Благодаря усилиям святителя Фотия Константинопольского, а также Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе (а впоследствии первом после восстановления независимости армянском царе) Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству. Пещерный монастырь Гегард. По преданию, основан в IV веке К XI веку Православие опять стало доминирующим исповеданием среди армян, о чем свидетельствует большой рост епископских кафедр, находившихся в общении с Константинопольским патриархом. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века византийское присутствие в Армении прервалось, и православные армяне вынуждены были постепенно перейти в юрисдикцию Грузинского патриарха, а в XIII веке их епископские кафедры воспринимались уже как «грузинские» . Некоторые исследователи полагают, что во времена домонгольской Руси в Новгороде также проживала община православных армян. Во второй половине XII века по инициативе императора Мануила I Комнина произошла последняя значительная попытка к возвращению Армянской Церкви, иерархи которой на Соборе 1178 года объявили о своем согласии с православным исповеданием веры, присланным из Константинополя, но из-за смерти Мануила эта попытка сорвалась: его преемники на троне не испытывали интереса к дальнейшим переговорам с армянами. В 1198 году киликийский князь Левон заключил унию с католиками, однако она не была принята ни народом, ни клиром. Ряд армянских иерархов в начале XIV века также вступили в каноническое общение с Римом. Как наследие этих периодов единства с Православием в литургической традиции Армянской Церкви до сих пор сохраняются некоторые православные песнопения и тексты, а в чин хиротонии епископов Армянской Апостольской Церкви входит даже признание семи Вселенских Соборов. Процесс влияния Православия продолжился и после окончательного отпадения Армянской Церкви в монофизитство. Так, в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля был вставлен переведенный на армянский язык текст жития русских православных святых князей Бориса и Глеба. Под 24 июля память этих святых с житием вошла в сборники армянских богослужебных книг XIV–XV веков.

http://pravoslavie.ru/3508.html

Аракел Багишеци родился примерно в 1380-х годах 1198 в селении Пор близ Багеша (ныне г. Битлис в Турции). Был учеником Григора Хлатеци. Позже сам стал вардапетом. В сане вардапета он трудится сначала в монастыре св. Лазаря в Тароне, затем с 1431 г. в монастыре Еркайн-Ынкузеац в Чмшкадзаге, настоятелем которого становится в 1434 г. Здесь Багишеци сочетает литературную деятельность с работами по благоустройству монастыря и превращению его в образцовый скрипторий и новый очаг армянской книжности. До нас дошло несколько рукописей, скопированных в монастыре Еркайн-Ынкузеац. Умер Аракел Багишеци в 1454 г. В сочинениях Багишеци религиозно-философского, морально-назидательного, светского и иносказательного характера нашли отражение общественно-политические настроения армянского народа, его освободительные устремления и мечты. Они звучат в его панегириках «независимо от их основной цели, нравственно-воспитательной, догматической или учебной» 1199 , в частности в одном из значительных его поэтических произведений – «Плаче на взятие Стимбола», в котором Багишеци возрождает древние пророчества Нерсеса Партева и философа Агадрона об освобождении Армении от «язычников» 1200 . Эти освободительные идеи были созвучны настроениям всего армянского народа. Вспомним, что годы жизни Аракела Багишеци были временем жестокого иноземного владычества в Армении. В этот период пало Киликийское армянское государство (1375 г.), а в 1453 г. пал последний оплот христианства на Востоке – Константинополь, завоевание которого турками потрясло весь христианский мир. Аракел Багишеци в своих политических взглядах был последователем Григора Татеваци, Товмы Мецопеци и горячим сторонником перенесения патриаршего престола из Сиса в Эчмиадзин, видя в этом защиту остатков политической независимости Армении. В мученичествах, предназначенных для чтения в церкви и рассчитанных на более широкую аудиторию, Аракел Багишеци открыто выражает свои политические настроения и восхваляет людей, вступивших на путь борьбы с поработителями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Возросло число выпускников Эчмиадзинской ДА «Геворгян». Гарегин I (1995-1999), бывш. католикос Киликийский, приложил немало усилий для сплочения рядов верующих и роста авторитета Церкви. При нем был достигнут большой прогресс в деле нормализации отношений между Эчмиадзином и Киликией, началась работа над документом об общем устроении ААЦ. Решение многочисленных проблем Армянской Церкви возложено на нынешнего католикоса Гарегина II (с 1999). Одна из них - проникновение в Армению после распада СССР многочисленных ересей и сект, к-рые, оказывая материальную поддержку нуждающимся, отрывают людей от лона Церкви. Собор св. Григория Просветителя в Ереване. 2001 г. Архит. С. Кюркнян Собор св. Григория Просветителя в Ереване. 2001 г. Архит. С. Кюркнян В 90-х гг. ХХ в. Армянская Церковь восстановила упраздненную в советское время Арцахскую епархию (Нагорный Карабах). В соответствии с введенным в 1997 г. в Армении новым адм. делением в республике создано 8 епархий, почти совпадающих с границами областей. Составлена программа создания новых церковных учебных заведений. Открыты семинарии в городах Севан и Гюмри. В Армении возрожден институт духовных пастырей в армии, идет работа над восстановлением конституционных прав Церкви. Действует церковный телеканал «Шогакат». Проповеднический центр ведет подготовку учителей богословия. Для своих просветительских и пропагандистских нужд Армянская Церковь намерена создавать научно-информационные центры, такие, как уже открытые изд-во «Гандзасар», Ошаканский арменоведческий центр, Богословский центр им. Гарегина I. С 1995 г. действует богословский фак-т Ереванского ун-та. Важным событием в духовной и культурной жизни республики стало отмеченное в 2001 г. 1700-летие принятия в Армении христианства в качестве гос. религии. Мероприятия по празднованию этой даты прошли во мн. городах мира. В Ереване, Москве, С.-Петербурге, Риме, Вене, Галле и Лондоне были открыты выставки, посвященные этому событию, проведены научные конференции. К этой дате приурочено возведение в центре Еревана храма св. Григория Просветителя. Во время торжеств Армению посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Предстоятели и делегации 24 Церквей, в т. ч. папа Иоанн Павел II.

http://pravenc.ru/text/АРМЯНСКАЯ ...

Из чинов сих особенное внимание обращают на себя так называемые вартапеты (доктора или наставники богословия или же проповедники). В звание сие, учрежденное в пятом веке, среднее между епископами и священниками, прежде посвящались люди ученые, с глубокими сведениями, и беспорочной жизни; а посвященные в оное должны были поступать в духовенство. Ныне, для достижения вартапетства, условия сии устранены, и даже случается, что избираемый в архиепископа не имеет сана вартапета, то есть не прошел курс богословских наук; иногда же вартапет назначается прямо в архиепископа, мимо звания архимандрита. При католикосе Моисее (551–594 г.) вартапеты составили для армян новую систему летосчисления, начинающуюся со времени ее изобретения (с 551 г.), и были главнейшими деятелями по части просвещения их. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 674, 675. Спб. 1852 г. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 114. 208 Имя Эчмиадзин (с армянского языка: сошел Единородный, то есть Сын Божий) принадлежит собственно главной церкви монастыря армянского, построенного св. Григорием, просветителем Армении, во имя пресвятой Богородицы, в тогдашней столице великой Армении (ныне небольшом селении) Агаршабаде или Вагаршапате, и дано церкви в память чудного видения, бывшего св. Григорию. В этом монастыре есть не мало священных древностей, главнейшими из которых почитаются: часть негниющего древа от ковчега Ноева, копие, коим прободено было ребро Спасителя, рука св. апостола Фаддея, рука св. Григория, просветителя Армении. Последняя возлагается обыкновенно на новоизбранного католикоса эчмиадзинского, в знак того, что он есть преемник св. Григория в управлении армянами, и потом сопутствует ему во всех его поездках вместе с крестом Петра Гетадарца. Подробности об эчмиадзинском монастыре смотр. в журнал. минист. внутр. дел 1844 г. кн. 5, стр. 208–244, ст. Арапетова. 209 Есть еще католикосы армянские: сисский, которому подчинены армяне киликийские, кипрские, сирийские и живущие во всех областях на западной стороне Евфрата; агтамарский (с 1114 г.), на острове (среди Ванского-озера), управляющий армянами смежных островов сего же озера, обитающими в округах могкском, шотиакском, чуламеркском, хизанском и проч., лежащих в тамошней окрестности; иерусалимский (с 1311 г.) и константинопольский (с 1461 г.); но сии два последние только носят титло католикосов или патриархов для почести, и в делах, относящихся до их разбирательства, служат более посредниками между пашами и армянами и вступают в должности не иначе, как по фирманам султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иногда в конце молебна предстоятель осеняет народ иконой святого. С момента К. останки святого именуются св. мощами, в положенный день или дни предписывается ежегодно совершать его память. Все новые богослужебные тексты в честь святого получают одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде. В Болгарской ПЦ готовится составление особого чина К. святых. Предполагается, что одним из элементов этого чина станет использование белого освященного плата, к-рый будет закрывать икону нового святого до прославления. Затем этот плат должен быть разорван на мелкие кусочки, к-рые раздадут верующим - такая практика существует в Болгарии и относительно платов, покрывающих храмовые престолы перед их освящением. Почитание и К. святых в древних Восточных Церквах В Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) почитание святых, гл. обр. мучеников, получило широкое распространение с начала христианизации Армении в IV в. Первыми арм. почитаемыми святыми были мученицы Рипсимия (Рипсиме), Гаиания (Гаяне) и 35 святых дев († 313), казненные по приказу царя Трдата III , обращенного позже ко Христу свт. Григорием Просветителем . Древнейшие армянские хроники V в. свидетельствуют о почитании мощей святых и сооружении т. н. мартириев (, vkayarank " ). Так, «Агафангел» описывает строительство часовни в Вагаршапате, где произошло мученичество Рипсимии и Гаиании ( Agathangelos. History of the Armenians/Transl. R. W. Thomson. Albany, 1976. P. 160-161), а также упоминает о ежегодном совершении в Армении памяти св. Иоанна Предтечи и сщмч. Афиногена (Ibid. P. 348-349). Фавст Бузанд (Фауст Византийский) упоминает о священных местах Вел. Армении, почитаемых патриархами и царями, между к-рыми особо выделяется могила сщмч. Григория Просветителя (The Epic Histories Attributed to P " awstos Buzand/Transl. N. G. Garsoian. Camb. (Mass.), 1989. P. 67). Царь Трдат, святые Григорий Просветитель и Рипсимия. Хоругвь. 1441 г. (мон-рь Эчмиадзин, Армения) Особый интерес армян к агиографии наблюдается в X в. Киликийский католикос Григор II Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105) активно занимался сбором сведений о жизни арм.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза– турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам . Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Армянская церковь подает иск в Конституционный суд Турции с требованием вернуть Католикосат Сиса армянам 22.09.2014 В Ереване 19-20 сентября проходит V съезд форума " Армения-Диаспора " в котором обсуждаются детали проведения в 2015 году мероприятий к 100-летию памяти жертв геноцида армян в Османской Турции. Выступая на открытии этого форума, армянский Киликийский католикос Арам I заявил о намерении подать иск в Конституционный суд Турции с требованием к правительству этой страны вернуть армянам Католикосат Сиса . До Первой мировой войны в столице Армянского царства Киликия - Сисе (ныне территория Турции) находился Киликийский католикосат и кафедральный собор Святой Софии. После геноцида армян, с 1930 года и по сей день резиденция Католикоса Великого дома Киликийского находится в вынужденной ссылке на территории Ливана в пригороде Бейрута Антилиасе. В канун 100-летия геноцида нынешний Католикос Великого дома Киликийского Арам I намерен добиться у Турции справедливости и вернуть собственность армян через суд. Ныне исторический комплекс Католикосата в Сисе полностью разрушен. Здесь сохранились лишь руины северных стен. Тем не менее территорию Католикосата Сиса намерены вернуть. И, как отметил Арам I, предыдущие два года Католикосат тщательно изучал международное право вокруг вопросов судопроизводства. Он отетил, что «пришло время в правовом поле вести работы по международному признанию геноцида армян " . " Мы обращаемся в суд не только исходя из эмоциональных или пропагандистских соображений, это не просто требование вернуть имущество Церкви , это имеет глубокое символическое значение для армян Киликии и вообще для армян. Мы знаем также, что этот суд «откроет папку» с требованиями вернуть национальное и церковное имущество во всей Западной Армении», - заметил при этом Арам I. Католикос подчеркнул, что в случае если КС Турции отклонит иск, то Католикосат обратится в Европейский суд по правам человека. «Если мы выиграем дело, это принесет честь нашему народу, Родине и Церкви. Если даже проиграем, то докажем всему мировому сообществу, что и спустя 100 лет армянский народ стоит за своим правом», - подчеркнул он. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.09.2014 20:01:40

http://drevo-info.ru/news/17777.html

Представитель Московского Патриархата присутствовал на интронизации нового Главы Армянской Католической Церкви 26 октября 2021 г. 10:18 24 октября 2021 года в армяно-католическом кафедральном соборе святого Григория Просветителя и пророка Божия Илии в Бейруте (Ливан) состоялась интронизация нового Католикоса-Патриарха Армянской Католической Церкви Блаженнейшего Рафаэля Петроса XXI. Новый Католикос-Патриарх Дома Киликийского был избран 23 сентября на созванном Папой Римским Франциском Архиерейском Синоде Армянской Католической Церкви. Его предшественник Блаженнейший Григор Петрос XX скончался в мае 2020 года в возрасте 94 лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на чине интронизации нового Патриарха-Католикоса Армянской Католической Церкви представлял настоятель Подворья в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) . Чин интронизации возглавил армянский католический архиепископ Алеппо Бутрос Мараяти в сослужении членов Синода Армянской Католической Церкви. В храме молились Маронитский Патриарх Антиохийский и всего Востока Бешара Бутрос кардинал ар-Раи и духовенство Армянской Католической Церкви. На богослужении присутствовали представители Президента Ливана генерала Мишеля Ауна, министр по делам молодежи и спорта д-р Акоп Пакрадунян, генеральный секретарь Ближневосточного совета церквей в Ливане д-р Мишель Абс, представители Католикоса всех армян Гарегина II и Католикоса Киликийского Арама I, представитель Папского нунция в Ливане, Чрезвычайный и Полномочный посол Армении Ваагн Атабекян, генеральный директор христианской телевизионной станции в Ливане Télé Lumiere, председатель совета директоров Norsat профессор Жак Клей, представители различных церквей, другие официальные лица и многочисленные верующие. По окончании чина интронизации Блаженнейший Католикос-Патриарх Рафаэль Петрос XXI совершил первую мессу в качестве Главы Армянской Католической Церкви. По окончании богослужения архимандрит Филипп (Васильцев) приветствовал нового Предстоятеля Армянской Католической Церкви и передал ему  поздравительное послание  Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и  поздравление  председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона . В качестве памятного дара он преподнес Католикосу-Патриарху Рафаэлю Петросу XXI серебряный крест с украшениями. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5856039.ht...

Положение К. укрепилось только после отречения свт. Афанасия в 1293 г. Новый К-польский патриарх Иоанн XII в 1296 г. включил имя К. в диптихи и вернул ему мон-рь Одигон. Нек-рые исследователи связывают это с заключенным в том же году династическим браком визант. имп. Андроника II Палеолога и Марии, дочери кор. Киликийской Армении Левона III. Это предположение подразумевает, что правосл. епископы Киликии признавали К. главой их Церкви. В связи с этим представляется неверной гипотеза Насраллы, что Дионисий и киликийские архиереи пребывали в расколе с К. После возвращения свт. Афанасия на К-польскую кафедру (1303) К. сохранил свои позиции. Его правление представляет собой самый яркий пример тесных связей, к-рые существовали в кон. XIII - 1-й пол. XIV в. между Византией и ближневост. Патриархатами. Во многом К. похож на анатолийских митрополитов XIV в., предпочитавших жить в К-поле и не возвращаться в свои разоренные епархии, захваченные мусульманами. Антиохийский патриарх пребывал в византийской столице, как представляется, в полном отрыве от собственной паствы, к-рая в эти десятилетия пережила целый ряд военно-политических катаклизмов. В апр. 1289 г. при нападении мамлюков пало графство Триполи, в мае 1291 г.- Акра, после чего им сдались остальные города крестоносцев на побережье. Опасаясь новой высадки «франков», мусульмане разрушили большинство сир. портов и предприняли неск. военных экспедиций (1292, 1300, 1305) против ливанских горцев: друзов , алавитов и христиан- маронитов , к-рых считали потенциальными союзниками крестоносцев и монголов. Киликийская Армения перенесла ряд опустошительных вторжений мамлюков (1283, 1284, 1297, 1305), была вынуждена платить им тяжелую дань и уступить ряд пограничных территорий. Т. о., киликийская и «франкская» партии в АПЦ все более слабели, уступая место епископам городов внутренней Сирии, прежде всего митрополиту Дамаска. Христиане мамлюкского султаната, впрочем, тоже были в непростом положении и периодически подвергались преследованиям властей. В частности, выступления против христ. чиновников произошли в 1293 г.; жесткие меры против инаковерующих были приняты в 1301 г. по инициативе эмира Бейбарса аль-Джашнакира, фактического правителя гос-ва при малолетнем султане. Хотя эпицентром антихрист. волнений был Каир, дискриминационное законодательство проводилось в жизнь на всей территории султаната. В 1299-1303 гг. в Сирию неск. раз вторгались монголы. В янв. 1300 г. они разграбили Дамаск. Весной мамлюки вернули город под свой контроль и жестоко казнили всех, уличенных в сотрудничестве с завоевателями, в т. ч. христиан.

http://pravenc.ru/text/1840385.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010