М.В. Дмитриев Глава 4. Церковная уния: взгляд православных и взгляд католиков Задача настоящей главы исследования состоит в том, чтобы сопоставить взгляд на церковную унию православных и католиков в те годы, когда обсуждался вопрос об унии, когда родилась унионная инициатива православной стороны и был осуществлен унионный проект. Исходная гипотеза, которая возникает при предварительном ознакомлении с источниками, состояла в предположении, что понимание унии православными и католиками было существенно различным, и это послужило, с одной стороны, причиной многих в буквальном смысле слова недоразумений в 1590-е гг. и, с другой стороны, породило совершенно непредвиденные для обеих сторон трудности, коллизии и конфликты. Сравнение того, как мыслилась уния католическим и православным духовенством, поможет проверить эту гипотезу. Церковная уния: взгляд православных, 1590–1596 гг. В предшествующем разделе мы рассмотрели, какие события привели к Брестской унии и каковы были позиции сторон, заявленные в официальных документах. Попробуем теперь взглянуть на роль и мотивы проунионной деятельности отдельных православных иерархов и мирян, которых вслед за А. Жобером можно назвать «архитекторами Брестской унии», а затем задаться вопросом, какие причины заставили многих первоначальных сторонников унии перейти в оппозицию. Общая задача, которая связывает два предшествующих вопроса, состоит в том, чтобы выяснить, что именно православные понимали под унией, когда шли ей навстречу. «Архитекторами Брестской унии» с православной стороны выступили прежде всего Кирилл Терлецкий и Ипатий Потей (а первоначально также и Гедеон Балабан). Ключевую роль в подготовке Брестской унии ех officio играл и митрополит М. Рагоза, хотя последнему было много более свойственно бесконечно колебаться, чем следовать какой-то определенной линии. Когда и как сформировались их убеждения в необходимости (или полезности) заключения унии с Римом? Как именно они понимали предстоявшее объединение церквей? Насколько их голоса и мнения были репрезентативны для всего православного духовенства? характерны для украинско-белорусского общества? Кирилл Терлецкий: взгляды на унию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Терлецкий Кирилл Семенович; † 21.05.1607, Луцк, (совр. Украина)), правосл., затем униат. еп. Луцкий и Острожский, один из инициаторов и лидеров Брестской унии 1596 г. Время и место рождения К. неизвестны. Терлецкие были мелким шляхетским родом герба Сас в Перемышльском воеводстве, происходили из с. Терло над р. Стрвяж (ныне Старосамборский р-н Львовской обл.). В с. Терло имелся принадлежавший Терлецким правосл. мон-рь. В кон. XVI - нач. XVII в. Терлецкие владели на Пинщине и Берестейщине неск. имениями: дер. Особовичи, селами Гривковичи и Дубое, городами Мотоль и Речица, селами Корсунь, Тевковичи, Пирковичи (Перковичи). Древнейшее свидетельство о священнослужителях из этой семьи в Перемышльской правосл. епархии датируется 1-й пол. XVI в.: в 1528-1549 гг. Перемышльскую кафедру занимал Лаврентий (Терлецкий). Известен Феодосий (Терлецкий), игум. Уневского мон-ря в 1590-1597 гг., в 1596 г. в актах Холмщины отмечен войский Феодор с Терли Терлецкий, отец Холмского еп. Мефодия (Терлецкого; 1630-1649). Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. В 1576 г. Кирилл Терлецкий являлся священником замковой ц. св. Димитрия в Пинске, протопопом Пинска. Ц. св. Димитрия была кафедральным храмом Пинско-Туровской епархии, считалась главной городской святыней (в Пинске в XVI в. имелось 16 правосл. храмов). Протопоп Кирилл был женат, имел дочь Анну, к-рая вышла замуж за шляхтича из Пинска И. Ф. Велятицкого, пинского земского писаря. Кроме близких родственников (брата Яроша и его жены Марии Туровны (Марины Богухваловны), их сына Ивана и 5 дочерей) в Луцке протопопа Кирилла окружали выходцы из Перемышльской земли и Пинска. После смерти нареченного на Пинскую кафедру Андрея Русина († 1576) «паны-рады» избрали Пинско-Туровским епископом протопопа Кирилла Терлецкого (по-видимому, это произошло в период «бескоролевья», после бегства во Францию в июне 1574 польск.

http://pravenc.ru/text/Кирилла ...

М.В. Дмитриев Введение В центре настоящего исследования – генезис Брестской церковной унии 1596 г. Когда мы говорим «Брестская церковная уния 1596 г.», подразумевается цепочка событий и процессов, приведших к возникновению греко-католической (униатской) церкви Украины и Белоруссии – церкви, которая сыграла огромную роль в истории украинского и белорусского народов и становится сегодня крупнейшей силой в духовной (и не только духовной!) жизни Украины и Белоруссии. Непосредственная подготовка унии началась в 1590 г. Датой провозглашения унии можно считать или 23 декабря 1595 г. (в Риме) или 9 (19) октября 1596 г. (в Бресте). Обычно унию связывают с Брестским собором 1596 г. и именно поэтому называют Брестской. Это не совсем верно. Брестский собор сторонников унии лишь подтвердил решение, принятое почти годом раньше в Риме, во время специальной торжественной церемонии 1 . В декабре 1595 г., 23 числа, два православных епископа, Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, от имени всего православного духовенства Киевской митрополии подписали в одном из великолепных залов Ватикана акт о переходе православной церкви Украины и Белоруссии под юрисдикцию римского папы. Церемония состоялась в присутствии большого числа кардиналов, епископов и послов европейских держав. Поцеловав туфлю понтифика, Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий принесли присягу послушания Римскому церковному престолу. В октябре 1596 г. в Бресте возглавленный киевским митрополитом Михаилом Рагозой собор украинско-белорусского православного духовенства поддержал провозглашенный в Риме акт. Рождение униатской церкви было подтверждено. Но в те же октябрьские дни, в том же Бресте собрался и другой православный собор, который был возглавлен патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами, отказавшимися в конечном итоге поддержать унию, и князем Константином Острожским. Этот собор предал анафеме «отступников», низложил митрополита и подтвердил верность Константинопольской патриархии. После событий 1595–1596 гг. в Украине и Белоруссии развернулась долгая, и по временам кровавая борьба между христианами двух церквей. Она тянулась много веков и тянется до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Брест-Литовская Уния 1596 г. Собор. Начало борьбы с унией Бискуп Луцкий, Бернард Мациевский, истинный зачинатель унии, ликовал. Пел в церкви торжественное «Те Deum» и писал: «владыки Луцкий и Владимирский приехали из Рима в добром здравии, осчастливленные и радостные». На Варшавском сейме (март-май 1596 г.) впервые вопрос об унии поставлен открыто. На сейм стали поступать после местных сеймиков формальные протестации земских послов (депутатов). Кн. Острожский от себя лично протестовал против законности самочинно учиненной унии. Во всех протестах единогласно формулировано ходатайство о низложении епископов-униатов. Ипатий и Кирилл обвинялись в том, что они тайно отправились «в чужую землю и предались чужой власти», в нарушение присяги самого короля в 1573 г. на Варшавской конференции. Земские послы, за подписью кн. Друцкого-Горского, заявляли, что они и весь русский народ не признают за эту измену Ипатия и Кирилла епископами, а паны православные не допустят их в свои владения. Копии этого заявления разосланы во все воеводства. А там по всем городам письменно декларировались подобные же протесты. Особенно обстоятельный протест издали граждане Вильны. Кирилл Терлецкий перепугался. Во власти Виленского муниципалитета находилось на хранении движимое имущество К. Терлецкого. Реестр своего имущества Кирилл вписал в актовые книги Варшавы и просил короля новым декретом утвердить за ним его Луцкую епископию. 21.V.1586 г. король дал ему как бы вновь его кафедру «за заслуги государству и всему христианству полезные» с прибавкой еще материального вознаграждения натурой. Свободному пользованию конституционным правом общественного и религиозного самоопределения приходил конец. Уния стала государственной программой. Борьба с ней превращалась в политический бунт. Виленское братство было наказано в этом порядке в первую очередь. Универсалом короля от 22-го мая митрополиту приказано судить виленских братчиков, как бунтовщиков, и изгнать их из Троицкого монастыря. А так как митрополит уведомил короля, что Стефан Зизаний и братские попы Василий и Герасим были им еще ранее анафематствованы, то от короля последовал приказ всех троих арестовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Титов Ф. И., прот. Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Церковный историк, профессор Киевской Духовной Академии и богословского факультета Белградского университета. Родился в селе Черкасское Поречное Суджанского уезда Курской губернии в семье священника. В 1875-80 обучался в Обоянском духовном училище, в 1880-1886 — в Курской духовной семинарии. После семинарии как один из лучших выпускников был рекомендован к поступлению в Киевскую Духовную Академию (КДА). В 1886-1890 — студент КДА. В 1890 защитил кандидатское сочинение на тему «Изложение содержания Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам», написанное под руководством профессора С. М. Сольского. Оставлен при Академии профессорским стипендиатом. 16 августа 1891 года назначен исполняющим обязанности доцента кафедры общей гражданской истории. В 1893 году опубликовал монографию «Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Опыт исагогико-критико-экзегетического исследования». 13 октября 1893 защитил эту работу как магистерскую диссертацию. 23 апреля 1894 Святейший Синод утвердил его в звании магистра богословия, а 2 июля того же года — в звании доцента КДА. В январе 1897 года переведен на кафедру истории Русской Церкви. В том же году за сочинение «Макарий Булгаков, митрополит Московский» получил полную Макариевскую премию. В 1894 году вступил в брак с Софией Ивановной Терлецкой. 1 июля 1896 рукоположен во священника и назначен для служения в Андреевскую церковь города Киева. С 1905 — протоиерей, настоятель Андреевской церкви.

http://bogoslov.ru/person/47976

Скоро в Западной Руси началось общее движение народа, которым руководили в данном случае западнорусские православные братства, против недостойных епископов, к числу коих принадлежит и Кирилл Терлецкий. Это было одним из ближайших поводов образования давно уже подготовлявшегося в Западной Руси (особенно среди высшей иерархии) течения в пользу соединения западнорусской православной церкви с римско-католическим костелом. Одним из первых убежденных и деятельных пионеров этого течения из числа западнорусских православных епископов был Кирилл Терлецкий. Он же успел склонить на сторону униатского движения и владимироволынского епископа Ипатия Поцея, который затем стал главным руководителем дела. Вместе с Ипатием Поцеем Кирилл Терлецкий в 1595 г. отправлялся в Рим для представлений папе условий, на которых Западная Русь желала принять унию с католической церковью. Вынужденно или, быть может, и добровольно Кирилл Терлецкий с Ипатием Поцеем в заседании священной коллегии в Риме 23 декабря 1595 г. приняли от лица всех остальных западнорусских архиереев унию совсем не на тех условиях, на каких они были уполномочены сделать это. Известно, что православная западнорусская церковь отвергла такую унию, привезенную ей из Рима Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем, и на соборе отлучила даже Кирилла Терлецкого, лишив его сана. Но Кирилл Терлецкий остался на своем месте в качестве униатского луцкого епископа. Достигнув того, чего он собственно и искал, упрочив свое положение на богатейшей архиерейской кафедре и пользуясь покровительством польского правительства и папы, Кирилл Терлецкий почти совсем перестал интересоваться унией, весь погрузившись в материальные заботы. До смерти Кирилл Терлецкий вел, – к соблазну и православных и униатов, – образ жизни, совершенно недостойный не только епископа, но даже и простого христианина. Умер Кирилл Терлецкий в 1607 г. Латино-униатские историки обыкновенно превозносят Кирилла Терлецкого, как величайшего «ревнителя (zelanta) святой унии»; но даже и из них наиболее правдивые не могут умолчать о недостойном поведении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.А. Половцов Кирилл (Терлецкий), епископ Лужский и Острожский Кирилл (Семенович Терлецкий), епископ Лужский и Острожский, ум. в 1607 г. Происходил из небогатого рода православных дворян. Он не прошел правильного школьного образования, а, по-видимому, по примеру многих других дворян того времени, упражнялся в письмоводстве, знакомился с делами в какой-нибудь канцелярии городского или земского суда: латинского языка он и впоследствии не знал, но был очень опытен в юридических делах. В 1560-х годах занимал должность «протопопа» соборной церкви в г. Пинске и в 1572 г. был назначен Пинским епископом. Управление свое этою епархиею Кирилл ознаменовал главным образом стараниями приобрести имущество лично для себя или по крайней мере для своей кафедры. В 1585 г. он испросил себе у короля сделавшуюся вакантною кафедру Лужской и Острожской епархии. Эту епархию, принадлежавшую к числу богатейших, Кирилл нашел в очень расстроенном положении; он ревностно принялся водворять в не и порядок и первое время пользовался большим уважением со стороны кн. Константина Острожского, который думал, что в лице нового епископа он нашел деятельного и истинного пастыря церкви. Но вскоре Острожский лишил Терлецкого своего расположения: не только обнаружилась крайняя стяжательность епископа, который не затруднялся прямо вооруженною силою отнимать у других то, что почитал принадлежащим себе, но раскрылось множество фактов, свидетельствовавших о крайне недостойном образе личной жизни этого иерарха. По своему образу жизни Кирилл Терлецкий являлся типичным представителем тех, к сожалению многочисленных, иерархов западно-русской церкви, которые своею безнравственностью и полным нерадением о своих пастырских обязанностях совершенно подорвали в своей православной пастве всякое доверие и уважение к своим иерархам. В виде протеста против этого возникли многочисленные церковные «братства», которые и получили от патриарха право наблюдать за жизнью и нравственностью не только светских, но и духовных, и даже противиться епископу «как врагу истины», если он станет нарушать церковные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кирилл, епископ Луцкий и Острожский (Терлецкий) Происходил из небогатого рода западнорусских дворян. Школьного образования не получил. С 1560 года занимал должность протопопа в городе Пинске. Овдовев, принял монашество и в 1572–1573 годах возведен был в сан епископа не по избранию паствы, а по назначению польского правительства. С 8 июля 1576 года – епископ Туровский и Пинский. В 1585 году испросил себе у короля освободившуюся Луцкую кафедру. Будучи епископом, Кирилл заботился исключительно о личном своем обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вел беспрестанные судебные тяжбы, часто предпринимал вооруженные наезды на поместья своих противников, вообще вел жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения многих лиц. Константинопольский патриарх Иеремия, прибывший в 1588 году в южную Россию, предал Кирилла суду. Но хитрый и ловкий Кирилл (митрополит Михаил (Рагоза, † 1599) называл его «райским змием» и «коварной лисицей») сумел оправдаться перед патриархом. Он завладел грамотами, которые патриарх послал митрополиту Киевскому и епископу Мелетию Владимиро-Волынскому. поручая им собрать Собор по этому делу. Таким образом. Собор не состоялся. Епископ Кирилл был явным сторонником унии. В 1590 году на Соборе в Бресте он успел получить чистые бланки с печатями епископов, выданные для ходатайства перед королем о защите Православной Церкви. Около этого же времени постриг в монашество Ипатия (Поцея, † 1613). В июне 1591 года на униатском съезде в Бресте участвовал в составлении грамоты о готовности подчинения Римскому престолу. 12 июня 1595 года вместе с Ипатием (Поцеем) написал на полученных ранее чистых бланках с подписями и печатями епископов прошение королю и папе с согласием на принятие унии всем духовенством и народом. В том же году он вместе с Ипатием (Поцеем) ездил в Рим, где не только присягнул на иерархическое подчинение папе, но и принял всецело учение Римской Церкви. Вернувшись из Рима, Кирилл открыл в Бресте Собор, на котором 8 октября 1596 года и провозглашена была уния.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ипатий Поцей Ипатий Поцей (в мире Адам Львович) – пропагандист унии, униатский митрополит киевский (1541 – 18 июля 1613). Родился в с. Рожанке Седлецкой губернии от православных родителей. Он получил хорошее образование, но не в православном духе. Учился он сначала в кальвинской школе, устроенной князем Радзивиллом – кальвинистом, затем в Краковской академии, по окончании которой поступил на службу к Радзивиллу и вскоре перешел в кальвинизм. Внутренние нестроения в кальвинской общине побудили его в 1574 году снова перейти в православие и отказаться от службы у Радзивилла. Он сделался королевским секретарем и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 году он стал земским судьею в Бресте, а в 1589 – сенатором и брестским каштеляном. Протестантство в это время делало крупные успехи среди православного населения Литвы, и гонимое, малообразованное православное духовенство не имело сил с ним бороться. Иезуиты, пользуясь таким бедственным положением православного населения, всячески старались распространить мысль, что единственное спасение православных – это заключить унию с могущественным Римом для совместной борьбы с общим врагом. Эту мысль с большим красноречием проводил, напр., иезуит Петр Скарга в своей книге: «О единстве церкви Божией». На эту удочку поддался и Игнатий. В 1594 году он овдовел, принял монашество и по желанию князя К. К. Острожского назначен был епископом Владимирским и Брестским. Вскоре стало известно, что Сигизмунд III предположил послать его вместе с Луцким епископом Кириллом Терлецким депутатами в Рим для заключения унии. Сначала уния предполагалась только в смысле одного иерархического подчинения римской церкви. 2 декабря Кирилл и Ипатий подписали акт о намерении соединиться с западною церковью и стали хлопотать о согласии на унию и других епископов. 1 июня 1595 года были подписаны митрополитом и епископами условия унии, а 12 июня – соборное послание к папе. Игнатий и Кирилл отправились в Рим и 23 декабря 1595 года торжественно провозгласили унию западнорусской церкви с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Дебальцево. Церковь Александра Невского. Александро-Невский храм Карта и ближайшие объекты Согласно свидетельствам Дебальцевского государственного исторического архива, в 1897 году за счёт мирских подаяний вблизи железнодорожной станции г. Дебальцево был построен храм, освящённый в честь святого благоверного князя Александра Невского. «Станция Дебальцево. Церковь построена в 1897 году тщанием служащих станции Дебальцево при особо усердном старании начальника депо Иосифа Ивановича Пиетте, каменная, престол один — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Расстояние от Екатеринослава в 326 верст. Расстояние от благочинного — 25 верст. Количество дворов в приходе 323 и ¼. Общее количество прихожан мужеского пола 1293 человека, женского 1236 человек. Национальность и вероисповедание прихожан: малоросы, православные». (Источник: «Исторический обзор Православной христианской Церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии ко времени формального открытия ея, с 1876 года», составитель — начальник архива Феодосий Макаринский, сведения за 1898 год, с. 377.//Дебальцевский государственный исторический архив). При церкви жили: «Сын умершего псаломщика Николай Уманский, 25 лет, дочь умершего диакона Анна Демидова, 60 лет, дочь умершего диакона Стефана Терлецкая, 40 лет, вдова диакона Попова, 62 лета, просфорница — жена диакона Евдокия Герцик, получала 60 рублей в год. Священник Григорий Сугаренко, 45 лет, окончил Екатеринославскую духовную семинарию, в сане с 1883 года, жена и сын 19 лет. Диакон Кирилл Стефанович Ефремов, 44 лета, окончил курс Новобугской учительской семинарии, в семействе у него жена 42 лет и дети 18 и 14, 12, 10, 8 и 6 лет. Псаломщик Прокопий Иванов Домовский, из среднего отдела Екатеринославского духовного училища — 67 лет.ю в семействе жена 65 лет. Вдова — псаломщица Мария Коробчанская, 64 лета, она же и просфорница, в семействе дети 3 лета и 21 лето» (Там же). В 1930-е годы с приходом советской власти храм был закрыт, в нём устроили клуб. Затем церковь была разрушена до основания. В 1943 году, когда город Дебальцево был освобождён от немецко-фашистких захватчиков, власти разрешили общине разрушенного храма совершать богослужения в приспособленном здании бывшей сапожной мастерской, которое было переоборудовано под храм. Власти даже позволили устроить при храме звонницу с колоколами. В приспособленном помещении службы совершались до 1995 года.

http://sobory.ru/article/?object=31581

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010