В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Тяжело, когда разрушают твою святыню, разрушают историю страны» Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел рассказал, что сотрудники СБУ неоднократно грозили ему уголовным делом, если не будет признания ПЦУ 20.07.2023 809 Время на чтение 4 минуты Фото: СПЖ Наместник Киево-Печерской лавры Митрополит Павел (Лебедь) в интервью СПЖ рассказал о предложениях СБУ, отношении к патриарху Варфоломею и лидеру украинских раскольников Епифанию, а также ответил на вопрос о том, зачем украинское государство забирает Лавру. Разговор состоялся незадолго до того, как владыка Павел оказался за решёткой в СИЗО . Иерарх признался, что представители киевского режима предлагали ему признать ПЦУ в обмен на свободу. «Я не знаю людей, которые со мной об этом говорили, я не запоминаю их имена. Могу только сказать, что это очень неприятные лица. Меня позвал директор музея, сказал, что со мной хотят поговорить. Их первые слова звучали так: " Вы неправильно или нехорошо говорите о патриархе Варфоломее " . Ну а патриарх Варфоломей разве какой-то особенный? Он ничем же не отличается от Патриарха Кирилла, Патриарха Феофила и других. Только Варфоломей – неверующий. Он (собеседник наместника. – РНЛ) мне говорит: " Вы должны признать ПЦУ " . Я ответил, что разговора даже быть не может. Потом они предложили мне пойти на некий компромисс. Какой это может быть компромисс? Наверное, с совестью, чтобы я отказался от Бога. Я сказал, что и этого не будет. Тогда человек, сидевший рядом с Рудником (тогдашним директором музея-заповедника " Киево-Печерская лавра " . - РНЛ), говорит мне: " Тогда будет возбуждено против вас уголовное дело " . Очень неприятный человек. Я отвечаю: " Пожалуйста, хотите стрелять? Ещё раз говорю, что никакого компромисса не будет. Братия не оставит Лавру, и никакого признания ПЦУ не может быть " . На что снова мне повторили: " Значит, будет уголовное дело " ». «Прошло два дня. Меня приглашают в СБУ на Печерске (район в центре Киева. – РНЛ). Я пришёл, меня встретили, провели на какой-то этаж. Там начальник СБУ Киева и Киевской области и ещё два человека, которые допрашивали меня в музее, задали мне абсолютно те же вопросы. Единственное, тут они были более лояльны. Я им снова повторил, что не может быть никакого компромисса с Церковью и государством, что я гражданин своей страны, что я исполняю Закон, но Христа предать я не могу, этого не будет. И выселяться мы тоже не будем. Еще сказал им, что все их обвинения, будто я против президента, против власти, – неправда», - продолжил архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/20/ty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Смогли тогда, сможем и сейчас! Комментарий Союза православных граждан в связи с 370-летием Переяславской Рады 18.01.2024 218 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников 18 января весь русский народ светло празднует 370-летие Переяславской Рады, когда православные русские люди юго-запада России восстали против латино-польских оккупантов и присягнули навечно присягнули Русскому Царю. Этой присяги никто не отменял, поэтому Россия обязана повторить Переяславскую Раду, тем более, что режим Зеленского решил воздвигнуть в Киево-Печерской Лавре самый настоящий центр сатанизм. Временно исполняющий обязанности министра культуры Украины Ростислав Карандеев заявил о принятом решении снести постройки, возведенные в Киево-Печерской лавре её наместником митрополитом Павлом (Лебедем), и построить на их месте мемориал защитникам Мариуполя. Митрополит Павел возрождал корпуса Киево-Печерской лавры, достраивая кельи для новых монахов, приходящих в мать монастырей русских. Так было с основания лавры в XI веке. Сначала монахи жили в пещерах и даже вырыли там целый подземный город (Ближние и Дальние пещеры), где хранятся их нетленные останки — мощи. Когда уровень аскезы снизился и желающих находиться в таких жилищах не осталось, монахи стали строить корпуса при храмах. Часть из них теперь снесут, а на их месте возведут не что иное, как храм сатаны. Мы не можем назвать иным словом упомянутый мемориал защитников Мариуполя, то есть памятник боевикам из батальона «Азов» [запрещен в РФ и признан террористической организацией]. Во-первых, «азовцы» массово выкалывают на себе козьи головы и фигуры Бафомета (это образ сатаны в сатанинских культах) и прочие антихристианские символы, делают жертвоприношения. Во-вторых, на счету у экстремистов этого подразделения несметное количество убийств и пыток в отношении мирного населения Донбасса. О каком мемориале защитникам может вообще идти речь?! Режим Зеленского напрямую себя отождествляет этим с сатанизмом.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/18/sm...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Триста пятый крестовый поход Запад вновь готов ограбить православных 29.06.2023 1791 Время на чтение 8 минут Фото: regnum.ru «Наши западные партнёры» опять прокололись. И как всегда чуть раньше приличного. Впрочем, на эту тему и им, и нам не привыкать. Правда, для профанов и обывателей (которыми мы все являемся, скрывать нечего) этот прокол может быть и не слишком заметным. Но для тех обывателей, кто хоть немного следит за происходящим, для тех профанов, кто хоть слегка знает отечественную и мировую историю, душная вонь от подлых целей и мелких интересов этих самых партнёров не может остаться незамеченной. Радетели демократии и борцы с тоталитарной Россией вдруг озаботились… Чем бы вы думали? Ну никогда не догадаетесь! Толерантные содомиты и гоморряне озаботились СУДЬБОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ! Ну вот, честное человеческое слово, зуб даю и век свободы не видать!.. Да, конечно, мы давно живём в глобальном сумасшедшем доме, где чёрное называется белым, здоровое – больным, а мягкое – твердым. Но даже в сумасшедшем доме большинство его обитателей всё же входят в дверь, а не в окно, едят безвкусную больничную кашу, а не вату из матрасов и писают в туалетный унитаз, а не в тарелку с супом. Все же даже в сумасшедшем доме сохраняются какие-то последние видимости и кажимости нормальности. Но чтобы педерастов и лесбиянок больше всего в жизни волновала сохранность православных икон и мощей православных святых?! С какого такого перепою или переколу?.. Но именно так обосновывают своё очередное гуманистическое предложение большие дяди с Запада, от которого, конечно же, маленький наркотический киевский клоун никак не может отказаться. Наша Служба внешней разведки сообщает, что «между киевскими властями и представителями ЮНЕСКО достигнута договорённость о вывозе с территории Киево-Печерской лавры христианских ценностей, в том числе святых мощей, и последующей передаче их музеям Италии, Франции, Германии и Ватикана под предлогом спасения от российских ракетных ударов». Наша разведка выяснила также, что в монастыре уже описали церковное имущество, да и деньги для перевозки ценностей уже выделены.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/29/tr...

Глава II. Монастыри Высокое значение монастырей, какое приобрели они в Русской Церкви со времени основания Киево-Печерской обители, продолжалось и теперь; особенно настоятели монастырей после иерархов являются главными действующими лицами в событиях церковных, а иногда и гражданских. Но судьба самих монастырей с изменением обстоятельств Церкви и отечества немало изменилась: жизнь иноческая, которая прежде утвердилась и процвела преимущественно в Киеве и вообще в пределах южнорусских, нашла теперь для себя новое поприще в области Суздальской и других местах средней полосы России, а вместе с тем развивалась более и более в областях Новгородской и некоторых северных, ей сопредельных. I Во главе киевских и вообще южнорусских обителей стояла, как и прежде, знаменитая обитель Киево-Печерская. Это видно из того, что настоятели ее в ряду других настоятелей занимали всегда первое место, а вместе из того, что они только одни во всей южной России начали называться архимандритами, не оставляя, впрочем, и прежнего своего имени – игумен: последним именем выражалось их начальственное отношение к своему монастырю, а наименованием архимандрита – их отношение к прочим настоятелям и первенство над ними. С какого времени и по какому праву киево-печерские игумены усвоили себе имя архимандрита, неизвестно, но в первый раз, по летописи, это имя встречается за ними в 1174 г. 1711 Согласиться, будто имя архимандрии дал Киево-Печерской обители Андрей Боголюбский еще в 1159 г., возведши ее вместе на степень лавры и ставропигии великокняжеской и патриаршей, т. е. независимой от Киевского митрополита, мы не можем, несмотря на уцелевшую копию с мнимой грамоты Боголюбского 1712 . Грамота эта написана таким языком, каким писали в Киеве только к концу XVI и в XVII в. под влиянием языка и владычества польского: здесь неоднократно встречаются выражения: на вечные часы, подлуг узаконения патриаршаго... на потом в роды и роды, мает или не мает быта инако, зрушити сию данину и под.; определяется даже Киево-Печерскому монастырю брать с одного села семьдесят грошей польских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сортировать по Исключить новости В Киево–Печерской Лавре подписан итоговый протокол рабочей группы канонической Украинской Церкви и «Киевского патриархата» 2 октября, 2009. Редакция " Правмира " Текст ИТОГОВОГО ПРОТОКОЛА опубликовала Пресс-служба Украинской Православной Церкви. Текст ИТОГОВОГО ПРОТОКОЛА опубликовала  Пресс-служба Украинской Православной Церкви . КИЕВ. ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ 1 встречи рабочей группы Украинской Православной Церкви, на которую возложена ответственность за подготовку диалога с представителями УПЦ КП, и рабочей группы УПЦ КП, на которую возложена ответственность за подготовку диалога с УПЦ. Создана решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал 45 от 9 сентября 2009 г.) рабочая группа, на которую возложена ответственность за подготовку диалога с представителями УПЦ КП во главе с ее председателем, архиепископом Белоцерковским и Богуславским Митрофаном, Управляющим делами УПЦ — с одной стороны, и создана решением Священного Синода УПЦ КП (Журнал 14 от 14 сентября 2009 г.) рабочая группа, на которую возложена ответственность за подготовку диалога с УПЦ, во главе с ее председателем, митрополитом Переяслав-Хмельницким Димитрием, ректором Киевской православной богословской академии УПЦ КП — с другой стороны, по предварительной договоренности между главами рабочих групп, 2 октября 2009 провели свою встречу в помещении Киевской Митрополии Украинской Церкви на территории Киево-Печерской Лавры. Участники встречи констатируют следующее: 1. Считать позитивным и обнадеживающим факт создания рабочих групп по подготовке диалога, целью которого является преодоление разделения Украинского Православия и восстановления Богом заповеданной церковного единства. Участники рабочих групп надеются, что по итогам их деятельности такой диалог будет начат, когда соответствующее решение будет принято Синода, создали рабочие группы. 2. Отметить, что — После «Обращение Священного Синода и епископата УПЦ КП к архиереям, духовенству и верующим Украинской Православной Церкви (в составе Московского Патриархата)»;

http://pravmir.ru/v-kievo-pecherskoj-lav...

Мы, архипастыри и члены Синода Белорусской Православной Церкви, выражая с братской любовью поддержку иерархам, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви в нынешнее непростое время испытаний, от лица православных верующих Республики Беларусь заявляем о всеобщей нашей обеспокоенности текущим положением дел канонической Православной Церкви на территории Украины. Действия властей Украины, планомерно осуществляемые против единственной в стране канонической Православной Церкви, вызывают недоумение и скорбь. Особой болью в сердцах верующих отзываются посягательства на общую для наших братских народов святыню — Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру — один из величайших духовных центров не только украинского, но и мирового Православия. Оттого известие о получении наместником сей святой обители предписания Министерства культуры и информационной политики Украины о выселении насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в срок до 29 марта 2023 года до глубины души потрясло духовенство, монашествующих и мирян Белорусской Православной Церкви. Наши общие предки, как современных белорусов, так и современных украинцев, воспринявшие Святое Крещение из единой для нас Киевской купели, неизменно шествовали бок о бок, поддерживая друг друга, во все времена нашего совместного многовекового пути исторического, духовного и культурного развития. Наши народы, движимые силой Православной веры и братской любви, имея общую историческую память, сообща противостояли многим угрозам и, будучи укрепляемы помощью Божией, преодолели даже самые тяжкие из них: религиозные распри и богоборческие гонения, немецко-фашистскую оккупацию, эпоху политических нестроений и разобщенности конца XX века. Несомненно, испытания, выпавшие сегодня на долю канонической Украинской Православной Церкви, сравнимы с трагическими событиями прошлого. Нынешнее украинское правительство, позиционируя себя борцами с советским наследием, использует против Церкви Христовой и Ее святынь, а значит — и против миллионов собственных граждан, верных чад канонической Украинской Православной Церкви, безбожные методы советской власти периода 1920-1930 и 1960-х годов. Дважды в XX столетии совершенно безосновательно с точки зрения права насельники изгонялись из Киево-Печерской лавры волеизъявлением власти, а сама обитель подвергалась поруганию и разорению: в 1920-е годы и в период хрущевских гонений. Еще недавно невозможно было представить, что сегодня, в XXI веке, мы вновь станем свидетелями произвола по отношению к людям, которые не совершают никакого зла, но становятся неугодными действующей власти лишь по причине собственной веры и религиозной принадлежности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6014622...

Сортировать по Исключить новости Владимир Бурега о событиях последних двух недель на Украине В политике как была, так и остается грубая сила. И это уже вызов для Церкви, которая призвана преображать, менять ситуацию в обществе. 2 марта, 2014 В политике как была, так и остается грубая сила. И это уже вызов для Церкви, которая призвана преображать, менять ситуацию в обществе. О событиях тревожной ночи в Киево-Печерской Лавре в ночь с 22 на 23 февраля, о синодальной комиссии для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ, о нравственности в политике, о боли, которую сейчас переживает народ Украины «Правмиру» рассказал проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега. — Давайте вернемся к событиям с ночи, когда вокруг Киево-Печерской Лавры разворачивались напряженные события. В СМИ появлялись противоречивые сообщения, что Вы и прокомментировали. Что там на самом деле реально происходило? — Я не был в ту ночь в Лавре. Но я по телефону постоянно общался с людьми, которые были в центре событий. Действительно, ситуация в Киеве была чрезвычайно неспокойной. Но я думаю, что никто не был заинтересован в том, чтобы захватывать Лавру. В нынешней, и без того непростой ситуации, провоцировать еще и конфликты на религиозной почве – это просто неразумно. Тем не менее, когда в центре города стоит несколько десятков тысяч революционно настроенных людей, то понятно, что в этой среде могут возникать самые неожиданные провокации, толпа может вестись на самые неожиданные призывы. По всей видимости, что-то подобное и произошло. Была вброшена информация о том, что из Лавры якобы вывозят какие-то ценности, и это спровоцировало то, что народ стихийно пошел к Лавре выяснять, что же там на самом деле происходит. Потом в социальных сетях появились призывы к захвату Лавры, чтобы она больше не принадлежала «московской церкви». Но, слава Богу, удалось погасить эту напряженность, хотя ночь была неспокойной. – А как вы относитесь к призывам идти защищать Лавру от захвата? Нужно ли собираться в отряды по самозащите?

http://pravmir.ru/vladimir-burega-gosuda...

Сортировать по Исключить новости Женщина исцелилась от рака по молитвам в Киево-Печерской Лавре Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак»… 21 декабря, 2015 Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак»… Эту статью прислала читательница, которая подписалась псевдонимом. По её словам, у нее собраны и записаны чудеса, произошедшие в Киево-Печерской Лавре за последнее время. В этой истории поражает не только то, что женщина выздоровела после смертельной болезни, но и с каким христианским отношением проходила она своё нелёгкое испытание. Диагноз …Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак шейки матки» и понимаешь, что денег на лечение нет, и родственникам о болезни ты сказать не можешь. С этого момента каждый день, прожитый на земле, становится бесценным. Так произошло с Ниной, которая в 38 лет вышла от гинеколога из больницы на Красном хуторе (Дарницкий район Киева) с назначенной операцией по удалению опухоли. Сообщить о болезни маме, которая с повышенным давлением тяжело переносила недавнюю смерть мужа, Нина не могла, да и сестре, которая была на 8-м месяце беременности, говорить не стала. Лечение. Начало… Работа Нины находилась на территории Киево-Печерской Лавры, и она, не имея особой веры, не причащаясь, просто посещала молебны у мироточивых глав в Дальних пещерах и молебны у преподобного Агапита Печерского. Ей нравилось иногда постоять в церкви. И именно в Лавре на молебне накануне дня операции воцерковленные знакомые подсказали ей взять благословение у священника. После молебна какая-то женщина посоветовала Нине еще раз обследоваться, и та обратилась в областную больницу на Ломоносова, где предложили попробовать безоперационное лечение. Родственникам Нина сказала, что у нее незначительное воспаление, и нужно всего лишь немного подлечиться. Доверить свою беду смогла только куму – священнику. Посоветовалась с ним, что делать, и он принес Нине акафист святителю Феодосию Черниговскому, сказал читать. Она и не знала, что такое акафисты, а этот читала больше года.

http://pravmir.ru/zhenshhina-istselilas-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Киево-Печерская лавра – не единственная цель украинских погромщиков Песня о России стала поводом для антицерковного погрома на Украине 03.12.2022 739 Время на чтение 7 минут Фото: © Global Look Press/Keystone Press Chuzavkov Источник: ren.tv Майданный режим с подачи западных кураторов изначально собирался захватить Киево-Печерскую лавру и отдать ее раскольникам, заодно вообще запретив каноническое православие на Украине. Сейчас, похоже, ко всему этому власти приступили вплотную. Организаторам погрома УПЦ МП нужно было запастись терпением и ждать годами, поскольку истинная их цель – это не столько контроль над лаврой, сколько контроль над сознанием народа Украины, это изменение религиозной и культурной самоидентификации людей. Просто выкинуть монахов из печерских холмов и запустить туда банды раскольников киевские власти могли еще в момент победы госпереворота в феврале 2014 года, однако в ту пору такой шаг принес бы им огромные политические и духовные минусы. Новый режим тогда еще не окреп, не получил достаточной социальной базы для своей поддержки, поэтому и начинать свое существование со столь откровенного надругательства над святыней миллионов людей, над живущими там священнослужителями он не стал. К тому же (анти)церковный раскол ПЦУ в ту пору еще не прикрылся фиговым листком беззаконного признания стамбульского патриархата, поэтому отдавать лавру столь откровенным жуликам и нацистам в рясах было совсем не комильфо. Да и народ тогда еще в значительной степени был чужд идеям украинского национализма и мог очень массово встать на защиту древнерусской святыни. Поэтому властям нужно было сначала придать иллюзию легитимности и себе, и расколу, раздуть русофобию и антихристианство до значительных величин, а уж потом приступать к варварской операции искоренения православия путем его замены оккультно-политическим эрзацем раскола. И вот теперь погромщики приступили к делу. Поводом было избрано " страшное-престрашное " видео из лавры, где церковный хор, как иногда бывает, пел духовные песни после богослужения. Одна из них была очень крамольной в глазах СБУ, и поэтому ее исполнение радостно записал специально засланный в лавру раскольник-стукач, написавший по этому поводу публичный донос.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/03/kievop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010