Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел — один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. 28 мая, 2013 Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел — один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел — один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. Но при желании придраться можно найти недостатки у кого угодно. Мы считаем, что есть куда более важные темы для беседы, чем дорогие автомобили. Чем живут иноки, почему Церковь так мало говорит о своей социальной работе, куда уходят продукты с монастырских хозяйств? Об этом и многом другом мы беседуем с владыкой Павлом — наместником одного из самых древних монастырей Украины и руководителем синодальной комиссии УПЦ по делам монастырей. — Владыка, вы руководите Синодальной комиссией по делам монастырей. Расскажите о деятельности этой комиссии, когда последний раз она собиралась, какие вопросы там рассматриваются? — Последний раз мы собирались в 2011 году, потому что в прошлом я много болел, перенес две операции. Но я успевал встречаться почти со всеми настоятелями и настоятельницами — думаю, что с 90% всех, кто поставлен наместниками. То есть я всегда в курсе, всегда, образно выражаясь, держу руку на пульсе. — Какие монастыри в Украине самые крупные? Наверное, первая обитель по количеству иноков — это Киево-Печерская лавра? — Нет, крупнейший монастырь — это Почаевская лавра, там больше трехсот человек братии. В Киево-Печерской лавре — 180 человек, включая и иноков и послушников. Крупный монастырь — Святогорская лавра. Из женских монастырей больше всего людей подвизается в Покровском монастыре в Киеве, там более 250 насельниц, много и во Флоровском монастыре — 180 монахинь.

http://pravmir.ru/mitropolit-pavel-lebed...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь Киево-Печерской лавры, 1700 г. Построена на месте деревянной, над входом в Ближние пещеры. В 1769 г. установлен иконостас, изготовленный резчиком К. Швериным. В 1740— 1745 гг. с восточной стороны, возможно, по проекту архит. И.-Г. Шеделя, пристроена одноэтажная галерея, служащая одним из входов в Ближние пещеры. В начале XIX в. по проекту А. И. Меленского надстроен второй этаж галереи. В 1839 г. с запада пристроена трапезная, увенчанная куполом на восьмигранном барабане. Интерьер церкви расписывали в XVIII в. и в 1816 г. Существующая в настоящее время сюжетная живопись выполнена в 1894 г. худож. Д. Давыдовым в технике масляной живописи. Церковь кирпичная в стиле барокко оштукатуренная трехчастная трехкупольная. Алтарная часть в виде триконха. Средняя, самая большая часть, несколько выступает трехгранными объемами на север и юг, притвор и пристроенная к нему трапезная — прямоугольные в плане. В церкви пять дверей. Все они кованые в виде решетки, забранной с одной стороны толстыми железными листами. Портал главного южного входа пышно украшен лепными гирляндами в духе народного декоративного искусства XVII в. Полы — из чугунных плит. Иконостас резной позолоченный трехъярусный. В нижний ярус вкомпоновано три ряда икон, в верхние — по два ряда. Несколько икон кисти художника XVIII в. В 1970—1974 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы. Восстановлены утраченные элементы декора, главы покрыты медью и позолочены. В 1973—1975 гг. реставрирована живопись. При реставрации раскрыты фрагменты живописи XVIII в.   Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 63 Храм, сооруженный в XVII в. над входом в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. До середины XVII в. вход в пещеры имел вид обычной деревянной будки с зарешеченными дверями. Между 1638 и 1651 г.г., вероятно по распоряжению Петра Могилы, сооружена первая церковь Воздвижения Честного Креста. Она была трехчастной с двумя куполами над нефом и алтарем. Западный притвор был каменным, остальная часть здания - деревянная, окруженная опасанием. Около 1670 г. деревянную часть церкви перестроили.

http://sobory.ru/article/?object=05647

Петр, митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Константинопольский (Могила) Родился Петр 21 декабря 1596 года в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность. Родной дядя его по отцу, Иеремия, был господарем Молдавии, а отец, Симеон, господарем Валахии и потом Молдавии. Оба эти господаря отличались приверженностью к Православию, старались покровительствовать Львовскому православному братству и присылали ему значительные денежные пособия на постройку братской церкви. Образование получил во Львовском братском училище. Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Свободно владел латинским и греческим языками. После захвата господарства Молдавии Кантемиром Мурзою в 1612 году семья Петра (Могилы) вынуждена была искать убежища в Польше, где они имели сильные родственные связи. Здесь Петр сначала поступил на военную службу и участвовал в известной битве под Хотином в 1621 году. Но через несколько лет, вероятно под влиянием митрополита Киевского Иова (Борецкого, † 1631), он решился оставить мир и около 1624 года поступил в Киево-Печерскую лавру. В 1625 году был пострижен в монашество. В апреле 1627 года скончался архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрала настоятелем архимандрита Петра (Могилу) . 28 апреля 1633 года хиротонисан во Львове епископом Львовским Иеремией (Тиссаровским, † 1641) во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. Скончался митрополит Петр в ночь на 1 января 1647 года. Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской лавры, в средней части храма. Петр (Могила) происходил из знатного молдавского рода, славившегося ревностью к православной вере. Его могло ожидать блестящее будущее, но он оставил все и пришел в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. Надо сказать, что, несмотря на гонения, в лавре в то время собралось много высокообразованных иноков, поставивших своей целью оказать поддержку Православию. Среди них были святогорские иноки: Киприан, получивший образование в Венеции и Падуе; Иосиф, протосингелл Александрийского патриарха; Виленский протоиерей Лаврентий Зизаний Тустановский и другие. Одни из них занимались переводами святоотеческих книг, другие писали труды в защиту Православия. В лаврской типографии печатались книги для церквей и училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых. Церковь. Не действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:1690. Адрес: Киев, ул. Лаврская, 11. Координаты: 50.436326, 30.556149 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, 1696-1698 гг. Построена одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718 — 1727 гг. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас. В 1903 г. из трапезной палаты перенесены два мраморных с мозаичными изображениями кио- та и установлены на северной и южной стенах церкви В 1904 г. произведен капитальный ремонт с позолотой глав куполов. В 1906 г. расписан интерьер учениками Лаврской живописной школы (под руководством худож. И. С. Ижакевича). Церковь кирпичная оштукатуренная двухъярусная пятикупольная, в плане представляет собою равноконечный крест с прямоугольной пристройкой с восточной стороны. Главы грушевидные с перехватом. В композиции и решении внутреннего пространства зодчий применил традиционный прием украинской народной архитектуры. Снаружи церковь украшена разнообразной формы нишами, картушами, поясками, окна обрамлены наличниками, стены завершены развитым многопрофильным карнизом. В пластике фасадов видны черты, характерные для русской архитектуры XVII в., что указывает на влияние русского зодчества. В первом ярусе сделан проезд Экономических ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовым сводом. В церковь, расположенную на втором ярусе, через аркаду ведет крытая галерея с широкой лестницей из дуба. Аркада перекрыта сводом, покрыта двускатной крышей с фронтоном на торце, украшенным лепным растительным орнаментом, характерным для форм украинского барокко XVIII в. Интерьер расписан сюжетной и орнаментальной масляной живописью. Иконостас из липы резной трехъярусный позолоченный в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.

http://sobory.ru/article/?object=05646

Предисловие Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в ряду обителей на св. Руси занимает одно из видных мест по своему благоустройству, по плодам духовной жизни иночествующих в ней и по некоторому историческому значению. Связанная своим обновлением и благоустроением с древнейшей Молченской Софрониевой пустынью, она успела впитать в себя те начала духовной жизни, которые были восприняты этою последнею от матери древнейших обителей на Руси – Киево-Печерской лавры, а еще более от средоточия православного монашества св. Горы Афонской и притом под животворным воздействием предания и заветов св. старца Паисия Величковского ». «Живым звеном, связующим Глинскую пустынь с обителью Софрониевой и Киево-Печерской лаврой, сближающим ее с Афонским иночеством и с заветами старца Паисия, был игумен Филарет, прошедший первую школу иночества в Киево-Печерской лавре, а затем в Софрониевой пустыни, под руководством лучших отцов, из которых архимандрит Феодосий, настоятель Софрониевой пустыни, был некогда другом и собеседником знаменитого Паисия, имея одного с ним старца – схимонаха Василия. «Строгий устав Афонский, трудовая жизнь братии и высота духовных дарований некоторых из подвижников способствовали особенному уважению народа к Глинской обители. Стекаясь сюда со всех сторон, он ищет в ней и благодатного освящения чрез чудотворный образ Божией Матери, и духовного утешения и назидания от старцев, отличающихся духовной опытностью, прозорливостью и святостью жизни. Имена этих лиц передаются из уст в уста, память о них сохраняется и после их смерти» 1 . Очерк современного состояния Глинской пустыни предлагается бывшим в пустыни для воспоминания. а не бывшим – для ознакомления с нею. Часть 1-я. Святыни, скиты и подвижники I. Описание местности Глинской пустыни. Глинская общежительная пустынь Путивльского уезда Курской губернии и епархии основана в XVI столетии 2 , на месте явления в «Глинском» бортном ухожье 3 чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. От имени Глинского ухожья и самая пустынь стала называться Глинскою 4 . Она находится в 160-ти верстах от своего губернского города и в 40-ка верстах от городов Путивля и Рыльска той же Курской губернии. Ближайший к обители город Глухов, Черниговской губернии 5 , расположен в 12-ти верстах и узкоколейный путь: Ворожба – Михайловский хутор Московско-Киево-Воронежской железной дороги – в 7-ми верстах 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин 1 , в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные статьи, устроял для лавры на реках плотины и разные хозяйственные в ее вотчинах заведения, строил по подрядам в Киеве и др. городах церкви и пр. За такую деятельность полезную как для Лавры, так и для всей Малороссии, тогдашний малороссийский гетман Иоанн Мазепа, еще во дни своей верности Петру I, принял Максима Печерского и его сыновей под особенное свое покровительство, о чем неоднократно и публиковал в универсалах по всей Малороссии. Шесть младших сыновей Максима, равно как внуки его и почти все потомки, служили в казачьем малороссийском войске в звании хорунжих, писарей, сотников, даже полковников. Но старший его сын Иоанн пошел иным путем 2 : ещё в детстве он поступил в Киевскую академию, где в особенности успевал в латинском языке, в науках словесных и богословии 3 ; а по окончании курса учения и сам был учителем латинских классов – сначала в академии, а после, несколько времени, в Чернигове. Будучи на учительских должностях, Максимович, изъявил желание вступить в монашество; почему и был, с именем Иоанна, пострижен в Киево-Печерской лавре архимандритом Иннокентием Гизелем, и там определен проповедником слова Божия. В 1678, или следующем году, когда турки опустошили заднепровскую Малороссию, взяли и раззорили её столицу Чигиринъ, Иоанн Максимович в числе других депутатов был отправлен в Москву к царю Феодору Алексеевичу, молить его о защите от врагов креста Христова. Добродушный и просвещенный царь, усмотрев в молодом монахе ум, дар слова и добродетели, повелел определить его наместником Брянского-Свенского монастыря, тогда зависевшего от Киево-Печерской лавры. Затем Иоанн Максимович в разных монастырях был настоятелем, а в 1695 г. произведен в архимандрита Елецкого Черниговского монастыря 4 . Наконец в январе 1697 г., по представлению малороссийского гетмана Ивана Мазепы, хиротонисан в Москве патриархом Адрианом в епископа, а вскоре пожалован и в архиепископа черниговской паствы, которой и управлял более 14 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Отец К. Степан Онуфриевич 30 лет служил диаконом и регентом в Чигиринском девичьем мон-ре, в Николаевском соборе г. Черкассы ( Беляков. 1997), мать Стефанида Овсеевна происходила из нем. рода фон Эрнст (Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии (ИИФЭ) НАНУ. Ф. 36-3. 562). К. провел детство на Черкасщине. У него рано проявилась любовь к церковному пению, и мальчик быстро освоил нотную грамоту. С 9 лет учился в Черкасской духовной школе, где вскоре был назначен субрегентом школьного хора, к-рым руководил регент Троицкий. Прекрасный голос (дискант) К. стал поводом для перевода его в Киево-Подольское ДУ. Окончив его, К. стал солистом хора КДА, певшего на богослужении в Богоявленском соборе киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . К. учился в семинарии, к-рую, вероятно, не окончил ( Вишницький. 2016. С. 146). Вскоре К. был исключен из хора КДА либо по причине мутации голоса, либо из-за частого отсутствия на службах, поскольку постоянно ходил слушать хоры в др. церквах (см.: Козицький, Kpubycib. [ок. 1920]). В поисках работы и жилья он пришел в хор Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры и стал там певцом и регентом (1871-1872). Древняя монашеская певч. традиция этой церкви (и др. церквей лавры, где пели певчие этого хора) была самобытной и отличалась от пения в лаврской Успенской церкви. В то время лишь часть напевов лавры была записана в нотах, и по поручению священноначалия, в частности экклисиарха архим. Валентина, К. полгода (согласно прот. Михаилу Лисицыну , 4 года) занимался записью на слух напевов, исполняемых старыми певцами, и делал переложения распевов для 3-4-голосного хора. Однако комиссия приняла решение не публиковать лаврский распев. Через нек-рое время, по данным прот. Михаила Лисицына, при посредничестве архим. Иринея (Орды) , ректора КДС в 1883-1888 гг. (с 1902 епископ Орловский и Севский), этими записями воспользовался Л. Д. Малашкин , отредактировавший и издавший их под своим именем без упоминания К. ( Лисицын. 1903. С. 1). Впрочем, обработки Малашкина не были признаны братией лавры из-за нетипичных для киево-печерского напева муз. оборотов, хотя иногда звучали в исполнении лаврского митрополичьего хора ( Шнуренко. 2011. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319993.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Киево-Печерская Лавра под прицелом раскольников из «самообороны майдана» Союз православных граждан призывает Президента России не допустить захвата раскольниками киевских Святынь Православия 23.02.2014 3971 Время на чтение 3 минуты В субботу вечером поступили тревожные сообщения из Киева о том, что боевики из «сил самообороны майдана» перекрыли вход в Киево-Печерскую Лавру. Свои действия боевики объяснили слухами о том, что из Лавры вывозятся святыни. «Колокол на дальних пещерах бьет в набат. Братия монастыря вышла в полном составе к боевикам и читает акафисты. Некоторые из монахов пытаются растолковывать молодым активистам, что такое каноничность Церкви, и почему она не может объединиться с " Киевским патриархатом " », - сообщает очевидец события. В результате монахи вынуждены были провести внутрь представителей самообороны, чтобы они убедились во вздорности слухов о вывозе святынь и ценностей. Однако осада Лавры не была снята. Появились сообщения, что целью боевиков является «освобождение украинс кой святыни» от «москалей», т.е. захват православной святыни для раскольников-филатеровцев. Якобы боевики ждали команды на захват от т.н. «патриарха Украины-Руси Филарета». Тем временем, глава раскольничьего «Киевского патриархата» Филарет Денисенко обратился с призывом к каноничной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и раскольничьей Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) воспользоваться моментом и создать «украинскую поместную церковь». Филарет без всяких на то оснований обещает поддержку этой затеи Вселенского Патриархата и других Поместных Церквей. Поздно ночью в рассылке появилось сообщение ко всем верующим: «По благословению священников Лавры надо 23 февраля прибыть на утреннюю службу и оставаться до разрешения конфликта». У условиях безвластия в Киеве в сети появляются обращения православных верующих из Малороссии к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину с призывом защитить Святыни Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/22/ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Сворачивать мне было некуда " . Памяти Митрополита Нежинского и Прилукского Иринея 27.09.2017 848 Время на чтение 22 минут 23 сентября 2017 года отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Ириней (Семко), Митрополит Нежинский и Прилукский. Он родился 11 июня 1963 г. в с. Ропотуха Черкасской области. В 1982 г. был зачислен на первый курс Киевского инженерно-строительного института. В 1983 г. покинул институт по собственному желанию и поступил в Московскую духовную семинарию. Осенью 1984 г. зачислен в состав братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 26 февраля 1985 г. пострижен в монашество с именем Ириней в честь святителя Иринея Лионского. 6 апреля 1985 г. рукоположен во диакона, 30 ноября 1986 г. во священника. В 1987 г. после окончания семинарии направлен в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Весной 1991 г. переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. После окончания Московской Духовной Академии преподавал в Киевской духовной семинарии. С сентября 1996 г. нес послушание благочинного Киево-Печерской Лавры. 26 декабря 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию «История православного женского монашества на Украине в ХХ столетии». 31 мая 2007 г. назначен управляющим новосозданной Нежинской и Батуринской епархии. 10 июня 2007 г. хиротонисан во епископа в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 г. титул правящих архиереев Нежинской епархии изменен на «Нежинский и Прилукский». 28 августа 2014 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа; 28 июля 2017 г. в сан митрополита. Господь да упокоит раба Своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память! Выбор монашеского пути накладывает на человека особую ответственность, которую и сейчас далеко не каждый верующий может вместить. Большинство нынешних иерархов Русской и Украинской Православной Церкви делали такой выбор, живя в государстве, где воинствующий атеизм являлся неотъемлемой частью официальной идеологии. Среди них - и Владыка Ириней, Митрополит Нежинский и Прилукский. Уже в двадцать лет он знал, что станет монахом, и не свернул с избранного пути.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

Преподобный Митрополит Иларион Иларион (середина XI в.) – духовный писатель, проповедник, пресвитер княжеской церкви Св. Апостолов в Берестове под Киевом; с 1051 по 1054 год – первый русин по происхождению митрополит Киевский; в последующие годы – чернец Киево-Печерской лавры. В «Житие Феодосия Печерского », созданном летописцем Нестором, сохранился рассказ о том, как к Феодосию, жившему в келье вместе с одним из первых насельников Никона, который и постриг его в монахи, приходил на исповедь чернец Иларион. Летописец Нестор, упомянув об Иларионе, особо подчеркивает: «Бяше бо и книгам хитр псати по вся дни и нощи писаша книги в келии у блаженного отца нашего Феодосия, оному же псалтырь усты поющи тихо и руками прядуща волны (шерсть), или кое иное дело делающее». Известно, что Никон Печерский вернулся в лавру из Тмутаракани, где основал Богородичный монастырь, в 1068 году. Феодосий Печерский умер в 1074 году, уже при жизни прославившись «духовными словесы» – проповедями и молитвами. По всей вероятности, именно в эти годы (с 1068 по 1074 год) и собирались три монаха, чтобы, как учил Феодосий других черноризцев, самим бодрствать для церковного пения и чтения книжного, иметь на устах псалмы Давыдовы… В 1108 году, через тридцать лет после смерти, Феодосия Печерского причислят к лику святых. Никона Печерского (Великого) тоже канонизируют как одного из основателей Киево-Печерской лавры и как предшественника Нестора-летописца. С его именем связана система погодной хронологии, ставшая основой русского летописания. В дальней пещере Киево-Печерской лавры, вместе с нетленными мощами первых русских святых, покоятся мощи преподобного Илариона схимника. Одним из основных доказательств святости при канонизации как в древности, так и ныне является нетленность мощей. Но у Илариона есть еще одно, столь же неопровержимое – «Слово о Законе и Благодати», оказавшееся, как показала почти тысячелетняя история, столь не нетленным и вечным. «Слово о Законе и Благодати» заканчивается припиской, в которой Иларион сообщает самые важные сведения о себе: «Я милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением Его, из благочестивых епископов освящен был и настолован в великом и богохранимом граде Киеве, чтоб быть мне в нем митрополитом, пастухом и учителем. Было же это в лето 1051 при владычестве благоверного кагана Ярослава, сына Владимира. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010