Тогда же появились целые группы так называемых отпавших. Их появление было естественным следствием того оскудения веры, о котором писал сщмч. Киприан. По форме отречения отпавшие делились на несколько групп: приносившие жертву курения изображению императора; покупатели подложных свидетельств о том, что они якобы приносили жертву; дававшие ложные показания в протоколах 268 . Святитель Киприан описывает, как легко некоторые члены Церкви отрекались от веры. «Они не дожидались даже, чтобы идти, по крайней мере, тогда, когда их схватят; отречься, когда будут спрашивать. Многие...даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно (сами. – Е. Н.) бегут...как будто они рады представившемуся случаю... Сколь многим правители делали там отсрочку по причине наступившего вечера и сколь многие просили даже, чтобы не отсрочивали их пагубы!»... Для многих недостаточно еще было собственной пагубы... « взаимно предлагали друг другу испить смерть из смертоносного сосуда. Притом для совершенной полноты преступления даже младенцы, принесенные или привлеченные руками родителей...утратили то, что получили вскоре после своего рождения... И увы! Нет справедливой и верной причины, которая оправдывала бы такое преступление» 269 . Эта картина многочисленных отречений еще более оттеняет величие подвига тех, кто, не страшась смерти, сохранил верность Христу. В третий период преследованию подвергались прежде всего предстоятели Церквей. Тогда пострадали сщмч. Киприан Карфагенский (258 г.), папа Сикст Римский с диаконом Лаврентием (261 г.), Фиатирский епископ Карп , Антиохийский епископ Вавила, Александрийский епископ Александр . К третьему периоду относится подвиг св. мч. Трифона . Преследования, как и прежде, чередовались с временами почти полной терпимости. Например, эдикт императора Галлена (260–268) предоставил предстоятелям Церквей свободно заниматься религиозной деятельностью. Наиболее жестокие гонения третьего периода приходятся на конец царствования Диоклетиана (284–305) и последующие годы 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но в Риме также возникла и ересь «савеллианства». Савеллий, пресвитер Ливийский, в нач. III в. прибыл в Рим и стал учить, что Бог не троичен и все три Лица — только модусы Его Единичности, которая проявляется последовательно: сначала в виде Отца. затем — Сына и наконец — Духа. Это антитринитарное учение имело такие же последствия на Западе, как схожая ересь Павла Самосатского на Востоке. В 251 г. на Церковь обрушилось гонение императора Декия — одно из самых кровавых и опустошительных. В Риме сразу же погиб папа Фабиан, и его кафедра пустовала целых 14 месяцев. Замечательный богослов Киприан — епископ Карфагенский вынужден был бежать и скрываться. Не все христиане могли выдержать жестокие пытки — некоторые отрекались от Христа и отпадали от Церкви. По окончании гонения встал вопрос: можно ли принимать их обратно? Святитель Киприм Карфагенский и новый папа Корнелий считали, что это возможно (при определенных условиях, конечно). Ригористически настроенный римский пресвитер Новатиан считал, что Церковь не должна прощать и пачкаться грешниками. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (т.н. антипапа) и главой т.н. «Церкви чистых» («кафаров»). Святители Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время следующего гонения сщмч. Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (т.н. Новатианского). Он имел большие последствия, потому что конец Доникейского периода ознаменовался крупнейшим гонением императоров Диоклетиана и Галерия (302-311 гг.). Было огромное число свв. мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической смутой, которая завершилась только с воцарением Константина Великого . В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н. «Миланский эдикт»). Но часть африканских епископа во главе с Донатом (соперником законного епископа Цецилиана) учинила новый раскол, провозгласив себя «Церковью мучеников», а остальных — предателями и соглашателями с безбожной государственной властью (св. император Константин принял крещение только перед смертью). Субъективно это было движением против огосударствления Церкви, за сохранение ее свободы. Но объективно оно разрушало африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной ее последующего исчезновения.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Средневек. каталоги монастырских б-к наряду с «Семикнижием» упоминают под именем К. также поэтические парафразы других библейских книг. В каролингском каталоге б-ки монастыря св. Назария в Лорше (IX в.) перечислены под именем К. переложения 1-4-й книг Царств, Книги Есфири, Книги Иудифи, 1-3-й книг Маккавейских. В каталог б-ки аббатства Клюни (XI в.) к ним добавлены переложения книг Паралипоменон. Эти поэтические парафразы не сохранились. Кроме того, в средние века под именем сщмч. Киприана Карфагенского был известен ряд поэтических произведений меньшего объема, чем «Семикнижие», автором которых вполне мог быть К. Пайпер также издал под именем Киприана Галла поэмы «О Содоме», «Об Ионе», или «О Ниневии», «О Пасхе», «О воскресении мертвых», «К сенатору». Поэмы «О Содоме» и «Об Ионе» помещены в Патрологии Миня среди произведений Тертуллиана (PL. 2. Col. 1159-1163, 1167-1172); В. фон Гартель издал их в 1871 г. в Венском корпусе под именем Псевдо-Киприана Карфагенского (CSEL. 3/2. P. 297-314). В рукописной традиции кроме Тертуллиана и сщмч. Киприана Карфагенского эти произведения также атрибутируются свт. Авиту, еп. Вьеннскому. Соч. «О Содоме» состоит из 167 гекзаметрических стихов, поэма «Об Ионе» - из 105. Они неразрывно связаны между собой не только близостью стиля и единством метрики, но и тем, что в поэме «Об Ионе» имеется указание на поэму «О Содоме» как на произведение того же автора. Поэма «Об Ионе» начинается с пересказа конца этой библейской книги и потом возвращается к началу. В тексте не говорится о проповеди Ионы жителям Ниневии: видимо, автор счел, что это и так понятно из вступления. В поэме «О Содоме» последовательно описаны библейские события (Быт 18-19). Обе поэмы связаны общей идеей долготерпения Божия и ожидания покаяния грешников, к-рое произошло только в Ниневии. Поэмы призывают читателей обратиться к Богу. Пайпер сомневался, что К. был автором этих 2 произведений. Однако Бревер впосл. настаивал на этой т. зр. Автор поэм хорошо знаком с классической поэзией, но при этом вольно перерабатывает библейский сюжет и вносит чуждый К. элемент морализаторства. Но сближает эти тексты с произведениями К. общность времени и места их создания.

http://pravenc.ru/text/1684750.html

Богообщение Занимайся тщательнее либо молитвою, либо чтением: и будешь то сам с Богом беседовать, то Бог с тобою (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 101). Источник. Не может быть со Христом тот, кто лучше захотел быть подражателем Иуды, нежели Христа (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 218). Источник. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан (прп. Антоний Великий , 89, 109). Источник. ...Христос живет в тех, которые победили страсти (прп. авва Исаия , 60, 100) Доколе грех влечет сердце, дотоле Бог не вселялся еще в него, и Дух Его не нашел еще себе в нем покоя (прп. авва Исаия , 89, 400). Источник. Когда ум станет свободен от страстей, тогда средостение, которое было между им и Богом, падает (прп. авва Исаия , 89, 458). ...Один и тот же Бог и близок к каждому из нас, когда добрые дела делают нас своими Ему; и далече от нас, когда чрез приближение к погибели сами себя удаляем от Него (свт. Василий Великий , 6, 314). Источник. Близость с Господом познается не по плотскому сродству, а по тщательности в исполнении воли Божией (свт. Василий Великий , 7, 333). Источник. ...Для созерцания и умственной деятельности, вводящей нас в общение с Богом, добрый содейственник – безмолвие... (свт. Василий Великий , 10, 42). ...Правая вера без добрых дел не в состоянии поставить нас пред Господом... (свт. Василий Великий , 11, 257). Непрестанно подвизайся, чтобы тебе быть нескверным и непорочным Божиим храмом. Если украсишь храм свой Богу, то Сам Святый Бог даст тебе за него усладительный рай для упокоения твоего, за победу над страстями и нечистыми помыслами. Будь стражем святого храма твоего, чтобы он был благолепен, благоугоден Богу (прп. Ефрем Сирин , 32, 69). Источник. Вожделевать Бога – всегдашнее услаждение и просвещение, всегдашняя радость. Если всегда вожделеваешь Его, всегда будет обитать в тебе (прп. Ефрем Сирин , 32, 70). Источник. Бог ревнитель, Бог пречист и Свят; Он обитает в душе боящихся Его и исполняет волю возлюбивших Его (прп. Ефрем Сирин , 32, 70). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гонения Если мы терпим от ненависти мира, так эту ненависть прежде всех принял на себя Христос (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 278). Источник. ...Во время гонений пусть никто не думает о беде, причиняемой диаволом, а лучше пусть всяк помышляет о помощи, даруемой Богом... (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 339). Источник. ...Если будут нас гнать люди, по горькой ревности, или если принуждают нас принять участие в делах, для нас чуждых, которые не благоугодны Богу, то побежим в другое место, и возложим упование на Бога... (прп. Ефрем Сирин , 31, 186). ...Гонения укрепляют душу в благочестии, и в опасностях душа закаливается, как раскаленное железо в воде (свт. Григорий Богослов , 12, 119). Источник. ...Гонения делали... < Церковь > еще более славною чрез самые страдания (свт. Григорий Богослов , 13, 276). Где Дух Святый, там, как тень, следует гонение и брань (прп. Макарий Египетский , 66, 115). Блажени изгнали правды ради ( Мф. 5, 10 ). Откуда и кем изгнаны? Ближайшее понятие слова указывает на поприще мучеников, дает подразумевать течение веры. Ибо гонение означает усиленное в текущем тщание о скорости, лучше же сказать, дает подразумевать и победу в течении. Ибо текущему не иначе можно победить, как позади себя оставив того, кто течет вместе с ним. Итак, поскольку текущий к почести вышнего звания ( Флп. 3, 14 ) и гонимый врагом ради этой почести равно имеют за хребтом своим, один состязующегося, другой гонителя (а это совершающие течение мученичества, в подвигах благочестия гонимые и не настигаемые), то в предлагаемом упованию блаженстве... Господь присовокупляет... как бы некий венец. Ибо действительно блаженно быть гонимым ради Господа. Почему? Потому, что изгнание худым делается причиною пребывания в добре. Отчуждение от лукавого служит поводом к освоению с добром. А доброе, и что выше всякого добра, есть Сам Господь, к Которому поспешает гонимый. Посему истинно блажен, кто на добро себе пользуется содействием врага. Поскольку жизнь человеческая заключается в междугории доброго и худого; то, как преткнувшийся в своей благой и высокой надежде впадает в пропасть, так разлучившийся с грехом и избавившийся от растления приближается к правде и нетлению. И гонение, воздвигаемое мучителями на мучеников, как представляется оно с первого взгляда, болезненно для чувства, но цель претерпеваемого мучениками превышает всякое блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Милостыня Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать... (св. Ерм , 94, 182). ...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 269). Источник. ...Через милостыни молитвы наши соделываются действенными... милостыня освобождает жизнь от опасности... милостыня избавляет душу от смерти (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 272). Источник. От милости рождается надежда; немилостивый чужд добродетели (прп. авва Исаия , 59, 93). Милостыня, с разумом творимая, рождает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели (прп. авва Исаия , 89, 349). Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия , 92, 116). Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия , 93, 422). Источник. ...Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем (свт. Василий Великий , 7, 352). Источник. Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою... (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. ...Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (свт. Василий Великий , 8, 79). Источник. ...Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу... (свт. Василий Великий , 8, 336–337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1921. P. 322-323). Такие выводы основаны на том, что епископ Антиохии с именем Киприан, равно как и епископы Оптат и Анфим, упоминаемые в «Обращении...», не встречаются в известных списках архиереев ( Fedalto. Hierarchia). Почитание К. не зафиксировано ни в зап., ни в вост. ранних календарях. Др. исследователи объясняли отсутствие К. в списках епископов тем, что он мог быть епископом Антиохии Писидийской (ActaSS. Sept. T. 7. P. 198) или же Антиохии Финикийской (это мнение поддерживает архиеп. Сергий (Спасский)). Высказывалось также предположение, что свт. Григорий мог случайно или намеренно объединить двух Киприанов, в частности из соображений церковной политики ( Coman. 1961. P. 371). По другой версии, он мог пользоваться неким несохранившимся произведением, где уже были объединены истории этих 2 святых. Подтверждением этой гипотезы может служить то, что на рубеже IV и V вв. лат. поэт Пруденций посвятил сщмч. Киприану один из гимнов сб. «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. XIII 21-34), где также объединены Жития К. и свт. Киприана Карфагенского. Сочинение похожей структуры сохранилось и в арм. версии V в. ( Conybeare. 1922. S. 270). В V в. имп. Евдокия посвятила К. похвальную песнь ( Eudocia Augusta. Carmen de S. Cypriano//PG. 85. Col. 831-864). По общему содержанию это сочинение соответствует основному циклу агиографических произведений. К. назван епископом Антиохии, время кончины К. и И.- период правления имп. Диоклетиана. Житие К. и И., составленное Симеоном Метафрастом ( Symeon Metaphrastes. Vita et Martyrium sanctorum Cypriani et Justinae//PG. 115. Col. 848-881), представляет собой соединение «Обращения...» и «Мученичества...». Здесь вновь прослеживается смешение с личностью сщмч. Киприана Карфагенского (говорится, что К. был родом из Карфагена и жил при имп. Деции), а также содержатся сведения, не встречавшиеся в основных Актах (И. называется Иустой, а имя Иустина дает ей К.; император, приговоривший святых к смертной казни,- Клавдий). Слияние житийных традиций К.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Покаяние же, как полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами, но совершается посредством заповедей Христовых, соразмерно с оными (прп. Марк Подвижник , 89, 497). Источник. Если мы и до смерти будем подвизаться в покаянии, то и таким образом еще не исполним должного, ибо ничего достойного Царствия Небесного не сделали (прп. Марк Подвижник , 89, 500). Источник. ...Только здесь, в настоящей жизни, где бывает преступление заповедей Божиих, только здесь бывает и отменение страшных судных определений за то, по беспредельной Божией милости, ради искреннего и совершенного покаяния (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 320). Источник. Срок покаяния каждому кающемуся назначается Богом по всесвятому, недоведомому суду Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 441). Источник. Духовная епитимия Покаяние не должно быть менее преступления (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 173). Источник. Сколь много мы согрешили, столь тяжко должны и плакать (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 173). Источник. Тот, кто считает себя повинным пред Богом и покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и бесчестие в отношении себя со стороны других (свт. Григорий Нисский , 19, 29). Источник. Согрешившему нельзя избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению (прп. Марк Подвижник , 69, 33). Источник. Брат спрашивал авву Пимена: «Я сделал великий грех и хочу каяться три года». «Много», – отвечал ему авва Пимен. «Или хотя бы один год», – говорит брат. «И то много», – сказал опять старец. Бывшие у старца спросили, не довольно ли сорока дней? «И это много», – повторил старец. «Если человек, – прибавил он, – покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог» (98, 31). Один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» И старец, наставив его многими словами, задал ему вопрос: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, выбросишь ли его вон?» Воин говорит ему: «Нет! Но я зашью его и опять буду носить». Тогда старец спросил: «Если ты так щадишь свою одежду, то тем паче Бог не пощадит ли Свое творение?» И воин, уверившись в этом, ушел с радостью (98, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По традиции, «Православная Энциклопедия» публикует масштабные статьи страноведческого характера, в данном случае стоит упомянуть статью «Кипр». Всем, кто интересуется вопросами светской и церковной истории, а также церковной археологией можно рекомендовать к прочтению статью, посвящённую Киликии, региону, занимающему Юго-Восток Малой Азии и север Сирии. Помимо общеисторической справки в данной статье «Православной Энциклопедии» представлена информация о христианском наследии в данном регионе, его архитектурных памятниках. В связи с данной статьёй стоит упомянуть не менее информативный материал «Киликийская Армения», в котором представлена информация о средневековом государстве, образовавшемся в соответствующем регионе в период Крестовых походов. Всем интересующимся вопросами русского деревянного зодчества стоит рекомендовать к прочтению статью «Кижи».Помимо этого рекомендуем обратить внимание на статьи «Кизик» и «Килдэр». Последняя посвящена некогда важному религиозному центру Ирландии. В 33-м томе «Православной Энциклопедии», по традиции, не обойдены внимание вопросы, касающиеся истории философии. В данном случае наличествует обширная статья, посвящённая античной философской школе киников. Помимо общей историко-философской справки в статье рассматривается вопрос о возможном взаимовлиянии кинизма и Христианства, как в области взглядов отдельных личностей, так и в области аскетики. Интересующимся вопросами сектоведения стоит обратить внимание на статью «Кимбангуизм», которая посвящена афро-христианскому синкретическому религиозному движению, постепенно приобретающему всё больше адептов не только на Африканском континенте, но и в странах Европы и Северной Америки. Также, в новом томе «Православной Энциклопедии» имеется блок статей, посвящённых лицам носившим имя Киприан. В данном случае стоит упомянуть статьи «Киприан, сщмч., еп. Карфагенский», «Киприан, свт., митр.  Киевский и всея Руси», «Киприан и Иустина» и т.д.Не обойдены вниманием в 33-м томе и персоналии. В данном случае стоит упомянуть статьи «Кинг Мартин Лютер» (известный баптистский проповедник, лидер движения за права афроамериканцев в США), «Кингсли» (статья посвящена англиканскому священнику, писателю и одному из самых известных представителей английского христианского социализма).

http://pravenc.ru/shop/1657384/

Сочинения К. единым корпусом впервые были опубликованы Р. Пайпером в 1891 г. (CSEL. 23), к-рый атрибутировал их некоему поэту Киприану Галлу. До этого они издавались по отдельности под именами различных авторов. Первый издатель Г. Морель, опубликовавший часть поэтического переложения кн. Бытие в Париже в 1560 г. и обнаруживший в используемой им рукописи (Paris. lat. 14758) имя Киприан, приписал этот фрагмент из 165 стихов сщмч. Киприану , еп. Карфагенскому. Сходным образом поступил иезуит Ж. Сирмон, нашедший другие фрагменты этой поэмы. Однако Э. Мартен опубликовал 1276 стихов переложения кн. Бытие под именем др. близкого К. по времени поэта - Ювенка , т. к. обнаружил это имя в самой ранней из использованных им рукописей IX в. Впосл. помимо упомянутых авторов стихи К. публиковались под именами Тертуллиана , Пруденция , Сальвиана Массилийского , свт. Авита , еп. Вьеннского (последний также известен как автор поэтического переложения части библейской истории «О деяниях духовной истории»). Следуя Мартену, в пользу авторства Ювенка склонялись Ж. П. Минь (PL. 19. Col. 345-380) и кард. Ж. Б. Ф. Питра, заслугой которого является издание всех произведений К. (с 1855 по 1888). Питра ссылался на то, что Ювенк указан в качестве автора в 2 рукописях, одна из которых, относящаяся к каролингской эпохе, была известна Мартену; кардинал аргументировал свое мнение, исходя из сходства стиля, словарного запаса, синтаксиса, особенностей метрики и близости этих произведений к «Евангельской истории» Ювенка. Пайпер восстановил под корпусом этих поэтических сочинений имя автора - Киприан, указав, что речь идет не о сщмч. Киприане, еп. Карфагенском, а об одноименном поэте, жившем в нач. V в., по мнению издателя, в Галлии. Средневековая рукописная традиция весьма часто приписывала сочинения малоизвестных поэтов одноименным, более известным писателям и богословам, тем более что произведения К. переписывались вместе с сочинениями др. авторов, обращавшихся к тем же темам, напр. свт. Авита, еп. Вьеннского, и это порождало их смешение в рукописях.

http://pravenc.ru/text/1684750.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010