Еще находясь на Кипре, Л. С. принял посольство от великого хана монголов Гуюка (1246-1248), к-рый предлагал ему помощь в завоевании Св. земли и освобождении Иерусалима. Король отправил к хану Гуюку проповедников (в их числе был доминиканец Андрей из Лонжюмо ), надеясь обратить хана и его подданных в христианство; в дар хану был послан роскошный шатер из алой ткани в виде часовни, где были изображены сцены Благовещения, Рождества, Крещения, Распятия и Вознесения. С монахами были также отправлены литургические чаши, книги и все необходимое для совершения богослужений. Доминиканцы вернулись, когда Л. С. находился в Кесарии Палестинской (1251): великий хан умер, а регентша потребовала признать власть нового хана, на что Л. С. не пошел. Узнав о предполагаемом обращении в христианство хана Сартака, внука Чингисхана, в 1253 г. Л. С. отправил к нему из Яффы францисканца Гильома де Рубрука , снабдив его всем необходимым для богослужений. В 1255 г. Рубрук адресовал Л. С. красочное повествование об увиденном по дороге в Орду, но миссия его также потерпела неудачу. Помощи франц. монарха искала имп. Мария; она просила прислать отряды рыцарей на поддержку лат. имп. Балдуина II, теснимого византийцами. Во время пребывания Л. С. в Сидоне к нему прибыли послы от имп. Мануила I Великого Комнина , правителя Трапезундской империи, с драгоценными дарами и предложением породниться. Король Киликийской Армении Хетум I (1226-1269) прислал Л. С. в подарок шатер; в Киликийскую Армению отправилась часть крестоносцев для борьбы с турками-сельджуками Конийского султаната. В 1254 г. Л. С. удалось положить конец конфликту между Антиохийским княжеством и Киликийской Арменией , при посредничестве франц. короля был заключен брак кн. Боэмунда VI Антиохийского и Сибиллы, дочери короля Армении. На собрании с участием лат. патриарха Иерусалимского, магистров духовно-рыцарских орденов и баронов было решено, что миссия короля на Св. земле исполнена. События во Франции (бунты в Гаскони и во Фландрии, угроза вторжения англичан) требовали его возвращения. К этому времени Л. С. называли «королем всех земных королей» (имп. Фридрих II умер 13 дек. 1250). Его считали самым могущественным и авторитетным правителем Запада, но его слава распространилась и за пределами Зап. Европы: в 1253 г. к Л. С. прибыли следовавшие в Иерусалим паломники из Вел. Армении, желая увидеть «святого короля», а монг. хан Сартак якобы говорил Рубруку, что главным правителем Запада является не император, а король Франции. Период реформ

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости При участии двух Католикосов в Ереване прошла церемония оглашения Всеармянской декларации к 100-летию геноцида армян 30.01.2015 17:02 Версия для печати Ереван, 30 января, Благовест-инфо. При участии двух Католикосов Армянской Апостольской Церкви - Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II и Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I - в Армении прошла официальная церемония оглашения Всеармянской декларации к 100-летней годовщине геноцида армян в Османской империи. Все мероприятия, приуроченные к этой дате, будут проходить согласно данной декларации. Документ был зачитан президентом Армении Сержем Саргсяном 29 января у вечного огня в мемориальном комплексе памяти жертв трагедии " Цицернакаберд " . До этого в Ереване прошло заседание Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян. Выступая перед собравшимися, Католикос всех армян Гарегин II напомнил, что накануне Дня памяти жертв геноцида (отмечается армянами 24 апреля) Армянская Апостольская Церковь проведет чин причисления к лику святых 1,5 млн армян, убитых в годы геноцида в Османской империи. Говоря о позиции Турции, продолжающей отрицать факт геноцида, Гарегин II подчеркнул, что Турция не только не сожалеет о содеянном, но и собирается отмечать 24 апреля 100-летие битвы при Галлиполи, в ходе которой турки одержали победу над силами Великобритании и других стран Антанты. (От ред.: ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил президенту Армении Сержу Саргсяну приглашение посетить Турцию для участия в мероприятиях, посвященных 100-летней годовщине битвы при Галлиполи, намеченных на 23-24 апреля 2015 г. Между тем 24 апреля в Армении будут проходить мероприятия посвященные 100-летней годовщине геноцида армян 1915 г. Армянская сторона отклонила приглашение турецкого лидера, назвав этот шаг циничным.)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В связи с этим от приглашения принять участие в литургии, которое направил сам премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, отказалась политическая элита Армении. Ранее, в связи с отказом установить крест и восстановить алтарь, о своем отказе объявили и три патриарха Армянской Апостольской Церкви – Католикос всех армян Гарегин Второй, Католикос Великого Дома Киликийского Арам Первый и Иерусалимский Патриарх Торгом Манукян. После литургии у мемориального «вечного огня» в Цицернакаберде (Ереван) участники многолюдного шествия - представители общественных организаций, государственных структур, рядовые граждане Армении и представители национальных меньшинств выражали протест против продолжительной турецкой политики забвения геноцида, осуществленного в годы Первой мировой войны. Руководитель молодежного движения «Менк» Акоп Акопян отметил, что современная Турция своим  поведением в очередной раз доказывает, что никак не изменилась и продолжает фальсифицировать историю. «Где же те армяне – христиане, о духовности которых вы, господа турки, сегодня якобы заботитесь?» – вопрошал он. В своем выступлении Акопян также напомнил об очередной «христианской попытке президента Армении Сержа Саргсяна наладить отношения с соседней Турцией, которая так и не ратифицировала соответствующие документы». «Для народа, разбросанного по всему миру и потерявшего 90% территорий своей исторической Родины, тем более скорбны попытки унизить чувства верующего человека, предки которого погибали и боролись во имя христианской веры», – отмечали протестующие. Наринэ Киракосян Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 04.10.2010 16:37 Благовест-инфо Эчмиадзин резко осудил проведение намаза на руинах армянского собора Ани 01.10.2010 17:03 Благовест-инфо Турция: на церкви Сурб Хач ночью установили крест 01.10.2010 12:39 Благовест-инфо Турецкие власти разрешили совершение намаза в армянском храме Ани 28.09.2010 10:37 В ответ на литургию в Сурб Хач пантюркисты хотят провести намаз в Ани - духовном центре древней Армении

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако в действительности речь идет о сирийском собрании «никейских канонов», дошедшем под именем свт. Маруфа Майферкатского. Третье прав. этого собрания утверждает, что во избежание сложностей, связанных с поездками в Антиохию, кафедра Селевкии на Востоке получает впредь позволение утверждать собственного патриарха-митрополита ( Maruta von Maipherkat. 1898. P. 65). В Армянской Апостольской Церкви титул «католикос» уже в V в. часто встречается в литературе, однако служит для обозначения не только главы Церкви, но и др. духовных лиц: так, в «Истории Армении» Фавста Бузанда «католикосом католикосов» назван еп. Евсевий Кесарийский ( Фавстос Бузанд. 1953. С. 60). Первый официальный документ, в котором предстоятель ААЦ именуется К.,- послание II Двинского Собора 555 г. ( Garsoyan, Mah é . 1997. P. 60). Об окончательном становлении термина в VI в. свидетельствует и визант. историк Прокопий Кесарийский , который, описывая в «Войне с персами» арм. обл. Двин, замечает: «Священнослужителя христиан они называют греческим словом католикос, поскольку он один стоит во главе этих мест» ( Procop. Bella. II 25. 4). Резиденция арм. первосвятителя из-за постоянных военных нашествий менялась (Вагаршапат, Двин, Ани и др.). До XII в. он носил титул «католикос Великой Армении». Однако в XI-XII вв. не только в Армении, но и в нек-рых малых княжествах появилось неск. арм. престолов К. (напр., в Ахтамаре, где арм. Католикосат существовал с 1113 по 1895, в Мараше, в Гандзасаре). В XII в. в связи с массовым переселением армян в М. Азию и Киликию кафедра К. переместилась в Киликийскую Армению (с 1293 - в столице Сис) и он стал титуловаться «католикос всех армян». После возрождения первенствующей кафедры на территории Вел. Армении, в Эчмиадзине (1441), Киликийские иерархи сохранили титул «католикос» (в наст. время резиденция находится в Антильясе, Ливан). Наряду с этим в силу исторических причин в ААЦ возникли также кафедры Иерусалимского (с 1311) и К-польского (Стамбульского; с 1461) патриархов.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД КОБАЙРЕЦИ Давид Кобайреци [арм. ] (1150?, Кобайр, близ Ахпата - 1220?), арм. вардапет, богослов, философ, педагог, толкователь. Название его родины и др. биографические сведения сообщает колофон рукописи. Учился в Ахпатском мон-ре у вардапетов Вардана и Петроса. Впосл. сам был удостоен степени вардапета и преподавал в том же мон-ре; среди его учеников были Симеон Вардапет, ванахайр (настоятель) Багнайра, вардапет Мхитар Кобайреци, Хачатур Абеха (инок). Как один из виднейших и образованнейших вардапетов своего времени Д. К. (наряду с Мхитаром Гошем, Игнатиосом, Варданом) приглашался почти на все Соборы и активно участвовал в религиозно-политической жизни Армении. Д. К. был против чрезмерных уступок сторонников церковной унии с Византией; в числе других его подпись значится в «Послании вардапетов Северной Армении», написанном от имени духовенства Вост. Армении Армянскому католикосу Григору IV Отроку († 1193) в связи с общеарм. Собором, созванным им в 1178 г. в Ромкле ( Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976. С. 122). Д. К. оставил богатое научное наследие. Активно сотрудничая с местными (напр., с Мхитаром Гошем) и с киликийскими вардапетами, внес существенный вклад в развитие ахпатской школы, особенно в жанре комментариев. Наряду с толкованиями книг ВЗ и НЗ (Толкование Книг Иова и Исаии, Евангелия от Матфея) Д. К. составил комментарии на произведения Филона Александрийского, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Давида Анахта и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Эти сочинения написаны в жанре причин ((?)) и начал () - своего рода комментариев, разъясняющих необходимость и обстоятельства появления того или иного труда. Многие из причин Д. К. дошли до нас в составе неопубликованного сб. этиологического характера, составленного Григором, сыном Абаса (здесь же имеются причины, написанные Мхитаром Гошем). Они входят во 2-ю часть книги («Причины тонких письмен»), где в основном комментируются произведения «внешних» (светских) авторов и сочинения отцов Церкви (напр.: Причины и разрешения речей Григория Богослова, Причины речей Григория Нисского, Начало и причина сочинения Григория Нисского «О девстве», Начало и причина труда «О строении человека» и т. д.). Большинство причин Д. К. не опубликовано, его литературная деятельность мало изучена. Можно лишь сказать, что он был сторонником краткости изложения (в колофоне Толкования Книги Исаии Д. К. сообщает: «И, взяв комментарии святых толкователей и сократив их, я объединил их вместе и передал посредством сжатой мысли, сохранив, однако, всю их мощь») и был сведущ в теории высшего, созерцательного, комментария. Д. К. похоронен в Ахпате близ колокольни. Надгробная надпись гласит: «Сие есть надгробие духовного отца нашего, Давида, вардапета Кобайреци».

http://pravenc.ru/text/168566.html

Новые арм. школы открывались почти во всех епархиях. Духовные академии при мон-ре Армаши и в Эчмиадзине готовили кадры высшего духовенства ААЦ. XX в. В годы первой мировой войны Армянская Церковь в Турции понесла потери вместе со всем арм. населением страны. Массовые избиения происходили с кон. XIX в., а 24 апр. 1915 г. начался геноцид армян. Духовенство полностью разделило судьбу народа в целом: священнослужителей убивали, они погибали на пути в ссылку или вынуждены были вместе с паствой искать пристанища за рубежом. Преобладающее большинство епархий К-польского Патриархата, а также Ахтамарский Католикосат перестали существовать. Киликийский престол, находившийся до 1922 г. в тур. г. Сис, ценой больших усилий был возрожден в 30-х гг. ХХ в. католикосом Саагом II с центром в мон-ре Антильясе близ Бейрута. Для обеспечения существования Киликийского Католикосата в его юрисдикцию при поддержке Католикоса всех армян был передан ряд епархий, относившихся к арм. Иерусалимскому и К-польскому Патриархатам. В кон. 50-х гг. Киликийский католикос самовольно распространил свою власть на ряд епархий, подчиненных Эчмиадзину. Противоречия между Католикосатами обострились настолько, что в США, где существовали 2 епархии (Вост. и Зап.) Эчмиадзинского Католикосата, Киликийский Католикосат организовал 2 собственные епархии. Спор о юрисдикции коснулся арм. общин Греции и Ирана. Лишь с сер. 80-х гг. отношения между Эчмиадзинским и Киликийским престолами стали улучшаться, однако проблемы (в основном партийно-политического характера) все еще омрачают их взаимоотношения, что, однако, не мешает Киликийскому католикосу признавать духовное первенство Католикоса всех армян. С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 г. на Армянскую Церковь обрушились репрессии, сфера ее деятельности резко сократилась. С 1928 г. в Армении развернулась активная антирелиг. пропаганда, внутри Армянской Церкви в 20-30-х гг. XX в. шли сложные и противоречивые процессы, связанные с попытками проведения церковных реформ.

http://pravenc.ru/text/АРМЯНСКАЯ ...

Начинается период недоразумений между двумя католикосатами. Чтобы показать свою каноническую независимость, Киликийский католикосат назначил выборы на февраль 1956 г. Тогда Вазген прибыл без приглашения в Анталиас для участия в выборах, чтобы по возможности лишить Сареха шансов на избрание. Однако, не добившись своей цели, он уехал в Каир, где созвал собор армянских епископов своей юрисдикции и объявил недействительным избрание Киликийского католикоса. Своими действиями Эчмиадзинский католикос стремился подчинить себе всех армян. Однако эти притязания были отвергнуты. Тогда Вазген приступил к избранию нового кандидата на Киликийский престол, архиепископа Када Ахабагяна (из Киликийской юрисдикции). В дальнейшем события развивались так, что армянские общины Ирана, Греции и США (1958–1960) решили отказаться от юрисдикции Эчмиадзина и перейти в юрисдикцию Анталиаса. Архиепископ Дамасский также решил создать свой армянский патриархат на Ближнем Востоке. Начался раскол в духовной семинарии в Бикафайе. Все это произвело сильное впечатление на Сераха, и в феврале 1963 г. от сердечного приступа на 49-м году жизни он скончался. После выборов на Киликийский престол XopehaI наблюдается некоторое смягчение в отношениях двух католикосов. Тем не менее представители Киликийского патриарха не присутствовали (1969) в Эчмиадзине на торжествах мироварения, которое бывает раз в семь лет 45 . Третьим католикосом был Ахтамарский с кафедрой на озере Ван. После разрушения арабами в IX в. Армении католикос Иоанн V (899–931) прибыл сюда и поселился на небольшом острове Ахтамар, рукоположив себе преемника. В 1113 г. архиепископ этого города отказался признать католикосом Григория Пахлагуни (1113–1166), стремясь сам занять престол, однако был низложен синодом. С тех пор его юрисдикция простиралась только на этот остров и окрестности озера Ван. После первой мировой войны этот католикосат был упразднен. Кроме того, имеются еще два патриархата: Иерусалимский и Константинопольский. Иерусалимский был основан в 1311 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

В К. Е. 68 миниатюр (что необычно много): 8 листов хоранов, 5 полностраничных миниатюр (образы евангелистов Марка, Луки и Иоанна, ктиторский групповой портрет и сцена «Гостеприимство Авраама») и иллюстрации в тексте, не встречавшиеся ранее в арм. рукописях. С К. Е. в арм. традиции начинается новая система иллюстрирования вставленными в текст миниатюрами, впосл. ставшая характерной для Киликийской Армении . Появление таких миниатюр в Армении совпадает по времени с их широким распространением в визант. искусстве. Миниатюры составляют подробный нарративный цикл изображений евангельских событий. Эти графические композиции в ширину текстового столбца располагаются между строками и сохраняют связь с текстом. Такая структура текста и иконография изображений восходит, по мнению Измайловой, к способу размещения иллюстраций на свитках. Вероятно, образцом для арм. художника служил евангельский свиток из вост. регионов христ. мира или кодекс, еще сохранявший особенности оформления свитка. Подобное расположение иллюстраций типично для целой группы арм. рукописей 1-й пол. XI в. из В. Армении и сер. XI в. из М. Армении, близких к К. Е. стилистически и иконографически. В выборе тем иллюстраций преобладают сцены чудес и Страстей, что было характерно для самых ранних христианских кодексов, а также для копт. искусства. В К. Е. нет изображений двунадесятых праздников. «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» трактованы как сцены чудес и страстей Христовых. Поэтому, вероятно, прототип К. Е. был создан не позднее VI в. Иконография сцен К. Е. также архаична, связана с сиро-палестинской традицией, с восточнохристианскими памятниками. Многие из сцен, в т. ч. «Преображение», дают представление о первых этапах сложения некоторых иконографических схем. Т. о., К. Е. по своей значимости в истории книжной миниатюры может быть приравнено к таким знаменитым рукописям, как Россанский кодекс (VI в.) или Четвероевангелие Раввулы (586). Хораны и полностраничные иллюстрации К. Е., согласно Измайловой, исполнены по др. образцу. Их сходство с частью миниатюр XI в. Цугрутского Евангелия 974 г. (хранится в церкви с. Цугрут, ныне Цкрути, Грузия) и Евангелия 1038 г. (Матен. 6201) позволяет заключить, что у них был общий первоисточник.

http://pravenc.ru/text/1683905.html

711 Тохтамыш (ум. в 1406/1407 гг .) – хан Золотой Орды. В 1387 г. впервые столкнулся с войсками Тимура в Закавказье и был разбит ими. В 1394 г. вновь возобновил борьбу с Тимуром в Закавказье, в 1395 г. потерпел поражение на реке Терек и бежал. В дальнейшем вел безуспешную борьбу за власть в Золотой Орде с Темур-Кутлугом и Едигеем. 713 Арамов народ – то есть армяне. Арам считается одним из родоначальников армян. Согласно Мовсесу Хоренаци, от имени Арам происходит слово Армения. Рассказывают, что Арам совершил много воинских подвигов в боях, что он «расширил пределы Армении на все стороны. Все народы называют нашу страну его именем: Греки – Армен, Парсы и Сиряне – Арменн». (История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина, с. 48). 714 Иафет (Яфет) – один из трех сыновей Ноя, считается предком армян (см.: История Армении Моисея Хоренского, с. 34 и др.). 718 Мкртич Наапетенц – именуется также Мецопеци. Всю свою жизнь был сподвижником Товмы Мецопеци в том же Мецопском монастыре. Вместе с Товмой участвовал в Эчмиадзинском соборе. 719 Карапет – позже стал игуменом Харабастского монастыря. В 1436 году во время набегов Шахруха и Искандара вместе с Товмой бежал в Багеш. Участвовал в Эчмиадзинском соборе. 720 Мкртич Огулбекенц – он же Мкртич Орбеленц, именуется также Беркрци. Игумен монастыря Усика. Им переписано несколько рукописей. 722 Саргис Салнапатеци – участник Эчмнадзинского собора, горячий сторонник Киракоса Вирапеци. Был оклеветан после низложения Киракоса. 724 Эчмиадзин – первопрестольная резиденция армянских католикосов с 301 г., которая в связи с политическими событиями перемещалась то в Двин, то в Ани, затем в Киликию. После падения Киликийского армянского царства духовенство Восточной Армении задалось целью перенести патриарший престол в Эчмиадзин, что и увенчалось успехом в 1441 г. благодаря усилиям Товмы Мецопеци и Ованеса Колотенца. 726 Киракос Вирапеци – католикос армянский в 1441–1443 гг. Родом из Каджберуника. Ученик Саргиса и Вардана вардапетов. 732 Эчмнадзинский кафедральный собор в Вагаршапате был построен в 303 г. Подвергся коренной перестройке в 80-х годах V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Из сирийских и греческих источников Н. Л. переводил своды законов и приводил их в соответствие с арм. реалиями. По просьбе католикоса Григора IV он усовершенствовал законы, переведенные на армянский сир. свящ. Феодором, и составил свод «Законы христианских царей победителей Константина, Феодосия и Левона». Им были переведены также «Краткий сборник законов», «Законы и книги Моисея из книги Исход», «Законодательство, собранное из книги Левитов», «Военные законы» и ряд др. юридических сборников. Законы, над к-рыми работал Н. Л., сыграли важнейшую роль в урегулировании юридических отношений и в утверждении законности в средневек. жизни в Армении. Ими устанавливались нормы в гражданской, семейной, судебной и др. сферах социальных отношений. Законы способствовали созданию самостоятельного и единого национального законодательства в Киликийской Армении. Н. Л. был талантливым лирическим поэтом. Его перу принадлежат: «Похвальное слово…» (биографическое произведение, посвященное Нерсесу Шнорали), «Ода на Успение Пресв. Богородицы» (1171-1173), «Ода на чудесное Сошествие Св. Духа» и «Ода на Вознесение Христа». Н. Л. является видным представителем киликийской школы гимнографии и последователем традиции Нерсеса Шнорали. Свыше 20 гимнов-шараканов Н. Л. вошли в сб. «Шаракноц». В их числе - каноны на Пасху («Ныне воскрес из мертвых…»), Антипасху («Обновленные Богу острова…»), Вознесение Христа («Вознесся наш Господь…»), а также канон, посвященный сыновьям и внукам св. Григория Просветителя («Светом Божественного Твоего знания…»). Среди упомянутых есть гимны как силлабического и невматического, так и мелизматического склада, к-рые представляют различные формы претворения мелодических моделей арм. восьмигласия. Мелодии шараканов Н. Л. отличаются торжественным, светлым, умиротворяющим настроением. В рукописных Гандзаранах (сборниках праздничных песнопений) сохранились неск. невмированных тагов Н. Л., посвященных Сынам громовым, на Великую субботу, Иоанну Крестителю, св. Георгию Победоносцу и др. Муз. аккомпанемент этих произведений существовал лишь в устной традиции и не сохранился. Однако богатая невменная фактура свидетельствует о кантиленно-мелизматическом характере этих песнопений.

http://pravenc.ru/text/2565086.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010