Потей игнорировал проект К. К. Потей и второй инициатор унии - Луцко-Острожский еп. Кирилл (Терлецкий) , также креатура К. К., считали, что уния возможна лишь на территории Речи Посполитой, к переговорам о ней не нужно привлекать вост. патриархов и др. лиц. Киевского воеводу перестали информировать о ходе подготовки унии, хотя он знал о переговорах, и в окт. 1594 г. папский нунций в Речи Посполитой Германико Маласпина характеризовал его как главного противника единства Киевской митрополии с католич. Церковью. Исключение К. К. из процесса подготовки унии окончательно преградило путь к соглашению правосл. архиереев с князем. И хотя позже Потей и различные католич. магнаты пытались убедить К. К. в необходимости унии, это было безрезультатно. В июне 1595 г. на съезде правосл. архиереев в Бресте были приняты условия, на к-рых должно было произойти подчинение Киевской митрополии Римскому папе. Эти условия от католич. иерархии предварительно одобрил Львовский архиеп. Я. Д. Соликовский. Новая уния прямо связывалась с унией Флорентийской (1439) (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). По окончании съезда Ипатий Потей и Кирилл (Терлецкий) намеревались отправиться к Сигизмунду III, а потом в Рим, чтобы получить согласие короля и папы. К. К. начал открытую борьбу против униат. планов сразу же после июньского съезда архиереев. Сохранилось письмо Потея киевскому воеводе, из которого следует, что Потей отправил князю текст принятых епископами решений и К. К. ответил, что не признает его епископом и будет бороться против унии. 24 июня 1595 г. кн. Острожский направил православным Речи Посполитой окружное послание, напечатанное в острожской типографии, с призывом следовать вере отцов и не признавать епископов, согласившихся на унию с Римом. Он писал, что не следует опасаться выступления против унии, поскольку в Речи Посполитой свобода вероисповедания защищается законом. Кн. Острожскому удалось привлечь на сторону противников единства 2 из 8 правосл. епископов: Львовского Гедеона (Балабана) и Перемышльского Михаила (Копыстенского) . Во время примирения еп. Гедеона и Львовского братства в нач. июня 1595 г. архиерей дал запись К. К. с обязательством «мощне стать» против сторонников унии.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Правда, они понимали унию не так, как иезуиты. Они смотрели на унию как на добровольное, братское соединение всей восточной православной Церкви с западною латинскою церковью. Они допускали даже признание папы главою объединенной церкви, но вместе с тем желали полного сохранения неповрежденной православной веры, обрядов православных и т.д. Но находились, к сожалению, среди православных западно-руссов и такие, которые сознательно соглашались на унию в том виде, как предлагали ее иезуиты. Между прочим, два западно-русских, православных епископа – луцкий – Кирилл Терлецкий и владимиро-волынский – Ипатий Поцей прежде других сделались сторонниками унии. Их побуждали к этому некоторые личные соображения и, между прочим, боязнь потерять свои места. Эти два епископа успели склонить на свою сторону и еще некоторых других. Митрополит пока не соглашался с ними, но, по слабости характера, и не противодействовал им. Королем в Польше был тогда Сигизмунд III, который сам был воспитанником иезуитов и потому во всем покровительствовал им. Кирилл Терлецкий и Ипатий Поцей подали ему от имени всех епископов западно-русской православной Церкви заявление о своем согласии подчиниться римскому папе, если всей западно-русской православной Церкви будут оставлены вера, обряды и богослужение на славянском языке, а епископам ее будут даны права, равные с правами католических епископов. Король с радостью принял такое заявление епископов, охотно дал им обещание исполнять все их желания и даже силою заставил митрополита принять сторону епископов. Тогда митрополит и епископы, задумавшие принять унию, обратились с посланием к своей пастве, надеясь, что она вся пойдет за ними. К счастью, среди мирян, особенно между знатнейшими дворянами нашлись такие, которые, соглашаясь на принятие унии с латинскою церковью, настаивали, чтобы об этом была спрошена вся восточная православная Церковь, все восточные и московский патриархи, и только с их согласия было принято окончательное решение. Но такой оборот дела, при котором, разумеется, не могла состояться затея иезуитов, не соответствовал видам епископов – сторонников унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Прежде между ними носились лишь темные слухи о какой-то измене, замышляемой их архипастырями, теперь всеми уважаемый князь объявлял решительно, что митрополит и епископы несомненно уже положили изменить святой Восточной Церкви и присоединиться к Западной, как сам он удостоверился из их тайных писаний, и что, изменяя сами, они своевольно хотят увлечь за собою и свою паству. Прежде, смущаясь слухами о недобрых намерениях своих владык, многие могли недоумевать, что же им делать, где искать опоры и руководства, теперь тот, кого признавали начальником православия в крае, призывал всех стать с ним заодно на защиту православной веры против отступников и предателей и общими силами воспрепятствовать их злому замыслу. И действительно, движения против унии немедленно начали обнаруживаться в разных местах: в Львове, Вильне, Новогродке. В Львове, к изумлению, подал пример сам епископ — Гедеон Балабан. Еще в начале июня он приезжал в Острог к князю Константину, но лишь с просьбою, чтобы князь примирил его с львовским братством. Теперь, в конце июня, Гедеон снова был у князя, может быть, с прежнею просьбою, но при этом, по убеждению ли от князя или сам собою, выразил намерение отказаться торжественно от всякого участия в деле унии и, вероятно, условился с князем, где и когда это сделать. По крайней мере, в тот самый день, именно 1 июля, когда Гедеон явился в гродский владимирский уряд, там уже находились сам князь Острожский и несколько других вельможных панов. В их-то присутствии Гедеон и сделал следующий протест для внесения в актовые книги: «В 1590 г., 24 июня, находясь на Соборе в Бресте, мы, епископы: Луцкий Кирилл, Пинский Леонтий, Холмский Дионисий и Львовский — я, Гедеон, определили принесть королю жалобу на обиды, претерпеваемые православными от латинян, и просить его милостей; для представления нашей жалобы и просьбы мы избрали о. Кирилла Терлецкого, а для написания той и другой дали ему четыре мембрана (бланковых листа) с нашими подписями и печатями. Потом в 1594 г., 27 июня, находясь на съезде в Сокале, мы, епископы: Луцкий Кирилл, Перемышльский Михаил, Холмский Дионисий и Львовский — я, Гедеон, опять избрали о.

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Явившийся в 1588–1589 году п. Иеремия пытался улучшить иерархический строй в Киевской митрополии, но успел слишком мало; подавить униатских движений он не мог и, кажется, не намеренно помог унии. Приезд на Русь главы православной церкви имел совсем неожиданный результат. Иеремия запретил м. Онисифора Девочку и на его место поставил королевского избранника Михаила Рогозу. Но экзархом своим, и как бы контролером над самим митрополитом и другими епископами, он назначил Кирилла Терлецкого епископа луцкого и острожского 920 . Заметно, что патриарх сам не знал положения зап.-русской церкви и иерархии и нередко был очень не тактичен в своих поступках; напр. освобождение Львовского братства из под власти местного епископа возбудило против него львовского епископа Гедеона. У других архиереев были другие основания быть недовольными Иеремией. Иезуиты, деятельность которых усиленно началась проявляться со времени политической Люблинской унии (1569 г.), ускорившей церковную унию, умели пользоваться обстоятельствами. Не без их участия дело обставилось так, что тотчас по отъезде представителя и отдаленного охранителя православия началось усиленное движение в пользу унии среди православных иерархов, во главе которых стал патриарший экзарх Кирилл Терлецкий. Под его контролем иерархия нисколько не улучшилась, если не ухудшилась 921 . Она только сплотилась, но не в интересах православия, хотя на первых порах, видимо, старалась защитить его от притеснений иезуитов и сохранить в прежней чистоте. В 1591 г. четыре епископа – луцкий Кирилл Терлецкий, львовский Гедеон Балобан, пинский Леонтий Пельчицкий и холмский Дионисий Збируйский подписали и подали грамоту королю Сигизмунду III, ярому католику и иезуитскому воспитаннику. Все выражали желание подчиниться папе, но с сохранением православных обрядов и своих иерархических прав. Эта грамота была началом унии 922 . В 1593 г. к ним присоединился четвертый епископ владимирский Ипатий Поцей 923 , сделавшийся вместе с Кириллом Терлецким главным сторонником унии, сблизив ее с чистым латинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

174). Иоасаф 1558–1561. Никифор упом. в 1564 г. 363 После него до 1567 года Луцкой епархией управлял, не посвящаясь в духовный сан, Марк Жоравинский. По смерти его, король отдал Луцкую епископию бывшему владимирскому владыке, Ивану Борзобогатому Красненскому, 364 который также не хотел принимать духовного сана, но был принужден к тому в 1571 году митрополитом Ионой. Красненский распоряжался имениями кафедры, как своей собственностью. Сыновья его грабили церкви, разгоняли монахов. Луцкие священники жаловались королю, что он запечатывает церкви и запрещает служить в них, чтоб только вынудить у них подачку. 365 Наконец преступления его подверглись законному взысканию. В 1585 г. он присужден был к лишению всех гражданских прав и изгнанию из отечества (банниции). Но, до приведения этого приговора в исполнение, Иона скончался в том же 1585 г. После него Луцкую кафедру получил, по рекомендации киевского воеводы, князя К. К. Острожского, пинский епископ Кирилл Терлецкий. Прежде всего он обратил внимание на экономические дела кафедры и, найдя имения разграбленными, начал отнимать их у владельцев вооруженной рукой. Одно из этих имений, замок Жабче, отдан был Ионой в приданное за дочерью старосте луцкому, Александру Жоравницкому. Терлецкий выставил против него наемный отряд из тысячи человек: тут были и татары и угры и валахи и сербы с пушками и всяким оружием. Дело не обошлось без кровопролития: но замок был отнят. 366 Все это было как будто в порядке вещей и не роняло архиерейской репутации Терлецкого. Но он умел действовать не только вооруженной силой. При посещении патриархом Иеремией Западной России в 1588 году, он так обошел патриарха, что тот сделал его своим экзархом или наместником, как «мужа искусна, во всех действиях подле правил св. отец бегла и ученна», и этим возвысил его над всеми русскими епископами. 367 Но потом он-то и оказался главным действующим лицом во время унии. 368 Русские епархии в землях под польским владычеством 1) Холмская епархия Холмская, первоначально Угровская, епархия, основанная в конце XI или в начале XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

5. Страх Терлецкого, подтвердительная ему грамота от короля на Луцкую епархию и преследование виленского проповедника Зизания и братских священников 6. Универсал короля о созвании Собора в Бресте и грамота о том же митрополита 7. Огорчения митрополиту и защита его королем, сопротивление виленских жителей митрополиту и грамоты против них короля 8. Письмо Потея и Терлецкого к Гедеону Львовскому и притеснения их православным 9. Помощь с Востока православным, послание Александрийского патриарха Мелетия и патриаршие экзархи Кирилл и Никифор 10. Брестский Собор 11. Уния на одном Соборе единогласно отвергнута, на другом принята IV. Общий взгляд на введение унии в Литве 1. Как подготовлялась уния с самого отделения Западнорусской митрополии от Московской 2. Как действительно совершилось введение унии: четыре главных фазиса в движении этого дела 3. Кого следует назвать виновником церковной унии в Литве. Мера влияния на это дело 4. Что такое была появившаяся в Литве церковная уния Примечания к девятому тому Комментарии к девятому тому КНИГА ШЕСТАЯ От редакции М. В. Дмитриев. Основные проблемы истории Киевской митрополии в 1-й половине XVII в. История Русской Церкви в период ее самостоятельности (1589–1881). Патриаршество в России (1589–1720) ТОМ 10 Общий взгляд на период самостоятельности Русской Церкви Учреждение Патриаршества в России ОТДЕЛ I. ПАТРИАРШЕСТВО МОСКОВСКОЕ И ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ РОССИИ И ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ (1589–1654) Глава I. Три первые патриарха в Москве и междупатриаршество I. Патриарх Иов II. Патриарх Игнатий III. Патриарх Гермоген IV. Междупатриаршество V. Общий взгляд на состояние Церкви Глава II. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под гнетом униатских митрополитов Положение Православия и унии в Западнорусской митрополии и характер борьбы между ними I. Борьба Православия с униею при митрополите Михаиле Рагозе II. Борьба Православия с униею при митрополите Ипатии Потее III. Борьба Православия с униею при митрополите Велямине Рутском IV. Общий взгляд на борьбу Православия с униею в истекший период ТОМ 11 Глава III. Патриарх Московский Филарет и два его преемника

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

   В 1593 году они открыто предложили прочим юго-западным епископам унию для освобождения от власти патриарха и от вмешательства мирян в дела церковного управления. В декабре 1595 года они были уже в Риме, целовали туфлю папы Климента VIII, признали исхождение Святого Духа от Сына, верховную власть Римского первосвященника, учение об индульгенциях и чистилище. Папа принял их с восторгом, назначил в честь состоявшегося соединения с русскими большое торжество и велел вычеканить монету. На этой монете были изображены папа и россиянин, припадший к его ногам, и вырезаны были слова: «В память восприятия русских».    Все это дело велось, по обычаю иезуитов, с разными подлогами и обманами. Так, например, от двух епископов отобрали подписи на белых бланкетах, будто бы на случай непредвиденных ходатайств пред королем за православных, а между тем на этих именно бланкетах и была написана просьба об унии. Поцей и Терлецкий в Риме сделали такие уступки папе, на которые не уполномочивали их даже единомысленные с ними епископы. Еще не успели Терлецкий и Поцей возвратиться из Рима, как эти подлоги были обнаружены, чем было вызвано сильное негодование против них и со стороны некоторых епископов (Гедеон Львовский и Михаил Перемышльский), и со стороны православных князей (князь Острожский), и народа.    В конце 1596 года состоялся собор в городе Бресте для суждения об унии, на который, кроме юго-западных епископов, явились два патриарших экзарха: от Константинопольского патриарха Никифор и от Александрийского Кирилл Лукрис. С самого начала собора православные отделились от униатской партии и открыли особые заседания. Во главе православных стояли экзархи, шесть епископов и князь Острожский. Непреклонными приверженцами унии оказались четыре епископа, но их сторону принял король. Митрополит вел себя нерешительно и не знал, куда стать, доколе светская власть и настойчивость иезуитов не привлекли его на сторону, противную Православию. Приверженцы унии торжественно прочитали папскую буллу и акт соединения. Православные же со своей стороны подписали определение: не слушать митрополита и епископов-отступников и считать их лишенными власти; ничего в отношении веры не предпринимать без воли Константинопольского патриарха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Дело унии пошло быстрее. 2 декабря 1594 г. почти все западнорусские православные епископы вместе с м. Михаилом Рогозой изъявили желание, вместо патриарха, подчиниться папе 924 . К грамоте не подписались лишь Гедеон львовский и Михаил Копыстенский еписк. перемышльский и самборский, но они подписались к договорным статьям об условиях унии. Очевидно, полного согласия не было 925 . В 1595 г. ходатаи Поцей и Терлецкий отправились в Рим, и после ласкового приема у папы Климента VIII, возвратились убежденными и присяжными униатами. Но православные приняли их далеко не с распростертыми объятиями. Земские послы и депутаты, избранные на провинциальных сеймиках в воеводствах – Киевском, Волынском, Минском, Новогрудском, Полоцком и др. на Варшавском генеральном сейме (1595 г.) от имени своих избирателей просили короля лишить сана непрошеных ходоков 926 . Все было напрасно. Напрасны были протесты князя К. К. Острожского, новогрудского воеводы Скумина, Виленского Троицкого братства во главе с дидаскалом Стефаном Зизанием 927 . 29 мая 1596 г. Сигизмунд III издал манифест о назначении собора в Бресте для окончательного решения вопроса о соединении православной церкви с католической 928 . Собор состоялся не тотчас. Прошло более четырех месяцев и по зову м. Михаила Рогозы от 21 августа 1596 г. в самом начале 6 / 9 октября открылся собор. На нем образовались две партии латино-униатская и православная. Тут только определилось, кто желает унии, и кто нет 929 . При обсуждении вопроса не только не было соглашения, напротив вышли крупные размолвки, разрешившиеся тем, что партия православным с Гедеоном львовским и Михаилом перемышльским не согласилась на унию. Этого мало, – противные партии стали запрещать друг друга. Шесть владык, принявшие унию: Михаил м. киевский, галицкий и архиепископ всея Русии, Ипатий владимирский и берестейский, Кирилл Терлецкий, экзарх, епископ луцкий и острожский, Герман архиепископ полоцкий, Дионисий Збируйский епископ холмский и бельзский и Иона Гоголь епископ пинский окружной соборной грамотой низлагали двух владык с их сторонниками, не принявшими унии. Эти последние в свою очередь делали то же, проклиная униатов. Произошел полный разрыв. Патриарший протосинкелл и экзарх Никифор от лица патриарха разрешил православных священников, запрещенных униатами; он велел епископам неуниатам принимать их, а вместо митрополита и архиереев-униатов поминать вселенского патриарха Герасима. Король защищал униатов и своей грамотой подтверждал постановления их, убеждая православных не слушаться низложенных и проклятых владык 930 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Между тем Поцей и Терлецкий представили папе в торжественной аудиенции 23 дек. 1595 г. грамоты о подчинении западно-русской церкви римскому престолу, упросив только, «да по своему греческому обычаю службу и пение в церквах своих правят и свята по старому календарю». 490 В память этого события выбита была медаль, на одной стороне которой изображен папа Климент VIII, а на другой коленопреклоненные пред папой русские епископы, с надписью: Ruthenis receptis. В марте 1596 года Поцей и Терлецкий возвратились из Рима. Православные занесли в актовые книги и разослали воеводам протесты против епископов, изменивших православию. Но король принял их под свое покровительство и 29 мая (или 14 июня) издал манифест о совершившемся соединении церквей. Нужно было закончить дело церковным порядком. Король тем же манифестом поручал м. Михаилу созвать собор в Бресте. 491 Митрополит назначил собор на 6 октября. Православные 6 октября открыли собор под председательством львовского епископа Гедеона. Из восточных присутствовали на оном присланные патриархом делегаты, от константинопольского – великий протосинкелл Никифор и от александрийского – Кирилл Лукарис; 492 из русских – кроме епископов и духовенства – множество светских лиц, в числе коих были князь Острожский с сыном и другие. Принявшие унию епископы составили свой собор под председательством латинского львовского архиепископа Суликовского. Латиняне не могли выбрать лучшего лица для окончания дела, как Суликовский. Секретарь при Сигизмунде Августе, исполнявший множество государственных поручений, он был, с возведением в сан львовского архиепископа, одним из самых энергических прелатов римской церкви в Польше. В заседании 9 октября, в четвертый день собора, митрополит с латинскими и униатскими епископами постановил декрет о лишении сана епископов, архимандритов, игуменов и прочего духовенства, которые отреклись принять унию. 493 Уния торжественно была провозглашена в церкви Св. Николая. Православный собор, с своей стороны, объявил митрополита и принявших унию епископов, владимирского, луцкого, полоцкого, холмского и пинского, лишенными сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Однако пребывание патриарха Иеремии в Речи Посполитой имело и другие, не менее важные последствия, которые заставили коррумпированных епископов задуматься об унии. Патриарх Константинпольский, столкнувшись в Западной Руси с вопиющими безобразиями, решительно взялся за наведение порядка в церковных делах. Иеремия утвердил новый устав Виленского Свято-Троицкого братства, который закреплял его автономный по отношению к иерархии статус и давал братству широкие полномочия. Учитывая, что еще ранее аналогичное право ставропигии было даровано Львовскому братству, можно не сомневаться, что епископату такое усиление братств и активности мирян было неприятно. Однако Иеремия уже успел ощутить, что западно-русские архиереи не слишком надежны, и именно потому особо благоволил к братствам. Патриарх также сделал попытку упрочить в Западной Руси церковную дисциплину. В частности, он решительно изгнал многих недостойных клириков, начав с митрополита Онисифора, бывшего двоеженцем и поставленного на кафедру в нарушение канонов. Был извергнут из сана и архимандрит Супрасльского монастыря Тимофей Злоба, виновный в грехе убийства. Однако найти замену низложенному Онисифору было задачей весьма сложной. Достойных было мало, а Иеремия был человеком чужим и ориентировался в западно-русских кадрах плохо. Ему порекомендовали минского архимандрита Михаила Рогозу, которого Иеремия и поставил в итоге новым митрополитом Киевским. Как показали последующие события, это была огромная ошибка. Однако на митрополию метил Кирилл Терлецкий, которого Иеремия поставил лишь патриаршим экзархом. В результате Терлецкий оказался обижен этим назначением, а митрополит Михаил в свою очередь был недоволен учреждением должности экзарха, что ограничивало полномочия митрополита. Привыкшие к своеволию епископы вдруг ощутили, что Константинопольский первоиерарх намерен положить конец тому беспределу, который они привыкли творить на Западе Руси. Это заставляло архиереев задуматься о перспективе унии в надежде, что она избавит их от дамоклова меча патриаршей власти и необходимости нести ответственность за свои неблаговидные дела. Острую неприязнь архиереев вызвало и решение патриарха, которое обязывало епископов возобновить регулярный созыв Соборов. Епископы понимали, что миряне - православные магнаты, шляхта и братчики - также захотят участвовать в работе Соборов, особенно по причине малого внимания к делам церковным со стороны епископата. Это опять угрожало бесконтрольной власти епископов.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerkovukrai...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010