Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Однажды во время охоты дука Мануил Вутомит заблудился в лесах Троодоса и на горе Коккос встретил монаха-отшельника И., одетого в козью шкуру. Разгневавшись на инока, к-рый не хотел отвечать на вопросы, Мануил жестоко избил его. Вернувшись в резиденцию в Лефкосии, дука заболел. Поняв, что Бог наказал его за избиение инока, Мануил раскаялся и получил исцеление. Когда он решил отправиться к И., чтобы просить прощения, Пресв. Богородица в царском облачении явилась И. во сне, сообщила ему о намерении Мануила и велела, чтобы в качестве епитимии тот привез Ее икону из царского дворца в К-поле. Дука попросил И. сопровождать его в этой поездке. Вскоре император назначил на Кипр наместника по имени Георгий (неизв. по др. источникам), а Мануилу велел вернуться в К-поль. Прибыв ко двору, Мануил не смог найти подходящий момент, чтобы изложить свою просьбу, и И. решил возвратиться на Кипр, т. к. его тяготила жизнь в столице. Мануил заказал для И. 2 иконы (Христа на престоле и 2-частную: Св. Троицы и Божией Матери с Младенцем и предстоящими ктиторами - Мануилом Вутомитом и И.) и дал деньги на постройку ц. во имя Св. Троицы на горе Коккос. Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г. Во сне И. явился ангел и утешил его, сказав, что вскоре император пришлет ему икону. Вернувшись на Кипр, И. построил церковь, кельи и основал мон-рь. В это время единственная дочь императора заболела тем же недугом, к-рым страдал Мануил, и ни один врач не мог исцелить ее. Мануил рассказал императору о своей болезни, об исцелении и обете, и тот дал слово отправить икону на Кипр, после чего его дочь сразу же выздоровела. Однако император не сдержал обещания, и вскоре та же болезнь настигла и его. Ночью ему явилась Пресв. Богородица и укоряла за нарушение обета. Раскаявшись, император снарядил корабль и отправил икону на Кипр с кодикеллом (имп. диплом о назначении на должность или о пожаловании титула; видимо, имеется в виду предоставление Киккскому монастырю статуса императорского). Кипрскому наместнику император велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год правления императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса. И. построил большой собор, новые кельи и назначил игумена. По версии Ефрема Афинянина, И. также составил монастырский Типикон (Ibid. Σ. 34).

http://pravenc.ru/text/674810.html

О.В. Губарева Глава 4. Киккская икона Божией матери («Милостивая») Киккская икона Божией Матери на престоле со святыми и пророками. (Фрагмент) 1080–1130 гг. Синай «Нова нам Младенца родила еси Ветхого деньми…» 121 Существует несколько иконографий, которые по внешним приметам относят к «Умилению», но по богословскому содержанию они настолько различны, что их следует рассматривать отдельно. Речь идёт об иконах, где Богомладенец изображен с вывернутыми ручками и ножками в странном круговом движении. При этом Богородица и Христос вместе держат свиток (которого нет в иконографии «Умиление»). За такими иконами издревле укрепилось название «Взыграние Младенца». «Играться» по-древнерусски означает радоваться, веселиться. Но лик Богомладенца Христа задумчив и спокоен. Вечность и отрешённость запечатлелись в чертах Его Пречистой Матери. В Евангелии есть слова: «Взыграл младенец радостно во чреве моем», – но они принадлежат не Деве Марии, а праведной Елисавете ( Лк.1:44 ). Откуда же такое название и необычная поза Младенца? Обратимся к одной из наиболее древних и хорошо сохранившихся икон этого извода – к списку XIII века, исполненному с чудотворного Киккского образа Пресвятой Богородицы кипрским иконописцем святым Феодором. Икона, написанная, по преданию, апостолом Лукой, получила свое название от горы Киккос на о. Кипр, на которую она попала по повелению Самой Пресвятой Богородицы. Ради великого образа в начале XII века на крутой и высокой вершине был возведён монастырь. Труднодоступный и сейчас, он хранит святыню, которую нам не дано увидеть. Уже тридцать лет, как её лик скрыт под платом. Но обратимся к чудотворному списку XIII века 122 . От всех других списков с Киккской иконы его отличает в первую очередь форма свитка в виде веретена с навитой красной нитью. При этом он находится у Христа не в левой (как, например, в Одигитрии), а в правой руке. Только на иконе святого Феодора Богородица и Христос держат свиток вместе, причем рука Богородицы облегает ручку Богомладенца со свитком-веретеном, повторяя его форму.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Такая характерная для поздних икон «Киккотиссы» деталь, как включение в композицию фигуры ап. Луки, появилась во 2-й пол. XVIII в. Она встречается и в более ранних произведениях, чем гравюра 1778 г. Напр., на иконе 1761 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Миликури (41,5×36,5 см) 2 нижних ряда занимают поясные изображения святых, над ними помещены 3 написанные ап. Лукой иконы (К. и. представлена в середине). Богоматерь и ап. Лука представлены по сторонам центральных изображений чудотворных образов: Она стоит перед иконами, обращаясь к Богу Отцу, текст моления красными буквами соединяет Ее и небесный сегмент; апостол прикасается к одной из написанных им икон правой рукой, а левую поднимает в жесте адорации (о почитании ап. Луки как иконописца и об иконах на связанные с этим сюжеты см., напр.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 106-134; Она же. Новоприобретенная икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» в собр. М. Е. Елизаветина и изображения св. Луки-иконописца в правосл. искусстве позднего средневековья//ИХМ. 2010. Вып. 11. С. 320-335). Киккская икона Божией Матери. Ок. 1789 г. Мастер И. Корнарос (кафоликон Киккского мон-ря) Киккская икона Божией Матери. Ок. 1789 г. Мастер И. Корнарос (кафоликон Киккского мон-ря) Изображение «Киккотиссы» как чудотворного образа включается в композицию икон вместе со святыми, на предстательство к-рых возлагал надежду заказчик: так, на триптихе 1764 г. (35,4×26 см; Музей Киккского мон-ря) из ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Строволосе в центральной части над плывущим кораблем изображена К. и. и рядом с ней ап. Лука, на створках - свт. Спиридон Тримифунтский и вмч. Мина. На фронтисписе «Описания... Киккского монастыря», опубликованного в 1782 г., изображение К. и. по иконографии ближе не к помещенному в издании 1751 г., а к представленному на гравюре 1778 г.: соотносятся типы ликов и присутствует деталь, которая войдет в более поздний извод К. и.: Богоматерь венчают 2 ангела со свитками, содержащими слова из 1-го икоса Акафиста. Ноги Младенца на гравюре 1782 г. изображены не в динамичном размахе, а спокойно опущенными. К этой гравюре восходят, по всей вероятности, списки К. и. последних десятилетий XVIII в. из Византийского музея в Фессалонике (36,5×27 см и 42,5×31 см) и из частного собрания в Цюрихе, на к-рых 2 ангела возлагают венец на главу Богоматери ( Γκρτζιου. 1993/1994. Σ. 321, 325). Их отличительная черта - свиток развернут в 2 «завитка».

http://pravenc.ru/text/1684600.html

Мн. списки К. и. совмещают изображение коронования Богоматери ангелами и образ ап. Луки. Напр., на серебряном окладе К. и. 1778 г., изготовленном по заказу иером. Иеремии из Митилины в одной из мастерских М. Азии (55,5×41 см; Византийский музей в Афинах), поясное изображение ап. Луки помещено на облаке на уровне плеч Богоматери и Младенца. Богоматерь венчают ангелы, один из них держит свиток, другой - кадильницу. На иконе 1788 г. из Синайского мон-ря (фотография, архив Византийского музея) Богоматерь коронуют 2 ангела со свитками, слева - ап. Лука с кистью в руке завершает написание иконы; похожий извод представлен на кипрской иконе кон. XVIII в. (Музей икон в Рекклингхаузене): апостол прикасается кистью к глазу Младенца, а сам устремил взгляд на молящегося. На иконе «Киккотиссы» с образом ап. Луки XVIII-XIX вв., которая происходит из Каппадокии (31×24 см; Музей Бенаки в Афинах), ангелы отсутствуют, а венец над главой Богоматери остался. На нек-рых списках К. и. фигуры святых, помещенные рядом с Богоматерью и Младенцем, напоминают изображения патрональных святых, напр. на иконе, выполненной по заказу некоего Манолакиса (43,5×37 см; частная коллекция в Швейцарии), помимо ап. Луки внизу представлены коленопреклоненные свт. Николай Чудотворец и сщмч. Харалампий. Киккская икона Божией Матери, с клеймами Акафиста Пресв. Богородицы. Ок. 1791 г. Мастер И. Корнарос (ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы, Ларнака) Киккская икона Божией Матери, с клеймами Акафиста Пресв. Богородицы. Ок. 1791 г. Мастер И. Корнарос (ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы, Ларнака) Приглашенный на Кипр критский живописец Иоаннис Корнарос выполнил неск. списков К. и. Икона 1789 г., находящаяся в соборе Киккского мон-ря в местном ряду иконостаса, первая слева от царских врат, по иконографии повторяет икону 1757 г. Монументальный живописный образ в среднике фланкирован небольшими фигурами святых, отчеканенными на боковых полях оклада, что вызывает в памяти принципы обрамления почитаемых икон еще в визант.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИЛОСТИВАЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Закрытая пеленой икона Богородицы Киккиотиссы в Киккском монастыре (Кипр) Закрытая пеленой икона Богородицы Киккóтисса, Милостивая. Кипр, священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери Икона Божией Матери " Милостивая " Киккская с пророками. Фрагмент (средник). Между 1080-1130 гг. Синай, монастырь Св. Екатерины Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. В 1699 году при посещении Киккского монастыря Александрийский патриарх Герасим II Паллада попытался увидеть икону, но ослеп. Он получил исцеление после долгих молитв о прощении и помиловании и составил описание происшедшего, которое Ефрем Афинянин включил в «Описание... Киккского монастыря»  . Пелена снимается только в годы засухи или неурожая, когда монахи выносят икону на престол и служат молебен. В этот момент они обращают лик Богородицы к небу, затем только снимают покрывало. Помолившись, монахи снова покрывают образ пеленой, разворачивают ликом к себе и заносят в обитель  . Десная икона Божией Матери - Фессалоникийский список Киккской иконы Божией Матери Вскоре после прославления чудотворной Киккской иконы в XII веке стали во множестве делаться её списки. Многие из них также прославились чудесами и сделались почитаемыми святынями в разных частях православного мира. В Греции на начало XXI века выделялись список XIII века в храме Божией Матери Кивоту, что в общине святого Феодора в Агру; список XV века храма святой Марины селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепископа Макария III; список XV века в храме иконы Божией Матери " Десной " в Салониках . Особенно знаменит чудотворный Фессалоникийский список, известный как " Десная " икона Божией Матери (Παναγα Δεξι). В землях Русской Церкви списки с этой иконы особо чтимы в женском Никольском монастыре города Мукачева , а также в Московском Зачатьевском монастыре .

http://drevo-info.ru/articles/7912.html

и 0,28 м шир., но любопытна письмом. Богоматерь написана по светлому, почти белому фону (любопытно, что подобный фон наблюдается и в других списках Киккской иконы), наведенному узорами и разводами. Мать держит Младенца на левой руке (в зависимости от переводов, Младенец бывает и на правой руке), обнимая Его правою, в то время как Младенец развертывает свиток, на котором написано (безграмотно): πνευμα χυ и пр; удерживая левою рукою Младенца, Мать выдает свое изумление. Архиеп. Сергий разъяснил, что икона Милующей Киккской Б. М. появилась у нас в списках в конце XVII века, называлась иногда именем Кипрской Богоматери, а на Афоне в одном списке, прославившемся чудотворением, получила название «Достойно есть» . 69. Икона Киккской Богоматери в Хиландаре. Лаврская икона Богородицы на игуменском месте писана критским письмом, в XVI веке, но сильно подновлена. Богоматерь держит Младенца на левой руке, и он, охватывая ее руку своими, оборачивается к одному из двух ангелов, видных в неба; с ноги Младенца упала сандалия, тут же висящая. Младенец в белом хитоне, с красивым поясом и золотом гиматии. Икона Богоматери, помещенная в Хиландарском соборе над царскими вратами, как особо почитаемая и чудотворная, представляет некоторый интерес и по лику и ради своего оклада. Богоматерь изображена с Младенцем на правой руке, нежно ее обнимающим, стало быть, в типе Владимирской иконы. Письмо начала XVI века и весьма плохо аттестует искусство славянских стран: так грубо напр. тело, покрытое красною охрою, неприятны и провинциально преувеличены сети оживок, без малейшего понятия о складках, которые должны собственно этими паутинными штрихами быть представляемы, так резки все оживки и не смягчены очерки мускулов даже на детском лике. Но как самобытный памятник славянский, этот образок достоин внимания. Его оклад свидетельствует о высокой даровитости славянских мастеров и об их замечательной технической способности. Оклад весь покрыт изображениями, выбитыми чеканом на общем листе или на отдельных пластинках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Лукой образу Божией Матери «Елеусы» из дворца имп. Алексея I ( Τσιγαρδας. 2001. Σ. 187). Для кипрских храмов, расположенных недалеко от Киккского мон-ря, в долине Маратаса, особенно для церквей с. Калопанайотис, был создан целый ряд списков К. и., однако до XV в. ни один из них не имел надписи с наименованием извода. Все списки принадлежат к одному варианту данного иконографического типа, но неодинаковы по размерам, деталям иконографии и колорита. Вейл Карр отметила, что эти ранние повторения «Киккотиссы» не совпадают в точности с окладом 1576 г. и различаются между собой ( Weyl Carr. 2004. Σ. 107). В датировке иконы из ц. Панагии в Калопанайотисе (109×72,2 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) имеются значительные расхождения: кон. XIII - 1-я пол. XIV в. или кон. XIV в. (Ibid. Pl. 6; Eadem. 2005. P. 169). Младенец облачен в короткий золотой хитон, под к-рым надета прозрачная рубашка, и препоясан красной перевязью, обвитой впереди дополнительной синей лентой; киноварью написан свиток с золотыми шнурами, который вместе держат Мать и Сын, плат, покрывающий плечи Богородицы, и сандалии Младенца. Богатое узорочье, воспроизводящее золотое шитье, украшает также края мафория, поручи, синее платье. Взгляды Матери и Богомладенца устремлены на молящегося. О почитании иконы свидетельствуют золотой фон и нимбы из посеребренной меди. Изображение Христа на этой иконе, как и на большинстве списков К. и. из селений долины Маратаса, имеет такую отличительную деталь, как длинные волосы, характерные не для младенческого, а для отроческого возраста. На данной иконе они спускаются до плеч, на других - за спину. Киккская икона Божией Матери. Кон. XIV в. или ок. 1400 г. (собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Киккская икона Божией Матери. Кон. XIV в. или ок. 1400 г. (собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Икона из ц. мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (91,5×61,3 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) до реставрации датировалась XVI в. ( Eadem. 2004. Σ. 112), в наст. время ее относят к XIV в.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского , XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. - образ заключен в отдельную рамку). Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции « Сретение Господне ». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского ). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - ). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери ), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV - XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку). Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

http://pravenc.ru/text/158340.html

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие. Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью. С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»). Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом. Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства). Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

http://pravoslavie.ru/1960.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010