Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великая Финляндия и Зимняя война 1939 года О связях финских фашистов и украинских националистов 07.12.2021 738 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК Иллюстрация: ФСК В последний день ноября 1939 года Красная армия вступила в войну с Финляндией (Зимняя война). Эта война до сих пор используется в пропагандистском противостоянии Запада с Россией, в том числе на фоне событий, происходящих в Донбассе. Западные и украинс кие СМИ позволяют себе сравнивать ситуацию Финляндии 1939-1940 гг. с войной на Украине, подчёркивая необходимость для ВСУ учитывать финский опыт войны с Россией. Официальная финская историография рассматривает события Зимней войны, что называется, с середины – с непосредственного обострения советско-финляндских отношений в 1938-1939 гг. За кадром намеренно оставляют то, что предшествовало этому обострению, а именно вторжения финских вооружённых отрядов в советскую Карелию в 1918-1920 и 1921-1922 гг. в рамках реализации доктрины «Великой Финляндии», претендовавшей на Карелию, Кольский полуостров и территорию нынешней Ленинг радской области. Финский президент Ристо Рюти хотел уничтожить Ленинград, о чём доверительно сообщал Гитлеру в 1938 году: " Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать " . В конце 1930-х Финляндия заимствовала у нацистской Германии идеологические принципы построения радикального государства, скрещивая их с лозунгами финского национализма. После гражданской войны 1918 г. в Финляндии запретили коммунистическую идеологию, а коммунистов сажали в тюрьмы и убивали. Подавлением инакомыслия занимались боевики шюцкора – парамилитарных формирований, участвовавших в предыдущих войнах с Советской Россией. Рюти говорил о жизненном пространстве Финляндии по аналогии с гитлеровским Lebensraum. Появились финские фашистские организации – Лапуаское движение (от названия дер. Лапуа, где оно было учреждено), женское движение " Лотта Свярд " , детско-молодёжная организация Sinimustat ( " сине-чёрные " – цвета итальянского фашизма и испанского фалангизма).

http://ruskline.ru/opp/2021/12/07/velika...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Финляндия поднимает вопрос об Ингерманландии Финны-ингерманландцы используются как информационное оружие против России 16.11.2021 670 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК Фото: ФСК Ингерманландские финны – субэтнос финского народа, населявший территорию нынешней Ленинг радской области и прилегающие регионы. Сюда их переселили в XVII в. владевшие Финляндией шведы для колонизации захваченных у России земель. Получив независимость из рук советского правительства, Хельсинки тут же попытался реализовать проект Великой Финляндии, дважды вторгаясь в советскую Карелию и Архангельскую губернию – в 1918 и в 1921 годах – и создавая там марионеточные правительства. Ингерманландцев финские власти рассматривали как идеологическую базу для закрепления данных земель за Финляндией. Наличие в приграничных российских губерниях финно-угорского населения служило оправданием для вооружённых рейдов финских отрядов вглубь советской территории в 1918-1921 гг., получивших в финской историографии благородное название «братские войны». Дескать, финские добровольцы воевали за суверенитет своих братьев по крови – карелов, эстонцев, ижорцев, коми. Откровенно враждебная политика по отношению к СССР стала причиной разгрома Финляндии в «зимней войне» 1939-1940 гг. Напав на СССР вместе с Гитлером в 1941 году, финская армия опять сделала ставку на ингерманландцев, рассчитывая на их поддержку изнутри. И в некотором отношении не ошиблась. В сборнике Национального музея Финляндии «Ингерманландцы – забытые финны», изданном на русском языке в 2020 г. для одноимённой выставки о «сталинских репрессиях», содержатся рассказы ингерманландцев, воевавших на стороне Гитлера. Эти гитлеровские сообщники представлены в сборнике в образе невинных жертв сталинского режима. Вот цитата : «Юхо Саволайнен приехал в Финляндию в 1943 году из оккупированной Германией Ингерманландии в числе 63 тыс. эвакуированных ингерманландских финнов. В Финляндии 18-летний юноша принял присягу и сражался во время Второй мировой войны против Советского Союза». После войны финский фашист отсидел десять лет в советских лагерях, в Финляндии он причислен к «невинно репрессированным» и доживает свой век в доме престарелых.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/finlya...

70-летие расстрела священника Павла Флоренского и 508 узников Соловецких лагерей отметили в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Москва, 10 декабря 2007 г. 8 декабря, в день 70-летия расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Расстрел 509 узников — одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937 — начала 1938 годов. Среди расстреляных 8 декабря 1937 года под Ленинградом был и выдающийся мыслитель и богослов, ученый-энциклопедист священник Павел Флоренский, сообщает Патриархия.ru. Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше. Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А. Апетера. Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27 октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска. Группу из 509 человек привезли в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.

http://pravoslavie.ru/25162.html

В Санкт-Петербурге и Ленобласти почтили память о. Павла Флоренского и 508 узников Соловецких лагерей, растрелянных 70 лет назад Санкт-Петербург, 10 декабря 2007 г. В день 70-летия массового расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, 8 декабря, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Это убийство Соловецких узников – одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937-начала 1938 годов. В августе 2007 года исполнилось 70 лет с начала репрессий, уничтоживших десятки тысяч людей, среди которых представители национальных элит, проживающих на территории СССР. Особое место среди расстрелянных в 1937-1938 годах  – многотысячная группа православных священнослужителей. 8 декабря исполнилось 70 лет со дня расстрела под Ленинградом выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского, собщает Благовест-инфо. Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше. Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А. Апетера. Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска. Группу из 509 человек привезли  в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.

http://pravoslavie.ru/25156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Н. Дурново. Фотография. Нач. XX в. Дурново Николай Николаевич (23.10.1876, дер. Парфёнки (Парфёнково) Рузского у. Московской губ.- 27.10.1937, близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск), Карелия), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог. Род. в семье церковного публициста и издателя Н. Н. Дурново-старшего. В 1895 г. окончил 6-ю московскую гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та, учился у Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова . В 1899 г., по окончании курса с дипломом 1-й степени, Д. был оставлен на кафедре рус. словесности для подготовки к магистерскому экзамену. В 1904 г. стал приват-доцентом Московского ун-та, в 1910 г. перешел в Харьковский ун-т. В 1918-1921 гг. являлся профессором Саратовского ун-та, в 1922-1924 гг.- Московского ун-та, в 1924 г. избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1924-1928 гг. работал в Чехословакии, изучал закарпатские говоры и в качестве профессора-гостя в ун-те им. Масарика в Брно читал курс лекций по истории рус. языка. После возвращения в СССР в 1928-1930 гг. работал в Минске, в 1928 г. был избран действительным членом новоучрежденной Белорусской АН. В связи с развязанной против Д. идеологической кампанией, приведшей к его исключению из АН Белоруссии, уехал в Москву, где не смог получить постоянную работу. Арестован в 1933 г. по сфабрикованному обвинению в создании контрреволюционной орг-ции «Российская национальная партия» («дело славистов»). В 1934 г. осужден на 10 лет, сослан на Соловки, в 1937 г. был повторно осужден и расстрелян. В первые годы после окончания ун-та главные исследовательские интересы Д. были сосредоточены на изучении древнерус. лит-ры и фольклора. В 1900-х гг. Д. издал ряд древнерус. памятников: «К истории сказаний о животных в старинной русской литературе» (Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. М., 1902. Т. 3. С. 45-118), ««Приветство брачное» Сильвестра Медведева» (ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 303-350), «Повесть о старце, просившем руки царской дочери» (Новый сб. статей по славяноведению: Сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 344-357), «Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе» (Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 54-152, 319-326) и др. Соч. «Материалы и исследования по старинной литературе. Вып. 1: К истории Повести об Акире» (М., 1915) в 1916 г. было защищено Д. как магистерская диссертация.

http://pravenc.ru/text/Дурново.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории Православной Церкви Финляндии (комментарий в свете веры) Хельсинки Православная Церковь в независимой Финляндии (1918-1930-е гг.) В. И. Мусаев, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН На территории, вошедшей после 1917 г. в состав независимого Финляндского государства, распространение православия началось еще в период Средневековья. Согласно летописным данным, основание православного прихода в Кореле (Кексгольме), старейшего в Западной Карелии, относится к 1220-м гг. На основной территории Финляндии, находившейся до начала XIX в. в числе шведских владений, православное население было незначительным. В результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. Финляндия получила статус автономного великого княжества под властью российского императора. Спустя 2 года к ней была присоединена Выборгская губерния с православным карельским и русским населением. В XIX — начале ХХ в. в крупных финских городах (Хельсинки, Турку, Тампере, Куопио, Йоэнсуу и др.) в результате роста русского населения были образованы православные приходы. В 1892 г. учреждена самостоятельная Финляндская епархия во главе с архиепископом Финляндским и Выборгским. Резиденция архиепископа находилась в Выборге, там же располагалась Финляндская духовная консистория (1). К 1917 г. паства Финляндской епархии насчитывала до 65 тыс. человек. В стране существовало 29 православных приходов. Из них 14 объединяли карельское население сельских приходов Приграничной и Приладожской Карелии, примерно 48 тыс. человек. В остальных 15 приходах, в основном городских, на Карельском перешейке из 17 тыс. прихожан почти 90% составляли русские. По количеству православных церквей и приходов Финляндия далеко превосходила другие неправославные страны Европы. Клир епархии включал в себя 40 приходских священников, 12 диаконов и некоторое число псаломщиков (2). На территории Финляндии находились 3 православных монастыря: Валаамский Спасо-Преображенский — одна из крупнейших и богатейших русских обителей, Коневский в честь Рождества Богородицы (и тот и другой были расположены на островах Ладожского озера) и женский Линтульский, основанный в конце XIX в. на Карельском перешейке.

http://sedmitza.ru/text/413627.html

Сортировать по Исключить новости Финляндская православная Церковь и государство: формирование социальных практик в отношениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 25 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Православие в Финляндии имеет глубокие исторические корни. Оно стало проникать туда примерно с Х II века. В середние века юго-восточная Финляндия и Карелия были полем борьбы Швеции и Новгорода (затем — единого русского государства). Одним из аспектов этой борьбы было противостояние западной (католичество, с XVI века — лютеранство) и восточной ветвей христианства. В 1227 г. князем Ярославом Всеволодовичем было осуществлено принудительное крещение карелов в Православие 1 . По Ореховецкому договору 1323 г. сферы влияния были разделены и закреплены за противоборствующими сторонами. Православие стало важным фактором развития карельского народа. В XVII веке шведами были заняты Приладожская Карелия и Карельский перешеек. Насильственное насаждение там лютеранства вызвало переселение большого число карелов в Россию 2 . В XVIII веке Россия вернула себе северное Приладожье и перешеек. К тому времени они были освоены финскими переселенцами-лютеранами. Лишь в Выборгской губернии оставались районы с компактно проживавшим православным карельским населением. Лютеранские приходы, находившиеся на этой территории, сохранили свои организационно-канонические связи с заграничной финляндской епархией. Одновременно создавалась православная монастырско-приходская система, связанная с Санкт-Петербургом 3 . В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Финляндия была присоединена к Российской империи в качестве автономного княжества. Вскоре в его состав была введена Выборгская губерния, так называемая Старая Финляндия. Карельское население составило этноконфессиональное меньшинство населения княжества. Кроме карелов, некоторую часть православного населения составляли русские, селившиеся в Финляндии. К концу XIX века на территории княжества была образована самостоятельная епархия Русской Православной Церкви. К 1918 г. она насчитывала более 58000 членов, из которых финнов 51000, русских — 7000. Позже к православным приходам было приписано несколько тысяч русских эмигрантов 4 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/Каллист ...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге Факты против домыслов 17.08.2018 2186 Время на чтение 3 минуты Поджог одной из жемчужин русского деревянного зодчества - церкви Успения Божией Матери в карельском городе Кондопога стал шоком не только для жителей города и Карелии, но и для всех граждан России, любящих русское искусство и русскую историю. Поджог умышленный. Преступник задержан. Им оказался подросток, увлекающийся сатанизмом. Эта трагедия требует общественного внимания и осмысления. Вместе с тем, по обыкновению, в некоторых СМИ и в соцсетях появляются всякого рода спекуляции на эту тему. Некоторые договариваются до того, что в произошедшем винят местные церковные власти, что является либо результатом невежества, либо откровенной клеветой. Ведь сгоревшая Успенская церковь в Кондопоге, будучи памятником Федерального значения (построена в 1774 году) и заонежской деревянной архитектуры, являлась филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Сразу после революции, в 1918 году, Успенская церковь, благодаря стараниям И.Грабаря, была взята под охрану государства. Службы в ней продолжались до 1930 года. Потом она была закрыта, а последний священник храма - о. Иоанн Лядинский - принял мученическую кончину, был расстрелян в 1937 году. Храм, и это важно подчеркнуть, не находился в собственности Русской Православной Церкви. Последнее богослужение в церкви было совершено в августе 2015 года на праздник Успения Божией Матери. Администрация музея разрешила его совершить в виде исключения в связи назначением нового Главы Карельской митрополии митрополита Константина. Газета «Карелия» в 48 от 16 августа 2018 года в заметке «Живопись неба уничтожил огонь» довольно объективно излагает обстоятельства дела. Приведем текст заметки полностью. «10 августа в Кондопоге сгорел самый высокий 42-метровый деревянный храм Русского Севера. Тушили Успенскую церковь около двух часов, но спасти памятник заонежской деревянной архитектуры не удалось.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/17/o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства (см. Кексгольмское и Ладожское вик-ство ). Названо по г. Корела (с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск). Судя по титулу главы К. в.: «епископ Корельский и Орешецкий» (ИРИ. Ч. 1. С. 85) - название кафедры отсылало к самостоятельной Корельской и Орешской епархии . (Н. Н. Дурново именует К. в. Корельским и Ладожским, указывая, что оно существовало с 18 янв. 1685 по 28 мая 1763, т. е. объединяет его с Кексгольмским и Ладожским вик-ством: Дурново. 1898. Т. 3. С. 332.) Предпосылки учреждения К. в. связаны с тем, что после завоевания Корельского у. Швецией в 1617 г. значительная часть правосл. карел не захотела переселяться вглубь России и требовала церковного устроения. Религ. политика шведов поначалу была нацелена на предотвращение оттока податного населения края. Швед. посол Густав Стенбок в 1618 г. привез в Москву ходатайство, чтобы игумены, священники и диаконы для правосл. церквей поставляемы были Новгородским митрополитом. В авг. 1619 г. Новгородский митр. Макарий II в особой грамоте писал корельскому духовенству: «Не отреваю вас приходити ко мне и по превосходящему нашему чину благословение и продление во всяких духовных делах от нас приимати, и антиминсы и вся, яже церквам Божиим в лепоту, подавати вам хотим» (ААЭ. Т. 3. 108. С. 147-148). Русское правительство с позволения шведского помогало карелам возводить и освящать новые храмы, переправляло им миро и др. Однако вскоре шведы приступили к политике лютеранизации карел. В Стокгольме действовала рус. типография (20-е гг. XVII в.- ок. 1683), печатавшая кириллицей на русском и карел. языках Катехизис М. Лютера ; выучившим его православным назначались награды. Пасторы поощрялись за проповеди на рус. языке, склонявшие к переходу в лютеранство. Со временем натиск усиливался. У дворян, сохранявших отеческую веру, отбирали имения. Карел, не говоривших по-русски, причисляли к лютеран. приходам и вынуждали участвовать в содержании пасторов. В кон. 20-х гг. XVII в. поднялась волна тайного бегства карел на сопредельные рус. земли. В 1638-1639 гг. власти пресекли авантюристическую попытку бывш. архиеп. Афиногена (Крыжановского) создать правосл. епархию в Ингерманландии и Карелии, подчинив ее К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/2057252.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010