Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Киево-Печерская лавра Вид на Дальние пещеры с запада. На переднем плане колокольня, построенная в 1754-1761 г.г. лаврским крепостным С. Ковниром. Фото И.Г. Егудина. Вид из комплекта открыток киевского издательства «Мистецтво», 1964 г. Елена Григорьева 1 июня 1964 Карта и ближайшие объекты В старорусской летописи " Повесть временных лет " есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. 1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения " Небеси подобная церковь " была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Синод УПЦ, прошедший вчера в Киево-Печерской Лавре, принял ряд кадровых и административных решений 24 декабря, 2010. Протоиерей Андрей Дудченко Вчера, 23 декабря, в Киеве состоялось два заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви — расширенное и обычное. На первом принимали годовые отчеты Синодальных отделов, а на втором, журналы которого были опубликованы на официальном сайте УПЦ к вечеру, был принят ряд важных решений. Вчера, 23 декабря, в Киеве состоялось два заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви — расширенное и обычное. На первом принимали годовые отчеты Синодальных отделов, а на втором, журналы которого были опубликованы на официальном сайте УПЦ к вечеру, был принят ряд важных решений. Снова пополнились ряды украинского епископата. Теперь в УПЦ будет 70 архиереев, что составит почти треть всех епископов Московского Патриархата (241, включая новоизбранных). Новые викарии будут поставлены в Киевскую, Белоцерковскую и Львовскую епархии. Епископом Броварским, викарием Киевской митрополии, определено быть архимандриту Феодосию (Снигиреву), благочинному монастырей Киевской епархии. Епископом Рокитнянским, Белоцерковским викарием назначен архимандрит Никодим (Барановский), преподаватель литургики Киевской духовной академии. Епископом Дрогобычским, викарием Львовской епархии назначен архимандрит Филарет (Кучеров), руководитель «Миссии социальной помощи детям». Надо отметить, что это не первая попытка назначения викария во Львов — епархию, где наиболее сильно влияние Украинской Греко-Католической Церкви, и кроме того, где управляющий епархией — архиепископ Августин (Маркевич) — не так часто бывает на месте, ввиду занятости на посту председателя Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и представителя УПЦ в Верховной Раде. Еще в январе 2007 года Синод избрал викарием Львовской епархии насельника Киево-Печерской Лавры игумена Глеба (Дыню), но спустя три месяца отменил это решение по причине состояния здоровья кандидата.

http://pravmir.ru/synod-upc-23-dekabr/

Нестор Летописец -преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и мн. др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, на ряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала XVIII в. упоминается живописное изображение «преп. Нестора диакона» и «преп. Нестора летописца», но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный. Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию»), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского . Церковная служба ему, как и другим «Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают», составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) иещерах. Церковь ублажает его, как «богомудраго житий святых списателя первейшаго и ревнителя о нех добраго», «времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего». В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: «подобием сед, брада аки Богословия, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой – книга и четки, ризы преподобжическия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 г. Киев (РГБ) († между 1091 и 1101), свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), митр. Переяславский. Принадлежит к числу немногих иерархов Русской Церкви домонг. времени, о жизни и трудах к-рых источники позволяют составить цельное представление. Прп. Нестор в Житии прп. Феодосия Печерского (написано в 80-х гг. XI в., при жизни Е.) сообщает, что до своего пострижения в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре Е. принадлежал к числу приближенных киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1078, с перерывами), причем был евнухом («кажеником»), что дает основание предполагать его греч. происхождение. Имея склонность к монашеской жизни, Е. вместе с др. юношей - буд. прп. Варлаамом , отец к-рого также служил Изяславу, уговорил прп. Антония Печерского принять их в обитель (2-я пол. 50-х гг. XI в.); высказывались обоснованные предположения, что пострижение Е. должно было состояться 28 янв. в 1056 (И. А. Шляпкин) или в 1061 г. (А. А. Шахматов ). Принятие монашества Е. и Варлаамом вызвало гнев кн. Изяслава, который настаивал на возвращении своих слуг и грозил даже разорить пещеры, так что монахи собирались перейти в др. место, за пределы его владений. Худшего удалось избежать: Е. и прп. Варлаам отстояли свой выбор, а обитель осталась на прежнем месте. Однако нек-рые из насельников предпочли все же ее покинуть: прп. Никон переселился в Тмутаракань, а вслед за ним Е.- в один из к-польских мон-рей, что также косвенно свидетельствует о его греч. корнях. Е. сохранил связи с Русью и родной обителью: по свидетельству Жития прп. Феодосия, именно Е. прп. Феодосий был обязан списком Студийского устава, когда вознамерился, после того как ок. 1062 г. стал игуменом, ввести строгое общежитие по правилам к-польского Студийского монастыря . На этом основании Е. Е. Голубинский (История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 13, 741) предполагал, что Е. обосновался в Студийском монастыре, но текстологические соображения, связанные с редакцией устава, закрепившейся на Руси, привели А. М. Пентковского к заключению, что этим мон-рем был скорее столичный Алексиевский (греч. το κυρου Αλεξου). Впрочем, печерская традиция в этом отношении неоднозначна: по рассказу об основании Печерского мон-ря в Повести временных лет (статья 1051 г.), прп. Феодосий получил устав от некоего студийского мон. Михаила, прибывшего в Киев в 1062 г. с митр. Георгием .

http://pravenc.ru/text/182085.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Апогей беззакония» Никакие попытки Украинской Церкви продемонстрировать свою лояльность власти ни к чему не привели 22.03.2023 1297 Время на чтение 3 минуты Фото: из открытых источников Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, принимая участие в программе «Светлый вечер» на радио «Вера», прокомментировал предписание монахам Киево-Печерской лавры покинуть обитель до 29 марта 2023 года, которое было передано им государственной властью Украины, сообщает Патриархия. ru . Представитель Церкви обратил внимание на обращение Святейшего Патриарха Кирилла, записанное перед началом состоявшегося 16 марта заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, В обращении подчеркнуто значение Киево-Печерской лавры для Украинской Православной Церкви и для всего православного мира в целом, а также указывается на трагические факты, свидетельствующие о гонениях на верующих на Украине при демонстративном нарушении украинскими властями всех правовых норм. Гость программы отметил, что со стороны представителей многих международных организаций «не была даже выражена обеспокоенность происходящим» и указал на то, что при современном уровне распространения информации «делать вид, что ничего не происходит — значит отрицать очевидное». В.Р. Легойда охарактеризовал происходящее вокруг Лавры как «апогей беззакония». Глава Синодального отдела напомнил, что история давления на каноническую Православную Церковь на Украине началась вскоре после распада Советского Союза. В постсоветское время давление осуществлялось с разной степенью интенсивности. Новый важный этап был связан с попыткой создания так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), а с ноября прошлого года, по словам представителя Церкви, начался новый виток «взвинчивания градуса давления и гонений». В.Р. Легойда обратил внимание на нелепость обвинений в адрес Украинской Православной Церкви, отметив при этом, что «никакие попытки Украинской Церкви всячески продемонстрировать свою полную лояльность власти ни к чему не привели».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/22/ap...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иеромонах Захария не виноват, но его всё равно наказали Клиническая бандеровщина, похоже, захватывает и священнослужителей канонической Церкви на Украине 15.11.2022 2263 Время на чтение 4 минуты Фото: СПЖ В Киево-Печерской лавре прокомментировали ситуацию с исполнением прихожанами песни о России в одном из храмов обители и рассказали, что в ближайшее время соберут духовный собор. На нем определится судьба насельника – иеромонаха Захарии, который допустил песнопения, сообщает «Союз православных журналистов». Наместник Лавры митрополит Павел заявил, что священнику уже запретили совершать Божественную литургию и служить молебны. «Я уверен, что сам отец Захария не пел этих песен. Мы не поем в храме светских песен, в храме поются лишь величания святым, а не величания кому-то. В храмах мы должны молиться об одном – о мире, о скорейшем завершении войны», – заявил иерарх УПЦ. Уставщик Лавры архимандрит Поликарп (Линенко) пояснил, что это произошло во время молебна у иконы Божией Матери «Всецарица», на который всегда собирается множество людей. «Этот молебен всегда служит один священник, поют его люди, которые собираются. После молебна люди получают от священника помазание освященным елеем от иконы, и поскольку людей много собирается, то группа активистов во время прикладывания к иконе поет разные духовные гимны», – сказал отец Поликарп. Архимандрит добавил, что иеромонах Захария, который совершал молебен, был занят: совершал помазание, общался с прихожанами и попросту не слышал, что они поют «Звон плывет, плывет над Россиею». «На наивысшем уровне лаврского священноначалия этот священник отстранен от совершения богослужения, в ближайшее время соберется духовный собор Лавры, который эту ситуацию разберет и решит, кому какое дать наказание», – заявил отец Поликарп. Тем временем Служба безопасности (СБУ) и полиция Украины начали расследование по видео с песнопениями о России на русском языке в Киево-Печерской лавре. Как грозно заявил глава СБУ Василий Малюк, «мы не допустим таких проявлений».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/15/ie...

Иоанн, святитель, митрополит Тобольский и всея Сибири (Максимович Иван Максимович) († 1715; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в городе Нежине. Происходил из знатного дворянского рода от благочестивых и преданных Церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смог получить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане. Обладая особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был отправлен для обучения в Киево-Могилянскую коллегию (в 1701 году преобразована в Киевскую духовную академию), где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитал в себе горячую любовь к Церкви и родине. В 1668 году он закончил коллегию и как наиболее способный и умный питомец был оставлен при ней наставником и преподавателем латинского языка. Иоанн находился в этом звании около восьми лет (с 1668 по 1676 годы) и, несмотря на пользу своей деятельности, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую лавру, Иоанн пленился высокими иноческими подвигами и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества. Священноархимандрит лавры Иннокентий (Гизель, † 1684) принял его под свое духовное попечение и в 1680 году приобщил к сонму иноков. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович, † 1693) посвятил его в сан иеромонаха. Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала иеромонаха Иоанна на ответственную должность эконома Киево-Печерской лавры. В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской лавры. После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважение руководимых им иноков. Архиепископ Черниговский Феодосий (Углицкий, † 1696) незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 году назначил управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырем с возведением его в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Наместник Киево-Печерской Лавры — о паломниках, туристах и причастии в лаврских храмах Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. 12 июня, 2014 Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. Наместник Лавры митрополит Павел: «Господь не оставляет нас во все времена». Ваше Высокопреосвященство! Православные встретили Великий Праздник Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа. Владыко, о чём Церковь напоминает нам в эти торжественные дни? Вся наша жизнь посвящена служению Церкви и Богу. Поэтому Господь не оставляет нас во все времена. После Своего Воскресения, Он сказал ученикам, чтобы они никуда не расходились, до того времени, пока не примут Другого Утешителя — Духа Святаго, о Котором Он непрестанно предвещал Своим ученикам. Также праздник носит и другое название — день Святой Троицы, с чем это связано? Явление Бога в Троице мы видим в нескольких местах Свщ. Писания Нового Завета. Первое явление совершилось при Крещении Господнем: когда Он вошёл в реку Иордан, Дух Святой нисшел на Богочеловека и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17) . Второе явление Живоначальной Троицы произошло на Фаворской горе, где Господь преобразился, и апостолы увидели всю красоту Божественной славы. С момента Боговоплощения все обновляется, все имеет жизнь, все приводит человека к той величайшей радости, которая только чистое сердце может наполнить. Господь сказал, что только чистое и сокрушенное сердце может увидеть Господа и принять эту Божественную благодать. Да, в этот день все вокруг обновляется, цветет жизнью. Священнослужители также облачаются в зеленые одеяния, даже храмы наполняются зеленью. Но если вспомнить, то зеленый цвет, как символ обновления жизни, также преобладает в дни памяти святых, богоугодно живших в монашеском чине. Духом Святым, как мы читаем в стихирах, все живет и движется. Как весной деревья снова украшаются зеленью, проснувшись от зимней спячки, так и человеческая природа преображается, получив Духа Святаго, Который обновляет, изменяет человека и дает ему новую богоугодную жизнь. Каждый после крещения становится как первозданный человек, при этом природа тела уже не довлеет над ним, а дух, душа поднимается ближе к Богу на служение.

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

Сергей Худиев: «И на Западе находятся силы, которые замечают гонения на Церковь на Украине» 21.07.2023 13:16:56 Митрополит Павел, наместник Киевской лавры, обратился с кратким посланием из СИЗО; он подчеркивает свою невиновность и сравнивает гонения, которые он претерпевает, с гонениями, которым Церковь подвергалась при большевиках: « Решения судьи давным-давно заготовлены. Прокурор, следователь, судья — это те же тройки, которые в свое время судили Михаила Семеновича Литвиненка ( регент хора Киево-Печерской лавры, осужденный в 1952 г. за «антисоветскую пропаганду». — Прим. ред. ) и других исповедников и мучеников веры ». Очевидно, что арест и заключение митрополита — часть усилий властей по уничтожению Киево-Печерской лавры как духовного центра, превращению ее в музей, которым она и была при большевиках. Похоже, власти совершенно не отдают себе отчета, что их действия могут привести к обратному результату. Будучи сами людьми религиозно-индифферентными, они не понимают мотивации верующих. Они верят, что за поведением людей стоят простые и понятные страсти — люди стремятся к удовольствию и избегают боли. Пообещайте им теплое, хорошо оплачиваемое местечко — и они сделают все, что хотите. Пообещайте им тюрьму, если посулы почему-то (странно) не сработали, и на этот раз они уж точно подчинятся. Такова уж человеческая природа — поступки людей определяются жадностью или страхом. Что же, во многих случаях так оно и есть. Основанная на этом тактика нередко работает. Но бывают случаи, когда она начинает буксовать. Противники Церкви любят изображать епископов людьми властолюбивыми, алчными, невоздержанными и вообще не отмеченными печатью духовности и мудрости. Особенно любили нападать на митрополита Павла. Ему придумывали язвительные клички («мерседес» — одна из самых мягких) и вообще старательно изображали беспринципным стяжателем. Похоже, они сделали обычную в таких случаях глупость — поверили своей собственной пропаганде. И вот оказалось, что митрополит Павел не принял посулов, не испугался тюрьмы, оказался готов лишиться всего — а может, и самой жизни — ради верности Церкви и своим собратьям.

http://radonezh.ru/2023/07/21/sergey-hud...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРИЙ (Блинов Николай Михайлович; 24.01.1852, Камско-Воткинский завод Сарапульского у. Вятской губ. (ныне г. Воткинск, Удмуртия) - 18.06.1930, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье надворного советника Михаила Васильевича Блинова. Его дед прот. Василий Егорович Блинов, настоятель Благовещенского собора Камско-Воткинского завода, за свои заслуги был удостоен прав потомственного дворянства. В 1870 г. Николай Блинов окончил 1-ю классическую гимназию в С.-Петербурге и поступил в С.-Петербургский ун-т. Окончил 2 курса юридического факультета, но в 1872 г. оставил учебу в ун-те и был принят в военное Константиновское уч-ще в С.-Петербурге. В 1875 г. окончил уч-ще и был зачислен офицером в лейб-гвардии Егерский полк. Участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., за мужество и храбрость во время боевых действий награжден орденами св. Анны 4-й степени и св. Станислава 3-й степени. С 1884 г. служил воспитателем кадетского корпуса им. графа Аракчеева в Н. Новгороде. 1 сент. 1887 г. по рапорту с прошением об отставке уволен с военной службы в чине подполковника (по др. данным, полковника). 7 окт. того же года принят в число братии Киево-Печерской лавры с определением на послушание в канцелярию Духовного Собора. С 1888 г. одновременно занимался корректурой издаваемых лаврой книг. В 1888 г. (по др. данным, в 1889) назначен помощником управляющего лаврской типографией. С 1 июля 1890 г. исполнял обязанности правителя канцелярии Духовного Собора. 4 авг. 1890 г. в ц. во имя прп. Антония Печерского в Ближних пещерах принял монашеский постриг с именем Назарий. 3 мая 1892 г. рукоположен во диакона, 10 мая того же года назначен правителем канцелярии Духовного Собора. 16 мая 1893 г. рукоположен во иерея. В 1896 г. назначен управляющим лаврской типографией, занимался ее техническим усовершенствованием. 1 июня 1898 г. стал членом Духовного Собора лавры. Состоял членом комиссии по реставрации Великой Успенской ц. Был ответственным за изготовление для лавры большого колокола на колокольно-литейном заводе П. Н. Финляндского в Москве и присутствовал в 1898 г. при его отливке. Был председателем комиссии по проверке нотного обихода лавры. В 1901 г. возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял екклесиархом лавры. В февр.-апр. 1906 г. совершил паломничество на Св. землю, Афон и в г. Бари (Италия) к мощам свт. Николая Чудотворца. В апр. 1909 г. избран почетным членом Киевского епархиального училищного совета. В том же году стал сверхштатным членом Киевской духовной консистории. По назначению Синода в июле 1909 г. участвовал как делегат с правом решающего голоса в работе I Всероссийского съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре . Был награжден набедренником (1893), наперсным крестом (1898), орденами св. Анны 3-й степени (1904) и 2-й степени (1905).

http://pravenc.ru/text/2564624.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010