Но пришли на помощь питерские купцы Елисеевы. Они не поскупились в средствах. Строительство здания длилось три года. Построен оно в исконно русском стиле. Церковь имела три престола: основной - Петра и Павла, слева - Сергия и Германа, справа- во имя Успения Анны. Главный иконостас был двухъярусным, а в боковых приделах иконостасы одноярусные. В 1946 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в республике Карелия, в Сорталава претерпел разорение. Его реставрация началась только в 2002 году. Алтарь Никольского храма был обновлен, Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом был совершен чин освящения престола восстановленной церкви. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Существовавшая ранее Петропавловская церковь в г. Сердоболе (г. Сортавала, до 1918 г. Сердоболь). Находящаяся в городе Петропавловская церковь устроена в 1785 г. иждивением здешних купцов и прочих обывателей. Город Сердоболь, Сортавала тож, получил значение города в 1651 г., а прежде это было торговое местечко или слобода. Между тем, уже в начале XVI в. существовала здесь церковь во имя св. Николая Чудотворца, принадлежавшая к карельскому округу. Церковь эта построена во время шведского владычества, как видно из находящейся на одном колоколе шведской надписи: «Soli Deo gloria, anno 1680; Gloria in excelsis; me funderal Holmiae (Стокгольм)». Она находилась на острове, находящемся в 2 верстах от города, называемом Реккала или Греккала (жилище греков или грекороссиян). К приходу Николаевской церкви еще в XV в. принадлежало до 30 ближайших карельских деревень, ныне состоящих частью в Сердобольском, частью в деревенских карельских приходах. Была еще когда-то здесь походная полковая церковь, стоявшая на мысе Ладожского озера, называемом Ляппяярви, там, где прежде была лютеранская церковь и кладбище. Прежняя Петропавловская церковь построена в 1785 г. из дерева, на каменном, из булыжника основании и обшита тесом. По внешности она представляет вид креста; потолок ее ровный, без купола, снаружи нет карнизов и каких-либо украшений.

http://sobory.ru/article/?object=00887

Священномученик Гермоген ( Долганев ), епископ Тобольский и Сибирский – 29 июня. – С.47. Когда-то, будучи ректором Тифлисской духовной семинарии, этот человек исключил из числа студентов Иосифа Джугашвили, впоследствии всесильного Сталина. Несговорчивый и твердый в своих убеждениях, он не раз совершал поступки, которые приводили к неприятным для него последствиям. Еще до революции за отстаивание своих независимых взглядов, шедших вразрез с мнением некоторых членов Синода и государя, епископ был удален из столицы, уволен от управления епархией и отправлен в монастырь. После февральской революции его назначили епископом Тобольским и Сибирским. Но владыка Гермоген по-прежнему не шел на компромиссы с правительством, а после издания декрета об отделении Церкви от государства одним из первых осмелился во всеуслышание заявить о том, что декрет означает начало гонений, и открыто встал на сторону оппозиции – не как политик, а как христианский пастырь, протестующий против закрытия храмов и преследования священнослужителей. Вскоре был арестован, посажен на пароход, следовавший в Тобольск, и в ночь с 15 на 16 июня 1918 года вслед за священником Петром Карелиным сброшен в реку с камнем на шее. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых. Врач и служитель . Памяти священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Фото из архива автора//Фома. - – июнь 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). 11 июня Русская Православная Церковь празднует память священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) (1877-1961), архиепископа Симферопольского и Крымского. Как пишет игумен Дамаскин: «Подобно своему небесному покровителю, апостолу Луке, он был врачом и продолжателем апостольского дела; он проповедовал подобно апостолу Павлу спасительное слово Христово не только в храме Господнем, но и в тюремных узах, и в ссылках, и друзьям, и гонителям, и поддерживаемый доброжелателями, и терпя скорби от лжебратии. Он принадлежал к тем исключительно значимым для народа людям, которые не могут делать что-либо лишь для себя одних, … но стараются найти то, …что будет полезно для всего общества. Это – строители, делатели, смело выходящие на ниву жизни по призыву Господню. На десять, данных им от Бога талантов они возвращают другие десять. И это – воплощенный евангельский образец для всех нас».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-62-i...

Ещё 23 февраля 1918 года главком финской армии генерал К. Г. Маннергейм заявил, что «не вложит меч в ножны, пока не будет освобождена от большевиков Восточная Карелия». 15 марта Маннергейм утвердил так называемый «план Валлениуса», предусматривавший захват российской территории по «трем перешейкам», т.е. до линии Белое море — Онежское озеро — река Свирь — Ладожское озеро. При этом Финляндии отходили также область Кольский полуостров, а Петроград должен был получить статус «вольного города» наподобие Данцига. В тот же день финляндский главком отдал приказ экспедиционным отрядам из добровольцев выступить на завоевание Восточной Карелии. 15 мая 1918 года правительство Финляндии объявило войну Советской России В 1920 году между Советской Россией и Финляндией был заключен мир, но еще в 1921-22 гг в восточной (российской) Карелии происходили бои с финскими добровольцами, оказывавших поддержку местным белым восстаниям. Маннергейм и после финских неудач в Карелии оставался ведущей фигурой в Финляндии, даже в те периоды, когда он не занимал государственных постов. В Финляндии существовал культ личности Маннергейма. День его рождения – 4 июня, отмечался как государственный праздник. В этот день проходил военный парад, Маннергейм шагал по дороге, усыпанной лепестками роз (в самом буквальном смысле), затем следовал торжественный прием на несколько сотен человек в его официальной резиденции в Кайвопуйсто. Амбиции ряда финских деятелей шли дальше линии трех перешейков. Самые влажные финские мечты изложены в одной песне 1926 года: Uraliin, taakse sen,/juoksee vanjat kuuluu vinha läiske tossujen./Uraliin, Uraliin/nyt on kimpussa jo itse Suomikin. "http://" За Урал восвоясь/Комиссары трепеща бегут, мешая грязь.//На Урал, на Урал,/сейчас атакует уже сама Финляндия " . Как и прибалты, финны считали себя частью западной цивилизации. Так, в частях, проходивших пограничную службу на границе с Советским Союзом, в 1926 году появился обычай «крещения в Граничной реке» (как называли реку Сестру).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/12/...

Новый стиль был принят в употребление в Сортавале, Тайпале, Иломантси, Суйстамо, Салми, Мантисаари и некоторых других приходах. В следующем году такое же решение приняли в Суоярви и Аннантехдас. Подали прошение о переходе на новый стиль приходы Турку, Лаппеенранта и Кякисалми, но епископ Серафим отказал им на том основании, что это были русские приходы. Постепенно в некоторых приходах стало нарастать недовольство переходом на новый стиль, ведь зачастую решение принималось не единогласно. Наиболее сильные споры по этому вопросу разгорелись в Салми, Мантисаари и Суоярви 16 . В вопросе о календарном стиле, как и в вопросе о каноническом положении, церковное руководство было разделено на национальную группу и “русофилов”, стремившихся к сохранению связей с Русской Православной Церковью. Первые были сторонниками перехода на новый стиль, вторые были склонны сдерживать это явление, сомневаясь в его каноничности. Разрешая смену календарного стиля в 1917 г., епископ Серафим в то же время призывал духовенство принимать в расчет и пожелания сторонников старого стиля, особенно там, где оппозиция григорианскому календарю была сильна. Во многих приходах праздничные богослужения совершались два раза, по новому и по старому стилю 17 . После принятия Положения от 26.11.1918 позиции национального направления укрепились, так как его представители были назначены правительством на главные должности во вновь созданном Церковном Управлении, кроме того, государство приобрело большое влияние на дела Церкви. Члены Церковного Управления усматривали причину сопротивления григорианскому календарю в финно-язычной Приграничной Карелии в агитационной работе “русофилов” и низком образовательном уровне жителей этого региона. Вообще дискуссия по календарному вопросу часто уходила в сторону. Так, Церковное Управление использовало ее как повод, чтобы обвинить епископа Серафима в русофильстве и в то же время откреститься от наследия русификации периода угнетения. Между тем на споры по календарному вопросу обратило внимание государство. К 1921 г. ситуация сложилась довольно острая, продолжались споры в приходах. Церковно-учебное министерство вынесло вопрос о переходе на григорианский календарь на заседание правительства 26.1.1921 г. Активизацию позиции правительства Фриландер связывает с вопросами оборонной политики. Обострение календарных споров в Приграничной Карелии, по мнению правительства, могло вести к дестабилизации ситуации в регионе, который граничил с Советской Россией и в котором совсем недавно осело множество беженцев из советской Карелии, а охрана государственной границы была далека от идеала 18 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Олонецкая губерния оказалась в стороне от экономических центров развития — как Финляндии, так и Санкт-Петербурга. Подъем 1890-х годов и начала XX века почти не затронул губернию, наоборот, из промышленности петровских времен сохранился лишь Александровский завод, да и он еле выживал. Не работал и основной драйвер развития России второй половины XIX века — железные дороги. Частная Олонецкая железной дороги из столицы в Петрозаводск начала строиться только весной 1914 года. Однако именно тогда стало очевидным стратегическое значение и новой дороги, и Карелии в целом. Начавшаяся Первая мировая война блокировала Балтийское море, и новый порт — Романов на Мурмане, стал самым удобным для доставки грузов из стран-союзников. К нему, через карельские леса и скалы, протянули Мурманскую железную дорогу, достроенную в 1916 году. Карелия внесла уникальный вклад в мировую культуру как хранительница древней народной поэзии. Большинство рун «Калевалы» были собраны Элиасом Леннротом в Карелии, как в восточной части Княжества Финляндского, так и в Олонецкой губернии. Что же касается древнерусских былин, то в Московской губернии их было собрано 3, в Саратовской — 10, в Архангельской — 34, в Олонецкой — около 300. 6 От Трудовой коммуны до Карело-Финской ССР Следствием независимости Финляндии в 1917 году стал раздел Карелии. Выборгская губерния, как составная часть Великого княжества, стала финской территорий. После короткой, но кровавой гражданской войны 1918 года на всей территории страны, от Турку до Кегскольма-Корелы, происходило не только уничтожение «красных», но и дерусификация. Земля четырех войн: как шла борьба за Карелию в XX веке Административно-территориальные решения большевиков объясняет инициатива деятеля компартии Финляндии Эдварда Гюллинга, эмигрировавшего после поражения красных финнов. В 1919 году он направил Ленину «Предложение о Карельской коммуне». Гюллинг рекомендовал создать полугосударственное образование, сам факт существования которого не даст Финляндии претендовать на Восточную Карелию и сформирует плацдарм для будущей пролетарской революции в Финляндии и Скандинавии. Гражданская война, в которой финская красная гвардия некоторое время удерживала основные города страны, создала у большевицкого руководства иллюзию, что такая революция реальна. Так на финской границе появилась автономия, задачей которой было, как минимум, демонстрировать соседнему «буржуазному» государству успешную социалистическую модель развития, а при определенных обстоятельствах и присоединить Финляндию.

http://sever.foma.ru/karelija-nerusskij-...

К этой биографии можно прибавить, что Фейга (Фелицата) еще в Тобольске вновь вышла замуж за комиссара Арсения Никифорова, впоследствии убитого, затем перебралась вслед за отцом и сыном Ренделями в Ленинград, где и работала в РНБ, а уже 1926 году вышла замуж (в третий раз) за Михаила Леонидовича Киселевича и переехала в Москву. В Москве Фелицата заведовала зубоврачебной секцией Облздравотдела, затем — зубоврачебной же секцией министерства здравоохранения, где была также секретарем парткома министерства. Выйдя на пенсию (по состоянию здоровья), занимала должность секретаря Общества старых большевиков. Умерла Фелицата Лазаревна в июне 1953 года. Ее супруг М.Л. Киселевич, член КПСС с 1917 года, член Общества бывших политкаторжан, персональный пенсионер Союзного значения скончался 5 сентября 1966 года в Москве в возрасте 91 года. После поражения войск Колчака в Тобольске вернулся к своей работе и Анатолий Саввич (бывший Навтолий Шаевич) Рендель, ставший с 20 марта 1920 года первым заведующим советского Улескома. В сентябре 1921 г. Рендель с сыном Лазарем уехал в Петроград, где и умер в 1938 году 78 лет от роду. Его и Марии Лейзеровны сын — Лазарь Анатольевич, оставивший нам «Воспоминания», в 1930 году окончил Ленинградский институт советского строительства и права. Работал в прокуратуре в Карелии и в Ленинграде (с 1934 г.). Участник Великой Отечественной войны. Был ранен. С 1942 года член КПСС. После войны работал юристом в Ленинграде в исполкоме и адвокатуре. А что же стало с врачом-стоматологом, лечившим зимой 1917—1918 гг. зубы последнему Русскому Императору? К сожалению, ее судьба трагична. Летом 1917 года М.Л. Рендель входила в состав Комитета помощи бывшим политкаторжанам, передавая значительные денежные суммы из личных средств. Более того, некоторые бывшие каторжане квартировали в доме Ренделей. 18 июня 1918 года в Тобольск вошли передовые части созданной по распоряжению Временного Сибирского правительства Западно-Сибирской Белой армии при поддержке чехословацкого корпуса. Красные поспешно бежали. Покинула Тобольск и сестра Рендель Фелицата с комиссаром Никифоровым.

http://pravoslavie.ru/112242.html

Если на подступах к Ленинграду финны, упрощенно говоря, вернули утраченное, то в Карелии они вышли далеко за прежнюю границу. В начале сентября пал Петрозаводск. К концу года финская армия пересекла Беломорканал в Медвежьегорском районе. Фронт стабилизировался на трех перешейках: Карельском, территории между Ладожским и Онежским озерами и к северу от Онеги. 10 июля Маннергейм издал приказ 3, в котором повторил «клятву меча» и обозначил территориальные претензии своего государства: «В ходе освободительной войны 1918 года я сказал карелам Финляндии и Беломорской Карелии, что не вложу меч в ножны до тех пор, пока Финляндия и Восточная Карелия не станут свободными… Двадцать три года Беломорская и Олонецкая Карелия ожидали исполнения этого обещания… Солдаты, ваша победа освободит Карелию». «Война-продолжение» породила новые пропагандистские песни, уже финские. «Нет, Молотов!», хотя и посвящена Зимней войне, была создана в 1942 году. Тогда же появилась песня «Аня из Олонца», про девушку, которая отказала политруку и комиссару и дождалась финского воина. Самая хвастливая композиция называлась «На Урал!». В ней говорилось, что русские убегают на Урал и дальше, скрипя валенками, а США не могут помочь союзникам, так как их флот уничтожили японцы. Возможно, название этой песни способствовало появлению легенды о Великой Финляндии до Урала. Оккупация Карелии продолжалось почти три года. Одним из самых трагических явлений этого периода стали переселенческие лагеря — места массового заключения славянского населения региона (после окончания войны финские власти предполагали изгнать русских из страны). В них от жестоких условий содержания, в первую очередь от голода, умерло больше четырех тысяч человек. Оккупационные власти не скрывали сегрегацию по национальному признаку и того, что Карелия предназначена лишь для карелов и финнов. 1 октября 1941 года. Финский флаг над железнодорожным вокзалом Однако союз с Гитлером удачи не приносит. К 1944 году Ленинградский и Карельский фронты сконцентрировали достаточные силы, чтобы в июне прорвать финскую оборону и на Карельском перешейке и форсировать Свирь. В августе финские войска смогли стабилизировать фронт западнее Выборга, но ценой переброски большинства подразделений из Карелии, к тому времени почти полностью освобожденной советскими войсками.

http://sever.foma.ru/zemlja-chetyreh-voj...

За годы своего существования Преображенская церковь неоднократно подвергалась ремонту и реставрации. В 1759 году были поновлены «небеса» и выполнен новый тябловый иконостас, переделаны клиросы и солея. В 1818 году бревенчатые срубы снаружи были обшиты тёсом, а с 1822 года началась обивка глав церкви кровельным железом. Во время ремонта 1870 года наружные стены были обшиты «новыми пилёными досками», вся церковь окрашена масляной краской. Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (сектор " Русские Заонежья " ) Проезд: От Петрозаводска на теплоходе " Комета " на Великую Губу до пристани Кижи, от причала пешком на юг 1к Успенская церковь (Кондопога) [ править править код ] Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Нынешний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса». В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году. Адрес: Россия, республика Карелия, г. Кондопога Подробнее... Смоленский собор (Олонец) [ править править код ] Смоленский собор города Олонца освящен в 1830 году. После революции собор оказался в полуразрушенном состоянии. Он потерял все свои высотные части — от колокольни до глав и служил кинотеатром, а с 1974 года — музеем. Вход в здание был сделан с востока, для этого в алтарной части прорубили дверь.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Первый день заседаний Заседание Учредительного собрания в Таврическом дворце 5–6 января 1918 г. Утром 5 (18) января в Таврический дворец прибыло 410 депутатов. По предложению большевика Скворцова-Степанова депутаты спели «Интернационал». Воздержались от пения лишь кадеты и часть представителей национальных фракций, так что значительное большинство Собрания – большевики и меньшевики, правые и левые эсеры – этим пением объявили стране и миру и о «кипении» своего «возмущенного разума», и о решительном намерении «разрыть» (именно такой была первая редакция русского перевода вместо позднейшего «разрушим») «до основанья» старый мир «насилья» и построить «новый мир», в «котором кто был ничем, тот станет всем». Спор был только о том, кому предстояло разрушать старый мир и строить новый – партии революционных террористов (эсерам) или большевикам. Открыл заседание Учредительного собрания большевик Я.М. Свердлов, занимавший должность председателя ВЦИК. В своем выступлении он выразил надежду на «полное признание Учредительным собранием всех декретов и постановлений Совета народных комиссаров» и предложил принять написанный В.И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в котором форма государственного правления в России обозначалась как «республика советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». В проекте воспроизводились также основные положения принятой II съездом советов резолюции о мире, об аграрной реформе и рабочем контроле на предприятиях. Левые эсеры и большевики предложили избрать председателем Всероссийского учредительного собрания М.А. Спиридонову. За нее проголосовало 153 депутата. Большинством в 244 голоса председателем Собрания избран был В.М. Чернов. В первый и оказавшийся последним день заседаний Собрания выступили эсеры В.М. Чернов, В.М. Зензинов, И.И. Бунаков-Фондаминский (впоследствии принявший Православие, погибший в Освенциме и канонизированный Константинопольской Патриархией), левые эсеры И.З. Штейнберг, В.А. Карелин, А.С. Северов-Одоевский, большевики Н.И. Бухарин, П.Е. Дыбенко, Ф.Ф. Раскольников, меньшевик И.Г. Церетели.

http://pravoslavie.ru/109960.html

Лит.: Гадзяцкий С. Карелы и Карелия в Новгородское время. Петрозаводск, 1941; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Мусин А. Е. Становление Обонежского ряда в IX-XIV вв.//Тихвинский сборник. Тихвин, 1988. Вып. 1: Археология Тихвинского края. С. 43-48; он же. Становление Православия в Карелии (XII-XVI вв.)//Рябининские чтения-95. Сб. науч. докл.: Ист.-археол. аспект. Петрозаводск, 1997; он же. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002 (по указ.); Шахнович М. М. Культовый комплекс на горе Воттоваара//Вестник Карельского краевед. музея. Петрозаводск, 1994. Вып. 2. С. 26-35; Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Др. Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: (Ист.-археол. очерки). СПб., 1997 (по указ.); Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.). Петрозаводск, 1999; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть ХХ в.). М., 1999; История Карелии в док-тах и мат-лах. Петрозаводск, 2000; Пулькин М. В. Старообрядческие наставники из Финляндии и их деятельность в Олонецкой епархии (2-я пол. XIX в.)//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы науч. конф. M., 2000. C. 174-180; он же. Православный приход и власть в сер. XVIII - нач. ХХ в.: (По мат-лам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001; Яловицина С. Э. Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: Канд. дис. Петрозаводск, 2006; Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Канд. дис. СПб., 2006; Очерки истории Православия в Карелии. Петрозаводск, 2008; Ружинская И. Н. Старообрядчество в этноконфессиональном пространстве Карелии//Карелия на этнокультурной и полит. карте России: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Респ. Карелия. Петрозаводск, 2010. С. 133-137; она же. Старообрядческие локусы на территории Олонецкой губ. во 2-й пол. XIX в.//Народ, разделенный границей: Карелы в истории России и Финляндии в 1809-2009 гг.: Эволюция нац. самосознания, религии и языка. Петрозаводск, 2011. С. 37-56.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010