Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие. Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью. С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»). Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом. Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства). Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

http://pravoslavie.ru/1960.html

Фильм про окаменевшую Зою и переполох, вызванный этим чудом в коммунистическом мирке Самары, по западным меркам, наверное, можно назвать мистическим триллером. По методу воздействия на сознание - это, однозначно, трагедия. Глупую девушку жалко, трогать иконы страшно. Именно такое чувство остается в послевкусии всей этой истории. Был бы это единственный пример, о нем можно было бы забыть, оставив в багаже поучительный подтекст. В конце концов, Православие слишком глубоко и всеобъемлюще, чтобы зацикливаться на одной истории. Но зачем они вообще? Откуда берутся? В чем их смысл, если в остатке - тупой, холодящий страх и тревога? Недавно друг привез мне с Кипра небольшую икону Божией Матери «Милостивая» (Киккская). Рассказал, что в церкви, где находится святыня, лик закрыт, видна только тонкая полоска. Считается, что образ написан святым апостолом Лукой. В закрытом состоянии его держат давно. «Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая» (Киккская) по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. Тот, кто осмелится приоткрыть пелену - может ослепнуть, по сохранившемуся на острове Кипре преданию», - такую информацию об иконе можно найти в Интернете. В самой церкви, где находится икона, другу рассказывали предание о неком императоре, который осмелился открыть завесу и моментально ослеп. Почему именно ослеп? Ну, например, поразило бы его громом. «Стоял как громом пораженный...» - для предания вполне эффектно. Нет, именно ослеп. К этому преданию, как и к прочим, можно относиться по-разному. Но монахи Киккского монастыря в него, вероятно, верят, раз поднимают лик к небу. Боятся ослепнуть? То есть каждый из них держит где-то в душе, что ему есть за что ослепнуть? Наверное, это можно оправдать идеей страха Божьего, который должен жить в душе каждого как следствие постоянного осознания собственной греховности. Не знаю, как с этим у киприотов, а у русских недостатка в постоянном страхе нет. Как-то услышала в автобусе вздохи двух женщин: «К хорошему не привыкли, а к плохому не привыкать!» - в этой постоянной готовности к плохому живут многие в нашей стране. Но нужно ли подпитывать это чувство, усиливать его?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Икона Божией Матери «Парамифия». Ок. 1790 г. Иконописец Иоаннис Корнарос (Киккский мон-рь, Кипр) Кипрские иконы из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии (датируется 1-й пол. XIII в., (см.: Κυπριακ τ τρπ. 2017. Σ. 87. Εικ. 21) или 2-й пол. XIII в. (см.: Παπαγεωργου. 1999. Σ. 329); надпись «Η Ελε[ουσα?]»; ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр) и из мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (XIV в., похищена тур. оккупационными войсками в 1974, обнаружена нем. полицией в Мюнхене в собрании А. Дикмена в 1997, возвращена в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии в 2013) были написаны, вероятно, под влиянием искусства крестоносцев; от ватопедского образа эти иконы отличаются деталями одеяний Христа, положением Его ног (на иконе XIV в. ступни скрещены), жестом рук, поднесенных к устам. К той же иконографической группе относится икона Божией Матери из ц. прп. Кассиана в Никосии, датируемая XVI в. (Ibid. Σ. 329, 332. Εικ. 3). Возможно, такой тип изображения Божией Матери, в к-ром Она подносит к устам руку Младенца, был принесен в мон-рь Ватопед кипрскими монахами ( Филипп (Перцев). 2016. С. 163). Ок. 1790 г. работавший на Кипре критский мастер Иоаннис Корнарос написал (или поновил) в присущей ему своеобразной стилистической манере икону «Парамифия» (фон закрыт серебряным чеканным окладом), находящуюся сейчас в сев. части местного ряда иконостаса кафоликона Киккского мон-ря (до перенесения в обитель икона хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы «тон Илиакон» близ дер. Цакистра, округ Никосия, Кипр). На списке Корнароса Младенец немного отворачивается от Богоматери, в Его левой руке развернутый свиток. Икона начала мироточить в 1997 г., относится к наиболее чтимым иконам Киккского мон-ря. Образ аналогичного извода 1801 г. письма того же художника помещен на спинке архиерейского места в кафоликоне (свиток в руке Младенца развернут вверх). В мон-ре Ватопед хранятся неск. списков иконы «Парамифия» 2-й пол. XIX в.; икона с предстоящим прор. Исаией датируется XVII в., оклад сер. XIX в. В роспись нартекса парекклисиона вмч. Димитрия (1791) включен сюжет с чудом от иконы (игумен молится перед образом Богоматери, разбойники устремляются прочь от стен обители). Иконы этого типа XVIII - нач. XX в. находятся также в Музее византийской культуры в Фессалонике (из ц. Панагии Елеусы), в ц. Св. Софии в Софии, Музее Македонии в Скопье и др.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сб. «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями - о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов - композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 123 об.). В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери - ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Она была сожжена и полностью разрушена. К счастью, икона уцелела. Между 1600 и 1650 годами монастырь возрождается, но пятьюдесятью годами позже из-за налогового гнета он перешел на положение подворья монастыря св. бессребреников Козьмы и Дамиана в Фини. Это продолжалось с 1703 по 1760 годы. Русский паломник Василий Барский в 1735 году посетил обитель. В его хождении церковь описывается как небольшая и бедная, при которой живет один-единственный монах. В 1842 году обитель постигло бедствие: сильный пожар уничтожил монастырские строения. Усилиями игумена Мелетия (1838-1854) монастырь был вновь отстроен, и именно тогда сооружается главный храм, дошедший до наших дней. Его украсили новый иконостас, амвон, были приобретены богослужебная утварь и сосуды. Как Киккский монастырь и святая обитель Махера, Троодитисса в эти годы опекала свою школу. В 1856 году при игумене Германе был сооружен деревянный позолоченный иконостас, по своему изяществу и красоте стоящий в одном ряду с иконостасами главного храма Киккской обители и храма св. Лазаря в Ларнаке. Уже в нашем веке, когда монастырь оказался под угрозой опустения и число насельников уменьшилось, митрополит Пафосский Леонтий пригласил четырех братьев из обители Ставровуни, перевел его в разряд киновийных (общежительных) под началом отца Дамаскина. Его дело продолжил архимандрит Панкратий, прибывший из Александрийской патриархии по приглашению митрополита Леонтия. Усилиями Панкратия и с помощью Богородицы в монастырь пришли дни благополучия и достатка. Святыня монастыря чудотворная икона Богоматери в 1799 году была украшена серебряным окладом трудами иконописца Иоанна Крита. На окладе Богородица держит Христа на правой руке, увенчанная двумя Ангелами. Чудотворная икона Божией Матери Троодитисса известна тем, что по обращениям к ней многие бездетные женщины получали и получают дар чадородия, исцеляясь от недугов, перед которыми бессильными оказываются самые лучшие врачи. Чудотворная икона Троодитисса, если взглянуть на нее с алтарной стороны, необычна.

http://elitsy.ru/holy/temple/25598/

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Также, в новом томе «Православной Энциклопедии» имеется блок статей, посвящённых лицам носившим имя Киприан. В данном случае стоит упомянуть статьи «Киприан, сщмч., еп. Карфагенский», «Киприан, свт., митр.  Киевский и всея Руси», «Киприан и Иустина» и т.д. Для полноты картины стоит также упомянуть статьи, посвящённые христианским святыням, это, прежде всего, — «Кипрская икона Божией Матери», «Киккская икона Божией Матери», «Кийский крест». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/vyshel-v-svet-ocheredn...

Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною» ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267). По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II , патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 94-95). Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к мон-рю гору ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 268). Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек. «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря (Р 12, XVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (Hieros. Patr. 328, 1695 г., ныне в б-ке Исследовательского центра Киккского мон-ря на подворье Архангелу мон-ря , который описан А. И. Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740, не сохр., издан А. Папагеоргиу). Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о К. и. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала XII столетия. В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех. Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто». Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца. Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

http://pravoslavie.ru/1960.html

В 1773 г. Кипрский архиеп. Хрисанф отремонтировал И. м. Он подарил обители водяную мельницу в Китрее и серебряную церковную утварь. В 1774 г. на его средства был сооружен иконостас. Иконы местного ряда - «Христос Праведный Судия», Божией Матери «Одигитрия» и свт. Ираклидия - выполнены в 1797 г., образ св. Иоанна Предтечи написан в 1611 г. В синодиконе И. м. хранится икона сщмч. Ираклидия и коленопреклоненного архиеп. Хрисанфа с благословляющим их сверху Христом и И. м. на заднем плане. После 1821 г. монастырь действовал как приходский храм. В 1962 г. монахини Харифея, Феофано и Евпраксия из монастыря Преображения Господня в р-не Каймакли Никосии по благословению архиеп. Макария III начали возрождение И. м. Архиепископ оказывал покровительство и помощь монашеской общине, игуменией которой стала Харифея († 2000). Был восстановлен полуразрушенный кафоликон, построены корпуса с кельями, мастерскими и гостиницей, близ И. м. воздвигнут храм во имя св. Иоанна Предтечи. Благоустроена территория обители, дорожки выложены мозаикой, изготовленной сестрами. На средства, предоставленные Киккским монастырем , были построены и оборудованы золотошвейная мастерская и пекарня. В 1964 г., во время расширения западного корпуса, была обнаружена гробница эпохи поздней бронзы. Поскольку систематические раскопки здесь не проводились, неясно, было ли это захоронение одиночным или являлось частью некрополя. Древние гробницы были найдены неподалеку - в Политико и близ холма Ламбертис. В настоящее время в И. м. подвизается 37 монахинь, игумения - Продрома (Δπτυχα. 2011. Σ. 1175-1176). Они занимаются иконописанием, золотным шитьем, садоводством и огородничеством, изготовлением оливкового масла и традиционных кипрских сладостей, гл. обр. из миндаля. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 306-308. Лит.: Κληρδης Ν. 25 Μοναστρια στν Κπρο. Λευκωσα, 1968. Τ. 2. Σ. 31-35; Parthog G., der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. P. 197-199; Καππας Δ. Χ. Τα μοναστρια της Κπρου. Λεμεσς, 1998. Σ. 50-51; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001.

http://pravenc.ru/text/673837.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010