Когда владыка Луцкий Кирилл по поручению епископов, собиравшихся в Сокале, явился к митрополиту с их посланием и приговором об унии, митрополит изъявил на нее и с своей стороны согласие и собственноручно написал свои «пункты», по которым поручил тому же Кириллу, отправлявшемуся к королю с «артикулами» от епископов, ходатайствовать пред польским канцлером и гетманом Замойским. «Прежде всего,— писал Рагоза,— по несогласию самих наших старших, патриархов, я хочу с иными некоторыми епископами признать верховную власть святейшего папы Римского, сохранивши в целости все обычаи и обряды нашей Восточной Церкви. А его милость пана гетмана просить, да обеспечит нас король своею грамотою, чтобы я, митрополит, оставался на своей митрополии до конца жизни, во всякой чести, уважении и покое; чтобы я по примеру моих предместников имел место в раде и все вольности наравне с римскими духовными; чтобы неблагословенные листы на нас от патриархов, если какие будут принесены, не имели никакой силы и значения; чтобы монахи из Греции больше у нас не бывали и в неприятельскую Московскую землю не пропускались. Особенно просить пана гетмана, чтобы не пускали с листами к нам от патриархов людей перехожих и проезжих, ибо мы справедливо признаем их шпионами». Легко приметить, что митрополит изложил в своих пунктах, хотя короче, те же главные мысли, какие были изложены в артикулах епископов, и даже воспользовался кое-где теми же выражениями — знак, что артикулы епископов были ему показаны и им прочитаны. Эта собственноручная записка Рагозы, уцелевшая доселе, служит неопровержимым доказательством, что еще к концу 1594 г. он изъявил свое согласие на унию, и изъявил из-за своих личных выгод . Но, вручая Кириллу Терлецкому эту свою записку, митрополит позаботился упросить его, чтобы он не открывал о происходившем между ними и о данном им, митрополитом, согласии на унию никому из православных, даже самому Ипатию Потею. Когда последний в генваре следующего (1595 г.), находясь в Торчине у князя бискупа Луцкого Бернарда Мацеевского, встретился там с Терлецким и спросил его о свидании его с митрополитом после съезда епископов в Сокале, то Кирилл отвечал, что хотя он был у митрополита, но о съезде ему и о тайных решениях съезда ничего не сказал.

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Иной продавал пожалованное ему право на духовную должность другому. Ряды высшей иерархии наполнились шляхтичами, иногда знатных фамилий, которые, получив духовный сан, не покидали старых привычек к разгульной и буйной жизни и дозволяли себе такие поступки, как например набеги на соседние местности с толпою вооруженных слуг и разбои (Кирилл Терлецкий, еписк. Луцкий); к низшему духовенству они относились с таким же презрением, как шляхта к холопам; сами стремились стать наравне с польскими магнатами и католическими бискупами, которые занимали места в сенате. Власть митрополита была не страшна таким епископам и они не слушали его также, как священники их самих. Низшее духовенство было принижено, невежественно, материально не обеспечено, предавалось пьянству и другим порокам, Оставаясь без руководства пастырей, народ обрекался на шатанье в вере и нравственную неустойчивость. Все чувствовали тяжесть своего положения: митрополит тяготился ослушанием епископов и своевольством короля, епископы непослушанием причтов и вмешательством мирян в церковные дела, миряне недостойною жизнью пастырей. Какая сила могла вывести из такого положения и уничтожить церковные нестроения? – Власть митрополита была для этого слишком слаба, соборы почти не собирались, в епископах не доставало единодушия и ревности к церковным интересам; некоторые еще возлагали надежду на силу константинопольского патриарха, но другие безнадежно говорили: «не настоит ли время погибели православной Церкви?» А между тем в эту – то именно пору понадобилась для нее вся крепость сил, стойкость и единодушие членов, так как открылась широкая и энергичная пропаганда католицизма. В 1569 г. Литва и юго – западная Русь объединились с Польшей в одно государство – «Посполитую Речь» (люблинская уния). Началось более тесное сближение литовско – русских православных с польскими католиками (на сеймах, в сенате и т. д.), особенно в высших классах общества; польская шляхта получила право владеть землями в литовско – русских областях и держать патронат над православными церквами; литовско – русские князья и паны заражались стремлениями, интересами и образом жизни польских шляхтичей; православные епископы сильнее стали стремиться к тому, чтобы сравняться в своем положении с католическими бискупами; русская и литовская народность обрекалась на унижение и постепенное вымирание под давлением польской культуры (полонизации).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

1591. Май, 15 Убийство св. благоверного царевича Димитрия в Угличе. Один из современных исследователей, доктор юридических наук Л. Колодкин отмечает некоторые важные моменты в «деле царевича Димитрия». Он пишет: о нарушении процессуальных норм того времени при следствии; о том, что имело место вторжение в материалы следственного дела вскоре после Смутного времени; о том, что до сих пор нет ясности даже в вопросе об орудии убийства – «нож или свайка?»; о том, что события 15 мая 1591 года имели «своего режиссера, труппу и массовку». Следственная комиссия прибыла вечером 19 мая, а накануне, вечером 18 мая, из Москвы в Углич прибыл бывший астраханский воевода Темир Засецкий, отбыл утром 19-го. Всю ночь общался с Нагими и с кем-то еще. Вопрос: чей он эмиссар? Если бы убийцей был Годунов, то его имя не прозвучало бы из уст тех, кто был исполнителями преступления. Тем более, если преступники сразу же убиты после признания. Следовательно, их посылали те, кто был заинтересован в том, чтобы имя Годунова прозвучало из уст убийц. 1591. Июнь 24 собор в Бресте. Епископы Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, Львовский Гедеон Балабан, Пинский Леонтий Пельчицкий, Холмский Дионисий Збируйский подписывают грамоту к королю Сигизмунду III о признании ими главенства папы и с прошением об утверждении их «вольности» — первый документ о согласии епископов на унию. 1592. Май 18 Королевский «привилей» согласным на унию четырем епископам. Рождение дочери царя Феодора Иоанновича Феодосии; скончалась в 1593 году. 1593. Февраль 13 Утверждение собором в Константинополе Российского патриаршества. 1594. Февраль 12 Епископы Владимиро-Волынский Ипатий Потей и Луцкий Кирилл Терлецкий подписывают декрет о принятии ими унии. Позднее, в 1595 году, этот акт подписывают и другие епископы, кроме Львовского Гедеона Балобана и Перемышльского Михаила Копыстенского. 1595. Июнь Митрополит Киевский Михаил Рагоза вместе с епископами Владимирским, Луцким и Пинским подписывает условия унии для представления папе и королю. Митрополит и епископы подписали соборное послание к папе Клименту VIII c выражением согласия на унию.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

1595. Июнь 24 Воззвание князя Константина Острожского к православным Литвы и Польши с призывом противостоять уклоняющимся в унию епископам. На Москве появляется кир Игнатий, бывший епископ «Елиссо и Святой горы», тайно принявший унию в Риме. Сигизмунд III грамотой утверждает за митрополитом и епископами-униатами права, равные правам латинского духовенства. 1595. Декабрь 23 Епископы Луцкий Кирилл Терлецкий и Владимиро-Волынский Ипатий Потей в Риме на аудиенции в Ватикане читают «исповедание веры» (как при принятии латынянами греков), дают клятвы папе и целуют туфлю папы Римского Павла V. 1596. Январь Сейм в Варшаве. Православные во главе с князем Константином Острожским обличают унию. 1596. Май 29 Королевский манифест о «соединении церквей» и универсал о созвании собора. 1596. Октябрь 6-10 Исторический собор в Бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. 1596. Октябрь 9 Определением православного собора митрополит Киевский Михаил Рагоза и епископы Владимиро-Волынский Ипатий Потей, Луцкий Кирилл Терлецкий, Полоцкий Герман, Пинский Иона Гоголь, Холмский Дионисий Збируйский, уклонившиеся в унию, низложены и лишены всякого духовного сана и церковной власти; уния отвергнута. Просьба собора королю о разрешении на избрание новых митрополита и епископах на место уклонившихся. Униатский собор анафематствовал отвергнувших унию. Определением раскольников уния принята. Киевская митрополия разделилась надвое — верные православию и униаты. 1596. Октябрь 10 Окружная грамота Михаила Рагозы о проклятии верных Православию духовенства и мирян. 1596. Ноябрь 10 Окружное послание экзарха Константинопольского патриарха архидиакона Никифора по поводу унии. Деяния Православного собора посланы местоблюститетю Вселенского патриарха — Мелетию патриарху Александрийскому (одобрены им в письме князю Константину Острожскому от 27. апреля 1597 г.) 1596. Декабрь 15 Королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному Православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в Польше). Начало открытого гонения на православие в Литве и Польше.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

Аудиенция происходила со всею торжественностию в большой зале папского дворца, называвшейся Константиновою. Папа в пышном облачении восседал на своем троне под балдахином, и с ним заседала вся священная коллегия кардиналов, состоявшая из тридцати трех членов. Тут же, за местом заседания коллегии, огражденным решеткою, присутствовали, стоя, многие архиепископы, епископы и прелаты (между ними и знаменитый историк церковный Цезарь Бароний), послы Франции и других земель, высшие сановники и придворные чины папы и кардиналов, знатные иностранцы, в том числе из Литвы и Польши, воспитанники Греческой униатской коллегии в Риме и множество других лиц духовного и светского звания. В это торжественное собрание по приказанию папы введены были двумя церемониймейстерами русские послы, епископы Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, сопровождаемые всеми приехавшими с ними спутниками. Подошедши с своею свитою к самому входу в заседание священной коллегии, оба посла сделали три приветственные коленопреклонения и немедленно приблизились к папе, поцеловали его ноги и, стоя на коленях, кратко объяснили цель своего посольства (говорил Потей, как знавший по-латыни) и подали папе привезенные ими документы: декрет западнорусских владык об унии и их соборное послание к папе. Потом по указанию церемониймейстеров отошли ко входу в заседание коллегии, где вся их свита стояла на коленях. Папа приказал прочитать вслух представленные ему документы . Виленский каноник Евстафий Волович , знавший по-русски, став на левую сторону седалища папского, прочел документы в подлинном тексте, а папский секретарь Сильвий Антонин, став по правую сторону того же седалища, прочел их в латинском переводе; прежде читан был по-русски и по-латыни декрет владык об унии, а после точно так же их послание к папе. Во время чтения Потей и Терлецкий в знак покорности наклоняли головы и повергались на колени. По окончании чтения секретарь папы Сильвий Антонин, перешедши на левую сторону его седалища, произнес с его благословения к послам следующую речь: «Наконец, после ста пятидесяти лет возвращаетесь вы, русские епископы, к камню веры, на котором основал Христос Церковь свою, к матери и учительнице всех Церквей — Церкви Римской.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Никакое слово, самое красноречивое и сильное, не в состоянии выразить всей радости нашего святейшего отца. Дух его восторгается к Богу и признает Его премудрость... И вы, без сомнения, признаете и не перестанете исповедовать величайшую благость Господа, просветившего сердца ваши своим Божественным светом и вразумившего вас, что не в теле те члены, которые не соединены с главою; не может приносить никакого плода ветвь, оторванная от лозы; высыхают потоки, разъединенные с своим источником; не может иметь Бога отцом тот, кому Церковь не мать,— Церковь единая католическая и апостольская, под одною видимою главою — Римским первосвященником, отцом отцов, пастырем пастырей... Итак, разумно и благочестиво поступили ваш достопочтенный митрополит и вы с епископами, когда возжелали соединения с католическою Церковию, вне которой нет спасения, и из таких далеких стран пришли сюда, чтобы явить покорность законному преемнику св. Петра, истинному наместнику Христову на земле, и, отвергши древние заблуждения в вере, принять от него веру чистую, неповрежденную. Но как сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10. 10), то восполните, достопочтенные епископы, радость его святейшества и этой свящ. коллегии, произнесите теперь исповедание католической веры...» и пр. Тогда Потей и Терлецкий по указанию церемониймейстеров опять приблизились к папе и стали на колени, имея позади себя двух каноников: луцкого Луку Докторея и виленского Евстафия Воловича. Пред послами поставлено было Евангелие на аналое и каждому из них вручено было исповедание католической веры, написанное по-русски и по-латыни и подписанное ими. Первый прочел это исповедание Ипатий Потей по-латыни и в заключение, положа обе руки на Евангелие, клялся. Потом то же исповедание от лица Ипатия прочел по-русски каноник Евстафий Волович, и Ипатий снова клялся, положа руки на Евангелие. В свою очередь Кирилл Терлецкий прочел исповедание веры по-русски, так как он не знал латинского языка, и в заключение, положа обе руки на Евангелие, клялся.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Во взгляде на деятельность епископа Гедеона в течение нескольких следующих лет историки придерживались двух различных мнений. Первое основано на официальных документах, второе – на официальном же свидетельстве самого епископа. 1. В 1591–1594 годах королю и папе было подано несколько грамот с просьбой о введении унии в подчиненных Польше областях с русским населением. На этих грамотах вместе с другими подписями имелась подпись и печать епископа Гедеона. В январе 1595 года он собрал духовенство своей епархии на съезд, который объявил, что по примеру высшего духовенства признает власть папы. Таким образом, епископ Гедеон снова завоевал расположение сторонника унии митрополита Киевского Михаила. Митрополит восстановил его в епископских правах и даже отменил свое прежнее решение в пользу Львовского братства. В этом случае современники епископа Гедеона и некоторые из историков смотрели на него как на человека, доведенного до крайности борьбой с братством и совершившего свой ложный шаг вынужденно, чтобы выйти из тяжелого положения. 2. С другой стороны, сам епископ Гедеон 1 июля 1595 года в присутствии знаменитого защитника Православия князя К. К. Острожского подал жалобу в Сейм на действия посланных в Рим епископов Ипатия (Поцея) и Кирилла (Терлецкого). Он заявил, что еще во время Собора 1590 года Кирилл сумел получить в свои руки чистые бланки с подписями и печатями епископов, данные для того, чтобы ходатайствовать перед королем о восстановлении древних привилегий Православия. На этих-то бланках отступники Ипатий и Кирилл написали теперь королю и папе предложение с изложением желания унии, причем приняли во всем римскую веру, оставив только для видимости греческие обряды. Епископ Гедеон заявлял, что отступники Православия бессовестным подлогом позорят его имя и епископа Перемышльского Михаила и что без ведома паствы они покорили ее воле папы. Эта версия, которую полностью принимает М.В. Толстой , кажется ближе к истине. На самом деле, было бы слишком большим и совершенно бессмысленным двуличием одновременно подписывать послание папе и вести переговоры с князем Острожским. А епископа Гедеона можно скорее обвинить в излишней резкости и горячности, доходящей до прямого неподчинения духовной власти, чем в лицемерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С нач. XVI в. местные епископы имели титул «Луцкие и Острожские» (на Виленском Соборе 1509 г. присутствовал еп. «Лоуцкий и Острозъский» Кирилл). Л. е. имела 2 кафедры с епископскими резиденциями. Об основной резиденции с кафедральным храмом Иоанна Богослова в Луцке, к-рая размещалась в Верхнем замке, сохранились подробные свидетельства кон. XVI - нач. XVII в. В описании Л. е. от 30 авг. 1607 г. сообщается, что в кафедральном храме было 3 престола, множество икон: деисус, пророки, Спаситель, Успение, Преображение, праздники, Спас Нерукотворный, Св. Троица, Введение; кроме того, 49 образов без окладов, а также оправленные в серебро иконы ап. Иоанна Богослова, Пресв. Богородицы, свт. Николая, св. Иоанна, Спасителя, св. Димитрия, некий чудотворный образ, по-видимому дошедший до наст. дней местночтимый Волынский образ Божией Матери. По инвентарю 1618 г., состояние ц. ап. Иоанна Богослова было «очень плохим». В 1621 г. униат. еп. Иеремия Почаповский отдал собор в 6-летнюю аренду ключнику Войцеху Станишевскому, в 1625 г.- дворянину Яну Быковскому. В 1629 г. соборная церковь находилась в таком состоянии, что епископ боялся в ней служить. Храм св. Иоанна в Луцком замке был усыпальницей Волынских епископов, но при раскопках в 1984-1986 гг. никакие захоронения не были обнаружены. Епископская резиденция размещалась также в луцком Верхнем замке. Первоначальная резиденция была построена трокским каштеляном Пронским. Луцкий еп. Кирилл (Терлецкий) перестроил резиденцию в Луцком замке, поставив каменную башню; двор возле церкви занимал ползамка. По описи имущества епископа, в епископский двор входили дом с пекарней и кладовой, деревянная колокольня, деревянный дом и башня (Владычья башня сохр. до наст. времени). Вторая резиденция с Богоявленским кафедральным собором находилась в Остроге. Большинство исследователей основание 2-й кафедры в Остроге датируют нач. XVI в. и связывают с инициативой кн. К. И. Острожского. Считается, что именно он построил каменный 5-купольный Богоявленский собор. При Луцком еп. Кирилле (Терлецком; 1585-1607) в источниках упоминается острожский епископский двор в Окольном замке (по документу от 27 июля 1598, двор был построен еп. Кириллом (Терлецким) и капитулой). Свидетельств о том, что владыка длительное время находился во 2-й резиденции, не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

4 сент. 1539 г. опекуном архимандрии был назначен владимирский староста Федор Андреевич Сангушко, одновременно остававшийся ктитором Мелецкого Николаевского мон-ря, а затем - Роман Федорович Сангушко. Привилеем кор. Сигизмунда II от 26 дек. 1569 г. Ж. м. был передан Луцкому еп. Ионе (Борзобогатому-Красенскому), который не только фактически разорил монастырское хозяйство, но и вынес из обители документы и церковную утварь (воздвизальный крест, чаши, дискос и др.). Кн. К. К. Острожский и луцкий староста Александр Пронский несколько раз при поддержке вооруженного отряда изгоняли Иону из мон-ря. 28 мая 1580 г. по распоряжению польского кор. Стефана Батория , изданному по инициативе Острожского, Ж. м. был передан Могленскому еп. Феодору (по прозвищу Грек). 5 сент. 1586 г. архимандрия перешла под начало Львовского и Каменец-Подольского еп. Гедеона (Балабана) , открыв т. н. эру Балабанов в истории мон-ря. Этот период характеризуется напряженной борьбой за Ж. м. между правосл. и греко-католич. иерархией. С 1596 г. на обитель постоянно посягал и даже совершал открытые вооруженные нападения Луцкий еп. Кирилл (Терлецкий) . В 1603 г. Ж. м. был фактически легализован королем как православный в связи со снятием баниции (лишения прав) с племянника еп. Гедеона архим. Григория (Балабана). Одним из значимых эпизодов этого противостояния стало сидение архимандрита на крыше монастырского здания в качестве протеста. В XVI в. Ж. м. стал крупным землевладельцем, в 30-х гг. XVII в. мон-рю принадлежал 291 «дым» в 18 населенных пунктах. С нач. XVI в. размеры владений и имущества монастыря постоянно менялись. Так, в 1576 г. Ж. м. получил пожертвования от кн. Богуша Корецкого, а в 1586-1591 гг. в результате судебной тяжбы с кн. Романом Сангушко потерял неск. имений. В нач. XVII в., при архим. Григории (Балабане), Ж. м. удалось выиграть неск. судебных процессов, в т. ч. с панами Гулевичами и Загоровскими. После смерти в 1620 г. архим. Григория (Балабана) кор. Сигизмунд III передал греко-католикам Луцкую епархию - еп. Иеремии Почаповскому, а Ж. м. в 1621 г.- архим. Никодиму Шибинскому.

http://pravenc.ru/text/182287.html

В 1240г. во время татаро-монгольского нашествия, Кирилловский монастырь был разграблен, а его укрепления разрушены. К началу XVI в. любые сведения о нем отсутствуют. Лишь в 1530 г. был составлен акт земельных владений этого монастыря. В декабре 1595 г. представители высшего православного духовенства епископ луцкий Кирилл Терлецкий и владимиро-волынский Ипатий Потей присягнули на верность папе римскому Климентию VIII. Уже в 1595 г. униаты начали захватывать в Киеве православные церкви и монастыри. Монахи Киево-Печерской лавры под руководством архимандрита Никифора Тура с помощью казаков-запорожцев дали решительный отпор униатам. Не без поддержки киевского воеводы К. Острожского удалось отстоять и Кирилловский монастырь. Все другие церкви и монастыри Киева оказались в подчинении униатов. В 1605г. Константин Острожский способствовал восстановлению монастыря. В это же время монастырь изменил посвящение, и его архимандриты стали носить титул игуменов Свято-Троицких Киево-Кирилловских, а главный храм получил имя «Святые Живоначальная Троицы». В трудное для монастыря время с 1650 до 1625г. архимандритом его был Иннокентий Гизель, немец по происхождению, известный украинский церковно-политический деятель, ученый-историк, профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии, которого современники с уважением называли «нашим Аристотелем». Он был редактором «Киево-Печерского патерика» (1661 г.) и составителем «Синопсиса» (1674 г.) - первого учебника по отечественной истории. Щедрым покровителем и донатором Кирилловского монастыря был гетман Иван Мазепа, который в 1687 - 1697 гг. выделил значительные средства игумену Иннокентию на восстановление монастыря. Во времена его архимандритства (1681-1697г.) монастырь превратился во второй по богатству и значению в Украине, уступая только Киево-Печерской лавре. В 1734г. в монастыре случился большой пожар, восстановительные работы осуществлялись в 1748-1760г. под руководством известного украинского зодчего И. Г. Григоровича-Барского. По его замыслу территория монастыря обнесена каменными стенами с четырьмя угловыми башнями, возведены каменные братские кельи, корпус архимандрита и трапезная. В систему вошла и сооружена И. Г. Григоровичем-Барским надвратная трехъярусная Благовещенская церковь-колокольня, которая стала высотным композиционным акцентом и завершила формирование уникального ансамбля - жемчужины украинского барокко. После его реконструкции характерные черты украинского барокко приобрела и старинная Кирилловская церковь, в интерьере которой тогда был установлен новый четырехъярусный иконостас, а стены расписаны иконописцами Киево-Печерской иконописной мастерской под руководством Алимпия Галик.

http://sobory.ru/article/?object=42906

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010