Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Первым делом их было захватить в свои руки воспитание юношества – и это как нельзя лучше вело их к цели: обольщая родителей успехами детей, иезуиты хитро увлекали сердца своих питомцев, и с каждым годом, с каждым днем увеличивалось число отступников от древней веры предков 312 . Вместе с тем 313 разными льстивыми обещаниями и коварными советами иезуиты старались привлекать на свою сторону тех из православных жителей Волыни, которые могли иметь особенное влияние на народ 314 . Многие отвергли предложения хитрых иезуитов, а некоторые по различным побуждениям склонились на их сторону: в числе последних был луцкий епископ Кирилл Терлецкий, первый зачинщик унии на Волыни 315 . Убеждения иезуитов тем удобнее могли действовать на Кирилла, что различные, даже уголовные, преступления, явно ему приписываемые, заставляли его опасаться за собственную безопасность и благоденствие, а он был человек, в котором любовь к благам мира сего превышала все другие чувства 316 . Сперва митрополиту, а потом епископу владимирскому Мелетию Хребтовичу Богуринскому поручено было (патриархом Иеремиею) соборно рассмотреть поступки Кирилла и произнести над ним суд: происки и козни подсудимого не допустили быть собору 317 . В 1590 г. Мелетий скончался, а по смерти его владимиро-брестская епархия сделалась «первым местом отступничества от православия». Кирилл как человек неученый, потерявший доверенность в народе, мало мог надеяться на себя в деле введения унии и потому убедил митрополита (Михаила Рагозу) посвятить на праздную епископскую кафедру владимирскую Ипатия Поцея, который известен был своею образованностию и в преданности которого Риму Кирилл не сомневался. Приобрев таким образом верного союзника, Кирилл начал действовать для собственного возвышения и для папы – и прежде всего старался сеять между православными, особенно епископами, недоверчивость к патриарху. Ипатий с первого года вступления своего на владимирскую кафедру начал действовать для унии; на брестском со боре (1590 г.) вместе с Кириллом предложил он православным «яко мы русь веры греческой и церкви наша многия пакости отъ ляхов поносят; ныне убо мы умыслихом просити короля и всего сената, дабы нас оставили при вольностях по правам нашим», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характерно лживое и малодушное письмо митр. Михаила к одному из столпов русского православия, Новогрудскому воеводе Федору Скумину-Тышкевичу, написанное уже после соглашения с Кириллом Терлецким: «Православный, вельможный и милостивый пан воевода! Стараясь дать знать вашей милости, как столпу церкви нашей, обо всех новостях, касающихся церкви и меня лично, извещаю вас о новой новинке, никогда неслыханной предками нашими и вашей милостью. Посылаю вам в копии лист, писанный ко мне отцами епископами о намерении их подчиниться римскому костелу. Посмотри сам, ваша милость, как пан мудрый и осмотрительный, и что тебе покажется, поскорее ответь мне. А я без воли Божией и вашей милости и не думаю на то соглашаться, опасаясь какого-либо вреда и прелести для нашей церкви и утешаюсь мыслью: «Если весь мир приобрету, а душу свою потеряю, чем выкуплю?» ( Матф. 16:26 ). Тем временем Кирилл Терлецкий, по полномочию епископов, съезжавшихся в Сокале, вел тайно переговоры с латинской иерархией об условиях унии. В начале 1595 г. Кирилл отправился для этого вторично в Краков. Там был как раз генеральный сейм. На сейм мог ехать всякий. И дела там решались всякие. Поездка Кирилла ни в ком не могла возбудить сама по себе никаких подозрений. Кирилл в Кракове встречался с папским нунцием и другими латинскими епископами. В результате сформулировано нижеследующее соглашение: «Соглашение духовенства латинского и русского при посредстве Кирилла Терлецкого, епископа Луцкого, с ведома его королевской милости и панов сенаторов». Очевидно, это был кружок панов католиков. Тут уже Кирилл пошел на тайные уступки против епископского соглашения в Сокале: о желательности принятия нового календаря; «об исхождении св. Духа имеет быть декларация, что греки и римляне правильно (добже) об исхождении веруют, но только не могли до сих пор столковаться. Православные впредь могут выражаться иначе, но мыслить должны одинаково с католиками»; «иные предметы, о которых между церквами шел спор, оставляются на усмотрение папы».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

11. Пафнутий , бывший епископ Владимиро-Волынский, (Акт. Зап. Рос., II, 146), 1526–28, † … 12. Макарий 24 апр. 1528 перев. из Турова (Акт. Зап. Рос., II, 151). 13. Арсений около 1536, 22 февр. 1540. (Акт. Зап. Рос., II, 201). 14. Феодосий Гулевич (1540), 22 февр. 1548. (Тоже, III, 7). 15. Георгий Фальчевский , епископ Луцкий и Берестейский, в февр. 1549 (Акт. Южн. Рос., I). 16. Иосиф , 1558–66 (Акт. 3. Рос., III, примеч. 7-е). 17. Иона Борзобогатый-Красеньский в 1566 336 перев. из Владимиро-Волынского; упом. 26 дек. 1569 (Акт. 3. Р., III, примеч. 13 и 36-е). 18. Кирилл Терлецкий в 1585 перев. из Турова; упом. до 1597. 19. Исаакий Борискович хирот. в янв. (sic) 1623; упом. 1629. 20. Афанасий Пузына избран в исх. 1632, 1638–47, 12 окт.; † 26 окт. (sic) 1650. 21. Дионисий Болобан-Тукальский хирот. 1656, в конце 1657 возведён на митрополию Киевскую. 22. Гедеон Святополк , кн. Четвертинский , с 1660, а 8 нояб. 1685 возведён на митрополию Киевскую (и оставался епископом); † 5 апр. 1690. 23. Афанасий Шумлянский , с 1685; упом. 1691. 24. Дионисий Жабокрицкий , 1700–9; взят в Москву; † в 1715. 25. Кирилл Шумлянский хирот. 1711 и изгнан униатами. С 1715 викарий Киевский. За сим православных владык не было. Особые заметки П. М. Строева: Красносельский Спасский мнтрь, под Луцком (Рум. Муз., 178, 79). Игум. Феодосий . Дубенский Крестовоздвиженский (Рум. Муз., 189). Игум. Арсений . Дубенский Спасский; 1598 г. (Рум. Муз., 190). Епархия Туровская Туровская епархия учреждена, по летописям, с половины XII века; обращена в униатскую в начале XVII века. I. Епископы Туровские 1. Иоаким хирот.1144 (Ипат. Лет., 19); упом. 1147 (Ипат., 25). 2. Кирилл , святой, 1169–82. 3. Лаврентий , с 1182 (Ипат., 126.) 4. Феодосий хирот. 1390. 5. Антоний 1405 заключён в Симонов. 6. Евфимий , 15 нояб. 1415. II. Епископы Туровские и Пинские 7. Иоаким , 1458. 8. Вассиан , 1495–1502. 9. Арсений , 1509–1520? (Акт. Зап. Рос., II, 105). 10. Иона , 26 февр. 1517, в февр. 1522. 11. Макарий 24 апр. 1528 перев. в Луцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом исповедании принимались определения Флорентийского и Тридентского соборов, анафематствовались всякие схизмы и ереси, осужденные и отвергнутые римскою церковью, признавались истинными догматические особенности католической церкви: filoque, чистилище, индульгенции, главенство папы, даже «обряды, установленные ею при совершении таинств». Все это было равносильно принятию чистого латинства и отречению от православной веры. Папа оставил русским только православные обряды и церемонии, но и то с оговоркой: «если они не противны учению католической веры и не препятствуют общению с римскою церковью», оговоркой, дававшей ему возможность при случае отменить их. Составлены были письменный акт о соединении церквей и «постановление»; на память была выбита медаль с изображением на одной стороне папы Климента VIII, на другой, – коленопреклоненных пред папою русских епископов и с надписью: «ruthenis receptis». Извещая об этом Сигизмунда, папа просил его оказать русским епископам те милости, о которых они ходатайствовали и которые они обещали им. Православные энергично восстали против такой унии. Покровительствуемые королем Сигизмундом Терлецкий и Поцей старались водворить унию в своих епархиях мерами насилия. Деятельность иезуитов достигала своего апогея. Настала общая смута, заставившая всех ожидать собора, который бы высказался относительно унии. На собравшемся вскоре соборе в Бресте (6 окт. 1596 г.) видным деятелем в качестве экзарха Александрийского патриарха Мелетия Пигаса был Кирилл Лукарис 105 . Так действовали иезуиты в целях пропаганды в православной Юго-Западной Руси. С этими опасными врагами всей восточной церкви и своими личными Кирилл Лукарис боролся в течение всей жизни. Еще в своей молодости во время своих путешествий он встречал работу иезуитов и в Западной Руси, и в Молдавии, и в Италии. Из его писем видно, сколько стеснений вытерпел он и от чистых папистов, и от воспитанников греческой коллегии, основанной в Риме. В судьбе Кирилла встречаются и бегство с переодеваниями, и попытки на похищение, и подсылки негодяев для убийства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Еще более подобных хлопот предстояло Кириллу в Луцкой епархии. Когда королевский коморник начал (9 сентября 1585 г.) вводить Кирилла в управление епархиею и передавать ему соборную церковь святого Иоанна Богослова, то оказалось, что невестка покойного владыки Феодосия, находившаяся при его кончине вместе с двумя своими сыновьями, Константином и Василием Красенскими, забрала из собора всю ризницу с церковным серебром и епископскими облачениями, сундук с привилегиями и грамотами на архиерейские имения; большой золотой крест с дорогим камнем, стоивший тысячу золотых; дорогое, серебром окованное Евангелие, писанное на пергамене и называвшееся Екатерининским, и некоторые другие книги и вынула из иконы Богородицы большой драгоценный камень в шестьсот талеров и отослала в Данциг для продажи. А при передаче королевским коморником новому владыке архиерейских имений обнаружилось, что некоторые из них разорены и ограблены бывшим епископом Феодосием и его детьми, другие обменены, третьи подарены им его родным. Кирилл предал суду всех своих крылошан, или «капитулу епископии Луцкой», обвиняя их в том, что они вместе с покойным владыкою раздавали церковные имения светским лицам, отдавали в аренду, меняли и закладывали ко вреду Церкви. Но крылошане и пред судом земским в Луцке, и пред митрополитом объяснили (в мае 1586 г.), что они никогда не были приглашаемы покойным владыкою для совещаний об его имениях и ни в каких его сделках об имениях не участвовали, ни к каким записям и листам касательно их не прикладали своих печатей и не подписывались. Для возвращения же себе своих архиерейских имений Кирилл решался на самые крайние меры. Одно из таких имений – замок Жабче, как мы упоминали, Феодосий отдал в приданое за своею дочерью зятю своему, старосте луцкому Александру Жаровницкому. Чтобы отнять у Жаровницких этот замок, Кирилл еще в ноябре 1585 г. поручил родному своему брату Ярошу Терлецкому с несколькими десятками вооруженных слуг, бояр, гайдуков, конных и пеших, сделать нападение сперва на самый замок, потом на два принадлежавшие к нему приселка – Колодязи и Губин, но слуги Жаровницкого там и здесь отбили это нападение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Особенно досталось Луцкому епископу Кириллу Терлецкому. Луцкий войский затеял против него дело с очными ставками и свидетелями, жалуясь на Кирилла Киевскому воеводе кн. К.К. Острожскому: «уловил его (Кирилла) диавол сребролюбием, невоздержанием, чужеложством, убийством и иными сим подобными поступками, о которых его выступках мало не весь свет ведал... Сведки (сведения) стали и признали о двоеженстве его, о забитью Филиппа маляра, о мешканью (пребыванию) в чужеложстве с братовою женою, о кованью фальшивых червонных злотых» и проч. Враги Кирилла множились. Луцкий староста Александр Семашко, русский православный, недавно принявший латинство, приставил к воротам архиерейского замка гайдуков, которые должны были собирать по грошу и по два от каждого входящего. Когда 11 апреля 1591 г. въезжал в свой замок епископ Кирилл, его одного лишь туда пропустили, как бы в камеру его ареста и не пропустили туда никого из сопровождавших его слуг. Наступила страстная суббота и Пасха, 20–21 апреля. Никто решительно в замок не пропускался. В нем не могло состояться никаких богослужений. Сам епископ не имел не только розговенья, но и простой еды. Он оголодал и озяб. Семашко, командовавший над высокопоставленным арестантом, подчеркивал свою власть над ним особыми издевательствами. В притворе церкви военная стража учинила праздник с танцами и музыкой. Веселящиеся солдаты потешались стрельбой в крест и купол храма, отбили цепь у креста и повредили стенной образ Евангелиста Иоанна. Кирилл томился под арестом. Попытка подвезти строительные материалы для починки причиненных разрушений не была допущена. В начале июня Кирилл был вызван на суд Семашкой и покаран штрафом за незаконный ввоз в замок оружия. Но обвинительное следствие продолжалось. По жалобе священника Соколовского, лишенного Кириллом права на служение за порочную жизнь, епископ вновь вызван на суд. Напрасно адвокат Кирилла доказывал, что дело это, как чисто церковное и каноническое, не подлежит гражданскому суду. Семашко заявил, что Соколовскому точно известно порочное поведение самого епископа. Когда адвокат Кирилла стал протестовать против незаконной постановки такого обвинения, Семашко просто обругал его «презренным псом-русином» и приказал своим гайдукам избить его. Таково было фактическое кривосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

ПЕРВЫМИ НЕ УСТОЯЛИ перед этими соблазнами епископ Львовский Гедеон (Балабан), имевший конфликт с Львовским Братст­вом и потерпевший к тому же от Константи­нопольского Патриарха, и новопоставленный экзарх – епископ Луцкий Кирилл (Терлецкий), отчаявшийся найти правовую защиту от посяга­тельств на его имущество Луцкого старосты А. Семашко и войскового Броневского. Именно эти епископы обрати­лись к митрополиту Михаилу (Рагоза) с просьбой созвать архи­ерейский собор (без участия мирян) для об­суждения церковных дел. Собор был назна­чен на июнь 1590 года в г. Бресте. В нём вместе с митрополитом Ми­хаилом участвовали: епископ Владимирский Мелетий (Хребтович), еп. Луцкий Кирилл, еп. Холмский Дионисий (Збируйский) и еп. Львовский Гедеон. Кроме того приглашены были «многие знатные светские чины», в том числе «пан Адам Потей (или в местном звучании – Патей) каштелян Брестский» (каштелян=комендант). Однако ещё до собора епископы Кирилл и Гедеон и примкнувший к ним епископ Пинский Леонтий (Пельчинский) тайно, без ведома митрополита, встретились в Бельзе (под Львовом) и договорились агитировать участ­ников собора за заключение унии с Римско- Католической Церковью. На Брестском соборе эти епископы стали жаловаться « на тягостное положение Западнорусской Церкви и как на одну из главных причин этого положения указывали на её зависимость от Константи­нопольского Патриарха, турецкого подданного. Жаловались они также и на чинимые им светскими лицами насилия, от которых они терпели невзгоды, не находя у правительства законной защиты. Терлепкий прямо заявил, что нет им житья от светских лиц и что остаётся одно только средство для улучшения их положения – образовать церковную унию.... Все епископы согласились с мнением Терлецкого и высказались за унию с Римом» (15). Пользуясь благоприятной обстановкой, епископы, вступившие в Бельзе в сговор, составили от лица православного епископата обращение к Римс­кому Папе, в котором сообщали об их готов­ности принять Унию. «...Мы, ниже подписав­шиеся епископы, объявляем, что, будучи обязаны заботиться не о своём только спасении, но и о христианских людех,...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уния Флорентийская не удалась папе и не оставила по себе следов не только в Московской, но и в Киевской (юго-западной) митрополии. Поборники папизма убедились, что им (после Флорентийской попытки) невозможно вести борьбу с православною Церковью в полном ее составе; они решились ограничить свои действия Русскими областями, непосредственно подвластными Польской короне. 122 Первым и самым надежным приготовлением к унии было воспитание молодых людей из знатных, южнорусских фамилий, у иезуитов Польских, особенно в Риме. Приготовление это, как нельзя лучше, вело к цели иезуитов. 123 Обстоятельства и страсти человеческие сильно содействовали коварным замыслам. С одной стороны вступивший на престол Польши Шведский королевич Сигизмунд III, от колыбели воспитанник иезуитов, был ревностным слугою их до гроба, и всегда покорным орудием в руках папизма. С другой стороны упадок нравов в право- славном духовенстве, особенно высшем, потребовал довольно строгих мер от патриарха Цареградского. Святейший Иеремия, отправляясь в Москву для избрания и посвящения первого Русского патриарха (событие неприятное и тревожное для врагов православия!) увидел в южной митрополии много беспорядков, – ослабление нравственности, отступление от правил и обычаев церковных. Он лишил кафедры митрополита Онисифора, как двоеженца и предал суду Луцкого епископа Кирилла Терлецкого, который вел жизнь разгульную, по примеру Римских прелатов, и уличался в разных преступлениях. Строгость первосвятителя возбудила неудовольствие духовенства, привыкшего к своеволию, недоверчивость и вражду к патриарху, которого мало знали. Место Онисифора заступил Михаил Рогоза, старик добрый, но с характером слабым. Патриарху было угодно, чтобы к возвращению его из Москвы митрополит Михаил собрал собор для рассуждения о церковном благочинии. Собор не был собран: Кирилл заставил слабого Рогозу бояться за самого себя. Патриарх напрасно ждал собора в Замостье с потерей времени и издержек, тяжелых для его скудного престола. Отзываемый делами в Валахию, он послал доверительную грамоту к митрополиту в Вильну; но Кирилл отнял ее па дороге. Патриарх, узнав о том, послал другую грамоту к Мелетию, епископу Владимирскому (на Волыни), поручая ему и экзарху своему созвать Собор, а на слабого митрополита возложил уплату издержек пребывания в Замостье. Кирилл дружески посетил Мелетия и тайно похитил у него грамоту патриарха. Таким образом Собор опять не состоялся; союз с патриархом был сильно ослаблен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

§ 10. На Юго-Западе: введение унии Несколько столетий папа и насилием, и хитростью домогался покорить своей власти Церковь русскую; но без успеха. Глубокое сознание в чистоте веры восточной, мирской дух иерархии и всех учреждений римских заставляли с негодованием отвергать папу. Так как в России горячо любили древнее, восточное, и ненавидели своеволия Рима, то папе осталось сильнее прежнего взяться за средство, которое не уничтожало ни той, ни другой веры – за унию. Приготовлением к унии было воспитание молодых людей у иезуитов, особенно в Риме. Приготовление это, как нельзя лучше вело к цели иезуитов. Князь Курбский уже оплакивал воспитание иезуитское. Ипатий Поцей, главный виновник унии, был воспитан именно в Латинской академии и после оставался под сильным влиянием прелатов. Затем, все униатские архипастыри воспитаны были в Риме, где наука Макиавелли известна была далеко прежде Макиавелли. Обстоятельства и страсти вызвали план иезуитов в дело. Сигизмунд, король польский, был усердный слуга иезуитов; лучшего помощника они не могли себе дождаться. Для русской Церкви назначен был особый патриарх; это назначение встревожило иезуитов, как сильная опасность для их видов. Патриарх Иеремия, в проезд по югу в Москву, увидел много беспорядков в ложной митрополии и тогда же за двоеженство лишил Онисифора митрополичьей кафедры. Луцкий епископ Кирилл Терлецкий вел жизнь разгульного римского прелата, был двоеженец, уличаем был в разных преступлениях, в числе которых были даже уголовные. Патриарх назначил суд над ним. Кирилл и подобные ему слишком далеки были от желания каяться. Они искали совсем другого. И каждый желал тогда облегчения от притеснений за православие. Но честолюбивым тяжело было и то, что для православных закрыты были пути к почестям; Кириллу и подобным ему слишком хотелось заседать в сенате наряду с латинскими епископами. Митрополитом киевским на место Онисифора был Михаил Рогоза, довольно добрый, но с характером слабым, с таким, какой нужен был для Кирилла и иезуитов. Последние заодно с Кириллом усердно сеяли теперь недоверчивость и вражду к патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010