Авторы наиболее ранних толкований на «О. н.» (Тертуллиан, сщмч. Киприан Карфагенский) делают акцент на общинном употреблении этой молитвы. При этом ее текст представлен в составном варианте и не следует буквально за одной из евангельских версий, что, вероятно, отражает вариант богослужебного использования в общинах ( Hammerling. 2010. P. 25 sq.). Подробное толкование обоих евангельских версий с рассмотрением всех разночтений между ними начинается только с Оригена. Использование в последующих комментариях церковных экзегетов преимущественно версии молитвы «О. н.» по Мф 6. 9-13, вероятно, отражает ее литургическое употребление ( Pollastri. 2014. Р. 610). Служат ли рассматриваемые толкования отражением катехизической практики, неясно, в этих свидетельствах речь идет о научении словам молитвы верующих, уже ставших членами Церкви. Тертуллиан посвятил труд «О молитве» наставлению в словах «О. н.» тем, кто уже приняли крещение, напоминая о том, что обращение к Богу как к Отцу обретается только в Церкви ( Tertull. De orat. 2. 6; см.: Hammerling. 2010. P. 26-27, 36). В его трактате «О Крещении» содержится косвенное свидетельство обращения новокрещеных к Богу словами молитвы «О. н.», получающих следующее наставление: «...когда вы вышли из святейшей купели нового рождения и впервые простерли руки вместе с братьями у Матери, просите от Отца, просите от Господа, чтобы даны были сокровища благодати» ( Tertull. De bapt. 20. 5). По мнению сщмч. Киприана Карфагенского, обращение «Отче наш» произносится совместно, от лица «тех, которые были освящены и восстановлены благодатным духовным рождением» ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 6). Приступая к раскрытию тайн Молитвы Господней, он обращается прежде всего к тому, кто стал новым человеком, «возрожденным и восстановленным Богом, по Его благодати» (Ibid. 9). Также сщмч. Киприан косвенно свидетельствует о связи молитвы «О. н.» с принятием крещения, утверждая, что обретший веру «должен и начинать с того, чтобы принести благодарение и исповедать себя сыном Божиим, назвавши Отцом Бога; должен с самого начала своего возрождения свидетельствовать словами, что он отказался от земного и плотского отца и стал знать и иметь одного Отца, Который на небесах, по Писанию» (Ibid. 6). Соответственно словами «О. н.» «мы просим и молим, чтобы, освященные в крещении, мы и пребыли такими, какими быть начали» (Ibid. 8).

http://pravenc.ru/text/2581755.html

и сщмч. Киприана Карфагенского отражено и в более поздних источниках. Так, в Минологии Василия II и в Синаксаре К-польской ц. мученичество К. и И. относится ко времени правления имп. Деция. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сообщается, что К. был родом из Карфагена и пострадал при имп. Деции. Эта традиция совмещения фактов из жизни одноименных святых сохранилась и до наст. времени, напр. в сочинении митр. Софрония (Евстратиадиса) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 260-261). В агиографическое досье К. и И. входят переводы греч. Актов на вост. языки: «Обращение Киприана» - на сирийский и арабский (BHO, N 228-230), фрагменты «Исповеди Киприана» и «Мученичества Киприана, Иустины и Феоктисты» - на коптский (BHO, N 231, 232) (здесь имя христианина Феоктиста приведено в жен. варианте). Остается открытым вопрос о родине К. По свидетельствам синаксарей и минологиев, он был родом из Антиохии, но основные источники (Акты) не упоминают происхождения К. В «Мученичестве...» рим. моряки, забравшие останки К. и И., названы соотечественниками святого, что может указывать на Рим как на его родину. Однако в нек-рых редакциях сочинения сказано, что эти моряки были из одного города не с К., а с Феоктистом. Достоверно атрибутируемых К. произведений не сохранилось. Известны т. н. молитвы К. (BHG, N 460-461c). Это пространные молитвы для избавления от злых духов и воздействия нечистой силы. Три из 5 изданы разными исследователями, 2 остаются неопубликованными. Вероятно, они позднего происхождения, не встречаются в рукописях ранее XV в. Их авторство может приписываться К., т. к. традиционно считалось, что он имел дар повелевать духами и снимать заговоры. Автор этих молитв, христ. поэт V в., называется также Киприаном . Известны аналоги (а не точные переводы) этих молитв в слав. Требниках (см.: Алмазов. 1900. С. 90-93). Мощи Серебряный мощевик с частицами честных глав сщмч. Киприана и мц. Иустины. 1805 г. (ц. сщмч. Киприана в Менико, Кипр) Серебряный мощевик с частицами честных глав сщмч.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

К. Любецкого (1730) К. показан средовеком с короткой бородой, в фелони с оплечьем, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И. с платом на голове. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В ряде случаев в минейные циклы образ И. не включался (в т. ч. в сцену мученичества, напр., в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово), ок. 1320 г., и в ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Печской Патриархии (Косово), 1561 г., К. усекают голову; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376-1381 гг., и в ц. свт. Николая в Пелиново (Черногория), 1717-1718 гг., К. изображен погрудно; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово), ок. 1350 г.- в рост). На изображениях, не связанных с минейными циклами, святые представлены как парно, так и по отдельности. Образы К. больше распространены, однако вне миней отсутствие И. затрудняет атрибуцию святого, к-рого смешивают со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским, особенно это касается храмовых росписей, где К. представлен среди др. святителей. Одним из таких, напр., является изображение в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192 г. Мастер Феодор Апсевд разместил ростовой образ святого в алтарной зоне, в нише на сев. стене вимы, выделив его по размерам среди других святителей, предстоящих престолу. К. облачен в охристый подризник и бледно-пурпурного цвета фелонь, с омофором, епитрахилью и палицей; у него в руках развернутый вверх свиток с текстом молитвы Пресв. Богородице. Если данное изображение - образ сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, то оно является наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Кипре, т. е. до перенесения мощей К. и И. на Кипр в XIII в. Ряд икон К. и И. связан с Кипром, особенно с дер. Менико в митрополии Морфу, в церкви которой были положены честные главы святых.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Богоотступничество ...Оставившие Христа гибнут по своей вине (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 257). Облечься во имя Христово и не идти путем Христовым – не есть ли это предательство имени Христова, оставление спасительного пути... (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 319). Источник. ...Отчуждение и удаление от Бога несноснее мучений, ожидаемых в геенне; оно тяжело для страждущего, как для глаза лишение света, хотя и безболезненное, и как для живого существа лишение жизни (свт. Василий Великий , 9, 84). Источник. Посвятивший себя Богу, и потом бежавший к другому роду жизни, стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение (свт. Василий Великий , 9, 109). Источник. Кто отрекся от Христа, поругал таинство спасения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться; но когда отходит от жизни своей, да удостаивается святынь по вере в Божие человеколюбие (свт. Василий Великий , 11, 95). Источник. ..Отречение от Бога бывает двоякое – одно словом, другое делом. (Смотри, чтобы не уловил тебя враг; он непрестанно угрожает тебе тайными падениями (свт. Григорий Богослов , 16, 209). Источник. Что для нас страшно? Ничто, кроме уклонения от Бога и от божественного (свт. Григорий Богослов , 17, 302). Источник. ...Душа человеческая не иначе отчуждается от Бога, как страстным расположением. Поскольку Божество всегда бесстрастно, то постоянно пребывающий в страсти отлучается от общения с Божеством (свт. Григорий Нисский , 18, 395). Источник. ...О том, кто отпал от Сущего, говорим, что он, пришедши в ничтожество, уничтожился (свт. Григорий Нисский , 19, 53). Источник. Если ты сам удалил себя от Бога, то размысли, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во мраке и тьме. Если ты отстранен от молитв как недостойный, покаянием возврати себе прежнее состояние (свт. Григорий Нисский . 21, 479). Как удаляющийся от света не вредит нисколько свету, а самому себе весьма много, погружаясь во мрак; так и привыкший пренебрегать Всемогущею силою, ей не вредит нисколько, а самому себе причиняет крайний вред (свт. Иоанн Златоуст , 45, 5). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Небольшая поэма (85 гекзаметров) «К сенатору» также распространялась и издавалась под именами сщмч. Киприана Карфагенского и Тертуллиана (PL. 2. Col. 1164-1168 (Тертуллиан); CSEL. 3/3. P. 302-305 (Псевдо-Киприан Карфагенский)). Автор упрекает некоего сенатора, бывш. консула, за то, что тот оставил христ. веру и стал жрецом Великой Матери, т. е. Кибелы и Исиды. Он удивляется, как сенатор, образованный человек, мог предаться столь «смешным суевериям», и призывает своего адресата к покаянию, надеясь, что именно в поэтической форме его призыв будет услышан. Поэма написана классическим языком с небольшим количеством неологизмов и составных слов, что отличает ее от текста «Семикнижия». «Молитвы» и «Пир (Вечеря) Киприана» Эти произведения, из которых «Молитвы» обычно приписываются Киприану Антиохийскому (PL. 4. Col. 925-932; см. ст. Киприан , сщмч., и Иустина , мц.), по мнению Бревера и А. Гарнака, также могут принадлежать К. В 1-е произведение входит 2 молитвы (наличие их греческих прототипов представляется маловероятным): «О мучениках» (Pro martyribus) и «Произнесенная в день собственного страдания» (Quam sub die passione suae dixit). Оба названия скорее всего даны переписчиками на основании содержания текстов. Так, во 2-й молитве автор просит освободить его от этого века и излечить от «слабости плоти». Обе молитвы могли использоваться при совершении мессы, на это указывает и наличие возгласа: «Свят, Свят, Свят». Автор хорошо знает ВЗ и эллинистическую иудейскую апокрифическую лит-ру, аллюзий на ветхозаветные события у него больше, чем на новозаветные. Кроме того, он знаком с «Актами Павла и Феклы». В молитве «О мучениках» представлено довольно архаическое учение о Св. Троице, в частности об ипостаси Сына, Который был сотворен из уст Отца прежде устроения мира и рожден от Девы Марии. Подобного рода доникейское богословие, близкое к богословию антиохийской школы, а также знакомство с «Актами Павла и Феклы», памятником антиохийского происхождения, породили гипотезу о Киприане Антиохийском как об авторе текста.

http://pravenc.ru/text/1684750.html

христиан, приведшими к новацианской схизме (см. ст. Новациан ), участники Собора постановили направить в Рим епископов Кальдония и Фортуната для получения точных сведений об этих событиях (Ibid. 44-45). После этого сщмч. Киприан и др. африкан. правосл. епископы признали избрание Корнелия законным. Вероятно, основным предметом рассмотрения были вопросы, связанные с гонением на христиан при имп. Деции (249-251). Во время гонения нек-рые христиане отреклись от веры или уклонились от исповедания Христа, а после прекращения гонения пожелали вернуться в Церковь. В связи с этим перед епископами встала проблема приема в общение падших (lapsi). Тех христиан, к-рые с помощью обмана или подкупа властей получили удостоверения о том, что они совершили жертвоприношение (libellatici), было решено принять в лоно Церкви после длительного покаяния, при этом клирики считались утратившими сан. Тех, кто принесли жертву (sacrificati) или воскурили благовония (thurificati), можно было принять в общение лишь на смертном одре, и только в том случае, если они совершали покаяние (Ibid. 55. 13, 17; 56. 2; 57. 1). Участники Собора подтвердили отлучение, наложенное сщмч. Киприаном на диак. Фелициссима и его сторонников, которые требовали принимать отступников в лоно Церкви без покаяния. О соборных постановлениях был извещен Римский еп. Корнелий (Ibid. 52). Созванный им в Риме Собор 60 епископов подтвердил решения африкан. правосл. Собора (см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 165-169; Fischer. 1979; Clarke. 1984-1989. Vol. 3. P. 18-23; Brent. 2010. P. 8-9, 11-13). По причине раздоров, в которых участвовали сторонники Фелициссима, выступавшие за безусловное принятие отпавших, и приверженцы Новациана, занимавшие противоположную, ригористическую позицию, сщмч. Киприан счел необходимым повторно рассмотреть вопрос об отступниках. В работе Собора, состоявшегося в мае 252 г. в Карфагене, приняли участие 66 епископов ( Cypr. Carth. Ep. 64), к-рые одобрили возвращение в лоно Церкви отступников, совершивших покаяние, но запретили допускать их в состав клира.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Подвиги Подвиг, конечно, один, но он состоит из многих и разнообразных сражений (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 179). Источник. Потому и должны мы долгое время пребывать в подвиге, чтобы ум, от долговременности получив привычку, сильным желанием был влеком к Божественному. Ибо если ум и не найдет чего-либо иного, большего чувственных вещей, то (все-таки) уже не привлекается к ним желанием и пребывает в том, к чему он привык по долго временности. Ибо как человеколюбивым и бесстрастным немного вредят житейские дела, потому что они хорошо их устраивают, так и имеющим великие дарования – ибо они Богу приписывают то, что правильно исполнили (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159). ...Хорошо подвижничество, но с правым намерением. И мы должны считать его не делом, а приготовлением к делу; и не плодом, но почвою, могущею со временем, трудом и помощию Божией произвести растения, от которых бывает плод. Плод сей есть очищение ума и соединение с Богом, Которому слава вовеки (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 54). Источник. ... отцы, ежели по старости и немощи часто и уменьшали телесные делания, но душевные – никогда; ибо вместо телесных подвигов имели они телесную немощь, которая может держать в порядке окаянную плоть, а хранить душу безгрешною, чтобы и ум просветился, без нравственного делания, невозможно (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 71). ...Благодать Духа Божия скорее исполняет тех, кои от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать места врагу, ни в какой брани, пока не победят его. Впрочем Дух Святый, призвавший их, сначала все делает для них удобным, чтобы усладить таким образом вступление в подвиг покаяния, а потом показывает им пути его во всей истине (притрудности). – Помогая им во всем, Он печатлеет в них какие несть труды покаяния, и полагает им пределы и образ, как в отношении к телу, так и в отношении к душе, пока не приведет их к совершеннейшему обращению к Богу, Творцу своему. Для этого Он постоянно возбуждает их к тому, чтобы приутруждать и тело свое, и душу, дабы то и другое, равно освятившись, равно соделались достойными наследия жизни вечной: (приутруждать) тело – постоянным постом, трудом и частыми бдениями, а душу – духовными упражнениями и тщанием во всех служениях (и послушаниях), совершаемых чрез тело. Об этом (чтоб ничего не делать небрежно, а все со тщанием и страхом Божиим) надобно стараться при всяком телесно совершаемом деле, если желаем, чтоб оно было плодоносно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Первый, который подъял эту смерть, был сатана, как справедливо, вследствие непослушания, отверженный от Бога, который затем, через злостный совет, увлекши нас в непослушание Богу, сделал нас вместе с собою участниками ее. Но Христос, Своею жизнью по человеку, через дела явив всякое послушание, освободил наше естество от этой смерти. Подобало же, конечно, не только то самое человеческое естество, которое было в Нем воспринято, но и весь человеческий род обессмертить и возвести к общению с оною жизнию, которая со временем и для тела будет ходатаем вечной жизни, как (напротив) оная смерть души явилась причиной смерти и для тела. Посему было вместе и весьма необходимо, и весьма полезно как показать сие домостроительство, так и представить Его образ жизни для подражания: ибо Бог предлежит созерцанию для подражания Ему, как для человека, так и для добрых Ангелов. Поскольку же с высоты сего созерцания мы некогда спали вниз, сами себя лишив сего, то, по преизбытку человеколюбия, снисходит к нам вышний Бог, отнюдь не уменьшая Своего Божества; и, пожив вместе с нами, представляет Себя в пример возвратного, подъемного пути к жизни (свт. Григорий Палама , 26, 158). Источник. Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 69). Источник. ...Смерть – дверь в отечество для блаженной жизни (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 232). Источник. Смерть – начало вечности ... это и не есть исшествие, а только переход, или переселение в вечность, по окончании временного пути (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 264). ...Через временную смерть мы переходим к бессмертию, и вечная жизнь не иначе может настать для нас, как по исшествии нашем отселе (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 264). Источник. ...Самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми, ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела (свт. Афанасий Великий , 1, 202). Источник. Наподобие семян, ввергаемых в землю, мы, разрешаясь, не погибаем, но, как посеянные, воскреснем, потому что смерть упразднена по благодати Спасителя (свт. Афанасий Великий , 1, 217). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Первые сведения о гонениях на христиан в К. восходят к 180 г., когда здесь пострадали Сциллийские мученики . Их мученические акты (BHL, N 7527-7534) являются самым ранним точно датированным образцом этого лит. жанра на лат. языке. Следующее преследование христиан при имп. Септимии Севере (193-211) хорошо известно благодаря произведениям Тертуллиана, по к-рым можно выявить 3 периода гонений. В 197 г. в связи с их началом было написано соч. «К мученикам» (Ad martyres), а также апологетические произведения «К язычникам» (Ad nationes) и «Апологетик» (Apologeticum). Второй период гонений приходится на 203 г., когда Африкой управлял прокуратор Илариан. В это время в К. пострадали мученики Перпетуя, Сатур (Сатир), Ревокат, Сатурнин (Саторнил), Секундул (Секунд) и Фелицитата (Филицитата) (пам. 1 февр.; пам. зап. 7 марта), последним редактором их Мученичества также, вероятно, был Тертуллиан (Passion de Perpétue et de Félicité. P., 1996. (SC; 417)). Эти мученицы, а также неск. др. пострадавших с ними христиан происходили из городка Тубурбон Малый, все были оглашенными, т. е. с т. зр. рим. закона прозелитами; они были подвергнуты травле зверями в амфитеатре и казнены. К лету 203 г. относится мученичество св. Гуддены (ActaSS. Iul. T. 5. P. 359-360, сохр. в кратком пересказе в Мартирологе Адона Вьеннского, IX в.). Ее мученичеству предшествовало возмущение языческой толпы, которая расправлялась с христианами на улицах, сжигала их дома и оскверняла могилы. Третий период гонений относится к 212 г., к началу правления имп. Каракаллы и проконсульству в К. Скапулы, к к-рому Тертуллиан обратился с новой апологией ( Tertull. Ad Scapul.). Сщмч. Киприан Карфагенский. Фрагмент статуи в ц. св. Киприана в Лондоне Сщмч. Киприан Карфагенский. Фрагмент статуи в ц. св. Киприана в Лондоне Произведения Тертуллиана свидетельствуют также о том, что Церковь К. участвовала в догматических спорах, в т. ч. в борьбе с гностицизмом . Три произведения Тертуллиана, посвященные этому вопросу, написаны в 200-206 гг.: «Против Маркиона» (Adversus Marcionem), «О прескрипции против еретиков» (De praescriptione haereticorum) и «Против валентиниан» (Adversus Valentinianos).

http://pravenc.ru/text/1681203.html

В других случаях рекомендации более конкретны. Свт. Василий Великий пишет: «Хорошо и весьма полезно каждый день приобщаться и принимать Тело и Кровь Христову», – отмечая при этом, что в Каппадокии обычно приобщаются четыре раза в неделю (Basil. Magn. Ep. 93) 238 . О ежедневном причащении упоминают и сщмч. Киприан Карфагенский ( Киприан Карфагенский , сщмч. О молитве Господней. 18), и блж. Августин (Августин, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. 16. 15, 35 ). Вопрос о частоте причащения нередко увязывается в патристической литературе с темой достоинства и недостоинства причастников. Уже в IV веке сложилось представление о том, что по причине своего недостоинства христианин не должен часто приступать к Святым Тайнам. Против такого представления высказывался, в частности, свт. Кирилл Иерусалимский : «Ради скверны грехов не лишайте себя сих Священных и Духовных Таин» ( Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения тайноводственные. 5. 23). Некоторые посвящали сорок дней Великого поста подготовке к причащению, затем на Пасху причащались и после этого воздерживались от причастия в течение всего года. Имея в виду этот обычай, свт. Иоанн Златоуст спрашивает: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко?» И отвечает: Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пустьвсегда приступают; а не такие – ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение... Ты сподобляешься трапезы духовной, трапезы царской, и потом опять оскверняешь уста нечистотою? Ты намащаешься миром, и потом опять наполняешься зловонием? Скажи мне, увещеваю: приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? ...Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а быть может, даже не сорок, и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человек. Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к святым тайнам ( Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Евреям. 17. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010