Священномученик Евфимий был епископом Сардийским. Жил в конце VIII и в начале IX века. Присутствовал на 7-м Вселенском Соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Фракии), на Черном море. Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина , и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался, будучи 75-ти лет. Жил в IX веке. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи. Преподобный Константин жил в VIII веке. Происходил из евреев. Когда целовал он крест, во время крещеная, и положил его себе на голову, то от этого отпечатлелся на голове знак креста, который так и оставался во всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти. Икона Богородицы «Трех Радостей» находится в Москве, в Троицкой, на Грязях, церкви. На ней вместе с Младенцем Иисусом изображен младенец Иоанн Креститель. Называется иконой «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская, Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остро-Брамой. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Барловская, или «Блаженное чрево» явилась в 1392 году. Находится в Москве, в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от горы Киккос, находящейся на острове Кипре. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читать под 12 нояб. О Максимовской иконе Богородицы читать под 18 апр. 27-е число О св. апостоле, первомученике и архидиаконе Стефане читать под 2 авг. О препод. исповеднике Феодоре начертанном читать 22 сент. Св. Феодор был архиепископом в Константинополе в VII столетии. Здесь он и родился. До принятая святительского сана был пресвитером и сосудохранителем Великой (т. е. кафедральной) церкви. Скончался около 690 года. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Неоднократно и черкесы стреляли в него, но пули пролетали мимо. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, и перед ней почти постоянно горела лампада. Однажды как-то случилось, что сестры обители, во избежание лишних расходов, не стали зажигать лампады пред этой иконой, так что Царица небесная как будто была забыта ими. И вдруг среди белого дня, когда они обедали, одна послушница Пелагея Алексеевна, которую считали помешанной, увидела, что огонь в виде голубой ленты сошел сверху, упал на лампаду, находящуюся пред этой иконой и лампада зажглась. Это видение привело ее в ужас и она изо всех сил вскрикнула: «Лампада зажглась!». Её крик заставил всех взглянуть на лампаду и увидели, что она зажжена и горела очень ярко. В это время на всех сестер напал панический страх: все перестали обедать и стали молиться. С той поры пред этой иконой постоянно горела неугасимая лампада. После освящения храма она была перенесена в него и поставлена сзади правого клироса. В 1872 г. над ней устроен очень красивый балдахин, который был украшен резьбой, вызолоченной на полимент. Эта икона пользовалась особенным уважением старца Саровской пустыни Серафима, который говорил о ней, что она чудотворная и неоднократно присылал для неё свеч и масла. 2. Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская) Это храмовая икона. Её высота 8,5 вершка, ширина 7 вершков. Матерь Божия изображена на ней в наклоненном положении к сыну своему, которого держит на своих руках, и как бы умоляя Его о помиловании рода человеческого. В 1870 г. на нее была сделана сребропозлащенная риза чеканной работы весом в 2 фунта и 8 золотников. Венец и сама риза были украшены разноцветными камнями и жемчугом. Во время революции риза была утеряна. В 2003 г. по благословению архимандрита Афанасия (Культинова) и стараниями семьи Бондаренко Евгения и Таианы, в монастыре на острове Кипр была написан и освещен список с «Киккской» иконы Божией Матери, который впоследствии был привезен в Милостиво-Богородицкий женский монастырь. 3. Икона Божией Матери «Достойно есть» Находилась за левым клиросом главного храма под особо устроенным, украшенным резьбой и вызолоченным на полимент балдахином.

http://sobory.ru/article/?object=10016

10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сб. «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями - о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов - композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123 об.). В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери - ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/1684772.html

24 ноября 1999 года, накануне перенесения чудотворной иконы «Милостивая» в Зачатьевский монастырь, сестры обители с благоговением перенесли мироточивый список в Обыденскую церковь, где он и сейчас находится. Прихожане его особо почитают. А к главной святыне Зачатьевской обители, незримой ее хранительнице, люди идут отовсюду. Все больше и больше появляется свидетельств о благодатной помощи, полученной молящимися от Пресвятой Богородицы через Ее образ «Милостивая». Кому-то Небесная Заступница помогла в благополучном исходе житейских невзгод. Кто-то получил исцеление от тяжелой болезни. Записаны случаи, когда женщины, долгое время лечившиеся от бесплодия, после горячих молитв у иконы обрели счастье материнства. А одно явное чудо на радость сестрам, прихожанам и участникам того памятного крестного хода произошло буквально накануне перенесения святого образа в обитель. С 1937 года перед монастырем стояла бензоколонка, которая, по словам владыки Арсения, была «некрасиво расположена» – машины заправлялись прямо у входа в монастырь. Неожиданно накануне крестного хода бензоколонку убрали.      – Как матушка Иулиания добилась этого, я просто не знаю, – с улыбкой произнес митрополит Арсений. – Завтра утром переносят образ, а ночью бензоколонку демонтируют. Выкапывают ее баки, тут же всё бетонируют. Кому говорить спасибо? Префекту? Мэру? Не знаю. Знаю одно: волей Божией каждый из нас стал маленьким орудием в большом торжестве возвращения Царицы Небесной в свою обитель. Необычный для Руси образ В размышлениях о непрерывной череде чудес, явленных по молитвам перед чудотворным образом, главным чудом наших дней и сестры, и прихожане, и просто знающие о нем люди считают, казалось бы, немыслимое, неосуществимое в обозримом будущем воссоздание монастырского комплекса, рождение монашеской семьи и укрепление в ней подлинного монашеского духа. Как сказала искусствовед Ирина Языкова, святыня хранила обитель, даже когда там не было стен. – Это икона Божией Матери в необычной для Руси иконографии, которая называется «Взыграние», – продолжила Ирина Константиновна. – Все виды иконографии Пресвятой Богородицы можно разделить на три типа. Как есть вера, надежда, любовь – три наших христианских добродетели, так и здесь. Когда изображается Боговоплощение – то, во что мы верим, Богородица изображается молящейся (тип икон «Оранта»), и у Нее на груди или в круге проступает Богомладенец. То, на что мы надеемся, воплощает или изображает икона «Одигитрия», где Матерь Божия держит на руке Спасителя, – Бога, на Которого мы надеемся. Богородица на Него указывает. Поэтому и «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Третий тип иконографии являет нам образ любви, когда Божия Матерь прижимает к Себе Младенца. Классический вариант – Владимирская икона Божией Матери, очень почитаемая на Руси. А другие варианты этого типа иконографии – «Умиление», «Милостивая» (Киккская).

http://pravoslavie.ru/125885.html

После революции 1917 года монастырь был разорен: монахини, священники и дети-сироты выселены, имущество национализировано, многое просто уничтожено. Здание храма превратили в зернохранилище, а затем – в учебный корпус швейного техникума. Обезлюдел и сам Кадом: в ходе коллективизации кулаки и состоятельные жители ссылались в северные и восточные районы страны. Крестьяне, не выдержав голода и репрессий, целыми общинами уезжали во Владимир, в Крым, в Ленинград… До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле! Нелегко идут работы по восстановлению и благоустройству обители, но с Божией помощью, трудами добрых людей вновь созидается в Кадоме монастырь, в прежние века бывший центром не только духовной, но и культурной жизни города. В конце 1990-х мало кто верил, что обезображенное здание храма, десятилетия служившее зернохранилищем, можно восстановить и вновь обустроить для совершения богослужений. Ныне служба в обители совершается ежедневно. Архимандрит Афанасий (Культинов) со своей матерью (ныне схимонахиней) Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов) – личность поистине незаурядная. «Кадом – это благословенное место, – говорит батюшка. – Есть предание, что здесь, на кадомской земле, явилась преподобному Серафиму Матерь Божия. Она благословила Кадом и доселе хранит его». Отец Афанасий, среброволосый монах, похожий на былинного старца-исполина, с оптимизмом смотрит на будущее любимого города: «И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Нам потребно усердие и терпение. И еще хотелось бы, чтобы благочестие прежних времен сохранялось и сегодня. У нас мало насельниц, скудное содержание. Опыта у нас нет, и мы часто унываем. Но Матерь Божия знает, в какое время что сделать и как сделать. Просто надо положиться на Ее святую волю. Если кадомская обитель возродится, прежде всего, духовно, то возродится и сам Кадом. Матерь Божия явно готовит это место для важных дел. Здесь перекрещиваются дороги, ведущие к разным святым местам: 90 километров до Дивеева, 60 – до Санаксарского монастыря, да и Выша недалеко. Кадом может стать паломническим центром, прекрасным местом для отдыха, где могли бы останавливаться приезжающие к нашим святыням. Надо нам о людях своих заботиться, Россию поднимать».

http://pravoslavie.ru/31381.html

После отправки Иерусалимской иконы на Афон келейной иконой Н. стал Кипрский (вероятно, Киккский) образ Божией Матери его собственного письма. Эта икона, по словам старца, неоднократно спасала его от пожара и разбойников. Еще при жизни подвижника она была украшена на средства благодетеля серебряным окладом. С этой иконы Н. сделал еще один список, к-рый находился в алтаре Петропавловского придела над жертвенником. Согласно описанию инока Иоанна (Калинина), по углам средника иконы были изображены 4 евангелиста, на полях справа - прав. Анна и прп. Иоанн Лествичник, слева - прав. Иоаким и ап. Лука (по преданию, написавший Киккскую икону). На нижнем поле иконы были написаны тропари: «Богородице Дево, радуйся», «Честнейшую херувим», «Все упование мое…» ( Иоанн (Калинин). 1913. С. 25). После преставления Н. келейная Кипрская икона стала одной из святынь Ниловой пуст. В 1913 г. она хранилась за правым клиросом Сретенского храма в стеклянном футляре, на образе находился серебряный позолоченный крест с мощевиком, в к-рый были вложены часть ризы Господней и частица св. мощей прп. Нила Столобенского. За левым клиросом Сретенского храма размещалась Тихвинская икона работы Н. Ризу и киот для этой иконы выполнил рясофорный послушник Иван Семенович (Шапошников). Иконы, созданные Н., находились не только в Ниловой обители. Для Надеевской пуст. иером. Никон написал храмовый образ Успения Пресв. Богородицы, на собранные им средства он украсил икону серебряной позолоченной ризой с драгоценным убором изображений Спасителя и Богоматери. В 1845 г., пребывая под запрещением в Валдайском Иверском монастыре, иеромонах сделал 3 списка Иверской иконы Божией Матери. Один из них он отправил в Нилову пуст. для строившегося каменного собора, который предполагалось освятить в честь Успения Пресв. Богородицы (КБМЗ; опубл.: Подписные и датированные произведения. 2017. С. 272-277. Кат. 94). Этот список с некоторыми изменениями воспроизводит иконографическую программу копии чудотворной иконы, сделанной на Афоне и доставленной в Валдайский мон-рь в 1656 г.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Милующая), (празд. 11 июня), чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил. Икона Божией Матери " Достойно есть " . Ок. Х в. (?) (храм Успения Богородицы в Протате) Икона Божией Матери " Достойно есть " . Ок. Х в. (?) (храм Успения Богородицы в Протате) После чудесного события (см. ст. «Достойно есть» , песнопение в честь Пресв. Богородицы) «Д. е.» и. привезли в Протат и поставили в алтаре Успенского храма на горнем месте, где образ находится и в наст. время. По существующей издавна на Афоне традиции на 2-й день Пасхи, после литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом вокруг Кареи. В 1488 г. 4 монаха, жившие на подворье мон-ря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход; назвав его противозаконным, они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Пребывавший в обители прп. Дионисия патриарх К-польский Нифонт наложил на монахов строгую епитимию за презрение св. иконы. Др. подобный случай произошел с монахами близлежащей обители Кутлумуш, к-рые решили совершать крестный ход в своем мон-ре, не участвуя в общем празднике. Внезапно на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее. Спустя нек-рое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и стены Кутлумуша. Насельники мон-ря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания св. иконы. Иконография «Д. е.» и. принадлежит к изводу Киккской иконы Божией Матери . Это отмечено Н. П. Кондаковым , к-рый отнес первообраз к числу афонских памятников, по его мнению не являвшихся подлинными древностями ( Кондаков. 1902. С. 176, 178). Младенец восседает слева на руке Богородицы, Которая держит Его за правую руку с развернутым свитком. В наст. время образ закрыт окладом с чеканными изображениями ангелов в среднике и святых на полях.

http://pravenc.ru/text/180369.html

Путь иеромонаха Мелетия и его спутников был долог: «К вечеру приехали мы к другому киккскому метоху свв. мучеников Сергия и Вакха, – продолжал иеромонах Мелетий. – Подворье сие находится близ моря Церковь здесь также деревянная, но гораздо меньше Архангельской» . Труден был путь от кипрского побережья до Кикко, основанного в глубине горного массива, и это паломничество занимало не один день, что видно из сообщения иеромонаха Мелетия: «25-го дня по службе Божией, вседши на скотов своих, обратились от метоха к полудню, и, проехав некое расстояние, взошли в горы, покрытые лесом и испещрённою зелёностью. На пути сем миновали одну христианскую деревню, стоящую между горами в густом лесу при текущих водах Около вечера пришли мы в монастырь, и были приняты в оном ласково, дали нам для пребывания большую гостинную келью» . Иеромонах Мелетий уделил внимание описанию чудотворной иконы Божией Матери, хранившейся в этой древней обители: «Икона Пресвятая Богородицы стоит в церкви (в Кикко) возле царских врат с северной стороны. Мерою она подобна Владимирской, обретающейся в Московском Успенском кафедральном соборе. Изображение её: Иисус Христос яко младенец сидит у Богоматери на левой руке, восклонясь за правую руку Её, которою Она объемши Его созади повыше длани у состава придерживает десницу Его, держащую написанный греческими словами свиток ( Ис 61:1 ): Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовести и прочая " . Иеромонаху Мелетию уже было известно изображение этой чудотворной иконы, которая обычно бывает скрыта от глаз паломников. «Сие описание взял я с копии, – отметил в своих записях иеромонах Мелетий, – самый же подлинник обложен серебряной ризой и от верха до персей покрыт пеленой, которыя, при целовании Образа един, точию угол с низу открывается. Сея святой иконы точное изображение обретается во Флорищевой пустыни в соборной церкви» . В записках иеромонаха Мелетия излагается предание об иконе Киккской Божией Матери, которое ранее не встречалось у других авторов. Отметив, что этот чудотворный образ – один из трёх икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой, иеромонах Мелетий пишет далее о том, что эта икона «принесена на место Кикко из палат царских, в лета греческого самодержца Алексея Комнина. Дщери сего государя деве именем Анне в тяжкой болезни молившейся ко Пресвятей Богородице о исцелении своём, было извещение, что получит здравие, ежели икона её, пребывающая в их царских палатах, отнесена будет в Кипр на место Кикко в монастырь. О сем услышав царь, отец болящей девицы, немедленно через епарха кипрского с великой честью посылает икону ту на показанное место…» .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Милостивая (Одигитрия) " Этот раздел имеет разные типы икон с подписями " милостивая " , требуется дополнительная проверка (читайте описание для подробностей). Возможно, некоторые иконы из этого раздела должны находиться в других разделах. Часть икон из раздела также имеет подпись " Портаитисса Иверская " . Также есть икона немного другого иконографического типа с похожим названием " Милостивная " (http://pravicon.com/icon-4172). Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Милостивая (Одигитрия) Источник: PRAVICON.COM О происхождении данного образа автору pravicon.com не удалось найти никакой информации. Этот образ в интернете часто представляют как Киккскую икону Божией Матери, но, очевидно, данная икона типа " Одигитрия " не имеет ничего общего с прославленной иконой Милостивая-Киккская, которая принадлежит к типу " Елеуса " ( " Умиление " ), празднование 12 ноября и 26 декабря по старому стилю (http://pravicon.com/icon-160). Существуют два предположения. По первому, автор иконы назвал ее " Милостивой " несмотря на то, что общепочитаемая икона с этим названием уже существовала, что и вызвало путаницу. По другому предположению, некая икона иконографического типа " Одигитрия " была ошибочно подписана как Милостивая, после чего ошибка распространилась и в списках этой иконы. Также со временем были найдены иконы, которые, кроме надписи " милостивая " имеют надписи " портаитиса тон ивирон " , что перенаправляет нас в раздел Иверской иконы: http://pravicon.com/icon-126 Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Богоматерь Елеуса Милостивая. 1692 г., Рименский Пётр Иванов. Материал, техника: дерево, темпера. 148 х 107 х 3 см. Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области " Сольвычегодский историко-художественный музей " . Файл 34149.jpg:   Размер: 3616x5107, 18.47 MPix, 3457 Kb.

http://pravicon.com/icon-670

С. Снессорева Ноябрь 7.11. Взыграние 127 Взыграние Явление относится к 1793 г.; чудотворная икона находится в мужском Угрешском монастыре, построенном Димитрием Донским в XV веке в Московской губернии. 9.11. Скоропослушница 128 На Афоне, в Дохиарском монастыре, находится чудотворная икона Богородицы, именуемая Скоропослушницей. Икона находится на стене братской трапезы над дверью, которою иноки обыкновенно ходили в трапезу, а трапезарь по своей должности чаще других ходил. Однажды в 1664 году трапезарь, по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возжжённою лучиною, услышал от неё слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажжённою лучиною и не копти Моего образа». Нил счёл эти слова за шутку кого-либо из братии и потому оставил их без внимания и по-прежнему ходил мимо иконы, имея часто в руках зажжённую лучину. Вскоре он опять услышал голос от иконы: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» При этих словах трапезарь ослеп. Страдая глазною болью при совершенной потере зрения, Нил дни и ночи молился и плакал пред св. иконою; вдруг услышал он голос: «Нил! Услышана твоя молитва – ты прощён, и зрение опять даётся тебе. Когда получишь эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители. Пусть и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого. Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, я буду предстательство, и молитвы всех будут исполнены Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры икона Моя будет именоваться Скоропослушницею, потому что скорую буду являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к ней». Слух о таком чудесном событии распространился по всей горе Афонской. После сего монахи, благоговейно помолившись, огородили то место, где находилась сия икона, и устроили с правой стороны храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Бесчисленные чудеса совершаются благодатною силою ходатайства Божией Матери. 12.11. Милостивая – Киккская 129

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010