В 1455-1457 гг. Крымское ханство пережило междоусобицу, но Хаджи-Гирей удержался на престоле и восстановил с К. прежние отношения, несмотря на то что во время смуты генуэзцы были лояльны к его противникам. Стабильности отношений способствовало также принятие и ханством и консульством протектората польск. кор. Казимира IV Ягеллончика . Распад Золотой Орды превратил К. в неприступную твердыню, уравняв силы генуэзцев и крымских ханов. Вероятно, вера в неуязвимость города и стала одной из причин падения К. В ханстве, а также в общинах К. зрело недовольство мздоимством и кумовством генуэзской администрации; алчные городские чиновники вмешивались в династические споры крымских ханов. Ширинский бей Эминек вовлек османского султана, готовившегося к войне с Молдавским княжеством, в крымскую междоусобицу. В 1475 г. султан Мехмед II, уже установив мирные отношения с Венецией, собрал флот под командованием везира Гедик Ахмед-паши. Осада длилась 4 дня. 5 июня 1475 г. город был взят турками. Капитуляция К., последовавшие за ней выселение жителей в Стамбул и ликвидация факторий отстранили Геную от рынков, за которые она боролась 2 века. Уничтожение административной и фискальной системы, связанной с генуэзским консульством и ориентированной на черноморскую торговлю, лишило рабочих мест и средств к существованию мн. сотни граждан республики. Население К. На полуострове всегда жили греки и тюркоязычные кочевники, сюда мигрировали с Сев. Кавказа зихи-черкесы и аланы. Рост числа негенуэзцев происходил по мере того, как К. превращалась из торговой фактории и порта в город, центр местного ремесленного производства и обмена. Сюда прибывали эмигранты из Вел. Армении. После падения в 1375 г. под ударами мамлюков Киликийской Армении среди жителей К. появились сирийцы и киликийские армяне. Сведения о горожанах сохранились в бухгалтерских книгах массарии (казначейства) К. В 1381 г. население города составляло 10-12 тыс. чел., из них взрослых мужчин - ок. 2300. Выходцы из Зап. Европы, гл. обр. итальянцы (преимущественно жители Лигурии), составляли в К. самую значительную общину (900 чел.), следующими по численности были т. н. греки (600 чел.) и армяне (400 чел.) («греками» и «армянами» называли тех, кто принадлежали к правосл. или Армянской Церквам, не различая тюрок, черкесов и др. по национальности). Татар и др. мусульман насчитывалось ок. 100 чел., немногочисленными были сир. (80 чел.) и евр. (20 чел.) общины. Большую часть европ. населения К. составляли стипендиаты коммуны, нанятые либо на военную, либо на гражданскую службу, и торговцы; рано или поздно они возвращались в метрополию. Правительство Генуи пыталось укрепить позиции республики в Крыму и стимулировало переселение на Левант, освобождая подданных, которые жили там постоянно, напр., от уплаты подушного налога. Гражданам, решившим на новом месте обзавестись семьей, Банк св. Георгия обещал обеспечить приданое невестам.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

Св. Софии в Тарсе. По всей вероятности, корону на голову Левона возложил кард. Конрад (Ibid. P. 99-101). Тогда же усыновленный Левоном Раймонд Рубен, который воспринимался как наследник и К. А., и Антиохийского княжества, был крещен Конрадом. Левона поддержало и духовенство Армянской Церкви, католикос Григор VI Апират, Нерсес Ламбронаци. Сведения о церемонии коронации Левона содержит пространная редакция летописи Смбата (La chronique attribute au connétable Smbat/Ed. D. Dédéyan. P., 1980). Они позволяют определить структуру Армянской Церкви в К. А. в это время. В церемонии участвовали 6 архиепископов, представлявших Тарс, Аназарв, Мсис, Сис, Ламброн и Капан (ныне Гебен) и 12 епископов (Адана, Аяс, Андриасанк (мон-рь св. ап. Андрея; ныне Фенккёйю), Бардзраберд, Копитар, Кракка, Машкевор (не локализован), мон-рь Мелуос-Кастрон (Молевон; ныне Милван-Калеси), Мецкар, Санвиланк (не локализован), Селевкия и Йохнанк). Присутствовали также греч. митрополит Тарса и патриарх Сирийской яковитской Церкви. При этом значительная часть духовенства Армянской Церкви в Вел. Армении, мон-ри Гугарка и Арцаха выступили с осуждением Левона, обвинив его в византино- и латинофильстве. Архиеп. Ани Барсег принял титул католикоса вопреки Григору VI, и тем самым мог возобновиться раскол Армянской Церкви. После коронации Левон I на своих монетах именовался королем «всей Армении», подобным титулом официально пользовались также католикосы в Ромкле. Узнав о коронации Левона, визант. имп. Алексей III отправил ему корону от своего имени, призывая не надевать латинскую. Тем не менее возможность союза с К. А. для византийцев была потеряна. Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс После фактического распада Иерусалимского королевства под ударами Салах-ад-Дина и ослабления др. крестоносных гос-в укрепившаяся К. А. приобрела особое значение для христиан на Ближ. Востоке. После коронации Левон I продолжал политику союза с Западом и крестоносцами. Он женился во 2-й раз - на дочери короля Кипра и Иерусалима Амальрика II.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Научная конференция, приуроченная к 100-летию Католикоса Вазгена I, проходит в Ереване 23 сентября 2008 г. 15:26 Научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения 130-го Католикоса всех армян Вазгена I, открылась в Национальной академии наук Армении во вторник. Организаторов и участников конференции благословил Католикос всех армян Гарегин II . «Наш благодарный народ юбилейными мероприятиями воздает дань памяти духовному пастырю — Католикосу Вазгену I. Память о нем долго будет жить в сердцах благодарных людей, встречавшихся с Католикосом, который был носителем идей возрождения Армянской Церкви и связи с народом», — сказал Гарегин II на открытии конференции. По словам Гарегина II, Первопрестольный Святой Эчмиадзин всегда проповедовал и будет проповедовать идею единой Армянской Церкви, единства армянского народа и Родины. Он добавил, что Вазген I, будучи преданным служителем Армянской Церкви, выполнял свою миссию с этой уверенностью и этими идеями. «Трудные времена выпали на годы патриаршества Вазгена I, но его деятельность по восстановлению церкви и сохранению нации увенчались успехом. Он смог благоустроить Святой Эчмиадзин, заново открыть церкви и подготовить новое поколение духовенства, которое сегодня служит Родине и Диаспоре». — сказал он. Глава Армянской Церкви подчеркнул, что Католикос Вазген I прилагал все усилия, чтобы сохранить единство Родины и Диаспоры, всегда верил в разрушение железного занавеса, после которого представители Диаспоры беспрепятственно смогли бы посещать свою Родину и Святой Эчмиадзин. «В годы своего патриаршества он был строителем и учителем, ученым и национальным деятелем, но больше всего он был преданным служителем и верным сыном Первопрестольного Святого Эчмиадзина», — подчеркнул Гарегин II. Архиепископ Нерсес Позапалян выразил уверенность, что научная конференция оценит по достоинству деятельность 130-го Католикоса Всех армян Вазгена I. «Перед нами предстанет облик Католикоса, который в трудные годы сумел найти общий язык с советскими властями, пути решения споров между Первопрестольным Святым Эчмиадзином и Киликийским Католикосатом, сохранить единство церкви», — отметил архиепископ.

http://patriarchia.ru/db/text/463624.htm...

Впрочем значение его весьма сходно, если не тождественно с тем же Атисом. Греки считали его фригийским Юпитером, но по легенде, – он сын Цибелы, как и Атис, с которым и отождествляют его некоторые из ориенталистов. Всего вероятнее, что он во Фригии был то же, что у других малоазийских народов Deus Lunus, т. е., бог луны мужского рода и олицетворял производительную силу этого ночного светила, как Атис, другой сын Цибелы, – производительную силу солнца. Праздники в честь его потому же были совершенно сходны с обрядами в честь Атиса и носили тот же оргиастический характер 1601 . Культ соседних с Фригией стран был во многом сходен с фригийским. Боги их напоминают тех же Атиса и Сабазия. В Лидии, сверх божеств фригийских, известен был бог Sardis, от семитического Sar – круг, – олицетворение годичного периода в жизни земли, напоминающий сирийского Sandan, от которого, по всей вероятности, он и произошел. В Карии националъный бог Мэн Μν – Deus Lunus, называвшийся на надписях «fortunae rector» и носивший титло «царя», имел сходство с Ваалом в своих свойствах. Символом его служил вол, рога которого указывали на возраст луны. К культу этого бога присоединен был праздник, сходный с праздниками в честь фригийских Атиса и Сабазия. В Ликии и Памфилии – тот же бог луны с свойствами, напоминающими семитических богов, и сверх того, воинственное божество Zeus Stratios, как называли его греки, представлявшийся в образе юноши с мечом в руках. В Киликии, еще ближе примыкавшей к Сирии и Финикии, богиня с именем Омфала (Omphal) была то же, что Ашера, а киликийский геркулес Сандан совершенно сходен с ассирийским богом того же имени. К северо-западу от Фригии, в Пафлагонии и Каппадокии был известен тот же бог Мэн, изображавшийся, подобно Атису, юношей с плодом сосны в руках. Культ его, распространенный и в Карии и Лидии, проникал и на запад до Понта и Армении. Бог этих стран, с именем Фарнак, был также бог луны, сходный с ассирийским Sin. Те же галлы и гиеродулы были во всех этих странах. Но те же или подобные верования шли из передней Азии, по-видимому, и далее, на восток, – от Фригии на другую сторону Эвксинского Понта чрез Босфор (в древности фракийский).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

периодически пытались вернуть Антиохию под свой контроль и восстановить там правосл. Патриарший престол. На короткое время Византии удалось добиться возвращения Антиохийской кафедры правосл. патриарху Афанасию I . В знак протеста лат. патриарх покинул город, а Римский папа грозил антиохийскому князю отлучением ( Рансимен. 1998. С. 64-74). В нач. XIII в. триполийский гр. Боэмунд оспаривал Антиохию у Киликийской Армении, пребывавшей тогда в унии с Римом и поддержанной лат. антиохийским клиром. В 1206 г. Боэмунд, опиравшийся на греческое и мелькитское население Антиохии, заточил лат. патриарха в темницу за участие в политических интригах и разрешил православным избрать своего патриарха Симеона II , к-рого признал и от к-рого получал причастие, будучи под папским интердиктом. Часть церковных зданий и земель была перераспределена в пользу православных. В ходе дальнейшего противостояния Боэмунд примирился с Римом, вслед за чем патриарх Симеон был вынужден покинуть город и нашел убежище сначала в Киликии, а потом при дворе визант. императора в Никее. В 30-х гг. XIII в. антиохийский князь снова нормализовал отношения с православными, в его владениях мелькитское духовенство не подчинялось лат. архиереям и мелькиты не платили десятину вопреки требованиям Папского престола. Папа Иннокентий IV (1243-1254) отказался от попыток напрямую подчинить мелькитов лат. иерархии и обратился к идее создания во владениях крестоносцев униат. Церквей. Но если католич. духовенство Заморья довольно легко шло на унию с маронитами или нехалкидонскими Церквами, то подобные же проекты применительно к православным, чреватые уменьшением числа прихожан и доходов лат. архиереев, вызывали их жесткую оппозицию. Тем не менее иногда униональная модель работала. Так, правосл. Антиохийский патриарх Давид, занявший престол при содействии правящего княжеского дома, изъявил покорность Римскому папе и был признан лат. иерархией как законный предстоятель местных мелькитов. Однако его преемник Евфимий I отверг унию, за что был отлучен латинским Антиохийским патриархом и изгнан из города (до 1258).

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Симеона, служивший местом пребывания Глону, (19) хотя ни Глон, ни Кавад, ни кто-либо другой из персов не решались ни разрушить, ни причинить иного вреда постройкам в самой Амиде или вне ее 77 . Я же вернусь к прежнему повествованию. (20) Итак, римляне, заплатив деньги, получили назад Амиду спустя два года после того, как она была захвачена врагами. Когда они оказались в городе, стала явной их нерадивость и упорство персов при перенесении нужд. (21) Измерив количество съестных припасов и подсчитав полчище ушедших отсюда варваров, они поняли, что продовольствия в городе осталось дней на семь, хотя Глон и его сын давно уже давали персам хлеба намного меньше, чем требовалось. (22) Римлянам же, которые, как я сказал, были оставлены в городе, они, с тех пор как неприятели начали осаду, решили совсем ничего не давать, и те сначала ели непривычную пищу, а затем коснулись самых отвратительных вещей и наконец стали есть человеческое мясо. (23) Узнав таким образом, что они оказались полностью обмануты варварами, полководцы стали упрекать воинов за их нетерпение, так как они проявили непокорность, и в то время, как можно было взять в плен такое количество персов и сына Глона, и сам город, римляне, дав врагам деньги, навлекли на себя большой позор, взяв Амиду у персов за деньги. (24) Затем персы, поскольку у них затянулась война с гуннами, заключили с римлянами мирный договор. Произошло это на седьмом году войны 78 . Со стороны римлян его заключил Келер, со стороны персов – Аспевед. (25) Так, как я рассказал, окончилась война, начавшаяся между римлянами и персами. Теперь я приступаю к рассказу о том, что случилось у Каспийских ворот. Глава X Киликийский горный хребет Тавр сначала проходит по Каппадокии, Армении и так называемой Персоармении, затем по земле албанцев и ивиров, а также других обитающих здесь племен, либо независимых, либо подвластных персам. (2) Он тянется на огромном пространстве, и если идти все дальше и дальше, этот горный хребет предстанет широкой и высокой громадой.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Диль и Марсэ. «Восточный мир с 365 по 1081 год» (Le Monde Orientale de 365 a 1081» Шарля Диля и Жоржа Марсэ (Ch. Diehl, G. Marcais) был опубликован в Париже в качестве одного из томов серии «Общая история» (Histoire generale), опубликованной под руководством Гюстава Глотца (Gustave Glotz). Впервые в истории византинистики история мусульманского мира, судьбы которого разрывано связаны с Восточной империей, была включена в книгу о Византии. Два выдающихся исследователя обеспечили прекрасное качество работы. Ш. Диль, конечно, находился здесь в полной зависимости от своих предыдущих работ. В соответствии с планами серии, Ш. Диль начал книгу с 395 года, так что четвертый век, который так важен для византийских штудий, оказался за пределами работы. Ш. Диль довел историю Византии до 1081 года, до эпохи крестовых походов, когда начинается новый период в истории Ближнего Востока. Книга дает прекрасное представление не только о политической истории империи, но и о ее внутренней жизни, социальной и экономической структуре, законодательстве и, наконец, о ее разносторонней и разнообразной цивилизации. В книге приведена превосходная библиография основных источников и современных исследований. 97 Второй том «Восточного мира» (Le Monde Orientale) был написан Ш. Дилем, Р. Гийаном (Guilland), Л. Икономосом (Oeconomos) и Р. Груссе (Grousset) под заголовком «Восточная Европа от 1081 г. до 1453 г.» (L " Europe Orientale de 1081 a 1453). Этот том был опубликован в 1945 году. Диль в сотрудничестве с Икономосом описал период от 1081 до 1204 года; Гийан представил историю Византии от 1204 до 1453 года; Груссе писал историю латинского Востока. Книга включает очерки по истории соседних народов, таких как болгары, сербы, турки-османы, о цивилизации Венеции и Генуи, о царстве киликийской Армении и латинских владениях на островах Греции. Книга является полезным и ценным вкладом в науку. 98 Хайхельхайм. В 1938 г. Фритц Хайхельхайм (Fritz Heichel-heim) опубликовал два объемистых тома по «Экономической истории античности от Палеолитической Эры до миграции германцев, славян и арабов» (Wirtschaftsgeschichte des Altertums von Pala-olitickum bis zur Volkerwanderung der Germanen, Slaven und Arabes). Сегодня особенно интересны две главы – восьмая «Время от Августа до Диоклетиана» и девятая «Поздняя античность от Диоклетиана до Ираклия как страж богатств Древней Цивилизации для будущего». Книга содержит весьма разнообразную информацию по социальным и экономическим условиям жизни империи в четвертом, пятом, шестом и седьмом веках. Все это, однако, представлено в неясной форме, так что книгой трудно пользоваться как источником информации. Книга написана тяжелым немецким стилем, но византийская ее часть заслуживает изучения и детальной рецензии специалистом-византинистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

А. тоже создавалась и развивалась в центрах письменности, в вардапетаранах,- высших учебных заведениях, в основном находившихся в мон-рях. В К. А., однако, такие центры часто могли быть расположены на территории фамильного замка того или иного князя. Продолжая арм. традиции, эти центры письменности сохраняли континуитет своих школ; вардапеты-учителя передавали знания и методы обучения ученикам, к-рые основывали свои монастыри-школы и в свою очередь передавали накопленные традиции ученикам следующих поколений. Известные вардапетараны К. А., где не только обучались каллиграфы, но и переписывались и оформлялись рукописи и создавались лит. произведения, находились в городах Акнер, Дразарк, Машкевор, Аркаякахин, Сис, Гесванц, Тарс, Скевра, Мецкар, Млич, Кракан, Перчер, Джермахбюр и др., а также в арм. мон-рях Чёрной Горы (Амануса) Кармирванк (Красный мон-рь), Карашиту, Шапирин, Арегин, Шугр, Барсехеанц, Пахакдзиак, Парлахой (Парлао) и др. В мон-рях Чёрной Горы, многие из к-рых были изначально сирийскими, подвизались не только армяне, но и греки, латиняне, сирийцы, грузины, к-рые, соперничая между собой, тем не менее сотрудничали. Фактически эти мон-ри являли собой нечто подобное международному образовательному центру, где даже давали степень доктора - вардапета. Так, напр., Мхитар Гош, получивший звание вардапета в Армении, скрыл его, когда для обогащения своих знаний посетил мон-ри Чёрной Горы и здесь фактически во 2-й раз получил то же звание. Звание Шнорали (Благодатный) встречается только в К. А. и, очевидно, является особой степенью или титулом, к-рый носили особо одаренные ученые, работавшие именно в монашеском образовательном центре Аманусских гор. Возможно, это звание было присуждено группе студентов, к-рые учились у настоятеля мон-ря Кармирванк Степаноса Манука, т. к. все известные лица, называвшиеся Шнорали (Нерсес, Саргис и Игнатиос), были его учениками. «Книга, называемая Сын Иисус» Нерсеса Шнорали (СПб., 1785) (РНБ) «Книга, называемая Сын Иисус» Нерсеса Шнорали (СПб., 1785) (РНБ)

http://pravenc.ru/text/1684612.html

26 июня крестоносцы двинулись вглубь М. Азии, однако отсутствие единого командования привело к тому, что войско разделилось на 2 части. Авангард, состоявший из нормандских и северофранц. рыцарей, находился под командованием Боэмунда Тарентского. Основные силы крестоносцев, включавшие армии из Юж. Франции и Лотарингии, а также отряд Гуго Великого, перешли под командование Раймунда Тулузского. Разделение крестоносцев позволило Кылыч-Арслану I атаковать авангард Боэмунда Тарентского в битве при Дорилее 1 июля 1097 г. Тюрки использовали свое численное преимущество, чтобы оттеснить войска Боэмунда Тарентского к лагерю и нанести им серьезный урон, однако подошедшая к концу дня армия гр. Раймунда Тулузского решила исход битвы в пользу крестоносцев. Битва при Дорилее сломила сопротивление сельджуков. Войско крестоносцев под предводительством визант. военачальника Татикия († после 1099) направилось в Каппадокию, откуда открывалась прямая дорога на Сирию и Палестину. На подступах к Каппадокии войско покинули отряды Танкреда и Балдуина, к-рые отклонились на юго-восток, в сторону Киликийской Армении, и заняли города Тарс (ныне Тарсус, Турция) и Мамистру. Войска крестоносцев воссоединились в Мараше (ныне Кахраманмараш, Турция), однако вскоре Балдуин вновь покинул расположение армии и направился к берегам р. Евфрат. Позднее он получил приглашение стать соправителем Эдессы. В марте 1098 г. было основано 1-е гос-во крестоносцев - Эдесское графство . Захват Антиохии Готфридом Булонским и Робертом Фландрским в 1097 г. Миниатюра из сочинения Иакова из Марланта «Зерцало истории». Ок. 1325–1335 гг. (Den Haag. Koninklijke Bibl. KA XX. Fol. 255) Захват Антиохии Готфридом Булонским и Робертом Фландрским в 1097 г. Миниатюра из сочинения Иакова из Марланта «Зерцало истории». Ок. 1325–1335 гг. (Den Haag. Koninklijke Bibl. KA XX. Fol. 255) В окт. 1097 г. главные силы крестоносцев вышли к долине р. Оронт и начали осаду Антиохии, к-рая продолжалась с 20 окт. 1097 по 3 июня 1098 г. Основной проблемой осаждавших была нехватка продовольствия, частично решавшаяся за счет поставок из Киликии и Эдессы, а также через порты Селевкии и Лаодикии, которые находились под контролем крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В своем письме Его Святейшество Арам I выразил солидарность с Папой Шенудой III, а также выразил обеспокоенность по поводу прав коптов в Египте. 13 октября. ПРАВМИР. 10 октября 2011 года, во время пастырского визита в США, Католикос Великого Дома Киликийского Арам I написал Его Святейшеству Папа Шенуде III послание с соболезнованиями в связи с гибелью невинных людей в результате нападения египетских сил безопасности во время мирной демонстрации в Каире, сообщает Theorthodoxchurch.info В своем письме Его Святейшество Арам I выразил солидарность с Папой Шенудой III, а также выразил обеспокоенность по поводу прав коптов в Египте. Затем он напомнил, что христианско-мусульманский диалог является единственным способом жить вместе во взаимном понимании и уважении. Архиепископ Западной епархии Мушег  митрополит Серапион связался с коптской православной епархией в Калифорнии и передал соболезнования Святейшего Арама I. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/katolikos-vseya-armeni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010