Так как «продолжительный мир, – пишет сщмч. Киприан Карфагенский , – повредил учение, преданное нам свыше, то нам сам небесный Промысл (этим неприязненным гонением) восстановил лежащую и, если можно так выразиться, почти спящую веру... на пользу обратил случившее это испытание. Ведь все стали заботиться о приумножении наследственного своего достояния и, забыв о том, как поступали верующие при апостолах и как всегда поступать должны, с ненасытным желанием устремились к увеличению своего имущества. Не заметно стало в священниках искреннего благочестия, в служителях чистой веры, в делах милосердия, в нравах благочиния. Мужчины обезобразили свою бороду; женщины нарумянили лица. Глаза – творение рук Божиих – искажены; волосы украшены ложью. Прибегают к коварным плутням для уловления сердец простых людей; обольстительными приманками завлекают братьев. Заключают супружеские союзы с неверными; члены Христовы предлагают язычникам. Не только безрассудно клянутся, но и совершают клятвопреступление. С гордою надменностью презирают предстоятелей церкви, ядовитыми устами клевещут друг на друга, упорною ненавистью производят взаимный раздор. Весьма многие епископы, которые должны увещевать других и быть для них примером, перестав заботиться о божественном, стали заботиться о мирском; оставивши кафедру, покинувши народ, они скитаются по чужим областям, стараясь не пропустить торговых дней для прибыли и, когда братья в церкви алчут, они, увлекаемые любостяжанием, коварно завладевают братскими доходами и, давая часто взаймы, увеличивают свои барыши. Чего же претерпеть не заслуживали мы за такие грехи, когда еще прежде, в предостережение наше, высказано было следующее божественное предостережение: “Аще оставят... закон Мой и в судьбах Моих не пойдут; аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят; посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их” ( Пс.88:31–33 ). Все это предвозвещено и заранее нам предсказано. Но мы, не заботясь о данном нам законе и об исполнении его, презрев веления Господни, сделаем нашими грехами то, что для исправления преступления и для божественного испытания потребовались более жестокие средства (в виде этого гонения)». Творения. Ч. II. С. 146–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

II 15-16). Дело справедливости - это забота о благе, и именно поэтому то, что она судит, осуждает и строго наказывает, служит на пользу блага, а не З. Поэтому и страх перед Судией идет во благо, а не во зло. Если люди, даже боясь предостережений Божиих, все равно с трудом отвращаются от З., то было бы гораздо хуже, если бы не было вообще никакой угрозы. Поэтому не следует считать божественную справедливость З., если она не потворствует З., но следует рассматривать ее как добро, поскольку она способствует добру (Ibid. II 13). Учение Тертуллиана оказало определяющее влияние на последующее развитие представлений о З. в зап. патристике III-IV вв. Так, сщмч. Киприан , еп. Карфагенский, а также церковные писатели Новациан и Коммодиан , хотя и не задавались специально вопросами о природе З., но видели происхождение З. в свободном уклонении от Бога и Его заповедей (см.: Cypr. Carth. De bono patient. 5, 19; Idem. Ad Demetr. 16; Idem. De zel. et liv. 4; Idem. Ep. 55. 7; Novat. De Trinit. 1, 8, 10; Commod. Carmen. apol. 149-158, 323-324, 699-701; Idem. Instruct. I 35. 1-7). Вместе с тем лат. апологеты Арнобий и Лактанций отчасти вернулись к философско-гностическому подходу к проблеме З. Так, Арнобий для объяснения наличия З. в мире ссылался на влияние злых духов, к-рые изначально были таковыми, т. к. были сотворены несовершенными по природе, обладая неким «средним качеством» (mediae qualitatis) и находясь в «двойственном состоянии» ( Arnob. Adv. nat. I 45-46, 50; II 35). Он также ссылался на античное представление о судьбе (fata), согласно к-рому все в мире, в т. ч. и З., происходит по неизменным законам и по необходимости (Ibid. VII 10-12), хотя и признавал, что сама судьба подчинена Богу (Ibid. I 47; II 54-55). Причина того, что Бог попускает З. существовать в мире, по мнению Арнобия, непостижима для человеческого ума (Ibid. II 55). Лактанций, с одной стороны, полагал, что З. не произошло от Бога ( Lact. De ira Dei. 3), но впервые возникло в ангельском мире, когда «отравленный собственной завистью, словно ядом, денница от блага перешел к злу» ( Idem.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Уже в доникейский период на Западе важнейшей обязанностью Д. было распоряжаться церковными деньгами в целях попечения о малоимущих. Так, сщмч. Киприан Карфагенский описывает, как некий Д., по имени Никострат, удалился в раскол, «похитивши святотатственным обманом церковные деньги и утаивши достояние вдов и сирот» ( Cypr. Carth. Ep. 42). К IV в. в Риме адм. полномочия Д. были настолько велики, что церковным властям приходилось неоднократно подчеркивать, что в системе священной иерархии сан пресвитера стоит выше сана Д. (см.: Prat. 1912; Jalland. 1946). К III в. в Риме, согласно «Liber Pontificalis», существовала система деления города на 7 церковных областей (соответственно гражданскому делению); в каждой из них был Д., заведовавший пожертвованиями и их распределением (LP. Vol. 1. P. 148; ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43; «Liber Pontificalis» возводит установление рим. седмочисленного диаконата к I в. (LP. Vol. 1. P. 123, 126), что сомнительно); со временем такие Д. получили титул кардиналов . В V-VI вв. эта система церковной благотворительности сменилась иными институтами; к VIII в. в Риме было 18 Д. (6 придворных (palatini), к-рые читали Евангелие на папской мессе, и 12 местных (regionarii), к-рые читали Евангелие в стациональных церквах Рима); такое количество Д. оставалось до XVI в. 18 имели титул «кардинал-диакон» (в наст. время титул сохраняется в католич. Церкви); их коллегию возглавлял архидиакон, «приор кардинал-диакон», к-рый в эпоху раннего средневековья обладал в Риме очень большой властью, поскольку распоряжался имуществом Папского престола и следил за церковной дисциплиной в городе. Особое значение рим. кардинал-Д. состояло в их праве участвовать в выборах папы. Хотя еще в Сардик. 10(13) зафиксирована обязательная последовательность хиротоний, согласно «Liber Pontificalis», мн. папы до кон. VII в. избирались и поставлялись из Д., минуя сан пресвитера. До XII в. в зап. канонических сборниках правило Сардикийского Собора передавалось в искаженном виде, чтобы обосновать эту практику (см.: Concordia canonum//PL. 88. Col. 839; Burchard. Worm. Decret. I 20. 17//PL. 140. Col. 554; Ivo. Decret. V 71//PL. 161. Col. 350; Decret. Gratian. 61. 10). Даже в «Ordines Romani» говорится, что рукополагаемый во епископа может быть или пресвитером, или Д. ( Andrieu. Ordines. XXXIV; Ordines. XXXIX 22). Со временем, однако, на Западе, как и на Востоке, установилось обязательное последовательное прохождение церковных чинов, начиная с низших (см.: Gibaut. 2000).

http://pravenc.ru/text/171911.html

Сочинения З. дают весьма скудную информацию о жизни их автора; вместе с тем их форма и содержание, а также литургический и огласительный контекст говорят о том, что автор был, несомненно, епископом в Вероне. Так, одна проповедь была произнесена им по случаю освящения церкви (Serm. II 6); в др. упоминаются «помощники» епископа (operarii qui mecum sunt - Serm. I 41); епископский сан автора подтверждается и большим количеством крещальных и пасхальных проповедей (см.: Bigelmair. 1904. S. 38; Monceaux. 1905. Vol. 3. P. 367; L ö fstedt, ed. 1971. S. Sgreva. 1989. P. 15). На основании приведенных источников можно представить жизнь З. следующим образом. Время рождения З. точно не известно. Относительно места его рождения существует 3 гипотезы. Согласно местной, веронской традиции, он был родом из Сев. Африки: статуя З., находящаяся в веронской церкви, посвященной ему, изображает его чернокожим (см.: Sgreva. 1989. P. 16. Not. 38). Кроме того, мн. исследователи ( Ballerini. Dissertationes; Giuliari, ed. 1883; Bigelmair. 1904; Monceaux. 1905; Grazioli. 1940 и др.) отмечали, что стиль и содержание проповедей З. испытали сильное влияние африкан. лит-ры II-III вв., причем не только христ. ( Тертуллиан , сщмч. Киприан Карфагенский, Лактанций ), но и классической (Апулей). Более того, лат. перевод Библии (особенно ВЗ), к-рым пользовался З. при составлении проповедей, очень близок к африкан. версии старолат. перевода (Vetus Latina). Наконец, одним из важнейших аргументов в пользу африкан. происхождения З. является его проповедь, посвященная мученичеству св. Аркадия (Serm. I 39), пострадавшего предположительно в Сев. Африке в г. Кесария Мавританская (ныне Шершель, Алжир) при императорах Деции или Диоклетиане. В проповеди его мученичество описано с такими подробностями, к-рые предполагают, что автор был очевидцем описываемых событий, а значит, африканцем ( Bigelmair. 1904. S. 56; L ö fstedt, ed. 1971. S. Sgreva. 1989. P. 19 и др.). Эта проповедь З. тесно связана с Мученичеством св. Аркадия (Passio S.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Далее в латинской, саидской и эфиопских версиях «Египетского церковного чина» и всех производных текстах говорится, что относительно кандидатуры ставленника должно быть достигнуто согласие. В латинской и эфиопской (Аксумитская коллекция) версиях сказано, что согласие должно быть достигнуто всеми, без какой-либо конкретики. В саидской и эфиопской (Александрийский синодос) версиях, напротив, речь идет о согласии епископов. В Апостольских постановлениях VIII. 4 процедура описана в деталях: первенствующий из присутствующих епископов троекратно вопрошает пресвитеров и общину об их согласии относительно кандидатуры. В Канонах Ипполита клирики (кто именно, не уточняется) и народ выражают единодушное мнение. Завет Господа нашего Иисуса Христа следует латинской версии «Египетского церковного чина». Можно предположить, что речь во всех этих текстах идет о процедуре, которую сщмч. Киприан Карфагенский называет «iudicium»:oha предполагает участие всех членов местной христианской общины (клириков и народа) и прибывших из соседних общин епископов, и является окончательным подтверждением общего согласия относительно кандидатуры ставленника . Согласие епископов рассматривалось как ратификация сделанного общиной выбора . Далее говорится о возложении рук на ставленника. В латинской версии субъект этого действия конкретно не назван. Эфиопская версия из Аксумитской коллекции следует в этих указаниях латинской. В остальных ориентальных версиях говорится, что руки на ставленника возлагают епископы. Все версии памятника свидетельствуют, что во время возложения рук пресвитеры стоят рядом в молчании. Это странное указание позволило выдвинуть гипотезу, что в оригинальном тексте «Египетского церковного чина» именно пресвитерам предписывалось возложить руки на ставленника, однако впоследствии, когда практика изменилась и хиротонию стали совершать епископы, указания были редактированы . При этом исследователи ориентируются на Каноны Ипполита (которые датируются 336–340 гг. и считаются самым ранним производным от «Египетского церковного чина» текстом): в них сказано, что руки на ставленника возлагает один из епископов или пресвитеров. Кроме того, в наиболее древней, латинской версии «Египетского церковного чина» субъект возложения рук конкретно не назван. Ориентальные версии текста (за исключением эфиопской из Аксумитской коллекции) в стихе 2 вместо епископов говорят о диаконах. Также исследователи обращают внимание, что в указаниях о совершении вновь рукоположенным епископом Евхаристии (глава 4) пресвитерам предписывается возложить вместе с ним руки на евхаристические элементы, в то время как присутствующие епископы не упоминаются .

http://sedmitza.ru/lib/text/4010528/

Эти гипотезы, несмотря на свою небесспорность, имеют большое значение для вопроса о культурном влиянии зороастризма, поскольку, помимо прочего, становятся значимыми элементами актуальной политической и дипломатической риторики. Наиболее ярким примером таковой служит интервью В.В.Путина иранским журналистам во время официального визита в Тегеран 16.10.2007, в котором президент отметил, что «Иран – это страна проторелигии, зороастризма. А некоторые специалисты считают, что это источник иудаизма, христианства и ислама в будущем. Но сейчас есть основания полагать, что зародился зороастризм на территории России – на Южном Урале. И в результате переселения народов носители этой религиозной культуры оказались на территории Ирана в том числе» . Литература: Основным источником вероучения для зороастрийцев является Авеста, которую в связи с упомянутой выше фрагментарностью, дополняют средневековые теологические сочинения, являющиеся пересказами и толкованиями утраченных частей авестийского текста (например, Денкарт, Бундахишн и др.). Российские зервано-зороастрийцы также рассматривают в качестве источников вероучения сочинения П.П.Глобы (наиболее часто упоминается его работа «Живой огонь»). Сам Глоба в своих публичных лекциях и текстах регулярно делает отсылки к некой книге «Зерван-намаг», в которой, по его утверждениям, содержатся знания о «зервано-зороастризме». К основным исследованиям о зороастризме, доступным на русском языке можно отнести следующие издания:   http://zoroastrian.ru/ http://avesta-moscow.ru/ http://blagoverie.org http://vk.com/blagoverie Источник relig.moscow Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru: поможем открыть детский сад для многодетных семей http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75173 Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский). Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/5376665

Исповедничество Попасть в руки язычников и там исповедать Господа – это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы чрез то сохранить себя для Господа, – это вторая ступень к славе (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 149). Источник. Как может быть со Христом тот, кто стыдился или побоится принадлежать Христу? (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 169). Исповедание есть только приступ к славе, а не достижение уже венца: оно не заканчивает подвига, а только предначинает достоинство (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 194). Источник. ...Исповедник... должен держаться Евангелия Господня тем крепче, что чрез Евангелие он стяжал славу от Господа (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 194). Источник. ...После исповедания предлежит и большая опасность, потому что тут более раздражен враг (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 194). Источник. ...Исповедник... пусть будет скромен и, называясь исповедником Христовым, пусть подражает Христу, Которого исповедует (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 194). Источник. ...Исповедание Христа есть праща доброго воина (свт. Григорий Нисский , 25, 230). Источник. Великая добродетель – дерзновенное, открытое исповедание Христа и предпочтение этого исповедания всему другому – так велика и дивна, что Сын Божий Единородный исповедует такого человека пред Отцем Своим, хотя это воздаяние и несоразмерно (свт. Иоанн Златоуст , 51, 109). ...Исповедовать на словах только, а в делах показывать противное не только бесполезно, но и вредно для нас... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 135). Те, которые за истину и исповедание Христа подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение, удостаиваются за то и особенных почестей (свт. Иоанн Златоуст , 51, 385). Когда призывает труба благочестия, то немедленно выходи, не жалей души, выступай с великою готовностью на подвиги, ниспровергай ряды противников, сокрушай лицо диавола, воздвигай трофей (победы), а когда благочестие не терпит никакого вреда, когда никто не искажает наших догматов – разумею касающиеся души – и когда ничто не принуждает делать неугодное Богу, то не будь слишком рьян (свт. Иоанн Златоуст , 55, 57). Источник. И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами – совершенное спасение (прп. Нил Синайский , 72, 261). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

72. 2). В заключение авторы послания упоминали о том, что нек-рые епископы (в т. ч. сщмч. Стефан) выразили несогласие с этими решениями, хотя и не прервали церковное общение с африкан. правосл. епископами. Во избежание конфликтов участники Собора заявили, что не считают свое постановление обязательным и не будут настаивать на согласии всех епископов (Qua in re nec nos vim cuiquam facimus aut legem damus). К посланию, направленному сщмч. Стефану, были приложены копии посланий участников Собора 255 г. к епископам Нумидии и сщмч. Киприана к еп. Квинту. Дополнительные сведения о Соборе, состоявшемся в 256 г., приведены в послании сщмч. Киприана Карфагенского к еп. Юбаяну (Ibid. 73), в к-ром содержится подробное обоснование соборных постановлений и рассмотрение их применительно к новацианам, маркионитам и др. ( Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 175; Clarke. 1984-1989. Vol. 4. P. 16; Dunn. 2006). Решения Соборов 255 и 256 гг. вызвали недовольство сщмч. Стефана, который настаивал на их пересмотре под угрозой отлучения африкан. правосл. епископов. Поэтому сщмч. Киприан назначил на 1 сент. 256 г. открытие заседаний нового Собора, в к-ром приняли участие 87 епископов из Проконсульской Африки, Нумидии и Мавритании, а также большое число пресвитеров и диаконов. Акты Собора сохранились ( S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia. 1868. Pars. 1. P. 435-461; Soden. 1909), они показывают, что процедура соборных заседаний при сщмч. Киприане соответствовала обычной процедуре, применявшейся в рим. сенате, провинциальных и муниципальных советах и др. коллегиальных органах управления, а также в общественных коллегиях: председатель зачитывал повестку дня (relatio) и приглашал присутствующих по списку высказать мнения и проголосовать (censere sententiae). После принятия решения составлялся протокол (см.: Amidon. 1983; Hess. 2002. P. 24-34). На Соборе была зачитана переписка между сщмч. Киприаном и еп. Юбаяном, в ходе к-рой последний соглашался с мнением Карфагенского епископа о недействительности крещения, совершенного еретиками. Сщмч. Киприан призвал присутствовавших епископов высказать свое отношение к данной проблеме. Все епископы заявили, что еретическое крещение недействительно и что приходящих в Церковь из ереси следует крестить заново. Полемика между африкан. правосл. епископами и епископом Рима не получила продолжения, т. к. сщмч. Стефан скончался в авг. 257 г., а сщмч. Киприан был казнен в 258 г. в соответствии с рескриптом имп. Валериана против христ. духовенства ( Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 177-178; Bernardini. 2009). О Соборах, к-рые могли состояться в период после гибели сщмч. Киприана и до сер. IV в., сведений нет. После оформления донатистского раскола в связи со спорным избранием на Карфагенскую кафедру Цецилиана (311) епископы из Африки участвовали в Соборах в Риме (313) и в Арелате (ныне Арль) (314), к-рые решали вопрос о донатистах. Карфагенский еп. св. Грат присутствовал на Соборе в Сардике (343).

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Зрелища ...Кто, отрекаясь раз навсегда от диавола и загладив все в крещении, идет от Христа на зрелище диавола, тот отвергает Христа, как отвергал диавола (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 356). Источник. Идолослужение... есть мать всех игрищ, чтобы привлечь к себе христиан, оно обольщает их наслаждениями зрения и слуха... (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 356–357). Источник. ...Непозволительно верным христианам... ни присутствовать на зрелищах, ни быть вместе с теми, которых Греция, для увеселения слуха, посылает всюду, выучив их разным пустым искусствам (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 360). Источник. ...Надобно блюсти и зрение наше и слух (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 361). Верный христианин... должен прилежать Божественным Писаниям: в них найдет он зрелища, достойные веры (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 362). Источник. Пребывание на зрелищах порождает прелюбодеяние, невоздержность и всякое бесстыдство... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 176). Источник. Если похоть часто, как какой-нибудь хитрый разбойник, тайно входит и здесь , где псалмы и молитвы, и слышание Божественных слов, и страх Божий, и великое благолепие, то как могут быть свободны от этой злой похоти те, которые сидят в театре и ничего здравого не видят и не слышат, а будучи исполнены гнусности и беспечности, подвергаются воздействию чрез все (чувства) – и чрез слух, и чрез зрение? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 855–856). На площади ты не станешь смотреть на обнаженную женщину, а еще менее дома, – ты оскорбишься таким зрелищем, а в театр идешь, чтобы оскорбить честь и мужского и женского пола, и осрамить глаза свои (свт. Иоанн Златоуст , 50, 70). Источник. ...Не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе (свт. Иоанн Златоуст , 50, 70). Источник. Лучше грязью или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть... на беззаконие , потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины (свт. Иоанн Златоуст , 50, 71).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Киприан Карфагенский Киприан Карфагенский (ок. 200 - 258 ), епископ , священномученик . Память 31 августа . Родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка ). Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго " оставался в глубокой мгле ночной..., далекий от света Истины " . Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана . Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения. Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Кекилий . В 46-летнем возрасте учёнейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный . Еще до принятия крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом святого Кекилия. Святитель Киприан писал в письме к другу Донату о своем крещении: " Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него - наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния " . Примерно через год после крещения святой был рукоположен во пресвитера , а когда умер карфагенский епископ Донат , по требованию всей карфагенской Церкви, никого не желавшей видеть своим епископом, кроме Киприана (aut Cyprianus, aut nullus), вопреки каноническим правилам, он поставлен был епископом Карфагена (около 248 года).

http://drevo-info.ru/articles/6922.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010