Пресв. Богородица с Младенцем. Икона. 2-я пол. XIII в. (ц. Сан-Франческо в Аверсе) В Центр. и Юж. Италии извод «М.» получил большое распространение и был воплощен в различных вариантах иконографии и в разной стилистике. Он встречается уже с кон. XII в. на почитаемых иконах городов и мон-рей в областях Калабрия, Абруццо, Апулия - районах, издавна входивших в состав Вел. Греции, а в средневековье сохранявших тесные экономические и торговые связи с Восточно-Римской империей, позднее с Византией. Являясь святынями мон-рей и городских коммун, эти иконы, как правило, отличаются большими размерами (80 см - 2,5 м). Часть икон повторяла образ «М.», известный в памятниках Синая и близкий к культуре Кипра. Поясное изображение Богоматери в мафории с Младенцем в прозрачных одеяниях, перевязанных красной лентой, воспроизведено на иконе Божией Матери (Madonna del Pilerio) из собора в Козенце (2-я пол. XIII в., Национальная галерея в Козенце). Богоматерь на иконах «М.» может быть изображена сидящей на троне и облаченной в мафорий, с обнаженным Младенцем, как на иконе из ц. Сан-Франческо в Аверсе (2-я пол. XIII в.), или с Младенцем в хитоне золотистого цвета с алой перевязью, как на иконе Божией Матери (Madonna della Cantina) из епархиального музея Гаэты (70-е гг. XIII в.). Жесты Еммануила всякий раз могут различаться: Он может благословлять правой рукой и держать в левой свиток, может держать цветок лилии (на иконе из Аверсы), может обхватывать грудь Богоматери обеими руками (на иконе из Козенцы). Для этих икон характерно изображение неск. головных покровов Богоматери - красного или голубого цвета поверх мафория, в чем видится влияние кипрской святыни - Киккской иконы Божией Матери. Эта вариативность свидетельствует о подвижности, живом процессе формирования, развития извода «М.» в средние века. К этому же византинизирующему направлению близки иконы из ц. Санти-Косма-э-Дамиано в Пизе (письма тосканского мастера, 60-80-е гг. XIII в.; Mother of God. 2000. Cat. 70), из Мола-ди-Бари (поздний XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

Даниила. Доселе в мон. сохранился колодезь, ископанный пр. Даниилом. В день Св. Троицы совершается в мон. крестный ход из всех церквей города, a 28 июля вокруг мон. При мон. школа и странноприимный дом. Троицкий-Николаевский , зашт., в г. Гороховце. Основан в 1644 г. Успенский Косьмин , 3 кл., в 40 в. от Владимира, близ с. Лыкова, на р. Яхроме. Основан в 1482 г. пр. Космой (см. 18 февр.), мощи которого почивают под спудом в соборном храме мон.; здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромской, явившаяся в 1482 г. пр. Косме. В 1666–1675 г. здесь был игуменом св. Митрофан Воронежский , с собственноручной надписью которого в мон. хранится Евангелие. Флорищево-Успенская пуст., зашт., общ., в 25 в. от г. Гороховца, на горе, называемой Флорищевой. Основана в XVII в. схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митр. Суздальский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 г. К святыням обители принадлежат особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 г., Успения – копия Киево-Печерской, Цареградская – времен Илариона, Одигитрии, Троеручицы – дар патр. Никона, копия Киккской. Находящиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и др., написаны знаменитым царским иконописцем XVII в., Симоном Ушаковым. Ризница богата вкладами царя Феодора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранятся ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII в. Крестные ходы вокруг пуст. бывают 29 июня и 15 авг. Пуст. имеет больницу для братии и странноприимный дом. К ней приписан: Знаменский Красногривский , в г. Гороховце, основанный в 1670 г.; здесь замечательны царские врата XVII в. и клиросы, украшенные стихами из «Лествицы» с изображениями. Княгинин Успенский , 1 кл., в г. Владимире. Основан в 1199 г. кн. Мариею (в иночестве Марфой), супругою вел. кн. Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 г. мон. был разорен татарами; возобновлен в нач. XVI в.; в 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною» ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267). По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II , патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 94-95). Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к мон-рю гору ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 268). Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек. «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря (Р 12, XVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (Hieros. Patr. 328, 1695 г., ныне в б-ке Исследовательского центра Киккского мон-ря на подворье Архангелу мон-ря , который описан А. И. Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740, не сохр., издан А. Папагеоргиу). Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о К. и. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала XII столетия. В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех. Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто». Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца. Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

http://pravoslavie.ru/1960.html

цветн. илл. 28). С. Ушаков. Богоматерь Елеуса-Киккская. Икона. 1668г. 130х76 см. ГТГ Что характерно именно для Ушакова, он был не только «знаменщик», но «личник» и в иконе Благовещения в храме Грузинской Божией Матери работал только лица (и то, очевидно, немногие), в сотрудничестве с Кондратьевым и Яковом Казанцем. И вот все главные лица в этой иконе: и Спас, и Божия Матерь, и Ангелы – ясно повторяют тот же идеальный Лик его Спасителя, его лепку, его бледность и мягкость, и выражение. «Нигде в других странах, – говорит Иосиф Изограф в своем витиеватом послании к Симону Ушакову «О премудрости живописующих», – не видать такого бесчинства, как ныне у нас. На честное то и премудрое иконное художество поношение и уничижение от невежд произошло по следующей причине. Везде по деревням и по селам прасолы и щепетинники иконы крошнями таскают, а писаны оне таково ругательно, что иные походили не на человеческие образы, а на диких людей. И, что всего бесчестнее, прасол у прасола их перекупает, что щепье, по сту и по тысячи в кострах; шуяне, холуяне, палешане на торжках продают их и развозят по заглушным деревням, и вразнь на яйцо и на луковицу, как детские дудки, продают, а большею статьею на опойки и на всякую рухлядь меняют. И простой народ щепетинники те своими блудными словами обаяючи, говорят, будто от доброписания спасения не бывает; и то слышавши, сельские жители добрых письмен не сбирают, а ищут дешевых». Все это красноречие более чем несправедливо, и напрасно порицаются витиеватым Иосифом шуяне и палешане, которые и в н. ХХ в. являлись, вместе со слободою Мстерою и Холуем, высшими иконописными общинами России, работавшими не покладая рук в глуши бездорожной, лесной, но издревле просвещенной Суздальской обл. Чтобы судить о русском иконописании в XVIII в., когда оно было поддерживаемо Петром I, и в XIX в., когда его поддерживали старообрядцы, главным образом, московские, северные и приволжские, следует прежде всего обратиться к циклу иконных тем современного иконописания и его разнообразным манерам и пошибам. Из них собственно «старинщики» выходили из Мстеры. Они имели большие мастерские: таковы фамилии Мумриковых, Сусловых, Цепковых, Сафоновых, Шитовых. Из них же Дикаревы, Чириковы, Брягины, Юкин, Гурьянов выехали в Москву и владели там мастерскими, подобно своим предшественникам середины XIX в., также руководившим иконописью и поисками ее старины. Холуй издавна стал работать в «живописном пошибе», тогда как Палех еще в середине XIX в. прославился строгостью своего греческого стиля, хотя под покровом греческой иконописи проходили целыми веками греко-итальянские или итало-критские образцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

По окончании Литургии митрополит Феогност прочитал молитву перед чудотворной иконой Божией Матери «Милостивая». Затем архиерей поздравил матушку Иулианию с днем игуменской хиротесии, которая состоялась 25 ноября 1999 года, в день возвращения иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевскую обитель, и передал благословение и поздравление Святейшего Патриарха Кирилла. В завершение владыка Феогност обратился к верующим с архипастырским словом. Образ Божией Матери «Милостивая», имеющий древнюю и богатую историю благодаря обилию чудесных исцелений и случаев благодатной помощи, прославился далеко за пределами обители, привлекая к себе молящихся. Монастырское предание связывает чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая Киккская», написанным, по преданию, евангелистом Лукой и находящимся в Киккском монастыре на Кипре. Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чудотворного образа Богоматери «Милостивая» относится к XVIII столетию. Известно, что в начале XX века при игумении Марии (Коробке) Милостивая икона была одной из наиболее почитаемых в монастыре. В 1923 году икону перенесли из разоренной обители в находящийся неподалеку храм Илии Обыденного. Игумения Мария поставила перед образом свой жезл и произнесла напутственное слово, вручая сестер Царице Небесной. Долгие годы осиротевшие монахини и послушницы молились перед этим образом. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Илиинском храме было создано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая», поставившее своей целью воссоздание Зачатьевского монастыря. С первых же дней сестры стали сугубо молиться Пресвятой Богородице, читая акафист перед Ее иконой. В 1992 году первые насельницы вновь стали жить на монастырской территории. Начались работы по восстановлению надвратного храма обители. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы с изображением на его полях игуменского жезла. 3 апреля 1993 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, список был освящен и перенесен в восстанавливаемую обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/6080275.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (197) , (13) . в этом году (за прошлые годы с 2013-07-27) Происхождение изображения: Загружено 2013-07-27, анонимно. Описание: Чудотворная икона Киккская ( " Сфалангиотисса " из кипрского одноименного м-ря). В нескольких километрах к северу от автодороги Никосия-Пафос, в окрестностях города Лимассол находится женский монастырь в честь иконы Божией Матери Сфалангиотиссы. Его основание в этих местах связывают со следующим преданием: во время одного из нашествий арабов на остров монах-отшельник, живший здесь в предгорье Троодоса в пещере, искал, где можно спрятать от врагов образ Пресвятой Богородицы. Увидев густой кустарник, он оставил его там, и образ был чудесно укрыт от осквернения. Позже люди обратили внимание, что по молитвам у чудотворной иконы Богородицы многие исцелялись от укуса фаланги, паукообразного животного жившего во множестве в этих местах. От этого образ и получил свое название. Божья Матерь " Сфалангиотисса " дарует исцеление от кожных болезней и укусов насекомых. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Милостивая (Киккская, Киккотисса) " .

http://pravicon.com/image-21900

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010