78 Изложение легенд, сопровождаемое, к сожалению, неверными снимками, находится в книге: «Вышний покров над Афоном, или сказания о святых чудотворных во Афоне прославившихся иконах», М. 1892, изд. 8, по указателю 79 Московскому иконописцу Никитину в 1668 г. было заказано написать для антиохийского патриарха «образ Пречистыя Богородицы Одигитрии с акафистом самым добрым письмом»: Забелин И.Е. Материалы для ист. рус. иконоп., Во врем.М. Общ.И. и Др., кн.7, стр.92–95 80 Того же происхождения название иконы в Дохиаре: см. «Вышний Покров», стр. 43. Время написания XV–XVI стол. 82 Воспроизводит снимок драгоценного списка иконы, сделанного Симоном Ушаковым и поступившего из колл. Н. М. Постникова в иконное собрание Н. П. Лихачева 86 Итальянское происхождение типа «Млекопитательницы» указывается прекрасным складнем, 0,24 м и 0,14 м, в приделе Успения в Ксенофе с изображением: Pietá– Христос во гробе, сзади Него крест с орудиями Страстей, Усекновение главы И. Пр. и Б. М. Млекопитательницы, прекрасного письма XV века, и латинскими надписями. Образки южно-нтальянского или венецианского письма, сливающего византийскую композицию с приемами итальянской живописи, пестрыми местными костюмами и пр. Смотри, впрочем, Benigni, «La Madonna allatante», Il Bessarione 1900, VII, p. 499–508. 87 В листах лицевого подлинника, собранния Г. Д. Филимонова , в Музее Общ. Люб. др. Письм., за 780 имеется прорись Ватопедской иконы Умиление, с подписью: «Изображение и мера Чудотворного образа пречистыя Б-цы ватопедской моление новоявенного святителя и чудотворца Димитрия, которой имеется и ныне при гробе его». «Мера ее вышина одиннадцать вершков, ширины девять вершков». Икона и доселе висит в особом киоте у гроба св. Димитрия Ростовского в св. Иаковлевском монастире, в Ростове, и представляет прекрасное произведение греческой иконописи. 88 Прекрасный список Киккской Богоматери XVII в., кипрского письма, находится в Русском Музее имени Александра III. Икона работы Симона Ушакова от 1681 г. во Флорищевой пустыни (см. книгу В. Т. Георгиевского , стр. 124). Большая икона вышиною до 1 ½ арш., новейшего письма, в собрании Н. П. Лихачева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Богоматерь «Милостивая» принадлежит к типу «Елеуса», на котором Пречистая держит Младенца на правой руке, Младенец поддерживает одной рукой край Ее мафория; а их десницы соприкасаются и вместе держат свиток. Образ этотхорошо известен во всем православном мире и с него написаны сотни икон во многих странах. В 1576 г. икона была покрыта серебряной ризой, а новое покрытие наложено в 1795 г., о чем свидетельствует надпись в углу иконы. Киккский монастырь на протяжении нескольких веков неоднократно перестраивался. Происхождение его названия имеет несколько версий. Так, согласно одной из них, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего здесь. Другая связывает название с пением птицы, которая в древности предвозвещала основание монастыря стихами: «На Киккской, Киккской горе будет обитель, Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет». Первоначальный храм, построенный для хранения святого образа, был однонефным, деревянным, сгорел во время сильных пожаров в 1365 и 1541 гг. Тогда же погибли украшавшие обитель византийские фрески, много древней церковной утвари и рукописей, в том числе и императорская грамота, но святая икона не пострадала. В это время святой образ почитался не менее господствовавшими на острове латинянами, наименование которого упоминается в венецианских документах как «Святая Мария дождя», а после страшных пожаров выделялись и казенные средства на восстановление обители. В XVI в. монастырь был заново отстроен, но на этот раз каменным. Теперь храм представляет собой трехнефную базилику, где центральный алтарь посвящен Пресвятой Богородице, правый придел – всем святым, а левый – архангелам Михаилу и Гавриилу. После пожара 1751 г. был сооружен новый иконостас, в котором Киккская икона Божией Матери помещена слева от царских врат. Большинство икон написано в византийской технике в конце XVIII в. Интерьер церкви украшают большие лампады и подсвечники русской работы XVIII–XIX вв., а также различные приношения. Монастырская колокольня была возведена лишь в 1882 г., поскольку во время турецкой оккупации не позволялось православным звонить в колокола. На ней имеется шесть колоколов, самый большой из которых, весом в 1280 кг, привезен из России.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В наст. время метох свт. Николая не заселен, большинство построек разрушено; ежегодно 6 дек. монахи К. в его храме отмечают престольный праздник. В 2007 г. в районе метоха была освящена часовня во имя свт. Василия I, архиеп. Гортинского (местночтимый святой, пам. 16 сент.), к-рая считается подворьем К. Также мон-рю принадлежит бывш. обитель Трех святителей, основанная в кон. XIV в. Иосифом Филагрием в местности Лусуди на горе Кофинас. После кончины Филагрия мон-рь постепенно пришел в запустение и нуждается в серьезной реконструкции. Ежегодно 10 авг. в кафедральном соборе К. совершается всенощное бдение под праздник чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая Киккская». Изначально икона находилась в Янине и принадлежала рабам Али-паши, тайно исповедовавшим Христа. После 1930 г. она была увезена в Афины и подарена медсестре Красного Креста Елене Скандалаки за то, что она сумела вымолить перед этой иконой исцеление родственнику высокопоставленного итал. чиновника. Елена увезла икону к себе домой, в сел. Айия-Фотьяна Крите, а в 1957 г. передала в дар К. В обители находится также чтимый список афонской иконы Божией Матери «Геронтисса» . Престольным праздником в обители является Успение Пресв. Богородицы (15 авг.), 10 июля особо отмечается день памяти основателей мон-ря - преподобных Парфения и Евмения. К обители относятся 5 парекклисионов, 3 из к-рых располагаются на ее территории: в честь Сретения Господня, где хранится чудотворная икона «Сретение»; во имя преподобных Парфения и Евмения, в к-ром находятся частицы мощей святых; во имя апостолов Петра и Павла (пещерный храм). Два других - во имя прп. Космы Отшельника и во имя преподобных и богоносных отцов, в подвиге просиявших, устроены в близлежащих пещерах. Также недалеко от К. расположена пещера св. Антония, внутри к-рой находится небольшая часовня во имя этого святого; в пещере со сталактитов и сталагмитов стекает в 3 углубления вода, считающаяся чудотворной. В наст. время в К. подвизается 6 монахов и 2 послушника; игумен - Макарий (Спиридакис) (Δπτυχα. 2014. Σ. 908).

http://pravenc.ru/text/2462185.html

Путь иеромонаха Мелетия и его спутников был долог: “К вечеру приехали мы к другому киккскому метоху свв. мучеников Сергия и Вакха, — продолжал иеромонах Мелетий. — Подворье сие находится близ моря Церковь здесь также деревянная, но гораздо меньше Архангельской” 95 . Труден был путь от кипрского побережья до Кикко, основанного в глубине горного массива, и это паломничество занимало не один день, что видно из сообщения иеромонаха Мелетия: “25-го дня по службе Божией, вседши на скотов своих, обратились от метоха к полудню, и, проехав некое расстояние, взошли в горы, покрытые лесом и испещрённою зелёностью. На пути сем миновали одну христианскую деревню, стоящую между горами в густом лесу при текущих водах Около вечера пришли мы в монастырь, и были приняты в оном ласково, дали нам для пребывания большую гостинную келью” 96 . Иеромонах Мелетий уделил внимание описанию чудотворной иконы Божией Матери, хранившейся в этой древней обители: “Икона Пресвятая Богородицы стоит в церкви (в Кикко) возле царских врат с северной стороны. Мерою она подобна Владимирской, обретающейся в Московском Успенском кафедральном соборе. Изображение её: Иисус Христос яко младенец сидит у Богоматери на левой руке, восклонясь за правую руку Её, которою Она объемши Его созади повыше длани у состава придерживает десницу Его, держащую написанный греческими словами свиток (Ис 61:1): Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовести и прочая” 97 . Иеромонаху Мелетию уже было известно изображение этой чудотворной иконы, которая обычно бывает скрыта от глаз паломников. “Сие описание взял я с копии, — отметил в своих записях иеромонах Мелетий, — самый же подлинник обложен серебряной ризой и от верха до персей покрыт пеленой, которыя, при целовании Образа един, точию угол с низу открывается. Сея святой иконы точное изображение обретается во Флорищевой пустыни в соборной церкви” 98 . В записках иеромонаха Мелетия излагается предание об иконе Киккской Божией Матери, которое ранее не встречалось у других авторов. Отметив, что этот чудотворный образ — один из трёх икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой, иеромонах Мелетий пишет далее о том, что эта икона “принесена на место Кикко из палат царских, в лета греческого самодержца Алексея Комнина. Дщери сего государя деве именем Анне в тяжкой болезни молившейся ко Пресвятей Богородице о исцелении своём, было извещение, что получит здравие, ежели икона её, пребывающая в их царских палатах, отнесена будет в Кипр на место Кикко в монастырь. О сем услышав царь, отец болящей девицы, немедленно через епарха кипрского с великой честью посылает икону ту на показанное место…” 99 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

и., как спасение сорвавшихся в пропасть (случай с ребенком и с протопсалтом Хрисанфом) и попавших в шторм (мон. Григорий), а также прекращение эпидемий. Он рассказывает, как один «мавр» попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель руки «мавра» была подвешена рядом с иконой в память об этом событии (Ibid. Σ. 102-103). Однажды во время засухи наместник острова призвал игумена и объявил ему, что если икона не ниспошлет дождь, то он казнит его и сожжет чудотворный образ. По молитве игумена и братии хлынул ливень, после чего наместник разрешил беспрепятственное совершение крестных ходов с К. и. по острову (Ibid. Σ. 103). Когда др. наместник, Бекир-паша, требовал у мон-ря деньги, иноки спрятали К. и. в пещере недалеко от обители. Хотя было лето, 3 дня продолжалась сильная гроза с ливнем, что бывает на Кипре только зимой. Это природное явление испугало турок, и они оставили мон-рь в покое (Ibid. Σ. 103-104). В «Описание... Киккского монастыря», изданное в 1782 г. с исправлениями и дополнениями Серафимом Писсидийцем, добавлено чудо об источнике, к-рый забил по молитве к К. и. умиравшего от жажды монаха (Ibid. Σ. 179). Это произошло в Пирги, одном из владений Киккского мон-ря, расположенном недалеко от обители. Св. вода из этого источника исцелила иером. Мелетия от отеков головы, мон. Антонию-кузнецу залечила раны на ногах, мон. Парфения спасла от горячки (Ibid. Σ. 179-180). Благодаря чудодейственной силе иконы исцелился бесноватый иконописец Иаков (Ibid. Σ. 185-186). Когда после пожара 1751 г. братия временно переселилась во владение Василики, произошло следующее чудо: иноки отправились к сгоревшему мон-рю и издалека увидели в нем необычный свет. В др. раз они заметили обходящую обитель деву, блистающую как солнце (Ibid. Σ. 188). Аналогичное явление произошло после пожара 1813 г.: монахи услышали, что в разрушенном соборе совершается служба, увидели свет и окруженную сиянием женщину (Ibid. Σ. 526-527). Во время строительства нового собора (1755) на мастеров обрушился купол, но чудесным образом никто не пострадал (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» 25 ноября 2009 г. 16:30 25 ноября, в день праздника иконы Божией Матери «Милостивая», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь , отмечающий в этот день 10-летие возвращения в обитель чудотворного списка иконы Божией Матери «Милостивая». В храме Сошествия Святого Духа Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию и молебен у чудотворного образа. По совершении Литургии и молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства, всечестная матушка игумения, уважаемый Сергей Львович, дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня радостный день. Каждая круглая дата после важного исторического события дает нам возможность подумать о самом событии. Десять лет назад чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» (копия чудотворной Киккской иконы Божией Матери, хранящейся в Киккском монастыре на Кипре) была вновь принесена в святую Зачатьевскую обитель, где она находилась с древних времен, но откуда ее перенесли в храм святого пророка Илии для того, чтобы сохранить в годы лихолетья — во времена, когда закрывались монастыри, разрушались храмы, когда народ наш, соблазненный ложными ценностями и опасными мечтаниями, вознамерился достичь этих ценностей и осуществить свои мечты без Бога. И мы знаем, сколько крови пролилось, сколько страданий было принято людьми нашими и в междоусобных бранях в революционном вихре, и в последующих войнах, и во многих иных испытаниях, которые возлагались на плечи народа нашего. Открытие храмов и монастырей, чудодейственное освобождение Церкви, обретение ею свободы, обретение нашими гражданами свободы верить в Бога, приходить в храм вне зависимости от своего служебного положения, открыто исповедовать Христа и внешними знаками подчеркивать свою религиозность, как и иметь право внутренне устроять жизнь свою по закону Божиему — все это явилось почти в одночасье вопреки всякой человеческой логике. Самые проницательные аналитики, как у нас в стране, так и за рубежом, не могли даже представить, чтобы в одночасье все могло так измениться. Но это произошло — произошло без крови, без тех потерь, которые обычно сопровождают такие глубинные изменения в жизни народа и страны.

http://patriarchia.ru/db/text/950361.htm...

период. Другой список К. и. был выполнен Корнаросом в том же году для подворья Киккского мон-ря Айос-Прокопиос. Он скромнее по орнаментации на одеяниях, ноги Младенца спокойно лежат на руке Пресв. Богородицы, а не повторяют положение, характерное для визант. икон XII-XV вв. Лики отличаются характерной для стиля этого живописца округлостью. Богоматерь коронуют ангелы, на полях помещены фигуры святых, иногда попарно, в арочных клеймах, что не может не напоминать синайский список К. и. XII в. Образ ап. Луки, читающего Евангелие перед мольбертом, на котором стоит икона, помещен под средником. Еще один список К. и. находится в ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы в Ларнаке (1791). Изображение Божией Матери с Младенцем здесь обрамлено сценами из Акафиста Пресв. Богородице. В среднике Корнарос повторил новое положение ног Младенца. Богоматерь в короне, но ангелы изображены не возлагающими венец, а сложившими крестообразно руки на груди. В нижнем левом углу помещена маленькая фигура сидящего за мольбертом ап. Луки. Орнаменты опять в изобилии покрывают одеяния, дополнительный плат на плечах Богородицы уже не красный, а золотой, складки же мафория под ногами Младенца расположены так, что напоминают чашу или раму, своего рода пьедестал для всего образа, и переходят в развернутый свиток с комментирующей надписью. Отличительной чертой всех списков работы Корнароса является большое количество текстов, к-рые не только сопровождают фигуры святых, представленных рядом с «Киккотиссой», но и дополняют Ее образ в среднике. Для местного ряда иконостаса собора Киккского мон-ря Корнаросом были написаны иконы, сюжеты которых представляют эпизоды из истории создания К. и.: «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792) и «Ап. Лука приносит Богоматери Ее икону для благословения» (1791). Эти сюжеты, имеющие повествовательный характер, заимствованы с гравюры 1778 г., но композиционно решены иначе. Иконографические схемы, восходящие к визант. палеологовским образцам, даются в стиле европ. искусства Нового времени: напр., 2-й сюжет напоминает рассматривание портрета заказчицей.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

В Харьковской епархии это первый храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». 20 мая. ПРАВМИР. 19 мая, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа и Никодима, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий освятил храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» при воскресной школе Свято-Введенской религиозной общины в Ленинском районе Харькова и совершил Божественную литургию. Об этом сообщается на сайте Харьковской епархии . Архипастырю сослужили настоятель Свято-Введенской религиозной общины протоиерей Алексей Никитченко, духовенство. После Святого Причастия Высокопреосвященнейший архиепископ Онуфрий поздравил духовенство, прихожан с торжественным событием, пожелал Божией помощи и преподал благословение на дальнейшие труды. По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира протоиерею Алексею Никитченко, попечителям новоосвященного храма народному депутату Анатолию Денисенко, академику Виктору Жван были вручены грамоты Предстоятеля УПЦ, другим попечителям – грамоты Харьковской епархии. В Харьковской епархии это первый храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» хранится в Киккском монастыре на Кипре, известна многовековой историей и множественными явлениями благодатной помощи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 января, 2021 27 февраля, 2020 17 июля, 2019 15 апреля, 2019 21 февраля, 2019 13 октября, 2018 27 августа, 2018 16 июля, 2018 11 мая, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-xarkove-osvyashhen-n...

губ., 1525 г.), Братской в Киеве (1662 г.) и Ильинской-Черниговской (1658 г. или 1651 г. и 1654 г.). Тип Одигитрии в общем представлял Богоматерь с Младенцем на ее левой руке, но образы этого типа разнились между собою по положению Матери и Младенца и требуют исторического различения (см. ниже). Это визанийское повторение «Одигитрии» приходится на XII – XV века. Между разными типами Одигитрии должно выделить образ Богоматери, умиленно склонившейся над Младенцем, сидящим на ее левой руке и с любовью к ней обратившимся. Такова икона Иверской Богоматери (в Московской копии 1648 г.), Елецкая Черниговская (явл. 6400 г. или 6568 г.), Муромская (принесена в Переяславль Рязанский в XII в.), иконы Святогорского монастыря Псковской губ., Томская (под Ярославлем, 1314 г.), Семиезерская (7089 г.) 61 , Корсунская так называемые иконы и пр. Столь же разнообразны варианты образа Богоматери, держащей Младенца на правой руке: таковы несколько икон, носящих общее имя Византийской (две), но чаще Александрийской (1 сент.) Богоматери, Иерусалимской (Акафист 4 и 5 нед. В. Поста) или даже Арабской (приписываются древности, 322 г., 732 г. и пр.). Более определенное указание заключается в наименовании некоторых икон этого типа «Цареградскими» (одна по преданию от 1071 г.) и «Египетской» (1060 г.). Наиболее характерным представителем этого ряда является «Троеручица» Иоанна Дамаскина , с ясным указанием на сиро-египетское происхождение основного типа иконы. К тому же основному типу примыкает образ Киккской Божией Матери (=Кипрской), он же именуется образом «Милостивой» Богоматери («Елеусы», см. ниже). Оригинальный тип представлен «Корсунскою» Богоматерью (обнимающею голову Сына) и ее разнообразными вариантами. Многочисленные чтимые в России иконы, примыкающие к этому типу, начиная с Владимирской, представляют Младенца, в жарком умилении охватившего шею матери: Игоревская XII в., Костромская Феодоровская (яв. 1239 г.), Донская (1382 г.) 62 , Яхремская (1482 г.), Пахромская (1472 г.), Ярославская (1588 г.), Словенская (1635г.), Коневская (1393 г.), Елецкая (относимая к 1060 году), «Блаженное Чрево» (1392 г.) или Барловская (в Благовещенском соборе Москвы), «Взыграние» в Угрешском монастыре бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил паломническую поездку на Кипр верующих Ставропольской и Нижегородской епархий 9 марта 2016 г. 13:22 С 28 февраля по 6 марта 2016 года состоялась паломническая поездка на остров Кипр делегации, которую возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством . В состав паломнической группы вошли секретарь Ставропольской епархии протоиерей Александр Гомзяк и сотрудники епархии, руководитель службы архиерейского протокола диакон Василий Змэу, клирики Ставропольской и Нижегородской епархий, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, миряне. Утром 1 марта митрополит Кирилл возглавил служение Литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Киккского монастыря. Архиерею сослужили наместник обители архимандрит Агафоник, клирики Ставропольской епархии и братия монастыря в священном сане. За богослужением молились паломники из Ставрополя, Нижнего Новгорода, Москвы, прихожане храма. По завершении Литургии митрополит Кирилл поблагодарил архимандрита Агафоника за радушный прием и преподнес в подарок отцу наместнику Казанскую икону Божией Матери. Затем по приглашению отца Агафоника паломники посетили монастырский музей. Митрополит Кирилл оставил памятную надпись в книге почетных гостей обители. Следующим местом паломничества стали строящийся скит в честь св. Серафима Саровского и храм бывшего монастыря Честного и Животворящего Креста Господня. На четвертый день паломники посетили обитель Панагии Сфалангиотиссы. В храме Введения Пресвятой Богородицы хранится чудотворная икона Божией Матери, которой поклонились гости из России. В тот же день состоялось посещение храма святителя Алексия Московского, монастыря святой Феклы, здания митрополии Тримофунты и храма святых Киприана и Иустинии. На следующий день участники делегации побывали у святынь в городе Пафос и его пригородах. В храме Панагия Вунаркотисса паломники прочитали молитву из акафиста Божией Матери «Смоленская». В храме Параскевы Римской верующие поклонились иконе святой Параскевы. Затем делегация осмотрела колонну святого апостола Павла — место его проповеди и бичевания. Паломники осмотрели недавно построенный и освященный храм Рождества Христова, посетили музей кипрского архиепископа.

http://patriarchia.ru/db/text/4391021.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010