Тертуллиан в непрерывности благодатных рукоположений видел истинность происхождения Церквей от Господа через апостолов: «Если, – рассуждает он, – какая–либо из сект осмеливается возводить себя к апостольскому веку, так что кажутся преданными от апостолов на том основании, что были во времена апостолов, то пусть покажут начало своих Церквей. Пусть выяснят порядок своих епископов, по преемству исходящий от начала, так чтобы первый епископ имел своим виновником и предшественником кого–либо из апостолов, или мужей апостольских, постоянно пребывавших с апостолами. Ибо так апостольские Церкви представляют свой ценз» 590 . Несомненным для святых отцов является тот факт, что рукоположение есть действительный акт действия Божиего. Ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова сщмч. Игнатий Богоносец в своем послании к Ефесянам пишет: «Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, так и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа» 591 . Таким образом, святоотеческое богословие констатирует, что преемственность в таинстве Священства несет в себе непрерывный поток благодати, излитый Духом Святым на апостолов в день Пятидесятницы и с тех пор изливаемый на их приемников от одного иерархического поколения к другому. Такое строгое соблюдение преемственности, по учению отцов Церкви, «предохраняет саму Церковь от возникновения самочинных церковных групп и организаций, от расколов, обеспечивает единство и кафоличность Церкви, является свидетельством и гарантией ее апостоличности» 592 . Исходя из этих рассуждений, сщмч. Ириней Лионский утверждал, что в Церкви «надлежит следовать тем, которые имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства... иметь в подозрении. Все таковые отпали от истины. От них нужно удаляться» 593 . Продолжая эту мысль, сщмч. Киприан Карфагенский говорит: « Церковь одна, и, будучи одна, она не может быть и внутри, и вовне. Если она у Новациана, то не была у Корнилия, который наследовал епископу Фабиану по законному посвящению и которого, кроме чести священства, Господь прославил и мученичеством. Новациан не принадлежит к Церкви; и тот, кто, презревши евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епископом, не может никаким образом иметь Церковь и обладать ею не посвященный в Церкви» 594 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Hist. eccl. VI 43. 8-9; ср.: Theodoret. Haer. fab. III 5). Этот рассказ Корнелия оказал сильное влияние на мнение предстоятелей др. христ. Церквей, в частности сщмч. Киприана Карфагенского, который был убежден, что Н. «хитростью с помощью отступников стремился стать поддельным и чуждым епископом» ( Cypr. Carth. Ep. 55. 24), а его рукоположение считал «незаконным и совершённым против кафолической Церкви» (Ibid. 44. 1), поскольку Н., «презрев евангельское и апостольское предание, произошел от самого себя, никому не наследовав» (Ibid. 69. 3). Весьма вероятно, что Н. предпринял этот шаг, побуждаемый карфагенским пресв. Новатом, зачинщиком раскола в Карфагенской Церкви, к-рый незадолго до этого прибыл в Рим, чтобы, по словам сщмч. Киприана, произвести подобный раскол и там, «отторгая от клира часть народа и разрывая согласие братства». Сщмч. Киприан свидетельствует, что Новат в Карфагене «в противность Церкви» поставил диакона, т. е. Фелициссима, а в Риме стал участником поставления незаконного епископа, т. е. Новациана (illic episcopum fecit - Idem. Ep. 52. 2; о роли Новата также см.: DeSimone. 1970. P. 27-28; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 380; Mattei. 2006. P. 3553; Papandrea. 2008. P. 28). Похожее свидетельство встречается в др. церковном документе - «Каталоге Либерия», содержащем перечень Римских епископов: «В то время прибыл из Африки Новат и отделил Новациана и некоторых других исповедников от Церкви» (см.: Chronographus anni CCCLIIII//MGH. AA. T. 9. P. 75). Из послания к Новациану свт. Дионисия, еп Александрийского, также можно заключить, что тот был вовлечен в раскол против своей воли (см.: Euseb. Hist. eccl. VI 45. 1). Хотел ли Н. этого или нет, он оказался причиной длительного церковного раскола, затронувшего не только Римскую, но и Вселенскую Церковь. После начала раскола Н. усилил свою ригористическую позицию по вопросу о принятии падших и стал требовать, чтобы падшие были навсегда исключены из Церкви, дабы не осквернять ее святости (см.: Ibid. VI 43. 1; также см.: DeSimone.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

2.5.3.2. Авторство . Автор неизвестен, но, скорее всего, это был палестинский, а не александрийский еврей. 2.5.3.3. Время и место написания трудно точно определить. По мнению исследователей, текст был написан раньше перевода Семидесяти, т. е. ранее III в. до Р. Х., и в Палестине. Существует теория, что эти тексты пародируют идолослужение и были созданы в Александрии в I в. до Р. Х. Основная проблема этой точки зрения в том, что тексты первоначально не были написаны по-гречески 204 . 2.5.3.4. Язык оригинала . Возможно, первоначально текст был написан на арамейском языке, и с него был сделан перевод Семидесяти. Затем он был переведен на древнееврейский, и уже с этого перевода сделан перевод Феодотиона, о чём свидетельствует в нём большое число гебраизмов 205 . 2.5.3.5. История текста и толкования . Текст Септуагинты сохранился только в кодексе Chisianus 88 (от IX до XI в.). С него сделан сирийский гекзаплярный и древнелатинский переводы. Остальные переводы составлены с текста Феодотиона. Как сочинение пророка Даниила, этот текст цитируют сщмч. Ириней Лионский , Климент Александрийский , сщмч. Ипполит Римский , Тертуллиан , сщмч. Киприан Карфагенский , свт. Афанасий Александрийский , свт. Кирилл Иерусалимский и свт. Иоанн Златоуст 206 . Ориген и блж. Иероним Стридонский указывают на неканоничность добавления, так как нет еврейского подлинника. Можно проследить, как история о Виле и драконе отражается в еврейских толкованиях, потому что истории с подобным сюжетом есть в «Мидраше Раба», иерусалимском Талмуде и «Мидраше Танхума». «Мидраш Раба» так описывает историю повержения идолослужения в Вавилонии: «И вот ангелы всесильного» – это Даниэль, «восходят и спускаются по ней» – который поднялся и вынул съеденное из его рта. Это то, что написано: «И посещу Вила в Вавилоне, и исторгну из уст проглоченное им…» ( Иер.51:44 ) был один дракон у Навуходоносора и он заглатывал всё, что ему кидали. Даниэль сказал Навуходоносору: Дай мне право и я его посрамлю. Царь дал ему разрешение. Что он тогда сделал? Взял солому, спрятал внутри гвозди и бросил перед драконом, и пронзили гвозди его кишечник. Как сказано: «И исторгну из уст проглоченное им» (Мидраш Раба 68:13) 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

епископом еретической секты ( Euseb. Hist. eccl. V 28. 8). В «Философуменах» Ипполита Римского термин μρτυς применяется по отношению к тем рим. христианам (в т. ч. к св. Каллисту I , еп. Римскому), к-рые были сосланы на рудники о-ва Сардиния, хотя автору, безусловно, было известно, что они выжили и вернулись в Рим ( Hipp. Refut. IX 11. 4; 12. 9-12). Тертуллиан адресует И. свою книгу «Ad martyras» (К мученикам), называет их кандидатами на мученичество: «...benedicti martyres designati» ( Tertull. Ad martyr. 1). Часто в его произведениях слово martyr (букв. мученик) употребляется в смысле confessor (исповедник) ( Idem. De praescript. haer. 3; Idem. Ad martyr. 1; Idem. De pudic. 22). Однако в др. месте он задается вопросом: кто может называться мучеником, пока он в этом мире? (quis martyr saeculi incola? - Idem. De pudic. 22. 2). Ориген († 253) указывает на то, что слово μρτυς может по праву применяться к тому, кто в той или иной мере является свидетелем истины ( Orig. In Ioan. comm. II 210). В «Мученичестве святых Перпетуи и Фелицитаты» Квинт, к-рый умер в тюрьме, рассматривается как мученик (Pass. Perp. 11. 9). Аналогичным образом в «Мученичестве Монтана и Лукия» Примул и Донатиан, умершие в оковах, шествуют «непорочным путем к венцу мученичества» (ad martyrii coronam immaculato itinere - Dolbeau. 1983. P. 68). Сщмч. Киприан , еп. Карфагенский (ок. 200-258), в нек-рых своих произведениях проводит различие между мучениками и И. (напр.: Cypr. Carth. De lapsis. 4). По его мнению, исп. Нумидик, убеждавший будущих мучеников твердо стоять в вере, но не претерпевший смерти от рук гонителей, сам не может входить в «число славных мучеников» (gloriosum martyrum numerum - Idem. Ep. 40. 1). Тех же, кто умерли в тюрьме, даже если они не подвергались пыткам, сщмч. Киприан предлагает почитать за мучеников (Ibid. 37. 2). Обычно под наименованием confessores он имеет в виду христиан, томящихся за свою веру в темнице (Ibid. 31. 8; 32. 1). Одно из его писем адресовано «Сергию, Рогатиану и другим исповедникам» (Sergio et Rogatiano et ceteris confessoribus - Ibid.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Примечательно, что сир. канонический памятник сер. V в. Testamentum Domini nostri Jesu Christi не имеет дополнения об И. из числа рабов ( Funk F. X., von. Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriften. Mainz, 1901. S. 46, 161, 242). Прп. Максим Исповедник. Икона. 2005 г. Иконописец В. А. Морозов (частное собрание, Ярославль) Прп. Максим Исповедник. Икона. 2005 г. Иконописец В. А. Морозов (частное собрание, Ярославль) По сведениям автора «Философумен», Каллист I, до того как был избран епископом Рима, был рабом некоего христианина Карпофора, а позже был сослан на 10 лет на рудники Сардинии. Виктор I, еп. Римский († между 197 и 201), выделял Каллисту после его освобождения ежемесячную пенсию. При свт. Зефирине , еп. Римском († 217/8), он вошел в клир и стал священником именно благодаря своей репутации исповедника. Автор «Философумен» обвиняет Каллиста в том, что он сумел ввести всех в заблуждение, представив себя как мученика и исповедника, не являясь таковым ( Hipp. Refut. IX 11-12). Тертуллиан рассказывает о похожем случае: гностик Валентин претендовал на епископство, но ему был предпочтен некий исповедник ( Tertull. Adv. Val. 4. 1). Скорее всего практика, описанная в «Апостольском предании», сохранялась в Церкви до 2-й пол. III в. При императорах Деции (249-251) и Диоклетиане (284-305) гонения приобрели массовый характер, число И. увеличилось, причем среди них оказалось много женщин, которые не могли приниматься в клир, а также относительно молодых людей, которые не могли возводиться все и сразу в степень пресвитера. И., хотя и продолжали пользоваться высоким авторитетом в Церкви, стали приниматься в клир через рукоположение. Сщмч. Киприан Карфагенский восхваляет одного из И., юношу Аврелиана, к-рый дважды открыто исповедовал свою веру перед лицом гонителей; тем не менее сщмч. Киприан не спешил возводить его в пресвитеры, считая необходимым испытывать личные качества И., претендующих на священство, и проводить их последовательно через низшие степени клира ( Cypr. Carth. Ep. 38. 1). Сохранилось письмо, где он говорит о юных И. как о буд. пресвитерах: «Да будет вам известно, что мы уже предназначили им пресвитерское достоинство, и потому они должны быть почтены одинаковой с пресвитерами долей и при ежемесячном разделе получать части в равном с ними количестве, как имеющие с достижением более зрелых лет восседать с нами» (Ibid. 39. 4).

http://pravenc.ru/text/675007.html

Adv. Prax. 1. 4). Яснее всего охарактеризовал различие между истинным и ложным исповедничеством сщмч. Киприан Карфагенский в письме к своей пастве: «Никто из вас да не производит тревоги между братьями и никто да не выдает себя добровольно пред язычниками; ибо тот только, кто задержан и отдан под стражу, должен вести речь,- так как в это время говорит в нас Господь, Которому угодно, чтобы мы исповедали Его, но не выставлялись [со своим исповеданием]» ( Cypr. Carth. Ep. 81). Даже истинные И., к-рых община поддерживала во время их тюремного заключения, навлекали на себя острую критику, если, выйдя на свободу, начинали хвалиться своим подвигом (Ibid. 11. 1; 13. 4; 14. 2). Мн. епископы предпочитали благоразумно избегать открытых столкновений с язычниками и укрывались от гонителей, продолжая управлять своей паствой, что давало нек-рым повод отделяться от общения с епископом и устраивать раскольнические сообщества, противопоставляя строгость своей жизни и открытое исповедание веры «конформизму» иерархии. Именно вопрос открытого исповедания веры стал основным пунктом разногласия кафолической Церкви с монтанистами и донатистами. Уклонившийся в монтанизм Тертуллиан критиковал любую мысль о бегстве от преследований, считая его отречением от веры ( Tertull. De fuga. 4. 1; 5. 1; 11. 1-3). Сщмч. Киприан, избежавший гонений и управлявший Карфагенской Церковью посредством писем, вынужден был доказывать, что спасшийся бегством епископ - это тоже исповедник, к-рый, хотя и не произнес своего исповедания публично пред судьей, исповедал свою веру, когда выполнил долг епископа по заботе обо всей общине ( Cypr. Carth. De lapsis. 3). Если исповедник признавался таковым Церковью, он пользовался всеобщим уважением, в определенном смысле считался клириком и получал материальную помощь от общины. Согласно «Апостольскому преданию» , иерархическая структура христ. общины состоит из степеней епископа, пресвитера, диакона, исповедника, чтеца, пребывающих в девстве, и целителя. Причем исповедник не имеет нужды в рукоположении: «На исповедника же, если он был в оковах за имя Господне, да не возлагается рука ни для диаконства, ни для пресвитерства.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Встреча св. плащаницы и мощей сщмч. Киприана Карфагенского и св. Корнелия в 875 г. в Компьене. Витраж ц. Сен-Жак. XIX в. Встреча св. плащаницы и мощей сщмч. Киприана Карфагенского и св. Корнелия в 875 г. в Компьене. Витраж ц. Сен-Жак. XIX в. Мощи К., как предполагается, были перенесены во Францию при имп. Карле Великом . Сведения об этом сохранились в нескольких источниках, данные которых не полностью согласуются. В Мартирологе Флора Лионского (редакция М, ок. 825) упоминается, что мощи К. и Сциллийских мучеников , а также глава мч. Пантелеимона были перенесены из Африки во Францию и хранились в соборной ц. св. Иоанна Крестителя в Лионе ( Quentin. 1908. P. 348, 384, 508). Более подробно об этом сообщается в стихотворении «Rector magnificus», написанном при Лионском архиеп. Агобарде (816-840), вероятно также диак. Флором . Имп. Карл Великий направил послов к правителю Востока (Eoum ducem); по пути они посетили разрушенный и почти заброшенный жителями Карфаген. Побывав в городских храмах, послы обнаружили, что гробница К. находится в небрежении. Уговорив хранителей (edituis) отдать им святыню, послы открыли саркофаг и достали кости К., обернули их в ткань и положили в ларец. Затем франки забрали мощи мучеников Сперата и Пантелеимона и отплыли на родину. Первоначально святыни хранились в Арле, но затем Лионский архиеп. Лейдрад (797/8-816) уговорил императора отдать ему мощи и поместил их в кафедральном соборе. Стихотворение завершается похвалой мученикам и молитвой о жителях Лиона, прежде всего об архиеп. Агобарде, который прославил К. и почтил его память (qui nomen, meritum, tuumque festum/dictis extulit et honore compsit - Flori Lugdunensis Carmina. 13//MGH. Poet. T. 2. P. 544-545). Диак. Флору приписывается также стихотворная надпись на гробнице мучеников в Лионе (Hac locuples) о том, что в гробнице покоились перенесенные из Карфагена при Карле Великом мощи К. и Сперата, а также глава мч. Пантелеимона ( Flori Lugdunensis Carmina. 14//Ibid. P. 546). В Хронике Адона Вьеннского (ок.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Последующие события показали, что К. принял сторону Киприана Карфагенского. В письме пресвитерам Моисею и Максиму и др. христианам, заключенным в Риме (зима 250/1), епископ сообщал, что К. посетил его в убежище, рассказал о новостях и передал слова поддержки от рим. исповедников (Ibid. 37). Киприан не знал, что ко времени составления письма пресв. Моисей уже умер; К., вероятно, покинул Рим не позднее нояб. 250 г. Вскоре епископ назначил К. чтецом, но исповедник согласился принять посвящение лишь тогда, когда в ночном видении ему явилась сама Церковь (ecclesiae ipsius admonitu et hortatu in uisione per noctem conpulsus est). Об этом говорится в послании сщмч. Киприана клиру и народу Карфагенской Церкви (февр. 251 (?) - Ibid. 39). По мнению исследователей, посвящение К. и др. исповедника, Аврелия, имело целью ослабить позиции противников Киприана, в т. ч. группировки Фелициссима ( Brent. 2010. P. 284-286). Восхваляя подвиги К. и его родственников, принявших смерть за Христа, епископ утверждал, что те, кто исповедали веру перед гонителями и мужественно претерпели страдания, должны служить Богу в качестве клириков. Киприан не скрывал намерения рукоположить К. и Аврелия во пресвитеров по достижении ими положенного возраста и велел выдавать им содержание, равное пресвитерскому. О последующих событиях в жизни К. точных сведений нет. Некий Келерин упоминается в числе рим. исповедников, временно примкнувших к Новациану, но затем возвратившихся в кафолическую Церковь ( Euseb. Hist. eccl. VI 43). Среди исследователей нет единого мнения, можно ли отождествить этого Келерина с исповедником, вернувшимся в Карфаген (на этот вопрос положительно отвечал Г. Барди ( Eus è be de C é sar é e. Histoire ecclésiastique/Éd. G. Bardy. Vol. 2: Livres V-VII. P., 1955. P. 154-155. (SC; 41)), отрицательно - Г. Кларк ( Clarke. 1973. S. 654; Cyprian of Carthage. 1984. Vol. 1. P. 317)). Более вероятно, что К. остался в Карфагене и впосл. доставил Римскому еп. (папе) Корнелию , сосланному в г. Центумцеллы (ныне Чивитавеккья, Италия), письмо св. Киприана Карфагенского (LP. T. 1. P. 66-67, 150).

http://pravenc.ru/text/1684135.html

Церковь, пребывающая на земле, есть не только сообщество верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27). Соответственно, различные формы первенства в Церкви, совершающей историческое странствие в этом мире, являются вторичными по отношению к вечному первенству Христа как Главы Церкви, посредством Которого Бог Отец примиряет с Собою все, умиротворяя через Него… и земное и небесное (Кол 1:20). Первенство в Церкви должно быть прежде всего служением примирения, имеющим целью созидание согласия, по слову Апостола, призывающего сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). 2. В жизни Христовой Церкви, пребывающей в этом веке, первенство, наряду с соборностью, является одним из основополагающих принципов ее устроения. На разных уровнях церковного бытия исторически сложившееся первенство имеет различную природу и различные источники. Этими уровнями являются: (1) епископия (епархия), (2) автокефальная Поместная Церковь и (3) Вселенская Церковь. (1) На уровне епархии первенство принадлежит епископу. Первенство епископа в своей епархии имеет под собой твердые богословские и канонические основания, восходящие к эпохе раннехристианской Церкви. По учению апостола Павла, епископов Дух Святой поставил… блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).  Источником первенства  епископа в своей епархии является апостольское преемство, сообщаемое через хиротонию 1 . Епископское служение является необходимым основанием Церкви: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот не в Церкви» (сщмч. Киприан Карфагенский 2 ). Сщмч. Игнатий Богоносец сравнивает первенство епископа в своей епархии с главенством Бога: «Старайтесь делать все в единомыслии Божьем, так как епископ председательствует вместо Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо» (Послание к Магнезийцам, 6).

http://mospat.ru/ru/news/51892/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010