюни аббатство Моза. Одним из крупнейших в диоцезе был мон-рь Ла-Шез-Дьё, ставший центром особой бенедиктинской конгрегации. Основатель монастыря св. Роберт из Тюрланда († 1067) изучал бенедиктинский устав в аббатстве Монте-Кассино ; вернувшись в Овернь, при поддержке еп. Ренкона он основал обитель, где устав соблюдался строже, чем в Клюни (1043). Вскоре аббатство было принято под защиту Папского престола и франц. королей (1052); в 1070 г. Роберт из Тюрланда был причислен к лику святых. В XI в. аббатству Ла-Шез-Дьё принадлежали 7 крупных приоратов, 6 «келий» (до 6 монахов в каждой) и 36 малых приоратов (в них проживали до 3 монахов), в т. ч. жен. мон-рь Лаводьё. Из-за попыток соборных каноников вмешиваться в избрание настоятеля аббат Сегуин добился от папы Григория VII иммунитета от епископской юрисдикции (1080); т. о., аббатство получило широкую автономию. В конгрегацию Ла-Шез-Дьё входили более 250 монастырей, в т. ч. в Италии и в Испании; крупнейшими были Лаводьё и Сен-Нектер в Оверни, Сен-Пьер-де-Брантом в Перигоре, св. Баудилия в Ниме, св. Никазия (Сен-Никез) в Реймсе, св. Теодарда в Монтобане, св. Сикста (Сан-Систо) в Пьяченце. До 1436 г. в состав конгрегации входил мон-рь св. Иоанна в Бургосе, основанный Аделельмом († 1097), аббатом Ла-Шез-Дьё, к-рый позднее почитался как св. покровитель Бургоса.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Агиографические сочинения VII-IX вв. об И. наиболее полно представлены в рукописи кон. X в. (Semur-en-Auxois. Bibl. municip. 1), происходящей из б-ки монастыря Реом, в к-рой содержатся поздние переработки Жития И. (редакции B и С), варианты литургических чтений на день памяти святого и гимны в его честь. Почерком XI в. вписан текст 2 подложных грамот королей Хлодвига и Хлотаря I в пользу мон-ря (MGH. Dipl. T. 1. P. 113-114, 125-126), в XIV в. добавлен перечень аббатов, в XV в.- монастырский мартиролог, в котором указаны память открытия мощей И. 11 марта, св. Сильвестра 15 апр., освящения церкви св. Маврикия над гробницей И. 28 июня и перенесения мощей святого 22 сент. ( Krusch. Reise nach Frankenreich. 1893; Haggh, Huglo. 2007. P. 51). Память И. под 28 янв. значится также в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда (IX в.), откуда она была заимствована кард. Цезарем Баронием и внесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В сер. IX в. мон-рь Реом перешел под непосредственный контроль западнофранк. королей - после смерти Бернарда, еп. Отёнского, аббатом стал Лотарь (861-865), сын кор. Карла Лысого. Др. сын Карла, Карломан, впосл. аббат Реома, в 869-870 гг. поднял мятеж против отца и был низложен. После этого светским аббатом обители стал Людовик Заика (кор. зап. франков в 877-879). Вероятно, в связи с угрозой со стороны норманнов мон-рь был перенесен на более защищенное место и получил название Мутье-Сен-Жан. В этот период в обители жил муз. теоретик Аврелиан из Реоме , сочинения к-рого свидетельствуют о тесных связях между мон-рем И. и аббатствами св. Германа в Осере и св. Бенигна в Дижоне. Связи с мон-рем Клюни укрепились после назначения аббата Клюни св. Майоля († 994) настоятелем обители И. и ее присоединения к Клюнийской конгрегации (ок. 983). В 992 г. Майоль передал управление обителью ученику Вильгельму из Вольпиано, настоятелю аббатства св. Бенигна в Дижоне, к-рый был известен как деятельный реформатор мон-рей. Преемник Вильгельма Гельдрик († 1009), др. ученик св. Майоля, был также аббатом мон-рей св. Германа в Осере и св. Петра во Флавиньи ( Bouchard C. B. Sword, Miter, and Cloister: Nobility and the Church at Burgundy, 980-1198. Ithaca (N. Y.), 1987. P. 427). Присоединение мон-ря Мутье-Сен-Жан к конгрегации Клюни способствовало распространению почитания И., а также расширению контактов с др. мон-рями Франции. Аббат Бернард II (1109-1133) привлек к перестройке обители мастеров из Клюни. В XII в. Мутье-Сен-Жан стал одним из наиболее крупных и богатых мон-рей Бургундии.

http://pravenc.ru/text/469414.html

После принятия Конституционным собранием декрета об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (13-19 февр. 1790) горожане ходатайствовали о сохранении монастырской церкви, однако муниципалитет г. Макон постановил закрыть храм. Согласно акту о передаче монастырского имущества (31 янв. 1791), подписанному прокуратором аббатства Пьером Тальмёфом, в К. был 41 монах, доходы мон-ря составляли почти 100 тыс. ливров, доходы аббата - 200 тыс. После установления диктатуры якобинцев аббат Доминик де Ларошфуко (1757-1790) бежал в Германию († 25 сент. 1800 в Мюнстере). Последняя месса была совершена в К. 25 окт. 1793 г. 28-29 нояб. монастырская церковь и приходские храмы К. были разорены солдатами революционной армии. В 1795 г. в приходских церквах возобновились богослужения, однако монастырский храм был признан ветхим и не подлежащим восстановлению. В апр. 1798 г. здание церкви было продано с торгов за 2 млн франков; разрушение храма продолжалось до 1824 г. (тогда же была уничтожена основная приходская ц. Сен-Майёль). (Библиографию по истории К. см. в ст. Клюнийская конгрегация .) А. А. Ткаченко, А. А. Королёв Архитектура Клюни Здания аббатства неоднократно подвергались перестройкам, поэтому важнейшими источниками сведений о монастырском ансамбле являются клюнийские «consuetudines», средневек. лит. произведения, графические изображения и планы XVII-XVIII вв., а также данные археологических раскопок. Сложившиеся в исследовательской лит-ре представления о развитии ансамбля К. во многом основаны на выводах К. Дж. Конанта, к-рый между 1928 и 1950 гг. руководил раскопками на территории мон-ря. Археологические исследования, возобновленные в 2006 г., позволили исправить и дополнить мн. предположения Конанта. К моменту основания монастыря в К. существовала усадебная капелла Девы Марии и св. Петра (Конант назвал ее Клюни А). По мнению Конанта, вскоре рядом с капеллой была возведена 1-я монастырская церковь (Клюни I), имевшая сходство с церковью клюнийского приората Пайерн (Швейцария) и с ц.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010