510 Речь идет о Вардане Аревелци, или Вардане Великом (1196/97–1271), известном ученом и историографе. Оставил большое литературное наследие, в том числе ценный исторический труд – «Всеобщую историю». Начинается она с сотворения мира и завершается серединой XIII века. 512 Данное житие сохранилось также в одной из рукописей армянского монастыря св. Якова в Иерусалиме (см.: С. Сюрмеян. Каталог армянских рукописей монастыря св. Якова в Иерусалиме, т. I. Венеция, 1948, с. 235), однако она имеет дефекты. 513 См.: Э. Багдасарян. Житие Георга Скевраци, – Банбер Матенадарани. Ереван, 1964, 7, с. 399–434. 515 Рукопись жития была переписана в монастыре Камрик в 1322 г. каллиграфом Степаносом. Ссылаясь на Г. Алишана, который упоминает жившего в это время в Скеврском монастыре писца Степаноса, писавшего жития святых для некоего почтенного старца Абраама, Э. Багдасарян полагает, что автором «Жития Георга Скевраци» мог быть этот Степанос и что переписчик рукописи и автор жития одна и та же личность (см. там же). 517 См.: Месроп Тер-Мовсесян. История перевода Библии на армянский язык. СПб, 1912 (на рус. яз.). 518 См.: Г. Джаукян. Грамматические и орфографические труды в древней и средневековой Армении. Ереван, 1954 (на арм. яз.); Л. Хачерян. Языково-грамматическая теория «искусства письма» в средневековой Армении. Ереван, 1962 (на арм. яз.). 523 Валаам – месопотамский волхв. Моавитянскнй царь, чувствуя свое бессилие в борьбе с евреями, решившими возвратиться на родину, возложил надежды на магию и призвал к себе Валаама. Последний, несмотря на предостережение свыше, пустился в путь. В дороге он получил новое предупреждение через ослицу, заговорившую человечьим голосом, которая обличала его безумие. И вот, по воле Божьей, Валаам после пышного пира, данного в его честь, вместо проклятия трижды благословил Израиль (см.: Чис.22–24, 31 ). 524 Каиафа – иудейский первосвященник. Согласно Библии был приверженцем римской власти и первым дал совет пожертвовать Христом. 526 Хетум – имеется в виду Хетум I, которого автор называет третьим царем Киликийского армянского государства. Как известно, княжеская власть Рубенидов и Киликии утвердилась в 1080 г., однако царем Киликийского армянского государства был официально провозглашен в 1198 г. Левон II (1187–1219). После его смерти на престол была посажена его малолетняя дочь Забел (Изабелла), однако фактическая власть находилась в руках ее опекуна Константина, который выдал ее сначала замуж за антиохийского князя Филиппа, но вскоре заключил его в тюрьму и женил на ней своего сына Хетума. Годы царствования Хетума I – 1226–1268. В 1268 г. он отказался от престола в пользу своего сына Левона III и ушел в монастырь, где и умер в 1270 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В 1279 г. И. из М., уже будучи членом францисканского ордена, в составе группы миссионеров был направлен в страны Ближ. и Ср. Востока. В нач. или в сер. 80-х гг. XIII в. он находился при дворе монг. правителей Ирана, входившего в это время в состав гос-ва Хулагуидов, и, вероятно, участвовал в переговорах с ильханом Аргуном (1284-1291), рассматривавшим возможность военного союза с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и Сирии против мамлюков. В составе католич. миссии И. из М. прибыл в Киликийскую Армению и оставался там в первые месяцы правления царя Хетума II (правил с перерывами с 1289 до 1305), сторонника политического союза с западноевроп. гос-вами и церковной унии с Римом. И. из М. пользовался личным расположением Хетума II, который в 1293 г. вступил в орден францисканцев. В нач. июля 1289 г. И. из М., возглавивший арм. посольство к папе Римскому, был принят Николаем IV . К этому времени папа получил от посла ильхана Аргуна Раббана Саумы (1287-1288) сведения о том, что монг. хан Хубилай (1260-1294, с 1279 император Китая), укрепивший свою власть в Китае, готов принять при своем дворе католич. миссионеров. Заинтересованный в союзе с правителями Востока папа Римский Николай IV начал подготовку новой миссии, во главе к-рой по рекомендации генерала ордена францисканцев Иоанна Пармского и министра-генерала Раймонда Гауфреди он поставил И. из М. Ему были вручены 26 папских посланий, адресованных правителям Киликийской Армении, Закавказья, ильхану Аргуну, хану Чагатайского (Джагатайского) улуса Хайду (1230-1301), основателю монг. династии Юань в Китае хану Хубилаю, предстоятелям и иерархам несторианской, сиро-яковитской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви. Христ. правителей и предстоятелей Церквей папа призвал оставаться верными христ. религии и оказать поддержку католич. миссионерам (Les Registres de Nicolas IV. N 2229-2239). Хана Хубилая папа Римский просил принять И. из М. (в письме подтверждались его полномочия на ведение миссионерской деятельности), а также призвал кит. правителя к размышлениям о принятии христ. веры (Ibid. N 2241-2242). В кон. июля - нач. авг. 1289 г. И. из М. как папский легат отправился через Анкону в Венецию и далее по морю до Аяса (Лаяццо, порт в М. Азии на берегу совр. зал. Искандерун), куда он прибыл осенью того же года. Передав папские послания в Сисе, столице Киликийской Армении, в кон. 1289 или в нач. 1290 г. францисканец отправился в Тебриз (там была францисканская миссия), где к нему присоединились доминиканец Николай из Пистои и генуэзский (по др. версии, пизанский) купец Пьетро ди Лукалонго, успешно торговавший в Китае.

http://pravenc.ru/text/471240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ПЛУЗ [арм. (?)(?) ] (между 1220 и 1240, сел. Арка (по др. сведениям, г. Ерзнка - ныне Эрзинджан в Турции), пров. Екехеац - 1293, мон-рь Акнер, Киликийская Армения), арм. ученый-энциклопедист, богослов, церковно-общественный деятель. Прозвище Плуз, по одной версии, в переводе с армянского означает «маленький» и было дано О. Е. П. из-за небольшого роста, по другой - происходит от франц. слова «bleu» (голубой): из-за цвета глаз О. Е. П. мог получить это прозвище в Киликийской Армении , где был распространен франц. язык. Младшим современником О. Е. П. был Ованнес Ерзнкаци Цорцореци , придерживавшийся противоположных прокатолич. взглядов, что не помешало многим последующим авторам и исследователям ошибочно их отождествлять. Жизнь О. Е. П. происходил из княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре св. Минаса на горе Сепух, затем учился в мон-ре Кайенского ущелья близ Ахпата у Вардана Великого. В 1268 г. получил степень вардапета . После смерти Вардана Великого (1271) вернулся в Ерзнку. В следующем году здесь, близ дер. Тил, произошло обретение останков католикоса Нерсеса I Великого , к-рое О. Е. П. как очевидец описал в «Истории обретения останков Нерсеса Великого». Уже в 70-80-х гг. XIII в. О. Е. П. был известен как ученый-богослов, автор церковных канонов и светских установлений, борец против униатов. В эти годы он много путешествовал по арм. церковным и культурным центрам, давал наставления духовным и светским лидерам Армении и Киликии (тогда остро стоял вопрос сохранения царства Киликийской Армении); побывал в Ромкле, где находился католикосат Армянской Апостольской Церкви , в Сисе, Дразарке, Иерусалиме, Карине (Феодосиополе), Тпхисе (Тбилиси) и многих арм. мон-рях. В 1281 г., находясь как паломник в Иерусалиме, О. Е. П. составил увещевательную речь по просьбе вардапета Степаноса Курикосци. На обратном пути он остановился в Киликии и по предложению католикоса Акопа I Клаеци в 1281-1283 гг. преподавал здесь грамматику и богословие в семинарии католикосата. В 1284 г. во дворце кор. Левона II О. Е. П. произнес речь по случаю посвящения в рыцари принцев Хетума и Тороса. После этого он уехал в Тпхис, где по просьбе Вахтанга, сына кн. Умека, и еп. Иоанна прочел в соборной церкви пространную проповедь на астрологическую тему. Отсюда О. Е. П. вернулся в Ерзнку. Во время землетрясения 1287 г. он находился на горе Сепух.

http://pravenc.ru/text/2578139.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Президент Армении будет присутствовать на мессе, которую Папа Франциск совершит для армянских верующих 08.04.2015 22:09 Версия для печати Рим, 8 апреля, I.MEDIA/Благовест-инфо. Президент Армении Серж Саргсян будет присутствовать на мессе, которую Папа Франциск совершит 12 апреля в Ватикане для армянских верующих. Богослужение состоится за несколько дней до 100-летия начала геноцида армян в Османской империи. В мессе, которая состоится в ватиканской базилике св. Петра, примет участие армяно-католический патриарх Нерсес Петрос XIX, а среди гостей будут высокие иерархи Армянской Апостольской Церкви – Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II и Киликийский Католикос Арам I. Во время литургии понтифик торжественно причислит великого армянского святого Григора Нарекаци (ок. 950-1005) к сонму учителей Церкви. Б о льшая часть мессы будет совершаться по латинскому обряду, однако в нее будут включены некоторые элементы армянского богослужения. Богослужение состоится за несколько дней до 24 апреля – скорбной даты в армянском календаре: в этот день в 1915 году на территории Османской империи начались массовые преследования армян, в ходе которых погибло около 1,5 млн. человек.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в мероприятиях в Армении 28.09.2015 26-28 сентября 2015 года в Армении прошла заключительная часть официальных церковно-государственных мероприятий, посвященных сотой годовщине геноцида армянского народа . По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятиях приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в состав которой вошли митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Делегации других Поместных Православных Церквей возглавили: патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II; епископ Седнайдский Лука (Антиохийский Патриархат); епископ Моравичский Антоний (Сербский Патриархат); митрополит Потийский и Хобский Григорий (Грузинский Патриархат); митрополит Трансильванский Лаврентий (Румынский Патриархат); епископ Неапольский Порфирий (Кипрская Православная Церковь); епископ Билисский Астий (Албанская Православная Церковь); архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). На мероприятии также были представлены Киликийский Католикосат Армянской Апостольской церкви, Сиро-Яковитская, Коптская, Маланкарская, Маронитская и Мелькитская церкви, ряд протестантских деноминаций и Всемирный совет церквей. Римо-католическую делегацию возглавил префект Конгрегации по делам Восточных Католических церквей кардинал Леонардо Сандри. 26 сентября в духовной семинарии Армянской Апостольской церкви " Геворкян " в Эчмиадзине , состоялся торжественный приём, в ходе которого главы приехавших в Армению делегаций обратились с приветственными словами к верховному католикосу и патриарху всех армян Гарегину II. В своем выступлении митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий передал главе Армянской Апостольской церкви сердечное приветствие от патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отметил, что Русская Православная Церковь придает большое значение воспоминанию трагических событий столетней давности, в ходе которых массово пострадало христианское население Османской империи . Их осмысление особенно актуально в наши дни, когда христиане на Ближнем Востоке и в ряде других регионов мира вновь подвергаются преследованиям и гонениям за веру. По словам владыки Феодосия, прославление Армянской Апостольской церковью полутора миллионов своих чад, совершенное в апреле текущего года, стало знаковым событием для всего цивилизованного мира.

http://drevo-info.ru/news/19528.html

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в мероприятиях в Армении 28 сентября 2015 г. 19:05 26-28 сентября 2015 года в Армении прошла заключительная часть официальных церковно-государственных мероприятий, посвященных сотой годовщине геноцида армянского народа. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятиях приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в состав которой вошли митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Делегации других Поместных Православных Церквей возглавили: Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II; епископ Седнайдский Лука (Антиохийский Патриархат); епископ Моравичский Антоний (Сербский Патриархат); митрополит Потийский и Хобский Григорий (Грузинский Патриархат); митрополит Трансильванский Лаврентий (Румынский Патриархат); епископ Неапольский Порфирий (Кипрская Православная Церковь); епископ Билисский Астий (Албанская Православная Церковь); архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). На мероприятии также были представлены Киликийский Католикосат Армянской Апостольской Церкви, Сиро-Яковитская, Коптская, Маланкарская, Маронитская и Мелькитская Церкви, ряд протестантских деноминаций и Всемирный совет церквей. Делегацию Святого Престола возглавил префект Конгрегации по делам Восточных Католических Церквей кардинал Леонардо Сандри. 26 сентября в духовной семинарии Армянской Апостольской Церкви «Геворкян», расположенной в Первопрестольном святом Эчмиадзине, состоялся торжественный прием, в ходе которого главы приехавших в Армению делегаций обратились с приветственными словами к Верховному Католикосу и Патриарху всех армян Гарегину II. В своем выступлении митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий передал Главе Армянской Апостольской Церкви сердечное приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отметил, что Русская Православная Церковь придает большое значение воспоминанию трагических событий столетней давности, в ходе которых массово пострадало христианское население Османской империи. Их осмысление особенно актуально в наши дни, когда христиане на Ближнем Востоке и в ряде других регионов мира вновь подвергаются преследованиям и гонениям за веру. По словам владыки Феодосия, прославление Армянской Апостольской Церковью полутора миллионов своих чад, совершенное в апреле текущего года, стало знаковым событием  для всего цивилизованного мира.

http://patriarchia.ru/db/text/4233203.ht...

Накануне Дня памяти жертв геноцида (отмечается армянами 24 апреля) Армянская Апостольская Церковь проведет чин причисления к лику святых 1,5 млн армян, убитых в годы геноцида в Османской империи. 30 января. ПРАВМИР. Оригинал зачитанного президентом Армении документа был сдан на хранение в Музей-институт геноцида армян. Один его экземпляр будет направлен генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, а другой экземпляр — будет передан в Национальный архив Республики Армения. При участии двух Католикосов Армянской Апостольской Церкви — Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II и Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I — в Армении прошла официальная церемония оглашения Всеармянской декларации к 100-летней годовщине геноцида армян в Османской империи, — сообщает Благовест . Документ был зачитан президентом Армении Сержем Саргсяном 29 января у вечного огня в Мемориальном комплексе памяти жертв трагедии «Цицернакаберд». До этого в Ереване прошло заседание Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян. Выступая перед собравшимися, Католикос всех армян Гарегин II напомнил, что накануне Дня памяти жертв геноцида (отмечается армянами 24 апреля) Армянская Апостольская Церковь проведет чин причисления к лику святых 1,5 млн армян, убитых в годы геноцида в Османской империи. Декларацией осуждаются спланированные и последовательно совершенные различными режимами Османской империи и Турции в период 1894-1923-х годов действия против армянского народа, направленные на уничтожение армянства, лишение армянского народа своей родины, массовая резня и погромы, этнические чистки, уничтожение армянского культурного наследия, а также отрицание факта геноцида, все попытки избежать ответственности, умалчивать или оправдывать совершенные преступления и их последствия как продолжение преступления и поощрение к совершению новых геноцидов. Документ осуждает незаконную блокаду Республики Армения со стороны Турецкой Республики, проявляемую ею на международных площадках антиармянскую позицию, а также выдвижение предусловий в процессе нормализации межгосударственных отношений, расценивая это как результат длящейся до сегодняшнего дня безнаказанности за геноцид армян.

http://pravmir.ru/v-erevane-oglasili-vse...

К сожалению, когда в 1179 г. 35 армянских епископов (из них около 10 - из Великой Армении) собрались на собор в Хромкле, план все же был отвергнут. Решили, что с ним нужно еще поработать. Но через несколько лет скончались все главные сторонники единства, а начавшееся резкое ослабление военной мощи Византии и серия дворцовых переворотов в Константинополе заставили и византийскую сторону отойти от переговоров. И тем не менее через несколько лет Алексий III Ангел (1195-1203 гг.) был готов для новой попытки. На армянском соборе в Тарсе (1196 г.) председательствующий местный епископ Нерсес заявил, что Армянская и Греческая Церкви исповедуют одну и ту же веру и что разница между ними лишь в словах, но не в сути. Тем не менее и эта попытка сорвалась как из-за юрисдикционных споров между двумя Церквами, так и из-за злополучного IV Крестового похода, надолго прервавшего все попытки объединения. Срыв всех этих попыток объединения - настоящая трагедия: ведь цель была так близка! Представители Армянской церкви, по существу, признали, что ее традиционное антихалкидонство во многом вызвано политическими, а не богословскими соображениями. Как и можно было предвидеть, провал переговоров об объединении вкупе с шатким политическим положением Киликийского княжества заставил армян обратить взоры на Запад. Как правило, отношения между Киликийской Арменией и Западом, особенно после основания крестоносных государств, были сердечными и дружескими. У обеих сторон были общие военные враги - византийцы и мусульмане. Армянское аристократическое сословие было признано надменными франками - во всяком случае, армяне считались единственным ближневосточным народом, с представителями которого крестоносцы готовы были вступать в брачные узы. Эти дружеские отношения в конце концов привели к принятию правящей киликийской династией латинских феодальных законов, одежды и даже института рыцарства. А культурные связи вскоре неизбежно привели к переговорам о единстве с Латинской церковью. Для Армянской церкви (так же как и для Византийской) XIII в. был периодом активных попыток латинизации, как показывает миссионерское распространение по Востоку западных монашеских орденов. Однако унионистские переговоры были изначально весьма непопулярными среди армянского народа как в Великой Армении, так и вне ее. Не прибавлял им популярности и тот факт, что Рим постоянно требовал реформирования армянской богослужебной практики по латинскому образцу. Но политические выгоды от такого союза были столь важны для киликийского правящего двора, что он силовым методом настоял на подписании нескольких соглашений о принятии Армянской церковью западных календарных и литургических традиций, Халкидонского Собора и папского верховенства. Уния с Римом была в первый раз принята Киликийской Арменией на соборе в Тарсе в 1198 г., затем вновь в 1307 г. в Сисе и в 1316 г. - в Адане. Однако не находящееся под властью киликийских князей население и иерархия Великой Армении наотрез отказались принимать подобное единство.

http://sedmitza.ru/lib/text/434835/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ [Арм. ] (1153, крепость Ламброн, Киликия - 14.07.1198, мон-рь Скевра, там же), свт. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), архиеп. Тарса ; писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении . Мирское имя Смбат. Сын кн. Ошина II Хетумяна и Шахандухт Пахлавуни, племянницы католикоса Нерсеса IV Шнорали . Отец владел крепостью Ламброн. Первыми учителями Смбата были монахи мон-ря Скевра, а также его мать, к-рая обучила его греч. языку. Когда юноше исполнилось 16 лет, она отправила его в Ромклу, крепость на Евфрате (Сев. Сирия), где в то время находилась резиденция католикосов ААЦ. Там он учился в Высшей школе Католикосата под покровительством родственников, католикосов Григора III Пахлавуни и Нерсеса IV Шнорали; в совершенстве овладел греческим, латинским, сирийским, коптским и еврейским языками. Нерсес IV Шнорали рукоположил его во священника в 16 лет и дал ему свое имя. В 1176 г. католикос Григор IV Тха возвел его в сан архиепископа Тарса. Последние годы жизни Н. Л. провел при дворе киликийского царя Левона I Великого, заведовал делами гос. управления, был советником и переводчиком. Несмотря на свое знатное происхождение, с юности Н. Л. избрал духовное поприще, посвятил себя церковной, научной и лит. деятельности. Свое наследство в 30 тыс. золотых он потратил на собирание арм. рукописей, создание школ, книгохранилищ, восстановление армянских храмов и мон-рей. Н. Л. сделал многое для упорядочения гос. жизни Киликийской Армении. Он переводил и составлял своды законов для всех сфер гражданской, военной, церковной и дипломатической жизни страны. Известность Н. Л. как влиятельного церковно-политического деятеля распространилась за пределами Киликии. Он стал признанным ученым на всем Ближ. Востоке. Благодаря своему риторическому таланту Н. Л. прославился и как проповедник. Армянские и иностранные авторы сравнивали его с Демосфеном, Цицероном, со свт. Иоанном Златоустом. За свою мудрость и благочестие он почитался греками, сирийцами, римлянами. В 1178/79 г. Н. Л. участвовал в Соборе ААЦ в Ромкле. По поручению кн. Левона II Рубенида в 1190 г. встречал войско крестоносцев во главе с кор. Фридрихом I Барбароссой. В 1196/97 г. в качестве посла отправился к К-поль, чтобы урегулировать отношения Киликийской Армении с Византией.

http://pravenc.ru/text/2565086.html

Собор св. Григория Просветителя в Ереване. 2001 г. Архит. С. Кюркчян Собор св. Григория Просветителя в Ереване. 2001 г. Архит. С. Кюркчян Более активно развивалось церковное искусство, гл. обр. архитектура XX в., в арм. диаспорах (за исключением СССР и Вост. Европы), где строительство храмов не прекращалось. Типологически и стилистически эти храмы разнообразны, одни имитируют средневек. архитектуру или воплощают ее в стилизованном виде (колокольня ц. Аствацацин в Кумкапы в Стамбуле (1902); ц. Вардан Зоравар в Нью-Йорке (архит. Р. Исраелян)), др. являются примерами использования в храмоздательстве совр. технических новшеств и преобразования пространства (часовня Сурб Саркис на арм. кладбище в Балыклы в Стамбуле (архит. Э. Шахпази, 1985)). В нек-рых из построек возродилась традиция храмовой росписи (напр., ц. Вардан Зоравар в Нью-Йорке). В связи с активизацией строительства новых церквей в постсоветское время перед зодчими встала проблема выбора художественного направления. По итогам ереванского конкурса в столице А. возведена ц. св. Григория Просветителя (архит. С. Кюркчян, 2001), в к-рой пространство храма решено посредством сильно увеличенных форм притворов XIII в. с перекрытием на 2 парах скрещенных арок. Новые формы и решения в области церковного зодчества представлены постройками в Ереване: мемориальный комплекс с часовней на холме Ераблур (архит. А. Мхитарян, 90-е гг. XX в.), колокольня ц. Сурб Саркис (архит. Р. Джулакян, 2001), открытый алтарь перед собором Эчмиадзин (архит. Дж. Торосян, Джулакян, 2001). В большинстве случаев выбор заказчика останавливается на проектах, повторяющих известные композиции средневек. архитектуры (церкви архит. Б. Арзуманяна в Спитаке, Севане, Ереване, 90-е гг. XIX в.). Сохранение памятников искусства Памятники архитектуры и монументального искусства на территории А. находятся под наблюдением Управления по охране и использованию памятников истории и культуры при Совете министров Республики Армения, Армянского об-ва по охране и восстановлению историко-архитектурных памятников, а в последние годы восстановлением занимается и Армянская Апостольская церковь. Станковая живопись, скульптура, рукописное наследие и образцы прикладного искусства находятся гл. обр. в ЕГИМА, Гос. картинной галерее Армении (Ереван), Гос. музее этнографии Армении (Сардарапат), Музее совр. искусства Армении (Ереван), Ин-та древних рукописей им. Месропа Маштоца - Матенадаран (Ереван), Музее собора Эчмиадзин, Золотой кладовой и Музее-сокровищнице Эчмиадзинского Католикосата, в музеях Киликийского Католикосата (Антильяс, Ливан), мон-ря св. Иакова Иерусалимского Армянского Патриархата, мон-рей мхитаристской общины в Вене и на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции, в частных собраниях (Г. Гюльбекяна, Т. Ханкелекяна, А. Геворгяна).

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010