Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас) Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас) К этому же времени восходят примеры повторения чудотворного образа «Киккотиссы» в монументальной живописи, напр. фреска в ц. мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу ок. 1500 г. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8) или XV-XVI вв. ( Papageorgiou A. Letymbou and the Church of Saint Kerykos and Ioulitta at Letymbou. Letymbou, 2008. Fig. 40). Сохранившийся медальон в правом верхнем углу с надписью: «Μ(Η)Τ(Η)Ρ Η ΚΥΚΚΗ...» - указывает на осознанное воспроизведение иконографии почитаемого образа. Утрачена нижняя часть композиции, но характерный наклон фигур, изгиб правого локтя Младенца и красный плат повторяют извод, к-рый был типичным для списков К. и. XIV в. Фреска в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Лисо также датируется ок. 1500 г. или XVI в. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 109, первоначально она вслед за Софоклеусом придерживалась датировки XIII в.- Σοφοκλους. 1993. Σ. 330, 333). Она воспроизводит вариант, наиболее близкий к кипрским иконам из Калопанайотиса и к иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты: прозрачная рубашка под хитоном, белого цвета перевязь и свиток, обилие орнаментов, красный плат Богоматери, украшенный крестообразным 4-лепестковым узором. Необычно изображен высокий лоб Младенца - с 2 отступающими «мысками» волос. Хотя фреска не имеет поясняющей подписи, ее расположение в храмовом интерьере не оставляет сомнений в местном почитании или воспроизведении уже чтимого оригинала. Фигуры помещены в нишу, обрамленную, подобно иконе, красной полосой-опушью, потолок углубления украшен растительным орнаментом по белому фону, боковые стенки имеют изображения, напоминающие укрепленные в «держателях»-подставках круглые рипиды с образами херувимов на тех же синих фонах, что и образ на центральной стене ниши. Возможно, под влиянием европ. живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты - округлые щеки, улыбающиеся губы, большие глаза.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

с 1787 (или 1789) по 1812 г. Наиболее важные произведения мастера, связанные с созданием новых изводов и вариантов иконографии, были выполнены для Киккского мон-ря и его подворий, кафедрального собора ап. Иоанна Богослова в Никосии и др. Кроме икон сохранились фрагменты росписи в алтаре собора Киккского мон-ря и гравюры (образы Божией Матери Киккской, Хрисорройятиссы и Троодитиссы). Художественная манера Корнароса отличается своеобразием, представляя творческую интерпретацию визант. и зап. традиций под воздействием стилистических форм позднего барокко. Как правило, его композиции написаны на чеканном золотом или синем фоне с использованием цветных лаков по золоту, крупный центральный образ окружают многочисленные сюжеты и образы, округлые лики имеют характерные мелкие черты и мягкую светлую карнацию, одежды и фон детально разработаны и украшены орнаментикой, барочными элементами и пространными надписями. Творчество Корнароса произвело большое впечатление на киприотов, у него возникло множество последователей. Один из его учеников, Иоанникий, выполнял вместе с учителем в 1790 г. иконостас кафедрального собора. Манеру Корнароса с большой степенью точности воспроизводили его ученики иером. Григорий из Киккского мон-ря, Лаврентий и Дзениос. Данное направление, представленное значительным числом датированных и подписных икон, являлось ведущим в кипрском искусстве 1-й пол.- сер. XIX в. (Николай Петридис, Христодул и др.). Оно преобладало и во 2-й пол. XIX в., когда на острове получили распространение приемов академической живописи. Ап. Лука. Клеймо Киккской иконы Божией Матери из иконостаса церкви подворья Айос-Прокопиос. 1789 г. Худож. И. Корнарос Ап. Лука. Клеймо Киккской иконы Божией Матери из иконостаса церкви подворья Айос-Прокопиос. 1789 г. Худож. И. Корнарос Живописная икона, сформировавшаяся на основе академического искусства, появилась на К. благодаря художникам, приехавшим из Греческого королевства, где после воцарения баварской династии прослеживается сильное влияние западноевроп.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

     По словам искусствоведа И.К. Языковой, «Милостивую» из Зачатьевского монастыря часто соединяют с образом Киккской Божией Матери («Елеусой-Киккской»). Написан он, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и с XII века пребывает в древнем Царском Киккском монастыре на Кипре. Согласно предположению наших специалистов, московская икона могла быть привезена оттуда. Однако между той святыней, что на Кипре, и чудотворным образом в Зачатьевском монастыре есть некоторая разница. Но все равно последний восходит к образу «Взыграния», к образу Киккской Божией Матери. Находясь на руках Пречистой, Божественный Младенец мог играть, резвиться, потянуться к Ее лику. На этой иконе Богородица повернулась, удерживая Богомладенца, и обнажилось Ее ушко. Видимо, отсюда и второе название – «Услышательница», или, как в народе говорят, «Божия Матерь с ушком». Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чтимого образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию. Также известно, что до закрытия монастыря в 1923 году каждую среду перед ним совершалось молебное пение с акафистом. Теперь по четвергам совершается Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста перед этим дивным образом, который находится в белокаменном шатре в старинном киоте, и рядом всегда стоят живые цветы. Нельзя не назвать еще одно важное событие, произошедшее 20 лет назад в тот довольно-таки холодный по погодным условиям и духоподъемный по ощущениям многих верующих день, когда из Ильинского храма «Милостивую» крестным ходом переносили в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Во время Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Алексий II возвел монахиню Иулианию (Каледа) в сан игумении и вручил ей старинный посох, оставленный последней игуменией обители подле образа Пречистой Богородицы. Трогательный момент! Ведь это был тот самый посох, который настоятельница с детства видела возле иконы… При этом Его Святейшество выразил надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами. Действительно, спустя время, матушка Иулиания отметит, что после возвращения главной монастырской святыни сам воздух здесь стал другой, и все процессы, связанные с освобождением монастырских строений, восстановительными работами пошли быстрее и успешнее.

http://pravoslavie.ru/125885.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Милостивая Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая», (Киккская) написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Другое свое наименование «Киккиотиса» (что означает «Пребывающая в Киккосе») икона получила от названия горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Здесь, в Киккской обители, которую еще называют императорской, в храме, построенном в его честь и пребывает чудотворный образ. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворная икона Пресвятой Богородицы произволением Божиим долго странствовала. Сначала находилась в одной из первых христианских общин в Египте, затем, в 980 году, была перевезена в Константинополь, где оставалась до царствования императора Алексия Комнина (конец XI – начало XII века), а затем вернулась на Кипр. Произошло это так: кипрский правитель Мануил Вутомит, заблудившись во время охоты в горах и сильно озлобившись, жестоко избил встретившегося ему инока-пустынника Исаию. В наказание за это Мануила настиг тяжкий недуг. Между тем старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный святым евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Начав возводить храм для иконы Пресвятой Богородицы, он повелел пришедшему к нему раскаявшемуся Мануилу отправиться в Константинополь к императору и вернуть чудотворный образ. Наместник не сразу решился заговорить об иконе с правителем Царьграда, однако, когда дочь последнего заболела, Мануил пришел к императору и передал ему повеление инока. После того, как правитель пообещал отправить святую икону на остров Кипр, девушка сразу почувствовала ослабление болезни. С великими почестями икона Божией Матери прибыла на остров, где была помещена в сооруженный для нее храм. Постепенно вокруг храма образовался монастырь, на обустройство которого Мануил пожертвовал средства (поэтому обитель и называют императорской). От чудотворного образа Божией Матери «Милостивой» стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная Киккская икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

http://pravicon.com/info-91

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Пресвятой Богородицы (Панагия Дексия). Νας Παναγας Δεξις Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1954 и 1956. Адрес: Греция, Центральная Македония (Κεντρικς Μακεδονας), Салоники (Θεσσαλονκη) Координаты: 40.631907, 22.952494 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В самом центре Салоник недалеко от Триумфальной арки можно увидеть очень красивый храм, именуемый Панагия Дексия. Он знаменит тем, что в нем находится чудотворная Киккская Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая». Церковь построена относительно недавно, в 1956 году. Ранее на этом месте возвышалась византийская церковь святого Ипатия. Нынешнее строение имеет великолепный фасад, украшенный колоннами у главного широкого входа. Внутри церковь очень богато украшена. Особое внимание уделено великолепному алтарю. За ним все стены расписаны. Среди набросков можно рассмотреть лики святых и библейские сюжеты. С правой стороны от иконостаса хранится главная святыня - список чудотворной Киккской иконы Божией Матери. Эта икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Название свое «Киккотиса» она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на остров Кипр, чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (конец XI - начало XII вв). В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32755

Монастырь Киккской иконы Божией Матери HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Анатолий Чуряков Монастырь Киккской иконы Божией Матери Монастырь Киккской иконы Божией Матери, существующий вот уже 900 лет, всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра. Главная святыня обители – икона Божией Матери Киккская, по преданию, писанная евангелистом Лукой, была передана на Кипр, согласно Божиему велению, византийским императором Алексеем Комниным. Святыня эта особо почитается всем православным миром. Киккский монастырь. Фото www.cyprus.gov.cy / Киккский монастырь всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра, разделяя участь народа, который в трудные периоды его бытия братия пыталась воодушевить, направить на верный путь и защитить. Вот почему Киккская обитель, самый известный кипрский монастырь, так много значит для киприотов. Полное название обители таково: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царским он называется потому, что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина (1081–1118); ставропигиальным – потому, что на закладном камне был помещен крест, а на административном языке Церкви это означает, что монастырь обладает самоуправлением, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви. Происхождение названия «Киккский» неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего в данной местности, называемого также и коккос. Предание связывает название «Киккский» и с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы и предвозвещала основание монастыря такими стихами: «На Киккской, Киккской горе будет обитель,/Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет». Так на самом деле и произошло, поскольку в монастыре, который был построен на Киккских горах, с конца ΧΙ века хранится чудотворная икона Божией Матери Киккской. Обитель находится в западной части горной цепи Троодос на расстоянии всего 18 км от самой высокой горной вершины Кипра – Олимпа. Она построена на высоте приблизительно 1200 м над уровнем моря, среди буйной растительности – кустарников и деревьев. Как видим, местоположение обители весьма удобно для того, чтобы здесь, ни на что не отвлекаясь, предаваться молитвенному подвигу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В приделе Киккской (Кипрской) ико­ны Божией Матери находились местночтимая Киккская икона Божией Мате­ри, по преданию, принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе. http://ploshchanka.ru/historical-information.html 6 августа 2023 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения собора в честь Казанской иконы Божией Матери Богородицкой Площанской мужской пустыни и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Брянской епархии протоиерей Павел Чикалин, благочинный монастырей епархии игумен Даниил (Цупиков), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин), благочинный Брянского градского округа протоиерей Сергий Рысин, благочинный обители иеромонах Серафим (Долбенко), клирик храма во имя Святой Троицы поселка Бежичи иерей Александр Козлов. Первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери на берегу Площанского озера построен основателем и первым строителем монастыря иеромонахом Прокопием в XVII веке. Он был деревянный и имел боковой придел во имя святителя Николая. В 1740-х годах началось строительство нового каменного трехпрестольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери, и в 1749 году он был освящен. В 1820-х годах храм был капитально перестроен в стиле позднего классицизма. Сохранен правый Никольский предел, а с левой стороны устроен придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Киккская». В богоборческие времена Казанский собор был полностью разрушен, уцелел только фундамент и часть колокольни. В советские годы здесь находился инкубатор по выращиванию цыплят. Затем храм пытались взорвать, но кирпичная кладка была настолько прочной, что смогли разрушить только два яруса. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. Возрождение Казанского собора на прежнем фундаменте началось с июня 2013 года. Первым делом восстановили колокольню, на ее строительство ушло около двух лет. Она стала на 10 метров выше прежней, и теперь звон колоколов с 44-метровой высоты, как и в старину, разносится по всей округе.

http://sobory.ru/article/?object=04910

25 ноября, в день Милостивой иконы Божией Матери, в Москве состоялось перенесение Ее чудотворного образа из храма Илии Обыденного в Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь. Икона появилась в монастыре в конце XVIII в. и была главной монастырской святыней. Монастырские предания связывают ее иконографию с Киккской Милостивой иконой, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой и находящейся на о. Кипр в Киккской обители. В начале 20-х гг., когда стало известно о закрытии монастыря, игумения Мария, собрав в последний раз сестер обители на молебен перед чудотворным образом, сказала, что отныне она вручает их покровительству Небесной Игумении — Милостивой Божией Матери, и поставила свой игуменский жезл возле иконы. Вскоре чудотворная икона вместе с игуменским жезлом и некоторыми другими иконами была перенесена в храм Илии Обыденного, где часть сестер продолжала нести послушание, свято оберегая монастырские реликвии и сохраняя традиции Зачатьевского монастыря. Прихожане этого храма в начале 90-х годов начали труды по восстановлению монастыря. После возобновления богослужений в Надвратном монастырском храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя из храма пророка Илии были возвращены сохранявшиеся там монастырские реликвии, однако Милостивая икона Божией Матери вместе с игуменским жезлом временно оставались в Ильинской церкви. С чудотворного образа был сделан список (для передачи в дальнейшем в храм Илии Обыденного), на котором Божия Матерь изображена с настоятельским жезлом. Через две недели после появления этого образа в монастыре икона стала мироточить и мироточит поныне. Насельницы и прихожане монастыря с нетерпением ждали возвращения своей Святыни. В трапезном корпусе монастыря был создан и расписан храм в честь Зачатия Праведной Анны, расписаны Святые врата; удалось добиться демонтажа бензоколонки, которая стояла прямо перед Святыми вратами. 25 ноября чудотворная икона Милостивой Божией Матери была возвращена в монастырь торжественным крестным ходом во главе с архиепископом Истринским Арсением в сослужении с епископами Корсунским Иннокентием, Орехово-Зуевским Алексием, Богородским Кириллом и более чем ста священниками и диаконами и поставлена в храм Зачатия Праведной Анны. Впереди иконы сестры монастыря несли игуменский жезл. В Святых вратах икону встречал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа). После этого Святейший Патриарх совершил освящение часовни под Надвратным храмом во имя святителя Алексия Митрополита Московского, родными сестрами которого, игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией, в XIV веке был создан монастырь. Во время последовавшей за этим Божественной литургии Святейший Владыка возвел настоятельницу монастыря монахиню Иулианию в сан игумении и вручил ей исторический игуменский жезл.

http://pravmir.ru/hronika/

Как мы знаем из предания, веретено с красной нитью было в руках Пресвятой Богородицы в момент Благовещения. Такое Её изображение на праздничных иконах издревле осмысляется как символ Божественного воплощения и созидания Божественной Плоти. В Киккской иконе объединены образы веретена и свитка. Напомним, что в ряд значений свитка входит Образ Самого воплотившегося Христа, а также сотворённый по Его Образу мир. То есть Киккская икона показывает нам Бога, Который творит десницей мироздание и прядёт нить Своей земной жизни. Энергичное движение Богомладенца не только созидательно, в нём есть и момент отторжения. На голове и левом плече Богородицы поверх мафория лежит тяжёлый клетчатый плат. Христос младенческой рукой слегка поднимает его и готовится выставленной вперёд обнажённой пятой сбросить, словно желая освободить Богородицу от «ветхих риз». Это как бы изображение некоего мистического действия, в котором в недрах Ветхого Завета рождается все новое: се творю все новое, ибо прежнее прошло ( Откр.21:4–5 ). «Новое» Богомладенец созидает правой рукой с веретеном. Его локоть как бы очерчивает другое плечо Богородицы, которое уже освобождено от плата, являя графический образ новой жизни и Нового Храма мирозданья. Богородица – образ Церкви, и мы видим, как из Ветхой Церкви выстраивается Церковь , Которая есть «Тело Христово». Божественная плоть, «исткася от пречистых кровей Божией Матери», высвобождается из «чрева носившего Его», потому что никто же не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые ( Мк.2:22 ). Ни на одной иконе нет такого сходства ликов, написанных рядом в одном ракурсе, как в этой, нигде одежды Христа и Богородицы так не сливаются в цвете. Это подчеркивает совершенное богоподобие Божией Матери и ясно говорит о том, что творение нового мира, его единения в Церкови – общий акт человечества и Бога. В иконе Пресвятая Богородица, а с Нею и все люди соединяются со Христом в образе веретена-свитка. Здесь тайна взаимодействия божественной и тварной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Много святынь было осквернено и уничтожено в нашем Отечестве после революции 1917 года. Но много было и сохранено всемилостивым Промыслом Божиим. Среди них — чудотворная икона «Милостивая» из Зачатьевского монастыря в Москве. После его разорения в течение нескольких десятилетий она пребывала в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Среди разгула безбожия верующим было дано таинственное знамение, что милосердие Божией Матери никогда не отступает от них. Как бы в подтверждение этого в ноябре 1999 года почитаемый образ был торжественно возвращен в возрожденную обитель. «Милостивая» или «Киккская» икона — одна из самых древних икон Божией Матери, написание которых предание относит к апостолу и евангелисту Луке. Именование «Киккская» она получила от горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Лик чудотворной иконы постоянно закрыт пеленой — в знак сокровенного единения Пречистой с Пресвятой Троицей и приобщения Ее непостижимому Божию милосердию. Открывают икону только раз в году во время всеобщего торжественного молебна в чаянии получения от нее сугубой благодати. Благодать и милосердие на церковном языке — тождественные понятия. И хотя Божия Матерь всегда присутствует в жизни верующих Своими дарами, вера в Ее живое присутствие в этой иконе столь велика, что даже в это время монахи не смеют взглянуть на открытый Лик. Это можно сравнить, наверное, с явлением Богородицы преподобному Сергию, когда его ученик, услышав пение ангелов: «Се, Пречистая грядет», пал на свое лицо и в течение всей Ее беседы с его святым наставником не смел поднять головы. Свет милосердия Божией Матери может быть непереносимым для тех, кто не стяжал сугубой благодати. Апостол Павел называет Бога Отцом милосердия и всякого утешения (2 Кор. 1, 3) за Его бесконечное сострадание и любовь к людям. Это одна из главных тайн Откровения: Бог бесконечно милостив, Он любит всех людей, и особенно тех, кто страдает от самого глубокого несчастья — от греха. С великим разнообразием незабываемых определений и образов Священное Писание повторяет без конца, что милосердие Божие вечно, оно не имеет пределов во времени, не ограничено ни местом, ни пространством, обнимает всех, ибо обращено не к одному только народу, оно широко и глубоко, как нужды человека.

http://moral.ru/милосердие-бриллиант-душ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010