V в. Киприану . Учение Сщмч. Киприан Карфагенский. Миниатюра из Слов свт. Григория Назианзина. XII в. (Ath. Pantokr. 6. Fol. 64a) Сщмч. Киприан Карфагенский. Миниатюра из Слов свт. Григория Назианзина. XII в. (Ath. Pantokr. 6. Fol. 64a) Чуждый абстрактным, метафизическим размышлениям, сосредоточенный прежде всего на пастырских вопросах, К. не был склонен к спекулятивному богословию. В центре его внимания - учение о Церкви в тесной взаимосвязи с дисциплинарно-каноническими и нравственно-аскетическими аспектами. Однако там, где речь заходит о важнейших христ. догматах, таких как Св. Троица и Воплощение, мысль и язык К. являются весьма точными в догматическом отношении (см.: D " Al è s. 1922. P. 11). В IV-V вв. К. был одним из главных церковных авторитетов на христ. Западе, его сочинения перечислялись наряду с каноническими книгами Свящ. Писания, а Карфаген был известен как «кафедра Киприана» ( Optat. De schism. donat. I 10//PL. 11. Col. 904). Видные лат. богословы и церковные писатели IV-V вв. Луцифер , еп. Калаританский, Оптат , еп. Милевский, блж. Иероним, блж. Августин, Пруденций согласно свидетельствуют о высочайшем авторитете К., к которому апеллировали даже донатисты. В средние века К. оставался одним из самых читаемых отцов Церкви ; весьма значительным было его влияние на каноническое право. О Боге Это учение встречается преимущественно в апологетических сочинениях К. и находится в сильной зависимости от произведений Минуция Феликса и Тертуллиана. Прежде всего К. указывает на единство Божие: «Есть один Господь всего - Бог; ведь эта возвышенная природа (sublimitas) не может иметь никакого соучастника, поскольку она одна заключает в себе все могущество» ( Cypr. Carth. De idol. vanit. 8). Бог един и истинен (Ad Demetr. 1, 5; Exhort. mart. 2). Божественное Царство и сотворенный мир не могут управляться более чем одним правителем, Который все сущее приводит в бытие Своим словом, упорядочивает Своим разумом и усовершает Своей силой (De idol. vanit. 8; Ad Demetr. 5). Бог невидим, непостижим и неоценим; Он безграничен в пространстве, всюду присутствует целиком и наполняет мир, словно храм (De idol. vanit. 6, 9). Из всех имен Ему подходит в собственном смысле только одно - Бог (Ibid. 9). О существовании единого Бога говорит всеобщее согласие людей, обращающихся к Нему со словами «О Боже!», «Бог видит», «Препоручаю Богу», «Бог воздаст» и т. д. (Ibidem),- идея, ранее разработанная Тертуллианом в трактате «De testimonio animae» (О свидетельстве души). Поэтому боги, к-рым поклоняются язычники, на самом деле не истинные, а ложные боги (Ad Demetr. 16): либо обожествленные после смерти правители (De idol. vanit. 1-4), либо демоны (Ibid. 6-7; Ad Demetr. 15), либо бездушные идолы - изделия рук человеческих, в к-рых часто скрываются демоны, либо мировые стихии (Exhort. mart. 1).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Cypriani. 5). Сочинения Богословско-лит. деятельность К. была непосредственно связана с его церковным служением. Все его сочинения были написаны по особым поводам и служили практическим интересам. К. был прежде всего пастырем, человеком действия, к-рого более интересовало духовное руководство, чем умозрительное богословие. К. испытал сильное влияние Тертуллиана , которого он очень почитал, называя своим учителем (magister) и не проводя ни дня без чтения его сочинений ( Hieron. De vir. illustr. 53). Однако К. не был ярким апологетом, глубоким догматистом или полемистом. Он избегал крайностей. Язык и стиль его сочинений гораздо изысканнее и утонченнее, чем у Тертуллиана (см.: Lact. Div. inst. V 1//PL. 6. Col. 551-552); в трудах святителя также заметно влияние фразеологии и образности Свящ. Писания. Сщмч. Киприан Карфагенский в скриптории. Миниатюра из «Жизни Киприана» диак. Понтия. XV в. (Vat. Urb. lat. 63. Fol. 8v) Сщмч. Киприан Карфагенский в скриптории. Миниатюра из «Жизни Киприана» диак. Понтия. XV в. (Vat. Urb. lat. 63. Fol. 8v) В период патристики К. был одним из самых популярных авторов, рукописи его сочинений сохранились в огромном количестве. Однако уже в эпоху Меровингов труды К. стали использоваться реже. Так, во флорилегии Дефенсора «Звёздочки» (ок. 700) самые цитируемые авторы - блж. Иероним и Исидор Севильский , из трудов К. заимствовано всего 23 цитаты ( Defensor de Ligug é . Livre d " étincelles/Éd. H.-M. Rochais. P., 1962. T. 2. P. 333-334. (SC; 86)). В круге чтения каролингских авторов, к-рый сложился в т. ч. под влиянием Беды Достопочтенного , основное место занимали труды свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, свт. Григория I Великого и блж. Иеронима. Тем не менее произведения К. продолжали использовать, в т. ч. при составлении сборников канонического права ( Munier C. Les sources patristiques du droit de l " Église du VIIIe au XIIIe siècle: Diss. Strasbourg, 1954. P. 27-43; Werckmeister J. The Reception of the Church Fathers in Canon Law//The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolingians to the Maurists/Ed. I. Backus. Leiden; N. Y., 1997. Vol. 1. P. 66-67). Видное место выдержки из трудов К. заняли только в «Собрании канонов» кард. Деусдедита, составленном в Риме в эпоху григорианской реформы . В этом сборнике сочинения К. использовались для того, чтобы подчеркнуть главенствующую роль Римской кафедры во Вселенской Церкви ( Picasso G. Motivi ecclesiologici nella «Collectio canonum» del cardinale Deusdedit: I testi di s. Cipriano// I dem. Sacri canones et monastica regula: Disciplina canonica e vita monastica nella società medievale. Mil., 2006. P. 103-118).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

В раннем апологетическом трактате «О суете идолов» К. излагает учение о Христе и о дарованном через Него спасении. Вначале благодать у Бога имели иудеи, к-рые жили праведно и соблюдали религ. уставы. Поэтому их царство достигло высшего расцвета, а народ - могущества. Однако иудеи стали пренебрегать волей Божией, проявлять непослушание и гордиться верой праотцев; и поскольку они презрели божественные заповеди, то утратили дарованную им благодать. Между тем Бог еще раньше предвозвестил, что на закате века, при приближении конца мира, «Он соберет Себе из всякого племени, народа и места более верных и покорных почитателей», которые унаследуют утраченную иудеями милость (indulgentia). «Распорядителем благодати и Наставником истинного учения посылается Слово и Сын Божий, Просветитель и Учитель рода человеческого, предвозвещенный всеми пророками». Он вселяется в Св. Деву и облекается плотью. Так Бог теснейшим образом соединяется (miscetur) с человеком. Термин «misceri» (смешиваться) у К., так же как и у Тертуллиана, не предполагает слияния природ и утраты изначальных свойств. Сщмч. Киприан Карфагенский. Мозаика из ц. Сан-Чиприано в Мурано, Венеция. XIII в. (ц. Фриденскирхе, Потсдам) Сщмч. Киприан Карфагенский. Мозаика из ц. Сан-Чиприано в Мурано, Венеция. XIII в. (ц. Фриденскирхе, Потсдам) Сын Божий облекается в человека, чтобы привести его к Отцу (De idol. vanit. 10-11; ср.: Test. adv. Jud. I 1-3, 7, 10, 12-14, 19-23; II 2, 6-7, 8-10). Для спасения человека от греха и смерти Сам Бог и Господь сошел с небесной высоты на землю и, будучи лично безгрешным (Ep. 58. 6), не возгнушался понести чужие грехи; отложив Свое бессмертие, Он благоволил стать смертным, чтобы, будучи невинным, претерпеть смерть для спасения виновных (De bono patient. 6). К. учил о едином Лице и двух природах Христа. Хотя Сын Божий существовал изначально, Ему предстояло еще родиться по плоти (Test. adv. Jud. II 8). Как Посредник между людьми и Богом Отцом Христос есть одновременно и человек, и Бог, состоящий из двух природ (ex utroque genere concretus - Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

...Духовное врачевство не механично... а все от произволения, от определений личных и напряжения своих сил (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 28). Источник. ...То правда, что каждый иерей должен быть самокомандным в деле защиты истины Божией и хранении своей паствы, но во многих случаях они не знают, что волки понемногу растаскивают овечек из стада (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 56). Источник. Пастырские искушения Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас... Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, – Безвременного, Невидимого, но для нас сделавшегося видимым, – Неосязаемого, Бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 309). Источник. Откуда бы епископу ни угрожал страх или опасность, он, живя среди опасностей и страхов, приобретает славу чрез эти самые опасности и страхи (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 251). Источник. ...Не нужно оставлять церковного благочиния или ослаблять священническую строгость из-за того, что... осыпают ругательствами или устрашают угрозами... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 252). Если, исполняя Домостроительство, помазываешь елеем больного, то храни око, руки и язык, чтоб ни в чем не преступить пределов целомудрия; ибо это прилично благочестию (прп. Ефрем Сирин , 30, 517). Источник. Если дух уныния беспокоит тебя... то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вначале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца... (прп. Ефрем Сирин , 30, 556). Источник. Если пребываешь... на месте именитом, то смотри, не будь побежден высокоумием; не уничижай в мысли брать ев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу, ибо один Господь знает сокровенности сердца. Смотри, чтоб не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 560). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Quasten; Шмеман, Исторический путь; Болотов. 1. Вторым знаменитым лицом в африканском христианстве, несомненно, является сщмч. Киприан, епископ Карфагенский. Но прежде чем говорить о нем, скажем несколько слов о состоянии Церкви в III в. Помимо распространения христианства, III в. ознаменован возрождением язычества, но теперь уже сильно интеллектуализированного. Стоицизм перестал существовать как школа. Неоплатоник Плотин (205-270) создал новый религио-философский синтез, в котором этические нормы стоицизма и аристотелевская логика были увязаны с весьма широко трактуемой платоновской метафизикой. Плотин не мог не знать христианство. Он учился в Александрии у таинственного учителя Аммония Сакка, у которого за несколько лет до того учился Ориген. Плотин хорошо был знаком с гностическими доктринами и даже написал особый трактат «Эннеады» для противодействия проникновению гнозиса в среду своих учеников. Ученик и биограф Плотина Порфирий (232-305) стал одним из самых упорных врагов христианства. Он написал многотомное опровержение христианства. Скорее всего, в годы своей юности он имел непосредственный контакте христианами. В его многочисленных писаниях странным образом сочетаются скептический рационализм и суеверная всеядность ко всем языческим традициям прошлого. При этом Порфирий был глубоко закомплексованным, неуверенным в себе человеком: однажды даже Плотину лично пришлось отговаривать его от совершения самоубийства. Порфирий был весьма ученым мужем, хотя и невероятным педантом. Он использовал свои широчайшие знания в борьбе против Церкви не только в своем пятнадцатитомном опровержении христианства, но и в хронике всемирной истории, задуманной как опровержение хроники христианского ученого Юлия Африкана (см. ниже), который, как и другие христианские хронографы, доказывал, что библейский монотеизм был древнейшей религией человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Церкви. В учении о границах Церкви И. придерживался позиции сщмч. Киприана Карфагенского. В споре со сщмч. Стефаном I , папой Римским, о повторном крещении еретиков сщмч. Киприан предлагал крестить всех обратившихся из ереси, не смотря на то, каким образом они были крещены, находясь вне общения с православными (см.: Cypr. Carth. Ep. 70, 71). Церковь - это единое Тело, к-рое имеет жизнь только как целостный организм. Любого рода отделение от этого организма означает духовную смерть для отделившегося. «Если будет порвана связь с Телом Церкви, то отдельная личность, обособившись и замкнувшись в своем себялюбии, лишена будет благодатного воздействия Святого Духа, живущего в Церкви» (Христианства нет без Церкви//Творения. Т. 2. С. 209). Евангельские примеры единства членов в теле и ветвей с деревом И. считал наиболее наглядной иллюстрацией евангельского учения о границах Церкви. «Душа не оживляет отсеченного от тела члена, как и жизненные соки дерева не переходят на отрубленную ветвь» (Единство Церкви и Всемирная конференция христианства//Там же. Т. 3. С. 500). Следов., «отсеченный член умирает и разлагается», а «отрубленная ветвь засыхает» (Там же). Это правило касается как отдельно взятой личности, так и целых сообществ христиан. Перефразируя слова сщмч. Киприана Карфагенского, И. писал: «Обособиться, замкнуться в себе - это для личности или даже для Поместной Церкви то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья - от источника, для ветви - от ствола» (Христианства нет без Церкви//Там же. Т. 2. С. 210). Соответственно с такой позицией разделение Церквей в 1054 г. И. называл отделением, отпадением Римского Патриархата от кафолической Церкви. Он решительно отвергал протестант. теорию ветвей. Единение невозможно там, где нет единства причащения Телу и Крови Христовым в Евхаристии, т. к. она составляет «средоточие мистической жизни Церкви» и «таинственный центр единства церковного» (Единство Церкви и Всемирная конференция христианства//Там же. Т. 3. С. 506). И. не соглашался с мнением свт.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

В 255 г. на Соборе в К. против еп. Киприана выступил один из мавританских епископов, Квинт, к-рый указывал, что рим. традиция древнее и идет от апостолов. В 256 г. Церковь К. продолжала обсуждать этот вопрос, ужесточая свою позицию. Еп. Киприан в полемике опирался в т. ч. на постановления прежних Карфагенских Соборов. Еп. Стефан не только не признал решения Соборов в К., но и, не вступая в полемику с Киприаном, опубликовал послание ко всем Церквам, требуя под страхом отлучения подтвердить римскую практику, идущую от ап. Петра. Эти действия не привели к полному разрыву церковного общения между Римом и К., но офиц. отношения между ними прекратились. Позиция еп. Киприана нашла поддержку на Востоке у Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской; свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский, пытался примирить стороны. Впрочем, напряженное положение продлилось не более года - до мученической кончины и Стефана, и Киприана во время гонения имп. Валериана. Имп. Валериан первоначально преследовал не всех христиан, но лишь глав Церкви. Еп. Киприан был арестован в К. проконсулом Аспазием Патерном, к-рый кроме прочего требовал от него предоставить списки карфагенских пресвитеров. После отказа еп. Киприан был приговорен к ссылке в Курубис (ныне Корба, Тунис). Через год он был вызван новым проконсулом Галерием Максимом и содержался под арестом в имении недалеко от К. Тем временем имп. Валериан решил ужесточить меры против христиан. В авг. 258 г. проконсул устроил суд и массовую расправу над христианами в Утике; погибло ок. 300 чел. Еп. Киприану было приказано явиться в Утику, но он уклонился от этого и дождался возвращения проконсула в К. 14 сент. 258 г., после публичного суда, он был приговорен к обезглавливанию и казнен за городом, на Секстовом поле. Вместе со сщмч. Киприаном пострадали также др. африкан. епископы, клирики и миряне. Немногим позже диак. Понтий составил Похвальное слово в честь сщмч. Киприана, положившее начало формированию нового жанра лит-ры о мучениках на латыни. В 259 г.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию . Труды Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие - свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах ( III Ефесском и IV Халкидонском ). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, внутреннее единство которой выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. " Любовь - основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном " . Как в сочинениях, так и в епископской практике сщмч. Киприан является защитником сильной власти в Церкви, церковной иерархии, в которой он видел осуществление принципа ветхозаветной теократии и условие единства Церкви и ее дисциплины. Отсюда его стремление ограничить влияние " исповедников " , его строгость по отношению к падшим, его идеи о значении еретического крещения. Священномученик Киприан отнюдь не исключает, однако, участия в церковном управлении совещательного начала ( " совета пресвитеров " ) и даже в некоторых случаях — голоса паствы. Он был сторонником соборов, как высшей инстанции для решения церковных дел: их было при нем несколько. Формулированное им учение о единстве Церкви и ее иерархическом устройстве служит доселе нормой церковного управления. Эту учение он развивает в 66 своих посланиях, писанных по разным обстоятельствам и к различным лицам. С точки зрения античной риторики, они служили образцами эпистолярного рода сочинений, а по внутренним свойствам сохраняют до сих пор значение истинно-пастырского наставления и утешения (см., например, по русскому переводу послания 10, 12, 17, 25, 28, 52, 64, писанные к клиру и народу карфагенскому во время жестокого Декиева гонения).

http://drevo-info.ru/articles/6922.html

Основанная Спасителем Церковь как богочеловеческий организм, принадлежа к божественному миру, принадлежит также и к временному бытию, протекающему в рамках исторического развития. Поэтому она имеет свои признаки, свои законы и грани. Одной из граней церковного бытия является священство как особого рода служение тайносовершения, учительства и управления. Установление Священства восходит к тайне спасительного Промысла Божиего, которая раскрывается в святоотеческой письменности. Сщмч. Киприан Карфагенский говорит: «Когда, по слову Господа, даже самое малозначительное не делается без воли Божией, то уже ли кто подумает, чтобы важное и великое делалось в Церкви Божией без ведома или без воли Божией и чтобы священники... поставлялись не по Его распоряжению. Это значит не иметь веры, которой мы живем» 574 . Прп. Ефрем Сирин , как бы продолжая мысль сщмч. Киприана, в своем слове «О священстве» замечает, что это таинство есть «необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна. Священство духовно, свято, досточестно» 575 , и оно «касается горних сводов, невозбранно восходит к небесам, светло и свободно прокладывает пути вместе с бесплотными» 576 , поэтому свт. Григорий Нисский таинство Священства называет «Божественным достоянием» 577 . Божественное достояние таинства Священства, по мысли отцов древней Церкви, несомненно, берет свое начало через апостолов от самого Христа. Спаситель, пишет автор Послания апостола Варнавы , «избрал собственных апостолов для проповеди Своего Евангелия» 578 и сделал их свидетелями Своего учения и Своей жизни. Сщмч. Ириней Лионский говорит, что каждый из апостолов был лично призван Господом к апостольскому служению и, облекшись «силою свыше нисходящего Духа... проповедовал благую весть... и кто не согласен с ними, тот презирает причастников Господа, презирает и Самого Христа Господа, презирает и Отца» 579 . О принятых апостолами в таинстве Священства благодатных действиях Божиих говорят и другие отцы. Так, сщмч. Климент Римский замечает следующее: «Апостолы были поставлены проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был поставлен от Бога, а апостолы от Христа» 580 , и «те – апостолы, которым во Христе было вверено от Бога это дело, поставляли других служителей» 581 . А в «Ареопагитиках» в трактате «О церковной иерархии» можно найти следующие строки: «Наше священноначалие есть дело, от Бога исходящее и Божественного и Боготворного ведения и силы совершения. Начальник же и совершитель всякого священноначалия – Иисус» 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЙ Архидиак. сщмч. Лаврентий. Мозаика конхи в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Ок. 1143 г. Архидиак. сщмч. Лаврентий. Мозаика конхи в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Ок. 1143 г. [Лат. Laurentius] († 10 авг. 258?), сщмч. (пам. 10 авг.), архидиакон (диакон) Римской Церкви. Достоверных сведений о мученике почти нет. Согласно преданию, засвидетельствованному в источниках 2-й пол. IV в., Л. был диаконом Сикста II , еп. (папы) Римского (257-258), погибшего во время гонения на христиан при имп. Валериане (253-260). По свидетельству св. Киприана Карфагенского, император, возглавлявший военные действия против персов на Востоке, направил рим. сенату рескрипт о немедленной казни христ. епископов, пресвитеров и диаконов. В сер. авг. 258 г. Киприан узнал о начале преследований христиан в Риме: «Да будет вам известно, что в 8-е иды августа на кладбище был казнен Сикст и с ним 4 диакона» ( Cypr. Carth. Ep. 80. 4). Согласно рим. преданию, получившему отражение в календаре «Depositio martyrum» и в эпиграммах папы Дамаса I (IV в.), вместе с Сикстом были казнены диаконы Фелициссим и Агапит. Сведения о др. мучениках противоречивы (в Liber Pontificalis , составленной в 1-й пол. VI в., говорится о 6 диаконах, погибших одновременно с епископом). Возможно, среди 4 диаконов, о к-рых упоминал Киприан Карфагенский, был Л., но доказательств этому нет. Самое раннее свидетельство почитания Л. содержится в рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.). Под 10 авг. здесь указано поминовение мученика, похороненного на пригородном кладбище у Тибуртинской дороги (IIII idus Aug. Laurenti in Tiburtina - MGH. AA. T. 9. P. 72). В четверостишии, текст к-рого еп. (папа) Дамас I (366-384) поместил в усыпальнице мученика, говорится, что твердая вера Л. помогла ему выдержать пытки огнем и др. мучения (verbera carnificis, flammas, tormenta, catenas - ICUR. N. S. T. 7. N 18368). Из этого стихотворения трудно понять, что именно папа Дамас знал о Л.; описание пыток, к-рые претерпел мученик, лишено конкретности ( Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 13-18). Агиография

http://pravenc.ru/text/2462435.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010