епископов-священномучеников в К. к. был внесен именно Сикст II, может заключаться в том, что этот святой восстановил отношения Римской Церкви с Церквами Африки и М. Азии (его предшественник сщмч. Стефан I прервал общение с этими Церквами из-за вопроса о перекрещивании еретиков), и в широкой известности пострадавшего с ним архидиак. Лаврентия. В К. к. было внесено 4 имени южноиталийских святых: мц. Агафии Катанской (пам. 5 февр.), сщмч. Ианнуария Беневентского (пам. 20 сент.), мч. Соссия, диак. Мессинского (пам. 23 сент.), и исп. Феликса Ноланского (пам. 15 янв.). Почитание мц. Агафии, к-рая уже с V в. считалась покровительницей Сицилии, началось в Сев. Африке скорее всего в период, когда этот остров был частью Вандальского королевства. Кроме того, с 30-х гг. V в. пиратские набеги вандалов на Сицилию привели к отправке в Сев. Африку части захваченного в плен местного населения. В связи с теми же обстоятельствами в Сев. Африке утвердился культ сщмч. Ианнуария и мч. Соссия. Распространение в Карфагенской Церкви почитания исп. Феликса Ноланского, видимо, стало результатом связей блж. Августина со свт. Павлином Милостивым , еп. Ноланским, ревностным сторонником почитания этого святого и автором его Жития. Блж. Августин присутствовал при обретении мощей Медиоланских мучеников Гервасия и Протасия (пам. 19 июня) ( Aug. Confess. IX 7//PL. 32. Col. 770) и впосл. написал Слово в честь этих святых ( Idem. Serm. 286//PL. 38. Col. 1297-1301), прославившее их в Сев. Африке (см. подробнее в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий ). Наконец, благодаря связям между Церквами Африки и Испании, существовавшим еще со времен сщмч. Киприана Карфагенского (сер. III в.), в Карфагене установилось почитание 2 испан. святых - мц. Евлалии Эмеритской (пам. 10 дек.) и сщмч. Викентия Августопольского (пам. 22 янв.). Из Карфагенских епископов доконстантиновской эпохи в К. к. фигурирует только сщмч. Киприан. Из епископов IV-V вв. в календарь внесены защитники православной веры свт. Грат (подписавший определения Сардикийского Собора 343 г. и председательствовавший на Соборе в Карфагене в 348 или 349 г.; пам. 5 мая), свт. Реститут (участник Собора в Аримине 359 г.; пам. 29 авг.), свт. Генетлий (или Генефлий, председательствовавший на Карфагенском Соборе 390 г., † 391/2; пам. 7 мая), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430 гг., близкий друг блж. Августина; пам. 20 июля), свт. Капреол (автор посланий, в т. ч. к участникам III Вселенского Собора 431 г.; дата между 22 и 30 июля стерта), а также 3 епископа периода гонения вандальских королей-ариан на правосл. христиан: Кводвультдеус (437-439; пам. 8 янв.), Деограт (или Деограций (454-458; пам. 5 янв.)) и Евгений (481-496; пам. 5 янв.). Под 29 авг. отмечена память блж. Августина, еп. Гиппонского.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Возможность разделения таинств еретиков на благодатные и безблагодатные допускал оппонент сщмч. Киприана Карфагенского по вопросу о крещении еретиков сщмч. Стефан, папа Римский. Догматическую позицию папы Стефана по этому вопросу архиепископ Иларион излагает следующим образом: «В последнем пункте – еретики не имеют Святого Духа – согласны были и сторонники Стефана Римского… Стефан и его единомышленники разделяли духовные благодатные дары на две части: благодать Христова и дары Св. Духа. Одна только Церковь обладает дарами Св. Духа и сообщает их при руковозложении. Благодать же Христова есть, сообщается в крещении и еретических общин, стоящих вне Церкви» с. 453-454]. Конечно, с богословской точки зрения не может быть оправдано учение о разделении единой божественной благодати, ведущее в своем развитии к разделению божественной природы Сына Божия и Св. Духа. Еп. Фирмилиан Кесарийский в послании сщмч. Киприану Карфагенскому так комментирует воззрения сщмч. Стефана: «Но много, говорит он (Стефан), помогает вере и святости крещения имя Христово, так что, кто крещен во Христа, тотчас же получает благодать Христову. На это можно возразить и сказать кратко: если крещение во имя Христово вне (церкви) имело силу очистить человека, в таком случае и возложение рук во имя Христово могло также иметь силу для принятия Духа Св. И начнет тогда казаться правильным и законным и прочее, совершаемое у еретиков, как скоро оно совершается во имя Христово» (цит. по с. 367]). Сщмч. Киприан Карфагенский в письме к еп. Януарию в защиту единства таинств приводит следующий аргумент. У еретиков нет евхаристии. А поскольку святое миро освящается в алтаре во время совершения евхаристии, то миро еретиков остается неосвященным. «А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение Евхаристии, то не может быть у них и духовного помазания» с. 271]. Св. Николай Кавасила также указывает на нераздельное единство церковных Таинств и их неразрывную связь с Евхаристией. Говоря о Таинстве Миропомазания, он замечает: «Ибо какая сообразность, чтобы из Священных таинств одни были действенны, а сие нисколько не было полезно, и об оных знать, что возвещенное о них, по словам Павла (Евр. 10: 22), верно, о сем же сомневаться. Должно или ни об одном не думать, или и о других думать одно и то же, так как одна и та же сила действует во всех, и единое заколение единого Агнца и Его смерть и кровь доставляет совершение всем» с. 48].

http://bogoslov.ru/article/1467578

Помощник комита Афанасий решил показать силу языческих божеств: призвав на помощь Геракла и Асклепия, он вступил в котел и тут же погиб в кипящей смоле. Тогда комит понял, что сила Христа неодолима. По совету своего родственника Теренция он написал донесение имп. Диоклетиану и отправил мучеников к нему. Император поразился прочитанному и велел усечь мучеников мечом. Они были казнены близ Никомидии, на берегу р. Галл. Тела мучеников бросили на съедение псам, их нашли благочестивые моряки (по др. версии - горшечники) из Рима и с почестями привезли в Рим. Там мощи встретила матрона Руфина (или 2 женщины - Руфина и Матрона). Она положила тела К. и И. в часовне (это место названо «Клаифор», возможно речь идет о форуме Клавдия) в центре Рима. Все, кто приходили поклониться святым, получали исцеление от недугов. В рукописях упоминается также христианин Феоктист, к-рый проходил мимо во время казни мучеников. Он бросился к ним, обнял К. и также принял мученическую смерть. Развитие агиографической традиции и ее проблематика Сщмч. Киприан. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. До 1192 г. Сщмч. Киприан. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. До 1192 г. Самое раннее точно датируемое упоминание о К. сохранилось в похвальной речи свт. Григория Богослова, произнесенной в 379 г. ( Greg. Nazianz. Or. 24). Речь посвящена одноименному святому - сщмч. Киприану Карфагенскому , но в рассказе о его жизни появляются сведения, относящиеся к К. Он был философом и магом, полюбил некую деву-христианку и пытался добиться ее расположения с помощью колдовства; после неудач обратился в христианство и благодаря искреннему раскаянию и добродетельной жизни был рукоположен во диакона, затем во пресвитера и стал епископом после кончины предшественника. При этом место действия - Карфаген, время жизни - при имп. Деции (249-251) и др. факты относятся к сщмч. Киприану Карфагенскому. На основе этого сочинения высказывались разные мнения о личности и культе К. Так, И. Делеэ предположил, что К.- вымышленный персонаж, возникший в результате смешения с Киприаном Карфагенским ( Delehaye.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Нек-рые исследователи высказывали даже предположение о том, что Е. без вина изначально была одной из допустимых форм совершения таинства (см., напр.: McGowan. 1999; как бы то ни было, к IV в. эта практика однозначно ассоциировалась с неправомыслием и была подвергнута каноническому запрещению - см.: Васил. 1; Трул. 32; ср.: Карф. 37 (46)). Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Роспись трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Кон. XII в. Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Роспись трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Кон. XII в. Сщмч. Киприан приводит целый ряд аргументов в опровержение отказа от использования вина в Е. В частности, он указывает несколько ветхозаветных прообразов Е. (среди к-рых нет распространенного в раннехрист. лит-ре пророчества Мал 1. 11; однако в Test. adv. Jud. I 16 он цитирует этот текст): опьянение Ноя (Быт 9. 21-23), благословение Авраама Мелхиседеком (Быт 14. 18-19), трапезу Премудрости (Притч 9. 1-5), данное патриарху Иуде пророчество (Быт 49. 8-11), слова Пс 22. 5 (во всех этих контекстах так или иначе говорится о вине), а также жертву пасхального агнца (Исх 12. 6) и слова Пс 140. 2 о вечерней жертве ( Cypr. Carth. Ep. 63. 3-7, 11, 16). Комментируя последние 2 примера, священномученик говорит о том, что, хотя установление Е. и произошло вечером, чин совершаемой утром литургии все равно должен уподобляться Тайной вечере - в т. ч. в отношении употребления вина,- т. к. время, когда состоялась Тайная вечеря, имело совершенно особое значение. Из этих рассуждений видно, что нек-рые отказывались от использования вина за утренней Е. именно из-за времени ее совершения: «Разве кто боится, что по причине вкушения вина при утренней Жертве от него будет пахнуть Кровью Христовой? Вот от того-то, что братство приучается стыдиться жертвенной Крови Христовой, оно начинает уклоняться от страдания за Христа во время гонений... Во время вечери мы не можем созывать всего народа, чтобы совершить священнодействие таинства в присутствии всего братства...

http://pravenc.ru/text/348067.html

Богопознание Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут (св. Ерм , 94, 181). Источник. Как скоро душа, взирая на небо, познает своего Творца, но, вознесшись превыше земли и всего земного величия, начинает быть тем, чем себя почитает (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 101). Источник. Познай прежде себя, чтобы мог познать Бога (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 241). Источник. ...Непостижим, неисследим, неиспытуем и невозможен для определения, как превысший ума и мысли и Себе единому ведомый, единый Бог Триипостасный, безначальный, бесконечный, преблагий, препетый (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 118). ...Бог сокрывает от человека некоторые из таинств, дабы он желал (познать их) и не был горд, подобно Адаму, и чтобы враг, найдя его вне должного, не увлек его в свое зло (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 124). По истине должно людям надлежащим образом устроить свою жизнь и нравы. Когда это будет исправлено, тогда удобно познается и Бог (прп. Антоний Великий , 89, 65–66). Источник. Ищущий Бога обретает Его, побеждая всякое похотение непрестанною к Нему молитвою. Таковый не боится демонов (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Человек знающий Бога – добр, а когда он не добр, то значит не знает (Бога) и никогда не будет познан (от Него), ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога, ибо не трезвенствуют они душою; Бог же умствен (т. е. трезвенным умом только может быть познаваем). Он, хотя невидим, но очень явственен в видимом, как душа в теле. Как телу нельзя жить без души, так все видимое и существующее не может стоять без Бога (прп. Антоний Великий , 89, 73). Источник. Ум, находящийся в чистой и боголюбивой душе, истинно зрит Бога – нерожденного, невидимого, неизглаголанного – Единого Чистого для чистых сердец (прп. Антоний Великий , 89, 91).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покажем... им в себе самих образ крайнего смирения, и научим их иметь к нам страх (прп. Иоанн Лествичник , 57, 266). Источник. ...Как голова снаружи красивая и хорошо убранная, если не имеет в себе ума и всех чувств целыми и здоровыми, всеми считается ни к чему негожею и недостойною почета, так и настоятелю мало быть убрану и краситься только телесными и душевными добродетелями, но надлежит при сем наипаче сиять духовными дарованиями. Ибо добродетели исправляются собственным старанием и усердием, и приобретаются собственными нашими подвигами и трудами, а духовные дарования суть свободные дары милости, от Христа подаваемые тем, кои подвязаются (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 463–464). Попечение о пастве Если любишь только добрых учеников – еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостию (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 308). Источник. ...Мы, , как требует наша совесть, должны заботиться, чтобы никто по нашей вине не погиб для Церкви; если же кто-нибудь сам собою и по своей вине погибнет и не захочет приносить покаяния и возвратиться в Церковь , то мы не будем виновны в день Суда... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 257). ...Может ли быть лучшее и совершеннейшее занятие для пастырей Церкви, как помогать исцелению и сохранению овец усердным попечением и спасительным врачеванием? (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 311). Источник. ...Надобно удостовериться от просящего совета, или раз навсегда повинующегося ему душою и телом, по собственному ли желанию просит он, с теплою верою, и ищет слова, без вопроса учителя, или другая какая-либо потребность вынуждает его лицемерить, как будто он хочет слышать слово, чтобы обоим не уклониться в ложь и многословие, лукавство и многое другое. И один, как бы вынуждаемый тем, кто его учит, говорит без произволения, и лжет из стыда, и лицемерит, как бы желая делать доброе, и другой лукавит и ласкает учимого им, чтобы постигнуть скрытое в его мысли, и просто: употребляет всякую хитрость и многословие, но как Соломон говорит: от многословия не избежит греха (ср.: Притч. 10, 19 )... Это сказано не для того, чтобы мы отрекались учить приходящих к нам в подчинение, с твердою верою, особенно же бесстрастно расположенные; но чтобы дерзко, по тщеславию не учили тех, которые не ради дела и не с теплою верою хотят слышать, когда мы сами еще страстные, и не делали сего властительски. Но, как сказали отцы, без вопрошения братии не должно говорить чего-либо для пользы, чтобы доброе было по (свободному) произволению... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 189–190).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание. Киприан (Керн) , архим. Патрология. Любое издание. Татиан . Речь против эллинов. Вопросы для самопроверки. 1 . Охарактеризуйте отношение Татиана к языческой философии и культуре в целом, сопоставьте его с учением по этому вопросу св. Иустина. 2 . Каково было учение Татиана о Троице? О Логосе? 2.3. Западные христианские писатели П-Ш вв. 2 .3.1.Св. Ириней Лионский . Полемика с гностицизмом. Священное Писание и Священное Предание. Богослужение. Литература. Мейендорф И, прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Сщмч. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди . Вопросы для самопроверки. 1 . Что такое гностицизм? Чем гностическое еретическое сознание было в первую очередь враждебно христианству? 2 . Охарактеризуйте учение сщмч. Иринея о Предании и Писании. Как соотносятся в его богословской системе эти два явления? Какое из них первично по времени своего происхождения? 3 . Охарактеризуйте учение сщмч. Иринея о Евхаристии. 2 .3.2. Тертуллиан . Апологетические произведения Тертуллиана . Триадология. Специфика понимания взаимоотношений Церкви и языческой культуры. Особенности экклезиологии. Этические воззрения. Литература. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Киприан (Керн) , архим. Патрология. Любое издание. Фокин А.Р. Латинская патрология. М., 2005. Тертуллиан . О плоти Христа. Вопросы для самопроверки. 1 . Как закончил дни своей земной жизни Тертуллиан ? 2 . Охарактеризуйте триадологическое учение Тертуллиана . 3 . Охарактеризуйте его экклезиологию. 4 . Охарактеризуйте его этику. 5 . Какие «крылатые» богословские высказывания Тертуллиана вы помните? 6 . Что общего в учении Тертуллиана и в философии стоиков? 2 .3.3. Св. Киприан Карфагенский. Экклезиология сщмч. Киприана в связи с проблемой расколов. Литература. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Поэтому Тертуллиан хотел избавить как детей, так и их восприемников от могущей наступить необходимости следовать столь тяжкой покаянной дисциплине 334 . Более того, Тертуллиан выступал не только против крещения младенцев, но и против Крещения людей, не состоящих в браке. Сщмч. Киприан Карфагенский 335 Киприан – великий епископ Карфагена и влиятельный церковный деятель в Северной Африке с 248 по 258 год – является важным свидетелем богословия христианского посвящения в ранней Церкви. Его сообщения об обрядах как таковых очень близки тому, что мы знаем от Тертуллиана . Дополнительные сведения таковы 336 : – елей, или «хризма», для послекрещального помазания освящается на алтаре во время совершения Евхаристии; – крещаемому, в частности, задают и такой вопрос: «Веруешь ли в вечную жизнь и оставление грехов посредством Церкви?»; – новокрещенные сразу приводятся к епископу; это делается для того, чтобы «по молитвам и через возложение рук [они могли] получить Духа Святого и быть усовершенными посредством печати Господней». Киприан Тертуллиан Молитва освящения над водой Крещения Молитва освящения Отречение Исповедание веры с погружением (троекратным) Исповедание веры с погружением Молитва благодарения над елеем [?] Послекрещальное помазание [всего тела?] Послекрещальное помазание Знаменование крестом Молитва с возложением рук Молитва с возложением рук Знаменование крестом Евхаристия Евхаристия Слова сщмч. Киприана о «печати Господней (signaculo dominico), или «знамении», конечно, нужно понимать как знаменование крестом (или «консигнацию») лба новокрещенного в конце обряда епископского возложения рук. В сравнении с обрядом, описанным Тертуллианом , когда знаменование совершается между послекрещальным помазанием и возложением рук, сщмч. Киприан свидетельствует об изменении и дальнейшем развитии североафриканского чинопоследования. Он также первым из раннехристианских писателей для обоснования этой практики цитирует Деян. 8 , где говорится, как ап. Петр и Иоанн возложили руки на обратившихся самаритян.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Ep. 6. 1). В другом письме христиане Моисей, Максим и Никострат именуются «исповедниками вселенной» (universi confessores - Ibid. 26. 1). Сщмч. Киприан различает 2 степени исповедничества: публичное, т. е. произнесение исповедания в суде, и частное, когда кто-либо спасается бегством, чтобы не приносить жертву языческим богам ( Idem. De lapsis. 3). Впрочем, сщмч. Киприан не всегда последователен в различении мучеников и И.: употребление того или иного термина у него во многом зависит от его расположенности или нерасположенности к адресатам писем. Обращаясь к некоторым И., сщмч. Киприан называл их мучениками, поскольку был к ним расположен или хотел склонить на свою сторону, но, когда он писал к др. И., нарушителям спокойствия в Церкви, то обычно был сдержанным в употреблении титулов и предпочитал отличать их от мучеников. ( Labriolle. 1911. P. 54). В актах Карфагенского Собора 256 г. (Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haereticis baptizandis), к-рые во мн. рукописях помещаются после сочинений сщмч. Киприана, почетные титулы епископов приводятся с четким различением мучеников и И.: martyr (мученик), confessor (исповедник), confessor et martyr (исповедник и мученик), confessor et postea martyr (исповедник и впосл. мученик) ( Mercati G. D " alcuni nuovi sussidi per la critica del testo di S. Cipriano//Studi e documenti di storia e diritto. R., 1898. Vol. 19. P. 345-349). Строгая точность в использовании двух терминов характерна для произведений свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского († ок. 264/5), а также церковных писателей последующих веков. Описывая гонения в Александрии, он сообщает: «Скончавшихся от болезни пережили диаконы Фавст, Евсевий, Херимон. Евсевию Господь с самого начала послал сил и приготовил его мужественно служить исповедникам (μολογητν), находящимся в темнице, и погребать - с опасностью для себя - тела совершенных и блаженных мучеников (μαρτρων)» ( Euseb. Hist. eccl. VII 11. 24). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» упоминается некий Селевк, к-рый сначала был исповедником, а затем стал мучеником ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Несмотря на происхождение монтанизма от общин II в. в М. Азии, нет никаких известий о прямой связи монтанистов К. с фригийцами, ни к.-л. следов культа Монтана в К. Тем не менее широкое распространение здесь монтанизма указывает на довольно сильное влияние восточного, в т. ч. малоазийского, христианства. Роль Тертуллиана в распространении монтанизма отмечает блж. Августин, к-рый упоминает о секте тертуллианистов, имевшей свою базилику; однако ко времени блж. Августина (кон. IV - нач. V в.) они уже полностью воссоединились с кафолической Церковью ( Aug. De haer. 86). Сщмч. Киприан Карфагенский (сер. III в.) не пишет о монтанистах, но в его остром неприятии идеи добровольного мученичества, вероятно, сказываются скрытая полемика с ними и то влияние, которое они могли вновь обрести в христ. среде К. с началом гонения имп. Деция (249-251). В 20-х гг. III в. еп. Агриппин созвал Собор в К., на к-ром было признано недействительным крещение, принятое у еретиков ( Cypr. Carth. Ep. 1. 1, 2. 1, 71. 4, 73. 3; Aug. De bapt. contr. donat. II 7, 12-14; III 2-3; I dem. De unico baptismo contra Petilianum. 13. 22//PL. 43. Col. 606-607; I dem. Ep. 93. 10). Сщмч. Киприан упоминает о Соборе в К. при еп. Донате (между 236 и 248), на к-ром был отлучен еп. Ламбезиса Приват; Киприан, ставший преемником Доната на епископской кафедре, в 252 г. отказался пересматривать его дело ( Cypr. Carth. Ep. 55, 59). При Киприане (248-258) в К. было созвано 7 Соборов, о к-рых известно благодаря его посланиям. Из них 4 первых (весна 251, май 252, весна 253 и кон. 254) занимались вопросом отпавших во время Дециева гонения, последующие (255, весна 256, 1 сент. 256) - вопросом о крещении еретиков, по которому у Церкви К. возникли принципиальные разногласия с Римом. Монета из Карфагена. 250 г. Аверс (Британский музей, Лондон) Монета из Карфагена. 250 г. Аверс (Британский музей, Лондон) В III в., в периоды относительного спокойствия для христиан, численность общин К. увеличивалась, в т. ч. за счет образованных слоев общества, о чем свидетельствует пример сщмч.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010