Отношения между Киликийской Арменией и Западом, особенно после возникновения государств крестоносцев, в целом были искренними и дружественными. Конечно, иногда появлялись некоторые признаки враждебности, однако все же преобладал дружественный настрой. Кроме того, у них были общие военные враги – византийцы и мусульмане. Еще одним фактором, способствовавшим установлению благоприятной политической атмосферы, оказалось армянское дворянство. Из всего коренного христианского населения Сирии только с представителями киликийской аристократии была готова заключать браки франкская знать 232 . В конечном счете под влиянием этой благоприятной обстановки при дворе Киликийского царства были введены латинские феодальные законы, одежда и даже институт рыцарства. Однако вслед за культурными изменениями вскоре неизбежно последовали переговоры о более тесном церковном единстве с Западной церковью. Несомненно, эти переговоры были обусловлены политическими мотивами, что, в свою очередь, объясняет причину их крайней непопулярности в пределах Великой Армении и за ее границами 233 . Другая причина народного протеста, возможно, заключается в том, что им постоянно требовал реформировать армянский церковный обряд по латинскому образцу. Главными пунктами формальных соглашений, которые заключали стороны (помимо обязательного вероучительного принципа – халкидонского учения о «двух природах» и первенства Рима), нередко были принятие западной календарной и литургической традиций. Но в любом случае, поскольку уния между Киликией и Римом неизменно диктовалась сугубо практическими соображениями, католикосу не позволяли такие переговоры контролировать. После того как резиденция предстоятеля Армянской церкви переместилась в Сис, оппозиция королевской политике унии с Римом со стороны многочисленной армянской диаспоры и вовсе утихла. Во всяком случае, давление властей было настолько сильным, что противостоять ему могло лишь духовенство Великой Армении. Для Армянской церкви (равно как и для Византийской) XIII столетие стало временем активной латинизации, о чем свидетельствует обширная миссионерская экспансия западных монашеских орденов на Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Одновременно в Армению были направлены новые войска, к-рые после кровопролитных боев захватили Ани. Город стал столицей фемы Ивирия. В 1065 г., когда над Карсским царством нависла угроза завоевания турками-сельджуками, карсский царь Гагик (1029-1065) уступил свои владения Византии и переселился в пределы империи. «Добровольный» характер вхождения в состав империи в каждом случае был результатом давления - дипломатического, политического, конфессионального, военного - со стороны К-поля. При всем разнообразии обстоятельств, сопровождавших аннексию арм. земель, Византия неизменно стремилась придать ей законный характер. Наличие юридических оснований для аннексии было необходимой предпосылкой акций, подготовка к-рых порой занимала мн. годы. В IX-XI вв. насилие по отношению к Армении в Византии считалось невозможным без «законных» оснований ( Юзбашян. С. 173). Отношение армян к Византии также было неоднозначным в разное время и на разных территориях. Однако с выходом на историческую арену завоевателей-мусульман «образ» христ. империи приобрел гораздо большую привлекательность. После распада сасанидского Ирана ни одно гос-во в ср. века не влияло так на все стороны жизни арм. народа, как Византия. С др. стороны, многочисленность армян на территории В. и. привела также к влиянию на Византию арм. феодальных институтов, нахарарского строя. Сельджукские завоевания XI в. вызвали новые волны эмиграции армян. На утраченных Византией после поражения при Манцикерте (1071) землях возникали вассальные арм. княжества в Эдессе, Антиохии, Мелитине, Киликии; однако лишь Киликийской Армении удалось просуществовать в качестве самостоятельного гос-ва с 1080 до 1375 г. Во 2-й пол. XII в. проживавшие там арм. католикосы Нерсес IV Шнорали и Григор IV вели переговоры с имп. Мануилом Комнином о церковном союзе. В 1198 г. при Левоне Рубениде арм. Киликия стала царством; по сообщению Киракоса Гандзакеци, золотые короны прислали киликийскому царю папа Римский и визант. император. После падения Киликийского царства армяне на неск.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Корпус шараканов представляет собой сердцевину национальной муз. культуры Армении. Все остальные жанры и формы средневек. духовного и светского музыкально-поэтического искусства, в т. ч. песнопения Патарага (литургии), выросли на основе корпуса шараканов. Значительные по своим художественным достоинствам гимнографические памятники были созданы в жанрах гандз () и таг ( [тал]), для музыки к-рых характерен богато орнаментированный (мелизматический) стиль, для поэтических текстов - ярко выраженное личностное начало. Эти песнопения помещались в особых певч. книгах - Гандзаране () и Тагаране (). Напевы и слова нек-рых тагов, в т. ч. знаменитой «Птицы» ((?) [нАвик]), традиционно приписываются Григору Нарекаци (Х в.). Среди др. авторов тагов - братья католикосы Григор III Пахлавуни и Нерсес Шнорали (XII в.), Ованнес Ерзнкаци (Плуз) и Константин Сисеци (XIII в.), еп. Аракел Сюнеци (XIV-XV вв.). Гандз, нарративный по словесной форме, является первым элементом праздничного цикла песнопений - гандзшарка (), сформировавшегося в творчестве Григора Нарекаци и включающего в себя также жанры таг, мегеди ( [меледи]) и ордорак ( [йордорак]). Первая и последняя из 4 частей гандзшарка имеют речитативно-псалмодический характер, 2 средние, лирические - мелизматический. Искусство мелизматического пения с элементами маньеризма процветало в Киликийской Армении (XII-XIV вв.); мн. его образцы собраны в певч. книгах Манрусум (), отличающихся необычайно густой фактурой хазового письма. До сер. XIX в. традиц. арм. музыка сохраняла строго монодический склад, однако во 2-й пол. столетия светские и церковные музыканты начали перелагать церковные и фольклорные напевы на европ. лад. Так, композитор М. Г. Екмалян (1856-1902), выпускник С.-Петербургской консерватории (ученик Н. А. Римского-Корсакова ), обработал Патараг для 4-голосного смешанного хора; обработка Екмаляна, опубликованная в 1892 г., поныне исполняется в арм. церквах. В 70-х гг. XIX в., при католикосе Георге IV, в Вагаршапате Н. Ташчян и Екмалян осуществили издание певч. богослужебных книг в армянской нотописи (Патарагаматуйц, 1874, 1878; Шаракноц, 1875; Жамагирк, 1876).

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Армянский духовный лидер предупреждает, что в ряду возможных условий, которые может поставить перед Арменией Турция, Анкара непременно будет добиваться предать забвению память 1,5 млн. вырезанных турками армян. «Ярко осознавая щепетильность политических дебатов на уровне зачатка новых для армян и турков отношений, мы считаем, что армянская сторона должна быть твердой в своей позиции по признанию факта геноцида. Поймите мы – потомки тех, кто подвергся уничтожению (убиты, сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации со своих же земель), и мы не имеем права позволить забвению победить в соревновании с политическими дебатами. По этой причине считаем нецелесообразным создание какой-либо комиссии, которая завуалировано, под видом исследований исторической документации, может набросить тень сомнения в вопросе геноцида. В то же время мы не хотим дать повод, чтобы турецкая сторона обвинила диаспору во вмешательстве в дела Республики Армения и в препятствовании процессу нормализации армяно-турецких отношений. Посему встала необходимость, чтобы глава Армении Серж Саргсян развеял бы все возникшие у многомиллионной армянской диаспоры сомнения. Не будь геноцида – не было бы и такого количества армян, не по своей воле разбросанных по всему миру», - в частности, говорится в сообщении Арама I, распространенного департаментом по коммуникации и информации Киликийского Католикосата. Первый шаг к нормализации отсутствующих армяно-турецких отношений был сделан в сентябре прошлого года, когда по приглашению президента Сержа Саргсяна в Армению впервые в истории приехал глава турецкого государства Абдулла Гюль. Два лидера вместе смотрели отборочный матч чемпионата мира между футбольными командами двух стран. Несмотря на протесты оппозиции и обеспокоенность армянской диаспоры, официальный Ереван объявил, что не собирается выставлять предварительные условия на переговорах с Анкарой. Однако сама Анкара предъявила свои условия, среди которых требовала вывода армянских войск с территории Карабаха и создания комиссии историков, которая бы изучала документы по вопросу геноцида армян в Османской Турции. Согласно последней договоренности, до 14 октября, то есть когда на территории Турции пройдет ответный футбольный матч, обе стороны должны будут подписать протоколы о налаживании дипломатических отношений и открытии армяно-турецкой границы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ [арм. ], арм. рукопись Четвероевангелия царя Гагика Карсского, созданная ок. 1064 г., хранится в собрании арм. мон-ря св. Иакова в Иерусалиме 2556). Содержит 481 лист, размер 46×35 см, толстый пергамен, текст написан еркатагиром (вид унциала) в 2 столбца по 15 строк. До 1703 г. с манускриптом обращались варварски: значительное число его листов было частично вырезано или полностью утрачено. Не сохранилось начало главного колофона (Л. 135) с указанием даты создания и имен писца и миниатюриста. В рукописи есть записи (на Л. 5 об., 135 об., 222 об., 371 об.), в к-рых упоминаются арм. царь Гагик, его жена царица Гурандухт и дочь Марем. В рукописи, вероятно, было 4 портрета царской семьи, располагавшиеся в конце каждого Евангелия, сохранился только один из них (Л. 135 об.). В центре изображена Марем, по сторонам от нее - Гагик и Гурандухт; все они в дорогих шелковых одеяниях, украшенных орнаментом в сасанидском стиле и медальонами со зверями и с птицами; такие же медальоны имеются на ковре, представленном в нижней части миниатюры. Стиль миниатюры и ее детали отличаются ярко выраженным восточным характером: образы фронтальны и статичны; персонажи изображены сидящими, с поджатыми под себя ногами. По мнению Т. Мэтьюса, этот портрет происходит из др. рукописи. Портрет царской семьи. Миниатюра из Карсского Евангелия (мон-рь св. Иакова, Иерусалим. 2556. Л. 135 об.) Портрет царской семьи. Миниатюра из Карсского Евангелия (мон-рь св. Иакова, Иерусалим. 2556. Л. 135 об.) Принято считать, что К. Е. создано после 1064 г., когда Гагик в условиях сельджукских завоеваний, уступив свое царство Византии, переселился в визант. владения. Скорее всего Евангелие было написано и украшено миниатюрами на территории исторической Армении, возможно в Карсе , а позже перенесено в Византию дочерью царя Марем. Некоторые исследователи считают, что до кон. XIII в. К. Е. находилось в Киликийской Армении, а затем - в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/1681171.html

М. А. составил «Хронографию» («Хронографическую историю»), охватывающую период от сотворения мира до современных автору событий. Последнее событие, описанное в «Хронографии», датируется 1289 г. от Р. Х. (впосл. сочинение было доведено до 1304-1306). Несмотря на краткость текстов, М. А. удалось выразить свое отношение к различным историческим событиям и личностям. «Хронография» состоит из 3 частей. Первая повествует о 6 днях творения. Во 2-й части в 36 хронологических списках перечислены имена «мужей избранных», в т. ч. ветхозаветных праотцев, пророков, а также древних царей. Далее следуют списки царей и князей Армении (Гайкиды, Аршакиды, Багратиды, киликийские правители), а также католикосов Армянской Апостольской Церкви . Затем идут списки груз. царей, князей и епископов, «избранных мужей» Албании Кавказской , византийских императоров, араб. правителей, Римских пап, патриархов К-польских, Александрийских, Антиохийских, архиепископов Эфеса и др. Последний, 36-й список, озаглавленный «Историки с самого начала», включает Моисея, нек-рых греческих и латинских авторов и заканчивается арм. историками (последний в этом перечне - сам М. А.). В этой же части «Хронографии» присутствуют список библейских и близких к ним текстов в следующем порядке: апокрифы , канон Свящ. Писания, причем НЗ предшествует ВЗ. К списку добавлены энкомий Св. Кресту, атрибутируемый Давиду Анахту (кон. V-VI в.), и литургические книги, надписанные именами Месропа Маштоца , а также католикосов Саака I Партева (387-425) и Ованнеса I Мандакуни (ок. 478-490). Далее приведен список, в к-ром перечислены «тонкие письмена», т. е. творения отцов Церкви и сочинения античных авторов, переведенные с сир. языка либо непосредственно с греч. оригинала. В «Хронографии» даны названия 52 произведений. 3-я часть посвящена событиям в истории Армении и помимо них содержит также ценные сведения об истории Грузии, Албании Кавказской и др. стран региона. В этой части, написанной в годы армяно-груз. военного союза, М. А. наиболее подробно остановился на событиях, относящихся к истории Грузии и ее сотрудничеству с Арменией. Впосл. в разные разделы «Хронографии» были внесены фрагменты сочинения М. А. «Толкование армянского календаря», созданного в 1297-1300 гг. и не дошедшего до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2564510.html

По мнению заместителя министра, открытие в Турции армянского храма положило начало культурному диалогу между армянским и турецкими народами. «Это наша общая история, и мы должны сохранять ее», — сказал РИА «Новости» Гюрджян, напомнив, что официальная делегация Армении впервые приезжает в Турцию. Выступая на церемонии открытия храма, армянский Константинопольский Патриарх Месроп Мутафян заявил, что открытие храма станет позитивным событием в турецко-армянских отношениях. «Раз в год в церкви Святого Креста может проводиться литургия и фестиваль " Ахтамар " , в котором будут участвовать представители местной армянской общины и гости из-за рубежа», — отметил Патриарх, выразив надежду, что эти мероприятия проложат путь к налаживанию долгожданного диалога между Арменией и Турцией. Следует отметить, что и в Армении, и в армянской диаспоре действия турецких властей по реставрации храма вызвали неоднозначную оценку. Ранее Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II отклонил приглашение губернатора Вана принять участие в открытии Сурб Хач, мотивировав свое решение тем, что храм не передается Армянской Церкви, а будет действовать как музей, а также тем, что церемония пройдет не в соответствии с церковными канонами, а будет носить чисто светский характер. По той же причине от участия в торжествах отказались и представители Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви, а также Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Бедрос XIX. Особую тревогу у верующих вызвал тот факт, что реставраторы «забыли» установить на храме крест. За три дня до торжественной церемонии Патриарх Месроп призвал турецкое правительство установить крест на куполе восстановленной церкви. К письму, направленному в министерство иностранных дел Турции, Патриарх приложил старинные фотографии церкви Сурб Хач, на которых ясно виден крест на куполе. Как и Католикос Гарегин, Патриарх Месроп подчеркнул, что Сурб Хач должен функционировать не как музей, а как действующий храм. Тем не менее, Месроп II зaяbuл журналистам, что рад открытию Сурб Хач. «Я поздравляю всех, кто реализовал этот проект», — цитирует его слова Turkish Daily News.

http://patriarchia.ru/db/text/221769.htm...

Устранив Приска, Ираклий искал в среде оскудевшей знати человека, опытного в военном деле, и остановил свой выбор на Филиппике, зяте имп. Маврикия, который в 603 г. принял пострижение в связи со следствием о первом заговоре против Фоки и проживал в своем монастыре в Хрисополе. Филиппик принял предложение и, сложив духовный сан, отправился в Кесарию, где и вступил в командование армией. В 612 году Сирия подверглась нашествию арабов, о чем сохранил краткую заметку Феофан, 105 а в 613 г. Ираклий сделал попытку задержать наступательные действия персов. Ираклий приказал Филиппику совершить поход в персидскую Армению, а сам, вместе с братом Феодором, став во главе военных сил, выступил на отвоевание Сирии. Так как Шахин увел из Армении свои войска на соединение с Шахрбаразом, то Филиппику удалось вторгнуться в персидскую Армению. Он вступил в провинцию Арарат и достиг реки Аракса в области города Валаршапата (Эчмиадзин). Шахин, по приказанию Хосрова, быстро сделал обратный поход и, дойдя до Аракса, разбил свой лагерь поблизости от римских позиций. Хотя персы были страшно ослаблены быстрым походом, но Филиппик не чувствовал себя достаточно сильным для встречи с ним. Он покинул свои стоянки в области Ниг и, пройдя через области Ширак и Вананд, прошел на Феодосиополь и вернулся в Кесарию. Персы не могли его преследовать ввиду истощения лошадей от большого похода и заняли свои прежние стоянки в Армении. 106 Попытка самого Ираклия дать отпор персам в Сирии окончилась полной неудачей. Его противником был Рахзад, с которым он встретился много лет спустя при более счастливых обстоятельствах. 107 В области Антиохии произошло кровопролитное сражение, окончившееся победой персов. Ираклий отступил к Киликийским воротам. Здесь произошла вторая битва, в которой победа досталась Ираклию; но персы получили подкрепление, и войска Ираклия бежали. Киликия была открыта, и персы заняли Тарс. 108 По-видимому, еще раньше этих военных действий Шахрбараз овладел Дамаском. 109 После этого нового удара Ираклий попытался вступить в переговоры с Хосровом и отправил к нему посольство; но послы не были приняты. Таково сообщение Феофана. 110

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО гос-во крестоносцев на Ближ. Востоке (1098-1268), основанное участниками 1-го крестового похода. Находилось в вассальной зависимости от Иерусалимского королевства ; в нек-рые периоды в XII в.- от Византии. Территория А. к. располагалась между средиземноморским побережьем Сирии и р. Евфрат, в 10-30-х гг. XII в. в его состав входила также Киликия (совр. юго-восток Турции и северо-запад Сирии). В вассальной зависимости от А. к. находились графства Эдесса (до 1144) и Триполи (с 1163). Первым правителем княжества стал после взятия Антиохии (3 июня 1098) один из предводителей 1-го крестового похода, гр. Боэмунд Тарентский . Воспользовавшись раздробленностью мусульм. сил, крестоносцы смогли укрепиться в Антиохии и ее окрестностях, в течение 4-5 лет расширить свои владения и сформировать гос. структуру. Правящая элита А. к. сформировалась из крестоносцев, их семейств и католич. духовенства, подчиненного лат. Антиохийскому патриарху. Структура власти была построена по обычной для Зап. Европы вассально-ленной модели: гос-вом управлял сеньор (князь - princeps), к-рому подчинялись землевладельцы-вассалы, держатели ленов, составлявшие его войско - главную опору власти. В условиях постоянной внешней угрозы это обеспечивало мобилизацию сил и жизнеспособность гос-ва. В то же время неразрешимой проблемой оставалась малочисленность рыцарского войска европейцев. Первоначально его основу составили рыцари-норманны из Юж. Италии и Сицилии, соратники Боэмунда и его племянника Танкреда. Однако после разгрома войска норманнов при Дарб-Сармаде (1119) преобладающим элементом среди «латинян» в А. к. постепенно стали выходцы из Юж. Франции и Лотарингии. Кроме того, большую роль в А. к. стали играть представители арм. знати из Киликийской Армении , имевшие прочные позиции в Киликии и Сев. Месопотамии. В 1098 г. кн. Боэмунд был усыновлен киликийским правителем Торосом из династии Рубенидов, что обеспечило союз франков и армян, направленный прежде всего против мусульман. В религ. сфере между лат. и арм. группами знати поддерживался определенный паритет. В кон. XII - нач. XIII в. породнившиеся к тому времени династии антиохийских князей и киликийских Рубенидов вступили в соперничество за права на престол А. к. С 1201 г. Раймонд Рубенид, поддержанный своим дедом Левоном II, царем Киликийской Армении, вел с Боэмундом IV войну за престол, закончившуюся лишь со смертью Левона (1219). Во 2-й пол. XII в. большое значение в жизни А. к. и в обороне его границ приобрели военно-монашеские ордена тамплиеров и госпитальеров, к-рые получили в свое управление нек-рые области и отвечали за их оборону. Политика в отношении вост. христиан

http://pravenc.ru/text/115778.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010