Слава и влияние Киккской обители были так велики, что после пожара 1365 года сам католический король Петр (1359–1369) изъявил готовность восстановить монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга Элеонора умолила его позволить ей выделить средства на восстановление обители. В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII–XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние. Это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепископа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках. Турецкое господство (1571–1878) Мрачный период турецкого господства стал серьезным испытанием для кипрского эллинизма. Иноверный завоеватель принес с собой совершенно чуждую киприотам культуру, другую религию, которые всеми силами стремился им навязать. Для достижения этих целей на Кипре был размещен многочисленный военный контингент, создавались мусульманские общины. Опираясь на идеологию ислама, Османская империя полагала, что обладает правом жестоко эксплуатировать покоренные народы, вследствие этого пребывавшие в состоянии духовного оскудения и постоянной опасности физического уничтожения. Киккский монастырь. Гравюра 1778 г. В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, которая его защищала, укрепляла и направляла.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

Изложение событий в «Хронике» Леонтия Махераса совпадает с описанием в «Сказании...», но оно более кратко. Главное отличие состоит в том, что после рассказа Вутомита император послал корабль за Исаией, и преподобный сам исцелил царевну ( Leont. Makhair. Chronicle. § 37). В сочинении Ефрема Афинянина появился новый сюжет: попытка имп. Алексея I обмануть прп. Исаию, заказав лучшему художнику изготовление копии, чтобы отправить ее на Кипр вместо подлинника ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 88). Ефрем Афинянин привел также народное предание о том, что когда К. и. несли от корабля к Киккскому мон-рю, по пути склонялись деревья (Ibid. Σ. 93). Ни в «Описании... Киккского монастыря», составленном Ефремом, ни в его изданиях 1782, 1817 и 1819 гг. нет рассказа о пчеле, к-рая, сев на чудотворный образ, помогла прп. Исаии отличить подлинную икону от копии. Однако эта легенда уже существовала в кон. XVIII в., т. к. игумен Киккского мон-ря Мелетий (1776-1811) использовал изображение пчелы в качестве эмблемы обители. Ефрем Афинянин пишет, что икону закрыли платом при перевозке из К-поля и с тех пор хранили так (Ibid. Σ. 94). Однако поскольку на Кипре существует множество копий К. и., то, видимо, она была скрыта от глаз не сразу. Так же считает и Серафим Писсидиец, подготовивший в 1782 г. исправленное и дополненное издание «Описания... Киккского монастыря»: «Мудрец века сего говорит: «Хорошо, когда эта святая икона была увезена в Египет... не был ли всесвятой лик святой иконы непокрыт? Несомненно, так. А потом, когда она находилась в царском дворце в течение стольких лет, он ведь тоже оставался открытым?» Конечно. «Хорошо,- говорит он.- А почему же тогда Она не хочет показывать Своего вида теперь, как показывала всем раньше?» Человече, таков Промысел Божий… ради каких-то целей, которые Бог провидит, а мы не знаем. И ведь икона оставалась непокрытой не только когда она была в царском дворце, но и еще и в 1577 году, через шесть лет после оттоманского завоевания, она была украшена [окладом], и тот, кто украшал ее, конечно, видели облик Богородицы и Христа Святой Лик. Только теперь она невидима для всех, так что, те, которые пробовали открыть покров, которым закрыта святая икона, подвергались тяжкому наказанию со стороны Пресвятой Матери Божией, как об этом повествуется в «Описании», несмотря на то, что те, кто предпринимали эти попытки, были мужами добродетельными и людьми Божиими. Таков, человече, Промысел Божий, и попечение о нас...» (Ibid. Σ. 196; пер.: С. А. Иванов). Чудеса от К. и.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

Крестообразный 4-лепестковый узор на красном плате напоминает орнамент плата синайского диптиха посл. четв. XIII в. Одежды Иисуса Христа и свиток красного цвета, на груди Младенца - синяя перевязь с красной обвивающей лентой, на ногах - красные сандалии. Одежды покрыты золотым ассистом, под коротким хитоном, как и на предыдущей иконе,- прозрачная рубашка. Утраты живописи, появившиеся, очевидно, в результате особого почитания (целования, омовения) образа, не позволяют уточнить положение левой руки Богоматери. Папагеоргиу считал, что икона из ц. вмц. Марины в Калопанайотисе (119×84 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) выполнена в XIV в. ( Παπαγεωργου. 1991. Σ. 72-73), Вейл Карр уточняет эту датировку - кон. XIV в. (Ibid. Σ. 110). Образ является 2-сторонним (на обороте «Снятие с креста»), т. е. использовался в крестных ходах. Красочный слой имеет серьезные утраты. Изображение Божией Матери сопровождается надписью: «Афанасиотисса». Образ сходен с иконой из ц. мучеников Сергия и Вакха (позы, детали рисунка, расцветка одежд, в т. ч. перевязи синего цвета на груди Младенца); среди некоторых отличий - перевязь без дополнительной обвивающей ленты. Медальоны с 2 ангелами, руки которых покрыты покровами-сударями, могут восходить к к-польским образцам или обозначать особое почитание данной иконы, уподобляющее ее чтимому образу «Одигитрии»; возможно, икона почиталась как покровительница города, селения или церкви. Незаурядное живописное качество указывает на ее создание в мастерской крупного художественного центра. Икона из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты между Като-Пиргосом и Пано-Пиргосом (105×82,5 см; Музей Киккского мон-ря), созданная в кон. XIV в. или несколько ранее (Ibidem), по композиции близка к спискам К. и. из храмов Панагии и мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе: сходны положение Младенца и наклон головы Богоматери, жесты, цвета одежд и свитка. Отсутствует дополнительная лента на перевязи хитона. С. К. Пердикис отмечает высокие художественные достоинства иконы, что, по его мнению, указывает на образец к-польского происхождения (Ιερ Μητρπολις Μρφου.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

3 февраля 1997 года, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Послушник обители Стиллианос читал ночью молитвы перед образом. Вдруг икона преобразилась, и из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца потекли слезы. Изумленный увиденным, послушник потерял дар речи. На следующий день весь Кипр покрылся снегом, впервые за сорок лет. Глава Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом с прихожанами совершил крестный ход вокруг Киккоса — святой обители на вершине горы Троодос, где пребывает также чтимая икона Божией Матери «Умиление» (Киккская) (Православный мир. 1997. 2. С. 42–43). Древняя икона «Отрада и Утешение» в 807 году спасла Ватопедский монастырь на Афоне от нападения варваров. Во время молитвы перед ней настоятель услышал голос: — Не открывайте врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников. Но вдруг Богомладенец закрыл десницей уста Богоматери и сказал Ей: — Нет, Мати Моя, не говори им. Пусть монахи будут наказаны. Они очень грешны. Но Богородица, удерживая руку Своего Сына и Господа, снова произнесла те же слова. Ворота были заперты, и варвары не смогли проникнуть в монастырь. Очертания иконы чудесно изменились и остались в том виде, какой приняли во время предупреждения об опасности. С тех пор икона «Отрада и Утешение» считается заступницей монахов и всех христиан. «На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице Предвечного Младенца-Бога грозно, и движение гнева заметно во всех Его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда» (Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери… Кн. 1. С. 124). Чтимый список с иконы, выполненный на Святой Горе Афон, находится в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Господь плачет о мире В ноябре 1996 года в Вифлееме, в церкви Рождества начал плакать образ Спасителя. Он написан наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества Христова воздвигнута b IV веке святой равноапостольной царицей Еленой. За минувшие шестнадцать столетий служба в храме никогда не прерывалась и продолжается по сей день. Слезоточение иконы Спасителя официально засвидетельствовано священниками Греческой Православной Церкви. Один из них, о. Анастасий, говорит: «Я видел это сам. Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути» (The Jerusalem Post. 1996. 26 нояб.; Православный мир. 1997. 1. С. 41–43). Колонна в базилике Рождества. Спас плачущий

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

И здесь суровый гиератизм черт Матери и Сына не только не препятствует выражению религиозного умиления, но даже освящает это естественное движение Матери, придавая ему мистический оттенок. На этот раз, насколько образ высок в своих чертах, настолько легенда, явившаяся к услугам для пояснения оригинального сюжета, оказалась банальна и сочиненною по рефлексу. Рассказывается, что в 807 году, когда разбойники намеревались ворваться в обитель, голос от иконы предупредил настоятеля «не отворять монастырских ворот», но Младенец, закрывая уста Матери, требовал наказания. Так объяснило себе монашество чудный образ, в котором умиление Матери перед Предвечным Младенцем служит человеку «утешением». Икона эта еще раз напоминает нам, сколько драгоценных тем заключается для религиозной живописи в древней иконописи. Образ написан так же, как все письмо соборных фресок, относится к XV или началу XVI века, но, как и другие чудотворные фресковые изображения, избег общей участи переписки. Прочие иконописные композиции Богородицы с Младенцем встречаются на Афоне только в отдельных примерах и не представляют материал для очерка их в историческом обзоре. Таково, напр., изображение Панагии-Богоматери, носящей на груди своей образ Младенца, что у нас не вполне точно принято называть «Знамением», тогда как в Византии называли Панагиею, а в старой Руси звали Образом «Пречистым Богородицы Воплощения». Далее образ Богородицы Милостивой–Елеусы, Б. М. Заступницы, иконы Покрова Б. Матери, Похвалы Б. Матери и пр. К сожалению, все встреченные нами списки и образцы этих композиций на Афоне были поздни и сравнительно слабого, ремесленного исполнения, которым вообще отличаются позднейшие иконы греческих монастырей, ставших беспечально относиться к украшению церковному. Не составляет исключения из этого издаваемая нами (рис. 69) иконка Хиландарского монастыря Б. М. Елеусы Киккской, с надписью: МР ΘV Н ЄΛЄΟΥСА Н KVKVOTHCCA, хранимая в алтаре. Икона эта обложена простым и поздним басменным окладом, имеет 0,31 м выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Она была сожжена и полностью разрушена. К счастью, икона уцелела. Между 1600 и 1650 годами монастырь возрождается, но пятьюдесятью годами позже из-за налогового гнета он перешел на положение подворья монастыря св. бессребреников Козьмы и Дамиана в Фини. Это продолжалось с 1703 по 1760 годы. Русский паломник Василий Барский в 1735 году посетил обитель. В его хождении церковь описывается как небольшая и бедная, при которой живет один-единственный монах. В 1842 году обитель постигло бедствие: сильный пожар уничтожил монастырские строения. Усилиями игумена Мелетия (1838-1854) монастырь был вновь отстроен, и именно тогда сооружается главный храм, дошедший до наших дней. Его украсили новый иконостас, амвон, были приобретены богослужебная утварь и сосуды. Как Киккский монастырь и святая обитель Махера, Троодитисса в эти годы опекала свою школу. В 1856 году при игумене Германе был сооружен деревянный позолоченный иконостас, по своему изяществу и красоте стоящий в одном ряду с иконостасами главного храма Киккской обители и храма св. Лазаря в Ларнаке. Уже в нашем веке, когда монастырь оказался под угрозой опустения и число насельников уменьшилось, митрополит Пафосский Леонтий пригласил четырех братьев из обители Ставровуни, перевел его в разряд киновийных (общежительных) под началом отца Дамаскина. Его дело продолжил архимандрит Панкратий, прибывший из Александрийской патриархии по приглашению митрополита Леонтия. Усилиями Панкратия и с помощью Богородицы в монастырь пришли дни благополучия и достатка. Святыня монастыря чудотворная икона Богоматери в 1799 году была украшена серебряным окладом трудами иконописца Иоанна Крита. На окладе Богородица держит Христа на правой руке, увенчанная двумя Ангелами. Чудотворная икона Божией Матери Троодитисса известна тем, что по обращениям к ней многие бездетные женщины получали и получают дар чадородия, исцеляясь от недугов, перед которыми бессильными оказываются самые лучшие врачи. Чудотворная икона Троодитисса, если взглянуть на нее с алтарной стороны, необычна.

http://elitsy.ru/holy/temple/25598/

XV в.). Данный тип изображения получил распространение в качестве средника деисусного чина. В основе иконографии лежат тексты из Книги прор. Иезекииля (Иез 1. 4-28; 10. 1-22) и из Откровения ап. Иоанна Богослова, описывающие явление Господа, сидящего на престоле в окружении 4 мистических животных (Откр 4. 2-9). Иллюстрации видения прор. Иезекииля с И. Х. во славе и с символами евангелистов были известны в искусстве V-VII вв. (напр., мозаика в храме мон-ря Осиос Давид; фреска капеллы 6 из мон-ря св. Аполлона в Бауите; икона «Христос Ветхий денми», мон-рь вмц. Екатерины на Синае, VII-VIII вв.), встречаются в средневизант. период (изображение над средником Киккской иконы Божией Матери, с пророками, нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; средник композиции «Служба святых отцов» в ц. Благовещения в Аркажах, 1189) и в палеологовскую эпоху (миниатюра с изображением евангелиста Матфея и И. Х. во славе - РНБ. Греч. 101, кон. XIII в.; «Видение пророков Иезекииля и Аввакума», 2-сторонняя икона из Погановского мон-ря, ок. 1395), причем И. Х. изображается как в типе Еммануила, так и средовеком. Иисус Христос во славе ( " Христос Ветхий денми " ). Икона. VII - VIII вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Иисус Христос во славе ( " Христос Ветхий денми " ). Икона. VII - VIII вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В средневек. искусстве Запада в качестве лит. основы образа И. Х. во славе с символами евангелистов было принято видение ап. Иоанна Богослова, описанное в Откровении, о чем свидетельствуют сопровождающие изображение Христа буквы Α и Ω и 24 апокалиптических старца (Откр 4. 4). Эта иконография получила название «Maiestas Domini» (Величие Божие). Образ имеет ярко выраженный эсхатологический характер, являя И. Х. как Судию Второго пришествия. Он встречается как в иллюстрациях к Апокалипсису (напр., Бамбергский Апокалипсис, ок. 1020, Гос. б-ка, Бамберг), так и в качестве самостоятельного сюжета в богослужебных книгах (напр., Евангелие из ц. св. Мартина в Туре, Франция - Paris.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий в день празднования Киккской иконы Пресвятой Богородицы 25 ноября 2018 года во время слова прихожанам Кресто-Воздвиженского храма в г.Киеве провел духовные аналогии событий явления иконы на Кипре в ХІІ веке и общественных событий в Украинском Православии в веке ХХІ.      Дорогие братья и сестры сердечно поздравляю вас с праздником, со святым воскресным днём! Сегодня совершается память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, а также чествуется икона Божией Матери, которая также называется Милостивая. Второе именование этой иконыКиккская. Это название она приобрела потому, что с ХІІ века и по сегодняшний день находится в Киккском монастыре, на горе Киккос, на острове Кипр. Это одна из чудеснейших икон Божией Матери, которыми Пресвятая Богородица одарила этот мир. По преданию это один из тех образов, первых образов Пресвятой Богородицы, который написал апостол и евангелист Лука. До 980 года икона была достоянием христиан Египта, а когда сарацины начали разорять церкви в египетских землях, верующие Египта отправили эту икону на корабле в Византийскую столицу к императору, чтобы она спаслась от рук неверных. Икона не сразу попала в Константинополь, корабль по дороге захватывали пираты, но византийские моряки отбили икону, и в конце концов она была доставлена в императорский дворец и заняла достойное место в чертогах царя. Там образ Божией Матери пребывал до двенадцатого века, когда произошли интересные и чудесные события, о которых я вам расскажу немного подробнее. В ХІІ веке к императору Алексию Комнину приехал правитель острова Кипр Мануил с такой удивительной историей. Наместник Кипра однажды заблудился в лесах, в горной местности Кипра. Заблудился и не мог выбраться, был этим очень раздосадован, раздражен и озлоблен. Вдруг в лесу, на горах он встретил некоего человека монаха-отшельника по имени Исайя. Он этого монаха от своей злости и безысходности избил. Бил его со злостью, что не может выбраться и выпутаться из этого леса. Побил Исайю до полусмерти.

http://pravoslavie.ru/117500.html

Киккский монастырь — паломничество Патриарха (ФОТОрепортаж) Вот уже несколько столетий здесь трепетно хранится чудотворная икона Богородицы. Местные жители свято почитали ее, и чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году. 11 июня, 2012 Вот уже несколько столетий здесь трепетно хранится чудотворная икона Богородицы. Местные жители свято почитали ее, и чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году. В ходе своего «мирного» визита в пределы Кипрской Православной Автокефальной церкви, патриарх Кирилл посетил знаменитый на весь мир Киккский монастырь. Киккский монастырь Полное название обители: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царский- потому что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина. Ставропигиальный — поскольку – на закладном камне был помещен крест, что означает , что монастырь обладает самоуправлением. Монастырь Святой Девы Киккос был основан примерно в конце XI века. Обитель расположена на высоте 1318 метров над уровнем моря к западу от горной системы Троодос. За все время существования монастыря, его братия посвящала себя не только монашескому деланию. Труды насельников обители были направлены и на то, чтобы укрепить национальное самосознание киприотов. Обитель вела и большую благотворительную работу. Благодаря всему этому Киккская обитель по праву стала считаться одним из важнейших духовных центров острова. Она всегда стояла на страже исторической памяти и православного сознания киприотов, которым пришлось пережить немало тяжелейших испытаний, в том числе и многолетнее порабощение иностранными захватчиками, что несло в себе угрозу полного исчезновения киприотов как народа. Вот уже несколько столетий здесь трепетно хранится чудотворная икона Богородицы. Местные жители свято почитали ее, и чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году. Она также послужила в качестве образца для многих других икон с изображением Богородицы в православном мире. В 1795 году икона была украшена серебряным окладом, который полностью закрыл её изображение, и с тех пор его никто не видел.

http://pravmir.ru/kikkskij-monastyr-palo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010