Новый понтифик имеет тесные связи с армянами Аргентины. Армянская община этой страны также с радостью восприняла известие об избрании нового Папы Римского, отметив, что архиепископ Бергольо всегда участвовал в мероприятиях, посвященных геноциду армян, а также присутствовал на литургии, отслуженной Католикосом всех Армян. В 2006 году архиепископ публично призвал Турцию признать геноцид армян. В своем обращении он подчеркнул: «Армянам необходимо, чтобы уважали права человека, поскольку они стали жертвой самого тяжкого преступления — геноцида». Папа Франциск был другом армянской общины в Аргентине. Община надеется, что понтифик перенесет эту дружбу в свой новый дом в Ватикане. В церемонии интронизации нового главы Ватикана принимают участие делегаты не только из Эчмиадзина, но и другого армянского Католикосата - Великого Дома Киликийского (Ливан). Делегация Киликийского Католикосата во главе с архиепископом Нареком Алемезяном отправилась в Ватикан еще 17 марта. Архиепископ разместился в гостинице Ватикана Св. Марты, где также поселился новый Папа. Как отмечает Департамент информации и коммуникации Киликийского Католикосата, к вечернему ужину в гостинице маленькой группы клириков с участием архиепископа Нарека, неожиданно присоединился и Франциск I. «Подойдя к столу, Папа попросил простой, ничем не отличающийся от остальных стул и скромно присел на него. Он повел беседу и с армянским архиепископом. Тема касалась братских отношений с Армянской Апостольской Церковью, и Киликийским Католикосатом в частности. Архиепископ Нарек передал приветствия Киликийского Католикоса Арама I новоизбранному Папе, и отметил, что скромность Франциска I -  пример для подражания истинам и учению Иисуса Христа», – передает подробности этой встречи департамент, добавляя, что новоизбранный Папа в ответ благословил трапезничающих, попросив помолиться  и о нем. Также в интронизации Папы принимает участие и президент Армении Серж Саргсян. Делегация, возглавляемая им, отправилась в Ватикан сегодня, сообщает пресс-служба главы Армении. Избранию новым Папой кардинала Бергольо светские власти Армении придали настолько высокое значение, что правительством Армении было решено открыть представительство страны в Ватикане. А несколько дней назад президент Армении назначил на пост первого посла своего зятя Микаела Минасяна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

407 В эти годы он пишет Толкование Притчей Соломоновых и Песни песней, Толкование сочинений Григория Нисского , Немесия Эмесского и ряд других трудов. Упомянутые годы были отмечены обострением его отношений с духовенством Восточной Армении, сторонником независимости и самостоятельности армянской церкви. Восточную группировку возглавляли Григор Тутеворди и Давид Кобайреци. Левон II под их давлением отстраняет от дел Нерсеса Ламбронаци, в связи с чем Нерсес пишет свое Послание царю. Последнее вместе с Синодальным словом, являясь непревзойденным памятником ораторского искусства и красноречия, в то же время представляет огромный интерес для изучения церковно-политической жизни, нравов и быта Киликийской Армении. Однако вскоре восточное духовенство отделилось от Киликии и провозгласило своим католикосом Барсеха. После этого события отстранение Нерсеса уже не имело значения. Левон вновь призвал его к себе и во главе посольства направил в Константинополь к византийскому императору Алексию III Ангелу (1197 г.). В 1198 г., вскоре по возвращении из Константинополя, Нерсес Ламбронаци скончался в возрасте сорока пяти лет. Историк Смбат в своей «Хронике» пишет: · «6-го января 647 г. в день Богоявления, венчали Левона на Армянское царство... в сей год умер владыка Нерсес Ламбронаци» (Смбат Спарапет. Хроника. Париж, 1859, с. 109). 408 Армянское царство Багратидов пало в 1045 г. До завоевания Армении турками-сельджуками большая часть Армении со столицей Ани в 1045 г. была завоевана византийцами. Взамен Ани армянский царь Гагик II получил земли в северных районах Киликии. 409 Турко-сельджукские войска появились в Армении в 1048–1049 гг., но окончательно она была завоевана войсками Алп-Арслана в 1064 г. Византийская империя попыталась дать отпор сельджукам и отвоевать Армению, однако в 1071 г. в битве при Маназкерте потерпела поражение и признала владычество сельджуков над Арменией. 410 Об Аплгарибе более подробные сведения сообщает Маттеос Урхаеци: «В это время Гагик, царь армянский... остановился в г. Тарсе у армянского князя Аплгариба, сына Гасана, сына отважного мужа Хачика Хлниа из области Васпуракан...» (см.: Маттеос Урхаеци. Хроника. с. 29) Аплгариб скончался в 1080 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Киликийский армянский Католикос поблагодарил президента Франции за «четкую и решительную позицию» в вопросе признания геноцида армян 10 октября 2006 г. 15:00 Католикос Великого Дома Киликийского Арам I направил письмо президенту Франции Жаку Шираку, недавно побывавшему с визитом в Армении. «Как Католикос и духовный предводитель Католикосата Великого Дома Киликийского Армянской Церкви я с особой радостью приветствую сделанное Вами в Ереване заявление по геноциду армян, в котором Вы в очередной раз выразили четкую и решительную позицию народа Франции относительно этой исторической трагедии», — говорится в письме Арама I. По мнению Католикоса, позиция Ширака в поддержку признания геноцида армян «достойна Франции, тех принципов, которых она придерживается и защищает, а также той роли, которую играет Франция в деле защиты прав человека во всем мире». «Франция, своей приверженностью к общечеловеческим ценностям, принципам законности и справедливости, является типичным примером для всех тех стран, которые продолжают отрицать факт геноцида», — считает Арам I. Киликийский Католикос подчеркнул, что все попытки отрицания геноцида армян «открывают двери для новых геноцидов».  По его словам, «международное сообщество должно со всей серьезностью подойти к вопросу геноцида армян, который до сегодняшнего дня остается безнаказанным». «Я верю в диалог культур, религий и народов, и неоднократно затрагивал эту тему в своих проповедях, публичных выступлениях и книгах. Однако диалогу и примирению должно предшествовать признание справедливости», — отметил Католикос. «Европа — это не просто часть света или  политическая единица. Европа — это общность, придерживающаяся истинных культурных и нравственных ценностей, основанных на правах человека. Следовательно, я спрашиваю, где место Турции в европейской семье?» — пишет Арам I. Говоря на пресс-конференции в Ереване 30 сентября о проблеме геноцида армян, президент Франции Жак Ширак призвал Турцию «подумать над признанием собственного прошлого». «Разве Германия, признавшая геноцид евреев, лишилась своего величия и доверия? Наоборот, страна растет, признавая ошибки своего прошлого, особенно если она поставила перед собой цель вступить в Евросоюз, с его ценностями в вопросах прав человека», — сказал Ширак. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/150630.htm...

В 715 году арабы стали готовиться ко второй осаде самого Константинополя, и их флот, под начальством Амра (Умара) зиму 716–717 г., стоял в киликийских гаванях 185 . Что византийцы здесь его не тревожили, понятно: военный силы были стянуты с окраин для защиты столицы. Точно также арабы стояли в киликийских гаванях и в 671 году, перед первой осадой Константинополя, после чего, как мы видели, империя оспаривала у них не только Киликию, но Сирию и Палестину 186 . Несомненно однако, что на этот раз арабы временно заняли самые горные проходы: в 717 г., говорит Рамзай, «it is practically certain», что перевалы через Тавр вполне в их руках. Отсюда ли, или из Армении, они проникли в Каппадокию; взятие Кесарии (726) и Харсиана (730) в Каппадокии были их последние успехи по эту сторону Киликийских Ворот. Однако в последние 10 лет Льва III им пришлось уступить обратно всю горную страну; дело за­вершилось сильным их поражением при Акроине (740); но уже ранее первая большая крепость по эту сторону Ворот, Тианы, была взята назад и удержана византийцами. Взятие Германикии въ746 г. по южную сторону восточного перевала было последним актом, возвратившим империи всю горную страну таврского хребта с его перевалами и южными склонами и отрогами. Если так обстояло дело с городами, дорогами, гаванями, перевалами, то можно быть уверенным, что внутри горной страны население все время сознавало своим государем христианского «василевса», и что фактической власти арабы тут не имели никогда. Насколько слаба была их власть даже в равнинной Киликии почти вплоть до времен Гаруна, видно из таких фактов: в 6252 (760) г. некто Феодор, сириец из округа Илиополя близ Ливана, возобновил в тылу Сирии и Киликии, попытку мардантов, и победа над ним очень не дешево обошлась сарацинам 187 . Еще интереснее второй случаи. В 6264 (772/3) году в ромейские пределы сделал набег Алфадал Бадинар; когда он возвращался с партией в 500 пленных, монсуестяне вышли к нему на встречу, дали ему формальное сражение, убили до 1.000 арабов и отняли добычу 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

н. униторов), активно распространявших католич. учение и стремившихся обратить в католичество ближневост. христиан (в т. ч. и армян). На Соборах в Сисе (1307) и Адане (ок. 1316) часть иерархов Киликийской Армении вступили в общение с Римской Церковью, однако попытки унии носили скоротечный характер. На Сисском Соборе 1361 г. были отменены все нововведения лат. обряда. В Вост. Армении большинство церковных деятелей решительно порицали контакты с Западом. ААЦ в Киликии не раз принимала участие в богословском диалоге с Церквами Запада и Востока, но в конечном счете сохранила самостоятельное положение, следуя своей традиции. Киликийское арм. гос-во просуществовало до 1375 г., когда было завоевано егип. мамлюками. Это вызвало новые волны эмиграции в направлении Кипра, Италии, Франции. В очередной раз ААЦ приходилось приспосабливаться к новым условиям. Возвращение католикосов в Эчмиадзин. Эпоха персид. и османского владычества (XV - нач. XIX в.) Период кон. XIV - 1-й пол. XV в. стал временем наибольшего кризиса внутри ААЦ. Престол в Сисе насильственно переходил из рук в руки, неск. католикосов погибли в ходе борьбы. Одновременно с этим в Вост. Армении на базе богословской школы Сюника развивалось движение за возрождение ААЦ. Здесь возникла идея о переносе главного престола Церкви в ее древнейший исторический центр - Эчмиадзин, поскольку сохранение престола вдали от самой Армении после падения Киликийского гос-ва представлялось бессмысленным. Решение о переносе главного престола ААЦ в Эчмиадзин было закреплено при католикосе Григоре IX на собрании 700 епископов, архимандритов, ученых и представителей знати (Эчмиадзин, май 1441). Католикосу всех армян, отныне находившемуся в Эчмиадзине, подчинялись в духовном отношении все проч. арм. первоиерархи. Перенос кафедры не привел к быстрому возрождению авторитета католикосов. Предстоятели Армянской Церкви в Киликии сохранили титул католикосов и долгое время не признавали главенства Эчмиадзина над всей ААЦ. В самом Эчмиадзине в течение 2 десятилетий продолжалась борьба за престол между Григором X и Закарией Ахтамарским. В 60-х гг. XV в. укрепление Эчмиадзинского престола было достигнуто после возникновения в Католикосате ААЦ института помощников - заместителей патриарха. При Григоре X его помощниками стали Аристакес II и Саргис II; каждый из них пользовался патриаршим титулом и всеми властными полномочиями в ААЦ. Распоряжения издавались от имени католикоса и его помощников. По смерти католикоса на престол автоматически возводился старший из его помощников. Система «тройного предстоятельства» в ААЦ просуществовала до сер. XVII в., позволив в известной степени обеспечить стабильность Церкви, но также привела к тому, что никто из католикосов этого периода не мог вести самостоятельную политику.

http://pravenc.ru/text/АРМЯНСКАЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор VI Апират, армянский католикос [арм. ], арм. католикос (1194-1203). В молодости служил в войске под началом своего отца - военачальника Шаана из рода Пахлавуни; затем вел светскую жизнь в К-поле, но после принятия сана стал смиренным духовным лицом. Именно за послушание 72-летний Г. А. был избран католикосом по воле царя Киликийской Армении Левона II. Прозвание Апират (Неправедный) он получил из-за уступчивости латинянам в вопросах вероисповедания. Приглашенное на выборы духовенство Вост. Армении выступило против кандидатуры Г. А., предлагая царю объявить недействительным поставление этого католикоса и заменить его Барсегом, архиеп. Ани. Вост. вардапеты требовали также удалить из царского дворца архиеп. Нерсеса Ламбронаци, советника царя и католикоса, поддерживавшего унию с католич. Церковью. Левон II отстранил Нерсеса Ламбронаци, но католикоса оставил на престоле. Вост. духовенство избрало своим католикосом Барсега, вслед. чего духовное верховенство Армянской Церкви стали осуществлять 2 католикоса: один - в Вост. Армении, а др.- в Киликии. В янв. 1198 г. в Тарсе Левон II был коронован «царем Армении»; и хотя при коронации его инвеститура была провозглашена от имени папы и герм. императора, а возложение короны произведено кардиналом - представителем папы, тем не менее помазание на царство Г. А. осуществил не по лат. обряду, а согласно канонам Армянской Церкви. Фактическое признание Левоном II и Г. А. верховенства папы, продиктованное внешнеполитическими соображениями, засвидетельствовано в их посланиях к Иннокентию III. По воле царя Г. А. был вынужден до конца своих дней оставаться в Сисе. С его смертью прервалась цепь наследования престола католикоса родом Пахлавуни (с 1066 на престоле сменились 7 католикосов из этого рода). Лит.: Сукиасян А. Г. История Киликийского Армянского государства и права. Ереван, 1969. С. 35, 50, 61; Галустян Ш. Армянские святые. Ереван, 1997. С. 302-303 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166491.html

В Ереванской школе миниатюры прошла церемония награждения ее выпускников 25 июня 2008 г. 16:37 Под патронатом Эчмиадзина в Ереванской школе миниатюры прошла церемония награждения ее выпускников. Как сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина, в школе обучаются 75 учащихся 4-22 лет. Школа, где есть два отделения миниатюры и одно — живописи, была основана по благословению и протекции Эчмиадзина в ереванской общине Канакер в 1993 году. Дети из малоимущих семей здесь получают возможность через искусство познать религию и проявить в своем творчестве знания, почерпнутые из Библии. Работы учеников, которые выполнены в традиции армянской миниатюры, часто выставляются, в том числе в церквях. Поздравляя и напутствуя выпускников, настоятель воспитательных домов Эчмиадзина Григор Хачатрян рассказал об истории армянской миниатюры. Армения избрала христианство государственной религией в 391 году, то есть раньше, чем Византия. Еще с древних времен в Армении существовало искусство книжной миниатюры. Сохранившаяся до наших времен одна из древнейших миниатюр — Четвероевангелие 1018 года хранится в институте древних рукописей Матенадаране. В ней с особой силой проявляет себя самобытный колорит, присущий армянской миниатюре. Их исполнение отличается четкостью линий, точностью контурного рисунка. Однако самое раннее армянское Четвероевангелие XI века (1007 года) хранится за рубежом, в венецианском собрании. Оно было исполнено за пределами Армении, в Адрианополе (Македония), «грешным писцом» священником Киракосом в царствование византийского императора Василия. В целом миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X-XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками («украшателями»). К числу известных миниатюристов X-XIV вв. относятся Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие — в Киликии (территория современной Турции). Знание искусства Запада и Востока способствовало успеху армянских миниатюристов Киликии. Киликийские художники изображали многообразную природу страны растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного быта и театральных представлений, сюжеты религиозного содержания. Выдающимися представителями киликийской школы армянской миниатюры были Торос Рослин (XIII в.) и Саргие Пицак (XIII-XIV вв.). Их работы относятся к лучшим образцам мировой миниатюрной живописи. Очень выразительны и миниатюры, созданные в Армении. Ими украшены тысячи рукописей, хранящихся ныне в Матенадаране Еревана и в зарубежных хранилищах древних рукописей. Начиная с XIII века миниатюристы все чаще обращаются к светским мотивам, к изображению разных сторон реальной жизни. Эта новая тенденция особенно ярко проявилась в живописных школах Ани, Ахпата, Ахтамара и Татева. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/427880.htm...

Выставка «Реликвии святого Эчмиадзина» открывается в Москве 31 марта 2006 г. 11:27 В Москве в рамках празднования года Армении в России откроется выставка «Реликвии святого Эчмиадзина». Она будет проходить в Греческом дворике Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с 31 марта по 20 апреля, сообщили в пресс-службе музея. Эчмиадзин — резиденция Католикоса, главы Армянской Церкви. Город расположен в Араратской долине, в 18 километрах от столицы Армении Еревана. Христианство в Армении было принято в IV веке. Созданный в 405 году Месропом Маштоцем алфавит стал основой армянской письменности и бережно хранится народом. На выставке экспонируется Киликийское Четвероевангелие 1293 года, Четвероевангелие 1374 года, записанное Григором Татеваци на горе Сепух Дарангияц (иллюстрации к последнему выполнены художником Хачатуром Кесараци), а также Четвероевангелие, созданное Георгом Скевраци, музыковедом и каллиграфом (оклад рукописи — XVIII век). Значительное место в экспозиции занимают реликварии. В них хранились святыни Христианской Церкви - частицы Истинного Креста, фрагменты Ноева ковчега, Святого копья, мощи святых. В реликварии «Хотекарац Сурбншан» (изготовлен в 1300 году) находится частица Истинного Креста, на котором, по преданию, был распят Христос. В другом реликварии, согласно легенде, хранится фрагмент Ноева ковчега. Выставлены также два реликвария в форме длани: с мощами святого апостола Фаддея и Акопа Мцбинского. Интересна в художественном отношении и литургическая утварь: потиры, сосуды для мирры, кадила, ладаницы, рипиды, инкрустированные драгоценными камнями. Богато и многообразно представлено литургическое облачение. Экспонируются также предметы, принадлежащие высшему руководству Армянской Церкви (в том числе Патриарший двуглавый орел, инкрустированный драгоценными камнями и украшенный эмалью). Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина связан с культурой и искусством Армении давно. Еще в начале 50-х годов прошлого века была организована археологическая экспедиция на городище урартского города Эребуни (VIII век до н.э.), которая просуществовала свыше 20 лет. Раскопки выявили дворцовый и храмовый комплексы с парадными расписными залами, хозяйственные помещения и 23 надписи клинописью. Само название Эребуни (в другой транскрипции — Эревуни) сохранилось в имени столицы Армении — Ереван. Некоторые находки из раскопок, переданные на хранение в ГМИИ, экспонируются в зале Древних цивилизаций. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/101426.htm...

В начале понтификата К. в Римской курии состояло 400 чел., в 1308-1309 гг. ее численность возросла до 450, а к концу понтификата - до 579 чел. Курия делилась примерно поровну на адм. и личные службы папы (провизия, кухня, конюшня и винные погреба). Ок. 1308 г. из-за постоянных перемещений курии для содержания и обслуживания конюшни в помощь 6 конюхам-«римлянам» было нанято 15 гасконцев. Еще 50 гасконцев составляли папский эскорт и охрану во время путешествий; они пополнили ряды папских сержантов (в 1307 в курии было 33 сержанта, в 1308 -24). К традиционной для папской курии группе капелланов, камерариев и врачей К., имевший слабое здоровье, добавил службу аптекарей. Среди персонала личных служб К. предпочитал видеть гасконцев. Юрисдикция отдельных служб была расширена: так, в 1307 г. глава Апостольской палаты получил право выносить судебные решения по всем делам, связанным с бенефициями. Крестовый поход Важнейшей задачей К. считал возрождение крестоносного движения и освобождение Св. земли. Папа пытался объединить европ. правителей для организации нового крестового похода: он улаживал разногласия между государями, предоставлял им различные субсидии, неоднократно заявлял, что папская курия готова приложить все усилия к подготовке крестового похода (Regestum Clementis. 1882-1895. N 750-753, 1247-1248, 1250, 2148, 2987, 2988, 2992, 3010). Положение христиан на Ближ. Востоке существенно ухудшилось после падения Акры, последней крепости крестоносцев в Палестине (1291). В 1304 г. Газан-хан, ильхан Ирана, провозгласил ислам офиц. религией в своей стране (хотя сам ильхан не оставлял попыток заключить союз с европейцами и направлял посольства к папе). К. стремился защитить от мусульм. экспансии Киликийскую Армению и Кипр . В 1306 г. ко двору К., находившемуся тогда в Пуатье, прибыл Хетум из Корика, посланник регента Хетума II, с предложением организовать совместные военные действия против мусульман ( Осипян. 2007). Папа буллой «Exsurgat Deus» от 11 авг. 1308 г. призвал госпитальеров ( Мальтийский орден ) организовать оборону Киликийской Армении и Кипра от мамлюков и турок. Духовно-рыцарские ордены госпитальеров и тамплиеров оказывали армянам помощь в защите гос-ва, но они не пользовались поддержкой местного населения; согласно донесениям Жака де Моле, магистра ордена тамплиеров, армяне относились к западноевроп. рыцарям с подозрением. На Кипре также возникали конфликты между духовно-рыцарскими орденами и местными правителями. После отречения кор. Генриха II Лузиньяна (1285-1306, 1310-1324) к власти на Кипре пришел его брат Амальрик Тирский (1306-1310), к-рый был убит в результате заговора баронов; вину за его убийство возложили на госпитальеров. Однако легатам К., прибывшим на Кипр незадолго до гибели Амальрика, удалось добиться заключения мирного договора между кор. Генрихом II, вдовой Амальрика Изабеллой и Ошином, кор. Киликийской Армении (1309-1320).

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Династия Сасанидов в персидской части Армении предпринимала жестокие гонения против христианства, а в 636 году ее сменили арабские завоеватели. В последующие годы Армения управлялась частично византийскими, а частично арабскими наместниками. В 885 году князю Ашоту I удалось восстановить независимость страны, и он объявил себя царем, основав династию Багратидов, которая правила до 1046 года, когда византийцы заняли почти всю Армению. Только несколько армянских князей сохранили свою независимость, которую потеряли в 1242 году во время монгольского завоевания. В 1472 году Великая Армения стала персидской провинцией, западную часть которой сто лет спустя завоевал турецкий султан Селим II, а восточная часть осталась под властью Персии. В XI веке в Киликии и части Малой Армении родственником последнего царя-Багратида Рубеном было образовано государство Киликийская Армения. В 1198 году один из его потомков получил от крестоносцев титул царя. В 1375 году пало и это армянское государство, перейдя под власть египетского султана, а в XVI веке – под власть турок-османов. Мусульманское иго продолжалось над армянами до XIX века, когда после победных для России русско-персидских войн 1813 и 1829 годов и русско-турецкой войны 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. Армяне пользовались покровительством и поддержкой русских императоров. В Османской же империи армяне еще в конце XIX века подвергались репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид: тогда турками было истреблено около миллиона армян. После революции 1917 года Армения стала на короткий период независимым государством, тут же подвергнувшись агрессии со стороны Турции, а в 1921 году она вошла в состав СССР. В 1988 году начались боевые действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1991 году Армения вышла из состава СССР. В 1994 году был подписан договор с Азербайджаном о прекращении огня. Религия : монофизиты – 94,7 %; другие христиане – 4 %; езиды – 1,3 %.

http://pravoslavie.ru/3508.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010